Реферат по предмету "Культура и искусство"


Мировые религии. Отечественная культура XX века

Министерство образования РФ
Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Факультет:         Менеджмент и маркетинг
Курс:                           1
Дисциплина:       Культурология

/> 


Выполнил: Попов А.В

Проверил:
Москва
2003

1. Мировые религии
Этимологическитермин религия восходит к латинскому глаголу religate (связывать).
Религия какявление включает в себя ряд компонентов:
· вероучение: верования,составляющие систему догматов, ведущую начало от мифологии данной религии;
· бог (или боги) как верховнаясущность, наделенная высшим разумом;
· культ как совокупность обрядовыхи/или магических действий, выполняемых в соответствии с каноническимиустановлениями данной религии;
· церковь как общественный институт,объединяющий приверженцев данной религии;
· нормы нравственности, получившиеосвящение в системе догматов данной религии
По мнениюбольшинства исследователей, именно вероучение, т.е. верования и представления,составляющие систему догматов, являются основным, необходимым и достаточнымпризнаком, определяющим понятие религии.
Культоваяпрактика даже в рамках одного вероучения может изменяться в очень широкомдиапазоне в зависимости от географии, этнографии, государственного устройства,языковых различий и других субъективных элементов. Культовая практикаопределяет только способы отображения вероучения в конкретнойэтно-конфессиональной общности и никаким образом не может являться описаниемвероучения.
Церковноеустройство также связано с вероучением только в направлении вероучение-церковь.Церкви, относящиеся к одному вероучению, могут иметь существенные различия дажев пределах одной страны, а в разных странах они различаются практически всегда.
Нормынравственности, хотя и определяются догматикой данного вероучения, являютсяскорее компромиссом между догматами и местными этнографическими особенностями,и также не могут являться определяющим фактором характеристики религии.
Практическивсе религии согласуются друг с другом по следующим вопросам:
· человеческая жизнь не ограниченаземной жизнью;
· человеку предоставлена возможностьвыбора между различными нравственными категориями; возможность принесения добраили зла есть следствие этой свободы;
· человек способен на определенныхусловиях воздействовать на высшую сущность.
Вопрос обоге как необходимом признаке религии считается спорным и различнымиконфессиями и научными школами трактуется произвольно. В общефилософском планеспорность этого вопроса вызвана отрицанием существования бога некоторыминаправлениями восточных религий, в частности буддизма.
Подавляющеебольшинство верующего человечества разделено между четырьмя так называемыми«великими религиями» (данные на конец XX века, в процентах от общейчисленности человечества):
· христианство — 28%
· ислам — 18%
· индуизм — 15%
· буддизм — 5%
Полностьюневерующими считают себя 29% человечества[1].
Кратко изложуосновную суть указанных наиболее распространенных мировых религий.
Христианство возникло в Палестине в I веке н.э. на фонемистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавшихспасения от жестоких условий в приходе спасителя. Х
Христианствопервоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странахсредиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получилобольшое количество последователей из других народов.
До V векараспространение христианства происходило в основном в географических границахРимской империи, а также в сфере ее влияния — Армении, Эфиопии, Сирии. Вовторой половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских иславянских народов, позднее — в XIII — XIV веках — среди прибалтийских народов.К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и начиная сэтого времени начало распространяться за пределами Европы, главным образом засчет колониальной экспансии и деятельности миссионеров. К концу XX века числоприверженцев христианства во всем мире превышает 1 миллиард, из них околополовины проживает в Европе. Более половины христиан — католики, около трети — протестанты, остальные — православные и приверженцы других восточных церквей.
Наформирование идеологии христианства оказали влияние восточные культы, иудейскиемессианские секты и греческая философия.
Бог, согласнохристианским догматам, существует в трех лицах (Троица), или ипостасях:Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Для христиан Троица является главнымобъектом веры и поклонения. Отцы церкви утверждают абсолютную непознаваемостьсущности Бога человеческим разумом.
Христианскаямифология основана на учении о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с небана землю (воплотившись в образе человека) и принял страдание и смерть с цельюискупления первородного греха человечества. После смерти Христос воскрес ивознесся на небо.
В будущем, похристианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми имертвыми.
Христианство(в меньшей степени это касается протестантизма) характерно наличием строгихзаповедей и правил, установленных для его приверженцев. Последователихристианства должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготыжизни. Как за соблюдение, так и за несоблюдение всех правил христианам обещановоздаяние в загробном мире. Основной закон христианства — «каждомувоздастся по его вере».
