Реферат по предмету "Культура и искусство"


Нормативная система культуры

Всемножество рассмотренных выше видов культурных норм составляет нормативнуюсистему культуры. Она является не хаотичной суммой разрозненных элементов, аподвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняютопределенные функции, позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейсяситуации, переиначивать содержание оставшихся и делать многое другое, чтопозволяет сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий.Действительно, нормативные системы великих культур прошлого и настоящего, будьто древнегреческая, древнеегипетская, византийская, китайская, французская илирусская, сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени.Благодаря им сохранялось духовное единство нации, этническое самосознание испособность народа к постоянному творческому поиску.
Человеческоеобщество устроено таким образом, что в каждый период времени в обществе нормы, регулирующиеповедение людей в разных сферах жизни, дополняют друг друга, находятся всоответствии. К примеру, в традиционном обществе господствовали нормыпатриархальной семьи с безраздельным правом мужчины — главы семейства.Окончательное решение по всем вопросам принадлежало ему. На уровне государстваправа главы семейства усиливались еще больше: в некоторых странах он мог дажепродавать в рабство детей и получать за это прибыль, мог лишить права нанаследование любого члена семьи. В области местного самоуправления главы семейи родов составляли совет общины и принимали важнейшие решения в областиэкономической и социальной политики местных органов власти. Социальноеположение всех членов семьи определялось по социальному положению главы.
Частьюэтой нормативной системы выступали стандарты сексуального поведения. Дляженщины непререкаемой нормой поведения являлись целомудрие до свадьбы иверность мужу после нее. Брак представлялся завершением длительного периодаромантического ухаживания. В нем сливались два начала — секс и любовь. Правда, неверностьженщины наказывалась гораздо строже, чем неверность мужчины. Ученым это далоповод говорить о двойных стандартах морали в традиционном обществе. Но тольколи в традиционном?
Закономерностьпостроения общества такова: совокупность ценностей должна соответствоватьсовокупности норм. Если в обществе провозглашаются ценности индивидуальнойответственности, то должны существовать нормы свободного выбора брачногопартнера как для мужчины, так и для женщины. К сожалению, в традиционномобществе, где не провозглашалось такой ценности, мужчина по своему усмотрениювыбирал невесту, а женщина безропотно соглашалась. Посредниками принудительногобрака чаще всего выступали родители, и прежде всего глава семьи.
Ноесли в современном обществе провозглашается право выбора, равное для мужчины иженщины, то и ответственность за счастливый брак они несут поровну. Втрадиционном обществе всю ответственность, как и свободу выбора, брал на себямужчина. Поэтому чаще всего он женился лишь после того, как вставал на ноги иприобретал экономическую самостоятельность.
Внынешнем обществе за провозглашенной свободой заключения брака для мужчины иженщины последовала такая же широкая свобода его расторжения. Без этогоневозможно реализовать индивидуальные права и ценности. Статистикасвидетельствует, что в XX веке резко увеличилось число разводов, причем поинициативе женщины. Представить себе такое в традиционном обществе былоневозможно. Характерен и другой факт уровень разводов вначале рос в развитыхстранах, а затем и в слаборазвитых, по мере того как они переходили оттрадиционного уклада жизни к повсеместной индустриализации и урбанизации.
Современноеобщество и культура модернити предполагают широкие и открытые международныеконтакты, а значит, свободное перетекание ценностей и норм с запада на восток.Сегодня отмечается странная закономерность: молодежь в традиционных обществахне придерживается заветов и ценностей отцов, а перенимает ценностный мир своихподростков из других, более развитых стран. На том и основан феноменвестернизации культуры И вот уже люди отказываются от пуританских нормдобрачного поведения, обсуждают права женщины на свободный выбор добрачноймодели сексуального поведения, дискутируют о проблемах феминизма и контроля надрождаемостью. Некоторые культурологи, в частности Айра Рейсе, выдвигаютпрограмму нового культурного кода добрачного поведения, согласно которому болееморальным надо считать не целомудрие подростков, если оно осуществляетсяпринудительно, а свободный добрачный секс, если он основан на взаимной любви.Таким образом, в каждом обществе и в любую историческую эпоху между различнымичастями нормативной системы культуры мы обнаруживаем согласованность игармонию. Иначе и быть не может, ведь нормы — это квинтэссенция культурныхценностей, массовых верований и идеалов. Нормы — всего лишь практическиеинструменты воплощения ценностей и идеалов. А разве между средствами и целямиможет быть противоречие? Если такое случается, общество начинают сотрясатьконфликты, войны, революции.
Ключевымзвеном нормативной системы культуры выступает мораль общества — предписаниятого, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии спровозглашенными нормами Большинство наших норм согласованы между собой ирегулируют образ нашей жизни. Когда нормы согласованы, в обществе кооперация исотрудничество побеждают соперничество и конфликты. Гипотеза Айры Рейсе о том, чтосегодня формируется «новая сексуальная мораль», — всего лишь попытка привести кединому знаменателю массовую практику добрачного поведения подростков иценности общества, которые во многом еще базируются на традиционных нормах.
Внормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе онисоставляют логически связанное, целостное образование. Если обществопровозгласило нормы целомудрия и верности, то ему придется провозгласить иглавенство моногамного брака, основанного на слиянии двух начал — любви исекса. Если нормы провозглашены, но не воплотились в жизнь, то великавероятность конфликта, причем на любом уровне. Скажем, если муж получает всемье любовь, но не получает сексуального удовлетворения, он найдет его настороне. Следовательно, если в данной культуре провозглашено равенство мужчины иженщины, жена может выступить инициатором расторжения брака по причиненеверности мужа. В традиционном обществе даже в случае неверности мужа, а такоеслучалось повсеместно, жена никогда не подаст на развод: ее права не равныправам мужа. В японском обществе еще недавно жена терпимо относилась кпохождениям мужа и должна была гостеприимно встретить его любовницу, когда туприглашали в гости. Правда, времена меняются, и современная Япония отходит отнорм традиционной культуры.
Список литературы
КравченкоА.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академическийпроект, 2001.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.gumer.info


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.