Реферат по предмету "Политология"


Религиозный экстремизм: причины возникновения и способы преодоления

Реферат
Тема:«Религиозный экстремизм: причины возникновения и способы преодоления»

Содержание
 
Введение
1 Понятие о религиозномэкстремизме
2 Религиозный экстремизм впрошлом и настоящем
3 Как с этим бороться?
Заключение
Литература

Введение
 
Проблема религиозного экстремизма – одна из самых обсуждаемых впоследние годы не только в СМИ, но и на заседаниях Государственной Думы.Проблема, безусловно, сложная и неоднозначная, с ходу не решаемая. Сложная,потому что нет до сих пор исчерпывающего определения, что же такое«экстремизм», а, следовательно, нет и не будет эффективных методов борьбы с нимна законодательном уровне. Сложная, потому что вопросы веры, религии – одни изсамых болезненных и «интимных» как отдельного человека, так и для общества вцелом. Трудность же заключается еще и в том, что религиозный экстремизм, какправило, напрямую связан с политическим экстремизмом, а религиозная идеологиячасто становится политической идеологией. В наши дни эти два негативных явлениясрослись настолько тесно, что некоторые исследователи предпочитают говорить о«религиозно-политическом экстремизме» [3]. Все это порождает целый комплексвзаимосвязанных проблем, в котором трудно, но необходимо разобраться учителю –преподавателю обществоведческих дисциплин, да и любому воспитателюподрастающего поколения.
Почему это актуально? Посмотрите, кто становится чаще всегожертвой сектантов и террористов? Дети, подростки, молодые люди и девушки, чьинеокрепшие души легко попадают в сети идеологического обмана. Почему именносейчас эта проблема стала подниматься и активно обсуждаться? Да потому что нашеправительство наконец-то стало задумываться о создании собственнойгосударственной идеологии, без которой никакое сильное государство не можетбыть прочным и существовать достаточно долго. Потому что оказалось, что именноидеологический вакуум порождает эти чудовищные явления нашей общественнойжизни.
Казалось бы, мы живем в глубинке, так какое нам дело до сектантови террористов? Однако если приглядеться, окажется, что и здесь мы встретим тотже идеологический яд, окажется, что и мы вовсе не застрахованы от терактов, асектанты спокойно ходят по нашему городу. Но главное, теперьрелигиозно-политическим экстремистам уже не нужно посылать к нам своихмиссионеров и агитаторов-вербовщиков, не нужно ходить по домам, уговаривать ираспространять соответствующую литературу. Благодаря глобальной сети он легкомогут войти в каждый дом, не прибегая к большим усилиям. Мало того, к ним самипридут, привлеченные красочным дизайном веб-страниц или умело поданнойпсевдоинтеллектуальной информацией. Сегодня в России действует более 2500 тысячрелигиозных организаций и сект. Почти все из них имеют свои сайты в сетиИнтернет, где до сих пор нет никакой цензуры и фактически не действуют никакиезаконы. Никогда прежде у религиозно-политических экстремистов не было стольковозможностей для агитации и пропаганды своих идей.
Цель данной итоговой квалификационной работы – показать, что можетсделать обычный учитель истории и обществознания с помощью современныхпедагогических технологий для борьбы с этими угрожающими явлениями социальнойжизни.
Для этого необходимо выполнить ряд поставленных задач:
— выяснить, что понимается в настоящее время под понятием«религиозный экстремизм» и попытаться сформулировать его определение вмаксимально четкой и доступной для учащихся форме;
— проследить истоки и причины возникновения религиозногоэкстремизма в исторической перспективе, выявить его специфику в разныеисторические эпохи;
— выяснить, что представляет сейчас религиозный экстремизм всовременной России, в нашем крае, городе и районе, насколько эта проблемаактуальна для данной местности и живущих здесь людей;
— выявить, какие средства используются для борьбы с религиознымэкстремизмом на государственным и на местном уровне; как учитель на урокеистории и обществознания может внести вклад в решение этих проблем.
На наш взгляд, данная тема исследована пока мало и односторонне.Так, например, организации сектантской направленности на данный моментподвергаются в основном критическому анализу лишь только с точки зренияправославных исследователей и публицистов. До сих не существует ниобщепризнанной классификации религиозных организаций, ни четких критериеванализа и оценки их деятельности. Особенно это касается сектантских ипсевдорелигиозных организаций. В стадии разработки находится на сегодняшнийдень и методика исторического и социокультурного анализа различныхИнтернет-ресурсов. Будем надеется, что данная работа поможет хотя бы немноговосполнить этот пробел.

