1.Олимпийские игры
Отдревности до наших дней можно сказать, что Олимпийские игры были не столькоспортивным мероприятием, сколько культурным. Игры были мероприятиеобщегреческого масштаба. Если на первых играх состязались атлеты только двухгородов – Элиса и Писы, то вскоре на главные состязания Эллады съезжались совсех уголков не только Балканской Греции, но и Аппенинского п-ва, Сицилии,северного побережья Африки. Греков на Олимпиаду влекло ощущение общегреческогоединства, возможность прикоснуться к великой культуре, слышать знакомую речь,восхищаться самим зрелищем. Олимпийские Игры между тем выполняли и важнуюсоциализирующую функцию, являлись важным элементом в формировании общегреческойментальности, полисной идеологии и патриотизма. Нельзя не отметить то, что Игрыбыли формой мирного общения народов, потому что на время проведения состязанийобъявлялось «священное перемирие». Запрещались всякие войны и конфликты,нарушение считалось тяжелейшим грехом. Общегуманное значение Игр еще и в том,что они, пережив века забвения и запрета, возродились и стали величайшимспортивным и культурным событием для человечества.
ИсторияИгр. Олимпийские Игры называются так поместу своего проведения – священной области Олимпия на Пелопонессе, а не отназвания горы Олимп. Посвящены они были верховному богу греческого пантеонаЗевсу, проводились в конце июля-начале августа на протяжении 5 дней.Проводились они раз в 4 года. Как известно, первая Игра датируется 776 г. до н.э.Многие связывают ее проведение с именем великого героя Геракла, который учредилих после победы над тем самым царем Авгием, 12 подвиг Геракла. Были и другиемифы, связанные с подвигами мифического Пелопса и даже с мифом о сверженииЗевсом своего отца Крона. С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр сталипроводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры,Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческимбогам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. ОлимпийскиеИгры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана,Павсания, Симонида и др. античных авторов. С Олимпийских игр 776 г. до н.э. угреков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историкомТимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первогополнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.
Игрыпродолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине II в. до н.э.), вследствиечего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавшийучастие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числепобедителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон,«выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался наОлимпийских играх и начавшийся в IV в. до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенноутрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания изначимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в которомучаствовали преимущественно атлеты-профессионалы.
В 394 г. н.э.Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римскимимператором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство. Вскоре послезапрета Олимпийских игр все олимпийские сооружения были сожжены по приказуимператора Феодосия II (в 426 г. н.э.), а столетие спустя окончательноразрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.
Возрожденыигры были только в конце XIX в. В 1894 г. по инициативе общественного деятеля,педагога Пьера де Кубертена в Париже был создан Международный олимпийскийкомитет, который занялся подготовкой к играм. Возрожденные Игры прошли в Афинахв 1896 г.
Церемонияоткрытия и правила проведения Игр. После тогокак глашатаи провозгласили во всей Греции «священное перемирие», прекращалисьвсе воины и граждане устремлялись в Олимпию на Игры. В первый день судьи ируководители состязаний – элланодики, а также атлеты, приносили жертву Зевсу идругим богам. Атлеты произносили торжественную клятву сражаться честно во славувсемогущих богов и своих родных полисов. Тут же специальный служащий – керикс,положив ладонь на затылок спортсмена, обращался к зрителям. Он спрашивал,известно ли им о каких-либо преступлениях атлета, не было ли в его роду рабов,тренировался ли он. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходилиинтенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссииэлланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участникиОлимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже подруководством элланодиков. Уличенный в нарушении правил подвергался публичнойпорке, штрафу и изгонялся со стадиона.
Олимпийскоеправило гласило: «в играх может принимать участие каждый грек, родившийсясвободным, не запятнанный злодеянием и проклятием богов». Рабы не допускалисьдаже в качестве зрителей, также как и женщины. После легендарной истории сженщиной Каллипатейрой, проникшей на стадион увидеть триумф сына, возникло правило:все спортсмены, их тренеры и зрители должны быть обнаженными. Названиесовременного слова «гимнастика» происходит от древнегреческого «gymos», то есть«голый», «обнаженный. Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: длянее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморныйтрон.
Послеобъявления правил шла жеребьевка. Перед состязанием все желающие участвовать внём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу,после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего насостязание.
