Реферат по предмету "Финансовые науки"


Инвестиционный потенциал и расширение форм привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

Содержание
Введение
Глава 1. Инвестиционный потенциал
1.1 Понятиеинвестиций и инвестиционного потенциала
1.2 Виды инвестиций
1.3 Характеристика инвестиционного потенциала экономики
1.4 Рольинвестиционного потенциала
1.5 Препятствия на пути инвестиций
Глава 2. Иностранныеинвестиции в экономике РФ
2.1 Виды иностранных инвестиций
2.2 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
2.3 Основные страны инвесторы. Анализ притока иностранныхинвестиций в экономику России за 2009 год
Глава 3. Расширение форм привлечения иностранных инвестиций
3.1Инвестиционный потенциал регионов России
3.2 Формы привлечения иностранных инвестиций
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Материальнойосновой обеспечения динамики социально-экономического развития являетсяинвестиционный потенциал, количественные и качественные характеристики которогоотражают упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, включающихматериально-технические, финансовые и нематериальные активы (обладание правамисобственности на объекты промышленности, добычу полезных ископаемых, аккумулированиеинформации в сфере социально-экономических, рыночных отношений, накопленныйопыт и др.).
Закономернымрезультатом использования инвестиционного потенциала является, прежде всего,создание качественно новых основных производственных фондов как перспективныхинновационно-технологических систем, дающих высокую отдачу, в том числесоциальную, если они становятся органической частью интенсификациивоспроизводственного процесса.
Реализацияинвестиционного потенциала осуществляется не только в процессе созданиякапитала (в форме основных производственных фондов, но и при образованииспецифических ресурсов (например, «человеческого капитала», информатизации).При этом меняется социально-экономический базис производства, а такжеэкономические интересы его участников. При условии становления эффективногорынка происходит качественная трансформация и самого воспроизводственногопроцесса. Прежде всего, его классическая схема дополняется еще одной фазой —научно-техническая подготовка производства. Анализ воспроизводственногопроцесса включает производство и распределение, в том числе посредством обменане только средств производства и предметов потребления, но и такихспецифических товаров, как услуги, информация и др.Инвестициииграют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциаластраны. Следует отметить, что современная российская деловая среда не являетсяблагоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционныересурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основномконцентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальныерегионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможностииспользовать инвестиционный потенциал.
Всовременных условиях развития экономики, для решения задач подъема региональнойэкономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходимкомплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизацииинвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.
Поэтомупервостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций,достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решенияпроблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемыхинвестиций. Вопрос инвестиционного потенциала страны и расширение формпривлечения иностранных инвестиций очень многогранен, обширен. Он требуетглубокого научного исследования и анализа, чтобы всесторонне понять проблемынехватки инвестиций в экономике страны. Именно инвестиционной деятельностиотводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических,экономических и социальных преобразований, направленных на созданиеблагоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущностиреформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности иулучшения инвестиционного климата является одной из узловых.
Вданной работе я постаралась рассмотреть инвестиционный потенциал страны внаиболее значимых аспектах (глубокий анализ инвестиционного потенциала возможнораскрыть не иначе как в рамках научной работы или диссертации), а такжерассмотрела проблему привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Глава1. Инвестиционный потенциал
 
1.1Понятие инвестиций и инвестиционного потенциала
Национальнаяэкономика любой страны для осуществления воспроизводственного процесса требуетопределенного объема инвестиционных ресурсов. Разработка инвестиционнойполитики во многом предопределяется макроэкономическим состоянием национальнойэкономики и, конечно, размерами инвестиционных ресурсов, т. е. инвестиционнымпотенциалом.
Подинвестициями понимают денежные средства, целевые банковские вклады, акции идругие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числетоварные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права,интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательскойдеятельности в целях получения доходов (прибыли) и достижения положительногосоциального эффекта.
Инвестиционнаядеятельность представляет собой вложение финансовых средств и совокупностьпрактических действий по их реализации. Инвестиции определяются как процесс, входе которого ресурсы преобразуются в затраты в соответствии с целевымиустановками инвесторов — получением эффекта.
Заслуживаетвнимания определение процесса инвестирования в книге «Инвестиции» американскихэкономистов Уильяма Ф. Шарпа, Гордона Дж. Александера и Джеффри В. Бэйли: «Внаиболее широком смысле слово «инвестировать» означает «расстаться с деньгамисегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем». Как справедливо сказанодалее, с процессом инвестирования неразрывно связаны время и риск. Посколькувознаграждение поступает позже, величина его заранее зачастую неизвестна, ктому же существует риск неполучения вознаграждения вообще.

1.2Виды инвестиций
Теперья хотела бы остановиться на видах инестиций подробнее, что также поможет глубжепонять и разобраться в понятие инвестиционный потенциал. Итак, инвестиции можноподразделить на реальные инвестиции, финансовые инвестиции и сбережения.
Креальным инвестициям в широком смысле можно отнести:
—вложения в уставные фонды предприятий и организаций, хозяйственных обществ;
—предоставленные предприятиям, организациям, учреждениям займы и кредиты;
—приобретение объектов недвижимости;
—золото;
—предметы коллекционирования.
Вкачестве инвесторов во всех случаях, за исключением второго, могут выступатькак физические, так и юридические лица, во втором — преимущественно юридическиелица, имеющие соответствующие лицензии (например, банки и кредитныеучреждения).
Кфинансовым инвестициям в первую очередь относятся инвестиции в государственныеи негосударственные ценные бумаги:
—акции (простые и привилегированные);
—облигации.
Кфинансовым инвестициям относят также вложения во фьючерсные и форвардныеконтракты, опционы.
Еслиакциями и облигациями могут владеть как физические, так и юридические лица, тофьючерсы, форварды и опционы представляют интерес в основном для юридических лиц.
Вкачестве сбережений могут рассматриваться вклады (депозиты) физических лиц вкоммерческом банке, а также банковские депозиты юридических лиц. Привлекаемыесредства банк в свою очередь вкладывает преимущественно в финансовые активы,поэтому банк считается так называемым финансовым посредником, к которым такжеможно причислить кредитные учреждения, страховые компании, трастовые компании,инвестиционные и пенсионные фонды.
Привыборе способа и объекта инвестирования следует учитывать, что такие объектыинвестирования, как ценные бумаги, помимо текущего процентного дохода могутприносить прибыль вследствие увеличения рыночных котировок на рынке ценныхбумаг.
