Реферат по предмету "Психология"


Понятия профессионального стресса

Понятияпрофессионального стресса
Стресс – это нарушениепсихологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативныхусловий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стрессна рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую, по егомнению, ситуацию. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этомэмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физическиеи химические реакции человека на стрессоры. Небольших стрессовых ситуацийневозможно избежать. Как правило, стресс является следствием утомления иусталости. Число «больных», обратившихся за медицинской помощью из-за стресса,растет ежегодно. Основные факторы стресса проявляются во время труда, работы(когда человек не чувствует своей значимости, ему не доверяют определенный родзанятий и т. д.): отсутствие обратной связи с коллегами, руководством, условияработы, шум, освещенность, оснащение помещения, где работает человек,чрезмерное давление со стороны коллег и т. д.
Можно различитьглубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс.Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека,особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительномпроизводстве или в коллективе, не устраивающем работника.
Производственный стрессотрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека,мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровеньтравматизма на предприятии или в организации.
Зачастуюпроизводственный стресс ведет к алкоголизму, прогулам, воровству, текучестькадров резко возрастает.
Проблема трудовогостресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения,которая получила название «Психология профессионального здоровья» – отрасль психологии,которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивнойработой с членами организации.
Отрасль знаний началазарождаться еще тогда, когда психология начала формироваться каксамостоятельная наука. Огромный вклад в разработку и основу данной отрасли внесзнаменитый немецкий ученый, преподававший в Гарвардском университете, ГугоМюнстерберг. Во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) правительствоВеликобритании создало Совет по изучению усталости на производстве, в которомбольшое участие принял Г. Мюнстерберг. В этом Совете он изучал неэффективнуюработу, усталость, утомляемость работников, занятых в основном ручным трудом.
Впервые термин “психологияпрофессионального здоровья” предложил в 1990 г. психолог Джонатан Рэймонд. Основнойцелью изучения психологии профессионального здоровья стали изучение негативноговлияния стресса на организм и здоровье людей и разработка методов и способовборьбы со стрессом.
Нельзя не отметить, чтореакция на стресс у каждого человека индивидуальная. Одни с легкостью переносятвсе тягости стресса, а другие, наоборот, замыкаются в себе и долго не могутсправиться со стрессом. Это связано с возможностями того или иного человека,его личностными характеристиками, степенью информационной загрузки, степеньюудовлетворенности трудом, ведь когда занимаешься любимым делом, не замечаешьпереутомления и усталости, а с радостью перевыполняешь план на месяц и даже наквартал за неделю.
Стресс негативно влияетна физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания,излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину –стресс.
Профессиональный стресс– многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях нанапряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время онвыделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z73: “стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью”). В литературевстречается также термин “психическое выгорание”, под которым обычно понимаютсиндром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов. Сравнениеособенностей формирования и протекания синдрома “выгорания” в разныхпрофессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается инаиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек — человек».По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессийнетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом.
Установлено, что однимиз факторов синдрома “выгорания” является продолжительность стрессовойситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса упредставителей коммуникативных профессий влияют:
· ограничение свободыдействий и использования имеющегося потенциала;
· монотонность работы;
· высокая степеньнеопределенности в оценке выполняемой работы;
· неудовлетворенностьсоциальным статусом.
Профессиональное “выгорание”сотрудников может быть обусловлено такими причинами:
1) перегруженность илинезагруженность работой;
2) организационныеперемены;
3) ролеваянеопределенность и ролевой конфликт;
4) эпидемияпсихогенного заболевания;
5) истощение физическихи духовных сил;
6) трудоголизм.
Формами проявленияпроизводственных стрессов являются:
1) депрессии;
2) агрессивность поотношению к коллегам;
3) нежелание выходитьна работу, прогулы;
4) большое количествобрака продукции;
5) излишняя нагрузка наработе;
6)гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и другие.