1Понятие о религиозном экстремизме
Понятие «экстремизма» — одно из самых сложных и дискуссионных внастоящее время. Особенно трудно его истолкование в демократическомгосударстве, статус которого старается поддерживать наша исполнительная изаконодательная власть. Сложность, прежде всего, в определении границ того, чтоможет пониматься как проявление экстремизма. Времена меняются, а эти границыподвижны и относительны. Если в сталинские времена сожжение портрета вождятрактовалось как террористический акт, то сейчас и жестокое избиение скинхедамииностранца на темной улице часто рассматривается как обычное хулиганство.Сложность в том, что понятие экстремизма включает в себя массу разнородныхявлений мало сопоставимых как с точки зрения морали, так и с точки зрениязакона: от акта вандализма на еврейском кладбище до теракта. Именно поэтому взаконодательстве наблюдается устойчивая тенденция к расширению этого понятия,хотя, по правде, его следовало бы сузить.
Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «Опротиводействии экстремистской деятельности» дает следующее определениеэкстремизма: «деятельность общественных и религиозных объединений, либо иныхорганизаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц попланированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на…
1. возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, атакже социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию…
2. осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий иактов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальнойили религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо враждыв отношении какой-либо социальной группы…
3. пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценностиграждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной,религиозной или языковой принадлежности…
4. публичные призывы к осуществлению указанной деятельности илисовершению указанных действий;
5. финансирование указанной деятельности либо иное содействие ееосуществлению или совершению указанных действий, в том числе путемпредоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств,недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы,телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иныхматериально-технических средств…» [10]
Уже здесь мы наблюдаем достаточно широкий круг явлений, которыйохватывает понятие экстремизма, а при желании как экстремизм можноинтерпретировать любое выражение общественного протеста – от забастовки донесанкционированной демонстрации. Какая уж тут демократия.
Еще сложнее с понятием «религиозного экстремизма». Такогоправового понятия, как «религиозный экстремизм», в действующемзаконодательстве РФ вовсе не существует. Тем не менее, связь религии иэкстремизма прослеживается и здесь: в Федеральном законе «Опротиводействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года термин«религиозные объединения» упомянут 28 раз. Говоря о нем, нашиполитики и журналисты чаще всего оперируют терминами «секта» и «сектантство» втом устоявшемся смысле, которым наделил их американский исследователь АлександрДворкин в своей нашумевшей книге «Тоталитарные секты». Книга, безусловно,интересная и глубокая (особенно там, где дается теоретический анализдеятельности ряда действительно общественно опасных организаций), но и она неявляется истиной в последней инстанции. Многие, особенно православныежурналисты, которые чаще всего и апеллируют к этой книге, явно «перегибаютпалку», относя к деструктивным культам практически все без исключениянеоконфессиональные религиозные организации [2], оставляя место только для такназываемых традиционных религий. Но нельзя забывать, что у нас светскоедемократическое государство, где еще пока действует принцип свободы совести, илюбые проявления религиозной нетерпимости, даже со стороны православия,неприемлемы. Именно во многом благодаря СМИ понятие «секта» сегодня приобрелоустойчивый негативный оттенок. Однако с точки зрения религиоведения в нем нетничего ужасного. В Википедии секта определяется как «(от лат. secta — учение,направление, школа) — религиозная группа, община или другая подгруппа,отколовшаяся от господствующего религиозного направления». Словарь В.И. Далядает несколько иное толкование: «братство, принявшее своё, отдельное ученье овере; согласие, толк, раскол или ересь». [8] Неодобрительное звучание это словоприобретает в советские времена, когда любое отклонение от «господствующегонаправления» рассматривалось как преступление (см., например, словарь Д.Н.Ушакова). В короткие периоды демократизации нашего общества – будь то начало XX века или 90-е годы –интерес к сектам стремительно возрастает. Мало того, быть сектантом становитсямодным (об этом — прекрасная книга Александра Эткинда «Хлыст» — об увлечениисектантством интеллектуальной элитой Серебряного века). Возрастает и активностьсамих сект. В этом тоже нет ничего страшного. Разве единомыслие чем-то лучше?Мы это уже, кажется, проходили. В конце концов, все мировые религии начиналиськак секты.
Как быть учителю в этой неразберихе? Как объяснить детям,учащимся, что такое религиозный экстремизм и в чем его опасность для человека иобщества, не путаясь в терминах и понятиях? Просто и доходчиво, но и тактично,не оскорбляя религиозных чувств, ведь в классе могут оказаться представителисамых разных религиозных конфессий, в том числе и тех, которые средствамассовой информации традиционно относят к сектантским. Для этого, конечно,учитель – историк и обществовед, должен смотреть гораздо шире журналистов иклерикалов – политиков от религии, решающих свои сиюминутные задачи, иобратиться к истории вопроса.
 
