1. Предмет культурологии. Культурология в системегуманитарного знания
Культурология — это наука о культуре, но культуры безчеловеческого общества не существует. Культура — общечеловеческий феномен.Следовательно, культурология — это наука, которая изучает человеческоеобщество. Для понятия термина «культурология» необходимо понимать, чтотакое культура. Сложность определения понятия «культура» вызвана тем,что она представляет собой одновременно результат, процесс, деятельность,отношения, норму и систему. Эдуард Бернетт Тейлор дает полные определениякультуры. По его мнению Культура — коплекс, включающий знания, верования,искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенныечеловеком, как членом общества. Также Культура — это исторически определенныйуровни развития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни идеятельности людей и создании материальных ценностей. Культурология являетсямногоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы вчеловеческом обществе. Происхождение термина «культурология» принятосвязывать с именем американского культурантрополога Лесли Алвина Уайта. Он ввелтермин «культурология» в обиход. По его мнению культурология — этонаука о культуре, которая дает принципиально новый путь изучения культуры вотличии от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектови форм культуры, основанный на целостном исследовании культуры. Культурология — комплексная гуманитарная наука, изучающая культуру как целостную систему,исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними,стремящаяся дать научное определения различных форм культуры, исследующаякультуру как специфическую функцию и особенность человеческого бытия. Предметомкультурологии является изучение сущности, структуры и основных функцийкультуры, исторических закономерностей её развития. Цели и задачи культурологиизаключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом,культур отдаленных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении,влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологии являетсяпонимания как своей, так и иной культуры. Также к целям культурологии можноотнести: сохранение культуры и её базисных оснований, обновление культуры,передача культурного опыта. Основные задачи культурологии: объяснениеисторико-культурного процесса в мировом и национальном масштабе, прогнозированиепроцесса, управление процессом. Можно выделить теоретическую и прикладнуюкультурологию. Под теоретической понимается культуроведение, а под практическойразработка технологий практической организации и регуляции культурных процессовв обществе.
2. Культура как общественное явление: понятие, сущность
Понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близкомпервоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развитиянекоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующихупражнений. В более общем и ординарном смысле — это черта личности, возникшаявследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичностисуждений; культурой нередко называют и просто воспитанность. В этом смыслечасто говорят также об общей культуре. Реже используют слово «культура» вкачестве синонима слова цивилизация. Структура культуры — термин употребляетсядля объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы,которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы,характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны иаспекты. Структура включает в себя
— систему образования, — науку, — искусство, — литературу, — мифологию, нравственность, — политику, — право, — религию,
сосуществующих между собой и составляющих единое целое.Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурныеэлементы, как
— мировая и национальная культура,
— классовая,
— городская и сельская,
— профессиональная и др.,
— духовная и материальная.
В свою очередь каждый из элементов культуры можетделиться на другие, более дробные. Функции культуры. 1. Творческая(креативная). 2. Социализация – включение индивидов в общественную жизнь, усвоениеими опыта, ценностей и норм поведения. Культурный контекст всегда обусловленпр-вом и временем. 3. Адаптивная. 4. Интегративная. 5. Коммуникативная (культура– есть условие и результат общения людей). Культуру можно рассматривать как развитиеформ и способов коммуникации. В ХХ столетии форм и способов коммуникации огромноеколичество, но имеем недостаток в общении. Среди многообразных закономерностей,которые характеризуют культуру и которые стремится открыть культурология, мыможем выделить определенную их систему. Эту систему образует рядзакономерностей: 1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура естьобщественное, а не природное явление. Более того, культура есть часть общества,имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности. 2.Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формойобщественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемойсодержанием общественной жизни. 3. Конкретно-формационные. Эти закономерностиопределяются законами действия конкретной общественно-экономической формации — рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. Культурарабовладельческой формы общества в чем-то отличается от культуры феодализма.Например, при феодализме устанавливается определенная иерархия в системеценностей, отражающая иерархию феодальной собственности. При рабовладениисистема ценностей строится иначе, по линии свободный — раб. 4. Цивилизационныезакономерности в развитии культуры. Они связаны с действием законаобщественного разделения труда. В соответствии с формами, которые принимаетэтот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: «дикости»,«варварства», «цивилизации». 5. Закономерности развитияотдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая,политическая, философская, религиозная и др.). Таким образом, мы выделили пятьгрупп закономерностей, которые влияют на культуру, придавая ей объективное,повторяющееся, необходимое, существенное содержание.