В моментсвоего возникновения ислам был синкретической религией, впитавшей в себяэлементы ряда религий Аравийского полуострова.
Основателемислама считается пророк Мухаммед — исторически достоверная личность
В 610 годуМухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Этот год можно считать годомвозникновения ислама. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламскоетеократическое государство, охватывающее весь Аравийский полуостров. Послесмерти Мухаммеда в 632 году ислам формировался под значительным влияниемхристианства и иудаизма.
Основнымисточником исследования и описания ислама является Коран — историческийдокумент, составленный ближайшими последователями Мухаммеда после его смерти поего высказываниям.
Основныедогматы ислама — поклонение единому всемогущему богу Аллаху и почитаниеМухаммеда пророком Аллаха. Иисус Христос ставится Кораном на очень высокоеместо в ряду пророков, однако его божественная природа отрицается.
Вся правоваясистема ислама заложена в особом своде правил — шариате.
Почти во всехстранах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственнойрелигией. Основная часть верующих сконцентрирована в Индонезии, Пакистане,Бангладеш, Индии, Нигерии, Турции, Египте, Иране и ex-СССР. Общее числопоследователей ислама на конец XX века — 900 млн. человек.
Буддизм – религиозно-философское учение, которое возникло вИндии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо — одну из трех главных религийКитая. Основатель буддизма — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получившийвпоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
Буддизмвозник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизмбыстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце Iтысячелетия до н.э — начале I тысячеления н.э.
Характернойособенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самогоначала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиознойжизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий,свойственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качествецентральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.
Стержнемсодержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах.Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в нихпредставлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.
Наиболеевлиятельная буддийская организация — созданное в 1950 году всемирное братствобуддистов.
Литературабуддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите,сингалезском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках.
Термин«буддизм» практически не имеет синонимов, за исключением Японии, гдеон называется «Букке».
Буддизм распространен преиущественно в Китае, Таиланде,Японии, Бирме, Вьетнаме, Корее, Шри Ланке. Общее число приверженцев всехтечений буддизма на конец XX века — около 250 миллионов человек.
Истоки индуизмаберут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в III — IIтысячелетии до н.э. в долине Инда. Религия этой цивилизации основывалась напочитании божества, имеющего много общего с индуистским богом Шивой.
Термин индуизм — европейского происхождения. В Индии религия называется Хинду-самая илиХинду-дхарма.
Индуизмфактически не является единой религией, а представляет собой систему местныхиндийских верований. Индуизм политеистичен, хотя школа веданта представляетсобой пантеистическую религию. Главные божества в индуизме — Брахма, Вишну иШива, воплощены в тройственном образе Тримурти.
Основойиндуистского мировоззрения является учение о трех целях жизни человека: дхарма,артха, кама.
В индуизмесуществуют два основных направления — вишнуизм и шиваизм.
Во второйполовине XIX века в индуизме появилось реформистское движение Арья самадж,которое в настоящее время насчитывает большое количество сторонников.
Индуистыимеют свой священные книги — Веды, однако для индуизма характерно отсутствиекаких-либо строгих канонов.
Индуизмподдерживает кастовость индийского общества.

2. Отечественная культура XXвека
Культура России всегодвадцатого века — неотъемлемая часть европейской и мировой культуры.
Россия пережила за ХХ векдве мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса,переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорилиськультурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
Россия в ХХ веке выступила вкачестве катализатора социокультурных процессов на планете. Октябрьскаяреволюция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое,политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальнымобразом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот,инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, былначат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века.Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как всовременной России, так и в России советского периода.
XX век дал Отечествугениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей,музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческихсообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно вXX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология,сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожениеминакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожениемцвета российской научной и художественной интеллигенции.
Октябрьская революция 1917года положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новомутипу культуры. Последствия этого перехода необычайно сложны. В его ходе быларазрушена не только политическая надстройка дворянского общества, но и все то,что составляло ее стержень — дворянская культура — гордость мировой культурыXIX и начала XX веков. В начале XX века В. И. Лениным были сформулированыважнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческойдеятельности, которые легли в основу культурной политики советскогогосударства.
Главной социокультурнойсоставляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ееопределяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественногосознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей. Вместе с темкультурная революция — это государственная политика, направленная на изменениесоциального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с традициямикультурного прошлого. В 20-е годы культурная революция превратилась в составнуючасть социалистических преобразований и использовалась как средствовнутрипартийной политической борьбы.
