Министерство образования и науки Мурманской области
ГООУ СПО
«Мурманский педагогический колледж»
Реферат
«Особенности русского барокко на примере Екатерининского дворца»
Специальность 05144
Дошкольное отделение
2 курс группа «В»
Форма обучения: Очная
Соловьева Анастасия Сергеевна
Научный руководитель:
Статина Тамара Васильевна
Мурманск 2010
План работы
Введение
1. Стиль «барокко» в западноевропейском искусстве
Происхождение термина
Определение стиля
Родина барокко
Характерные особенности стиля
Архитектура барокко
Страны и главные представители барокко
2. Барокко в России
Определение. Временные рамки
Главные представители русского барокко
Характерные черты русского барокко
3. Франческа Растрелли
Жизнь
Творчество
4. Екатерининский дворец
История создания
План дворца
Характерные особенности дворца
Вывод
Список литературы
Введение
Эпоха Барокко — это мир крайностей, контрастов возвышенного иземного, прекрасного и низменного, пышной метафоры и уродливого факта. По моемумнению, эта тема является актуальной, потому что изучая русское барокко, знакомишьсяне только с архитектурным искусством, но и с эпохой Екатерины Великой. В эти годыРоссия стремительно догоняла Европу и в оригинальной архитектуре, созданной Растрелли,соединились композиционные приемы европейского Классицизма, Барокко и французскогоРококо.
Цель моей работы — познакомиться с русским барокко на примереЕкатерининского дворца. История Ленинграда и пригородов тесно взаимосвязана. Городна Неве и многочисленные дворцы и парки вокруг него представляют по сути своей единоецелое. Да и застраиваться они стали практически одновременно. С освобождением русскихземель от шведских завоевателей и началом строительства Петербурга начинается освоениеи прилегающих к нему территорий. Так, уже в начале XVIII веке появляются первыесооружения — прообразы будущих дворцов — в пригородной зоне — там, где ныне разместилисьцелые города: Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Павловск, Гатчина.
Создание блистательного ожерелья дворцов и парков вокруг городаознаменовало собой великое торжество русского народа, его победу в многолетней борьбес иноземными захватчиками.
Задачи работы:
Найти литературу по данной теме
Систематизировать информацию
Найти репродукции к презентации
Сделать презентацию по теме.
1. Стиль «барокко» в западноевропейском искусствеПроисхождение термина
Барокко (с итальянского barocco или с испанского Bar — ruecco,от галльского barroco — причудливый, неправильный, дурной, испорченный) — один изсамых трудных и многозначных терминов истории искусства. термином «Барокко»называют ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусстваXVII — XVIII веков.
Термин «Барокко» используется и как метафора в смелыхисторико-культурных обобщениях: «эпоха Барокко», «мир Барокко»,«человек Барокко», «жизнь Барокко».Определение стиля
Барокко — один из главенствующих стилей архитектуры XVI — XVIIвеков, становление которого происходило в период борьбы за единство сложения нацийи государств. Тесно связанное с удовольствием эстетических потребностей правящейаристократии и церкви, искусство барокко выработало художественные принципы, отличныеот предшествующего классического направления эпохи гуманизма. Место гармонии и уравновешенностив произведениях барокко заняли пышность и динамика композиции, усложненность архитектурныхформ, светотеневые контрасты, богатая пластика и неожиданные эффекты; вместо прежнихустойчивых форм в планах зданий и площадей стали широко варьироваться формы овала,эллипса, сочетание их с прямоугольником, трапецией и т.д. Лишенный экзальтации имистицизма архитектурный стиль выразился в торжественности и величественности сооруженийпервой половины XVII века, отразивших эпоху укрепления абсолютной монархии. Однойиз особенностей русского варианта стиля является полихромия фасадов, где интенсивноокрашенные стены служат декоративным деталям.
Эпоха Барокко — это мир крайностей, контрастов возвышенного иземного, прекрасного и низменного, пышной метафоры и уродливого факта.
Эпоха Барокко порождает огромное количество времени ради развлечений:вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театри бал-маскарады.
Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения,какими были в XVI века.Родина барокко
В ХVII веке Италия — родина Барокко, потеряла экономическое иполитическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы. Они диктуют условия политики. Истощенная Италия не утратилавысоты своих культурных позиций — она остается культурным центром Европы. Популярнымстановится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италиивозникает Барокко. В итальянской архитектуре самым видным представителем бароккоискусства был Карло Мадерна, который был архитекторомраннего барокко. В постройках Карло Мадерны наметился переход от раннего бароккок зрелому с характерными для этой стадии развития стиля пышностью декора, развитостьювнутреннего пространства, использованием так называемого колоссального ордера, охватывающегонесколько ярусов здания.
Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна.
Характерные особенности стиля
В стиле Барокко нужно выделить два периода: на «раннее барокко»XVI — XVII века и «позднее барокко» XVII — XVIII века.
Для стиля Барокко характерна показная роскошь.
Стиль барокко не подойдет для небольших помещений, посколькумассивная мебель и украшения занимают много места, и для того, чтобы комната несмотрелась как музей, должно быть много свободного пространства.
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии,Нидерландах, России, Франции. Архитектура становится предельно живописной, а скульптураи живопись «бестелесной». Художественный стиль Барокко тесно связан сидеологией католицизма и движением контрреформации.
Интерьеры требовалимного цвета и крупных, богато украшенных деталей. Потолок, украшенный фресками,стены из расписанного мрамора и позолота были как никогда популярны. В интерьеречасто использовались контрастные цвета: нередко можно было встретить мраморный пол,напоминающий шахматную доску. Золото было везде, и все, что можно было покрыть позолотой,было позолочено. Ни один уголок дома не оставляли без внимания при декорировании.
Мебель была настоящимпредметом искусства, и, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера.Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широкораспространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами и гигантскиешкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качествематериала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.
В каком виде искусства проявилось ярче всего.
Барокко проявило себя ярче всего в архитектуре.
В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка издуховной превратилась в приятную игру звука.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичностьобразов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности ииллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культоваямузыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончертогроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).Архитектура барокко
Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность,текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабныеколоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое числораскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Святого Петрав Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини.Бернини также архитектор. Значительнейшей его работой является колоссальная колоннадау собора св. Петра. Бернини был творцом нового светского стиля — барокко.
Бернини — мастер художественной мистификации, его высказываниео том, что он сделал мрамор гибким как воск имеет продолжение: «Этим я смогв известной мере объединить скульптуру с живописью». Этот художник соединялмраморы разных цветов, а тяжелые детали из позолоченной бронзы — одеяния фигур- развиваются по воздуху, словно не существует силы тяжести. Происходит дематериализацияформ. Это также одна из характерных черт стиля Барокко.
Значительный вкладоставили Д. Фонтана, Г. Гварини и другие.
В России бароккопоявляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынскоебарокко»). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербургеи пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко»,и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С.И. Чевакинскогои Б. Растрелли.Страны и главные представители барокко
Испанское бароккораспространилось в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник — собор в Сантьяго-де-Компостела.Собор является одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании.
Во Франции стильбарокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стильвообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма.Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярнымпарком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже. Характернойчертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве.
В Бельгии выдающимсяпамятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеетдом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.
В Германии выдающимсяпамятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси и Летний дворец там же.
Самые крупные изнаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс(Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия). Ярким примером Барокко являетсяВерсальский дворец во Франции.
Chateau de Versailles — резиденция французских монархов. С моментапостройки она была эталоном, на который ориентировались монархи Европы, сооружаясвои дворцы. На сегодняшний день Версаль включен в список исторического и культурногонаследия ЮНЕСКО.
Прообразом послужил охотничий домик, который был возведен наместе «Мраморного Двора» по велению Людовика ХIII.
2. Барокко в РоссииОпределение. Временные рамки
В России бароккопоявляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынскоебарокко»). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербургеи пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко»,и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С.И. Чевакинскогои Б. Растрелли.
Русское барокко- стиль в искусстве (в первую очередь, в архитектуре, скульптуре и живописи); российская«реплика» европейского стиля барокко в полной мере сложившаяся в русскомискусстве к концу первой половины XVIII века.
