Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПОУральский государственный экономический университет
Кафедра философии
Контрольнаяработа
подисциплине: «Культурология»
на тему «КультураГреческой античности»
Исполнитель: студентка I курса
Добрынкина Л.В.
Екатеринбург2008
Содержание
1. Древнегреческая цивилизация
2. Эгейская (Крито-микенская) культура
3. Культура Крита
4. Культура Микен
5. Искусство Древней Греции
6. Эгейский (Крито-микенский) период
7. Гомеровский период
8. Архаический период
9. Классический период
10. Эллинистическийпериод
11. Достижения иценности культуры цивилизации Античной Греции
12. Театр
Библиографический список
1. Древнегреческаяцивилизация
Вся история ДревнейГреции условно делится на несколько периодов:
· Эгейский или Крито-микенскийпериод (III—II тыс. до н. э.);
· Гомеровскийпериод (XI—IX вв. до н. э.);
· Доклассический(Архаический) (VIII – VI вв. до н.э.);
· Классический (V –IV вв. до н.э.);
· Эллинистический(IV – I вв. до н.э.).
Древнегреческаяцивилизация возникла на балканском полуострове и также она включала западноепобережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров стрёх сторон омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, свостока Эгейское море. Балканский полуостров в основном представлен гористойместностью очень мало плодородных долин и основным видом хозяйства являлосьскотоводство (выращивание овец и коз). Так же занимались земледелием(выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло)), но только в двухдолинах. В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции — наострове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее,прежде всего на Эвбее. Также в Древней Греции добывали ряд других черных ицветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровнеразвития. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которойделали кирпичи, но, прежде всего керамику. Наконец, весьма ценился и камень:благодаря нему возникли со временем греческие храмы, другие памятникиархитектуры и скульптуры.
2. Эгейская(крито-микенская культура)
С 1874 по 1885 г. Немецкий археолог Генрих Шлиман работал на территории Балканского полуострова — в Микенах,Орхомене, Тиринфе. Здесь была открыта, так называемая, микенская культурадревнейшей Греции. В начале XX в. Английский археолог А.Эванс начал своираскопки на острове Крит, которые он продолжал в дальнейшем. Им была открыта критскаякультура, тоже относящаяся к культуре древнейшей Греции. Работы на Балканскомполуострове были продолжены греко-американской экспедиции под руководством К. Курониотисаи Блегена, которые потом в западной части Пелопоннеса, около древнего Пилоса, нашлибольшой Пилосский дворец. Как Эвансом, так и греко-американской экспедицией вПилосском дворце были найдены глиняные таблички с неизвестными надписями. Ихисследовал сначала Эванс, который назвал их «линейным» письмом и разделил наболее древнее письмо «А» и более позднее письмо «Б» (линейное письмо «А» так ине было расшифровано). Эванс занимался письмом «Б», но он мог только установитьцифровую систему критских надписей. Расшифровку же этого письма он дать не мог.Прочел крито-микенские надписи письма «Б» в 1952-1953 гг. молодой английскийархитектор М. Вентрис.
3. Культура Крита
В начале I тысячелетия донашей эры древневосточные цивилизации (в частности египетская) вступили вполосу упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему вСредиземноморском регионе. Но еще в III-II тыс. До н.э., т.е. одновременно сдревневосточными цивилизациями, в Восточном Средиземноморье и некоторыхобластях материковой Греции существовала высокоразвитая эгейская культура. В еесостав входили следующие культурные общности: древнейшая критская илиминойская, с центром на острове Крит в Эгейском море; кикландская, островнаякультура; элладская — в Балканской Греции. Во II тыс. До н.э. в материковойГреции возникла близкая к критской микенская или ахейская культура.
Критское царство былосильной державой с могущественным флотом. Географическое положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией отводило ему значительную роль вмеждународных торговых сношениях того времени, что давало возможность критскойкультуре развиваться в благоприятном соприкосновении с древними культурнымимирами.
Крит находился наскрещении самых оживленных торговых путей Средиземноморья. Крупнейшие городаКносс и Фест выросли на побережье. Они были столицами самостоятельных царств,которые поддерживали между собой дружественные отношения, поэтому стен вокругпоселений не возводили.
Архитектура
Центрами эгейскойкультуры были монументальные дворцовые комплексы критских правителей. Дворцы вгородах Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. Были украшены колоннадами и фресками.Их величественная архитектура и фресковые росписи — главные черты, отличающиеКрит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, имевших куда болеепримитивный характер.