С начала 30-х годов в страненачалось утверждение культа личности Сталина. Первой«ласточкой» в этом отношении стала статья К.Е.Ворошилова «Сталини Красная Армия», опубликованная в 1929 годку к пятидесятилетнему юбилеюгенсека, в которой вопреки исторической правде преувеличивались его заслуги.Постепенно Сталин становился единственным и непогрешимым теоретиком марксизма.В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отцанародов».
В 30-40-е годы в СССРокончательно сложился культ личности Сталина и были ликвидированы вседействительные или мнимые оппозиционные «генеральной линии партии»группировки (в конце 20-х — начале 50-х годов состоялись процессы:«Шахтинское дело» (вредители в промышленности), 1928 год;«Контрреволюционная трудовая крестьянская партия» (А.В.Чаянов,Н.Д.Кондратьев); процесс над меньшевиками, 1931 год, дело о «вредительствена электростанциях СССР», 1933 год; антисоветская троцкистская организацияв Красной Армии, 1937 год; Ленинградское дело, 1950 год; Еврейскийантифашистский комитет, 1952 год. Этапными событиями в борьбе с оппозицией в30-е годы были разгром троцкизма, «новой оппозиции»,«троцкистско-зиновьевского уклона» и «правого уклона».
 Политическая система, сложившаяся в этот периодпросуществовала с теми или иными модификациями до начала 90-х годов.
Среди ценностей официальнойкультуры доминировали беззаветная верность делу партии и правительства,патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождямпролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм.Системообразующими элементами официальной культуры выступали новые традиции:светлое будущее и коммунистическое равенство, примат идеологии в духовнойжизни, идея сильного государства и сильного вождя.
Однако художественнаяпрактика 30-40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийныхустановок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа,проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее яркимисторическим персонажам:«Кюхля» Ю. Тынянова, «Радищев» О.Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Чингиз-хан» В. Яна,«Петр Первый» А. Толстого.
Советская литература в 30-егоды достигла и других значительных успехов. Были созданы четвертая книга«Жизни Клима Самгина» и пьеса «Егор Булычев и другие» А.М.Горького, четвертая книга «Тихого Дона» и «Поднятая целина»М.А. Шолохова, романы «Петр Первый» А.Н. Толстого, «Соть»Л.М. Леонова, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, заключительныекниги романа-эпопеи А.А. Фадеева «Последний из Удэге»,«Бруски» Ф.И. Панферова, повесть А.С. Новикова-Прибоя«Цусима», «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко.
С большим успехом на сценахшли пьесы «Человек с ружьем» Н.Ф. Погодина, «Оптимистическаятрагедия» В. В. Вишневского, «Салют, Испания!» А.Н. Афиногенова,«Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука, «Любовь Яровая» К.Тренева.
В эти же годы наступаетрасцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями сталистихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова,повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.
 В30-е годы создается собственная база кинематографии. Всей стране былиизвестны имена кинорежиссеров: С.М.Эйзенштейна, М.И.Ромма, С.А.Герасимова, Г.Н.и С.Д. Васильевых, Г.В.Александрова. Продолжает развиваться музыкальноеискусство: появляются замечательные ансамбли (квартет им. Бетховена,Большой государственный симфонический оркестр), создается Государственный джаз,проводятся международные музыкальные конкурсы. В связи со строительством крупныхобщественных зданий, ВДНХ, метрополитена развиваются монументальная скульптура,монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство.
В целом культурутоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ отмногих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явлениясознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки.
С первых дней ВеликойОтечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены вседостижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась вединый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задачам борьбыс врагом. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны,работали во фронтовой печати и агитбригадах. Свой вклад в победу вносилипредставители всех направлений культуры. Многие из них отдали жизнь за Родину,за победу. Это был небывалый социальный и духовный подъем всего народа.
С первых дней войны возрослозначение массовой информации, главным образом радио. Сводки Информбюропередавались 18 раз в день на 70 языках.
Делу спасения Отечествацеликом и полностью посвятило себя советское искусство. Необыкновенногозвучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлиннымгимном народной войны стала песня В. Лебедева — Кумача и А. Александрова«Священная война». Большой популярностью пользовались песникомпозиторов А. Александрова, В. Соловьева-Седого, М, Блантера, А. Новикова, Б.Мокроусова, М. Фрадкина, Т. Хренникова и других. Одним из ведущих жанров литературыстала боевая лирическая песня. «Землянка», «Вечер нарейде», «Соловьи», «Темная ночь» — эти песни вошли взолотую сокровищницу советской песенной классики.
