Музыкальныесубкультуры
1. Рокеры
Представители музыкальнойсубкультуры, зародившейся в конце 50-х в начале 60-х годов в Великобритании. Вто время – это молодые люди, лихо рассекающие по улицам на мотоциклах. Именнолюбовь к скоростной езде, а в дальнейшем и к рок-музыке, способствовалараспространению новой субкультуры. Рокеры появились в эпоху рок-н-ролла,представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли,Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип –манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Этиребята могли разъезжать со скоростью до 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.
Излюбленными местамирокеров стали автомагистрали и придорожные кафе. Они игнорировали посиделки вдорогих английских пабах. Это и понятно – лучше потратиться на бензин, чемплатить лишний фунт за порцию другую пива. Хотя субкультура рокеров и неотвергала алкоголя, многим это было, скажем, даже по душе.
К началу 60-х годовсубкультура рокеров тесно соприкоснулась с определённым жанром музыки. Нетрудно догадаться им стал рок-н-ролл. Большинство рокеров одобрили творчествотаких известных музыкантов, как Чак Бери, Эдди Кохран, Джин Винсент, Бо Диддлии Элвис Пресли. Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгкоготанцевального рок-н-ролла до брутального агрессивного грайндкора. Содержаниепесен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого ифилософского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке, хотя чёткойграницы между понятиями «рок» и «поп» не существует, инемало музыкальных явлений балансируют на грани между ними.
Внешний вид
Рокеров того времениотличает своеобразный стиль. Их одежда достаточно проста в исполнении и носитпрактичный характер. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, украшенныезаклёпками, нашивками, значками и булавками, выглядят достаточно оригинальнодля того времени. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки.Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках,дополнялась картина лёгким белым шарфом, обмотанным вокруг шеи. которыйзащищает их рот от переохлаждения. В гардеробе каждого рокера присутствуютджинсы «Levi's», кожаные брюки, высокие мотоциклетные или военныеботинки и футболки. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личныхпредпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот,усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителейрок-н-ролла пятидесятых годов.
/>
Среда рокеров — восновном молодежь от 13 до 30 лет, недовольная устоями общества и желающая «изменитьмир». Чаще всего, это были выходцы из неблагополучных семей, обделенныхгосударством.
Музыка
Интересно, что несмотряна то, что возникли рокеры уже в пятидесятых годах, ассоциироваться ссубкультурой, а соответственно, и музыкой рок-н-ролла они стали только вшестидесятых. Их основными чертами стала привязанность к рок-н-роллу и езде намотоцикл, что помогло создать образ английского уличного хулигана. У нас, какводится, привязанность к рок-н-роллу приобрела более ненавязчивые формы.Мотоцикл «того класса» для советских студентов был несбыточноймечтой, поэтому хранился дома только в виде изображения на плакатах. Главнымсегментом рокерской субкультуры в СССР стала именно музыка. В настоящее времятермин «рокер» используется исключительно для описания поклонниковрок-музыки или же самих рок-музыкантов. А на смену классической субкультурерокеров, пришло движение байкеров.
Отличительная чертаклассической рок-музыки — неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однакоуже начиная с 60-х годов ряд направлений рока использует композиции сусложёнными структурами и ритмами. Солирующим инструментом является обычноэлектрогитара. Также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. Если вначале своего развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии,то теперь отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении.
Другая сторона рокерскойкультуры – злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами. Именно рокерскойкультуре свойственна пропаганда отхода от несовершенного мира. Эта культуравыстроена на философских способах мировосприятия, что можно явно увидеть втекстах песен (кстати, их идеологическая окраска может колебаться от довольнобезобидной до призывающей к конкретным действиям). В идеале, рокер – этоначитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеетсамостоятельно мыслить и делать выводы, которые и излагает в соответствующихтекстах, положенных на музыку. Ввиду многогранности этой самой распространеннойу нас культуры, представителей ее можно называть до бесконечности. С легендамирока ассоциируются у нас Виктор Цой («Кино»), Юрий Шевчук («ДДТ»),Константин Кинчев («Алиса»), Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич идругие. Русский рок это отдельное понятие, не имеющее аналогов, зато оченьуважаемое в остальном мире.
2. Металлисты
Это молодёжнаясубкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в конце 1970-х.Слово «металлист» — русское, производная от слова «металл»с добавлением заимствованного латинского суффикса "-ист". Изначальнооно означало работников слесарной промышленности, «жестянщиков».Металлист в значении «поклонник тяжёлого металла» вошло в обиход вконце 1980-х.
В английском языкеаналогом русского «металлист» является metalhead — «металлоголовый»,«помешанный на металле». Металлистов также называют жаргоннымисловами headbanger — «головотряс» и mosher — «толкающийся»,в соответствии с поведением фанатов на концертах.
Стиль одежды металлистов
Типичную моду средиметаллистов можно описать так:
Типичный ременьметаллиста
Длинные волосы у мужчин(распущенные или собранные в хвост)
Преимущественно чёрныйцвет в одежде
Кожаная мотоциклетнаякуртка «косуха», кожаный жилет.
Банданы
Чёрные футболки илибалахоны с логотипом любимой металлической группы.
Напульсники — кожаныебраслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепина джинсах. Также на ремне может располагаться пряжка с логотипом какой-либометал-группы.
Нашивки с изображениямилюбимых метал-групп.
Короткие или высокиесапоги с цепями — «казаки». Тяжелая обувь — «камелоты», «керзы»,«гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады»,обычные высокие ботинки. Туфли (как правило, остроносые, «готические»штиблеты).
