План
Глава 1. Материальная культура и прикладное искусствокыргызов
Глава 2 Одежда
Глава 3 Пища
Глава 4. Искусство
Глава 5 Обычаи и обряды
Список литературы
Глава 1. Материальная культура и прикладноеискусство кыргызов
Культура и быт кыргызов в начале XVIII — конце XIX в. На всех сторонах богатойи самобытной культуры киргизского народа, уходящей своим началом в древность,лежал глубоких" отпечаток патриархально-феодальных устоев н кочевогообраза жизни. Вместе с тем ее традиционные формы начинают до некоторой степениизменяться под воздействием новых условий развития киргизского общества.
Постепенное нарастание процесса оседания привело ксвоеобразному сочетанию кочевых и оседлых форм культуры, которое стало особенносказываться в начале XVIII-в конце XIXв. Это было во многом связано и с объективно прогрессивными последствиямивхождения Киргизии в состав России, усилением экономических и культурных связейкиргизов с русским народом, а также с соседними народами Средней Азии иКазахстана. В материальной культуре киргизского народа выделяются Двакомплекса, условно именуемые северным и южным. Их возникновение былообусловлено физико-географическими, историческими и хозяйственно-культурнымиособенностями юга и севера Киргизии. В сложении этих комплексов определеннуюроль играло общение южных киргизов с узбекским, таджикским, русским, а северныхкиргизов — с русским, украинским, казахским, татарским и другим населением. Однако,несмотря на эти локальные особенности, материальная культура киргизского народабыла единой и носила общие этнические черты. В течение второй половины XVIII — начале XIX в. тип поселения укиргизов постепенно менялся в связи с изменением исторических условий их обитания.До конца XIX в. киргизское население жило попреимуществу большими аилами — общинами, организованными по родовому признаку. Величинааила не была постоянной. В период кочевания на сезонных пастбищах — весенних,летних, осенних — аилы уменьшались, а во время пребывания на зимних стойбищах — увеличивались. По свидетельству русских путешественников, еще в 50-70-х годах XIX в. некоторые аилы-общины насчитывали подчас сотни юрт. Так,по сообщению акад.В. В. Радлова, "… кара-киргизы не живут аулами, а целымродом (племенем) в непрерывном ряде юрт по берегам рек, тянувшемся иногда на 20и более верст".Г.С. Загряжский также отмечал, что «киргизы стояливсегда большими аулами, кибиток по 200 и более». Это во многомобусловливалось интересами обороны во время нередких междоусобных феодальныхстолкновений и внешних нападений. Показательно, что после вхождения Киргизии всостав России и прекращения межфеодальных распрей и набегов извне аилы к началуXX в. стали сравнительно небольшими по размерам.
Основным типом жилища у киргизов вплоть до Октябрьскойреволюции была юрта3 — характерное порождение кочевого образа жизни.Восходя к древнетюркским традициям, юрта вобрала в себя лучшее из многовековогоопыта народа. Киргизские племена, занимавшиеся кочевым скотоводством в горныхусловиях, выработали наиболее удобный для этих условий тип переносного жилища,которое легко разбиралось, перевозилось на вьючных животных и сноваустанавливалось.
В различных районах Киргизии юрта имела своеобразную форму. Так,на юге Киргизии, а также в Таласской и Чаткальской долинах она отличаласьнемного уплощенным, сферическим куполом, на севере же Киргизии он был болеевысокий. Юрта состояла из деревянного остова и войлочного покрытия.
Юрты манапов и баев выделялись большими размерами и сооружалисьиз 8-12 звеньев — решеток, покрытых белой кошмой. Как правило, такие юртыснаружи и внутри богато украшались различными орнаментированными изделиями извойлока, аппликациями, плетеной узорчатой бахромой, разноцветными кистями (чачык)и узорной тесьмой (терилген боо).
Помимо юрты у киргизов существовал ряд других перекосныхжилищ сезонного характера. Это прежде всего так называемый сайма алачык (шалаш).Близок к нему алачык — жилище табунщиков, пастухов на летнем пастбище исезонные жилища — -жолум уй, состоявшие из двух решетчатых звеньев юртыи жердей.