Здесь создаются большиежилые комплексы — первые дворцы, резиденции царей. В дворцах все постройкирасполагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь. В комплекссооружений включены и хозяйственные помещения, значительная часть дворцаотводится для женщин. Не дворец- крепость, а просто дворец со всемвеликолепием.
Во второй половине XVIIIв до н.э. центром критского государства становится город Кносс. Самыйзнаменитый памятник того времени — Кносский дворец площадью в двадцать тысячквадратных метров, расположенный на высоком холме. Центральное место в огромномархитектурном комплексе занимает прямоугольный двор, выложенный плитами. Совсех сторон к нему примыкают построенные в разное время помещения: часть из нихрасположена на уровне двора, другие ниже, третьи — на два или три этажа выше.Главные входы во дворец находятся на северной и южной сторонах.
Во дворце было столькокомнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт. В нижнихэтажах были устроены обширные кладовые, где стояли огромные глиняные сосуды дляхранения зерна, масла, вина, овощей. Там же сберегались царские сокровища иоружие.
Удобные марши лестницвели с одного этажа на другой. Лестничные клетки, прорезавшие все здание снизудоверху, служили световыми колодцами, своего рода маленькими внутреннимидвориками, через которые проникал воздух и свет. Это спасало обитателей дворцаот палящих лучей солнца, и в комнатах постоянно ощущалась приятная прохлада.Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, белые стены,темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, — особенность критскойархитектуры. Ничего громоздкого, давящего.
Главным украшением дворцабыла живопись. Художники покрывали стены яркой и красочной декоративнойросписью. Мастера Крита в совершенстве освоили технику фрески — росписи посырой штукатурке. Они использовали черную, белую, красную, желтую, синюю,зеленую краски. Залы с фресками имели панель, над ней, как правило,располагалась роспись. Узоры покрывали потолки, а иногда и полы.
Стены парадных помещенийдворца украшены монументальными картинами. Фрески знакомят с жизнью иразвлечениями обитателей дворца. Лучшими произведениями критской живописисчитаются фрески, изображающие игры с быком — любимое развлечение юношей идевушек.
Живопись
Расцвет критской живописиотносится к XVI в до н.э. Критские художники были замечательными мастерамичеканки и резьбы по камню. Они высекали вазы, украшавшие дворцы, исполнялиминиатюрные изображения на перстнях и печатях. Большой славой пользовалисьизделия из бронзы, золота, серебра. Очень ценились вазы, сделанные на Крите.Критские мастера изобрели для покрытия сосудов особую краску темно-лилового иличерного цвета с металлическим блеском, которая делала стенки вазводонепроницаемыми. Вазы украшали спиральные узоры, стилизованные изображенияраковин, рыб, переплетающихся листьев, цветов.
Критское государствопогибло в конце XV в. До н.э. На острове происходили землетрясения, и Кносскийдворец дважды перестраивался. Как полагают многие ученые, около 1520г.до н.э.произошло гигантское извержение вулкана на острове Фера, огромная волнаопустошила побережье Крита, а поселения островитян превратились в грудуразвалин. Критская цивилизация не возродилась после бедствия.
Крит был подлиннойколыбелью древнегреческой цивилизации. Первыми среди народов критянезалюбовались видимым миром, прежде всего они обожествляли красоту, в которойвидели высший смысл жизни.
4. Культура Микен
С угасанием цивилизацииКрита в XIV в.до н.э. средоточием эгейской культуры становятся крепостиматериковой Греции — Микены, Тиринф, Пилос. Микенская (ахейская) культурамногое позаимствовала у критян, но имела несколько отличий. Ахейцы строилимощные оборонительные сооружения, микенская цивилизация была более суровой имужественной. Символом могущества местных царей были крупные укрепления навозвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки считали, что эти стенывоздвигли циклопы — одноглазые великаны.
Архитектура
Поселения ахейцевстроились на высоких холмах, которые называли «акрополи», то есть «верхние города».Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепостьслужили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах являются единственнымобразцом монументальной скульптуры в эгейском искусстве. В центре дворцарасположен мегарон — парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств.Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Вблизидворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножья холма, лежалнижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.
Дворцы в Микенах такжеукрашались росписями, но они уже менее живописны и в художественном отношенииуступают критским. Это же относится и к керамике, хотя по качеству и прочностиона превосходит критскую.