3. Структура и функции культуры
Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) –один из основных эл-тов религии, это могут быть действия, пение, чтение,пляска, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклону или привлечьбожественные силы. Цицерон впервые вводит понятие культуры – cultura anima –обработка, возделывание, работа человека над своей душой. Культура –собирательный образ, включает и религию и искусство и др. Культура –исторически определенный уровень развития общества, творческих сил испособностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни идеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей.Культура – это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развитиявсей общественной жизни, культура понимается только через деятельность человекав динамике исторического развития. Два способа овладения культурой:межличностное общение и самообразование. Культура подразделяется: 1. по ееносителю. А – мировая (синтез лучших достижений различных народов). Б –национальная (культурный синтез нац слоев, классов, и групп какого-либонарода). В – классовая (сельская, городская). Г- профессиональная. Д –молодежная. Е – личная, она включает два понятия: культурность – умениевписаться в общество; духовность – желание души проникнуть в глубину. 2. повидам деятельности А – материальная, Б – духовная. Материальные объекты – этофизические объекты созданные руками человека – «артефакты», культура труда иматериального пр-ва, культура быта, топоса. Духовная культура – включает в себяинтеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результатдеятельности, может передаваться только путем общения. Структура культуры вшироком смысле: 1 – материальные и духовные ценности человечества. 2. Способыего жизнедеятельности. 3. Уровень развития общества. 4. совокупность людей,отношения друг к другу и окружающему миру. 5. Своеобразие жизни, науки инародов в определенный исторический период. 6. Мифология. 7. Религия. 8.Политика. Культурные универсалии (Дж. Мердок) для всех народов характерны общиенормы, ценности, правила и традиции. Культура делится на: 1- Домашнюю(совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуетсябольшинство членов общества), 2- Субкультуру (это часть общей культуры, системаценностей, традиций, присущая большой соц. группе), 3- Контркультуру (этокультура, которая находится в конфликте с доминирующими ценностями, напр. –культура преступного мира). Формы культуры: 1- Элитарная – создаетсяпривилегированными частями общества или по ее заказу. Она превышает уровеньвосприятия среднеобразованного чел (классич. музыка); 2 – Народные культуры(фольклор) – анонимные творцы, не имеют проф. подготовки (любительская,коллективная), мифы, сказки, легенды, по исполнению она всегда локальна идемократична; 3 – Массовая – это культура сегодняшнего дня, это вид культурнойпродукции, который производится каждый день, представляется разной аудитории поразным каналам, призвана удовлетворять сиюминутные потребности. Реагирует налюбые события, быстро умирает. Она может быть национальной и международной.Функции: 1 –Гуманистическая – занимается «возделыванием духа»,воспитанием, образованием; 2- Трансляции – это социальная память человечества,функция исторической преемственности.; 3 – Гносеологическая — познавательная.Накапливает знание о мире, создаёт возможность для его изучение; 4 –Регулятивная (нормативная) – регулирует различные стороны и виды деятельностилюдей. Поддерживается моралью и правом; 5 – Семиотическая (знаковая) – культурапредполагает знание и владение системой знаков; 6- Аксеологическая (ценностная)– формирует ценностные ориентации, их качество и уровень. Это показателистепени культурности человека. Периодизация: 1 – к. Первобытности до 4тыс летдо н.э.; 2 – к. Др. Мира до 5в н.э.; 3 – Период Средневековья 5-16 в. (5-10раннее, 10-14 развитое, 14-16 позднее – возрождение);4 – к. Нового времени17-нач 20в; 5 – к. Новейшего времени с 1914г..
4. Типология культуры: основные подходы систематизациикультуры
Типология культуры- классификация культур по определеннымзначимым показателям! Внутрикультурная иерархия А) доминир-ая к-ра –совокупность куль-ных предпочтений большинства субъектов данной культуры.Доминирующая культура: этнической, национальном, этническая складывается стихино, основана на родстве или общ. Деятельности доминир. Традиции национальноНациональная на основе территор. Б) субкультура- совокупность социокультурныххарактеристик присущих орпеделеной социальной группе. Признаки субкультуры: 1)собственная систкма ценностей 2) мотивация поведения 3) особенности языка 4)стиль жизни 5) имидж и др. Молодежная субкультура Тюремная В) контркультураТенденции культуры направленные против доминирующей культуры Г) маргинальная(промежуточный) К-ра смешанного типа По типу власти: Представители: Фробениус,Паховен, Бердяев, Матриархальная тип основан на грамонии, равен-ве людей,кровных узов, связь с землей Патриарх. Основан на моногании, единобрачии,власть законов, насилии Типология по уровням: А)обыденный(культураповседневности)-иерарх. Уровень бытия культуры. Складывался стихийно, являетсярезультатом социолизации, незакрепленным процессом культуры:- частный,-публичный(в общественном транспорте) Б) специализированный- отражает процесснакопления и распространения информации По способам распространенияэтнонациональный тип культуры(по отношению к социальной этничной общности)региональный (социокультурные процессы, культура США, ЕВРОПА) субрегиональный(культура коренных народов) локальные Исторические типы культур: По способам ивидом культурных инноваций- концепции революций Моргана Ю. Спенсера. Типологиикультур Маркса. Циклические. Метод идеальных типов. Концепции культурныхсуперсистем Сорокина. Типологии культуры по технолог. Основаниям. Типыкультуры: дописьмен.,– экранный, письмен, книжн. Структуры типологизации культцрыпозволяет выявить как общие ее основания, так и уникальные, неповторимые, специфическиечерты и свойства.