В южных районах Киргизии был распространен еще один видвременного жилища — тегирмек из составленных в круг трех крыльеврешетчатых стен юрты, обернутых циновкой и покрытых вверху кошмой, а чаще всеготканью. На высокогорье табунщики нередко использовали как временное жилище"сой. ю-мо" из двух сведенных стенок юрты.
На протяжении веков усовершенствовалась не только сама юрта,но и ее интерьер. Правая сторона от входа юрты считалась женской половиной (эпчижак). Здесь размещались красочные сумки из войлочных аппликаций или ткани (терме),аяк кап, кузгу кап и. п., в которых находились головные уборы хозяйки, атакже располагалась кухонная утварь. Место для хранения пищи отделялось ширмойиз орнаментированной циновки (чыгдан).
Другая, противоположная сторона считалась мужской (эр жак).Там вешали на шесте (бакан) лучшую одежду и головные уборы мужчин, аближе к выходу — конское снаряжение.
Место напротив входа являлось самым почетным (тер). Уэтой части стены ставили в ряд сундуки, на которые укладывали малоупотребляемыев повседневном быту красочные узорные кошмы, ковры, а поверх них в несколькорядов — одеяла, свернутые в валик; чем их было больше, тем зажиточнее считалисьхозяева. Такое сооружение называлось жук. На пол юрты стлали самыелучшие кошмы — шырдаки, а на них узкие стеганые одеяла (твшвк), либомеховые подстилки (келдвлец). Тер был центром юрты. Здесь принималипочетных гостей, расстилая перед сидящими скатерть — достархан. Посерединеразводили огонь, готовили пищу. Это место называлось коломто.
Богатые приготавливали пищу в специальных юртах — аш-кана.Бедняки жили в прокопченных маленьких юртах (баз уй, кара уй), гдеразмещался не только их незатейливый скарб (постель, посуда и т.д.), но в холодноевремя года и новорожденные телята и ягнята.
Для зимних стоянок (кыштоо) выбирались места,защищенные от ветра, на солнечной стороне горных склонов, вблизи от водныхисточников. Рядом с юртой сооружались загоны для овец, навесы, сараи длялошадей, крупного рогатого скота. Здесь же располагались и полуземлянки самыхбедных киргизов (жер кепе или жер теле), которые наполовинуврастали в землю и не имели окон. Их заменяло дымовое отверстие в крыше. Очагнаходился в центре жилья. С течением времени возводились глинобитные жилища. Дворнередко обсаживался деревьями, преимущественно тополями и ивой, необходимымидля строительства. Так на местах некоторых временных зимовий появлялисьпостоянные селения.
Под влиянием узбеков и таджиков еще в первой половине XIX в. такие поселения возникли в Южной Киргизии (Кара-Булак,Баткен, Беш-Булак, Монок, Кыргыз-Кыштак и др.). После вхождения края в составРоссии, в конце XIX — начале
XX в., количество селенийувеличивается за счет оседавших бедняков. Однако ко времени Октябрьскойреволюции дело не дошло до прочной оседлости. В киргизских селениях Ферганскойдолины, как правило, находились базар, чайхана, мечети.
В связи с разработкой каменноугольных копей Сулюкты,Кызыл-Кия, Кок-Янгака, Таш-Кумыра возникли рабочие поселки без определеннойпланировки и какого-либо благоустройства.
Заметное влияние на складывание облика киргизских селений насевере Киргизии оказывали русские и украинские переселенцы. Первое из оседлыхселений киргизов в Чуйской долине — Таш-Тюбе (Пишпекский уезд) — было основанов 1899 г. В последующие годы и в Прииссыккулье возник ряд киргизских селении: Тепке.Чырак, Темировка, Таштак4 и др.
Киргизские селения в северной части края по планировкенередко напоминали переселенческие, но в отличие от последних имели мало садови огородов и, как правило, рядом с домом еще ставилась традиционная юрта. Нескольковыделялось в этом отношении селение Таш-Тюбе. Здесь, по примеру русских, вдольодной прямой улицы, обсаженной тополями, строились дома с двускатными камышовымикрышами и небольшими окнами. В некоторых селениях преобладали деревянные дома. Былии смешанные русско-киргизские селения, как, например, Дархан, возникшее в 1912г.5 Отдельные баи и манапы в Чуйской и других долинах строили капитальные домаевропейского типа, обзаводились садами и огородами.