Цельюданной работы ставлю перед собой детальное и глубокое рассмотрениеосновных методов профилактики производственных стрессови способов борьбы с их последствиями. Для этого следует еще раз вернутьсяк определению понятия стресс. В переводе с английского языка слово«стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Аэнциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупностьзащитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека вответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)».
Первым же далопределение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению,стресс — это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу иуправлять им?
Что может бытьпротивопоставлено стрессу?
Перечислим основныепункты профилактики стрессов и способы борьбы с их последствиями:
1) созданиеблагоприятного организационного климата;
2) предоставлениеработникам возможности самим организовывать свою работу;
3) четкое определениеобязанностей работников;
4) устранение причин,ведущих к перегруженности или недогруженности работой;
5) социальнаяподдержка;
6) психологическаяпомощь на предприятии;
7) программы общегооздоровления.
Необходимо такжепомнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все делана неделю вперед.
Не ставьте перед собой«наполеоновские» планы, ведь только люди с “наполеоновскими” возможностями исилами могут выполнить такие планы. Ведь именно перенапряжение, большоеколичество работы и дел являются источником зарождения стресса и конфликтов вколлективе.
Следует также отметитьважность индивидуальных подходов к предотвращению стрессов. Как было ужесказано ранее, каждый человек по-своему переживает стресс и стрессовыеситуации. Одни уходят в себя и надолго абстрагируются от всего мира, другим,наоборот, необходимо постоянное общение, для того чтобы стресс не стал для ниххроническим заболеванием. Каждому, кто попал в стрессовую ситуацию, повозможности необходимо обратиться к организационному психологу или психологу настороне для того, чтобы быстрее выйти из стрессовой ситуации без особыхосложнений. Ведь если «не лечить» стресс, то он может перерасти в различногорода заболевания, и тогда времени на восстановление потребуется намного больше.Психолог поможет и обучит технике релаксации, при которой человек сможет навремя отвлечься от всех проблем.
Существуют еще иорганизационно-психологические меры, направленные на профилактикупрофессионального стресса. Так, например:
1. В понедельникцелесообразно ограничить объем служебных мероприятий (собраний, совещаний).
2. С цельюнеобходимости упорядочения времени проведения производственных совещаний,технических советов целесообразно проведение их на всех уровнях управления вовторой половине рабочего дня в понедельник и пятницу. При длительностисовещания более 1,5 часа необходимо назначение 10-15-минутных перерывов через1,5 часа работы.
3. Для предотвращенияэмоционального перенапряжения необходимо составлять четкие временныепланы-графики производственных совещаний с указанием их содержания. Такженеобходимо избегать планирования излишне длительных совещаний.
4. Для созданияблагоприятного психологического климата необходимо привлечение персонала кучастию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры илитехнологического процесса в производственных коллективах. Подобное участиепомогает персоналу принять перемены и дает ему возможность высказать своемнение и «озвучить» претензии.
5. Необходимопредоставлять сотрудникам самим организовывать свою работу. Понимание того, чтоу работающих есть определенное право самим решать, что и как делать на работе,значительно уменьшает негативные последствия стрессов.
6. Нужно обеспечитьчеткое определение должностных обязанностей работников. С целью снижения возможностивозникновения стресса, связанного с ролевой неопределенностью, надо четкоопределить должностные обязанности работников и сферу их ответственности.
7. Для устраненияпричин, ведущих к перегруженности или недогрузке работой, руководительпредприятия должен надлежащим образом организовать процессы обучения,беспристрастные решения о повышении в должности и справедливое распределениеобязанностей, обеспечить хорошее соответствие требований работы способностямтого, кто ее выполняет.
8. Рекомендуется обеспечитьв организации систему оказания сотрудникам социальной поддержки, котораясделает их менее уязвимыми для негативных последствий стресса. Социальнаяподдержка способна минимизировать негативные последствия стресса. Одно изобъяснений этого феномена заключается в том, что социальная поддержка смягчаетвоздействие стрессов на лиц, находящихся в сложной ситуации, особенно если этаситуация — следствие перегруженности работой или ролевого конфликта. Оказатьдейственную социальную поддержку способны сплоченные рабочие группы ируководители первой линии — супервизоры, обученные доброжелательному изаботливому отношению к подчиненным.
