Реферат по предмету "Журналистика"


Криминальные публикации в пермских газетах

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Ход работы и задачи Глава 2. Редакция между «двух огней». Глава 3. «Идеальное» число? Детальная информация мойка кухонная здесь.
Глава 4. Качество – проблема журналиста Глава 5. Цифры скажут за себя Заключение Список использованных источников и литературы Приложение
ВВЕДЕНИЕ Кровавые зрелища восхищали людей и приковывали их внимание еще с древних времен. Будь то сражения гладиаторов в Риме или рыцарские турниры в Средневековье, публичные казни или корриды. Отголосок этого, который можем наблюдать сейчас – криминал в средствах массовой информации. Хорошо это или плохо, почему криминал неизменно привлекает внимание читателей, должен ли он контролироваться и что происходит, когда СМИ злоупотребляют публикациями криминального характера – все это до сих пор недостаточно изучено и проанализировано. В данной работе мы ставим цель – выявить степень эффективности материалов на криминальную тему в их количественном выражении: сколько материалов криминальной тематики достаточно на страницах газеты универсального типа, чтобы удовлетворить интерес читателя, но не перейти пределы необходимого. Объектом нашего исследования будет криминал в СМИ, предметом – криминал в газетах универсального («общего») типа на примере пермских вкладок «Комсомольской правды», «Аргументов и фактов» и областной газеты «Звезда». При этом под криминальными публикациями (криминалом) мы имеем в виду любое сообщение на тему преступности вообще или конкретного преступления. Под универсальными газетами мы предполагаем те, которые построены по модели «для всех обо всем» и реализуют при этом все базовые функции СМИ, охватывая все сферы общественной жизни.[1] Мы выбрали для анализа пермские вкладки двух лидеров общероссийского рынка – «Комсомольской правды» и «Аргументов и фактов» и лидера регионального рынка универсальных СМИ – газету «Звезда». Новизну данной работы подтверждает тот факт, что вопрос о «криминализованности» СМИ поднимается уже длительное время, но какого-либо количественного критерия, по которому можно было бы оценить степень «криминализованности», так и не существует. В данной работе мы попытаемся найти такой критерий и применить на практике. Потому же можно говорить и об актуальности данного исследования – найденный нами критерий может стать одним из инструментов борьбы со злоупотреблениями, которые иногда допускают средства массовой информации, чрезмерно увлекаясь криминальной тематикой. Одновременно этот критерий может быть использован как инструмент в руках редакции газеты, позволяя действенно привлекать внимание читателей к своему изданию. Стоит отметить, что степень исследованности данной проблемы – невелика. В своей работе мы будем опираться как на данные собственного исследования, так и на работы теоретиков и практиков журналистики, психологов, криминологов. Для реализации цели данной работы нами было поставлено несколько задач. 1. Найти все публикации на криминальную тему в пермских приложениях к «Комсомольской правде» и «Аргументам и фактам» и в областной газете «Звезда» за январь-март 2001 и 2005 года. 2. Сравнить, какого рода публикации криминальной тематики хотел бы видеть читатель в подобных газетах и какие ему фактически предлагаются в исследуемых СМИ. 3. Определить, от каких факторов зависит интерес к криминальным публикациям и возможно ли его прогнозирование. 4. Проверить, соответствует ли предложение материалов криминальной тематики читательскому спросу на них. Структурно данная работа делится на 5 глав. В первой мы рассмотрим, как проводилась сама работа, весь ее ход. Во второй главе попытаемся выяснить, как криминальные публикации влияют на аудиторию газеты, возможна ли универсальная газета без криминала, неизбежна ли потребность общества в криминальных новостях, откуда она происходит и как влияет на СМИ. Третья глава посвящена анализу результатов проведенного анкетирования. Мы попытаемся узнать, как аудитория исследуемых газет реагирует на криминальные публикации, и найти тот самый критерий, по которому можно оценить степень «увлеченности» газеты криминалом. В четвертой главе мы проанализируем результаты оценки типичных криминальных публикаций. И пятая глава посвящена анализу криминальных материалов, которые фактически предлагают своему читателю исследуемые СМИ. В заключении сделаем общие выводы – что нужно универсальной газете, чтобы не лишиться аудитории в условиях конкуренции и при этом не перейти границы недопустимого.
