Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культурная политика

Флиер А.Я.
Направлениеполитики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией иобеспечением культурной жизни государства и общества. В нашей стране всоветский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды, осуществлявшейсяИдеологическим отделом ЦК КПСС, а Министерство культуры было лишь одним изчастных исполнителей этой политики. Сейчас культурная политика в Россиисводится к сравнительно автономной и малоскоординированной деятельностиразличных ведомств, имеющих отношение к охране культурного наследия, художественнойдеятельности, печати, библиотечному делу и т. п.
Разумеется,под культурной жизнью и культурой вообще в данном случае имеется в виду гораздоболее частный сегмент общественной практики, нежели это трактуется наукой идаже в массовом общественном сознании. Например, в функции культурной политикипрактически не входят задачи общей социокультурной регуляции жизни людей, вопросыих обычаев и нравов, общекультурные проблемы образования и вопросы формированиякультурной компетентности личности (за исключением специализированных учебныхзаведений художественного и культурно-просветительского плана), работа сосферой религии, книгоиздательское дело, СМИ и т. п. Как правило, к компетенциигосударственной управленческой деятельности, определяемой как культурнаяполитика, относят:
—систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защитыот незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистамиили просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия, обладающихнеординарной смысловой, исторической или художественной ценностью(книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведенийразных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных ивещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедныхтерриторий культурно-исторического значения);
—систему государственной и общественной поддержки функционирования и развитияхудожественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации иреализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами,проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организацияпрофессионального художественного образования, участие в программахэстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональнойхудожественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальнойучебной и периодической литературы художественного профиля, экономическаяпомощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальноеобеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментарияхудожественной деятельности и т. п.);
—систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковаяи культурно-просветительская работа как общего, так и специализированногопрофиля, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ имероприятий, «культурно-просветительский» туризм по историческим объектам ирайонам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленноготворчества, стимулирование интеллектуального и культурного саморазвитияличности и т. п.; одним из активно развивающихся направлений этойфункциональной подсистемы является социальная педагогика какинституционализированная методика общей социализации личности);
—популяризацию классических и этнографических образцов культуры (культурныхценностей) в средствах массовой информации;
—международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иныхнаправлений деятельности.
Основнымиорганами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленностикультурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающиерешения на основании их обсуждения экспертами, а также художественнойобщественностью или избранными корифеями в области искусства и литературы), аосновными органами, реализующими культурную политику государства, являютсякультурные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, функциональнопривязанные к перечисленным выше основным задачам культурной политики. Например,институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являютсябиблиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурныезаповедники и т. п. Институтами, решающими вопросы развития художественнойдеятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественныеи реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры(драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также —книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебныезаведения художественного профиля и др. (к сожалению, в России далеко не всеперечисленные культурные институты административно относятся к ведениюМинистерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура,кино, литература и книгоиздательский комплекс являются автономнымиструктурами). Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишьклубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристическиеорганизации. Весьма развитая еще недавно система организации детскогокультурно-просветительского досуга в России фактически деградировала. Задачисоциальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательныхучреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главнымобразом центральными управленческими органами культуры. Определенную роль вразвитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебныезаведения культуры и искусства.
Независимоот институтов ведомственной принадлежности, принципиальная функция культурнойполитики в обществе (ранее эффективно решавшаяся посредством системы народныхтрадиций) заключается во все той же межпоколенной трансляции социального опыта(в данном случае воплощенного в комплексе объектов культурного наследия).
Представляетсяпринципиально важным, чтобы культурная политика не отрывалась от основныхнаправлений общесоциальной политики государства, работала как одна из ееподсистем. С этой точки зрения основная цель культурной политики —трансформация норм и стандартов социальной адекватности людей в образы иобразцы их социальной престижности, т. е. пропаганда норм социальнойадекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как кратчайшего инаиболее надежного пути к социальным благам и высокому общественному статусу.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.countries.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изображения и оригиналы для полиграфических изданий
Реферат Книжная графика
Реферат Криминальные публикации в пермских газетах
Реферат Информационные войны виды, цели, методы
Реферат Каналы целенаправленного формирования общественного мнения об ООО Русинтерфарм сравнительная эффективность
Реферат Лингвистическая характеристика радиоречи (орфоэпический аспект)
Реферат Концепция журнала «Cвой бизнес
Реферат Ціннісна природа культуротворення
Реферат Массовая информация
Реферат Критика современного российского телевидения в Литературной газете
Реферат Контент-анализ вещания канала Авторадио
Реферат Исследование телевизионных аудиторий популярных телеканалов Новосибирска
Реферат История возникновения и развития Литературно-художественного и общественно-политического журнала Нева
Реферат Каталог издательства как средство рекламы книг, его роль в маркетинговой кампании издательства
Реферат Источники инфорации, портрет публициста, принципы журналистской этики и методы контроля за ними