Интересно,что использование допинга во время Олимпийских игр началось с самого дняоснования соревнований в 776 г. до н.э. Участники игр принимали галлюциногенныеи болеутоляющие экстракты из грибов, различных трав и вина. Атлетам незапрещалось использовать снадобья, которые помогли бы им победить.
Соревнованиядревности. Спортивные состязанияначинались во второй день. Первое время в программе Олимпийских игр был толькостадиодром – бег на один стадий (192,27 м). По легенде его на первых Играхотмерил сам Геракл, от него и пошло известное слово «стадион». Бег на стадийбыл единственных видом состязания первых 13 Игр. Величайшим бегуном античностисчитался Леонид с Родоса, одержавший 12 побед на 4 Олимпиадах.
Затем числоолимпийских дисциплин выросло. На 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) впрограмму включен диаулос – бег на 2 стадия. Атлеты пробегают стадион,поворачивают вокруг столба и возвращаются назад к старту. Позже появился такжедолиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев.Был также и бег в тяжелом вооружении гоплита. Как ни странно, но это непротиворечило мирному характеру Игр, ведь они были своего рода проверкойбоеспособности граждан полиса, составлявших армию государства. Наиболееудачливыми в данной дисциплине были спартанцы, ведь военное воспитание былочастью идеологии этого полиса.
На 18Олимпийских играх впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону(пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метаниекопья и диска. Аристотель считал, что пятиборье наиболее гармонично развиваеттело атлета.
В борьбеправилами запрещались удары, но толчки разрешались. Греческий язык имел многотерминов для обозначения различных приёмов и позиций. Борьба разделялась на двеосновные позиции: в стойке и на земле, вернее мягком грунте, посыпанном песком.Спортсмены натирали свои тела маслом, чтоб легче было выскользнуть из захватасоперника. Для победы достаточно было трижды уложить на лопатки противника.
Прыжкисильно отличались от современных. Атлеты прыгали с гирями в руках, выбрасываяих назад при прыжке. Считалось, что это увеличивает дальность прыжка. Подобнаятехника прыжка требовала хорошей координации.
Метаниекопья также отличалось от современного: на конце копья был кожаный ремешок,которых сидел на запястье и должен был стягиваться во время броска. Метаниекопья и диска производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали нена дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень.Такая техника требовала внимания и четкости от спортсмена. Диски для метаниябыли не просто снарядами, а настоящими произведениями искусства: их украшалирезьбой, рисунками, магическими знаками, родовыми гербами, даже сценами из мифов.Диски были железными, но упоминались и каменные.
На 23Олимпийских играх (688 г. до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,отличавшийся жестокостью. Бойцы для усиления удара обматывали руки кожанымиремнями, на которые крепились металлические бляхи. Если бойцы уставали,разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся,то атлеты обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединокзавершался сдачей соперника, побеждённый поднимал руку, когда был не в силахоказывать сопротивление. Античные лекари считали бокс хорошим средством противхронических головных болей. Частые травмы и даже смерть были спутниками этогокровавого вида состязаний.
Позжепоявился и такой вид состязания как панкрарий – сочетание борьбы и кулачногобоя. Удушение было разрешено, запрещены укусы и воздействие на глаза. Этот видсостязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла,который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура львабыла неуязвима для оружия.
Гонки наколесницах, дорогой и опасный вид спорта в реестр игр вошли не сразу. Сначалана 25-й Олимпиаде (680 г. до н.э.) были введены гонки квадриг. В гонкахквадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко колесницы опрокидывались наповоротах, калеча возниц. В отличие от бега и единоборств, в скачках моглипринимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силубыло содержать лошадей. Именно владельцы лошадей, а не возницы считалисьпобедителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царьФилипп II и римские императоры.
Музыка былане только важным составляющим повседневной жизни греков. На 96-й Олимпиаде (396г. до н.э.) в Олимпийские игры были введены состязания между трубачами игерольдами, как логическое следствие соединения в воззрениях эллинов спорта иэстетического наслаждения. Известно, что во время проведения Игр художникивыставляли картины на суд зрителей, а писатели читали вслух свои творения.
Какизвестно, женщинам запрещалось посещать Олимпийские игры. Однако либеральнонастроенные власти решили проводить специальные женские спортивные игры.Победительница получала оливковый венок и съестные припасы, в частности, мясо.Такие игры назывались гереи, проводились они в честь богини Геры. Самыми известнымспортсменками были, конечно, спартанки, потому что физическое воспитаниедевочек в Спарте было не менее важным, чем воспитание мальчиков. Такие Игры былразрешено посещать мужчинам, которые могли выбрать себе на них невесту.