Недвижимость,золото и предметы коллекционирования привлекательны в качестве объектовинвестирования вследствие постоянной тенденции к повышению их стоимости, иприбыль от вложения в эти объекты может быть получена при их дальнейшейпродаже.
Вкладываяденьги в коммерческий банк, следует иметь в виду, что доходность по вкладуопределяется условиями соответствующего договора и не может значительнопревышать ставку рефинансирования, установленную Центральным банком РоссийскойФедерации. При выборе объектов инвестирования следует проявлять осторожность иосмотрительность. Необходимо помнить, что любая инвестиционная деятельностьсвязана с риском и никто не может дать гарантий, что средства, вложенные вкакой-нибудь инвестиционный проект, не только сохранятся, но и приумножатся.
Сточки зрения затрат, инвестиции характеризуют направления вложений и выступаюткак объекты инвестиционной деятельности. Они включают:
—вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды, а также оборотные средстваво всех отраслях хозяйства;
—ценные бумаги и целевые денежные вклады;
—научно-техническую продукцию;
—имущественныеправа и права на интеллектуальную собственность, имеющие денежную оценку.
Впроцессе воспроизводства происходит постоянная трансформация объектаинвестиций, отражающая его двойственную природу: ресурсы преобразуются вовложения, в результате использования вложений формируется доход, являющийсяисточником инвестиционных ресурсов следующего цикла и т. д.
Приэтом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляетсяв форме капитальных вложений. На современном этапе развития наблюдаетсяпостепенное изменение структуры капитальных вложений по формам собственности.Однако доля инвестиций в государственную собственность по-прежнему остаетсянаибольшей.
Субъектамиинвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ,пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики,юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации,инвестиционные фонды) и другие участники инвестиционного процесса.
Субъектамиинвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в томчисле иностранные, а также государства и международные организации.
Инвесторыосуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств иобеспечивают их целевое использование.
Заказчикамимогут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица,уполномоченные инвестором реализовывать инвестиционный проект, не вмешиваясьпри этом в предпринимательскую деятельность других участников инвестиционногопроцесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. Вслучае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения,пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий,установленных договором. Пользователями объектов инвестиционной деятельностимогут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица,государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международныеорганизации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. В случаеесли пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором,отношения между ними и инвестором определяются договором об инвестировании.Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух илинескольких участников.
Объектамиинвестиционной деятельности в РФ являются:
—вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всехотраслях народного хозяйства;
—ценные бумаги (акции, облигации и др.);
—целевые денежные вклады;
—научно-техническая продукция и другие объекты собственности;
—имущественныеправа и права на интеллектуальную собственность.
Аналогичныеобъекты включают и иностранные инвестиции, если они не противоречатзаконодательству РФ.
Иностранныеинвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории Россиипосредством:
—долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими ифизическими лицами РФ;
—создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а такжефилиалов иностранных юридических лиц;
—приобретения предприятий, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях,паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также другого имущества,которое по законодательству РФ может принадлежать иностранным инвесторам;
—приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами;
—приобретения займов, кредитов, имущества и других прав.
Запрещаетсяинвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечаеттребованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленныхзаконодательством, действующим на территории РФ, или наносит ущерб охраняемымзаконом правам и интересам граждан, юридических лиц или государства.
Субъектыинвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, гдеосуществляется практическая реализация инвестиций. В состав инвестиционнойсферы включаются:
—капитальное строительство, где происходит вложение инвестиций в основные иоборотные производственные фонды отраслей. Эта сфера объединяет деятельностьзаказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования,граждан в индивидуальном жилищном строительстве и других субъектовинвестиционной деятельности;
—инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция иинтеллектуальный потенциал;
—обращение финансового капитала (денежного, ссудного и финансовых обязательств вразличных формах).
Перечисленныесферы инвестирования составляют инвестиционный потенциал страны.
Длявыработки концепции формирования инвестиционного потенциала требуется:
—обосноватьстратегическую роль и объем производственного накопления в системе расширенноговоспроизводства, направить финансовые средства на приоритеты современногоэкономического роста;
— активизировать деятельность территориальных организаций инвестиционногокомплекса, сформировав систему региональных инвестиционно-строительныхкомплексов в форме строительно-финансовых корпораций;
— обеспечить определенную синхронность динамики финансирования и инвестиций вразвитие производства в базовых отраслях экономики;
— формировать финансово-промышленные группы, создаваемые по замкнутымвоспроизводственным и технологическим структурам для осуществленияструктурно-инвестиционной политики в отраслях, межотраслевых комплексах,экономических районах;
— принимать меры по стимулированию производственных инвестиций, а такжеограничению накопления непроизводственных капитальных активов;
— определить приоритетными и осуществить комплекс мер по ускоренному развитиюмашиностроения, промышленности строительных материалов, капитального строительства,производства товаров народного потребления;
— дифференцировать ставки процентов по инвестиционным кредитам дляпроизводственных отраслей и по ссудам для торговых операций и межбанковскогооборота.
1.3Характеристика инвестиционного потенциала экономики
Инвестиционныйпотенциал экономики характеризуется рядом показателей, количественных икачественных.
Оценкас количественной стороны показывает возможные поступления инвестиций вэкономику страны из основных источников инвестирования. Такая характеристикадолжна отражать объемы инвестиций в основные фонды производственного инепроизводственного назначения, объемы прямых и портфельных инвестиций(применительно к вливанию иностранного капитала в национальную экономику),объемы поступления финансовых средств и объемы ввода в действие основныхпроизводственных фондов и т. д. Эта характеристика также отражает объемыпредоставляемых кредитов на безвозвратной и возвратной основе.