В южных районах преобладал ферганский тип жилища — дома сплоской или двускатной крышей, открытой террасой (айвам) во всю длину иокнами, обращенными во двор. EJ западной части Алаявстречались дома памирского типа, отличавшиеся деревянно-ступенчатымперекрытием. Здесь жилые и хозяйственные помещения находились под одной крышей,которая покоилась на деревянных подпорках. Окна в таких домах отсутствовали, ихзаменяло дымовое отверстие в крыше. В технике домостроения в южных районахКиргизии проявлялись традиции узбекских и таджикских мастеров, а в северных — русскихи украинских.
В постоянном жилище киргизов в большинстве случаевсохранялся интерьер юрты. Но под влиянием русского и украинского населения вдомах некоторых киргизов Иссык-Кульской котловины и Чуйской долины сталапоявляться мебель — деревянные столы и кровати, а также фабричная утварь — чашки,подносы, котлы и т.д.Глава 2 Одежда
Одежда киргизов в середине XVIII — началеXIX в. оставаясь в основныхчертах традиционной, была приспособлена к исторически сложившимся условиямкочевого образа жизни киргизов.
Основным материалом для изготовления одежды служиложивотноводческое сырье: шкуры овец и ягнят выделывались для верхней одежды,кожи верблюдов, коров, телят обрабатывались для обуви. Из шерсти овец иверблюдов изготовлялась высококачественная тонкая кошма, шедшая на шитьеверхней нарядно мужской одежды и головных уборов. На примитивном станке (ор-мвк)ткались ткани (таар) различных видов.
Торговые и бытовые связи с соседними народами вели к всебольшему проникновению в среду киргизов кустарных среднеазиатских и кашгарскихтканей. Одежда киргизов, осевших в жарких южных районах края, несколькоприближалась по покрою к одежде соседних узбеков. После вхождения Киргизии всостав России чаще приобретались готовые привозные узбекские стеганые халаты,тюбетейки, белые рубашки, а также фабричные ткани, обувь, платки и т.д.
В одежде, как и в жилище, были сильно выражены социальныеконтрасты. Если феодальная знать носила одежду из лучших тканей, дорогих мехов,кожи и замши, отделанную золотыми и серебряными украшениями, жемчугом иперламутром, то подавляющая масса населения облачалась в самую дешевую одеждутрадиционного стиля и покроя, использовала до полного износа самодельную обувь.
Вплоть до середины XIX в. киргизскаяодежда, как и многих других кочевых народов, характеризовалась слабойдифференцированностыо у разных половозрастных групп. Отдельные виды какнательной, так и верхней одежды были по покрою одинаковыми для женщин и мужчин.Во второй половине XIX — начале XXв. в этом отношении также произошел ряд изменений.
Глубоко традиционными у киргизов были широкие в поясе исуживавшиеся книзу мужские овчинные штаны (шым). Нарядными считалисьштаны из замши или из выделанной кожи горного козла (кандагай), украшенныевышивкой. Они были очень прочными, поэтому их надевали также борцы во времясостязаний (эциш, курвш). Летом носили штаны из кустарных тканей (таар)различного качества, а также из фабричных материалов.
Обычной верхней мужской одеждой служил нагольный овчинныйтулуп (тон, постун). С конца XIX в. использовалиевропейского покроя шубы (бущрмв-тон).
Одним из видов киргизской мужской верхней одежды являлсякементай. Шили его из тонких или грубых накатанных кошм естественных цветов. Белыетонкие кошмы шли на изготовление0 кементая для состоятельных лиц. Нарядус нагольным тулупом этот вид одежды — кементай, кебенек — имеет укиргизов наиболее давние истоки6.
Другую мужскую верхнюю одежду — чепкен, одинаковый по покроюс кементаем, шили из ткани таар. изготовляемой из верблюжьей и овечьейшерсти различных естественных цветов.
Разновидностью овчинных тулупов можно считать и крытыетканью шубы (ичик) из шкур ягнят, лицевая сторона которых покрываласьматерией темных цветов; шуба имела большой шалевый воротник. Самые богатые шилишубы из дорогих мехов — волка, лисы и соболя. С середины XIXв. на севере края стала широко распространяться верхняя одежда чапан изцветного ситца, сатина и других видов хлопчатобумажной ткани на подкладке.
