О культуре кубанского казачества
Традиционная духовная культура кубанского казачества богатаи сложна. Во многом обряды и обычаи связаны как с православием, так и военнымобразом жизни.
Особым уважением у казаков пользуются христианские праздникиПокрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.
Пресвятая Богородица издавна считалась заступницей русской земли,а Покров Божьей Матери являлся символом ее заступничества и помощи.
Поэтому праздник Покрова у казаков считается самым главным.
Святитель Николай Чудотворец — покровитель всехстранствующих — сопутствовал казакам в военных походах.
Христианство на кубанскую землю пришло вместе с АндреемПервозванным, через 40 лет после рождения Иисуса Христа. Интересен тот факт,что на Кубани праздник Рождества Христова начали отмечать на 1000 лет раньше,чем в Киеве.
Известно, что Святки длятся с 7 по 19 января (по новомустилю).
Святки отмечались примерно одинаково по всей кубанской земле.В станицах и хуторах вводился запрет на работу и соблюдался довольно строго. Людиходили друг другу в гости, катались на санях, устраивали молодежные гулянья. Вомногих станицах популярны были кулачные бои, так называемые «кулачки».На Кубани образовался целый пласт пословиц, поговорок и загадок, связанных скулачным боем. У кулачного бойца высоко ценилась не только сила: «Богатырскаярука однажды бьет», но и быстрота и ловкость: «То не козак, шопоборов, а той, шо вывернувся». Определяющая роль отводилась мужеству ихрабрости бойцов: «Бой отвагу любит», «Назад тики раки лазят».Важное значение придавалось соблюдению правил боя: «Нэ той правей, хтосильней, а тот, хто честней». Обычно кулачные бои велись " посправедливости", при этом порицалось явное нарушение правил ведениясхватки или провоцирование драки: «Кто драку затевает, тот чаще битымбывает».
В ходе кулачного боя казаки осваивали приемы коллективноговзаимодействия по ведению боя. Эффективность такого подхода выразилась впоговорке: «Гуртом и батьку добре биты».
Один из приемов ведения кулачного боя, связанный с групповымидействиями бойцов, нашел отражение в загадке: «Стали хлопци в ряд,проходыть не велят». Отгадка — плетень. Плетень здесь ассоциируется со«стенкой» — особым построением кулачных бойцов, при котором онинаходятся в боевой стойке, располагаясь в одну шеренгу и став плотно друг кдругу.
Следует отметить, что кулачные бои не несли особойагрессивности к сопернику. После окончания боя обычно устраивалось совместноезастолье, во время которого участники обсуждали ход боя, приемы ведениясхватки, характеризовали бойцов по проявленным способностям. Это способствовалоуяснению отдельных моментов и разбору всего коллективного поединка. Обсуждализамеченные недостатки и тактические удачи.
Итак, после гулянья на Рождество обычно за стол усаживалисьвсей семьей. Стол старались делать обильным, Обязательно готовилась кутья — рассыпчатая каша из пшеницы или риса с сухофруктами; под миску подстилалисолому, чтобы был хороший урожай.
В рождественское утро мальчики, юноши и молодые мужчиныходили по домам и пели «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Многаялета». В некоторых станицах ходили с вертепом или делали Рождественскую звездусо вставленной внутрь свечой и так обходили дома.
Крещенским Сочельником святки заканчивались. Все садилисьвечерять. Хозяин выходил на крыльцо и говорил, подкидывая вверх ложку кутьи:«Мороз, Мороз, иди к нам кутью йисть, да не поморозь наших телят, ягнят,жеребят». Считалось, что таким образом домашние животные будут надежнозащищены от холода.
Кутья — поминальная еда — появлялась в Крещенский сочельникне случайно. Таким образом словно бы поминали уходящий, умирающий год и умершихпредков. Считалось, что если в поворотные моменты года души умерших предков какследует задобрить, то они помогут в наступающем году обеспечить хороший урожай иблагополучие семьи…
Чихнувший во время ужина считался счастливым, и егочем-нибудь одаривали. Затем все выходили во двор и колотили по изгородилопатами, метлами, стреляли из ружей.
Центральным действом праздника Крещения являлось водосвятиеи обряды, связанные с крещенской водой. Водосвятие происходило на реке нарассвете. На реке делали иордань: вырубали прорубь в форме креста. Здесь жеустанавливали ледяной крест, который поливали красным свекольным квасом. Сюдашли с крестным ходом, святили воду.
Великое освящение воды случается только на Крещение, одинраз в год. Освященная вода называется в церкви агиасмой (святочной). Святуюводу хранят весь год. Как говорят православные священники, в этот день дажевода из-под крана или из какого-либо природного источника обладает одинаковымдуховным действием…
На протяжении всех Святок, но особенно в ночь под Рождество,Новый год и Крещение, девушки гадали, пытаясь узнать, выйдут ли они в этом годузамуж, каков будет муж, свекровь.
