РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ в г. Минске
Кафедра социальной работы
Контрольная работа
по учебной дисциплине «Антропология»
на тему: «Культура и коммуникация: Логика взаимосвязисимволов»
Студента СОЛОВЬЁВА А.А,
I курсазаочного отделения.
Проверила: к. ф. н.,
доц. ГАФАРОВА Ю.Ю.
Минск 2009
План
Ведение
1. Коммуникация как составляющаякультуры. Механизм коммуникации. Особенности невербальной коммуникации
2. Символ как информационная единица коммуникации. Основныегруппы символов
3. Эволюция символов и логика их взаимосвязи
Заключение
Список использованной литературы
Ведение
Каждая культура в процессе своего развития создает различныесистемы символов и знаков, которые являются своеобразными ее носителями. Длячеловека владение этими знаками и знаковыми системами означает его включение вотношения с другими людьми и в культуру. На протяжении истории человечествомбыло создано огромное количество знаков и символов, регулирующих поведение индивидуумовв социуме и помогающих осуществлять их совместную деятельность.
Культура по своей сути — это характеристика человека иобщества, связанная его способностью целенаправленного преобразованияокружающего мира, в ходе которого создается искусственный мир вещей, символов,а также связей и отношений между людьми. Все, что сделано человеком или имеет кнему отношение, является частью культуры.
Поскольку коммуникация является важнейшей частьючеловеческой жизни, она составляет также и часть культуры. Только черезкоммуникацию человек может соотносить свое поведение с действиями других людей,образуя вместе с ними единый общественный организм — социум.
Символ — одно из самых многозначных понятий в культуре. Это универсальнаякатегория, с помощью которой люди могут выразить и передать все свои внутренниесостояния. Процесс общения в этом отношении можно рассматривать как обменсимволами, с помощью которых происходит передача нужной информации. Изображаягеометрические фигуры — круг, квадрат, крест — первобытные люди пыталисьпередать сведения об окружающем мире и его устройстве в их понимании. Любойорнамент имел изначально определённый смысловой контекст, попытку связичеловека с Абсолютом и определения своего места в мире.
Целью данной работы является рассмотрение понятийкоммуникации и символа как её информационной единицы, их роли в структурекультуры, а также механизма дешифровки основных символов невербальных способовкоммуникации и логики их взаимосвязи на конкретных примерах.
1. Коммуникация как составляющая культуры. Механизмкоммуникации. Особенности невербальной коммуникации
На протяжении своей жизни люди входят в состав тех или иныхсоциокультурных групп. Каждая такая группа обладает своей микрокультурой. Эти субкультурыосновываются на взаимном восприятии своих членов, определяемом их расовой,религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой и семейнойпринадлежностью. И в зависимости от такого рода принадлежности онипридерживаются той или иной модели поведения, выражающейся передаче ивосприятии определённой информации в ходе коммуникативного процесса.
Термин «коммуникация», появившийся в научнойлитературе в начале XX века, обозначает средства связи любых объектовматериального и духовного мира, а также процесс передачи информации от человекак человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствамии т.д.) Коммуникация, в отличие от простого общения, включает также обменинформацией между личностью и обществом для воздействия на социальные процессы.
Коммуникативный акт осуществляется при наличии по меньшеймере двух участников. «Отправитель» зашифровывает свои мысли,чувства, эмоции и другую информацию с помощью кода или знаковой системы вформу, узнаваемую другими, и передаёт её получателю. Для этого он используетнабор всевозможных сигналов, знаков и символов. Его сообщение затемдекодируется получателем, который воспринимает переданную ему информацию,расшифровывая и интерпретируя символы, составляющие данное сообщение.
Взаимопонимание между участниками коммуникации может бытьдостигнуто только тогда, когда между ними заранее было установлено содержание изначение используемых кодов и знаков. Успех коммуникации достигается лишь в томслучае, когда обоими её участниками заранее было установлено содержание изначение используемых кодов, символов и знаков.
Способы кодирования и декодирования сообщений формируютсяпод влиянием личного, индивидуального опыта человека, опыта группы, к которойпринадлежит человек, а также опыта той культуры, представителем которой этотчеловек является.
Коммуникация подразделяется на вербальную (речь) иневербальную (осуществляемую с помощью органов чувств). Сообщениевоспринимается не только в виде высказывания или текста, но и в видеизображения (дорожный знак, герб, логотип, пиктограмма и т.д.), предмета (архитектурноесооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательностиили черная метка как знак приговора), звуков (звуковые сигналы и музыка) имногого другого: «Все разнообразные невербальные параметры культуры,такие, как стиль одежды, планировка деревни, архитектура, мебель, пища,приготовление еды, музыка, физические жесты, позы, — организованы в модельныеконфигурации так, чтобы включать закодированную информацию по аналогии созвуками, словами и предложениями обычного языка» [3; 17]. К примеру,одежда поведение и внешний вид коммуниканта (прическа, украшения, косметика и т.п.)говорит о более общих вещах, таких, как его личность, социальный статус, роль вколлективе, работа, характер, предпочтения.