5. Культура и цивилизация
В ХVIII веке понятие «цивилизация» означало«разумность», научность, гражданственность, справедливость. Термин«цивилизация» так же, как и «культура» латинскогопроисхождения. В любом случае разные исследователи понимали цивилизацию какулучшение материальной обстановки и общественных отношений. В конце XIX векатермин «цивилизация» употреблялся как характеристика капиталистическогообщества. Сейчас можно выделить три основных значения термина«Цивилизация»: высокая степень общественного развития, возникшая наоснове товарного производства, разделения труда и обмена; вообще общественнаякультура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющеесяносителем такой культуры; как обозначение современной европейской культуры. Вработах Освальда Шпенглера говорится о том, что любая культура в конце своегоразвития переходит в стадию цивилизации. Что в свое время приведет к концу тойили иной культуры. Шпенглер считал, что в цивилизации нет места дляхудожественного творчества, в ней господствует техника. И в определенном смыслецивилизация и культура не совместимы. Есть и другие точки зрения, напримеррусский историк Данилевский не разделял понятия «цивилизация» и«культурно-исторический тип», а часто использовал их как синонимы.Арнольд Тойнби известный английский историк, не считал, что цивилизация — этоконец развития культуры. Он считал цивилизацию особым социокультурнымфеноменом. При историческом подходе цивилизация трактуется как более широкоепонятие, чем культура: культура является главным фактором развития цивилизации.При культурологическом подходе цивилизация представляется как определеннаяступень развития культуры. Сходства понятий: могут обозначать общие отличиячеловека от природы; антонимы понятий «дикость»«варварство»; обозначают определенные исторические типы культур.Различия: понятие «культура» чаще применяется к духовной сторонежизни общества, понятие цивилизация чаще ассоциируется с явлениямиматериальными; понятие культура — национальные культурные особенности,цивилизация — особенности социо-культурной системы ряда стран;
6.Язык культуры. Культура как мир знаков и значений
Языки бывают:
-вербальные (словесные)
-невербальные (жесты)
-естественные (исторически сложившееся)
-искусственные (языки программирования).
Язык одновременно является уровнем и критерием развитиякультуры, как по отношению к личности, так и к обществу. В каждом языке знак, символимеет определ. значения. В естеств. языках –проблемы многозначности. В искусственныхязыках каждому знаку соотв. одно определенное значения, в отличие от традиций,язык рефлекторный способ передачи информации.
Культурная информация:
— внешкультурная
-внутреннекультурная.
Каналы передачи культурной информации:
-традиция
-язык
Культурные коммуникации:
-внутрикультурные
-внешнекультурные
-аксеологическая (способность ч/з систему ценностейпридающие смысл жизни и направленность ее ценности формирования мотивации поведения)
Ценности формируют мотивацию поведения
-релаксационная (выражает способности культуры ипередавать формы получения удовольствия)
-ф-ции социализации личности(культура создается человекоми существует для него)В не культурной среды человек не сможет стать человеком
7. Искусство в системе культурных ценностей
Проблема смерти. Просвещение поставило эту проблему. Распространениезнаний способствует атеизму. В Христианстве все ясно: Бог забирает жизнь. В Просвещении:проблема смерти — проблема свободного человека. Человек сам решает, как емуокончить жизнь. Может даже самоубийство, что отрицается в Христианстве. В Росси- Радищев. Адисон — пьеса, где герой оканчивает жизнь самоубийством. Искусство- учебник жизни. На искусство существует две точки зрения: 1) искусствосуществует само по себе и никак не связано с жизнью; выделяют развивательную икомпенсорную форму. 2) это область моделей для жизни => искусство и жизньслиты воедино; пример — Романтизм. “Алые паруса” Грина. Ассоль ждала А.П. Кто-топередал Грэю он это сделал. Лорд Байрон — образ романтического героя. Создавего, он сам поступает также. Романтика связана с тонкостью чувств. Вместе споэтом отрываемся от современной жизни. 3) Жизнь создает образы, которые И.подражает. Искусство — учебник жизни. Аристотель: “Что есть И. — подражаниежизни”. Чернышевский “Что делать?” — эта книга перевернула жизнь общества.Девушке, чтобы уехать, необходимо было вырваться из той среды. Ковалевская — заключила фиктивный брак с профессором. Женщины феминистского движения решили в19в — сохранив семью. В конце 19в — Бестужевские курсы — первое высшее женскоеобразование в Европе. Русская женщина — всегда была на страже в семье. Хар-р — сила духа, значимые физ. силы. Положение женщины в обществе в России — женщинанезависима, это внутренне богатство, свобода выражается во (внутреннем) внешнеммире. Франция — женщина может все (Коко Шанель — показала, что женщина можетсамостоятельно создать и вести дело). Германия — создавались женские общества.Теперь женщина 2-е лицо в государстве. Маргарет Тэтчер — 21в — выравниваниеправ. В России женщины борятся за равноправие, а не за равенство.Предназначение женщины — облагородить мужчину. Когда женщина строит своиотношения с мужчиной, она интуитивно выбирает отца своему ребенку. Спецификаискусства. Обычно в научное познание искусство не включается. Произведенияискусства строятся только на субъективном переживании человека. В научныхоткрытиях такого нет — в этом фундаментальное различие. Если бы Л.Толстой погибво время (второй) войны мы бы никогда не узнали бы о Наташе Ростовой. А если быпогиб Менделеев, то не он, а кто то другой создал бы таблицу элементов. То, чтораньше было достижениям меньшинства, теперь становится достоянием большинства.Появляется образ человека-массы. Ортего-и-Гассет “Восстание массы”. Человекмассы — тот, кто н может оценить самого себя, видит себя таким как все и непереживает из-за этого. Как только начинает рефлексировать, сравнивать сдругими — выходит из массы. Всегда меньшинство двигает культуру.3 Раньше былаощутима иерархия сословий — 20в границы стирает.