Приход к власти в ряде странфашизма и начало Великой Отечественной войны возродили русскую патриотическую темув кинематографе («Александр Невский», «Суворов»,«Кутузов»). На базе эвакуированных киностудий «Ленфильм» и«Мосфильм» в Алма-Ате была создана Центральная объединеннаякиностудия (ЦОКС). В эти годы на киностудии работали кинорежиссеры: С.Эйзенштейн, В. Пудовкин, братья Васильевы, Ф. Эрмлер, И. Пырьев, Г. Рошаль.Около 80% всех отечественных художественных фильмов в годы войны былопоставлено на этой киностудии. Всего за годы войны было создано 34полнометражные картины и почти 500 киножурналов. Среди них «Секретарьрайкома» И.А. Пырьева, «Нашествие» А. Роома, «Радуга»М.С. Донского, «Два бойца» Л.Д. Лукова, «Она защищаетРодину» Ф.М. Эрмлера, документальная картина «Разгром немецких войск,под Москвой» Л. Варламова и И. Копалина. На передовой линии фронта и впартизанских отрядах находилось более 150 киноопреаторов.
Скульптурным символомвоенных лет и памятью павшим войнам стала 13 -метровая статуя советскоговоина-освободителя с девочкой на руках и опущенным мечом, водруженная послевойны в Берлине в Трептов-парке (скульптор Е.В. Вучетич).
Война, героизм советскихлюдей отражены в полотнах художников А.А. Дейнеки «ОборонаСевастополя», С.В.Герасимова «Мать партизана», картине А.А.Пластова «Фашист пролетел» и других.
Таким образом, несмотря напредшествующий Великой Отечественной войне период тоталитаризма в историистраны, жесткого идеологического давления на всю отечественную культуру, передлицом трагедии, опасности чужеземного завоевания из подлинной культуры уходитидеологизированная лексика и на первый план выдвигаются вечные, глубинные,подлинно народные ценности. Отсюда поразительное единство культуры тех лет,стремление людей к защите своей Земли, ее традиций.
Переход от войны к мирусоздавал благоприятные условия для развития культуры, государственные расходына которую значительно возрастали.
В послевоенный период многоев развитии культуры пришлось начинать сначала. За годы войны резко уменьшилоськоличество школ (было уничтожено 82 тысячи школ, много высших учебныхзаведений, НИИ, музеев и других учреждений культуры). Однако уже в первуюпослевоенную пятилетку было сделано многое для восстановления и развитиясистемы народного образования. Важнейшим результатом этой работы стало введениев стране всеобщего обязательного семилетнего образования.
Несмотря на трудностипослевоенного времени широкий размах получили исследования ученых. Встране во многих отраслях науки складывались научные школы, имевшие мировоезначение.
В советской гуманитарнойнауке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованиюобщественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинаетзнакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со всемиконтинентами.
 В послевоенное время отечественная культурапродолжала художественное освоение военной темы. В литературу вступилопоколение фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. Надокументальной основе создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и«Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Одним из первых попыталсясказать правду о войне В.Некрасов в повести «В окопах Сталинграда».
Но надеждам на освобождениекультуры от давления официальной политики и идеологии в послевоенные годы несуждено было осуществиться. Литература и искусство по-прежнему рассматривалиськак средства воспитания масс.
В искусстве быласделана установка на шедевры. Художественные музеи должны были экспонироватьлишь высочайшие образцы отечественного искусства. В кино такая политика привелак резкому сокращению числа новых фильмов.
Изоляционистская политикасоветского руководства подкреплялась широкой идеологической кампанией борьбыс низкопоклонством перед Западом. Страницы газет и журналов заполнилистатьи, восхваляющие все отечественное, русское и советское. Журналистыдоказывали первенство русских практически во всех научно-технических открытиях.
Крупные открытия зарубежныхученых в области квантовой механики, кибернетики объявлялись враждебнымиматериализму. Особенно пострадали признанные ложными генетика и молекулярнаябиология, исследования в области которых почти прекратились. На сессииВсесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) вавгусте 1948 года монопольное положение в области агробиологии заняла группа Т.Д. Лысенко, поддержанная руководством страны. В результате советская биологиясерьезно пострадала от типично отечественного изобретения — «лысенковщины» и была отброшена в своих исследованиях на многие годыназад.
 После смерти Сталина черты тоталитаризма долгоевремя продолжали существовать в культурной политике. Это не означает, чтоформирование и упрочение культа личности связаны с отсутствием в художественнойкультуре советского периода инакомыслия.