Награждениепобедителей. Победитель Олимпийских игрполучал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 г. до н.э., потомнаграждали также лавровыми венками и яблоками) и пурпурными лентами всеобщеепризнание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (дляжителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), егонередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Вчисле таких привилегий было также бесплатное посещение театра, в которомолимпионику – победителю Олимпиады, выделяли почетное место. Ему воздавались народине и посмертные почести, даже приравнивали к сонму «малых богов». Асогласно введенной в VI в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр могпоставить свою статую в Альтисе, священной роще в Олимпии. Скульпторы всейЭллады соревновались за право изваять статую победителя, некоторые монументыустанавливались на главных площадях города. В честь победителей иногдачеканились памятные монеты.
Первым изизвестных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, повар, одержавший победу в бегена один стадий в 776 до н.э. Самым знаменитым – и единственным за всю историюдревних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, был «сильнейшийсреди сильных», борец Милон из Кротона. Он являлся также неоднократнымпобедителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований.Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.
В числеучастников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители,как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причемсоревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор былчемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
2. Гладиаторскиебои Древнего Рима
«Мы жертвуемживыми, чтобы накормить мертвых» – так император Каракалла в III веке н.э.сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлямиставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества. Они были непросто увеселительными действами, но также вложением средств и элементомполитики. Как известно, в обществе, которое требовало «хлеба и зрелищ»,завоевать популярность народа можно было дав ему то, что он просит. Гладиаторы,которые сумели покорить искушенную публику, становились в современном понятии«звездами». Победа на арене многим гладиаторам гарантировала свободу.
Происхождениеи история боев. Гладиаторами в Древнем Рименазывали бойцов, которые сражались между собой или с животными на забавупублике на специальных аренах. Гладиатором (от лат. gladius – «меч») мог статьраб, военнопленный, осужденный преступник. Были случаи, когда граждане, впогоне за славой и деньгами, отказывались от собственной свободы и становилисьгладиаторами. Для того чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягуи объявить себя «юридически мёртвыми». Среди гладиаторов были и женщины, когдав 63 г. н.э. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободнымженщинам в подобных турнирах.
Гладиаторскиеигры возникли из погребального обряда этрусков, в который когда-то входиличеловеческие жертвоприношения. Со временем обряд видоизменился: обречённых насмерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться околомогилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызываявосторг присутствующих. Такого рода действа известны также в культуре египтян,греков, славян, норманнов.
Римляневпервые увидели это жестокое зрелище в 264 г. до н.э. на Бычьем рынке в Риме,где на поминках по гражданину Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражалисьтри пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным дляримлян, что это событие было внесено в летопись Рима.
Связь междугладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальнымииграми». Их официальное наименование – mumus («обязанность»), долг живого поотношению к умершему.
В 105 г. дон.э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государствовозлагает на своих магистратов, т.е. управляющих чиновников, заботу об ихустроении. Гладиаторские игры становятся и в Риме, и по всей Италии любимейшимзрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Юлий Цезарь в65 г. до н.э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги егоиспугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то,что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа иобеспечить себе голоса на выборах. В 63 г. до н.э. по предложению Цицерона былпринят закон, запрещавший кандидату в магистраты в течение двух лет до выборов«давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» ихпод предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещалсвоему наследнику устроить игры. Христианская церковь, став государственнойрелигией Рима, в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли вцирках. Гладиаторские бои были запрещены в 400 году императором Гонорием. Этослучилось, когда некий монах Телемак погиб на арене, бросившись останавливатьпоединок двух гладиаторов.