8. Религия как феномен искусства
Религии как особое явление духовной жизни. Основа – такайустойчивый признак как вера в сверхъестественное. На нём базируется религиозноесознание, выделяющее следующие уровни: Эмоционально-чувственный – обыденныйуровень сознания. Рационалистически-логический – это концептуально оформленноерелигиозное сознание. Выделяют религиозную деятельность, религиозные отношения,религиозные институты. Вместе они составляю религиозный комплекс. Религиознаядеятельность: Внекультовая – производство различных предметов быта.Благотворительные столовые, приюты и т.д. Образовательная – подготовкасвященнослужителей. Культовая – способ объективации религиозного сознания:молитвы, обряды таинства. Культ – действие для убеждения верующего в Бога.Религиозные отношения – интегрирующая функция религии, связывающая разныестороны религии. Религиозные институты и организации: Церковь – сложнаяцентрализованная система взаимоотношений между служителями и верующими,регламентирующая деятельность и обязанность верующего. Секта – отделившаяся отцеркви организация, не соглашающаяся с отдельными аспектами религиознойдоктрины. Ограниченное число верующих, религиозная практика, основанная наравенстве клиров и мирян. Харизматический культ — члены такого культаобъединяются вокруг определённой личности, которая имеет божественное качество– харизма. Деноминация – тип организации, характеризуется переходом от секты кцеркви. От церкви – высокий уровень организации – принцип добровольности.Функции религии: Мировоззренческая, Регулятивная: запреты и предписанияИнтегрирующая. Компенсаторная: возможность забыть несовершенство мира.Классификация: Христианство, ислам, индуизм – библейские религии (человек какгосподин) Природные – буддизм, иудаизм, даосизм. Мировые – буддизм, ислам,христианство. Национальные – иудаизм, даосизм, синтоизм, джайнизм. Формырелигии: Родоплеменные – потивизм, фетишизм, магия, анемизм. Политеистическая –антропоморфные, зооморфные. Монотеистическая – очень строгое в иудаизме иисламе. Существуют еще нетрадиционные культы.
9. Наука в системе культуры
В культурологии наукарассматривается как элемент культуры, как одна из ее подсистем, обогащающаядуховный мир человека, способствующая его развитию. Социокультурный смыслпонятия «наука» заключается в следующем: наука — этоспециализированная форма культуры, ориентированная на познание. />Наукаизучает окружающую природу, действительность, воспринимаемую нами при помощиорганов чувств, осмысливаемую разумом. Наука является механизмом полученияобъективного знания об окружающем мире. Объективное — то знание, которое независит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляетсобой результат, напрямую отражающий положение дел. Научное познание основанона определенных принципах, определяющих и уточняющих формы научного познания:принцип объективности (признание факта существования независимого от человека,от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания; причемпознания рационального, следующего выверенным способам получения знаний);принцип причинности (научного детерминизма) заключается в том, что все событияв мире связаны между собой причинной связью; принцип рациональности; любоенаучное утверждение имеет смысл, если оно доказано; принцип воспроизводимости;принцип теоретичности — наука является совокупностью логически завершенныхтеоретических конструкций; принцип системности — любой элемент является частьюсистемы; если ранее утвержденные истины не соответствуют современному анализу,они пересматриваются, в науке нет абсолютных авторитетов. Наука изучает реальновоспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие. Наука пытается ответить навопрос о том, как устроена реальная действительность, как он существует,функционирует, развивается. Для этого наука формулирует определенные законы,основываясь на результатах экспериментального и теоретического исследования.
10. Запад и Восток: два типа духовности
Запад: Дух святой исходит от отца и сына. Иерархическийпринцип. Формирование национальных государств. Спасение человека зависит отцеркви, которая оценивает заслуги верующего и отпускает грехи. Папский престолстремится стать центром католического мира – следствие феодальнойраздробленности. Язык богослужения – латинский. Централизованная церковнаяорганизация во главе с папой. Основной смысловой упор – муки Христа, мукигрешников в аду.
Восток: Дух Святой исходит от Бога-отца, главного всвятой троице. Монархический принцип. Самодержавная империя. Спасение человекав индивидуальной молитве. Церковь не претендует на главенствующую роль поотношению к светской власти, выступает за единство церкви и государства. Языкбогослужения греческий, но допускается и на местных языках. 5 полноправныхпатриархий. Выше патриархов православные соборы. На первом плане воплощение ивоскрешение Христа. Также были Различия в литературе и искусстве (разнаяцветовая гамма и убранство).