В последнее время читающейпублике стали широко известны «Несвоевременные мысли» М.Горького,«Окаянные дни» И.Бунина, дневники М.Пришвина и И.Павлова. Протестпротив духовного гнета звучит в произведениях Е.Замятина, А.Платонова, М.Булгакова, поэтов Н.Клюева, С.Клычкова, О.Мандельштама.
Время произвело свой отбор.О многих произведениях, отмеченных в те годы Сталинской премией, ныне невспоминают. Зато остались в советской литературе «Золотая карета»Л.М. Леонова, «Далекие годы» К. Г. Паустовского, «Первыерадости» и «Необыкновенное лето» К.А. Федина, «Звезда»Э.Г. Казакевича. В классику советского киноискусства вошли «Молодаягвардия» С.А. Герасимова и «Подвиг разведчика» Б. В. Барнета.
Реформы, начавшиеся послесмерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры.Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение изтюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителейтворческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей сзарубежными странами — всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения,особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этихсовершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.
Время с середины 50-х досередины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И.Эренбурга с названием«Оттепель» и до открытия процесса над А.Синявским и Ю.Даниэлем вфеврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием «оттепель»,хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть доначала 70-х годов.
Само понятие«оттепель» в социокультурном плане имело два смысла:
символический — оттепель в культуре предшествовала испособствовала оттепели в других сферах общественной жизни;
реальный — ослабление влияния тотального режима на индивидуальныйпроцесс художественного творчества.
Художественные выставкимосковских неоавангардистов и литературный «самиздат» концапятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших канонысоциалистического реализма.
Более двадцати лет всоветской истории существовала эпоха «застоя», которая в областикультуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны,продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественнойдеятельности, благодаря государственному финансированию укрепляласьматериальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контрольруководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.
 Процесс нарастанияпротиворечий, обусловленный становлением национальных культур каквеликорусской, так и в каждой союзной республике (крае, области и т.д.)подготовил необходимую почву для социокультурной политики«перестройки».
В 70-е годы выделились двапласта в художественной культуре — официальный и неофициальный,то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. Итот, и другой пласты включали как высокохудожественные образцы, так и слабыепроизведения. В самиздате ходили не только произведения Бродского и Набокова,но и низкопробные детективы. И наоборот, официальная культура не исчерпываласьтолько произведениями с ярко выраженной идеологической направленностью.
        Обновление системы государственного социализма, начатоепартийным руководством во главе с М.С.Горбачевым в 1985 году имело большиепоследствия для всех отраслей культуры. В ходе «перестройки» (1985 — 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всехнаправлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизниизменилась радикальным образом. Исчез монолит «советской культуры»,искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь сталанесравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.
Перестройка как процесстрансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой,игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнемидеологической перенастройки общества.
Решающее значение дляперемен в культурной жизни общества имела политика гласности.Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса надемократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены иличастично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с егоидейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческихценностей и «социалистического плюрализма» мнений. Однако разрешенныйсверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.
Характерным явлениемдуховной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советскогопериода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в Россиинепредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Стали публиковаться документы,недоступные ранее даже специалистам. Наблюдался всплеск интереса кпублицистическим произведениям и документальной прозе.
Исчез общий стерженькультурной жизни — централизованная система управления и единая культурнаяполитика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало деломсамого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайноширок — от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствиеобъединительной социокультурной идеи воспринимается частью общества какпроявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концуXX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормойцивилизованного общества.
Ликвидация идеологических барьеровсоздала благоприятные возможности для развития духовной культуры. Однакоэкономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночнымотношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утратынациональных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействияамериканизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни икинематографа) как своего рода расплаты за «приобщение к общечеловеческимценностям».
Духовная сфера переживает всередине 90-х годов острый кризис. В сложный переходный период возрастает рольдуховной культуры как сокровищницы нравственных ориентиров для общества,политизация же культуры и деятелей культуры приводит к осуществлению еюнесвойственных для нее функций, углубляет поляризацию общества. Стремлениенаправить страны на рельсы рыночного развития приводит к невозможностисуществования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственнойподдержке. Возможность так называемого «свободного» развития культурына почве низких культурных потребностей достаточно широких слоев населенияприводит к росту бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, — роступреступности.
Одновременно продолжаетуглубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, междумолодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются нафоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению нетолько материальных, но культурных благ.
