Реферат по предмету "Культура и искусство"


Образ Петра I в интерпретации русских и зарубежных художников XVIII в.

Казанскийгосударственный университет
Реферат
по истории русскойхудожественной культуры
«Образ Петра I винтерпретации русских и зарубежных художников XVIII в».
Выполнила Шишкина Анна,
гр.1077
Казань 2010

Личность Петра – одна из самых значительных в русскойистории. Масштабы его деятельности поистине велики. Исключительно егоединоличной волей было преобразовано огромное государство, по сути, произведенареволюция, затронувшая и основы политического устройства, и все сферыобщественной жизни, и семейный уклад каждого отдельного жителя России. Реформы,проведенные Петром, были столь значительны, что их последствия были ощутимы ещеи столетия спустя.
Изобразительное искусство, разумеется, также широкооткликалось на эти события, и стремилось обозначить отношение к личностицаря-реформатора в самых разных формах. Это, прежде всего, образцаря-реформатора, завоевателя, сильного и могущественного, идеальногоправителя, представленный в работах Ж.М. Натье, Каравакка, Растрелли-старшего,П. Фальконе и др. Во-вторых, это мудрый полководец, смелый воин, победитель,герой Полтавской битвы (Каравакк, Таннауер). И ещё одна форма, пожалуй, самаянеожиданная и самая трогательная, — это просто человек, незаурядный, но такойже, как мы, не Полубог, не титан, а просто сильная личность, каким мы видимПетра в творениях И. Никитина.
/>
Априорно заданная формой парадного портрета концепцияобраза — это монарх-воин, победитель, «политичный кавалер» – этот аспектличности играл значительную роль в петровской иконографии на протяжении всегоцарствования. Основные черты образа «политичного кавалера» усвоены самим Петромво время Великого Посольства. Прежде всего, это образованность, стремление кпознанию, бесстрашие и отвага, т. е. выдающиеся воинские качества, честность идостоинство гражданина, забота об общественном и государственном благе,«политес» в обращении и дамами – вот примерный портрет «политичного кавалера»,идеал эпохи, нашедший отражение в парадных портретах царя. Так, в портрете Ж.М. Наттье акцентировано энергичное движение корпуса, сильный поворот, –свидетельство душевной и физической бодрости русского царя.
/>
Царь-победитель, идеальный правитель – таким видели Петраи зарубежные авторы. Рассмотрим, например, портрет французского художника П.Делароша. Здесь Пётр представлен как сильная романтическая личность. Мудрый,уверенный взгляд, высокий лоб, свободная, величественная и гордая поза. Накартине – воплощение мечты Петра о величии и силе Российской Империи: одна рукаПетра свободно лежит на карте – России открыты все горизонты; другая уверенносжимает шпагу и опирается на пушку – символ военной мощи и славы русскогооружия.
/>
Ещё один интересный портрет царя написан итальянским художникомЯкопо Амигони (1675-1752) и представляет Петра I об руку с богиней мудрости и справедливойвойны — Минервой. Лицо богини обращено к Петру, оно выражает восхищение,женскую нежность. У ног императора — книги, чертежи крепостных сооружений,пушка, полковые барабаны, а на втором плане — корабли. Эти атрибуты указывалина военные доблести Петра. Два амура над его головой держат корону — символгосударственной власти и кольцо — символ вечности. Лишь обломленная колонна управого края холста — олицетворение незавершенности задуманного — вноситгрустную ноту в это триумфальное изображение.
/>
Интересна история заказа этого портрета. С 1732 по 1738год в Лондоне в качестве русского посла находился замечательный сатирик АнтиохКантемир. Это была своеобразная почетная ссылка писателя, оказавшегося«неудобным» для двора Анны Иоанновны. Он-то и заказал Амигони портрет Петра, вкотором нашли отражение как преклонение перед гением царя-преобразователя, таки сожаление о пренебрежении его заветами в современном заказчику обществе.
В первой четверти XVIII века решающим фактором,определившим формирование художественных принципов и стиля русской портретнойживописи, стало новое мировоззрение и новое представление о ценности человека,сознательного участника коренных преобразований в стране. Наиболее яркоевоплощение новые тенденции нашли в творчестве одного из первых русскиххудожников европейского уровня, петровского пенсионера Ивана Никитина. Он являлсобой пример патриотической гордости императора перед иностранцами, «дабызнали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». Чтобы установитьавторство некоторых работ Никитина, потребовались специальные исследования.Некоторые атрибуции признаны бесспорными лишь относительно недавно.