Наиболее древней, уже начинавшей выходить из употребления, растыпроявлялись особенно разительно. По мере роста торговли с Центральной Россиейкустарные материалы для верхней и нижней одежды заменялись фабричными тканями.Глава 3 Пища
Пища киргизов в XVIII — начале XIX в. характеризовалась традиционными обусловленнымиосновным направленном хозяйства — скотоводством. Преобладал молочный и мяснойрацион8, хотя мясная пища и не составляла основу питания киргизскойбедноты Вместе с тем с развитием земледелия киргизская кухня пополняласьмучными и овощными блюдами.
Пищу бедноты в течение всего дня составляла жидкая похлебка(жарма) из толокна — поджаренного смолотого зерна.
Предпочтительной едой у киргизов была пища из мяса домашних,отчасти и диких животных, а также птицы. Излюбленным кушаньем был нарын илиту ураган эт — мелко накрошенное мясо с лапшой, разбавленное бульоном.
Из овечьей печени и жира готовили особые колбасы — олобо,ж&ркое-куурдак, пережаренное с луком. В состав традиционной кухникиргизского населения южных районов Киргизии входи, и плов, воспринятый,возможно от узбеков и таджиков.
Молочные продукты являлись одной из основ пищевого рационакиргизов. Повседневным и самым распространенным продуктом было кислое коровье иовечье молоко — айран. При квашении в него иногда добавляли толокнянойкрупы (акшак). Этот вид кислого молока назывался ашайран, процеженноеили отжатое кислое молоко — сузмо. Из сузме при просушивании его готовилисыр (курут).
Приготовленный путем сквашивания п кипячения особый сырназывался эжигей. Из накопленной за определенное время сметаны (каймак)получали топленое масло — сары-. чай. из его сгустка — чвбвгв.
Любимым напитком у киргизов издревле был кумыс из кобыльегомолока, подвергшегося брожению. По способу приготовления и вкусу кумыс делилина саамал кымыз, тунма кымыз, шырбан кымыз и т.д.
Мучная пища была мало доступна кочевникам, но у киргизовполуоседлых районов она занимала значительное место. Из кислого теста в котлевыпекались мелкие лепешки (жапкан нал, (квмкврмв нан), из пресного — лепешкитонкие (колама, таптама) или слоеные (каттама).
В особо торжественных случаях жарили на масле маленькиекусочки кислого теста — (боорсок), а также круглые ритуальные плоскиелепешки (май-токоч). оладьи-куймак. Из пресного теста готовилиполужидкие блюда — кесме, зкуппа, кулчвтай и т.п.
Из крупы ячменя пли пшеницы варили жидкие каши — Квж (:.а из пшена (проса) со сметаной готовили кептургвн таруу.
Из проса приготовляли также хмельной напиток (бозо). Некоторыекиргизы, по преимуществу бедняки-земледельцы, выделывали его для продажи.
В пищевом рационе у киргизов встречался и чай, часто сдобавлением молока и соли. Более широко был распространен так называемый куурмачай, который употреблялся не только как напиток, но и входил в состав пищи.
В начале XX в. в киргизскуюкулинарию начали проникать национальные блюда узбеков, уйгуров, дунган, русских(лагман, чучвара, мантуу, шувале, борщ, жаркое и др.).Глава 4. Искусство
Изобразительное искусство киргизов, носившее прикладнойхарактер, богато, самобытно и красочно. В нем особенно ярко проявилась высокаяхудожественная одаренность народа. Многие его формы, возникнув в своей основееще в глубокой древности, оказались жизнестойкими бытовали в течение многихстолетий.
В условиях кочевого образа жизни киргизы стремилисьсоздавать бытовые вещи, не только удобные при частых перекочевках, верховойезде пли сидении на полу, но при этом еще п не ломающиеся, прочные при упаковкеи переездах. В то же время эти предметы должны были удовлетворять эстетическиепотребности народа. Поэтому жилище, одежда, утварь, конская сбруя украшалисьорнаментом, вышивкой, аппликациями, чеканкой и т.д. Поколениями безвестныхмастеров были созданы неповторимые, уникальные образцы народного искусства.