К числу самых известныхпамятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык вскалах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Немецкий археолог ГенрихШлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми». Позднее начинаетсясооружение купольных гробниц — толосов. Наиболее знаменитая их этих гробницносит условное название «сокровищница Атрея» — мифического царя Микен, отцагероев Троянской войны Агамемнона и Менелая.
Захоронения отличалисьнеобычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски,одежды украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали:парадное оружие, золотые кубки, чаши.
В середине XII в.до н.э.микенская держава была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственныеахейским племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Пришельцы стояли наболее низком уровне, они разграбили и сожгли богатые ахейские города, разрушилиочаги эгейской культуры, приостановили развитие искусства. После приходадорийцев наступило несколько веков упадка культуры. Но богатое наследиеэгейской цивилизации не было полностью утрачено и забыто. И на ее основе обитателиматериковой Греции — эллины — создали свою собственную культуру.
5. Искусство ДревнейГреции
ИскусствоДревней Грециивнесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основныххарактеристик греческого искусства:
· гармония,
· уравновешенность,
· упорядоченность икрасота форм,
· четкость,
· пропорциональность.
Искусство рассматриваетчеловека как меру всех вещей и носит идеалистический характер, так какпредставляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Трехмерность,пластика, скульптурность греческого искусства была отражением чрезвычайноцелостной и гармоничной модели мира древних греков.
В греческом мире индивидидеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, вгреческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен идоступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполнедоступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человекаслабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идеясвободного владения пространством и временем. Именно поэтому в античной Грециипроцветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура,скульптура, вазопись. А история античного искусства включает в себя несколькоэтапов.
6. Эгейский иликрито-микенский период (III—II тыс. до н. э.)
Искусство этого периодахарактеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита. Благодаря раскопкамА. Эванса на рубеже XIX—XX веков была открыта удивительная по красотехудожественная культура Крита, названная им минойской. Ансамбли дворцов,росписи стен (фрески), керамика впечатляют свободной живописностью, фантазией,высоким художественным уровнем исполнения. Кнооский Дворец представлял собойуникальный памятник художественной культуры Крита. Он занимал площадь 16 000 мв кв. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства;напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями,красивыми силуэтами и красочными рисунками. При всей своей величественности онне подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Фрески дворцасвидетельствуют о том, что главный герой критского искусства — человек, еговпечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажии животных. Зная лишь пять красок — белую, красную, голубую, желтую и черную,владея лишь «цветным силуэтом», живописцы Крита сумели создать яркиеэмоциональные образы. По сравнению с искусством Египта и Месопотамии искусствоКрита раскрывает совершенно новый мир, полныйгармонии. Обожествление природы икрасоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве Крита,считающемся самым изящным и абсолютно законченным в своем мастерстве из всех,до и после него возникших. Изменчивость и Движение как основы художественногообраза, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность — вот тоновое, что дало миру искусство Крита.
7. Гомеровский период(XI—IX вв. до н. э.)
Искусство гомеровскойэпохи характеризуется новым типом. Художественное ремесло достигает расцвета, иособо ценится мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные вещи. Главным вискусстве этого периода является не изображение окружающего мира, не передачавпечатлений от него, а создание нового изделия, работа в материале,конструирование новых форм, не существующих в природе, в противоположностьтому, что было в минойский период. Постепенно над поэтическим видением мирапреобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человекастановится все более независимым от природы. Стиль становится более строгим, композиции- более стройными. Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями обупорядоченности мира, космоса, торжества его над хаосом. Расчет, ритм,симметрия в искусстве получают философское обоснование, а прекрасное какэстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовоевыражение. Почвой для этой новой, более развитой формы культуры стала греческаямифология, дающая космогоническую картину происхождения мира. Именно в этотпериод боги, герои, мифологические существа получают человеческий облик, т. е.абстрактно-знаковая форма сменяется изобразительной. Начинают бурно развиватьсяпластика, монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного иживого изображения тела человека сначала в статичном положении, а потом и вдинамике.
8. Архаический период(VIII—VI вв. до н. э.)
С развитием городов,земледелия и торговли усложняется мифологическое осмысление мира. В культуреДревней Греции такие изменения характеризуют период архаики (VII— VI вв. до н.э.). Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболееизвестные музыканты. Греческая архитектура в своем развитии выходит на новыйвиток: особое распространение получает храмовое строительство. Архитектура ивазопись являются в период архаики наиболее развитыми областями художественнойкультуры. Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясьпередать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, исилуэтная чернофигуровая роспись сменяется краснофигурной. Краснофигурный стильпозволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубинупространства. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ,приближенный к реальности.