2Религиозный экстремизм в прошлом и настоящем
 
Если мы посмотрим на сегодняшние проблемы с исторической точкизрения, то понять, что является экстремизмом, а что нет, будет еще сложнее.Например, придерживаясь современных критериев, в экстремисты вполне поформальным признакам можно записать деятелей Реформации. Томас Мюнцер, ИоганнЛейденский, Савонарола и даже Ж.Кальвин, безусловно, были экстремистами в своейдеятельности. Марк Смирнов, ответственный редактор «НГ-религии» наодной из дискуссии о религиозном экстремизме приводил мнение известногоамериканского исследователя Джеймса Вуда, который утверждает, что заверениярелигиозных лидеров о том, что все религии несут добро и мир, на самом делеошибочны. Ни одна религиозная организация никогда не была терпимой по отношениюк другим. Религия, как считает Вуд, всегда способствовала разделению, а неединству. И первопричина разделения состояла в различном понимании того, чтоесть истина. На наш взгляд, здесь есть доля правды. Религиозный экстремизм былвсегда. Мало того, в прошлом его было намного больше, чем теперь. Религиозныйэкстремизм – наследие прошлого, пережиток традиционного общества.
Что ни говори, но мы живем сегодня в секуляризованном мире.Религии медленно, но верно умирают. Это почувствовал еще Ф. Ницше в середине XIX века, произнесшийзнаменитое «Бог умер». Это не значит, что верующих людей становится меньше.Просто верить человек стал по-другому. Человек всегда во что-то верит – в Бога,в себя, в науку, в партию, в светлое будущее и т.д. Так устроена психика. Нохарактер веры меняется. В эпоху релятивизма ценности перестают бытьабсолютными, Бог единым, а догматы незыблемыми. Общество меняется вубыстряющемся темпе, и религии – традиционные и консервативные по своей сути,вынуждены приспосабливаться к этим изменениям. На наших глазах происходят вещиеще недавно немыслимые: иудеи, христиане и мусульмане садятся за столпереговоров, Папа Римский просит прощения за злодеяния инквизиции.
В эпоху господствующего капитализма все традиционные ценностиотходят на второй план. Относится к ним стали проще. Для многих религиозныесвятыни – лишь объект манипуляции и воздействия на массовое сознание. Цель жепроста – заработать побольше денег, прославиться. Появляется книга «Святаякровь и Святой Грааль». Потом эти паранаучные спекуляции проникают в массовуюкультуру. И вот уже выходит бестселлер, а потом и блокбастер — «Код да Винчи».Что мы видим? Само понятие религиозного кощунства отходит в прошлое, простопотому, что для секуляризованного сознания нет ничего святого. Но не всепринимают эти изменения, не все верующие способны их понять и принять. Дляочень многих это страшный психологический стресс, настоящий культурный шок. Именноэто неприятие, стресс и порождают экстремистское поведение. Религиозныйэкстремизм — болезненная реакция на эти необратимые изменения, стремлениеповернуть время вспять. Речь здесь идет в первую очередь об исламскомрелигиозном экстремизме.