Запрошедшие годы в России значительно сократился объем инвестиций в экономику.Абсолютный уровень инвестиций с 1991 г. снизился на 3/4, причем объеминвестиций производственного назначения сократился на 4/5 и в 1999 г. составил22% от уровня 1991 г. Основной объем инвестиций производят предприятия (83%), втом числе 20% — за счет привлеченных средств. Более половины этих вложенийприходится на федеральные естественные монополии. Объеминостранных инвестиций в РФ сократился за 9 месяцев 2009 года на 27,8% посравнению с январем-августом 2008 года. Как сообщает Росстат, в 2009 году в экономикуРФ поступило 54,738 миллиарда долларов. Если в первом квартале 2009 года притокиностранных инвестиций был зафиксирован всего в 12,0 миллиардов долларов (на30,3% меньше прошлогоднего уровня), во втором квартале — 20,2 миллиардадолларов (снижение на 31,2%), то в третьем квартале — уже 22,5 миллиардадолларов (или на 22,9% меньше). Между тем, сокращение притока прямых инвестицийв Россию оказалось более значительным — почти в два раза, до 9,975 миллиардадолларов, в том числе взносы в капитал упали на 58,6% — до 4,918 миллиарда.Портфельные инвестиции снизились на 21,4% — до 1,019 миллиарда долларов, из нихв акции и паи российских компаний — на 65,8% до 348 миллионов долларов. Охотнеевсего иностранные инвесторы в январе-сентябре вкладывали деньги в оптовую ирозничную торговлю; ремонт автотранспорта и бытовых изделий (16,277 миллиардадолларов). На втором месте — обрабатывающие производства (15,029 миллиарда), натретьем — транспорт и связь (8,512 миллиарда долларов). Этоозначает, что обрабатывающая промышленность испытывает острейший недостатокинвестиций при отсутствии внутренних источников накоплений. Инвестиционныйкризис признается основным фактором резкого снижения производственногопотенциала России. За годы реформ доля валового накопления, в том численакопления основного капитала в структуре ВВП страны, заметно снизилась — вэтом отношении Россия стала уступать многим своим конкурентам.
Снижениевозможностей для роста капиталовложений привело к изменению производственной итехнологической структуры инвестиций в основной капитал.
Необходимостьрадикального обновления производственного аппарата страны и коренных измененийего структуры выдвинулась в число ключевых проблем перспективного периода. Навысокую степень изношенности производственного аппарата указывают существенныеизменения возрастной структуры. Средний возраст производственного оборудованияв промышленности России увеличился более чем на 50% и достиг почти 17 лет;среднегодовой прирост этого показателя составил 5,6% (для сравнения с 1985 по1990 г. среднегодовой прирост составил 1,4%). Доля производственногооборудования в возрасте до пяти лет упала в 90-х гг. почти в 10 раз и снизиласьв 1998 г. до ничтожно малой величины, тогда как в 1990 г. и раньше эта долябыла доминирующей. Доля оборудования старше двадцати лет возросла почти в 2раза и стала преобладающей. В 1,7 раза увеличилась доля оборудования свозрастом от 16 до 20 лет и соответственно в 1,5 раза — с возрастом от 11 до 15лет. Статистика свидетельствует, что наиболее сильно снижалась доля самогонового оборудования (в возрасте до 5 лет) и, наоборот, быстрее другихповышалась доля самого старого оборудования (в возрасте свыше 20 лет). Врезультате эти крайние группы оборудования поменялись местами. Быстрое старениепарка оборудования в промышленности в России ведет к увеличению долиоборудования, находящегося в критическом возрасте. Значительное количествомашин и оборудования функционирует за пределами экономически оправданноговремени. Средние фактические сроки службы как основного капитала в целом, так иего активной части еще в дореформенные годы значительно превышали нормативныепериоды эксплуатации. Сейчас средний возраст промышленно-производственногооборудования достиг почти 22 лет, а средние фактические сроки его службы — 33лет. Это не только более чем в 2,5 раза превышает установленные нормативныесроки службы техники, но и в 3-3,5 раза — аналогичные показатели развитыхстран. Износ основного капитала в составил более 52%. Причем наиболее высокизнос оборудования в нефтеперерабатывающей промышленности — почти 63%, вхимической и нефтехимической — более 61, нефтедобывающей — 57, в легкой — почти56, в отраслях лесопромышленного комплекса — более 55, в машиностроении — более52%. Чтобы обновить производственный капитал, повысить егоконкурентоспособность и технический уровень, необходимы большие инвестиционныевложения в технико-технологическую реконструкцию предприятий. Иными словами,модернизация неконкурентоспособных мощностей займет не менее 9 лет, носравнительно новое оборудование в этот период будет интенсивно устаревать ипотребуются дополнительные инвестиции.
Приведенныеоценки получены при достаточно оптимистичном прогнозе условийинвестиционно-хозяйственной деятельности в России и скорого начала экономическогоподъема. В случае сохранения кризисно-депрессивного состояния хозяйства инеблагоприятного инвестиционного климата в течение ряда лет возможностиобновления производственного аппарата обрабатывающей промышленности будутсущественно ограничены. В то же время, учитывая общее кризисное состояниенациональной экономики России, спады объемов производства как в отрасляхматериального производства, так и отраслях сферы нематериальных услуг,состояние всех потенциалов, территориальные масштабы, политическую ситуацию,положение в мировом хозяйстве и т. д., задачи и функции инвестиционногопотенциала нашей страны следует признать весьма специфичными. В частности,возрождение инвестиционного потенциала связано с формированием эффективногорынка капиталов и созданием механизмов, обеспечивающих мобилизацию ресурсов иих наиболее эффективное размещение, с расширением налоговой базы, образованиемконкурентоспособного финансового сектора, системы государственных институтовстрахования и гарантирования инвестиций, организацией банков развития сгосударственным участием, специализирующихся на инвестированииреального сектора, рынка корпоративных ценных бумаг, развитием коммерческихбанков, финансовых, инвестиционных компаний и паевых инвестиционных фондов,выполнением требований законодательной базы применительно к инвестиционнойдеятельности, содействием в создании и расширении совместных предприятий,свободных экономических зон и т. д.
1.4Роль инвестиционного потенциала
Рольинвестиционного потенциала России особенно значительна в процессе преодоленияотставания технического уровня отраслей, ориентированных на внутренний рынок,коренной реконструкции морально и физически устаревших производственныхмощностей, модернизации на качественно новой технической основе действующихпроизводственных мощностей, реструктуризации научно-технического комплексастраны в плане создания новых промышленных образцов и развития опытныхпроизводств и т.п., использовании сравнительных конкурентных преимуществроссийской промышленности и последовательном преодолении ее слабостей.