ГЛАВА 1
ХОД РАБОТЫ И ЗАДАЧИ Итак, для достижения цели данной работы нами было поставлены и выполнены пять задач. Первая – найти все публикации на криминальную тему в пермских приложениях к «Комсомольской правде» и «Аргументам и фактам» и в областной газете «Звезда» за январь-март 2001 и 2005 года. Это было сделано путем сплошного чтения. В ходе работы были просмотрены все номера указанных газет за исследуемые периоды. Вторая задача - сравнить с помощью анкет, какого рода публикации криминальной тематики хотел бы видеть читатель в подобных газетах и какие ему фактически предлагаются в исследуемых СМИ. Для этого из указанных выше газет были отобраны 9 наиболее характерных криминальных публикаций. Опрашиваемым предлагалось прочитать те из них, которые их заинтересовали (как если бы они держали в руках обычную газету) и затем поставить оценку, написать свое мнение и в некоторых случаях – ответить на дополнительный вопрос (чтобы понять мотивацию опрашиваемого). Было опрошено 25 человек различного возраста, социального положения, уровня образования, жизненных интересов. Образец анкеты – см. приложение. Третья задача – определить, от каких факторов зависит интерес к такого рода публикациям и возможно ли его прогнозирование. Четвертая задача – проверить, соответствует ли предложение материалов криминальной тематике читательскому спросу на них. Для того чтобы сопоставить ход работы, вопросы анкеты и поставленные задачи, представим следующую таблицу:

Предмет исследования


Вопросы анкеты
Выяснить, сколько материалов криминальной тематики достаточно на страницах газеты «общего типа», чтобы удовлетворить интерес читателя, но не перейти пределы необходимого. 1) Выяснить, сколько за определенный период было опубликовано криминальных материалов в газетах «КП», «АиФ», «Звезда» (постоянные рубрики + материалы, появляющиеся время от времени) 1) Перед Вами прилавок с газетами, которые вы можете взять бесплатно, но только две (назвать, какие) 2) Сколько газет в среднем за неделю Вы читаете? Сколько прочитали за последний месяц? 3) Читаете ли Вы публикации криминальной тематики? Сколько таких Вы прочитали за последний месяц (примерно)? 4) Не слишком ли много сейчас криминала в прессе? Или наоборот – не хватает? В результате станет возможным рассчитать, насколько читатели удовлетворены количеством криминальных публикаций в исследуемых газетах.
Сравнить, какого рода публикации криминальной тематики хотел бы видеть читатель в подобных газетах и какие ему фактически предлагаются в исследуемых СМИ (по качеству). 1) Профессионализм авторов (т.е. анализ основных черт наиболее характерных типов публикаций) 1) Есть ли какие-то моменты, которые не нравятся вам, но все равно часто встречаются в криминальных публикациях? 2) Можете ли вы сказать, что в определенных газетах о криминале пишут интереснее, чем в других (поподробнее, если «да») 3) Какой жанр криминальных публикаций вам кажется интереснее всего? В результате мы рассмотрим качество криминальных публикаций
Попытаться определить, от каких факторов зависит интерес к такого рода публикациям и возможно ли его прогнозирование. 1) Изучить уже существующие исследования данной тематики 2) Просмотреть газеты за этот же период 5-летней давности, сравнить количество и качество материалов в основных чертах. 1) Что самое интересное в криминальных публикациях? (т.е. почему Вы их читаете) 2) Стали ли Вы читать о криминале больше/меньше, чем 5 лет назад? Если «да» - с чем это может быть связано? 3) Выяснить, какие другие (некриминальные) материалы любит читать респондент Станет возможным определить, от чего зависит интерес к криминальным публикациям, а значит – прогнозировать его в дальнейшем (например, при составлении редакционного плана газеты)
Проверить на конкретных публикациях, соответствует ли предложение материалов криминальной тематике читательскому спросу на них. 1) Материалы досье предлагаются респондентам для оценки по 5-ти балльной шкале (с возможностью прокомментировать свою оценку и дополнительными вопросами) 1) Оцените, пожалуйста, данные материалы по 5-ти балльной шкале и вкратце обоснуйте свое мнение.
ГЛАВА 2
РЕДАКЦИЯ МЕЖДУ «ДВУХ ОГНЕЙ» То, что криминал значительно привлекает внимание читателей к газете, повышает тиражи, становится предметом бурных обсуждений, обнаружили и начали очень активно использовать американские журналисты в 1880-е годы. И этому есть логическое объяснение.