9. Классический период(V—IV вв. до н. э.)
Переход от архаики кклассике ( VI-V вв. до н.э.) был к значительной мере обусловлен социальными иполитическими изменениями в обществе. В результате в мировоззрении грековнаметился переход к качественно новому осмыслению мира, что проявилось вискусстве в виде новых форм художественного выражения. Центром античнойкультуры классической эпохи становятся Афины. Афинское государство сталопримером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивныесостязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, нои простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторонвоспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуюткультурный подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического совершенства сталаскульптура афинских мастеров. Лирика и греческая трагедия, как и гомеровскийэпос, выполняли вместе с эстетическими и воспитательные функции. В трагедииполучило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис, т. е. очищение,облагораживание людей, освобождение их души от негативных эмоций. Героитрагедии определяли понятие правды и справедливости, установленных богамизаконов. Но во всех трагедиях человек зависим от воли богов, и только втрагедиях Софокла, а впоследствии и Еврипида, он является личностью,самостоятельно определяющей свой выбор. С этого началось обращение к человекукак к свободной личности и рост индивидуализма, проявившиеся в культуре ДревнейГреции в конце V в. Идеалом выступает человек-индивидуалист, неповторимый иособенный, а не гражданин-коллективист, т. е. начинается процесс формированияновых культурных ценностей. Внимание уделяется всему единичному, особенному. Меняетсятребования, предъявляемые к произведениям искусства. В них выражалось новоеотношение человека к миру, утрата его ясности и гармоний. Человек стал остроощущать трагические конфликты жизни. Это отразилось и в произведенияхархитектуры, и в скульптуре.
10. Эллинистический(вторая половина IV — середина I в. до н. э.)
Искусство этого периодахарактеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм,связанных и с греческими, и с «варварскими» принципами культуры, с развитиемнауки, техники, философии, религии, с расширением кругозора. Это объясняется иобширными военными походами, н торговыми контактами, и научными путешествиямитого времени. Границы, на которых существовал гражданин полиса и которыеформировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее «чувствомировых просторов». Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым.Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствамискусства. Бурно развивается архитектура как результат развития старых истроительства новых городов и скульптура, отражающая стремление многихправителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках. Расцветаютвиды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписнаякерамика, декоративная скульптура. Искусство эпохи эллинизма болеедемократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично,ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром вниманияискусства того периода.
11. Достижения и ценностикультуры цивилизации Античной Греции
Наследие античной Грециибесконечно богато по своему духовному содержанию, разнообразию и совершенно всвоих художественных формах. Оно оказывало и оказывает и сегодня своёвоздействие и на культуру других народов. Но особенно — на европейскуюкультуру. Наследие древних греков покоится на величайших творениях, созданных ибезымянными демиургами (мастерами высокой квалификации, ремесленниками) изнаменитыми философами, учёными, писателями, поэтами. Назовем лишь некоторых изних.
Считаем, что начать надос упоминания героического эпоса, который получил название «Илиада иОдиссея». Этот цикл песен традиция приписывает слепому певцу-аэду Гомеру.По всей вероятности, певец жил около 800-750 г. до н. э. Он обработал ряд песен, которые уже сочинили до него, некоторые из них сочинил, возможно, и сам,соединил их в цикл, объединив оригинальной композицией. Поэмы«Одиссея» (она была создана раньше, чем «Илиада») и другиеобразовали так называемый «Троянский цикл», куда входили и другиепоэмы «Кипреи», «Малая Илиада». Именно в этих поэмахприводится миф о причине войны: яблоке, с надписью «Прекраснейшей»,которое подбросила богиня раздора Эрида.
Впоследствии создаётсяряд поэм-подражаний. Создателей такого рода произведений стали называтьэпигонами (последователями): создаются «Эфеониды», «РазрушениеИлиона» (Арктин), «Малая Илиада» (Лесхес), «Телегония»и др. Среди эпигонов особое место занимает Гесиод (VII в. до н. э.). Он создаёттри новых жанра: космогонический — «Теогония», генеалогический — «Каталог женщин», дидактический (назидательный) — «Труды идни». Именно у Гесиода показаны первые попытки философски осмыслитьпервоначало (архэ) этого мира. В «Теогонии» («Происхождениибогов») поэт спрашивает у Муз: "… что прежде всего народилось?"На что получает ответ: «Раньше всего зародился хаос». Космос — порядок, организация — явление более позднее, вторичное. Эпические поэмыГомера, Гесиода и других поэтов архаики впоследствии будут питать всюдревнегреческую духовную культуру — поэзию, театр, философию.