Произведением высокого прикладного искусства можно считатьсаму юрту и ее интерьер. В них отражены художественный вкус народа,своеобразный колорит, изящество форм. В украшении юрты сконцентрированы такиевиды искусства, как резьба и роспись по дереву и металлу, художественноеткачество шерстяных и изготовление чиевых изделий, орнаментация и аппликация повойлоку и ткани, вышивка и узорное плетение и т.д.
Самым распространенным и ходовым материалом для созданиябытовых изделии был войлок. Им покрывали юрту, из него шили одежду, сумкиразных форм (аяк кап, жапсар, текче и др.) для хранения женскиххозяйственных мелочей. Замечательными произведениями народного искусства винтерьере юрты являлись войлочные ковры для пола (шырдак), широкиеполосы, обертывающие изгибы купольных жердей юрты (жабык баш). Техникаих изготовления идентична: вырезание узоров пз цветных войлоков и сшивание их,в результате чего получалась красочная кошма с контрастным сочетанием цветов. Такимже способом делали и указанные выше «мозаичные» сумки.
Не меньший уют и красоту убранству юрты придавала узорнаякошма — ала кийиз. В ней отсутствовала четкость очертания узоров,характерная для войлочных мозаичных ковров-шырдаков. Высокохудожественнымиявлялись и многие изделия из ткани. типа пиази из тонкой однотонной итерме таар — цветной ткани для одежды и убранства юрты. Для внутреннегоукрашения юрты применялись узорные ткани (терме таар) в виде полосразличной ширины. Ими опоясывали решетчатую стенку (тегирич), связываличасти юрты (кереге боа, уук чалзыч). Сшитые из узорных тканой различнойвеличины паласы шли для покрытия пола ц для изготовления лошадиных попон,нарядных переметных сумок (куржун), различных мешочков для хранениявещей, продуктов и т.п. В южных районах широко бытовали красочные ворсовыековры (килем).
Большой художественной выразительностью отличались изделияиз чия. На простом сооружении из трех шестов искусные киргизские мастерицысоздавали узорные циновки (чырмалган чип) для ограждения кухонной утварии пищи (чыгдан), для покрытия решетчатой стены юрты и завешивания входав нее (эшик), а также всевозможные футляры для предметов хозяйственногообихода.
Для циновок, цветных войлочных изделий, ворсовых художественныхтканей характерных сочетаний — красного с синим, черного с узоров, в которыхпоэтизировалась окружающая природа, — животный и растительный мир, различныепредметы кочевого быта и хозяйства.
Кожаные и замшевые узорные потники (тердик) украшалисьсеребряными пластинками. Из сыромятной кожи плелись сложные по техники плети (камчы),мастерились уздечки (жугвн), подхвостники (куюшкан), подпруги(басмайыл).
На примитивном станке изготовляли и домашнюю утварь издерева (табак, аяк, кашык, чвйчвк и т.д.) Высоко ценилась посуда из арчи.Некоторые виды и формы такой посуды по своим художественным достоинствам неутратили своей привлекательности и сегодня.
Художественные изделия из металла — один из важнейших видовнародного искусства киргизов — также достигли значительного совершенства. Художественноеремесло, связанное с обработкой металла, делилось у киргизов на две группы. Кпервой относилось изготовление и украшение предметов чисто утилитарногоназначения — седел (ээр), стремян (узвнгу), подпруг, подхвостников,уздечек, а также различных сундуков (уквк). домашней утвари и т.д. Болеевсего киргизские мастера стремились художественно украсить конское снаряжение (атжаб-дыктары). Выполнение такого заказа считалось почетным делом.
Вторую группу составляли предметы ювелирного искусства дляукрашения женской п мужской одежды, головных уборов и т.п. Это — браслеты (билерик),кольца (шакек), пуговицы (топчу), серебряные ободочки,обрамляющие головной убор женщины (кыргак), мужские пояса (кемер) идр. Все они имели множество вариантов и форм. С особым изяществом изготовлялисьсеребряные серьги (сейке), начиная от облегченных для повседневногоношения и до самых нарядных. Разнообразны по форме были женские наносныеукрашения (чолпу). Один из наиболее распространенных их видов состоял измножества треугольных или круглых серебряных узорных пластинок, скрепленных припомощи колец в три или четыре ряда. Основой другого вида (чач учтук) былиснизки кораллов, иногда перемежавшихся с серебряными полыми бусинками, соединеннымив пучки, или свободно спускавшимися, украшенными узорными серебрянымипластинами и бляхами. Большим художественным вкусом отичались и броши (твнввч)для скрепления разреза ворота женского платья. Применявшиеся киргизскимиювелирами технические приемы — зернь, инкрустация, чернь, гравировка, чеканка ит.п. — свидетельствуют о вековых творческих традициях.