Резко начало увеличиваться население городов. Люди из спокойных и тихих деревень, привыкшие проводить большую часть времени на открытом воздухе, приезжали в города и сталкивались со скованностью, однообразностью, серостью и монотонностью городской жизни. Не хватало психологической разгрузки, постоянно хотелось чего-нибудь неожиданно­го, экзотического, будоражащего воображение. К тому же у каждого человека есть любопытство, происходящее из инстинкта исследования, который в свою очередь происходит прямо от инстинкта самосохранения. Чтобы выжить, нужно знать возможные угрозы. Также известно, что человек по природе очень агрессивен. И это - часть повседневной жизни, которая находится в сфере непосредственного живого интереса каждого человека. Издатели почувствовали это и в своих газетах основной упор стали делать на сюжеты, которые могли бы развеселить или пощекотать нер­вы. К тому же и преступность во мно­гих городах Америки начало быстро и заметно расти – опять же специфика городской жизни. И тогда ряд издателей поняли, что криминальные новости – это краеугольный камень для увеличе­ния тиража, «золотая жи­ла». Реакция аудитории на эти материалы определялась старыми, как мир, человечески­ми слабостями. То, что было названо «Новым журнализмом», привлекало тысячи но­вых читателей. Журналисты старались посильнее задеть душевную струну и выжать слезу у читателей, снабдить это подробными и красочными иллюстрациями. И это им удавалось. Общественный вакуум, который возник в процессе бурных социальных изменений, начал заполняться.[2]. И в психологии этому обоснование. Человек предпочитает видеть сцены, возбуждающие страх и отвращение, чем скучать. Человек нуждается в эмоциях и ищет их в повседневной жизни; лучше негативные, чем никаких. Каким бы чудовищным это не казалось, но люди так сильно нуждаются в близости иного человека, что могут это желание удовлетворить, смотря, как кто-то кому-то причиняет боль, даже наблюдая сцены убийств.[3] И сейчас многие американские газеты напоминают полицейские хроники. При этом продаются огромными тиражами. Целые бригады репортеров следят за расследованием того или иного криминального происшествия. Исследований на эту тему не так много. Но все авторы обращают внимание на то, что сенсация стала самым ходовым приемом, своего рода наркотиком, который отвлекает внимание читателя от насущных проблем. Из Америки приемы сенсации хлынули в Англию, а оттуда – и в газеты других стран. В России эти принципы работы газет были заимствованы в конце XIX века. Популярными стали криминальные материалы и судебные очерки, в газетах стали появляться сенсации и необычные репортажи, так называемые «материалы человеческого интереса».[4] Городское население читало их и весьма жадно.[5] Появился и обратный эффект – привыкание. Каждодневные сообщения даже о самых жестоких убийствах неизбежно начинают через некоторое время вызывать равнодушие. А значит, для того, чтобы внимание читателей к газете не ослабевало, скандалы должны становиться еще более громкими, а подробности – еще более шокирующими .[6] Таким образом, все вышеназванные причины активного использования криминальных публикаций в современных СМИ, их воздействие на читателя и влияние на тиражи газеты остаются прежними и спустя полтора века. Развлечение, не требующее размышлений, вызывающее сильные эмоции аудитории, в которых та так нуждается, и требующее все новой подпитки – вот что представляет собой криминал на страницах газет. Поэтому очевидно, что почти любая газета (кроме ряда специализированных, но в этой работе речь идет о СМИ «общего типа») находится «между двух огней». С одной стороны, отсутствие криминала на страницах газетах кажется странным, интерес читателей ослабевает, а в условиях жесткой конкуренции аудиторию быстро «перехватывает» другое издание. Да и общество, безусловно, должно получать информацию о преступности, а журналисты не должны умалчивать о совершенных преступлениях. Поэтому использование криминала – необходимо. Здесь же работает функция «предупреждения» Читатель, читая криминал, выводит для себя некие правила поведения – как самому не стать жертвой. Это подчеркивали многие опрошенные нами при ответе на вопрос анкеты «почему вы читаете криминал». Но с другой стороны, чрезмерное увлечение криминалом и «потакание» интересам аудитории приводит к негативным последствиям. Приведем результаты интересных исследований. Согласно данным опроса, проведенного ВНИИ МВД России в апреле 2000 г. среди 133 журналистов нескольких регионов России, информация на правовую тему присутствует в 63,9% случаев в каждом номере российских газет, затрагивающих правоохранительную тематику. Особое значение придается информации, которая может вызвать большой общественный резонанс. То есть – скандалы[7]. В 90-х годах волна криминала захватила российские газеты. Часто публиковалась «слитая» оперативная информация, в которой было много недостоверных данных (впрочем, часто мы это можем наблюдать и сейчас). Исследователи отмечают, что это непрофессиональный подход: западные журналисты, пишущие на криминальные темы, всегда проводят свои расследования.[8] Добавим, что, согласно данным, полученным ВНИИ МВД, 9,8% опрошенных жителей г. Новгорода называли в качестве факторов, влияющих на возникновение агрессивного поведения, сообщения СМИ о преступлениях. При этом подчеркивается, что обилие криминальных публикаций рождает чувства страха, агрессивности, социального деструктивизма. Известно и то, что даже взрослые, не говоря о детях, легко перенимают формы агрессивного поведения. Часто вслед за сообщениями в СМИ о необычных формах криминального насилия начинают совершаться подобные преступления. Отдел юрпсихологии НИИ при Генпрокуратуре исследовал ряд ведущих газет. Выводы показали, что в 64% случаев криминальных публикаций налицо очевидное смакование жестоких подробностей, в 36% - описание технологии убийства, в 80% - циничный стиль изложения.[9] Таким образом, совершенно очевидно, что количество криминала в любой газете должно сознательно ограничиваться и контролироваться самой редакцией. Так как цель нашей работы – попытаться найти тот самый баланс, данное исследование приобретает социально значимый оттенок.












ГЛАВА 3
ИДЕАЛЬНОЕ ЧИСЛО? Для реализации цели данной работы нами проводилось анкетирование. Первая часть анкеты, где опрошенным перед тем, как прочесть предлагаемые для анализа материалы, дается несколько вопросов общего плана, очень важна для нас. Попытаемся проанализировать ответы на эти вопросы.