Но архаика закладывает тепротиворечия, которые будут двигать, развивать всю культуру цивилизации, икоторые она так и не сможет преодолеть. Это противоречие между богатым ибедным, свободным и рабом, общиной и личностью и, в конце концов, междуобществом и культурой. В наиболее отчётливой форме их выражает поэзия.Становящийся полис — центр культуры, требует единения всех граждан и в труде, ив бою. А защищать свой город приходилось часто, правда, нередко приходилосьотстаивать свои интересы у стен соседних городов. Поэтому воинская доблесть,мужество, смелость — необходимые черты культурного человека того времени.«Со щитом или на щите» — вот поговорка, наиболее полно характеризующаянастроения патриотизма, коллективизма этой эпохи. Но любая культураамбивалентна, и настроения индивидуализма и реализма выразил замечательный поэтАрхилох, описавший поведение воина, бежавшего с поля битвы:
«Сам я кончины затоизбежал.
И пускай пропадает Щитмой.
Не хуже ничуть новый могуя добыть».
Это — уже совершенно иныенастроения. Индивид, отбросив ставшие тесными узы родовой морали,противопоставляет личную жизнь, свободу, самостоятельность — безликомуколлективизму, «роевому» началу культуры.
Настроения такого родавызвали острый протест и старой, родовой, аристократии, и господствующейверхушки нарождающейся цивилизации. Выразителем их взглядов выступилспартанский поэт Тиртей:
«Славное дело — впередних рядах с врагами
сражаясь,
Храброму мужу в бою смертьза отчизну
принять...
Гордостью будет служить идля города и для народа
Тот, кто шагнув широко, впервый продвинется ряд,
И преисполнен упорства,забудет о бегстве позорном,
Жизни своей не щадя имногомощной души»
Классика попытаетсяпримирить эти крайности. Прославленный государственный деятель и поэт Солонпоставит на первое место чувство меры, умение соблюдать «золотуюсередину». Этому принципу меры наиболее полно соответствует аретэ — принцип и идеал гармоничного развития гражданина полиса, который сочетаетдостоинства политического деятеля, качества знатока искусств, совершенствофизически развитого воина. «Меру во всем соблюдай», но у каждого — своя мера и уметь её соблюсти, достигнув гармонии, состояния аретэ долженкаждый гражданин.
Эллинизм — период упадкакультуры. Нормы, идеалы античной Греции распространяются повсюду, где бы ниступала нога воина Александра Македонского, повсюду, но не в самой Греции.Здесь городское хозяйство постепенно приходит в упадок, а после смертиАлександра и войны его соратников между собой за раздел и передел«империи» влияние Греции сходит на нет. Очень скоро она превращаетсяв заштатную провинцию Древнего Рима. Для этого этапа характерны настроенияиндивидуализма и космополитизма. Следует отметить, что в области поэзии,литературы плодотворно трудились не только мужчины: Архилох, Анакреонт, Алкиан,Мимперм и др. История донесла до нас и женские имена: Сапфо с острова Лесбос,Коринна из Танагры, Телесилла из Аргоса, Праксилла из Сикиона. Греческие поэтыв отличие от Гомера, Гесиода, открывают не героическое время, а лирическое — время индивидуальных, интимных переживаний, раздумий, чувств. До нас дошлистрочки стихов-сетований поэтессы Сапфо:
«Луна и Плеядаскрылись,
Давно наступила полночь,
Проходит, проходит время-
А я все одна впостели...»
(перевод А. Ахматовой)
Не менее впечатляющидостижения греков в области науки. Именно им удалось впервые создатьтеоретическую науку.
Для научного познанияхарактерно наличие особого метода познания. Он включает в себя ряд положений:
1. Принципнаблюдательности (явления и в обществе, и в природе должны наблюдаться);
2. Принципвыдвижения гипотез (выдвигается предположение, какие процессы, недоступныенепосредственному наблюдателю, вызывают наблюдаемое явление);
3. Принцип дедукции(из предполагаемых (гипотетических) причин выводятся гипотетические(вероятностные) следствия, которые могут быть проверены на опыте, в практике, вэксперименте).