Этот стиль, тяготевший к созданию героизированных образов, кпрославлению могущества Российской империи, наиболее ярко проявился в середине XVIIIв архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления — Ф.Б.Растрелли.Главные представители русского барокко
Русское барокко было первой ступенью связи русской архитектурыс европейскими течениями. В качестве примера можно привести ранние работы В.И. Баженовав Москве, такие как дом Пашкова (1784 — 1787) и грандиозный проект перестройки Кремля.Примером служить может также носящая черты и барокко, и классицизма архитектурарезиденций в окрестностях Петербурга — Царское село (ныне г. Пушкин) и Петродворец,в сооружение которых, включая обширные окружающие парки, большой вклад внесли итальянцыБ. Растрелли (автор проекта Зимнего дворца в Петербурге) и Д. Кваренги, шотландецЧ. Камерон и русский архитектор И. Старов.
Главным представителем классицизма в Москве был М.Ф. Казаков- автор проекта зданий Московского сената в Кремле, Голицынской больницы (1801),Московского университета (1785) и ряда летних резиденций в окрестностях Москвы.Характерные черты русского барокко
Одной из особенностей русского варианта стиля является полихромияфасадов, где интенсивно окрашенные стены служат декоративным деталям. Стиль бароккопрекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизведенныйв дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.
Симфония барочного изобилия (или хотя бы отдельные ее ноты) звучитв наших интерьерах уже три столетия. Причем фрагменты стиля могут проявляться навсех ступенях социальной лестницы и на всех уровнях вкуса — и во дворцах, и в хижинах.Так, сувенирно-расписная хохлома с золотыми цветами и сдержанно-синяя гжель были,по сути, вариантами наивного народного подражания великолепной «дворцовости»,однако дешевыми материалами. Яркие цветы на крестьянских платках и кофтах такжезапечатлели пусть упрощенное, но непосредственное народное понимание барокко. Итак,что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем, итальянского? Во-первых,это все же отраженный свет «далекой европейской звезды» первоисточника,воображаемого счастья некой прекрасной и благополучной земли. Причем многократнопереосмысленный европейский образец изменился настолько, что впору говорить о самобытноми вполне самостоятельном явлении русского барокко.
Повсюду — и в мебели, и в украшении интерьеров — мы видим обилиедекора, текучие и в то же время динамичные формы, пластичные линии. Не менее важнадля отечественного варианта стиля яркость цветового пятна. Асимметричные деталидекора или конструктивных элементов служили для передачи движения.
Русское барокко конца XVII — начала XVIII веков — первый большойевропейский стиль, легко и органично вписавшийся в нашу национальную традицию. Вместес тем это было время первого масштабного вторжения европейской культуры в русскуюжизнь.
3. Франческа РастреллиЖизнь
Франческа Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году всемье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанскойдворянки. Отец Франческа, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложениеот российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. Уже в феврале1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном — своим ближайшимпомощником. Франческа Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройкеновой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невскойдельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ниу себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не былов ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелостизамысла с застройкой Петербурга.Творчество
Первой самостоятельной работой молодого зодчего вПетербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице длямолдавского господаря Антиоха Кантемира. Наиболее ярко проявился в середине XVIIIв архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления — Ф.Б.Растрелли — сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли(1675 — 1744). Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф.Б. Растрелли соединилэлементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутымиим прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.В 1716 году Растрелли приехал со своим отцом в Санкт-Петербург, куда его отец былприглашён Петром I на работу по строительству императорского дворца. С 1730 по 1763год был архитектором императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Построил дворцыгерцога Бирона в Рундале (1736 — 1740) и Митаве (1738 — 1740). Оба дворца расположеныв Латвии.
Период расцвета архитектора начался с постройки дляимператрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741- 1744 годы; не сохранился). Затем последовали многочисленные городские дворцы ипригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова, Строгановский дворец, с 1747 по1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1752- 1757 — перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне — город Пушкин).
4. Екатерининский дворецИстория создания
Ярким примером Русскогобарокко является Большой Екатерининский дворец в городе Пушкин (ранее Царское Село).История Ленинграда и пригородов тесно взаимосвязана. Город на Неве и многочисленныедворцы и парки вокруг него представляют по сути своей единое целое. Да и застраиватьсяони стали практически одновременно. С освобождением русских земель от шведских завоевателейи началом строительства Петербурга начинается освоение и прилегающих к нему территорий.Так, уже в начале XVIII веке появляются первые сооружения — прообразы будущих дворцов- в пригородной зоне — там, где ныне разместились целые города: Петродворец, Пушкин,Ломоносов, Павловск, Гатчина.