11. Миф как феномен культуры
Система мифа — некая универсальная система, определяющаяориентацию человека в природе и обществе. В системе мифа закрепляются ирегламентируются представления человека об окружающем мире, затрагиваютсяфундаментальные проблемы мироздания. Отечественные исследователи С. Токарев иВ. Мелетинский пишут в «Мифах народов мира» следующее о мифе: «неспособностьпровести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие кпротиворечию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретныйхарактер, метафоричность, эмоциональность — эти и другие особенности первобытногомышления превращают миф в очень своеобразную символическую (знаковую) систему,в терминах которой воспринимался и описывался весь мир». Указанные особенностиархаического мышления связаны с тем, что само мышление осуществляется благодаряиспользованию зафиксированного в памяти человека знания, которое неотъемлемо отмифотворческого восприятия пространства, времени, причинности с его слитностьюсубъекта и объекта. Накопленные знания о первобытной и традиционной культурахсвидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. Визобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны двеглавные функции древнего мифа — освоение пространства и времени. Это значит,что с самого начала существования культуры ее содержание определяется мифом,который органически связан с устремлением человеческого творчества на овладениепространством и временем и их преодоление. Особенности мифологическогомышления. 1. Сущность подменяется происхождением. М.м. не объясняет, что?, аобъясняет когда?.. Миф – это всегда рассказ о прошлом. Миф — это всегда рассказо прошлом, который должен объяснить прошлое и будущее.(Синхронический аспект).2. Неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным. 3.Удивительное безразличие к противоречиям. 4. Отсутствие абстрактных понятий.
12. Древневосточный тип культуры
История Древнего Востока берет свое начало отвозникновения самых древних цивилизаций у
Месопотамии и Египте (IV — III тыс. до н э). Онавызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитыхпамятников культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому ижелезному веку. Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациямпроходил в первую очередь там, где были благоприятные природные условия. Именноблагоприятные природные условия субтропической зоны Ближнего Востока сталипричиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу сформировалисьраннеклассовые цивилизации и их первые государства. В древних цивилизациях и ихкультурах еще много нерасшифрованного, неизученного. Культура Древнего ЕгиптаЦивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет… Соответственновыделяют и три периода в развитии его культуры. Уже в древнем и Среднемцарствах были созданы уникальные памятки культуры гробницы фараонов. Зверисчитались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смертибальзамировали и хоронили в саркофагах. Культура Месопотамии Месопотамскаяцивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, междуреками Тигр и Евфрат, в ІV тыс. до н э. Расцвет этих городов называют золотымвеком древнего государства шумеров. Здесь изготовлялись из золота предметысамого разнообразного бытового назначения и оружие. Шумерам принадлежит важныеоткрытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобреликолесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию,составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой былапозиционная система обчисления (счеты). Мир духовной культуры шумеров основанна мифологии. Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15мин, 41 сек). Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазойшумерской цивилизации. Культура Китая Китай — страна древней цивилизации: наего территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита ибронзового века. В инкскую эпоху XV до нэ зародилась культура, которая даланачало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертахмесячный календарь и изобретено письмо — прообраз современной иероглифическойкаллиграфии. Древний Китай родина таких изобретений как компас, спидометр,сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открытметод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными,вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцызнали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталоговзвезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др. Культура Индии Первыеизвестные нам центры индийской культуры в 2 тыс до н э, в эпоху«Ригвед». На основе большого сборника «Ригвед» было созданосвоеобразную духовно-мировоззренческую систему индуизма — что есть(сердцевиной) ядром индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся разделобщества на касты. В «Ригведах» были основаны морально-правовыемотивы раздела общества на 4 станы (касты): Брахманов (жрецов). Кшатриев(волнов). Вайшвив (землеробы) Шудры (слуги). Ашока выдвинул идею завоеваниямира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение ученияБудды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна быладуховно соединять разорванное на варны общество.
13. Особенности культуры средневековья. Характеристиканародной, светской, церковной сфер культуры
Средние века — большая эпоха человеческой истории икультуры, примерно тысячелетний период, с V по XV века, когда в мирегосподствовал феодальный строй. Средневековье характеризуется низким уровнемпроизводительных сил, господством натурального хозяйства, слабым развитиемобщественного разделения труда. Серьезное влияние на социокультурную ситуациюоказывали такие факторы как: бесконечные войны между государствами, вторжениекочевников, распространение и укрепление христианства, борьба против арабскихзахватов.
Средневековая культура- культура христианства, отрицаетязычество, но сохраняет достижения античности. Противопоставляет: политеизму –монотеизм, натурализму – духовность, культу удовольствий – аскетизм, познаниючерез наблюдение и логику – книжное знание. Антропоцентричность,самосовершенствование, избавление от грехов, признание сотворенности мира. Интереск книгам. Культура – возделывание своих способностей. Счастье в познание бога.Культура как преодоление ограниченности, духовное совершенствование. Врезультате окончательного распада Римской империи временно были утерянынаивысшие достижения культуры: искусство, литература, теоретические иприкладные вопросы науки были преданы забвению. Многие историки культурысчитали Средние Века мрачной эпохой. Натурально хозяйство было примитивным,техника была слабо развита, войны и эпидемии истощали силы культуры. В духовнойсфере господствовала инквизиция, которая подавляла любую мысль, идущую вразрезс церковными догматами. Монастыри — культурные центры. Монахи — самыеобразованные люди.