Все эти три метода былизаложены ещё в науке, возникшей в древних цивилизациях. В Древней Грециивводится четвёртый элемент — проверка, доказательство гипотез, осуществляемаярациональными, логическими рассуждениями.
Учение о методах научногопознания было изложено Аристотелем, известным философом, в его«Органоне», где он описывает приемы получения из истинных положенийновых истинных положений, не требующих дополнительной проверки. Таким образом,греческая наука очень рано стала превращаться в теорию. В математике этопроявилось в создании дедуктивной науки, что характерно для творчества Евклида.Наука древних цивилизаций Востока, Египта была достаточно развита: вавилонскиематематики уже во времена Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) создалишестидесятеричные счётные таблицы, чего не смогли или не хотели создать греки ичерез 2 тысячи лет. В Вавилоне за 1000 лет до Пифагора вычислили отношениедлины диагонали квадрата к его сторонам. Но им не пришло в головусформулировать теорему, общее правило, как сделал Пифагор. У них отсутствовалапопытка доказать математические выкладки. Их задачи носили рецептурныйхарактер.
Для греческой науки былохарактерно стремление к знанию ради знания. В этом — её сила, но и её слабость:практическим применением знания греческие мыслители не интересовались, считаяэто «не ценным», уделом «несвободных». Открытия в областиматематики, механики, физики больше служили делу разрушения — применялись навойне, но не созиданию, не производству. Они служили средством развлечения — например, механические изделия на сценах театров, но не средством облегчитьпроизводительный труд. Противоположность, характерная для цивилизации,разорвала духовную и материальную культуры на две самостоятельные области и, вконце концов, подорвала способность обеих к совершенствованию и развитию. Вобласти науки плодотворно трудились Фалес, Евклид, Пифагор, Архимед, Ктесибийиз Александрии (создатель водяных часов, клепсидры), Теофраст и другие,заложившие новые формы научного знания, оказавшего своё влияние на культурусоседних народов.
Не менее важны достиженияантичности в области архитектуры. Хотя архитектурное дело ценилось меньше, чемзанятия абстрактными видами умственного труда — философией, математикой, тем неменее архитектура позволяла претворить в камень те эстетические идеалы, которыеразрабатывались мыслителями, и рассматривалась как необходимая и почётнаядеятельность.
Для Древней Грециихарактерно раннее складывание различных стилей: дорического, ионического икоринфского. Наиболее ранняя, микенская, колонна, суживалась книзу. Дорическийи последующие стили дают колонну, суживающуюся кверху. Сужение колонны идёт поособой бочкообразной линии, называемой энтазисом. Очень рано разрабатывается иархитектурный ордер. Полный архитектурный ордер включал в себя следующие частии их элементы:
1. Пьедесталколонны, её нижняя часть. Она состояла из базы, тела пьедестала или стула,карниз.
2. Вторую частьобразует сама колонна, она состоит из базы, стержня (тело), капители (главы).
3. Третью частьобразует антаблемент. Он находится над колонной и состоит из архитрава, фриза,карниза.
Иногда тело колонныпокрывали желобки — каннелюры. Если древнейшие сооружения представляют собойтяжеловесные сооружения, то впоследствии колонны суживаются, вытягиваются ввысоту (соотношение диаметра к высоте колонны составляло 1:4), что придавалозданию стройный вид. Утверждается правило перистиля (здания, обнесенного совсех сторон колоннами): боковая стена должна иметь двойное количество колоннплюс одну по сравнению с фронтальными. В таком случае получаются соотношения6:13, 8:17. Позднее появляется двойной, тройной ряд колонн. Архитектура тесносвязана с героическими и трагическими сторонами культуры Античности. СвятилищеАртемиды в Эфесе было возведено критянином Херсифроном и его сыном Метагеном наболоте, чтобы оно не было разрушено землетрясениями. Но в 356 г. до н. э. было сожжено Геростратом. С той поры в культуру вошло выражение: «Геростратоваслава» — известность, достигнутая бесчестным, преступным поступком.