При ответе на первый вопрос анкеты – какие две газеты вы бы взяли с прилавка – опрошенные чаще всего выбирали «Комсомольскую правду», «Аргументы и факты» и «Хронометр». Но «Хронометр» мы не учитываем, так как в 2001 году этой газеты еще не существовало в Перми и сравнить количество материалов в 2001 и 2005 гг. невозможно.
Также стоит обратить внимание, что вопрос формулировался так, что эти две газеты можно взять бесплатно. Это было сделано, чтобы цена газеты не повлияла на объективность ответов на вопросы, так нас в данном случае интересует содержание газеты, а не какие-то иные факторы, влияющие на спрос, интерес читателя. Отметим и то, что вопрос был открытым. Читатель мог указать газету, не названную в анкете. Например, там не указывалась «Звезда», но часто называли ее. То есть ответ на первый вопрос помог нам понять, что выбор газет, из которых были взяты предложенные для анализа публикации, был сделан правильно. Это именно те газеты «общего типа», которые пользуются самой большой популярностью в регионе. При ответе на второй вопрос – сколько газет в среднем за неделю вы читаете - выяснилось, что данные разнятся в зависимости от возраста, образования опрашиваемых, социального положения и т.п. Это не является предметом нашего исследования, но анкеты показывают, что хотя периодичность чтения газет у разных категорий людей отличается, все-таки можно вывести некую среднюю величину, чтобы опираться на нее в дальнейших рассуждениях. А именно – 2-3 газеты в неделю, при этом постоянно читая обычно 2 разные газеты. Поясним еще раз, что эта цифра условна, это некое среднее значение, но эта величина подходит для исследования нашего предмета, так как газеты универсального типа, как известно, ориентированы на широкий круг читателей и баланс интересов различных социальных групп. Кстати, проверить достоверность этой цифры должен был следующий вопрос – сколько газет вы прочитали за последний месяц. Мы делили указанную в анкете цифру на 4 и в большинстве случаев получалось именно то число, которое опрошенные указывали при ответе на второй вопрос. В продолжение отметим, что подавляющее большинство при чтении газеты обращает внимание и на материалы криминального характера и читает их. Это мы узнали из ответов на четвертый вопрос – читаете ли вы публикации криминальной тематики. Но в ответах на следующий вопрос – о количестве прочитанных криминальных материалов – цифры оказывались в выше количества прочитанных за то же время газет, в среднем – 2-3 материала в неделю. А так как на вопрос, не слишком ли много сейчас криминала в прессе, большинство ответили «нормально», вариант «не хватает» не выбрал никто, томожно сказать, что читатели считают нормальным, когда примерно в 2 из 3 номеров ежедневной газеты содержится одна публикация (или подборка, которую мы в данной работе считаем за 1 публикацию)на криминальную тему или в каждом номере ежнедельной – 1-2 публикации. Путем анкетирования и сопоставления данных мы нашли такую величину, которая будет нормальной для среднего читателя, а значит – достаточной для поддержания интереса (то есть спроса) к газете, и ее можно считать границей, которая отделяет достаточность от чрезмерности. Можно также сделать вывод, что большинство читателей целенаправленно отбирают самые интересные криминальные публикации в газете (а иногда и пролистывают их, если они его не заинтересуют), а не читают все подряд. Читатели не всегда удовлетворены количеством предлагаемых публикаций. Но при ответе на вопрос «есть ли какие-то моменты в криминальных публикациях, которые вас смутили» и «есть ли какие-то моменты, которые вам не нравятся» большинство опрошенных ответили отрицательно. Также большинство указали, что не видят разницы в подаче криминала в разных газетах. То есть разница в подаче такого рода публикаций в различных газетах для рядового читателя незаметна. Очевидно, что сейчас читатель не предъявляет высоких требований к криминальным публикациям. И мы уже упоминали о том, что причины, по которым люди любят читать криминал – также подсознательны. Поэтому, очевидно, что контроль количества и качества криминала в газете – задача журналиста и редактора. А то, что это необходимо, было достаточно убедительно доказано в предыдущей главе. Из всех криминальных публикаций самым интересным жанром, исходя из ответов анкеты, оказалось журналистское расследование. На вопрос, почему вы читаете криминал, почти все обычно либо затруднялись ответить, либо отвечали, что «это реальная жизнь», «нужно знать, что тебя окружает» или «нужно знать, как не попасть в такую ситуацию». Получается, что большинство не выделяют криминальные публикации из общей массы публикаций в газете и воспринимают их как новостные, информационные. Подтверждает это и то, что на вопрос, что вы читаете в первую очередь, никто не указал «криминал». То есть даже те читатели, которых криминал всегда интересует, никогда не ищут его в газете специально, чтобы прочитать вперед всего остального (как, например, происходит часто со светской хроникой). На вопрос, стали ли вы читать о криминале больше, чем несколько лет назад, большинство ответили, что действительно стали читать больше. Но объясняли это либо тем, что вообще стали больше читать газет, либо тем, что о криминале просто стали больше и интереснее писать. Значит, использование криминала для привлечения читателей – метод, найденный журналистами и эффективно работающий. Анализируя результаты работы опрошенных над первой частью анкеты, можно сделать следующий вывод: использование криминала в газетах универсального типа эффективно и является действенным способом привлечения внимания читателей к газете и удовлетворения их интересов при этом большинство читателей не выделяют криминальные публикации из общей массы публикаций в газете, не предъявляют к ним каких-то особых требований, кроме тех, которые высказываются для любых других материалов.