14. Христианская картина мира
1. Возникло на рубеже 1 в до н.э. 2. Палестина, городИерусалим 3. Еврейский народ. 4. Иисус Христос (помазанник божий). 5. Религияискупления. Жертва бога способна искупить человеческий грех и восстановитьсвязь человека с богом, утерянную из-за первородного греха. 6. Понятие Троицы:Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. 7. Книга – Библия, состоит из Ветхогозавета – это библейская история сотворения мира, и Нового завета — составленучениками Христа, апостолами, содержит сведения о жизни Христа и его учении.Состоит из 4х Евангелий от Марка, Луки, Матфея, Иоанна. (Евангелие – благаявесть о том, что Иисус Христос – бог, и он воскрес. И каждый человек, пройдяего путём, также воскреснет и обретёт жизнь вечную; подобие бога человек долженнаработать сам). Также в Новый завет входят «Деяния апостолов»,«Послания апостолов», письма, откровения Иоанна Богослова «Апокалипсис8. Символ – крест. В православии крестятся троеперстием, два пальца, прижатых кладони, означают двойную сущность бога (бог и человек). 9. В основе лежит верав то, что 2000 лет назад бог послал в мир людей своего сына, богочеловекаИисуса Христа. Христиане верят в греховность человеческого рода, которая искупаетсякровавой жертвой бога – распятием Христа. Эту греховность они понимают какотделенность человека от бога. Грех отделил человека от бога, разделил друг сдругом и посеял сомнения в душе человека. Важную роль играет мистерия(таинство) воскрешения. Иисус воскрес во плоти, равно как и страдал на крестекак человек. Его воскрешение обещает людям вечную жизнь. Христиане верят, чтоИисус Христос – бог и человек в одном лице, и эти две природы существуют неслитно и не раздельно. Зло находиться вне человека, побуждает вредить богу,другим людям. Корень зла – эгоизм и себялюбие. Христианство может существоватьтолько в лоне церкви. Церковь – сообщество верующих, храм, форма веры.Христиане верят в единокрещение во оставление грехов, в конец света, во второепришествие Христа. В 1054 г. христианская церковь распадается на православие икатолицизм. Православие более жестко относится к человеку. Фелиокве – спор отом, от кого из Троицы исходит святой дух. У католиков более сильный культбогоматери, принят догмат о непогрешимости Папы римского – наместника Бога наЗемле. Протестантизм (16 век) – движение против католической церкви. Идеологи –Кальвин, Лютер, Цвингли. Вера в прямую и личную связь верующего с Христом.Священники при этом не нужны. 1. Лишь священное писание истина, библия –единственный источник божественного откровения. 2. Спасение – божий дар,воплощённый в искупительной смерти и воскрешении Христа, достигается тольколичной верой. 3. Каждый верующий является священником. Орицают власть Папыримского, посредничество девы Марии и святых, и таинство, не преподанноеХристом.
15. Влияние Христианства на формирование древнерусскойкультуры. Русское православие
Принятие христианства как государственной религии влеклос неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до тоговеликокняжеским патронатом. При этом была частично уничтожена русская культура,в которой сотни лет язычество играло важнейшую роль.
Были запрещены все языческие обряды и празднества (многиеиз них сохранялись долгое время или принимали церковную интерпретацию —например, Масленица), некоторые образцы русского народного творчества,разрушены все культовые сооружения (идолы, и я языческие храмы). Уничтожалисьпредставители русской духовной элиты: волхвы и ведуны.
Согласно традиционной версии Русской Церкви и мнениюнекоторых современных исследователей, до полного укоренения христианства наРуси в некоторых родах практиковались человеческие жертвоприношения, широкопрактиковалось многожёнство.
Предполагают, что начало года по принятии христианства вКиеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннегоравноденствия, как раньше.
16. Сущность и характерные черты культуры эпохиРенессанса
Ренессанс определяется как исторический процесс идейногои культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытнуюценность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма. Весьпроцесс длится вплоть до ранних буржуазных революций. Гуманизм – прогрессивноедвижение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личностиот идейного закрепощения времен феодализма и католицизма. Главные носителиидеологии Ренессанса — городские высшие слои, умельцы, мещане, монастырские ицерковные интеллектуалы — находились в остром политическом противоборстве сосредними и низшими слоями городского населения, презирали бедноту. Ренессанс — это прежде всего свободное осмысление произведений античности, отказ от готовыхи неизменных истин. Вместо навязанного понятия истины, самой личностипредоставляются возможность и право решать, что истинно, а что нет. Гуманизм(от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся системавоззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу,счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человекакритерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости,человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманисты, возродив кжизни множество литературных памятников классической древности, использовали ихдля развития светской культуры и образованности. Они противопоставилибогословско-схоластическому знанию знание светское, религиозному аскетизму —наслаждение жизнью, уничижению человека — идеал свободной всесторонне развитойличности. В 14—15 вв. центром гуманистической мысли была Италия (Ф. Петрарка,Дж. Боккаччо, Лоренцо Балла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль,Микеланджело и др.),
17. «Серебряный век» русской культуры