Современныекультуротворческие процессы, происходящие в России, — неразрывная часть общемировогоразвития конца XX — начала XXI веков, перехода от индустриального кпостиндустриальному обществу, от «модерна» к «постмодерну».
Духовное состояние западнойкультуры и искусства современности получило название постмодернизм. Онородилось из трагического осознания невозможности восстановить всеобщую гармониючерез превознесение единичного.
В современной отечественнойкультуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации:коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, нарочитая политизированностьи демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.Действительно, сегодня как бы на равных сосуществуют такие не только несвязанные друг с другом, но друг друга взаимоисключающие явления, как вновьобретенные культурные ценности русского зарубежья, заново переосмысленноеклассическое наследие, ценности официальной советской культуры.
Смутное время, котороесейчас переживает отечественная культура, — не новое явление, а постоянноповторяющееся, и всегда культура находила те или иные ответы на вызовы времени,продолжала развиваться. Весь мир оказался на перепутье на рубеже XXI века, речьидет о смене самого типа культуры, который сформировался в рамках западнойцивилизации в течение нескольких последних веков.
Возрождение культурыявляется важнейшим условием обновления нашего общества. Определение путейдальнейшего культурного развития стало предметом острых дискуссий в обществе,ибо государство перестало диктовать культуре свои требования, исчезлицентрализованная система управления и единая культурная политика.
 Таким образом,отечественная культура в эпоху новейшего времени прошла несколько наиболеесущественных этапов: досоветский (до 1917 года); советский (до 1985 года) исовременный этап демократических преобразований. На всех этих этапах проявиласьбольшая роль государства в развитии культуры, относительная пассивностьнаселения, большой разрыв между культурой масс и ее наиболее выдающихсяпредставителей.
 Вступив на путь капиталистического развитияпозднее ведущих стран Запада, Россия в пореформенные годы сумела добитьсямногого в области экономики. В духовном же отношении Россия на рубеже XIX-XXвеков дала мировой культуре целый ряд выдающихся достижений. Противоречивыйхарактер развития культуры в советский период привел к накоплениюмногочисленных противоречий, разрешение которых еще не завершено.
 Направленность развития культуры в будущем будетопределяться многими факторами, прежде всего освобождением от внешнейзависимости, учетом самобытности России и опытом ее исторического развития. Нарубеже тысячелетий Россия вновь оказалась на перепутье. Но как бы ни сложиласьее судьба, русская культура остается главным богатством страны и залогомединства нации.
 На рубеже тысячелетийчеловечеству брошен вызов в виде глобальных проблем, перед лицом которых емупредстоит выступать в качестве единого субъекта, принимающего осознанные исогласованные решения. В этом созидании общечеловеческого единства решающаяроль принадлежит взаимообогащающему диалогу различных культур, мировомукультурному процессу.
 Русская культура издавна играла важную роль вэтом процессе. У России особая цивилизующая и организующая функция в мировомсоциокультурном пространстве. Русская культура доказала свою жизнеспособность,подтвердила, что развитие демократии, нравственное очищение невозможны безсохранения и приумножения накопленного культурного потенциала. Россия — странавеликой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования,идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним изсамых активных созидателей культуры мира.

Литература
1.  Антонов К. Религия и общество. –М.: Знание, 2000.
2.  Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С.История русской культуры. — М., 2000.
3.  Кондаков И.В. Введение в историю русскойкультуры. — М., 1997.
4.  Культурология. Под ред. Г.В.Драча. — Ростов-на-Дону, 2002.
5.  Сидоров Е.Ю. Культура мира и культураРоссии// Полис,1998. №5, -С.106-113.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Жизненный и творческий путь Сергея Александровича Есенина
Реферат Денежная, кредитная и банковская системы
Реферат Пристрої введення виведення аналогової інформації в ЕОМ аналого-цифрові інтерфейси
Реферат Тема поэта и поэзии в лирике Н.Гумилева
Реферат Отчет по производственной практике в СПК Заря Даровского района Кировской области
Реферат Исследование частотно-временных характеристик и структурных преобразований систем радиоавтоматики
Реферат Феномен сталинизма
Реферат Физическое воспитание умственно отсталых учащихся
Реферат Ожина сиза олеандр звичайний оман високий 2
Реферат Португалия
Реферат Спектрофотометрическое определение метилметакрилата как способ контроля качества стоматологических изделий
Реферат Управление качеством окружающей среды в строительстве
Реферат Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования
Реферат Исследование влияния туризма на уровень развития общей выносливости детей среднего школьного возраста
Реферат Лингво-семантическая альтернация в символизме