Так, «Портрет Петра I», хранящийся в ГосударственномМузее-заповеднике «Павловск», не имел авторства, его относили то к работеКаравакка, то Матвеева. Демонстрация его на выставке портрета петровскоговремени в 1973 г. дала возможность технико-технологического исследования,которое показало все особенности живописной техники Ивана Никитина. Подобноеисследование позволило установить авторство Никитина в отношении портрета ПетраI в круге (ГРМ). Он выполнен в необычной для Никитина манере, однако сегодняавторство уже не вызывает сомнений. Художник стремился показать Петра Iчеловеком, но человеком глубоким и незаурядным. Так парадный портрет приобрелчерты глубокой искренности – художник смог передать это, избегая при этом всеголишнего. В этой работе мастер поставил перед собой задачу как можно проще,немногословнее сказать об очень большом и сложном.
С портретом в круге особенно резко контрастирует портретПетра I в овале (ГРМ), авторство которого связывается с Л. Караваком. Вовальном портрете перед нами Петр – строгий воин в мундире Преображенскогополка, но без орденских звезды и ленты. «Портрет Петра I в овале» по своемукачеству отличается от других изображений Петра I Каравака: трехчетвертнойповорот значительно усложнил осанку портретируемого и придал особую динамикуего внутреннему миру.
/>
Рассмотрение портретов работы И. Никитина и Л. Каравака в сопоставительномаспекте позволяет определить различие созданных художниками образов Петра. В«Портрете в круге» запечатлен многосложный образ царя как труженика мысли,тогда как в «Портрете в овале» он изображен в соответствии с идеалом светскойлюбезности, в нем представлена сдержанная и строгая трактовка образа монарха, соответствующаявосприятию многими европейцами Петра I в качестве императора – наследника «саардамскогоплотника».
Сейчас рассмотрим сочиненные портреты царя, сюжетныепортреты. Первым из них рассмотрим «Портрет Петра I на фоне колонны четырехсоединенных флотов под Копенгагеном» Л. Каравака. Петр на этом портретеизображен на фоне моря с 36 кораблями союзного (русского, датского,голландского и английского) флота. В этой работе создан портрет императора –флотоводца. Символы, используемые в картине: над головой царя параболическийстрой эскадры – символа морского могущества, а в правой руке императора – меч –грозное оружие, готовое к атаке и обороне, позволяет в полной мере осознать историческуюроль Петра I – воина и полководца.
/>
Другое ценное произведение Каравака представляетмонументальная картина «Полтавское сражение 27 июня 1709 года». Это событиебыло изображено во многих произведениях искусства: уже современники оценили значениеПолтавского сражения. Кроме того, сам Петр немало способствовал тому, чтобы онобыло должным образом запечатлено. Глубокое понимание исторической значимостипобед русского оружия, особенно в Северной войне, побуждало Петра давать заказына создание сцен, посвященных знаменательным событиям этой войны. В этойкартине «птенцы гнезда Петрова» и сам Петр занимают первый план, они крупнее иважнее всех остальных действующих лиц. Особенно художник акцентирует вниманиена фигуре царя. Именно к нему направлено движение его генералов и он впереди этойгруппы. Своим жестом он указывает в сторону движущихся войск, направляя иорганизуя их строй. Все внимание художник обращает на того, кто руководитсражением. Это отвечало нормам исторических взглядов на роли выдающихсядеятелей, которые вершили ход истории.
/>
Современник, камер-юнкер Ф.В. Берхгольц оставилсвидетельство о том, какое впечатление произвело на него это произведение. Всвоем дневнике от 1 августа 1721 г. он записал: «Из числа многих картин в доме(Петергофском дворце) помещена над крыльцом одна, очень большая, представляющаясражение, в котором русские разбивают и обращают в бегство шведов. Лошадь, накоторой сидит царь, слишком красна; впрочем, сделана недурно, сам же царьнаписан превосходно и чрезвычайно похож. Можно узнать также князя Меншикова имногих других генералов».
/>

Образ Петра в Полтавской битве неоднократновоспроизводился разными художниками, в том числе И. Г. Таннауером, которыйсоздал полотно «Петр I в Полтавской битве» в 1710-х гг. Художник широкоиспользует «барочный язык» аллегорий и символов. Фигура трубящей Славы, котораявенчает царя-полководца лавровым венком, органично вписана в композицию портрета-картины.Иконография молодого русского царя близка «типу Неллера», а это доказывает, чтоИ. Таннауер еще не выработал свой «образец» русского государя. Его искусствоеще не было знакомо Петру, и в качестве оригинала использовалась, видимо,гравюра с полюбившегося изображения. По сведениям Ф.К. Фридебурга, «Таннауерписал батальные картины, в которых также изображал в разных положенияхИмператора Петра I-го», но на данном полотне «изображение Государя не вполнесхоже с известными его портретами».
И. Г. Таннауер создал профильный портрет Петра I, позаказу самого императора, которому не нравилось его профильное изображение, вычеканенноена серебряной монете. Известно семь вариантов этого профильного портрета.