Важноезначение имеет социальный аспект развития инвестиционного потенциала.Это прежде всего: содействие в обеспечении занятости и доходов населения,развитие и увеличение количества объектов социальной инфраструктуры, поддержкаотраслей и производств, имеющих жизненно важное значение (медицинскаяпромышленность, здравоохранение, производство средств защиты и профилактикинаселения и т. п.), реформирование социального сектора экономики, проведениепрогрессивной технической политики в области капитального строительства иреконструкции жилья и т. д. )
Содной стороны, инвестиционный потенциал — это вложение свободного капитала вхозяйствующие объекты, а также в ценные бумаги с целью получения дохода илиустановления влияния, контроля над инвестируемым объектом, с другой — этосодействие и реальное участие в социально-экономической деятельности объектов исфер национальной экономики. Следовательно, первоочередное назначениеинвестиционного потенциала — участие в материальном производстве как основефункционирования национальной экономики.
Главноеже назначение инвестиционного потенциала созвучно основной общенациональнойзадаче и предполагает переход к стабильному динамичному экономическому росту.Иными словами, инвестиционный потенциал как неотъемлемая часть экономическогопотенциала страны служит предпосылкой и базой решения социально-экономическихзадач, стоящих перед национальной экономикой РФ.
Необходимочетко обозначить те условия развития российской экономики, без которыхневозможна активизация инвестиционно-инноваполитики.
1.Первое и основное условие — выработка нового стратегического курсаинвестиционно-инновационной политики, соответствующего реалиям современногоэтапа формирования российской социально ориентированной экономики,обеспечивающей возобновление экономического роста. Речь идет прежде всего опереходе от инвестиционной политики выживания к активной инвестиционнойполитике, обеспечивающей экономический рост.
2.Принципиально важно не просто активизировать инвестиционный процесс, а реальносовмещать его с инновациями. Новые вложения должны не просто накладываться настарую структуру экономики, а обеспечивать ее структурную перестройку,стимулировать внедрение новой техники и технологий.
3.Инвестиционная активность должна всемерно поощряться экономической политикойгосударства, особенно путем создания благоприятного инвестиционного климата,репатриации «утекающих» за рубеж российских капиталов и привлечения иностранныхинвестиций в российскую экономику.
4.Инвестиционный потенциал все в большей степени приобретает региональныйхарактер, в связи с чем в регионах необходим учет и использование всехисточников финансирования инвестиций. Их поддержка и стимулирование должныявиться важнейшим элементом новой региональной инвестиционной стратегии.
5.В качестве «локомотива» инвестиционного «бума» должны выступить отрасли ТЭК иметаллургического комплекса. Доходы, получаемые этими отраслями, должны бытьнаправлены на модернизацию и реконструкцию их предприятий, с активнымвключением в этот процесс отечественного машиностроения.
6.Необходимо обеспечить минимизацию рисков при вложении капиталов винвестиционную и инновационную деятельность путем ранжирования факторов риска ивыработки механизмов, обеспечиваюш; их их снижение. В данном случае речь идет орисках: технологических, финансовых, экономических, социальных, криминогенных,политических, правовых (нормативной базе и формах государственной защитыкапитала).
1.5Препятствия на пути инвестиций и возможные пути их преодоления
Сегодняуровень развития социальной инфраструктуры резко дифференцирован по регионам. ВРоссии есть пять «полюсов инвестиционного роста». Все они находятся вевропейской России и на Урале. Большинство наименее рисковых регионов сосредоточенов узкой полосе от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга.
Федеративноеустройство России все еще фиктивно. Многим национальным автономиям для реальнойсамостоятельности не хватает важнейшего компонента — экономического потенциала.Анализ подтвердил целесообразность экономической интеграции и объединениясубъектов федерации как наиболее очевидных способов усиления их инвестиционногопотенциала. Иностранные инвесторы более осторожны и стараются действоватьнаверняка, а российские — либо недоучитывают риски, либо сознательно идут наизбыточный риск, преодолевая угрозу потери инвестиций чисто российскимиметодами.
Специальныерегиональные законы, регулирующие деятельность российских инвесторов, принятылишь в двенадцати регионах, а для иностранных инвесторов — и вовсе в пяти.Этонакладывает свои особенности на проведение инвестиционной политики, что далеконе всегда принимается во внимание в соответствующих законодательных документах.Если для перераспределения текущих расходов действуют механизмы бюджетного федерализма,то для инвестиционных субвенций они отсутствуют. В результате в распределенииинвестиций между регионами все еще царит произвол и субъективизм.
Всвязи с этим требуется первоочередное решение таких проблем, как:
—создание правовой базы, регулирующей разделение функций, прав, меры контроля иответственности за проведение инвестиционной политики между центром ирегионами. Предоставление богатым регионам большей свободы в поисках ресурсовдля социальных инвестиций;
—отработка критериев определения регионов, действительно нуждающихся вфедеральной поддержке, с учетом сложившихся разрывов в стартовых условияхсоциального развития, не зависящих от самих регионов;
—объективная оценка потребностей регионов в межбюджетных потоках дляфинансирования капитальных затрат; инвентаризация ресурсов, поступающих врегионы по всем каналам, включая отраслевые программы.
Дляэтого необходим ряд условий.
1.Наличие целостной Концепции инвестиционной политики России, предполагающей,исходя из ближайших и стратегических интересов страны:
—сочетание инвестиций с инновациями;
—определение наиболее эффективных направлений использования ограниченныхресурсов и их быструю окупаемость;
—контроль за расходованием и возвратностью государственных средств, сроками их окупаемости.
2.Государственное содействие активизации инвестиционных процессов посредствомправового, налогового механизмов, амортизационной политики, привлечениячастного и иностранного капиталов и других факторов.
3.Интенсификация рыночных механизмов и их инфраструктуры (банков, бирж,инвестиционных фондов, страховых компаний и других учреждений рыночнойинфраструктуры).
4.Хозяйственная и финансовая самостоятельность регионов в рамках федеративногоустройства РФ.
Следуетподчеркнуть, что рост внутренних инвестиций должен служить индикатороминвестиционной стабильности, привлекающим иностранных инвесторов. Для частныхинвесторов очень важна информационная достаточность рынка капитальных вложений.Важным фактором усиления инвестиционной активности является улучшение методовоценки эффективности проектов при их экспертизе, отборе, конкурсах и выделениикапитальных вложений. Для этого представляются необходимыми следующие меры.Программы развития производства и отдельные инвестиционные проекты следует оцениватьпо показателям общеэкономической, бюджетной и коммерческой эффективности. Этоважно делать на всех стадиях, особенно на уровне разработки программ иинвестиционных проектов. Необходимо пересмотреть Методические рекомендации опорядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованныхинвестиционных ресурсов, в соответствии с которыми бизнес-план инвестиционныхпроектов оценивается Министерством экономики РФ только с точки зрениякоммерческой эффективности и на период ближайших двух-трех лет. Цельюразмещения инвестиционных ресурсов является рост эффективности инвестиций.