Крещением завершалось святочное веселье.
Широко и весело провожали зиму на Масленицу. Этот праздникбыл очень популярен и в станицах, и в городах, и поселках и длился всю неделю,которая в народе так и называлась — масляной. Первый день — встреча Масленицы,второй — вязание колодок, а с четверга начинались прощеные дни, заканчивающиесяпрощеным Воскресеньем. В эту неделю все ходили друг к другу в гости, катались следяных гор, сжигали чучела.
Обязательными блюдами были вареники с творогом, блины ияичница или яйца. Популярен был лапшевник. Особенно обильным был ужин впоследний день Масленицы — на следующий день начинался Великий пост, которыйдлился семь недель. Великий пост — период физического и духовного очищенияперед Светлым Христовым Воскресением, перед Пасхой. На Кубани этот праздникназывали «Вылык день».
Пасха — светлый и торжественный праздник обновления. В этотдень стремились надеть все новое. Даже солнце ликует, играет новыми красками.
Готовили праздничное угощение, жарили поросенка, пекликуличи, «паски».
Яйца красили в разные цвета: красный цвет символизировалкровь, огонь, солнце, голубой — небо, воду, зеленый — траву, растительность. Внекоторых станицах наносили геометрический рисунок — писанки. А обрядовый хлеб — «паска» — был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы онбыл высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц,крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.
Пасхальный «натюрморт» являлся прекраснойиллюстрацией мифологических представлений наших предков: хлеб — древо жизни,поросенок — символ плодородия, яйцо — начало жизни, жизненная энергия.
Возвратившись из церкви после освящения обрядовой пищи,умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы бытькрасивым и здоровым. Разговлялись яйцом и «паской». Ими же одаривалинищих, обменивались с родственниками и соседями.
Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника:вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели,карусели. Катание на качелях имело обрядовое значение — оно должно былостимулировать рост всего живого.
Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, черезнеделю после пасхального воскресенья. Это был «родительский день», поминовениеусопших.
Отношение к предкам — показатель нравственного состоянияобщества, людей, На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. Вэтот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца,устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.
Казакам присущи щедрость, честность, бескорыстие,постоянство в дружбе, любовь к свободе, уважение к старшим, простота,гостеприимство,
Умеренность и изобретательность в быту.
Жизнь и служба в приграничной полосе протекала в постояннойопасности со стороны соседей, что вызывало необходимость быть всегда готовыми котражению нападения неприятеля.
Поэтому казак должен быть храбр, силен, ловок, вынослив,хорошо владеть холодным и огнестрельным оружием.
Жизнь, полная опасностей вырабатывала в людях сильныйхарактер, неустрашимость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающейобстановке.
Мужчины выезжали на рыбную ловлю и полевые работы с оружием.Девушки и женщины также могли владеть огнестрельным и холодным оружием.
Поэтому нередко вся семья могла с оружием в руках защититьсвой дом и имущество.
Семьи казаков были крепкие и дружные. Основу формированияморально-нравственных устоев казачьей семьи составили 10 Христовых заповедей. Смалых лет детей приучали: не кради, не блуди, не убивай, не завидуй и прощайобидчиков, трудись на совесть, не обижай сирот и вдовиц, помогай бедным,заботься о детях своих и родителях, защищай от врагов Отечество.
Но прежде всего крепи веру православную: ходи в церковьсоблюдай посты, очищай душу свою от грехов через покаяния, молись богу единомуИисусу Христу.
Если кому-то что-то можно, то нам нельзя — мы казаки.
Получаются своеобразные неписаные домашние законы:
уважительное отношение к старшим;
уважение к женщине (матери, сестре, жене);
почитание гостя.
Очень строго наряду с заповедями Господними соблюдалисьтрадиции,
обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовойнеобходимостью казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всемижителями станицы, поселка или хутора.
Со временем некоторые обычаи и традиции исчезли, но осталисьте, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков,сохранившиеся в памяти народа и передающиеся из поколения в поколение.
Кубань, в силу особенностей своего исторического развития,является уникальным регионом, где на протяжении веков взаимодействовали,формировались в одно целое элементы культур южнорусских, украинских и местныхнародов.
ПОСЕЛЕНИЯ. ЖИЛИЩА. Большая часть современных казачьихпоселений Кубани возникла в конце 18 и в течение 19 вв. при освоении новыхземель. Северная и северо-западная часть края заселялись в основном украинскимнаселением. Казаки располагали свои курени на берегах степных речек, которыезастраивались прямыми широкими улицами с центральной площадью и церковьюпосредине. Селение окружалось рвом и земляным валом.
С 1842г. курени стали называться станицами, как и в другихказачьих войсках России.