Многовековое этническое развитие киргизов, своеобразиеестественно-географических условий их расселения, специфические чертысоциально-экономической жизни способствовали выработке самобытной киргизскойнациональной культуры. Вместе с тем кристаллизация многих ее элементовпроисходила в процессе взаимодействия киргизов с различными народами иэтническими группами. Общие черты в хозяйстве, типах поселений, жилище, одежде,пище и других компонентах материальной культуры, объединяющие киргизов сдругими тюркоязычными, ираноязычными, а также монголоязычными народами СреднейАзии, Казахстана, Южной Сибири, Центральной Азии, отражают их древниеэтно-культурные связи.
Материальная культура киргизского народа, сохраняя свою самобытностьи традиционный характер, обусловленный решающим воздействием кочевогоскотоводства и патриархально-феодальных отношений, вместе с тем претерпела всередине XIX — начале XX в. определенныеизменения. Они были связаны с добровольным вхождением Киргизии в состав России,оказавшим прогрессивное влияние на материальную культуру, хозяйственный уклад исемейный быт киргизов.
Глава 5 Обычаи и обряды
Музыкальные традиции киргизского народа глубоки и самобытны.В них, как и в устном народном творчестве, отражена многовековая историянарода, его надежды, чаяния, радости и горести. Музыка сопутствовала всей Жизникиргиза — со дня его рождения и до смерти, она звучала на высокогорных джайлоо,шумных базарах, в юртах, при рождении детей, на свадьбах, похоронах, приотправлении воинов в поход, на народных играх, молодежных празднествах. Несмотряна отсутствие нотной грамоты, киргизский народ сохранил образцы своей музыки идонес их до нашего времени38.
Киргизская музыка носит в основном светлый, жизнерадостным,лирико-эпический характер. Вместе с тем в ней нередки сосредоточенные,углубленные, пли наоборот, игривые, задорно-плясовые напевы и наигрыши. Большойсплои обладают мелодии речитативного склада в эпосе, акынском песнетворчестве,но часты и широкие протяжные песни — массовые, пастушеские. Речитативное началов большой степени свойственно музыке юга Киргизии, распевность же скореехарактерна для ее северных районов.
Важной особенностью киргизской музыки являлась жизненнаяконкретность художественных образов, навеянных социальными условиями, бытом,природной средой, окружавшей кочевников-скотоводов. Ансамблевое исполнение неполучило в ней широкого распространения, оно проявлялось лишь в зачаточнойформе, да и то в редких случаях (например, групповое исполнение некоторых песенпастухами). Заметное место в киргизской музыке занимали танцевальные мелодии иритмы, а в некоторых молодежных играх присутствовали элементы мимики и пластики.
По жанровым признакам музыка делилась на инструментальную ивокальную. Вокальное творчество, как правило, было представлено одноголосием, винструментальной музыке употреблялось двух — и трехголосное изложение, а приисполнении песен с инструментальным сопровождением на трехструнном комуземестами возникало и четырехголосное сочетание.
Киргизский музыкальный инструментарий был невелик, нодостаточно разнообразен. Его составляли духовые — чоор, сур-най, керней; ударные- добулбас, dan, добул доол; струнные — щипковый- комуз и смычковый — кыл-кыяк; язычковые — те-мир-комуз (железныйкомуз) и его разновидность — жыгач ооз комуз (деревянный губной комуз).
Инструментальные пьесы носили название кюу (куу). "Кюу- душа народа", «кюу — крылья человека» — так говорилось вкиргизских поговорках. Хранителями п исполнителями кюу были народные музыканты,мастерски владевшие различными инструментами.