ГЛАВА 4
КАЧЕСТВО – ПРОБЛЕМА ЖУРНАЛИСТА Посмотрим, какие оценки поставили опрашиваемые и какое мнение высказали по поводу работы журналистов над публикациями, которые были предложены для анализа. «Миллион за гибель дочери», «Комсомольская правда», 1 марта 2005 (Марина Кочанова) Эту публикацию большинство оценило на отлично. Но здесь события, описываемые в материале, произошли почти год назад с момента выхода газеты. На вопрос, что вы об этом думаете, большинство ответило либо «не заметил», либо «без разницы». «Двух пермяков убили за игровую приставку», «Комсомольская правда», 8 февраля 2005 (Георгий Каплалков) Большинство поставило оценку «так себе». Не понравилось, как материал был написан. «Век воли не видала», «Звезда», 15 января 2005 (Светлана Хрустальная) Оценки за этот материал оказались самыми различными – от 1 балла (минимум) до 4 баллов (максимум). Одни указали, что им понравился жанр расследования, показалась интересной тема – жизнь по ту сторону решетки. Но другие отметили, что материал скучен, затянут и непонятно какую цель преследовал автор – пожалеть заключенных?
Криминальная хроника, «Звезда», 17 марта 2005 (Елена Веселкова, Любовь Стрельчук) Больше половины ответили, что не пропускают такую хронику. И большинство из них оценили материалы как «интересные». Но главным в них считают информационную оперативность. Учитывая, что для анализа были предложены вырезки не из свежих газет, оценить хронику некоторые затруднились.
«Больница №6», «Аргументы и факты», №6 2005 (Анастасия Ковыляева) Материал получил в основном высокие оценки. Чаще всего анкетируемые объясняли это тем, что затронута наболевшая тема. «Черный маклер», «Аргументы и факты», №9 2005 (Галина Алабужева) Материал получил высокие оценки. На вопрос, как вы относитесь к тому, что материал опубликован спустя 3 года после самого события преступления, большинство ответило, что не обратили внимания. А на вопрос об отношении к тому, что журналист подготовил публикацию со слов следователя, не пообщавшись ни с потерпевшим, ни с самим «маклером», большинство также выбрали ответ «без разницы» или «не обратил внимания». «Конкретный базар», «Звезда», 28 февраля 2005 (Елена Веселкова) Материал получил средние оценки. Чаще всего в анкетах указывалось на запутанное или не интересное изложение, непонятную позицию автора и т.д. «Учительницу зверски убили», «Аргументы и факты», №7 2005 (Анастасия Ковыляева) Материал получил самые высокие оценки «В супермаркеты лучше ходить пешком», «Комсомольская правда», 27 января 2005 (Марина Медведева) Материал получил хорошие оценки – актуально, понятно и так далее. Таким образом, анализируя ответы опрошенных на вторую часть анкеты, можно сделать вывод, что большинство читателей не обращают внимания, когда произошли события, описываемые в криминальной публикации. То есть воспринимают ее чаще всего как жанр «история». Подтверждает это и то, что опрошенным часто не важно, что явилось источником информации – рассказы очевидцев, сотрудников правоохранительных органов или что-то еще. Главное – интересная жизненная ситуация. При этом к криминальным публикациям предъявляются те же, требования, что и ко всем остальным с точки зрения подачи материала, изложения, стиля, актуальности. Мы видим, что читателю одинаково симпатичны и криминальные хроники, и небольшие информационные заметки о совершенных, раскрытых преступлениях, и большие материалы о каком-то преступнике, преступлении, жертве. Главное требование – «чтобы было интересно». Эта фраза встречается в очень многих анкетах. Разумеется, сюда же включается и разнообразие жанров, их удачное сочетание, разнообразие точек зрения, форм подачи и прочих форм привлечения внимания и интереса читательской аудитории. Это еще раз подтверждает вывод о том, что работа над совершенствованием криминальных публикацией должно быть инициативой в первую очередь газеты. Остановимся пока на этом выводе и проанализируем, что фактически предлагают сегодня газеты своему читателю, чтобы потом сравнить результаты.