Всегодняшних условиях региональная инвестиционная политика должна нацеливатьсяна поддержку ведущих предприятий регионов, структурную перестройку экономикипоследних и максимальное использование их природного, кадрового ипроизводственного потенциала. Однако, оценивая современное региональноенаправление программных мер регулирования инвестиций, приходитсяконстатировать, что их основные положения носят, как правило, рекомендательныйхарактер и, по сути, лишь пассивно отражают те процессы, которые уже идут намногих территориях.
Внастоящее время важно реализовывать новые подходы к организации инвестиционногопроцесса. В какой-то мере ряд таких подходов уже используется на практике впоследние годы. К ним в первую очередь относятся повышение роли амортизационныхотчислений как мощного источника финансирования капиталовложений и размещениецентрализованных (из федерального бюджета) инвестиционных ресурсов наконкурсных началах (при этом вводится обязательная сертификация проектов,которая призвана удостоверить их качество и поднять к ним доверие иностранныхинвесторов).
Приоритетноенаправление — содействовать созданию негосударственных научно-технических фирм,субъектами которых могут быть отдельные ученые и предприниматели, промышленныеи коммерческие предприятия, ищущие эффективные сферы вложения капитала.Предстоит решить вопрос об акционировании, продаже или передаче частномукапиталу научно-технических организаций, исследования которых не вошли в составприоритетных программ и в отношении которых прекращается или уже прекратилосьгосударственное финансирование. Необходимым направлением научно-техническойполитики становится изменение механизмов финансирования и налоговой политики всфере науки, обеспечивающих определенные права собственности на результатыисследований на всех стадиях научно-исследовательского цикла: от исследованийдо производства товаров и услуг. Распределение средств, в том числе бюджетных,должно осуществляться на конкурсных началах, с открытостью принимаемых решенийи привлечением научного сообщества к контролю за их использованием. ьностью25-40%.
Требуетсясистема льгот для стимулирования инвестиций, в том числе зарубежных. Путемфинансовых, налоговых льгот, госзаказов необходимо содействовать становлениюсистемы венчурного (рискового) финансирования приоритетных НИОКР. Целесообразноразработать систему привлечения малого бизнеса, средств населения на реализациюинновационно-инвестиционных программ. Такая система могла бы привлечь вкладывалютных средств населения в надежные банки под государственную гарантию с тем,чтобы их использовать в венчурных проектах, с обязательным страхованием рисков.

Глава2. Иностранные инвестиции в экономике РФ
 
2.1Виды иностранных инвестиций
Иностранныеинвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальныхценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российскихюридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности натерритории России с целью получения последующего дохода.
ВРоссийской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятийс долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
 −созданияпредприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов ипредставительств;
 −приобретенияиностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий,сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
 −приобретениеправ пользования землей и иными природными ресурсами, а также иныхимущественных прав;
 −предоставлениязаймов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблемасостоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этойсвязи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен бытьограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первуюочередь его привлекать.
Иностранныйкапитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций — прямых ипортфельных, а также в форме кредитов и займов.
Подпрямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальныеактивы (производство) в других странах, в управлении которыми участвуетинвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеетне менее чем 10% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величинакоторого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости отраспределения акций среди акционеров.
Прямыезарубежные инвестиции — это нечто большее, чем простое финансированиекапиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России.Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышенияпроизводительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свойкапитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новыеспособы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Портфельнымиинвестициями принято называть капиталовложения вакции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, воблигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международныхвалютно-финансовых организаций.
Существуюти реальные инвестиции. Это — капитальные вложения в землю, недвижимость,машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают всебя и затраты оборотного капитала.
Инвестиции,не подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие — торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантииПравительства Российской Федерации (кредиты международных финансовыхорганизаций и т. п.), банковские вклады. В теории и государственной статистикевыделяют инвестиции в основной капитал (в основные фонды) и финансовыеинвестиции (инвестиции в ценные бумаги и уставный капитал).
2.2Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
ПолитикаПравительства РФ направлена ныне на привлечение иностранных инвестиций вэкономику России.
Необходимостьпривлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняетсяследующими основными обстоятельствами:
 1. 3а годыэкономических (рыночных) реформ промышленное производство в РоссийскойФедерации значительно сократилось. Продолжительное время наблюдается упадок. В2005 году промышленное производство сократилось и составило 66% того объема,который был до реформ (в 1990 г.), а легкая промышленность (выпускающая товарыдля народа) — лишь I5% производства от того уровня, который был до реформ.Сокращение промышленного производства произошло почти по всем отраслямэкономики России.
 2.С помощьюиностранных инвестиций государство намерено приостановить упадок промышленногопроизводства в стране, возникший проведением непродуманных темпов рыночныхреформ.
 3.Одной изглавных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большаястепень износа основных производственных фондов, упадка их производительности.О чем я уже упоминала в первой части данной работы.
 4.Основные фондыотраслей промышленности России по состоянию на начало 2003 года оказались изношеннымина 44%, при этом происходит снижение коэффициента обновления.
Каки другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
1)ускорения технического и экономического прогресса;
2)обновления и модернизации производственного аппарата;
3)овладения передовыми методами организации производства;
4)подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
Готовностьинвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит отсуществующего в ней инвестиционного климата.
Многимизвестны национальные рейтинги инвестиционного климата и рисков, периодическипубликуемые ведущими экономическими журналами мира (Euromoney, Fortune, TheEconomist), а также наиболее именитыми экспертными агентствами (Moody`s,Standart & Poor, IBCA). Результаты таких усредненных рейтингов показывают,что в «очереди за инвестициями» Россия занимает весьма незавидноеместо в начале второй сотни стран.
Политическаяи экономическая нестабильность, разгул преступности и другие «приметы»переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западныхорганизаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций истепеней их риска во всех странах мира.
 
2.3Динамика иностранных инвестиций
вэкономику Российской Федерации
Создаваемыев России благоприятные условия для иностранных инвестиций в экономикуРоссийской Федерации позволили привлечь инвесторов со своими капиталами. Запоследние годы иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации достиглизаметных размеров. Правда, по качеству вкладов они разнятся. Однако одно дело — вложения прямых инвестиций непосредственно в создание промышленных предприятийпо выпуску продукции и товаров народного потребления, и совсем другое дело — скупка по дешевке ваучеров и акций у рабочих действующих предприятий.