/>
Закономерно сравнение посмертных портретов Петра работыТаннауера и Никитина. И если картина «Петр I на смертном ложе» Таннауера звучиткак «траурная месса», торжественно и степенно, то у Ивана Никитина – это тихаяскорбь. Картина «Петр I на смертном одре» (ГРМ) Никитина, возможно, была написанаименно 28 января 1725 года, когда Петр скончался в своей постели. Документализмживописи сочетается здесь с определенной монументальностью образа, что удивляетв этом небольшом по размеру холсте. Петр удивительно человечен. Тема усопшегона ложе смерти решалась многими художниками, не представляла ничего особенного,нового, но то, как подошел к ней Никитин, было совершенно необычным. Лицо Петраничем не выдает свершившегося. Оно в глубоком, может, слишком глубокомоцепенении сна, и лишь взволнованная живопись, неверный свет, манера,стремительные, широкие мазки, напряженность цвета говорят о трагизме минуты.Никитин и увидел его так, как потрясенное сознание воспринимает только чтоумершего: подушка, лицо, взгляд живого на ушедшего — с высоты роста вниз, напостель и ощущение заслоняющего собой все, будто поднимающегося перед глазамиобраза. Слово Никитина было словом о Петре-человеке.
Теперь рассмотрим скульптурные изображения Петра.
Одно из лучших — бронзовый бюст Петра I Б.К. Растрелли,отлитый в 1723-1729 годах в нескольких экземплярах. Скульптура уникальна посвоей портретной достоверности, так как при работе над ней мастер использовал восковойслепок с лица императора, снятый в 1719 году.
/>
Жизненность в передаче подробностей по-барочномусочетается в произведении с пышной декоративностью, с изощренным мастерством впередаче фактуры и деталей одежды, а так же изображений на щитках панциря, гдезапечатлены эпизоды Полтавского сражения и аллегорическая композиция,представляющая самого царя, «молотом и долотом» высекающего из каменной глыбыфигуру новой России. Бюст создан «по обычаю римских императоров». Б.К.Растрелли, конечно, сохранил без изменений портретные черты головы-маски Петра,но поражавшая современников болезненная, с судорожно-мгновенным взглядомнапряженность лица императора приобретает в величественном образе символическоезначение государственного величия Российской империи.
/>
Если памятник Растрелли следовал европейской традицииизображать правителя – цезаря, античного героя, Э. М. Фальконе начал с того,что отложил традиционный образ монарха-победителя, восседающего на коне воблике римского цезаря. Фальконе переосмысливал и барочные, и классицистическиетенденции, не допускал догматического отношения ни к тем, ни к другим. Его памятникПетру I на Сенатской площади – шедевр мировой скульптуры. Сам автор говорил освоём творении: «Я ограничусь только статуей этого героя, которого я нетрактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был итем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своейстраны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла,он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Онподнимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённыхим трудностей».
Фальконе создал его в духе нового века, в духе просветительскойфилософии. Фальконе создал самый значительный, грандиозный образ Петра. Это объяснимос позиций воздействия произведения искусства – а воздействие «Медного всадника»на зрителя поистине велико: в памятнике воплощен извечный конфликт страсти иразума, при этом сам памятник несет в себе гармоничное разрешение этогоконфликта. «Медный всадник» нашел множество отзвуков в образах других искусств,поскольку стремление к абсолютной гармонии – высшая цель любого вида искусства.
Мы рассмотрели самые известные работы мастеров XVIII века,отобразившие личность Петра I. Несмотря на многообразие форм и идей,отображённых на полотнах, образ Петра – это образ идеального правителя, мудрогополководца, просветителя, реформатора, образ сильной, выдающейся личности, способнойперевернуть ход истории. На фоне всех работ резко выделяются портреты Никитина,который смог открыть нам Петра с революционно новой стороны. С его полотен нанас смотрит обычный человек, которому свойственна и усталость, и мягкость,которому необходимо естественное тепло. Тонкий психологизм его работ может бытьобъяснён близостью самого художника к царю. Напротив, работы зарубежных авторовполны пафоса и торжественности. Пышность одежд, символичность поз и предметовсоздают образ, аналогичный славным европейским монархам, а это значит, чтоПетра приняли в Европе, его слава действительно прошла по всему миру,Российская Империя приобрела столь желанное могущество.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сущность и содержание воспитания
Реферат Текущая бухгалтерская отчетность организации порядок составления и анализ ее основных показателей
Реферат Понятие субъектов и объектов научно-технической деятельности
Реферат Історичні джерела й аспекти розвитку методики навчання природознавству
Реферат Международный Валютный Фонд, МВФ (International Monetary Fund)
Реферат Пушкинские места Санкт-Петербурга
Реферат Политические репрессии в Казахстане в 20-30 годах
Реферат Общество и власть в 30-е гг. XX века
Реферат Маркетинг 2 Сущность цели
Реферат Основні нормативно-правові положення з питань охорони праці
Реферат Насекомые лиственных пород деревьев
Реферат Вегетососудистая дистония причины и лечение
Реферат Рациональная бюрократия как форма реализации властных функций
Реферат Great Gatsby Essay Essay Research Paper There
Реферат Понятия и процедуры банкротства