Народ до сих пор хранит и с любовью упоминает имена такихсоздателей киргизских песен и шоу, как Джайсан, Толубай сынчы, Санчы п др. Ихдело продолжали выдающиеся народные музыканты: Музооке, Белек, Куренкей,Беккетен, Майлыбай, Капал. Затем эстафету подхватили видные певцы и комузпсты,жившие в конце XIX — начале XXв., — Ниязаалы, Айдараалы, Бурулча, Жаптакбай, Чынгышбай, а навстречу этимталантам шли Токтогул, Муратаалы, Карамолдо, Жолой, певцы Сыртбай, Коргоол,Боогачы, Актан.
Среди музыкантов прошлого выделялся дед великого акынаТоголока Молдо (Байымбета Абдрахманова) Музооке Жаманка-раев (1802-1878). Он былизвестным в свое время манасчи, акыном и комузистом. Музооке — автор нынепризнанных классическими кюу «Музоокенин муцдуу куу» («Печальныйкюу Музооке»), «Казба-йыр» (название местности), «Кукук-Зейнеп»(«Кукушка-Зейнеп»), «Керме-тоо» («Цепь гор»),«Конур каз». («Темно-бурый гусь»). Особенно обращает насебя внимание первый из них — «Печальный кюу Музооке», приобретшийширокую популярность в народе. В этом автобиографическом кюу автор повествуетоб одном из драматических эпизодов своей жизни, когда он был подвергнутиздевательствам со стороны манапа Стана.
В истории киргизской народной музыки почетное место занимаетКуренкей Белеков (1826-1907), происходивший из семьи дехканина-середняка. Каждыйкюу Куренкея отличался широким охватом исторических событий, художественностьюи оригинальностью. Талантливый комузист посвятил большинство своих пьес тяжелойжизни трудового народа. К ним можно отнести «Арман Куренкея» («ПечальКуренкея»), «Кара езгеи Куренкея», «Арман-дуу ботой»(«Плач верблюжонка») и др. Творчество Куренкея отличалось оттворчества многих других комузистов своеобразием сюжетного построения кюу, ихглубокой идейностью, стремлением сохранить и развить демократические чертымузыкально-поэтического наследия киргизского народа.
Заслуживает большого внимания музыкальное творчествовеликого киргизского акына-демократа Токтогула Сатылганова, буквальнопокорявшего" сердца слушателей. Надо было видеть, какую бурю восторговвызывали каждый раз все новые и новые варианты уже известных его вещей. Этопомнят те, кому посчастливилось слышать в его исполнении «Ак-куу»(«Белый лебедь»), «Тогуз кайрык» («Девять вариаций»),«Л1пц кыял» («Тысяча мечтаний»), «Чайкама»(«Покачивания»), «Чоц кербез» («Большой кербез») идесятки других песен и кюу.
Ведя из века век кочевой образ жизни киргизы в огромнойстепени зависели от природных условий. Поэтому в процессе своей трудовойдеятельности в поисках мер предосторожности от грозных стихийных бедствий,осложнявших хозяйственную жизнь, они стремились познавать загадки и «секреты»природы с целью практического использования полученных сведений.
В результате киргизским народом было накоплено немалоэмпирических знаний. Их осведомленность в области астрономии, географии, флорыи фауны нередко отличалась значительной четкостью. Киргизы-скотоводы хорошоориентировались по звездам «Алтын казык» или «Темир казык»(«Полярная звезда»), «Чол-пон Жылдыз» («Венера»),определяя время ночью по положению «Жетиген» («Большая Медведица»).Им были известны и другие созвездия: «Уркер» (созвездие «Плеяды»),«Уч аркар» (созвездие «Весы»), «Керген саба» (созвездие«Четырех звезд»), «Кербен жолу» («Караванная дорога»)или «Саманчынын жолу» («Млечный путь») и т.д. Они познавалиих движение, и только «Алтын казык» («Золотой кол») казаласьим неподвижной. Считалось, что центром всего мира является Земля, а все планетыи звезды вращаются вокруг нее49.
Бытовал у киргизов и свой народный календарь со своеобразным12-месячным циклом, который соответствовал месячному циклу русского календаря. Календарныйгод делился в свою очередь на четыре сезона: жаз (весна), жай (лето),куз (осень), кыш (зима).
Летосчисление у киргизов, как и у всех народовмусульманского вероисповедания, велось по лунному циклу. Месяцы начинались сноволунием и каждый из них составлял 29 и 30 дней, а сутки определялись однимсолнечным днем и одной ночью.