В начале XIX в. Была создана система народногообразования (бессословность обучения). В науке мировое признание получили:Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытиеантарктиды), основоположник военно-полевой хирургии – Пирогов. Событиеммирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов —Д.И. Менделеев Большую роль в развитии науки и просвещения игралимузеи, библиотеки, издательское дело. В Петербурге открыта первая публичнаябиблиотека. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге. Вискусстве Романтизм и реализм возник в Западной Европе в конце XVIII в. каксвоеобразное противопоставление классицизму. Для этого направления характерностремление к идеалу, к свободе личности. Основоположник романтизма – Жуковский.Баратынский, Тютчев, Лермонтов. С творчества Пушкина начинается «золотой век»русской литературы. Толстой, Достоевский, Тургенев. В живописи — Реалистическоенаправление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин,Поленов). В романтической манере – Айвазовский. Венецианов ввел в живописьнародные сюжеты – бытовой жанр. С 1830-х годов в русской архитектуренаблюдается тенденция к созданию собственного стиля – эклектики (смешениеэлементов разных стилей). В 1824г. труппа бывшего Петровского театраразделилась на драматическую – Малый театр, и оперно-балетную — Большой театр.В 1832г. в Петербурге открыт Александрийский театр. Самостоятельным видом муз.Спектаклей стал балет. Центральной фигурой в музыке первой половины XiX сталМусоргский, создатель национальной классической музыки. Вторая половина XIX в.Время расцвета Чайковского. Бородин, Мусоргский. Римский- Корсаков входили всостав «Могучая кучка» рук. Балакирев. Они боролись против Эклектики. В нач. XXвека — За выдающийся вклад в мировую науку лауреатами Нобелевской премии сталив 1904 г. И.П. Павлов, а в 1908 г. — И.И. Мечников. Литература — серебряныйвек. в литературе продолжал развиваться критический реализм, представленный впроизведениях А.П. Чехова, М. Горького, С.А. Есенина. Новым направлением влитературе стал футуризм, провозглашавший современную структуру, отрицавшийкультурное наследие (Маяковский, Пастернак). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко открыли Художественный театр. Искусство –абстракционизм – Малевич, Шагал. Музыка – Рахманинов, Скрябин, Стравинский
18. XIX век России как социокультурная эпоха
В начале XIX в. Была создана система народногообразования (бессословность обучения). В науке мировое признание получили:Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытиеантарктиды), основоположник военно-полевой хирургии – Пирогов. Событиеммирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов —Д.И. Менделеев Большую роль в развитии науки и просвещения игралимузеи, библиотеки, издательское дело. В Петербурге открыта первая публичнаябиблиотека. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге. Вискусстве Романтизм и реализм возник в Западной Европе в конце XVIII в. каксвоеобразное противопоставление классицизму. Для этого направления характерностремление к идеалу, к свободе личности. Основоположник романтизма – Жуковский.Баратынский, Тютчев, Лермонтов. С творчества Пушкина начинается «золотой век»русской литературы. Толстой, Достоевский, Тургенев. В живописи — Реалистическоенаправление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин,Поленов). В романтической манере – Айвазовский. Венецианов ввел в живописьнародные сюжеты – бытовой жанр. С 1830-х годов в русской архитектуренаблюдается тенденция к созданию собственного стиля – эклектики (смешениеэлементов разных стилей). В 1824г. труппа бывшего Петровского театраразделилась на драматическую – Малый театр, и оперно-балетную — Большой театр.В 1832г. в Петербурге открыт Александрийский театр. Самостоятельным видом муз.Спектаклей стал балет. Центральной фигурой в музыке первой половины XiX сталМусоргский, создатель национальной классической музыки. Вторая половина XIX в.Время расцвета Чайковского. Бородин, Мусоргский. Римский- Корсаков входили в состав«Могучая кучка» рук. Балакирев. Они боролись против Эклектики. В нач. XX века — За выдающийся вклад в мировую науку лауреатами Нобелевской премии стали в 1904 г. И.П. Павлов, а в 1908 г. — И.И. Мечников. Литература — серебряный век. в литературе продолжалразвиваться критический реализм, представленный в произведениях А.П. Чехова, М.Горького, С.А. Есенина. Новым направлением в литературе стал футуризм,провозглашавший современную структуру, отрицавший культурное наследие(Маяковский, Пастернак). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченкооткрыли Художественный театр. Искусство – абстракционизм – Малевич, Шагал.Музыка – Рахманинов, Скрябин, Стравинский
19. Молодежная субкультура
Культура — коплекс, включающий знания, верования,искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенныечеловеком, как членом общества. Также Культура — это исторически определенный уровниразвития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельностилюдей и создании материальных ценностей. В широком смысле под субкультуройпонимается частичная культурная подсистема» официальной" культуры.определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.Субкультура — это подкультура или культура в культуре. В целом современныесубкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитыхнациональных и региональных культур, в которых наряду с основной классическойтенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме,так и по содержанию отличающихся от ведущих культурных традиций, являющихся вто же время прямым порождением последних. Социальной базой формированиясубкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальныеобъединения. Эти неформальные объединения и становятся субъектами — носителямии творцами собственной культурной среды, нормативов поведения и общения,действий и ценностей, имеющих глубокий символический смысл для членов группы,создавших собственную субкультуру.На возникновение и развитие субкультур влияютизменения образа и уровня жизни общества, крупные социальные события ипотрясения. Возможны появления и активизация субкультур при улучшении условий жизникакой-либо социальной группы (повышение доходов, образовательного и культурногоуровня и т.д.). Второй тип субкультур можно назвать субкультурами “кризиса”,так как их появление связано с ухудшением социально-экономического положения.Этому типу соответствует большинство послевоенных молодежных структур на западеи последнего десятилетия в нашей стране. Различают традиционалистские иинновационно-авангардные субкультуры; «контркультуру» (некоторыемолодежные субкультуры); субкультуры основных этапов жизненного цикла (детская,молодежная, культура пожилых); маргинальные культуры. Отличительными чертамисубкультур являются “стили”: Стили характеризуют глубину вхождения всубкультуру. Можно выделить 3 формы элемента стиля: образ — элементы костюма,прическа, косметика, бижутерия; манера поведения — особенности невербальногокомпонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка); слэнг — специфический словарь и его использование.