9. Целесообразноиспользовать модификацию поведения как эффективный способ повышенияустойчивости к стрессам людей определенного психологического типа личности,имеющих склонность к тревожности, гиперреактивности, с повышенным рискомразвития ишемической болезни сердца. К характеристикам личности, на которыеследует повлиять, относятся чрезмерная напористость, навязанное самому себепостоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Необходимо формировать уработников позитивную эмоциональную реакцию на стрессовые обстоятельства,изменять информационное значение некоторых раздражителей за счет потери имипатогенных свойств путем использования методики рациональной психокоррекции.
10. Нужно проводитьпредсменный контроль функционального состояния работников экстремальных видовдеятельности, предъявляющих высокие требования к профессионально значимымфункциям, особенно в стрессовых ситуациях, с последующей оценкой результатовисследования методом сравнения с критериальными модельными физиологическимихарактеристиками.
11. Необходимопроводить мониторинг функционального состояния организма человека в течениерабочей смены с помощью автоматизированной системы регистрации и анализаинформации с целью постоянного выявления «физиологической цены»производственной деятельности и создания «архива» или«банка» индивидуальных физиологических данных для обоснованиярекомендаций, направленных на профилактику нарушений состояния здоровья.
12. Возможноиспользование профессионального отбора как средства оценки профессиональнойпригодности для выявления максимального соответствия индивидуальныхфизиологических характеристик, особенностей и возможностей человека тем общим испецифическим требованиям, которые предъявляют к нему определенные видыпрофессиональной деятельности с целью повышения надежности и безаварийностиработы в экстремальных, стрессовых ситуациях.
13. Целесообразносоздание системы мер, направленных на профилактику стрессового состояния исохранения здоровья работающих:
— обучение и повышениеквалификации на базе корпоративных образовательных центров с использованиемкомпьютеризированных программ и обучение на базе Интернета для повышенияпрофессионального уровня специалистов, отработки безопасных приемов труда исоблюдения правил и норм безопасности с целью профилактики профессиональнойзаболеваемости и снижения уровня травматизма;
— формирование навыков,необходимых для принятия решений в сложных производственных и конфликтныхситуациях, и тренировка в использовании этих навыков путем изучения реальныхпроизводственных проблем и стресс-факторов, с которыми сталкиваются работающие,а также имитации сложных производственных ситуаций;
— модификация поведениядля увеличения эффективности труда работников с помощью аудита (контроля)использования должностных обязанностей;
— использованиетренажеров для отработки моделирования поведения, особенно в экстремальныхситуациях и при дефиците времени, индивидуальный тренинг работниковнервно-напряженных видов деятельности;
— формированиепотребности в здоровом образе жизни как средстве повышения устойчивости кстрессу за счет полноценного питания, увеличения двигательной активности,борьбы с вредными привычками: курением, злоупотреблением алкогольныминапитками.
14. Для комплекснойпрофилактики профессиональной патологии, укрепления здоровья работающихцелесообразно создание центров восстановления работоспособности (ЦВР). Работафизкультурно-оздоровительного центра должна проводиться под контролем врача, аспециальные инструкторы-методисты должны составлять комплексы физическихупражнений, обновлять и совершенствовать программы целенаправленной гимнастикии нервно-мышечной релаксации.
Рекомендации попрофилактике стрессов руководителям и подчиненным
Значительную частьстрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различнымипроизводственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой«вертикаль» деловых отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже есликонфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может невмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактикестрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два«фронта»: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса усотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим ине служить стрессодателями для других.
Чтобы минимизироватьуровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности,руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.
* Почаще задумывайтесьнад точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствиеэтим качествам объема и сложности поручаемых заданий — важное условиепрофилактики стрессов среди подчиненных.
* Не пренебрегайте«бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределовответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов ивзаимных обид.
* Не раздражайтесь, еслиработник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с нимосновательность отказа.
* Как можно чащедемонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного изамериканских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, ночувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года,чем те, кто такой поддержки не замечали.)