Двавида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами.В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциямидоходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвесторзаинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получатьдоход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения,иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в своируки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия — самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовыватьсялибо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдоналдс), либона мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями вроссийскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагатьвсе усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствуетбудущему увеличению производительной мощи экономики.
Иностранныйкапитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которыенаходятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов.Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции.Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственнойэксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли,вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети,дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь.Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, вчастности США. В перечисленных отраслях целесообразно использоватьальтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Этомогут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличиваютбремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, сточки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых — быстраяокупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однакодля этого необходимо создать эффективную систему управления использованиемзарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство ипереработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов,строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народногопотребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать притокпортфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечиваютприток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектоминвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющихстратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычейресурсов.
Федеральнымзаконом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установленприоритетный инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций, вкоторый составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы виностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силуфедерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля(вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческойорганизации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (неменее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банкаРоссийской Федерации).
Проанализируемдалее, из каких государств преимущественно привлекаются иностранные инвестициив Российскую экономику, инвесторы каких государств предпочитают использоватьблагоприятные условия инвестирования в России, а также рассмотрим мненияэкспертов по этому поводу.
2.3Основные страны инвесторы. Анализ притока иностранных инвестиций за 2009 год
Вэкономику России в январе-сентябре 2009 года поступило 54,7 млрд долл.иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.При этом прямые иностранные инвестиции в Россию в снизились на 48,1% до 9,97млрд долларов. Такие данные приводит Федеральная служба государственнойстатистики РФ (Росстат). В I квартале 2009 года в экономику поступило 12 млрддолл., что на 30,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года,во II квартале — 20,2 млрд долл. — на 31,2% меньше, в III квартале — 22,5 млрддолл. — на 22,9% меньше. 
Объемпогашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, вянваре-сентябре 2009 года составил 50,6 млрд долл., что на 5,3% больше, чем вянваре-сентябре 2008 года, в I квартале 2009 года — 12,1 млрд долл., что на15,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, во II квартале- 19,7 млрд долл. — на 1,2% меньше, в III квартале 2009 года — 18,8 млрд долл.- на 36,2% больше.
Накопленныйиностранный капитал в экономике России (общий объем инвестиций, произведенных сначала вложения с учетом погашения и переоценки активов и обязательств)составил 262,4 млрд долл., что на 4,4% больше по сравнению с соответствующимпериодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранномкапитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 55,7% (на конец сентября 2008 года — 50,7%), доля прямых инвестиций составила39,7% (46,9%), портфельных — 4,6% (2,4%).
Напервое место по объему поступивших иностранных инвестиций вышла оптовая ирозничная торговля (16,2 млрд доларов), обрабатывающие производства (15 млрд) итранспорт и связь (8,5 млрд долларов).
Основнымистранами-инвесторами в январе-сентябре 2009 года стали Люксембург, Нидерланды,Кипр, Германия, Великобритания, Франция, США, Ирландия, Виргинские острова иЯпония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленныхиностранных инвестиций и 73% общего объема накопленных прямых иностранныхинвестиций.
Объем инвестиций изРоссии, накопленных за рубежом, на конец сентября 2009 года составил 65,6 млрддолл. Странами-лидерами по накоплению российских инвестиций стали Кипр (17,1млрд долларов), Голландия (13,55 млрд долларов), США (6,17 млрд долларов),Швейцария (6,1 млрд долларов), Виргинские острова (4,04 млрд долларов),Великобритания (2,48 млрд долларов), Германия (2,36 млрд долларов) и Белоруссия(2,23 млрд долларов).
Вянваре-сентябре 2009 года из России за рубеж направлено 70 млрд долл.иностранных инвестиций, что на 23,4% меньше, чем в январе-сентябре 2008 годаБольше всего инвестиций из России поступило в Швейцарию (33,4 млрд долларов),за ней идет Голландия (9,78 млрд), Кипр (4,82 млрд) и Белоруссия (4,9 млрд).Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил61,7 млрд долл., что на 24,3% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года. 
Экспертыотмечают, что на ситуацию с притоком иностранных инвестиций в большей степенивлияет общее недоверие, царящие на рынках. По мнению аналитика банка «Траст»Владимира Брагина, не лучшая статистика вполне ожидаема. «На фоне паденийинвестиций в основной капитал это вполне закономерный процесс. Кроме того,ухудшились возможности иностранных инвесторов вкладывать деньги в Россию, атакже значительно снизилось их желание рисковать, ведь Россия по-прежнемуостается высокорисковой страной. Не лучшую роль также сыграл вывод капитала изРоссии, который был особенно велик в начале года», — говорит аналитик.
Главныйэкономист ФК «Открытие» Данила Левченко отметил, что подъем в российскойэкономике и приток иностранных инвестиций начнется лишь с восстановлениемдоверия на торговых площадках. «Признаки восстановления экономики наблюдалисьлетом, когда выходила статистика по росту промпроизводства. Однако осеньюожидания не оправдались. Таким образом, разговоры о том, что экономика демонстрируетпризнаки восстановления пока не подтверждаются», — говорит эксперт.
Поего словам, приток прямых инвестиций в Россию может быть связан с ситуацией,когда акционеры-держатели оффшорных счетов помогают своей компании в России.«Допустим, акционеры имеют счета за границей и в случае проблем у компаниипереводят ей оттуда средства. Такие операции проходят как прямые иностранныеинвестиции, хотя, на самом деле, они таковыми не являются», — объясняетэксперт.
Старший аналитикинвестиционная компания «Вестига» Дмитрий Конторщиков согласен с таким мнением:«Если рассмотреть список стран-инвесторов, то можно увидеть в нем многооффшоров. Это наталкивает на мысль о том, что идет фактически возврат капиталав Россию со счетов российских граждан. Особенно эта тенденция стала заметнапосле укрепления в последнее время курса рубля».
Эксперттакже отмечает, что если рассматривать поквартальную динамику, то можнозаметить существенные улучшения с поступлением капитала из-за границы.Напомним, в I квартале текущего года в экономику пришло 12 млрд долларов (на30,3% меньше по сравнению с тем же периодом 2008 года), во II квартале — 20,2млрд долларов (-31,2%), в III квартале — 22,5 млрд (22,9%).
Какпоказывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияетна экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежныхкапиталовложений способствует развитию производства, передаче передовыхтехнологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда,повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталыхрегионов и др.
Крометого, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятийрасширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источникомформирования доходной части государственного бюджета.
Однакоанализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению,свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не сталикатализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областяхРоссии, где его концентрация особенно велика.
Следуеттакже подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, уровень производительноститруда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Однако из-за малогочисла совместных предприятий, занятых выпуском промышленной продукции, ихвлияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающейпромышленности России остается незначительным.

3.Расширение форм привлечения иностранных инвестиций в РФ
Привлечениеинвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономикуявляется жизненно важным средством устранения инвестиционного«голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционнойдеятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важнымшагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству погарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и другихнекоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений(как отечественных, так и иностранных), — постоянный и общеизвестный набор догми правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы моглипонимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. ВРоссии же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режимнепостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 — 12млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такиевложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.
Длястабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятиеряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условийразвития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихсянепосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Средимер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
 − достижениенационального согласия между различными властными структурами, социальнымигруппами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
 − ускорениеработы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовнымзаконодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованногонекриминального рынка;
 − радикализацияборьбы с преступностью;
 − торможениеинфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплатытрудящимся зарплаты;
 − пересмотрналогового законодательства в сторону его упрощения и стимулированияпроизводства;
 − мобилизациясвободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путемповышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
 − внедрениев строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
 − запускпредусмотренного законодательством механизма банкротства;
 − предоставлениеналоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим надолгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки отзамедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями ихдеятельности.
Вчисле мер по активизации инвестиций надо отметить:
 − срочноерассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях вРоссии;
 − принятиезаконов о концессиях и свободных экономических зонах;
 − созданиесистемы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сетьгосударственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний,страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а такжеинформационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказомактуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализацииинвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
 − созданиев кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата вРоссии;
3.1Инвестиционный потенциал регионов России
Распределениерегионов по рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольшийвклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетнейхозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории,инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Не случайнопомимо таких общепризнанных экономических лидеров, как Свердловская, Самарская,Московская, Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербурги др., в первую двадцатку входят, может быть, не столь очевидно экономическимощные, но достаточно «обустроенные» области Центральной России — Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская. Более того,изъятие из расчета интегрального рейтинга не зависящей от хозяйственнойдеятельности человека «ресурсной» составляющей (Приложение таблица №1)[1]включает в число лидеров Калининградскую и Ярославскую области и выводит из нихКемеровскую и Тюменскую. Из двадцати замыкающих рейтинг регионов 17 являютсянационально-территориальными образованиями. Это свидетельствует не только обограниченных возможностях инвестирования в них, но и о невозможности ихэкономического подъема без целевой государственной поддержки. В этой связинесколько странно выглядит само федеративное устройство России. Целый ряднынешних ее субъектов суть мнимые величины, при том что на политическом уровнеони представлены почти так же, как мощнейшие в экономическом отношении регионы.В России любят говорить о полюсах роста. Но если промышленные полюсы пока необнаруживаются, то региональные выделить удалось. выделяются пять потенциальныхполюсов инвестиционного роста, сосредоточенных в европейской России и на Урале:Северо-Западный во главе с Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе сМосквой и Московской областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области),Южнороссийский (Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский(Свердловская и Челябинская области).Оказалась несколько разной расстановкарегионов в лидирующей группе с точки зрения их привлекательности дляотечественных инвесторов, с одной стороны, и для иностранных — с другой(Приложение таблица №2)[2]. Для иностранныхинвесторов в отличие от отечественных несколько более привлекательными являютсяМосковская, Рязанская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Саратовская иКемеровская области. В то же время оказался ниже рейтинг Москвы, Тульской,Нижегородской и Тюменской областей. Большинство наименее рисковых регионовсосредоточено в почти непрерывной узкой полосе от Санкт-Петербурга доЕкатеринбурга, в то время как большинство наиболее рисковых занимают почти всюВосточную Сибирь и Дальний Восток. В двадцатку регионов с наименьшим риском дляиностранных инвесторов вошли Республика Марий-Эл и Республика Башкортостан, апокинули ее Вологодская и Липецкая области. Изменения рейтинга почти всехсоставляющих инвестиционного потенциала региона соответствуют изменениюрейтинга интегрального риска. Как правило, регионы с наименьшим риском обладаютнаибольшими потенциалами. Обратная тенденция в изменении рейтинга ресурсногопотенциала лишь доказывает независимый от хозяйственной деятельности человека,«богом данный» характер этого вида потенциала.
Безучета законодательства общая картина характеризуется хаотичным распределениемрегионов в инвестиционном поле, что позволяет говорить о достаточнойкорректности выделения групп по чисто формальным критериям. Регионы, отнесенныек группе 1А, являются наиболее предпочтительными для всех типов инвесторов, нов наибольшей степени — для крупных. Тех инвесторов, которые предпочитаютинвестировать в небольшие, но гарантированные проекты, должны заинтересовать впервую очередь регионы групп 2А и 3А. Наименее предпочтительными во всехотношениях являются регионы группы 3С. Наиболее благоприятные дляинвестирования регионы образуют значительный сплошной массив из 12 регионов,протянувшийся с юго-запада на северо-восток от Краснодарского края доСвердловской области. Второе инвестиционно привлекательное ядро образуют 6регионов вокруг Москвы. На востоке потенциальными очагами инвестиционнойактивности в первую очередь могут стать Новосибирская область, Алтайский,Красноярский и Хабаровский края. Наконец, на северо-западе наиболееблагоприятным инвестиционным климатом обладают Ленинградская, Калининградскаяобласти и Санкт-Петербург. В первой тридцатке регионов с наиболее высокиминвестиционным потенциалом проживает 62% населения России, производится 64%валового регионального продукта и сконцентрировано 69% вкладов населения, в товремя как в последних 29 регионах — 12% населения, 9% ВРП и 8% вкладов. Приэтом все регионы, относящиеся к группам с высоким потенциалом (1А-1С), являются«бюджетоформирующими»
Обеспечениеинвестиционной привлекательности региона зависит от работы региональных иместных органов власти. Здесь более современным и эффективным будет подход,согласно которому регион будут позиционировать как своеобразный «товар»инвестиционного рынка, т.е. необходимо наличие у региона определенныхинвестиционных товарных свойств.