Традициипоединков. Как известно, если напоединке в амфитеатре присутствовал император, то гладиаторы начинали бойсловами: «Здравствуй, цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!». Поединок невсегда заканчивался смертью одного из бойцов. Если публика при видеповерженного скандировала «Жизнь!», а император показывал знаменитый жест –поднятый вверх большой палец руки, то гладиатору даровали жизнь. Если императоропускал палец вниз, а толпа ревела «Добей!», то бойца ожидала смерть. И самигладиаторы «общались» с публикой при помощи жестов, поскольку не имели праваговорить. Если один из гладиаторов перед боем поднимал вверх указательныйпалец, это означало, что сражение должно продолжаться до первого ранения. Еслирука во время боя была поднята вверх, а большой палец находился вгоризонтальном положении – это значило, что потерпевший поражение просит егоприкончить. Тогда по кодексу чести гладиатора он обнажал горло для удара мечом.Хотя иногда просил и о пощаде, когда кулак был сжат. Только судья,присутствующий при гладиаторских боях, мог принимать решения. Если его рукабыла сжата в кулак – прощение, если кулак был разжат – смерть. Назначение судейпроисходила исключительно по приказу императора.
По убитымгладиаторам проводили религиозные панихиды и собирали их кровь, так как онасчиталась священной. Её давали пить больным эпилепсией, поскольку древниеримляне верили в её целебные качества. Существовали самые различные поверья,связанные с их смертью. Так, например, богатые невесты во время свадебнойцеремонии втыкали в свои волосы шпильки, смоченные кровью убитого бойца.Считалось, что это сопутствует счастливой семейной жизни, как в наши днибросать рис на молодожёнов.
Еслигладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, то онатребовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча в качествесимвола полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства.Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.
Во временаРеспублики многие богатые и знатные люди формировали из своих рабовгладиаторские отряды: удобно было иметь в своем распоряжении (особенно впоследний век республики) эту вооруженную охрану. Например, у Юлия Цезаря былдвухтысячный отряд гладиаторов, которые были его телохранителями. Если хозяинхотел устроить игры, у него оказывались под рукой свои гладиаторы; их можнобыло и предоставить какому-нибудь устроителю игр, получив с него за это деньги.
Незадолгодо игр люди, специализировавшиеся на рекламе, ходили по всему городу и писаликраской объявления о предстоящих боях везде, где можно было дотянуться кистью.Порой для этих целей использовали даже надгробия. На древних кладбищахсохранились некоторые из них с высеченной просьбой – «Не пишите объявлений!» Впрочем,римская публика без всяких объявлений назубок знала расписание ближайшихгладиаторских боев. Церемония их открытия была впечатляющим зрелищем.Устроитель игр на колеснице или пешком, в зависимости от занимаемого положения,окруженный толпой друзей и клиентов, объезжал или обходил весь цирк под бурныеаплодисменты и одобрительные крики толпы, уже чувствовавшей запах крови. Затемследовал парад гладиаторов – участников игр в полном боевом вооружении.Публика, приветствуя своих любимцев, буквально неистовствовала. В определенныймомент гладиаторы останавливались напротив императорской ложи, выбрасываливперед правую руку и кричали приветствие императору и публике, а после этогостроем уходили в подтрибунное помещение, где ожидали выхода на арену.
Подготовкагладиаторов. Жизнь гладиатора зависела отего способностей и тренированности. Это понимали и владельцы гладиаторов:публика намного охотнее будет смотреть бой, где боец умирает не сразу.Гладиаторы становились профессиональными убийцами, проходя специальное обучениев школах. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 г. до н.э.) в Римесуществовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев –гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во времяобучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили,важное место в процедурах занимали массаж и ароматерапия. Примером тому можетслужить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работалв Большой императорской школе. Спали гладиаторы попарно в небольших каморкахплощадью 4 – 6 квадратных метров. Питались калорийной смесью, состоящей иззерновых культур. Но на ужин перед сражением могли употреблять всё, что хотели.Интересен факт, раскрытый археологами, занимающимися раскопками кладбищагладиаторов в Эфесе: во многих костях много кальция и селена, что говорит о ихкрепости, а вот зубы сохранились плохо, очевидно многие страдали кариесом ипародонтозом из-за недостатка витаминов.
Дисциплинав школах была жестокой. С гладиаторов не спускали глаз; императорские школыохранял военный караул; в карцере помпейской гладиаторской школы были найденыколодки – орудие наказания страшное: это деревянная доска с набитой на неежелезной полосой, к которой прикреплены вертикально стоящие кольца; сквозь нихпропускалась железная штанга, наглухо закреплявшаяся с обеих сторон замком.Ноги наказываемого клали между кольцами, продевали через все кольца штангу изапирали замки: человек мог только лежать или сидеть и то лишь в одномположении; это была настоящая пытка. Пытавшихся бежать сжигали заживо.Организовать вооруженное восстание также было очень сложно. Все гладиаторскоеоружие хранилось в особом арсенале, откуда и выдавалось только в дни игр. Ведаларсеналом императорский отпущенник – препозитус. Во главе школы стоялпрокуратор, имевший при себе помощника; оба принадлежали к сословию всадников –одному из высших в обществе.