* Используйте стильруководства, соответствующий конкретной производственной ситуации иособенностям состава сотрудников.
* При неудачахсотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовалчеловек, а не его личные качества.
* Не исключайте изарсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
* Запретите себеиспользовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
* Если возникланеобходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивнойи этичной критики.
* Периодическизадумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держитев поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональнойразрядки, развлечений и т.д.
Выполнениеруководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенноповлиять на уровень стрессов в коллективе.
Одновременно в тех жецелях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям,страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой переченьметодов минимизации стрессов.
* Если вас неустраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвиженияпо службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательнопроанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшениюэтих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).
* Обсудите вашипроблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядетьобвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая,возможно, касается не только вас.
* Постарайтесь наладитьэффективные деловые отношения с вашим руководителем, Оцените масштаб егопроблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило,нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.
* Если вы чувствуете,что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себесилы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обоснованиисвоего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не противновых заданий,… если только вам позволят освободиться от части старых.
* Не стесняйтесьтребовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сутипоручаемых вам заданий.
* Если возникаетпроизводственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивостьпредъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но ине сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), недоводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнениитого или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимостипорученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итогепострадает дело, а не вы лично.
* При напряженнойработе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха, Опытсвидетельствует, что двух 10 — 15-минутных периодов расслабления в день вполнедостаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
* Полезно также помнитьо том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причинлучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а сфутбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитниковудачными оказываются от силы одна-две, но и такого их числа порой бываетдостаточно. Набираться опыта на собственных ошибках – ваше естественное право(хоть и не записанное в конституции).
* Обязательноразряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах.Социально — одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавленииих, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь всильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдитеспособы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте парукарандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любойорганизации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных идайте себе любую физическую нагрузку – лучше такую, где надо по чему-нибудьбить (футбол, волейбол, теннис).
* Старайтесь несмешивать личные и служебные отношения и т.д.
Среди подобныхрекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современнойуправленческо-психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные,идущие вразрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широкораспространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов,получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемыйслужебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не такпросто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти,обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и вышев одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, чтоработники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имелисамый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждалсядаже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большаязаработная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкованатак, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, котораятребуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственнаяситуация требует от них, скажем, дисциплины или мобилизации всех сил, семьяможет поддерживать не самые уместные в такой момент качества – обиды на коллеги руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или наобстоятельства и т. д. Вывод, наверное, очевиден: не всякая поддержка семьиможет служить надежным убежищем от стресса.
Перечисленные вышерекомендации по предупреждению стрессов в рабочих группах поневоле носятдостаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна,поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженногострессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.).Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависитот общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходитьиз стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными ипрочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы — это всего лишь одиниз многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Нофизиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный впреодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнеедругих справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.
Таким образом, один изключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненнойстратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающейособенности его личности.
В каждой странепроблема стресса, возникающего от трудового перенапряжения, решаетсяпо-разному. В Японии, как известно, работники разминаются, нанося удары порезиновой кукле, изображающей хозяина фирмы. В Китае перед работой или во времяобеденного перерыва сотни тысяч людей делают комплексы оздоровительного ушу итадзицюань. В Индии, где я изучал медитативные и антистрессовые практики,применяемые в тамошних корпорациях, весьма популярна так называемая офиснаяйога, представляющая собой специальный комплекс упрощенных асан, которые можноделать, стоя, не снимая костюма. В Германии, родне аутотренинга по Шульцу,любят создавать на предприятиях кабинеты психической разгрузки.
К сожалению, в нашейстране работодатели, как правило, не уделяют особого внимания проблемам стрессана работе, прежде всего, из-за того, что они практически не знают (или не хотятзнать) этой проблемы и меры профилактики, необходимые для сохранения здоровья, какнаемных работников, так и собственного.
Стресс на работе являетсяважнейшим фактором, влияющим на высокий уровень заболеваемости, прежде всего,сердечнососудистыми и нервно-психическими, приводящими к стойкой и длительнойутрате трудоспособности.