ГЛАВА 5
ЦИФРЫ СКАЖУТ ЗА СЕБЯ Нами был проведен анализ количества публикаций криминального характера, которые состоялись в региональных газетах «Комсомольская правда», «Звезда» и «Аргументы и факты» в январе, феврале и марте 2001 года и соответственно 2005-го. Результаты анализа в зависимости от объема на полосе представлены на следующих диаграммах. Рис.1 Рис. 2 Рис. 3 По вертикали указано количество публикаций криминального характера, встретившихся за 3 указанных месяца. По горизонтали они делятся в зависимости от объема, который занимают на газетной полосе. При этом при сравнении результатов надо учитывать, что размер полосы «Звезды» больше двух других газет. Кроме того, все публикации были разделены по своему характеру. Деление не совпадает с принятым в журналистике делением на жанры, но отражает наиболее характерные типы криминальных публикаций, которые встречаются в каждой из представленных газет. Так в «Комсомольской правде» встречаются публикации трех типов. Во-первых, информационные материалы событийного характера. Как мы видим из диаграммы, как правило, это небольшие информационные заметки о криминальных происшествиях последних нескольких дней. Во-вторых, это публикации, которые мы условно назовем как «материалы, основанные на анализе статистики». Это тоже небольшие заметки, но отличаются они от предыдущих большей обобщенностью и аналитичностью, авторы таких публикаций рассматривают не столько единичное происшествие, сколько тенденцию, явление. Но все же это не аналитические материалы как таковые. И в-третьих, мы выделили журналистские расследования. Но, как видим, таковых за 3 месяца было всего два. Анализируя рис. 1, можно отметить, что для «Комсомольской правды» наиболее характерен первый тип публикаций. Несколько иная картина в «Звезде». Там все публикации четко можно разделить на пять категорий. Первая – аналогична описанной выше. Вторая – так называемые материалы «Суд да дело», когда журналист рассказывает об уголовном деле, которое направлено в суд, рассматривается или по которому уже вынесен приговор. Третий тип – репортажи, материалы типа «испытано на себе». Четвертый – краткие хроники, подборки небольших материалов на криминальную тематику. И пятый тип – интервью со специалистами уголовно-правовой сферы. Из рис.2 видно, что чаще всего встречаются небольшие по объему материалы типа «суд да дело», небольшие информационные заметки и краткие хроники. И совершенно иная картина в газете «Аргументы и факты». Криминальные материалы там не отличаются разноплановостью. Рис. 3 показывает, что в данном СМИ можно встретить публикации двух типов – информационные материалы и «суд да дело». Причем видно, что материалы второго типа как правило занимают полполосы и более, носят обстоятельный характер. Проведенный выше анализ поможет нам подтвердить или опровергнуть выводы, которые будут сделаны позже. А теперь сравним результаты исследования газет за 3 месяца 2005 года с аналогичным периодом 2001-го года. Рис. 4 Рис. 5
Рис. 6 Сравним рисунки 1, 2, 3 и 4, 5, 6. Посмотрим, что изменилось в этих газетах за 4 года. В «Комсомольской правде» в два раза уменьшилось количество криминальных публикаций информационного характера (то, что мы при анализе всех газет называли выше первым типом). Исчез такой вид материалов, которые мы условно назвали «суда да дело».
В «Звезде» количество публикаций «первого типа» уменьшилось еще заметнее - в 7 раз. А вот «суд да дело» - наоборот. Их количество увеличилось в два раза. Заметно увеличилась периодичность выхода криминальной хроники, а жанр расследования заменили материалы типа «испытано на себе». В «Аргументах и фактах» за первые три месяца 2001 года вышло только 3 материала криминального характера. Два информационного плана и один типа «суд да дело». Это можно видеть на следующей диаграмме. Мы видим, что «Комсомольская правда», а особенно – «Звезда» за 4 года заметно снизили число публикаций криминального характера. При этом в «Комсомольской правде» уменьшилось и разнообразие жанров, а в «Звезде» оно видоизменилось. В «Аргументах и фактах» качественного изменения не произошло, а количество хотя и немного увеличилось, но отставание от двух вышеназванных газет совершенно очевидно. Таким образом, за последние 4 года «Комсомольская правда», а особенно – «Звезда» заметно снизили число публикаций криминального характера. При этом в «Комсомольской правде» уменьшилось и разнообразие жанров, а в «Звезде» оно видоизменилось. В «Аргументах и фактах» качественного изменения не произошло, а количество увеличилось незначительно. Уточним, что за указанный период 2005 года в «Комсомольской правде» было опубликовано 17 криминальных материалов, в «Звезде» - 24, в «Аргументах и фактах» - 6. Очевидно, что в 27% номеров «Комсомольской правды», 40% «Звезды» и 25% номеров «Аргументов и фактов» содержались криминальные публикации. При этом надо