После победы над персамив Афинах строятся многочисленные здания, например, храм Зевса в Олимпии(архитектор Либон из Элиды), храм Посейдона в Лукании и др. Но наибольшегоразмаха строительство достигает в период правления Перикла. За неполных двадесятка лет были построены Парфенон, Пропилеи (ворота, ведущие на Акрополь,смешение стилей дорического и ионического), храм Афины-победительницы(ионический стиль), Эрехтейон, театр Одеон и был отстроен порт Пирей. Поражениев войне со Спартой, а затем распад империи Александра приводят к изменениям вархитектуре. В собственно Греции строятся здания светского характера: театрДиониса на Акрополе (330 г. до н. э.), театр в Сиракузах, в Эпидавре. ВАлександрии Египетской при Птолемее Сотере возводится знаменитая Библиотека.При Птолемее Филадельфе она насчитывала уже около 50 тысяч свитков, а спустя250 лет — при Цезаре — уже 200 тысяч. Особых успехов достиглоградостроительство. Считается, что только царь Селевк основал 75 новых городовна развалинах Персидского царства. По преданию, Александр Македонский основал70 городов. Бурное градостроительство вызвало потребность в архитектуре. Но эторазвитие — чисто механическое, происходило смешение стилей. Греческий канонвынужден был учитывать азиатские традиции, получались смешанные художественныеформы, выражающие идею власти космополитического характера. Преобладает погоняза «чистой» формой. Например, храм Дидимайон в Милете был окружендвойной колоннадой, состоящей из 210 колонн. А это уже признак«вырождения» культуры.
12. Театр
Театр берёт своё началоот ритуалов, а затем и религиозных представлений, «мистерий». ВГреции во время Великих Дионисий ставились постановки, изображающие смерть иВоскресение Диониса. Поскольку пьеса предназначалась Богу, она не повторялась,а для каждого празднества писалась заново. Непременными «участниками»представления были сатиры, козлоногие люди, спутники Диониса.«Трагедия» и означала первоначально «песню козлов»,сатиров. Хоры сатиров, то есть трагедия, известна с VII в. до н. э. Затем появляетсяактёр, ведущий диалог с хором. Такая трагедия стала называться драмой. Великийдраматург Эсхил добавил в действие второго актера (V в. до н. э.), Софокл — третьего. Обычно трагедию играли три дня, во время которых разыгрывалось тридрамы, трилогия, связанные одним сюжетом. Софокл отошёл от этой практики — унего каждая из трагедий есть единое целое. Чтобы разрядить психологическоенапряжение, возникающее в ходе восприятия трагедии, давали «сатировуюдраму» — комедию, веселое представление. В трагедии обычно участвовали:протагонист (положительный герой), антагонист (антигерой), девтерагонист(второй актёр), тритагонист (третий актёр), хор и корифей (актёр,представляющий мнение драматурга, автора пьесы).
Источником сюжетов длягреческого театра были мифы. Герои трагедий — герои мифов. Но мифологическаяситуация — лишь повод для пополнения её актуальными политическими,философскими, нравственными идеями, чтобы утвердить высокое чувствогражданственности и патриотизма. Великие поэты и драматурги Эсхил, Софокл,Еврипид восходили до гениальных философских обобщений: существует либожественное управление миром? И если оно существует, то какие нормы для негохарактерны? Почему самые разумные человеческие планы постигает неудача? Каксоотносятся нормы общества и интересы личности, разумно ли подчиняться общему,или личности следует предоставить полную свободу? Однозначные ответы жизнь натакого рода вопросы не давала, не могли ответить однозначно и драматурги, нооднозначно не может ответить на них и современность. Отсюда — соревнование, агон,который пронизывает творчество древнегреческих драматургов. У Эсхила воля богов(общества) справедлива. В его трагедиях «Персы», «Орестея»,«Прикованный Прометей» божественная воля, хотя и сурова, но позволяетутвердить порядок, норму в обществе, сохранить его единство. Софокл в своихдрамах «Царь Эдип», «Эдип в колоне», «Антигона»,«Аякс», «Следопыты» утверждает идею всесилия воли богов(общества). Но добро или зло несут боги людям — этический смысл божественнойволи скрыт от людей, считает Эсхил. Конфликт его пьес — в противоборствечеловека и рока, судьбы, в котором человек проигрывает. У Еврипида в такихпьесах, как «Медея», «Троянки», «Алкестида»,«Ифигения в Авлиде», «Вакханки», боги — жестоки и коварны,они нечестны в их поведении с людьми, злопамятны и несправедливы. У Еврипидапроисходит профанация, обмирщение мифа и деградация его персонажей.