Создание блистательногоожерелья дворцов и парков вокруг города ознаменовало собой великое торжество русскогонарода, его победу в многолетней борьбе с иноземными захватчиками. Эта торжественностьпретворена и в оформлении дворцов, особенно петергофской резиденции царя. Именноэто стремление было первопричиной столь пышного облика пригородных новостроек, характерногодля стиля русского барокко с его подчеркнутой представительностью и праздничностью;именно торжество вновь свободной земли, а не стремление, как считают некоторые исследователи,царя и его приближенных перещеголять западноевропейцев.
Загородные резиденциивозводились руками многих тысяч русских умельцев, согнанных сюда из различных уголковРоссии. Великие замыслы выдающихся зодчих, скульпторов и художников воплощали вжизнь замечательные мастера, народные умельцы, искусство которых служит образцомдля современников.
Большой Екатерининскийдворец — это бывший императорский дворец. Он один из самых крупнейших в окрестностяхСанкт-Петербурга.
В 1724 г. это сельское поселение стало называться Царским Селом.
Эта территория былаподарена Петром I его жене Елизавете Александровне. В 1717 — 1723 годах для неебыл выстроен небольшой каменный дворец и разбит регулярный сад. В период царствованияЕлизаветы в Царском Селе еще шире развернулись строительные работы, в которых принималиучастие выдающиеся архитекторы М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский. Затем по проектамБ. Растрелли Царское Село превратили в один из самых грандиозных архитектурно-парковыхансамблей.
Дворец в ЦарскомСеле был так украшен, что при ярком солнечном освещении на него нельзя было смотреть.Это вполне вероятно, так кактолько на наружное покрытие было потрачено«6 пудов, 17 фунтов и два золотника» червонного золота — более 100 кг.
Здание дворца было заложено по приказу Екатерины Великой в 1717году, представляя собой позднее барокко.
В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург,в Царском Селе под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна началось строительствопервого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменныхпалат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, водворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды».На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворецпредставлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажноесооружение.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742- начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М.Г. Земцова, однакосмерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селевели А.В. Квасов и его помощник Дж. Трезини, но уже в мае 1745 года Трезини сменилизвестный архитектор С.И. Чевакинский, который осуществлял надзор за строительствомв Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.
С конца 1748 по 1756 год строительство Царскосельской резиденциивозглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли.10 мая 1752 годаЕлизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчицеи иностранным послам.
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами,мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазореваялента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.
Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид,львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптораИ.Ф. Дункера. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви,над южным, где находилось парадное крыльцо — купол с многоконечной звездой на шпиле.На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовымифлигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами.
Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданнаяим Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название«золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до серединыXVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженностьпарадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовойцеркви.
В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В.П.Стасов создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в единомстиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанныхрусской армией в Отечественной войне 1812 года.
Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница,созданная в 1860-1863 годах И.А. Монигетти в стиле «второго рококо».План дворца
Центральная часть дворца — Средний дом — возникла из «каменныхпалат о 16 светлицах» Екатерины I, построенных архитектором И. Браунштейномв 1724 году. Макет этих палат до сих пор хранится в запасниках Екатерининского дворца.