учитывать, что в некоторых номерах выходило сразу 2, а иногда – 3 материала подобного содержания. Отследить это помогут следующие графики. Заметно, что «Звезда» по-прежнему лидирует по количеству криминальных публикаций, при этой в некоторые периоды есть заметные всплески, «Комсомольская правда» публикует криминал со стабильной периодичностью, а «Аргументы и факты», очевидно, от случая к случаю. Сопоставим это со сделанным нами выводом, что идеальное количество криминала в газете, когда примерно в 2 из 3 номеров ежедневной газеты содержится одна публикация (или подборка, которую мы в данной работе считаем за 1 публикацию) на криминальную тему или в каждом номере еженедельной – 1-2 подобные публикации. «Звезда» и «Комсомольская правда» - ежедневные газеты (5 номеров в неделю). Значит, допустимо, если в 10-дневный период выйдет 4 – 5 криминальных публикаций. В исследуемый период 2001 года «Звезда» постоянно превышала этот уровень, в 2005 году мы видим только один такой случай (в период с 1 по 10 марта), но количество криминала постоянно приближается к этой отметке. В «Комсомольской правде» сейчас мы видим 3 – 4 публикации за 10 дней, но в 2001 году их количество было примерно равно количеству криминала в «Звезде» в 2005 году. В «Аргументах и фактах» в 10-дневные периоды криминала либо не выходило, либо появлялось по 1 – 2 материала. Теперь можно сделать окончательные выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе мы выяснили, почему криминал на страницах газет всегда привлекает читателей. Во-первых, это специфика жизни человека в современном мире: скованность, однообразие, серость, монотонность. Человеку нужно периодически отвлекаться от насущных проблем, разнообразить свою жизнь. Во-вторых, психология человека. Это нехватка психологической разгрузки, потребность в чем-то неожиданном, будоражащем воображение. Человек предпочитает видеть сцены, возбуждающие страх и отвращение, чем скучать, нуждаясь в эмоциях. В-третьих, преступность является той частью жизни, которая находится рядом, в сфере непосредственного живого интереса каждого человека. А значит – наиболее интересует его. И чем больше в стране совершается преступлений, чем криминализованней становится общество, тем больше криминал касается жизни отдельно взятого человека, а значит – интересует его все больше. И четвертая причина является самостоятельной и одновременно дополняет первые две - криминал заполняет общественное сознание, когда заполнить его больше нечем. Таким образом, это те факторы, от которых зависит интерес к такого рода публикациям, а значит – возможно прогнозирование этого интереса. Как только культура переходит в стадию упадка, исчезают значимые темы для обсуждения или уже существующие вызывают эффект привыкания, увеличивается число преступлений – общество обращает все больше своего внимания на криминальные происшествия. Также можно сделать вывод, что как преступления существовали всегда, так и криминал в СМИ будет присутствовать неизбежно. Криминал на страницах газет имеет целый ряд минусов. Во-первых, любой газете, желая привлекать к себе внимание аудитории, придется искать все более громкие скандалы и все более шокирующие подробности – иначе сработает эффект привыкания. Сообщения в СМИ о преступлениях – один из факторов, влияющих на возникновение агрессивного поведения. К тому же для человека характерно легко перенимать формы агрессии. Получается, чем более активно СМИ используют криминальную тематику, тем сильнее это повышает уровень преступности, тем сильнее криминализируется общество и тем выше становится интерес к криминалу на страницах газет. Замкнутый круг. Но есть и плюсы. Во-первых, это функция «предупреждения». Читатель, читая криминал, выводит для себя некие правила поведения – как самому не стать жертвой преступника. Во-вторых, каждый человек имеет право знать, что происходит в обществе, вокруг него. Таким образом, криминал должен присутствовать на страницах СМИ, но дозированно. В данной работе мы выяснили, что оптимально, когда примерно в 2 из 3 номеров ежедневной газеты содержится одна публикация на криминальную тему или в каждом номере еженедельной – 1-2 такие публикации. Теперь сопоставим это с результатами исследования пермских газет. В исследованных газетах криминальные публикации чаще всего чаще всего делятся на определенные типы (например, «суд да дело»). С одной стороны, это говорит о разнообразии подачи, что с точки зрения предыдущего вывода хорошо, но это разнообразие заметно ограничено, что, несомненно, является большим минусом и часто – показателем непрофессионализма.
«Комсомольская правда» и «Звезда» заметно снизили число публикаций криминального характера. При этом в «Комсомольской правде» уменьшилось и разнообразие жанров, а в «Звезде» оно видоизменилось. В «Аргументах и фактах» качественного и количественного изменения почти не произошло.