В комедийном жанресочиняли пьесы: Аристофан («Ахарнане», поставлена в 425 г. до н. э.), Эвполид («Демос»), Кратин («Законы») и др. Комедия означает«песню комоса», то есть праздничного деревенского шествия. Длякомедии характерно соединение песен с весёлыми сценами. Иногда в комедииприсутствовали непристойности, фаллические шутки, похабщина. Всё этосоединялось с политической сатирой. Комедии направляли свои нападки противдемократических группировок — Перикла, позднее Клеона и Гибербола. Прошлое,связанное с управлением тиранов, приукрашивалось и восхвалялось. В золотой фондпамятников комедийной культуры вошли такие пьесы Аристофана, как«Ахарняне», «Мир», Лисистрата «Лягушки»,«Облака», «Всадники».
Вершины своего развитиякультура достигает в представлениях о человеке, о том идеале, к которомустремится сам человек и поощряет его стремления общество. Для античной Грецииэтот идеал культурного человека был сформирован Аристотелем в его«Никомаховой этике». Аристотель выводит идеал человека «по правугордого», это тот, кто считает себя достойным великого, будучи тогодостойным. Этот человек, по мысли Аристотеля, должен иметь определённыефизические данные, прежде всего высокий рост, ведь «красота бывает вбольшом теле, а малорослые изящны и хорошо сложены, но не прекрасны». Вдвижениях герой неспешен, «ибо не станет торопиться тот, кому мало чтоважно, а герой считает важным очень немногое». Он должен избегать резкихдвижений, говорить спокойно. Важную черту человека культурного, «по правугордого» составляет «честь». Но удовольствие могут составитьлишь почести, воздаваемые людьми благородными, то есть равными самому герою.Незаслуженным бесчестьем можно и пренебречь, но не позволять никому задеватьсебя. Культурный человек должен быть щедрым, но обязан соблюдать меру междуплебейским швырянием денег на ветер и мелочной расчётливостью. Сам он охотнооказывает благодеяния, но принимать от других — избегает. За благо он воздаётещё большим благом. Он помнит тех, кому оказал услугу, а не тех, кто её емуоказал, так как услуга — унижает. У римлян, в представлении Тацита (здесьутверждаются противоположные мнения), услуга — возвышает, и её надо помнить.
«По правугордый» — правдив и честен, ибо ничего не боится. Он открыто любит иоткрыто ненавидит. К другим он приспосабливается с трудом — ведь в этом естьчто-то рабское. Его нелегко удивить, он не склонен ни к похвалам, ни косуждению, он не жалуется и не просит. Он предпочитает владеть вещамипрекрасными и не приносящими пользы. В трудную минуту, на войне он смело идётнавстречу опасности и не щадит своей жизни, считая, что не стоит цепляться зажизнь любой ценой. Он не возносится над теми, кто стоит ниже него, затодержится величественно с людьми высокого ранга.
Ученик АристотеляТеофраст в своей книге «Характеры» привёл черты человека«некультурного». Для него характерны крикливость, резкие движения,панибратство со слугами, подозрительность к родственникам, бестактность,скопидомство, чрезмерный интерес к ценам. Некультурный человек позволяет себетанцевать на трезвую голову, сам открывает двери на стук, поёт в бане. Асапоги, обувь он носит больше, чем полагается.
В «Политике»Аристотель вводит ещё ряд признаков культурного человека: ему необходимо благородноепроисхождение и богатство, он должен быть «свободнорождённым». Людиблагородного происхождения с большим правом граждане, чем люди безродные — «ведь первые рождаются для подчинения, вторые же — для господства».
Любые оплачиваемыезанятия для благородного, культурного человека — недопустимы, ведь платауподобляет его рабу. Ни в коем случае не следует достигать совершенства взанятиях — это удел профессионалов, людей зависимых. Музыку надо изучатьнастолько, чтобы оценить чужое искусство, а затем оставить это занятие, этокасается и других занятий. Но для умения пользоваться досугом культурному,благородному человеку нужно «кое-чему учиться, кое в чёмвоспитаться», — считал Аристотель.
А почти через две тысячилет А. С. Пушкин заметит: «все мы учились понемногу чему-нибудь икак-нибудь».
Библиографический список
1. Л. Любимов«Искусство Древнего мира», 1971г.;
2. Н.О.Воскресенская «Культурология. Искусство мировой культуры», 2003г.;
3. http://www.vuzlib.net/beta3/;
4. http://www.mystic-chel.ru/.