Болезнисердечнососудистой системы являются основной причиной сверхвысокого уровнясмертности в трудоспособном возрасте. Кроме того, стресс на работе приводит кнарушениям репродуктивного здоровья, и, как следствие этого, снижениюрождаемости. Таким образом, нервное перенапряжение и стресс на работе влияют наразвитие демографического кризиса в Украине.
Стресс на работе прикрайне низком уровне гигиенической культуры населения способствуютраспространенности злоупотребления алкоголем, что в свою очередь приводит кросту заболеваемости и травматизма, в том числе, на работе.
Повсеместноераспространение стресса на работе приводит к снижению трудоспособностиработников, и делают организацию экономически неэффективной.
Нервное перенапряжениеи стресс на работе затрагивают все категории работников – от руководителейсамого высокого ранга до работников, занятых на вредных и опасных работах иработников низкой квалификации.
В то же время проблеменервного перенапряжения и стресса на работе в нашей стране не уделяют должноговнимания ни государство, ни работодатели, ни профсоюзы.
Осознавая важностьпроблемы стресса на рабочем месте, хотелось бы предложить целый ряд мер длярешения этой проблемы, и в частности:
1. Необходимо изучитьмеждународный опыт работы по предотвращению стресса на работе и ликвидации егонегативных последствий.
2. Включить в:
— программы образованияподготовки работодателей и профсоюзных работников основ стресс-менеджмента;
— разделы “Охрана труда”коллективных договоров пунктов, касающихся профилактики стресса на работе и егонегативных последствий.
3. Расследовать случаивнезапной смерти на работе от общих и сердечнососудистых заболеваний дляустановления причинно-следственных связей смерти на работе от влияния на этостресса.
4. Развивать средиработодателей и работников пропаганду знаний в области здорового образа жизни иприемов борьбы с негативными последствиями стрессов на работе.
Мои предложения дляпредупреждения производственного стресса: создание благоприятных условий труда,включающее в себя хорошее освещение, свежий проветриваемый воздух, ненавязчивыйи нерезкий цвет обоев, максимально возможное снижение звукового фона. Там, гдеруководитель не пренебрегает эргономикой, производительность труда иэффективность работы всегда выше. Для профилактики конфликтов, приводящих кстрессу, полезно грамотно рассаживать сотрудников, разводя в разные углыкомнаты или помещая спиной друг к другу тех, кто находится в отношенияхантипатии и антагонизма. В то же время хороши бывают мероприятия, сплачивающиеразрозненный коллектив, например, организацию конкурсов детского рисунка средидетей сотрудников с их последующим обсуждением.

Список литературы
1. БороноваГ.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций Издательство: Эксмо Год:2008, С.160
2. ШевчукД.А.: Конфликты: избегать или форсировать
3. Издательство:Эксмо Год: 2009С. 674
4. http://syntone.ru/library/books/content/3520.html?current_book_page=11
5. http://www.complexdoc.ru/ntdtext/535668/9
6. http://www.litru.ru/br/?b=112275&p=31
7. http://www.safework.ru/publications/?view=653
8. http://www.reiki-master.ru/statya/kluchnikov/kluch.php?nn=16


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реформаторская деятельность МX Рейтерна НX Бунге ИА Бышнеградского СЮ Витте
Реферат Следственные версии и планирование расследования
Реферат Ii культура и личность
Реферат Факторный анализ производственно-хозяйственной деятельности фирмы
Реферат Образ мира молодежи и пенсионеров. Сравнительный анализ
Реферат Типы экономических процессов:"Длинные волны Кондратьева".
Реферат Синтетические учения об управлении
Реферат Окуджава Б.Ш.
Реферат Розвиток спритності у футболістів
Реферат Зерно и продукты его переработки
Реферат Генно-модифицированные объекты
Реферат Черногорский феномен
Реферат Администрация колпашевского городского поселения томской области распоряжение
Реферат Физическая реабилитация при переломах лопатки, плеча и ключицы
Реферат Ікурс (ІІ семестр) Укладач: доц. Комаров Ю. А. Затверджено