В исследуемый период 2001 года «Звезда» постоянно превышала выведенный нами уровень максимально допустимого количества криминальных публикаций. В 2005 году мы видим только один такой случай, но количество криминала постоянно приближается к этой отметке. В «Комсомольской правде» сейчас выходит 3 – 4 публикации за 10 дней, что можно считать золотой серединой. В «Аргументах и фактах» в 10-дневные периоды криминала либо не выходило, либо появлялось по 1 – 2 материала, что можно воспринимать как отсутствие четкой редакционной политики в освещении криминальной тематики. Мы выяснили, что использование криминала для привлечения внимания читателей – метод, найденный журналистами и эффективно ими используемый. Но потребность общества в криминале, когда она неконтролируема, может вылиться в ужасающие формы – смакование подробностей, фотографии убитых и прочее. Значит, количество и содержание криминальных публикаций в любой газете должно сознательно ограничиваться и контролироваться, причем - самой редакцией, потому что ни что иное не может стать эффективным средством контроля, кроме как понимание редакцией и журналистом ответственности за публикацию и знание последствий, к которым это может привести. Самый эффективный контроль – внутренний. Так же мы выяснили, что читатели ценят разнообразие тем, жанров, их удачное сочетание, разнообразие точек зрения, форм подачи и аспектов освещения, поэтому можно сделать принципиально важный вывод – журналист, освещая криминальные происшествия, должен стремиться поддерживать читательский интерес не подробностью описания и многочисленностью криминальных публикаций, а разнообразием форм подачи материала. Именно это позволит не лишиться аудитории в условиях конкуренции и при этом не перейти границы недопустимого.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Литература Андрианов М.С. Социально-психологические причины фактов трансляции насилия и социальной агрессии в газетной криминальной хронике // Насилие. Личность. Общество. Тезисы научно-практической конференции. М., 2000 Беспалова А. Г. и др. История мировой журналистики. М. – Ростов-на-Дону, 2003 Варданян А.В. Состояние и тенденции криминального насилия и защита его жертв // Насилие. Личность. Общество. Тезисы научно-практической конференции. М., 2000 Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. Ростов-на-Дону, 1999 Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000 Малаховский А. К. Очерки истории журналистики США второй половины XIX века. М., 1997 Первушин С. Лилась ли кровь, когда волк пожирал бабушку http://soblazn.onweb.ru/j/0028/000386 Рачкова О. Информационные войны и тиражи. http://sreda-mag.ru/mag/18/15 Реснянская Л. Общероссийские газетные издания // Вестник МГУ, 2000, № 4 Русская газета второй половины XIX века. http://journalistic.narod.ru/gazeta19 Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. http://psyfactor.by.ru Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб, 2002 Шишкин Н. Э. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004 2. Публикации Алабужева Г. Черный маклер не пожалел даже родную тетю // Аргументы и факты – Прикамье, 2005, № 9 Веселкова Е., Стрельчук Л. Правопорядок // Звезда, 2005, 17 марта Веселкова Е. Конкретный базар // Звезда, 2005, 28 февраля Каплалков Г. Двух пермяков убили за игровую приставку // Комсомольская правда в Перми, 2005, 8 февраля Ковыляева А. Больница № 6 оставила раны на теле и в душе // Аргументы и факты – Прикамье, 2005, № 6 Ковыляева А. Учительницу зверски убили в подъезде // Аргументы и факты – Прикамье, 2005, № 7 Кочанова М. 1 миллион 200 тысяч за гибель дочери // Комсомольская правда в Перми, 2005, 1 марта Медведева М. В супермаркеты лучше ходить пешком // Комсомольская правда в Перми, 2005, 27 января Хрустальная С. Век воли не видала // Звезда, 2005, 15 января [1] Реснянская Л. Общероссийские газетные издания // Вестник МГУ, 2000, № 4 [2] Малаховский А.К.Очерки истории журналистики США второй половины XIX века. М., 1997 [3] Первушин С. Лилась ли кровь, когда волк пожирал бабушку. http://soblazn.onweb.ru/j/0028/000386 [4] Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000 [5] Русская газета второй половины XIX века. http://journalistic.narod.ru/gazeta19 [6] Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. http://psyfactor.by.ru [7] Варданян А.В. Состояние и тенденции криминального насилия и защита его жертв // Насилие. Личность. Общество. Тезисы научно-практической конференции. М., 2000 [8] Рачкова О. Информационные войны и тиражи. http://sreda-mag.ru/mag/18/15 [9] Андрианов М.С. Социально-психологические причины фактов трансляции насилия и социальной агрессии в газетной криминальной хронике // Насилие. Личность. Общество. Тезисы научно-практической конференции. М., 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Китайские церемонии
Реферат Гарри Браверман и его работа "Труд и монополистический капитал"
Реферат Атом и вещество часть 6 основные свойства физического вакуума
Реферат США экономическая география
Реферат Отчет о проведении учебно-ознакомительной практики в отделе по торговле аппарата Главы Админис
Реферат Реєстрація, розподіл, засвідчення документів. Контроль за їх виконанням
Реферат Астафьев в. п. - Рецензия на повесть в. п. астафьева пастух и пастушка
Реферат Особенности ведения бухгалтерского учета на ООО Дуплекс
Реферат Новели посвідчення правочинів зі змінами 09 01 09
Реферат Определение гидравлических потерь в трубе
Реферат Базоий компонент дошкільної освіти
Реферат Демографические проблемы России
Реферат James Bond Essay Research Paper And this
Реферат О занятости населения в Российской Федерации
Реферат Численные методы. Двойной интеграл по формуле Симпсона