Любой историк хорошо понимает, что истоки всех современных проблемкоренятся в прошлом. Религиозный экстремизм – не преходящая сиюминутнаяпроблема, возникшая внезапно только сейчас, на рубеже второго тысячелетия. Этоне то явление, которое можно победить, немного подправив законодательство илиповысив бдительность населения и органов госбезопасности. Все гораздо глубже,сложнее и страшнее. Если вдуматься, всю историю человечества можно представитькак историю религиозных войн. Вспомним, какую роль играла религия в прошлом,когда человек ничего не делал без Божьего соизволения. Можно утверждать, что,например, в ветхозаветной истории религиозная составляющая войн была ведущей.Но войны наделялись священным смыслом не только в эпоху язычества иСредневековья. Вторая мировая война – не исключение. 22 июня 1941 годаМитрополит Московский и Коломенский Сергий, тогдашний Первоиерарх РусскойПравославной Церкви, написал и разослал по всем приходам обращение «Пастырям ипасомым Христовой Православной Церкви». Он преподал свое архипастырскоеблагословение «всем православным на защиту священных границ нашей Родины»,настойчиво напоминая о долге следовать примеру святых вождей русского народа –Александра Невского и Дмитрия Донского. История России была, по мнению ВладыкиСергия, постоянным противостоянием православного русского государства ииноверных захватчиков. «Жалкие потомки врагов православного христианства хотятеще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голымнасилием принудить его пожертвовать благом и цельностью Родины, кровнымизаветами любви к своему Отечеству… Господь нам дарует победу!»
Однако в XX в. становится «плохим тоном» говорить о религиознойсоставляющей войн. Сегодня стало уже обыкновением считать, что религия недолжна быть причастна к так называемой светской сфере жизни человека. Верадолжна остаться в пределах храмов и религиозных организаций. Война – уделсветского государства, и религиозному фактору там места нет. Данная позицияочень удобна для политиков, так как позволяет решать ряд задач. Во-первых,отказ от религиозного фактора в военных компаниях дает возможность пренебрегатьтрадиционными нормами морали и нравственности. Война из битвы за справедливостьпревратилась в форму решения финансовых и политических задач, где морали нетместа, а главным является эффективность любыми средствами. Во-вторых, когда нетидеи Высшего правосудия, армии можно делать все что прикажут. О религиозныхвойнах теперь стараются забыть. О них говорят, как явлении далекого прошлого.Между тем сейчас на Ближнем Востоке идет настоящая религиозная война.
Нельзя забыть о том, что происходит на наших глазах. Все мыпрекрасно знаем историю и помним и гонения на христиан, и пожар Александрийскойбиблиотеки, запрещенные Олимпийские игры, крестовые походы и костры инквизиции,самосожжения раскольников и Индекс запрещенных книг. Религиозный экстремизмможет проявляться по-разному, носить разные названия, но его можно всегдаузнать безошибочно – уж слишком все похоже. Шахиды и камикадзе – разве нетмежду ними сходства? Лозунгом религиозного экстремизма могут стать словаоснователя Ордена иезуитов Игнатия Лойолы: «цель оправдывает средства». Сначалаидея, а потом уже человек. Самопожертвование во имя религиозной идеи, а потом ижертвование другими. Религиозный экстремизм был всегда.
Кто-то возразит, что в Советском Союзе не было религиозногоэкстремизма. Все это порождение демократии, постсоветского хаоса. Но в СССРрелигиозный экстремизм был! Только жертвой его была сама религия. Воинствующийатеизм здесь с лихвой заменял любую ортодоксию.
Нам кажется, что понятие экстремизма, и не только религиозного,наиболее тесно сплетается с близким и сопутствующим ему понятием фанатизма.Фанатизм – разрушительная основа любого экстремизма, и религиозного в первуюочередь. Конечно, экстремистами бывают не только фанатики. Чаще всего,напротив, лидеры экстремистов – беспринципные прагматики, одержимыеисключительно корыстными целями. Идеология здесь является только инструментомполитики. Сами же экстремистские действия в массе своей совершают именнофанатики. Они являются главным орудием экстремизма, самым страшным, потому чтоэффективного противодействия ему до сих пор не придумали. Фанатик не боитсяникого и ничего, он не боится смерти, а убивает исключительно ради высшей цели.Попробуем разобраться, что же это такое религиозный фанатизм и как с ним можнобороться.