Средний дом декорирован атлантами, кариатидами, картушами и маскаронамина фронтонах и над окнами, богато оформленными капителями колонн (ранее на кровлестояли статуи и вазы). На главном фронтоне Среднего дома — картуш с короной и вензелемИмператрицы Екатерины I «Е». В 1756 году скульптурные украшения дворцабыли покрыты позолотой. Внешнее оформление корпусов, созданных взамен галерей, выполненопод стать убранству фасада Среднего дома. Особенно пышно в стиле барокко оформленфасад Церковного корпуса. Не менее величествен и строг Зубовский корпус. Циркумференциизавершает кованая чугунная решетка с воротами и гербом России. Из-за обилия золоченыхдеталей ворота названы «золотыми». В 1756 году только на позолоту ворот,ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота.Кроме центральных, «золотых» ворот на парадный двор ведут и двое боковых.Наиболее интересны железные, примыкающие к Церковному корпусу. Они выполнены порисунку Ф.Б. Растрелли в 1749 году слесарным мастером Кордони. Став главным архитекторомЦарского Села в 1748 году, Ф.Б. Растрелли немедленно приступил к работам во дворце.Основной этап перестройки проходил с 1752 по 1756 год. Выдающийся архитектор сразуопределил важнейшее звено преобразований: формирование ансамбля вокруг главной осиАрсенал — Эрмитаж и необходимость замены деревянных галерей с колоннами между флигелями(архитекторы А. Квасов и С. Чевакинский) на полноэтажные конструкции. Поистине величественБольшой, или Тронный, зал дворца площадью 1000 квадратных метров, с высотой потолковсемь метров. Он залит потоками света, льющегося сквозь огромные двухъярусные окна,расположенные друг против друга, а обилие позолоченной деревянной резьбы и зеркалв отделке стен создает иллюзию безграничности пространства зала. Всю площадь потолкас 1753 по 1757 год занимал живописный гигантский трехчастный плафон «ТриумфРоссии» работы художника Д. Валериани. Впоследствии его заменили росписямиФранчуоли и Вундерлиха. В настоящее время угловые части плафона «АллегорияПобеды» и «Аллегория Мира» в свое время изъятые по указу Павла I,обнаружили в Инженерном замке и вернули на прежнее место.
Среди прочих помещений богатым убранством выделяются Зеленаястоловая, Картинный и Лионский залы. В облицовке стен последнего использован лазурит,а паркет этой комнаты, набранный из 12 ценнейших пород дерева, инкрустирован перламутром.Сразу за Картинным залом дворца располагалась Янтарная комната. Она создаваласьпо проекту А. Шлютера с 1701 по 1711 год группой известных немецких мастеров-янтарщиков,в которую входили Годфрид Туров и Готфрид Туссо. Существует предание, что комнатабыла бесцеремонно выпрошена у прусского короля Фридриха-Вильгельма I Петром I вовремя пребывания его в Берлине в 1716 году и в следующем году отправлена в Россию.По другой версии Петр I обменял ее у короля за 55 русских гренадеров, токарный станоки бокал ручной работы. Без движения это сокровище пролежало в Санкт-Петербурге до1743 года, а затем мастер Мартелли смонтировал Янтарную комнату в Зимнем дворцеСанкт Петербурга. В 1755 году, по указу Екатерины II, убранство комнаты было перенесеносолдатами гвардии на руках в Царское Село, и Мартелли вновь воссоздал ее в одномиз залов Большого дворца. Уникальное убранство комнаты выполнено из мозаичных янтарныхпанелей, декорированных узкими зеркальными пилястрами, вместо капителей, завершенныхскульптурными женскими головками. Наверху — широкий фриз, расписанный под янтарь,на фоне которого выделялись резкие рамки, гирлянды цветов, фигуры амуров. Двадцатьдва больших панно дополняли 180 янтарных досок и врезанных украшений в виде головок,щитов, тюльпанов, роз, раковин.
В пять панно Ф. Растрелли вмонтировал мозаичные картины из цветнойяшмы — аллегории пяти чувств человека. Золотистые и темные пластины полированногоянтаря в сочетании с разноцветной яшмой и золоченым деревом создавали фантастическоезрелище. Изысканное убранство комнаты органично дополняли плафон «Мудрость,охраняющая юность от соблазнов любви» и узорный паркет из редчайших пород дерева,созданный по рисункам В.И. Неелова. Плафон кисти Фонтебассо был утрачен в ХIХ веке,сама же Янтарная комната исчезла во время оккупации и до сих пор не найдена.
В одно время с дворцом создавались и парки — пейзажный и в регулярномстиле. Над их планировкой трудились садовники Я. Розен и И. Фохт. Пейзажный паркбыл вписан в окружающую панораму местности, а регулярный устроен в виде нисходящихтеррас, уступами. В 1721 году сделаны два уступа, разделяющие парк на Верхний иНижний. В 1725 году — третий уступ, к мельничному каскаду прудов. Парк богато украшенскульптурой, но в ансамбле доминируют павильоны: Эрмитаж, Нижняя ванна, Верхняяванна, Грот и другие.Характерные особенности дворца
Характерная особенность облика Екатерининского дворца — большие,почти на всю высоту стен, часто поставленные окна, обрамленные фигурными барочныминаличниками с рельефной выкруткой на лепных кронштейнах в верхней части, а такжесложнопрофилированный карниз большого выноса. Барочному облику здания контрастнопротивопоставлен классический декор интерьеров, созданный в 1785 — 1800 годах попроекту Д. Кваренги.