Разработкарегиональной политики в рамках данного подхода подразумевает определеннуюмодель, которая включает в себя 5 уровней:
1)региональные власти должны руководствоваться концепцией выделения приоритетныхнаправлений и проектов, вложения в которые будут стимулироваться;
2)разработка комплекса мероприятий по обеспечению благоприятной инвестиционнойсреды для иностранного капитала;
3)общая оценка потребностей в иностранных инвестициях, обеспечивающихэкономическое развитие региона;
4)оценка эффективности и конкурсный отбор в случае появления потенциальныхинвесторов и ретроспективный анализ (изучение влияния иностранного капитала наизменение валового продукта, на производство и уровень занятости региона);
5)корректировка элементов модели с учетом оценки эффективности инвестиционногопроекта на стадии разработки и в процессе реализации.
Даннаямодель позволит выработать стратегические и тактические подходы к проблемеувеличения притока и использования зарубежных средств в экономике региона вусловиях дефицитности внутренних инвестиционных ресурсов.
Крайнеострой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящеевремя ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты,столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин насырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в Россиинецелесообразным. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны,принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляютсяматериальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкойэффективности «работающих» капиталовложений.
3.2Формы привлечения иностранных инвестиций
Существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерамии привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:
1. Международную кооперацию производства, сопровождающаяпередачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности.
2. Получение зарубежных кредитов.
3. Получение иностранного оборудования на основе лизинга.
4. Получение кредитов на компенсационной основе.
5. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской формепутем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, втом числе путем продажи иностранным инвестором акций.
6. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранномукапиталу.
7. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитиипроизводства на базе договора (контракта) без создания юридического лица.
8. Привлечение иностранного капитала на основе концессий илидоговора о разделе продукции.
9. Создание свободных экономических зон, направленных на болееактивное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.
Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носятдолгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановкедела помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевыхизменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными)затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать,опираясь только на финансовые ресурсы страны ( в целом ряде случаев такаявозможность в ближайшее время практически исключена). Они могут содействоватьускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальнымистранами.
Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решениястратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики, необходимоподчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляцииполитической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чемодномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.
Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечениеминостранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперацияможет быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, ноона часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставкинекоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставкамикомплектующих. Кооперация позволяет российским компаниям сохранить полностьюсвой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектным способом выходана мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождатьсясозданием совместной собственности, например при передаче иностранномупартнерству пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» нановую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Заключение
Возможностьпривлеченияиностранныхинвестицийвомногомзависитотсостоянияинвестиционногоклимата.Инвестиционный климат – это обобщающая характеристика комплекса социальных,экономических, организационных, правовых, политических и иных условий,определяющихпривлекательностьицелесообразностьинвестированиявэкономикустраны.Методики оценки инвестиционного климата разнообразны: описательные характеристики,расчеты экономических показателей, комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности.Иностранныйкапитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса ипередовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство ипривлечение иностранного капитала — необходимое условие построения в странесовременного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала вматериальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупкинеобходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножаютгосударственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных,жизненно важен и для достижения среднесрочных целей — выхода из современногообщественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшениякачества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересыроссийского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с другой,непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении,обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительскогорынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурнойперестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, впривнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранныеинвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли засчет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств,квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки итехники и даже ее экологической беспечности.
Поэтомуперед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечьв страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлятьего мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Вкругу российских исследователей встречаются различные трактовки понятия«инвестиционный потенциал». Помимо теоретических неоднозначностей, предлагаютсяи различные практические рекомендации по обеспечению эффективностиинвестиционной деятельности. В большинстве случаев, предлагаемые модели лишькопируют зарубежные методики без учета особенностей современного состоянияинвестиционного процесса в России. В данной работе я постаралась рассмотретьмножество рекомендаций по привлечению иностранных инвестиций, изучить мненияэкспертов, а также проанализировать инвестиционный потенциал как страны вцелом, так и отдельных регионов. Из проделанной мной работы можно сделать выводчто понятие инвестиционный потенциал весьма обширно и многогранно. Нашеправительство сталкивается с огромным количеством трудностей на пути егореализации, что на мой взгляд характеризует недостаточное исследование этоговопроса с научной точки зрения, а также весьма поверхностной характер этихисследований.

Список литературы
1.  Абрамов С.И. Инвестирование. — М.: ИНФРА-М, 2000
2.  Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? //Инвестиции в России. — М., № 2, 2000.
3.  Нешитой А.С. Инвестиции // М: 2005г.
4.  Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России”М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2000г
5.  Актуальные проблемы вхождения России в мировое хозяйство / Центрвнешнеэкономических связей РАН. М., 1998.
6.  Национальная экономика: Учебник / Подобщей ред. акад. РАЕНН354 [В. А. Шульги] — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. —592 с.
7.  www.kapital-rus.ru — Интернет-журнал «Капитал страны»журналоб инвестиционных возможностях России».
8.  www.raexpert.ru – рейтинговоеагентство“Эксперт РА” .
9.  www.government.ru/ — сайт Правительства РФ.
10.  www.b2russia.ru — интернетпортал об инвестициях.
11.  www.globfin.ru — новости мировой экономики, финансы и инвестиции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Телевидение - как приоритетный вид рекламирования
Реферат Политика ценообразования на промышленном предприятии
Реферат Сучасні тенденції моди швейних та трикотажних товарів
Реферат Економічна ефективність, впровадження засобів автоматизації на борошномельному підприємстві добової продуктивності Сп=270т/добу, Нв=75%
Реферат История становления кубинской экономики
Реферат Функции маркетинга
Реферат Совершенствование теоретической подготовки студентов факультета физической культуры на основе компьютерных
Реферат Изотермы адсорбции паров летучих органических веществ на пористых углеродных материалах
Реферат Фальсификация товара и методы борьбы с ней
Реферат Ментеше
Реферат Экспертиза вкусовых товаров
Реферат Прямое дискретное преобразование Лапласа
Реферат Проблемы социально-экономического развития Липецкой области
Реферат Формирование имиджа фирмы
Реферат Технико-экономические расчеты плавильного отделения сталелитейного и чугунолитейного цеха