В Википедии мы читаем: «фанати́зм (греч.Φανατισμός, лат. Fanaticus,фр. fanatisme) — слепое и пламенное следование убеждениям, особенно в областирелигиозно-философской, национальной или политической. Крайняя степеньприверженности к каким-либо идеям, верованиям или воззрениям (словарьБрокгауза). Обычно соединён с нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям».Фанатизм как эмоция характеризуется переполненным чрезмерным, некритическимрвением или отношением к инакомыслию, противоположности, религиозной,политической причины, или, с одержимым энтузиазмом, по поводувремяпрепровождения, хобби. Согласно философу Джорджу Сантаяне, «Фанатизмсостоит в удвоении Вашего усилия, когда Вы забыли свою цель» Характеризуетсяочень строгими стандартами и малой терпимостью». [9] Очень сложно подчасотличить фанатика от поклонника. Грань здесь очень тонкая. Фанатик идет гораздодальше, но начинается все с поклонения. Не случайно гласит же древняя мудрость:«не создай себе кумира». Но, с другой стороны, и без кумиров нельзя. Намкажется, что ключевыми для определения фанатизма являются слова «нетерпимость»и «некритичность». Фанатики бывают везде: и в любой религии, и в политике, идаже в науке, где, казалось бы, сомнение должно быть на первом месте.
И все-таки корни фанатизма именно в религиозном мировоззрении.Дело в том, что в религии верующему нет места сомнению. Оно по определениюневозможно. Любая религия опирается на догматы – положения, которые неоспариваются. Доводы разума здесь бессильны. «Верую, ибо нелепо» — сказалТертуллиан, один из Отцов христианской церкви. Вера существует вопреки разуму.Догматизм – основа любой религии.
И все-таки верить можно по-разному. Один становится отшельником,идет в лес и, никому не мешая, предается общению с Богом. Другой несет своюистину в массы, становится проповедником и миссионером. И тот, и другой можетстать фанатиком. И вот здесь мы подходим к самому главному. В чем корни любогофанатизма и экстремизма.
Чем мировые религии отличаются от национальных? Почему изкрошечных сект они превратились в мощнейшие организации, обрели миллионыпоследователей, а другие так и остались сектами и канули в Лету? Почему,например, арабы-мусульмане в VII веке менее чем за 100 лет чуть было не завоеваливсю Евразию, и до сих пор ислам – одна из самых популярных религий в мире? Тамтоже были и остаются фанатики. Но в основе всех мировых религий терпимость кчужому мнению, к другому образу жизни и внешнему виду. Все равно как выглядитчеловек – он есть Образ и Подобие Божье, а перед Богом все равны. Из историиизвестно, что, несмотря на все завоевания и крестовые походы, все мировыерелигии в основном распространялись мирно и постепенно, достаточно легковстраиваясь в местные религиозные культы, приспосабливаясь к местным обычаям.Так было и есть в Латинской Америке, так было и у нас на Руси.
Таким образом, выделив сущностные черты религиозного экстремизма,вкратце проследив его историю, мы подходим к главному вопросу работы: каксовременный учитель может способствовать борьбе с этим пагубным социальнымявлением.
 