В Екатерининском дворце имеется девять помещений, образующихдве параллельные анфилады, одновременно связанные между собой. Восточная анфиладавключает Зеленую гостиную, Желтый зал. Синюю гостиную; западная — Переднюю (Вестибюль),Подогревальню, Опочивальню (Спальню), Кабинет. К передней примыкают Угловая (Павловская)гостиная и Проходная.
Декор парадного Желтого зала, Зеленой и Синей гостиных, выходящихокнами в Монплезирский сад, а также Передней, Спальни и Кабинета отличен благороднойпростотой и стройностью. В обработке стен и потолков этих высоких, просторных, светлыхпомещений, кажущихся большими от зеркал в межоконных простенках, искусно варьируетсяразличная расколеровка гладких стен, определяющая даже название интерьеров, декоративнаяроспись в манере гризайль, лепные панно и рельефы, а также классические архитектурныеэлементы — пилястры кронштейны, сандрики, профилированные тяги.
Важная роль в декоре интерьеров Екатерининского дворца отведенаживописи, исполненной темперой по штукатурке в манере гризайль. Живописными композициямидекорированы стены, десюдепорты, но главным образом — падуги и потолки. По своемуобразному строю живопись типична для классицизма.
Интерьеры Екатерининского корпуса обставлены художественной мебелью,отвечающей стилистике и функциональному назначению помещений, а также украшены часамии другими предметами из бронзы русской и французской работы.
С момента постройки Екатерининский корпус служил для пребывания“высочайших особ”. Здесь устраивались приемы, балы, маскарады, карточные вечера.В 1930 году он был превращен в музей. В годы оккупации деревянный флигель полностьюсгорел, а каменный корпус безжалостно разрушен. Потребовались многолетние усилия,чтобы 18 июня 1984 года была закончена первая очередь основных реставрационных работ,которые в настоящее время вступили в завершающую фазу при свободном доступе посетителейв открытые для осмотра интерьеры.
Вывод
Проделав работу по исследованию особенностей русского барокко,можно сделать следующие выводы:
1) Ф.Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурнымитрадициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни,крыши и цветовое решение.
2) Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственнойдинамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежнымиколоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.
3) Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львинымимасками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера.
4) На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота.
5) Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века,Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадныхкомнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
6) Характерная особенность облика Екатерининского дворца — большие, почти навсю высоту стен, часто поставленные окна, обрамленные фигурными барочными наличникамис рельефной выкруткой на лепных кронштейнах в верхней части, а также сложнопрофилированныйкарниз большого выноса.
7) Важная роль в декоре интерьеров Екатерининского дворца отведена живописи,исполненной темперой по штукатурке в манере гризайль. Живописными композициями декорированыстены, десюдепорты, но главным образом — падуги и потолки. По своему образному строюживопись типична для классицизма.
8) Интерьеры Екатерининского корпуса обставлены художественной мебелью, отвечающейстилистике и функциональному назначению помещений, а также украшены часами и другимипредметами из бронзы русской и французской работы.
Список литературы
1. В.С. Кулибанов, А.И. Чистобаев «Ленинград» Москва «Мысль»1990
2. Б.Р. Випер «Архитектура русского барокко» «Наука» 1978
3. «История русского барокко» том 5 изд. АН СССР 1980
4. С.О. Кузнецов «История одного фасада Российской империи» // Искусствознание2000 №1
5. С.О. Кузнецов «Дворцы и дома Строгановых. Три века истории» //Искусствознание 2000 №1
6. www. wikipedia.org/wiki/
7. www.tzar.ru
8. www.pushkincity. ru
9. «100 великих архитекторов», Салин Д.К., Вече, 2000 г.
10. «Большая школьная энциклопедия» том1 «ОЛМА-ПРЕСС» 2000
11. Яндекс. Словари.