Хаты строили в украинской или южнорусской традиции. Были ониглинобитными или саманными с четырехскатными крышами, крытыми камышом илисоломой. Почти в каждой хате имелись русская печь и «красный» угол сиконой под рушником. На стенах висели фотографии — традиционные реликвииказачьих семей с сюжетами, проводы и служба в армии, свадьбы, крестины, другиепраздники.
СЕМЕЙНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ. В начале заселения Кубанипреобладали холостые казаки.
В течение первой половины 19 века правительство предпринялоряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения — вдов, девушек,семей с большим числом женщин. Семейный быт постепенно налаживался.
В силу специфического уклада жизни семьи казаков былибольшими.
Главной обязанностью казака была военная служба. Каждыйказак имел коня, верного друга. Говорят, казак и конь — это единое целое.
Действительно, отец сажал ребенка в седло с самого раннеговозраста. Иногда ребенок еще и ходить не умел, а в седле держался крепко. Поэтомук достижению 18-летнего возраста молодой казак всегда принимал участие в казачьихскачках, которые служили посвящением во взрослую жизнь. Кубанские казакиявлялись природными кавалеристами. Большое внимание уделялось уходу за конем,его кормлению. Существует множество изречений, отражающих отношение казака кконю: «Все можно отдать товарищу, кроме боевого коня», «Лошадь — она и жизнь твоя, она и смерть твоя, она и счастье твое».
Поэтому участие для молодого казака в станичных скачкахстановилось настоящим праздником.
Конные соревнования обычно проводили на площади. Содержаласьэта площадь в идеальном порядке. Даже в грязь ее не размывали колесами и ездилимимо дворов, которыми она была окружена с трех сторон: с четвертой ее замыкалречной обрыв.
Итак, площадь полна народу: скоро первый заезд. Вот казакимчатся мимо станков, чучел, жгута, глиняной головы, на солнце блестят ихобнаженные шашки. Каждый удачный удар сопровождается одобрительным гулом толпы,внимательно следящей за всадниками…
По обычаю, лошадей седлали у крыльца дома. Мать по очередиподавала снаряжение и повод, поддерживала стремя и подавала плеть, как этоделалось на проводах отца.
Прибыв к месту скачек, проверив подпруги, подобрав полыбешмета, по знаку вахмистра казак с места снимался карьером и завязывал повод. Конь,прижав уши, шел как по шнуру. Затем казак выбрасывал на ходу свое тело, ударялносками о землю с левой стороны и легко перелетал вправо, отбивался и сноваоказывался слева. Кажется, что чья-то невидимая огромная рука играет мячом,выбрав потехой эту мчащуюся длинногривую лошадь. Мимо мелькают лица, вырастаюти пропадают крики одобрения, взлетают шапки. Последний бросок — и казакплюхается на подушку, покачиваясь, развязывает повод.
На призовой заезд обычно выезжало не менее 30 казаков. Поближек береговой линии подходили люди с платками, в которые завернуты деньги иразные подарки. Скромно поглядывая, прижав узелки с затейливо расшитымикисетами для милых сердцу, ожидают заезда девчата. Когда по кругу пойдутказаки, каждый подбросит платок избранному всаднику. Позор тому, кто не сумеетпоймать платок возлюбленной! Пойдет тогда дурная слава за тем казаком по пятам.Будут насмехаться над неудачником девчата, и отец оскорбленной девушки будетвправе отослать сватов…
Скачки завершены. Объявлялось решение атамана и выборных онаграждении казака. За проявленную лихость в конных соревнованиях казаканаграждали 25 рублями, присваивали первый казачий чин младшего урядника. Атаман,сняв шапку, кинжалом отпарывал на вершке галуны и передавал победителю.
Конные состязания являлись демонстрацией готовности казаковк военным походам и сражениям.
В настоящее время этот вид спортивных соревнований называютджигитовкой. В словаре С. Ожегова читаем: «Джигитовка — это разнообразныесложные упражнения на скачущей лошади, первоначально существовавшие укавказских горцев и казаков».
На празднике, посвященном 200-летию Кубанского казачьеговойска, наравне со взрослыми казаками в джигитовке участвовали и подростки. Известныслучаи участия в открытых соревнованиях вместе с мужчинами женщин-казачек,которые занимали призовые места.
Благодаря своей эстетической красоте и спортивнойзрелищности, джигитовка кубанских казаков получила широкую известность нетолько в России, но и за ее пределами. Джигитовка — своеобразный феноментрадиционной казачьей культуры, настоящее искусство верховой езды, когдавсадник сливается с конем, играя каждым мускулом тренированного тела. Этоэффективное средство физического воспитания и морально-психологическойподготовки казаков. Это значимая составная часть исторически сложившейсякультуры казачества.