3Как с этим бороться?
 
Можно ли с этим бороться? Можно и нужно. Более того, учитель –один из тех, кто, как никто другой, способен проводить профилактику религиозногоэкстремизма, ведь к нему приходят дети, чья душа, как правило, еще непорабощена вредоносной идеологией, чье мировоззрение только формируется, и егоеще можно как-то скорректировать. С другой стороны, подход к ученику в этихвопросах должен быть исключительно взвешенным и осторожным. Ведь учитель можети наоборот сделать из ребенка фанатика, что и происходит, как правило, всектах, куда попадают дети-подростки. Ведь для рядовых сектантов их лидер тожеУчитель. Вот что самое страшное. Кто-то из писателей сказал, что сын за отца неотвечает, но учитель ответственен за своих учеников.
Как же вести себя учителю, когда тема коснулась подобных вопросов.Прежде всего, учитель должен быть мудрым. На наш взгляд, ни в коем случаенельзя судить с точки зрения какой-либо из мировых религий, в частности,традиционного православия, доказывая его превосходство. Это – одна из самыхчастых ошибок. Во-первых, у нас давно в классах сидят не одни православные, иговорить, что православие – национальная русская религия, по меньшей мере,глупо. Это лишь нагнетает и без того сложную межнациональную обстановку в нашемобществе. Нужно всегда помнить, что мы не в русской школе, а в российской, гдерядом с русскими сейчас могут сидеть за одной партой и татары, и армяне, и таджики,и даже негры. У всех у них может быть разная вера.
Нельзя и оголтело критиковать сектантов, подразумевая под сектамивсе нетрадиционные конфессии, то есть, опять же, бездумно следуя за А.Дворкиным и некоторыми православными журналистами и исследователями. Нужносначала разобраться самому. Нужно помнить еще и о том, что наши СМИ и политики,много говоря о религиозном экстремизме и борьбе с сектами, часто забываютсообщать своей аудитории, что жертвой религиозного экстремизма чаще всегостановятся сами сектанты. Нагнетаемая в газетах и телевидении истерия приводитк тому, что толпа, не думая и не мешкая, начинает «бороться» сама как умеет, иначинаются погромы. [5] Все это уже было в российской истории. Просто, чембольше секты будут ругать и запрещать, тем более привлекательными будут сектыдля молодежи. Так уж устроена подростковая психология. Быть не таким, как все,очень тяжело, но некоторым, особенно молодым, это нравится. И это можетзаставить подростка пойти в секту.
К сектам, и вообще к нетрадиционным конфессиям, также нужноподходить осторожно и дифференцированно. Учитель-обществовед, без сомнения,должен хорошо разбираться в подобных вопросах. Информации сейчас предостаточно,однако, не всегда ее можно назвать непредвзятой. Особенно это касаетсяправославных источников (например, таких сайтов, как «Сектовед.ру» и др.)Поэтому к анализу ее нужно подойти достаточно серьезно. В принципе, учитель –не религиозный проповедник и не советский преподаватель научного атеизма, аурок обществознания – не богословский диспут. Он не должен ничего навязывать.Лучше оставаться умелым дирижером и постараться сделать так, чтобы ребятазадумались и сами сделали выводы. Разводить же богословские дискуссии на урокевообще не стоит. Ведь, как уже говорилось, среди учеников (особенно в старшихклассах) могут быть члены той или иной «сектантской» организации. Для верующегочеловека подобные дискуссии не имеют смысла, они могут вызвать только реакциюотторжения, подросток замкнется в себе, и тогда переубедить его уже будетгораздо сложнее.
Как же заставить человека задуматься, посеять сомнение (в данномслучае полезное)? Прежде всего, не грести всех под одну гребенку. Это — секта,а это – нет. Пусть делают выводы сами для себя. Еще раз вспомнить, что такоесекта. Побольше проблемных вопросов для размышления. Можно ли называть сектоймощнейшую международную организацию «Свидетелей Иеговы», имеющую филиалы вовсех странах мира и миллионы последователей. Можно ли назвать ее «деструктивнымкультом»? На все эти вопросы должен ответить сам ученик. Только тогда онпоймет, опасны они или нет.
Здесь учителю может помочь уже упоминавшаяся книга А. Дворкина«Тоталитарные секты», в которой выделены основные характерные признаки подобныхопасных организаций:
1)   Организационнаязамкнутость. Как правило, тоталитарные секты имеют внутри себя строгуюиерархию, основанную на жестком вертикальном подчинении «младших старшему»,«учеников учителям», «непосвященных посвященным или избранным». При этомрядовые члены зачастую ничего не знают ни об истинном руководстве секты, ни о ее стратегиии политике. Они лишь послушные исполнители чужой воли.
2)   Наличиехаризматического лидера. Он может быть как живой, так и уже умерший. Какправило, это основатель секты, ее лицо и персонификация. Внутри секты онвоспринимается как живой бог, Учитель либо пророк, (выступающий от именибожества или передающий сокровенное знание), и пользуется безусловнымавторитетом. Примеров можно привести множество: Виссарион Христос, СекуАсахара, Рон Хаббард для саентологов и т. д.