Тренировки,продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководствомучителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из нихдавали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Удары отрабатывались навкопанном в землю деревянном колу высотой около 180 см. На начальном этапеобучения «курсант» должен был овладеть умением наносить сильные и точные ударыв воображаемые грудь и голову противника, а также не раскрываться при обороне.Для укрепления мышц следующее после деревянного железное учебное оружиеспециально делалось в 2 раза тяжелее боевого.
Классификациябоев. Когда новичок в должной степенипостигал азы боевого искусства, его, в зависимости от способностей и физическойподготовки, распределяли в специализированные группы того или иного типагладиаторов. Самым старым, классическим типом, просуществовавшим до концаРеспублики, были самниты, названные так по имени народа, покоренного римлянами,но нанесшего им несколько военных поражений. Именно их вооружением римляне иснабдили своих первых гладиаторов. Оно состояло из большого прямоугольногощита, шлема с высоким гребнем и султаном из перьев, короткого прямого меча ипоножи на левой ноге. В начале нашей эры название «самнит» заменилось насекутора (преследователя), хотя вооружение оставалось прежним. На них оченьпоходили гопломахи (так позже стали называть самнитов), с той разницей, что ихщиты были большими и круглыми. Соперниками гопломахов и секуторов были, какправило, ретиарии – представители одного из самых технически сложных видовэтого «спорта». Ретиарии получили это название от своего главного орудия – сети(от лат. – «rete») с тяжелыми грузилами по краям. Задачей ретиария было метнутьсеть так, чтобы опутать противника с головы до ног, а затем уже прикончить еготрезубцем или кинжалом. Ни шлема, ни щита у ретиария не было – ему приходилосьрассчитывать только на собственную ловкость. В эту группу брали наиболеебыстрых и координированных новичков.
Франкийцыбыли вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами наобеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом сомножеством отверстий, закрывавшим все лицо.
На шлемахгаллов, или мурмиллонов (от лат. «murma» – рыба) изображалась рыба, а ихвооружение соответствовало галльскому. Часто противниками мурмиллонов выступалиретиарии, напевавшие во время схватки песенку, придуманную в давние времена: «Яловлю не тебя, я ловлю рыбу. Почему ты убегаешь от меня, галл?». Несколькоособняком стояли эсседарии – гладиаторы, сражавшиеся на боевых колесницах. Онибыли вооружены арканами, пращами, луками и дубинами. Первыми эсседариями былипленные бритты, которых Юлий Цезарь привез из своего не слишком удачногоБританского похода.
Наименееспособные ученики попадали в андабаты. Они были вооружены только двумякинжалами, без всякой дополнительной защиты, довершал это снаряжение шлем сдвумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами. Поэтому андабатывынуждены были сражаться друг с другом практически вслепую, наугад размахиваяоружием. Цирковые служители им «помогали», подталкивая сзади раскаленнымижелезными прутами. Публика всегда очень веселилась, глядя на несчастных, а этачасть гладиаторских боев считалась у римлян самой забавной.
Следуетназвать еще пегниариев (от греческого paignion – «игра»). Эти люди не боролисьнасмерть: оружие у них было невинное – палка или кнут; после поединка обапротивника уходили, конечно, в синяках и ссадинах, но без тяжелых ран.Пегниарий из Большой школы дожил до 90 лет – случай для настоящих гладиаторовнеслыханный. Костюм у пегниариев был очень своеобразный: или длинные штаны,прихваченные ниже колен обмотками, или нечто вроде современного комбинезона,перехваченного поясом. В левой руке у них был продолговатый посох, в другой –палка или кнут. Выпускали пегниариев на арену обычно в полдень; их поединок былкак бы интермедией между двумя бойнями: охотой, которая происходила вамфитеатре утром, и гладиаторскими боями во второй половине дня.