Кожаные штаны, армейскиештаны, джинсы
Клёпки и шипы на одежде иаксессуарах
Часто — длиннополаяодежда черного цвета (плащи, пальто)
Мотоциклетные кожаныеперчатки без пальцев
Их вид вызывающий,агрессивный, хотя одежда чистая, опрятная. Но их внешняя агрессивность имрачность чаще всего являются средством эпатажа окружающих людей.
Именно атрибуты изприведённого выше списка чаще всего можно встретить в специализированныхрок-магазинах, ориентированных на поклонников «тяжёлой» музыки.
В 80-е годы мода в миреметалла во многом определялась популярностью глэм-метала, было популярноношение белых, «тигровых» и т. п. кожаных курток, белых кроссовок, нов конце 80-х — начале 90-х сформировался более «суровый» и болеепрактичный костюм металлиста — в стиле «чёрная одежда + кожаная куртка склёпками».
/>
Однако одежда не являетсяосновным атрибутом представителей данной субкультуры. Среди поклонников «тяжёлой»музыки немало тех, кто равнодушно, иронично, а то и отрицательно относится к «дресс-коду»,принятому в тусовке, но при этом не меньше других металлистов интересуетсянепосредственно музыкальной составляющей.
Жест «коза»
Характерный жестметаллистов, известный в России под названием «коза» — вскинутыйвверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем. В обиход рокеров иметаллистов «козу» ввёл певец Ронни Дио. Ронни научила этому жестуего бабушка, суеверная итальянка. По воспоминаниям Ронни, она складывала этотзнак, если встречала цыган и прочих подозрительных людей, а внуку объясняла,что это защищает от «дурного глаза».
/>
В классическом,средневековом варианте «козы» для защиты от зла средний, безымянный ибольшой палец сжимались вместе. Дио показывал «козу» именно такимобразом. Современные металлисты в основном делают жест «неправильно»:большой палец не прижимается к другим, а остаётся выставлен в сторону. Такойжест означает «I Love You» в американском языке жестов.
/>
Особенности поведения иобраз жизни металлистов
Настоящие увлечённыеметаллисты, покупая билеты на концерт метал-группы, предпочитают не сидячиеместа, а танцевальный партер. Во время концерта зрители в танцполе ведут себякрайне эмоционально: танцуют, прыгают, трясут головой толкаются подпевают,громко кричат, показывают «козу», часто девушек сажают на плечимужчинам. Музыканты поддерживают такое поведение поклонников: часто вокалистповорачивает микрофон в зал, чтобы зрители спели несколько строк; иногдакого-то из зрителей на короткое время втаскивают на сцену; после окончанияконцерта музыканты бросают в толпу медиаторы и барабанные палочки. Многиеметаллисты умеют играть на гитаре или других музыкальных инструментах,некоторые являются участниками любительских метал-групп.
Мировоззрение
В отличие от другихсубкультур, таких как готы и панки, субкультура металлистов лишена ярковыраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, естьнекоторые особенности мировоззрения, которые можно назвать типичными длязначительной части металлистов.
Тексты метал-групппропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильнойличности». Для многих металлистов субкультура служит средством отчужденияот «серой реальности», формой молодёжного протеста.
Металлисты и рокеры –это, по сути, одна субкультура. Просто рокеры слушают менее «тяжелую»музыку, и в их внешнем виде меньше металла и кожи. Но в остальном у музыкиметалла и рока одни корни, так что я посчитала возможным объединить эти две субкультуры.
3. Хип-хоп культура
Хип-хо́п (англ. hiphop) — культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка12 ноября 1974.Диджей Afrika Bambaataa первым определил пять столпов хип-хопкультуры: эМсиинг (англ. MCing), ДиДжеинг (англ. DJing), брейкинг (англ. breaking), граффити (англ. graffiti writing), and knowledge. Другиеэлементы включают битбоксинг, хип-хоп моду и слэнг.
Ее приоритеты, кромерэпа: брейк-данс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особогонастенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный баскетбол) ит. д. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с «молодежьюулицы», хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне.
4. Рэперы
Рэп (англ. rap, rapping)— ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Рэп — одиниз основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синонимпонятия хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и вдругих жанрах.Среди множества других субкультурных форм, основанных намузыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп. Манера исполнения(«чтение»), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе отуличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. На российской почвеэтот стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входитсоставной частью в субкультуры.
Внешний вид
Эта субкультурадостаточно демократична, не теряет связи с «молодежью улицы». Вкрупных городах много молодежи в одежде, связанной с рэпом.
Хотя фанаты рэпаотносятся к «крутым парням в широких штанах», изображающих из себярэперов. Такая одежда продается на вещевых рынках — недорога. Но, всё-таки,часть молодежи сознательно ориентирована на хип-хоп культуру. Внешний вид:Широкая, на несколько размеров больше одежда. Чаще спортивная. Вид спорта — баскетбол. Из украшений носят серьги и значки. Волосы короткие.
/>
Рэперы — не только те,кто слушает музыку в стиле «рэп», но и люди, пишущие рэп, проникнутыеего идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляетсебя к течению «Гангста». В принципе рэп культура, как практически всесубкультуры, не является ни положительной, ни отрицательной.
рокер музыкальный субкультура металлист рэпер
Списоклитературы
1. Сикевич З.В.Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога.Л..1990. с.6.
2. А.В. Громов, О.С.Кузин «Неформалы, кто есть кто?»
3. С.А. Сергеев.Молодежные субкультуры в республике. Социологические исследования. № 11. 1998 г.
4. Для подготовкибыл использован сайт: www.rockmania.narod.ru