3)   Ограничениеличной свободы для членов организации. Жизнь адептов строго регламентируется иконтролируется руководством секты. Они связаны массой запретов и предписаний,начиная от требований соблюдения различных постов и обетов, до ограничения видетьсяс родственниками (как было в случае Белого братства и Оум Сенрике).
4)   Высокаястепень социальной активности. Секта может существовать лишь постояннопополняясь новыми членами, поэтому для вербовки адептов используются всевозможные средства, иногда и противозаконные. Некоторые сектантские организацииразрабатывают достаточно успешные методики психологической обработкипотенциальных адептов, благодаря чему уже вышли на международный уровень:количество их последователей исчисляется сотнями тысяч и миллионами, в их рядывступают известные политики, крупные предприниматели и звезды шоу-бизнеса.Самый типичный пример здесь – Свидетели Иеговы и Церковь Саентологии. Подобныеим организации широко используют для своей рекламы как СМИ (по возможности),так и не менее эффективные методики индивидуального и коллективного общения (втом числе и виртуального — с помощью Интернета): личные беседы, форумы,собрания, конгрессы и т. д. В этом смысле они очень сильно напоминают такоесоциально-экономическое явление, как сетевой маркетинг или финансовые пирамиды.Еврошоп, Гербалайф, и печально знаменитая отечественная «МММ» действовали идействуют теми же технологиями, только главной целью является не власть надсознанием людей, а банальная нажива.
В связи с этим А. Дворкин выделяет среди тоталитарных сектпсевдорелигиозные организации, которые, прикрываясь какой-либо религиознойидеологией, на самом деле преследуют совсем другие, более прагматичные цели.Если первыми руководят фанатики, то вторыми – мошенники (граница, впрочем,здесь весьма условна, так как одно вовсе не исключает другого). Так, например,к последним А. Дворкин относит Сан Се Муна и его организацию, ЦерковьСаентологии, из отечественных примеров сюда почти однозначно можно отнестискандально известного Г. Грабового и его объединение «ДРУГГ». [1]
А. Дворкин считает тоталитарные секты типичным порождением XX столетия, хотя ивыделяет в отдельную категорию ранние тоталитарные секты, к которым относитмормонов и Свидетелей Иеговы, возникших еще в XIX веке. Данная классификациявесьма удобна для анализа, но нужно учитывать, что она также условна иотносительна, как и все предыдущие. Нетрудно заметить, что исследователю явноприсуще излишне критическое отношение к изучаемому предмету. Тем не менее,критерии, выделенные исследователем позволяет выявить среди множества новых истарых религиозных и псевдорелигиозных организаций действительно опасные ипомочь учащемуся психологического порабощения. В самом деле, следует различатьстепень опасности Белого Братства или Церкви Последнего Завета и небольшогоподросткового сообщества неоязычников или «готов», которые где-то собираются,проводят вместе время, слушают музыку и попутно имитируют какие-то безобидныепсевдообряды, больше похожие на игру. Главное дать понять ребятам, в чемотличие церкви от секты. Церковь – открытая для всех организация, в которуюсейчас легко вступить и легко выйти. Секта – замкнутая группа,противопоставляющая себя всему остальному миру. Это и делает ее асоциальной иопасной.
В качестве учебного проекта, конечно, по согласованию сродителями, учащимся можно предложить проанализировать согласно указаннымкритериям местные неоконфессиональные религиозные организации. Сейчас ихдовольно много в каждом более или менее крупном провинциальном городе. Естественно,учитель должен хорошо разбираться и религиозной палитре родного края, хорошознать его религиозную историю. Если взять как пример, наш родной Балашов, и то,и другое здесь чрезвычайно богаты. Балашов – один из первых центров молокан вПоволжье, баптисты появились здесь еще в XIX веке, а сейчас здесьобитают представители около десятка различных конфессий от вездесущихСвидетелей Иеговы (у которых здесь находится свой «Зал Царств») до экзотическихнеоязычников (у которых также есть свое капище – в городе действует целых двенеоязыческих общины, которые являются официальными представителямиМеждународного объединения славянских общин) и анастасиевцев. Есть своймолельный дом и у баптистов. И последнее. Мы уже говорили, какую опасность таитв себе глобальная сеть в свете указанной нами проблемы, но тот же самыйИнтернет может послужить и учителю и ученику неоспоримым помощником как впоисках информации о различных сектах, так и полем для исследования религиозныхорганизаций. Нигде разнообразные религиозные группы не позиционируют себя такярко, как в глобальной сети. Увы, на государственном и на местном уровне дляборьбы с сектами практически ничего не делается, все остается пока на уровнеобсуждений. В СМИ нагнетается антисектантская истерия, которая еще болееопасна, чем сами секты. Пока же учитель одинок в борьбе с сектантами, им онможет противопоставить только свои знания и красноречие. Но и это уже не мало.Фанатизм и догматизм возникает из неразвитости мышления, узости мысли инеспособности найти альтернативу ясной и красивой, но опасной идеологии. Еслиучитель заставит ребенка задуматься – в борьбе с религиозным экстремизмом будетдостигнут первый успех.

