Леонардода Винчи
Леона́рдоди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardodi ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, село Анкиано, окологородка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень,Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный(анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсальногочеловека» — идеала итальянского Ренессанса. Его называли чародеем, служителемдьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил своё время нанесколько веков. Окружённый легендами ещё при жизни, великий Леонардо — символбезграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал ренессансного«универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции какличность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Являлсяоснователем искусства Высокого Возрождения
Детство
Леонардода Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренциив «Три часа ночи» т.е в 22:30 (по современному отсчёту времени). Отмечено вдневнике деда Леонардо (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Егокрестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями были 25-летний нотариус Пьерои его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёлвместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этотбрак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание.Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своихшедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденнымдетям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные людигорода Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскореостался вдовцом. Он прожил 67 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отецпытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовалсязаконами общества.Легенда о Щите Медузы
В своих «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардонайти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щитсвоему сыну. Леонардо решил изобразить голову Медузы, а чтобы изображениечудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качественатуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «измножества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьмаотвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняловоздух». Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченнуюработу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, радичего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, котороеожидается от произведений искусства». Сер Пьеро не отдал работу Леонардокрестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузыотец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. По преданию,этот щит перешёл к семье Медичи, а когда он был утерян, полновластных хозяевФлоренции изгнал из города восставший народ. Через много лет кардинал дельМонте заказал картину с изображением Медузы Горгоны Караваджо. Новый талисманбыл преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына.
МастерскаяВерроккьо
Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашнейИталии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам,а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию,металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерьезанимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской часто бывалитакие известные мастера, как Гирландайо, Перуджино, Боттичелли и Лоренцо диКреди. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в своюмастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо. В 1473 году, в возрасте 20лет, Леонардо Да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки. ВXV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. ВоФлорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства.Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставалсяв стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было недо теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьополучил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одногоиз двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских тоговремени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самымталантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела,написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировалипревосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьозабросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
Личная жизнь
У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовныхотношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательноскрывал эту сторону своей жизни. Женат он не был, о романах с женщинамидостоверных сведений нет. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с ЧечилиейГаллерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитуюкартину «Дама с горностаем». Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагаютинтимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи), другие считают, что,несмотря на гомосексуальность живописца, отношения с учениками не былиинтимными.Конец жизни
ВоФранции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудомпередвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летнийЛеонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 маяскончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. По словам Вазари,да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Этамалодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение вполотнах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчибыл похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенахэтого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника,инженера и зодчего Французского королевства».Его основным наследником был ФранческоМельци: кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и др. Салаи иего слуге досталось по половине виноградников Леонардо.
Искусство
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник.Кроме того, не исключено, что Да Винчи мог быть и скульптором: исследователи изуниверситета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, чтонайденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей донас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам Да Винчи в разныепериоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Онотдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточномедленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, аряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировуюхудожественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когортыгениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусствоживописи перешло на качественно новый этап своего развития. ПредшествующиеЛеонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностейсредневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое ужебыло достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы вкомпозиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художникибыли ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивалапредмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным былпейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новуюживописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мыеё видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато —дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовыеконтрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новуюступень.
Дневники Леонардо
На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц,находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежалилюбимому ученику мастера, Франческо Мельци, но когда тот умер, рукописи исчезли.Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII—XIX вв. Поначалу они невстретили должного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали,какое сокровище попало к ним в руки. Но когда учёные установили авторство,выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомическиезарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре,гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка— плод одного человека. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальномизображении.
Наукаи инженерное дело
Единственноеего изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета(заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, ноуже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии,что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехиради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц.Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолькосовершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке. Леонардо да Винчиинтересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучаллетательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений онпроводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построитьлетательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только быузнать — и крылья будут!» Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта припомощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой человека: идея простейшегоаппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такогоаппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранятьполную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат долженсвоей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Для того чтобы успешнопрактически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило толькоодного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального ондошёл. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки.На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжныхлестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, которыйсел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте,вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать сплоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал:«Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служаттем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всёего тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».
Изобретения
1. Парашют— 1483
2. Колесцовыйзамок
3. Велосипед
4. Танк
5. Лёгкиепереносные мосты для армии
6. Прожектор
7. Катапульта
8. Робот