Каждый год определялся названиями домашних н диких животных.Знатоки летосчисления пытались предсказывать ожидаемые блага или беды длянарода в наступающем году, а также характер того или иного человека. Каждыйцикл из 12 лет назывался у киргизов мучв. По нему определялся и возрастчеловека,
Наблюдая за поведением диких животных, птиц, за первым ипоследним громом, молнией и другими явлениями природы, некоторые люди — народныелетосчислители (эсепчи) нередко верно предсказывали характернаступающего сезона, что учитывалось скотоводами-киргизами.
Знатоки народной медицины хорошо разбирались в целебныхсвойствах ряда трав, издавна использовавшихся для лечения людей (прикровотечении, сердечных недугах, удушье, чесотке и т.д.), а также животных. Излекарственных растений приготовляли настои, отвары, мази, порошки и др. Киргизызнали также десятки видов съедобных растений и плодовых деревьев.
В течение веков у киргизских мастеров вырабатывались своитрудовые навыки, соответствовавшие особенностям кочевого быта и отвечавшие егопотребностям. В народе всегда были искусные умельцы самых разнообразныхпрофессий. Так, для собственных нужд киргизы производили хозяйственное мыло исальные свечи. Для варки мыла выбирали специальный сорт травы — лебеду (алабата).Был хорошо известен также способ получения красок из корней растений иразличных глин. Ими красили остовы юрт, шерсть, войлоки, кожаную одежду и т.д. Дляизготовления пороха киргизские охотники использовали серу (кукурт), солончак(шор) и уголь из арчи.
Знали киргизы и технику обработки разных камней. Так,например, из гранита делались жернова для мельниц, ручные зернотерки и каменныекатки для обмолота зерна, из серого точильного камня — оселки, из гладкогоплотного камня — грузила для веретен. Сердолик (акакташ) использовалсядля различных украшений.
У киргизов были свои меры длины, ширины, а также весасыпучих, жидких и твердых тел. Но многое воспринимали они у соседних народов, ас вхождением в состав России — и у русских.
В результате тяжелых экономических и бытовых условий жизни,в которых пребывала основная масса киргизского народа, были выработаны иопределенные методы и способы народного врачевания, базировавшиеся наэмпирических знаниях и длительной практике. Уважением пользовалисьлекари-костоправы, занимавшиеся устранением вывихов, лечением переломов идругих травматических повреждений. Один из исследователей народной медицины укиргизов Г.А. Колосов писал: "… Мы видели, что некоторые методы ихлечения, например,… чахотки — кумысом, перетягивание конечности вышеукушенного места при укусах змей вполне сообразны и согласуются с требованияминаучной медицины. Применение опия в качестве болеутоляющего средства также,несомненно, часто приносит пользу"50.
Неотъемлемую часть культурного наследия киргизского народа,как и каждого другого, составляли традиции и тесно связанные с ними обычаи побряды. Возникая на разных этапах исторического развития, они отражалимировосприятие различных классов и социальных групп, причем многие из нихвосходили своими корнями еще к эпохе первобытнообщинного строя. Не все этитрадиции, обычаи и обряды выдерживали испытание временем, не все воплощали всебе прогрессивные тенденции в системе общественных отношений, особенно в техслучаях, когда своим появлением они были обязаны правящей верхушке нсоответствовали ее интересам. И наоборот, те тенденции и обычаи, которыеотвечали запросам, чаяниям и надеждам трудящихся и складывались в их среде,входили в сокровищницу культурного Достояния народа и, видоизменяясь,сохранялись в течение столетий.
Список литературы
1. Бартольд В.В. Соч. — М.: Наука, 1973. — Т. У111. — С.48.
2. Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. — Л.,1929.
3. История Киргизской ССР. — Фрунзе: Кыргызстан, 1984. — Т.1.
4. Малов Е.Е. Енисейская письменность тюрков. — М.; Л.: Изд-во АН СССР,1954.
5. Материалы по истории кыргызов в Киргизии. — Вып.1. — М.: Наука, 1973.
6. Соколова З.П. Культ животных в религиях. — М., 1972.
7. Таджиева Г., Курманбекова А. Семена, посеянные мудростью. — Бишкек, 1998.
8. Фризер Дж. Золотая ветвь. — М., 1980.