Заключение
 
Мы считаем, что задачи, поставленные в работе, в целом выполнены. Быловыяснено, что понимается в настоящее время под понятием «религиозныйэкстремизм», мы попытались выделить его сущностные черты, выявили связьэкстремизма и фанатизма. Проследили истоки и причины возникновения религиозногоэкстремизма в исторической перспективе, выявили его специфику в разныеисторические эпохи. Было показано, что религиозный экстремизм является одной изактуальных проблем в современной России, в том числе и для нашего края, городаи района. Мы выявили, какие средства используются для борьбы с религиознымэкстремизмом на государственным и на местном уровне, и главное — как учитель науроке истории и обществознания может внести вклад в решение этой важнойсоциальной проблемы.
Лучший способ борьбы срелигиозным экстремизмом – эта профилактика, а для этого необходимо масштабноеи планомерное его изучение. И Интернет здесь – лучший помощник для учителя иученика, так как предоставляет массу разнообразной информации по этому вопросу.Интернет – уникальное социокультурное пространство, где секты (особенно подчеркнутоасоциального и деструктивного характера), обычно в реальной жизни старающиесябыть в тени и действовать незаметно, максимально раскрываются перед своейаудиторией, пока чувствуя себя здесь в безопасности.
Мы считаем, что людям,попавшим под влияние деструктивной секты, нужна незамедлительная помощь, ведьдошедший до этого этапа человек неподвластен себе. Сектантство сроднинаркомании. Неслучайно известное высказывание К. Маркса — «религия – это опиумдля народа». Духовный наркотик действует скрытно и не так быстро, а егосимптомы могут появиться через много лет. Статистика показывает, что 32% людей,вовлеченных в секты, попадают в психиатрические больницы, 18% заканчивают жизньсуицидом, и только 5% людей с помощью своих близких выходят из этой зависимости,и не хотят об этом вспоминать. Учитель, как никто другой, может выявить этуболезнь на раннем этапе. Именно он может оказаться рядом в нужный момент, и вотличие от родителей, обладая необходимыми знаниями, дать полезную консультациюи помочь молодому человеку избежать роковой ошибки. Но самое главное оружиепротив религиозного экстремизма, и это зависит только от учителя – воспитание ссамого девства толерантности и уважения к людям, независимо от национальных ирелигиозных различий. Это очень сложно, так как учитель должен сам стоять вышевсех этих различий, то есть почти на сверхчеловеческой моральной высоте. Вовсяком случае, должен стараться.
Материалы даннойвыпускной квалификационной работы могут быть использованы на уроках, лекциях ипрактических занятиях в курсах по истории, философии, культурологии,религиоведению, в качестве возможных докладов и рефератов для учащихся истудентов.

Литература
 
1. Дворкин А.Л.Сектоведение: Тоталитарные секты: Опыт систематического анализа / А.Л. Дворкин.– Н. Новгород, 2002.
2. ДокументыЕкатеринбургской конференции «Тоталитарные секты – угроза религиозногоэкстремизма» // www.iriney.ru/document/018.htm
3. Нуруллаев А.АРелигиозно-политический экстремизм / А.А. Нуруллаев, ., Ал. А. Нуруллаев //Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. — 2003. — № 4 — С. 83-92.
4. Религии мира: учебноепособие / Под ред. М.М. Шахнович. — СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургскогоуниверситета, 2003.
5. Религиозный экстремизмв России // Сайт юридической правозащитной организации Славянский ПравовойЦентр: www.rlinfo.ru
6. Религия и гражданскоеобщество: проблема толерантности: Материалы Круглого стола (16 ноября2002). — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
7. Самсонов С.И. Россия –многоконфессиональное государство: учебно-методическое пособие / С.И. Самсонов.– Саратов, 2007.
8. Секта // Википедия —свободная энциклопедия: ru.wikipedia.org/wiki
9. Фанатизм // Википедия— свободная энциклопедия: ru.wikipedia.org/wiki
10. Федеральный закон от25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» //Российская газета: Официальный сайт: www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/114-fz.shtm
11. Религия инравственность в секулярном мире: Материалы научной конференции. — СПб.:Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2002.
12. Бачинин В.А.Религиоведение: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во В. А.Михайлова, 2005. – 287 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Артур Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
Реферат Информационная значимость молекулярно- биологических процессов в теории Сотворения
Реферат Протекторат Богемии и Моравии
Реферат Аудит кредитных операций
Реферат Право проживания членов семьи
Реферат Политические и правовые учения в Древнем Риме
Реферат Осирис
Реферат Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи
Реферат Зигмунд Фрейд: биографический очерк, формирование школы, отношение с учениками
Реферат Ассортимент и контроль качества персональных компьютеров и их комплектующих в магазине Северного
Реферат Ehrlich
Реферат История народно хозяйственного развития Японии и е роль в мировой экономике 90 х годов
Реферат Конфуцианская концепция социальной сущности человека на примере Японии
Реферат Використання комп'ютера при літературознавчій пропедевтиці в початковій школі
Реферат Актерское агентство "Жар- птица"