Но самойопасной была «служба» бестиариев – гладиаторов, что сражались с дикими зверями.Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, апреступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, сбольшой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошотренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различнымиэкзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы такимобразом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием. Обучениебестиариев было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов.Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, чтозвериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но идрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведиходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живогозайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягалив колесницы. Организация боев с животными было делом не только опасным, но идорогим. Ловцы животных трудились не покладая рук, опустошая римские провинциив Африке и Азии, а также сопредельные территории. Этим чрезвычайно опасным, нои столь же выгодным бизнесом занимались тысячи профессионалов. Помимосражающихся людей на аренах гибли сотни и тысячи львов, тигров, волков,леопардов, медведей, пантер, кабанов, диких быков, бизонов, слонов, бегемотов,носорогов, антилоп, оленей, жирафов, обезьян. Однажды ловцы ухитрились привезтив Рим даже белых медведей.
Но все жесамыми дорогими, а потому зрелищными, были морские сражения – наумахии. Первуюнаумахию провел в 46 г. до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима дляпроведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этомпредставлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уженевозможно, но во 2 г. до н.э. первый римский император Октавиан Август послегодичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками иперсами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Дляпроведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысячприговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городскиетюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие. А чтобы отбить у такогоколичества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж,озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера,где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было:около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима,расположилось на склонах.
Корабли,разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев.Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня,когда сдался последний «сицилийский» корабль. Воды озера были красными открови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. Послесражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей,уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторгеот увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже неудалось. Несмотря на то, что за время своего правления Клавдий показал себядалеко не блестящим государственным деятелем, он едва ли не самым почитаемым внароде императором.
Местапроведения боев. Гладиаторские боипроисходили обычно в амфитеатрах. Развалины одного из самых старых амфитеатров,помпейского, сохранились до нашего времени. Он был построен в первой четверти I в.до н.э. Рассчитан он на 20 тыс. зрителей, это амфитеатр средней величины. Крышинад амфитеатром не было, ее заменял тент, который натягивали в жару или в дождьи о котором особо сообщалось в объявлениях об играх: «будет тент» (vela erunt).
В 75 году вРиме началось строительство Колизея, или как его называли амфитеатра Флавиев – самогограндиозного амфитеатра античного мира. Длина его составляла 188, ширина 156, авысота – более 48 метров. Он вмещал примерно 52 тысячи зрителей, но иногда внем собиралось и 80 тысяч. Вход в Колизей был бесплатным, перед началомпредставлений римляне получали в подарок муку или другие продукты.
Подземнаячасть амфитеатра не уступала объемами наземной. Там размещались комнаты длягладиаторов, зверинец, кладовые, лечебница, морг, шахта, куда сбрасывали убитыхлюдей и животных, и помещение для предсказателей. При закладке фундаментаКолизея была применена традиция служителей восточного бога Ваала. В котловансбросили 77 человек. Заживо погребенные рабы якобы помогут устоять зданию 77веков.
Едваначалось строительство Колизея, по городу о нем поползли таинственные слухи, исложилась первая легенда. Этот амфитеатр возводили на месте, где располагалосьискусственное озеро, созданное по приказу Нерона. Однажды скучающему императорудоставили из болот Центральной Африки неизвестное чудовище. В Рим его привезлитайком. Охотники объяснили Нерону, что зверь неимоверно силен и очень опасен.Он пожирает даже гиппопотамов, носорогов и молодых слонов. А люди от одноговзгляда этого неизвестного животного сходят с ума или столбенеют, пока тварь ихне растерзает. Император приказал поместить чудовище в озеро, а чтобы укротитьего нрав, приказал днем и ночью дежурить у водоема сотне воинов, вооруженныхдлинными копьями.
Чудовищевело себя довольно смирно, если не считать поедания каждую ночь двух-трехброшенных ему рабов и трупов разных животных. Когда после смерти Нерона егоозеро стали засыпать, чудовище ушло по водостокам глубоко в подземелье, где, послухам, находилось «море, не знающее солнечного света».
ОткрытиеКолизея, по распоряжению императора Веспасиана, праздновалось 100 дней. Поприблизительным подсчетам, за это время на арене нового амфитеатра погиблоболее 2 тысяч гладиаторов, а животных – примерно 3 тысячи. Служители Колизея несмогли вывезти все трупы за город и сжечь. Останки людей и животных бросали вглубокие колодцы, расположенные под амфитеатром и якобы связанные с тем самым «морем,не знающим солнечного света».