20.Основные тенденции развития культуры 18 века
В конце XVIII в. завершается процесс складывания русскойнации. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период былоформирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферыкультуры — наука, художественная литература, светская живопись, театр и др.Впервые при Петре I образование стало государственной политикой. При Петре Iоткрывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основанияАкадемии наук (с 1724 г В нее входили Академия, Университет и гимназия.),начала выходить первая печатная газета «Куранты». Молодых людей сталипосылать за границу учиться, в основном корабельному и морскому делу. Впервыевводились единые учебные планы, классноурочная система. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурнымцентром. В организованной при нем типографии издавалась газета «Московскиеведомости» (до 1917 г.). В 1708 — 1710 гг. была проведена реформа шрифта,упростившая кириллицу. Это способствовало увеличению издания книг, учебников. Книгоиздательскаядеятельность усилилась со второй половины XVIII в., заслуга принадлежитНовикову. Он организатор библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 15городах России. Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества поэтаДержавина, который утверждал в литературе начала реализма. Основным жанром егопроизведений была ода. Державин смело сочетал «высокий» и«низкий» стили, внес элементы живой речи в русский язык. ЛитераторыXVIII в. в России явились представителями классического стиля, который получилв дальнейшем развитие. В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, истроительство — выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величиеРоссийской империи. Правительство финансировало крупные постройки. Наиболеезаметными строениями в Москве — Суконный двор, Большой Каменный мост, Арсенал вКремле. Русским архитектором был Баженов. Им построены дворцово-парковыйансамбль в Царицыно, дом Пашкова в Москве. По проектам Казакова построены СенатМосковского Кремля Московский университет (1786 — 1793), Петровский дворец(1775-1782),. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы,организовал архитектурную школу. Петровская эпоха характеризуетсястроительством новой столицы — Петербурга, для чего были приглашены иноземныезодчие Трезини, Растрелли. Общественные сооружения Трезини отличались простотойстиля — раннее Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий. Самым значительнымсооружением Трезини был собор Петропавловской крепости (1712 — 1733). Одновременнос Петербургом строились загородные дворцы — Петергоф (барокко). БартоломеоРастрелли-младший был уже русским архитектором. Он автор Смольного монастыря(1748 — 1754) и Зимнего Дворца (1754 — 1762) в Петербурге, Большого дворца вПетергофе (1747 — 1752), Екатерининского дворца в Царском селе (1752 — 1757) идр. В 60-е гг. XVIII в. на смену стилю русского барокко пришел русскийклассицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Особенно онпроявился в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные иизящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж. Главная ценностьклассицизма — строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн (Дворцоваяплощадь в Петербурге) архитектора К.И. Росси. Михайловский дворец (Русскиймузей) с площадью Искусств, ансамбль Александрийского театра (Петербургскийакадемический театр драмы), Российскому классицизму в скульптуре были присущисвои характерные черты. Интересна работа по созданию скульптуры дляТриумфальных ворот в память об Отечественной войне 1812 г. у Тверской заставы в Москве (ныне проспект Кутузова) И.П. Витали (1794-1855). СкульпторИ.П.Мартос (1754-1835) создал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади вМоскве. В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство-живопись, скульптура и др. Это время — расцвет портретной живописи. Наиболееизвестные художники петровского времени — А.Матвеев и И.Никитин — основоположники русской светской живописи В конце XVIII в. создается одна избогатейших художественных коллекций мира — Эрмитаж. В его основе приобретенныеЕкатериной II частные Собрания картин западноевропейских мастеров (с 1764 г.). В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера. В XVIII в. продолжалосьразвитие театра. По велению Петра I в 1702 г. был создан Публичный театр, Петровский официальный театр распался на несколько театров. С начала 30-х гг. XVIIIв. в Петербурге снова появился официальный театр. В середине XVIII в. во многихгородах Российской империи выступали иностранные актерские труппы. Был созданРоссийский театр. Существовал также крепостной театр. Они стали основой русскойпровинциальной сцены. В XVIII в. начинает широко распространяться музыкальное.В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в которомисполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII в.формируется русская композиторская школа, появляются первые русскиекомпозиторы. Ведущим музыкальным жанром становится опера. На рубеже XVIII — XIXвв. появился жанр камерной лирической песни -русского романса на тексты изрусской поэзии. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский Важнейшаяхарактеристика культурного развития России в первой половине XIX в. — завершение начавшегося в XVIII в. процесса формирования русской национальнойкультуры. В этот период окончательно складываются национальные школы влитературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и др.