Невербальная коммуникация является более древней. Еёсоставляющие могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от неё. Онаможет осуществляться только при личном контакте. И большей частью мы пользуемсяименно невербальными средствами коммуникации: «Все виды человеческойдеятельности (а не только речь) служат для передачи информации. Такие способыкоммуникации включают: письменность, исполнение музыки, танец, живопись, пение,строительство, актерскую игру, лечение, отправление религиозного культа и т.д.»[3; 24]. Таким образом, невербальная коммуникация представляют собой, по сути, группысимволов, объединённых для выражения тех или иных понятий, подобно тому, как изслов, объединённых в предложения, складывается речь.
2. Символ как информационная единица коммуникации. Основныегруппы символов
Символ несёт в себе сложную, многоплановую,сконцентрированную информацию для тех, кто в состоянии ее прочитать, но, вотличие от знака, замещающего собой предмет, он представляет собой также трактовку,интерпретацию данного знака. В качестве символов используются слова (осёл — символ глупости), невербальные приемы (пожатия рук, поклоны, приветствия, позы,мимика, жесты и т.д.), материальные предметы (одежда, украшения, татуировки,ритуальные блюда и т.д.), изображения (пиктограммы, иероглифы, руны, гербы,логотипы, цвета), звуки (сирена, гимн, гудок и т.д.)
Любая культура создает свою собственную систему символов ипридает каждому символу соответствующие значения. Поэтому в процессекоммуникации всегда важно помнить, что символы являются таковыми только потому,что определенная группа людей соглашается принять их.
Символ несёт в себе обычно не один, а несколько пластовинформации. Рассмотрим, к примеру, символы некоторых мировых религий:
/> (1); /> (2); /> (3); /> (4);/> (5); /> (6);/> (7)
1) Символ бахаи — девятиконечная звезда. Она символизируетдевять божьих даров и девять плодов Святого Духа и соотносится снумерологическим значением числа 9 — завершения, самопожертвования, гуманностии любви к людям.
2) Символ буддизма — колесо закона. Центр колеса символизируетсознание, излучающее душевный свет. Восемь спиц символизируют суть буддийскогоучения, заключающуюся в следовании восьми «благородным принципам», выражающимнормы правильной жизни.
3) Символ даосизма означает противоположность и единствомужского (ян) и женского (инь) начал, силы и духовности, света и тьмы.
4) Символоминдуизма является слово «Аум» — универсальное имя Бога, три буквенныхзнака которого олицетворяют трех главных индуистских богов и сферу их действия- Создание, Поддержание и Разрушение, а также три состояния сознания — пробуждение,медитацию и сон.5) Символислама — полумесяц и пятиконечная звезда, символизируют приверженность мусульманлунному календарю и пяти столпам Ислама, или пяти ежедневным молитвам.6) Символ иудаизма — шестиконечнаязвезда. Она символизирует пять основных чувств человека (пятью концов, кромеверхнего), которые должны подчиняться шестому, важнейшему чувству — стремлению кпослушанию Богу Живому.
7) Русский православный крест верхней перекладинойсимволизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царьиудейский», а нижней, косой — «мерило праведное», взвешивающее грехии добродетели всех людей. Сам же крест символизирует единение мирского идуховного в человеке.
Символы схематически можно подразделить на группы взависимости от области их проявления: цветовая символика; символика одежды,украшений; символика телесных повреждений; пищевая и звуковая символика и т.д.
Поскольку окружающий нас мир окрашен в различные цвета, цветоваясимволика получила очень большое распространение. Так, красный цвет ассоциируетсяс кровью и огнём и, соответственно, символизирует страсть, энергию, жизненнуюсилу, но также опасность и агрессию. Желтыйцвет олицетворяет солнечныйсвет и символизирует тепло, радость, великодушие, достаток и благоденствие. Зеленыйцвет ассоциируется с весной и природой, он является символом надежд,возрождения, молодости и безопасности. Голубой цвет ассоциируется с небом иморем, это — символ постоянства, чистоты, веры, спокойствия и благородства. Пурпурныйцвет был монополией цезарей, сенаторов и полководцев-триумфаторов потому он олицетворяетвласть, царственность, роскошь. Розовый цвет напоминает о цветке розы и символизируетнежность, женственность и ласку. Коричневый цвет ассоциируется с землей,камином и домом, поэтому он служит символом комфорта, порядка и уюта. Серыйцвет вызывает в памяти небоскребы, церкви и кладбища, поэтому символизируетформализм, консервативность и достоинство. Белый цвет ассоциируется с воздухом,снегом и дневным светом, он символизирует чистоту, невинность, истину,справедливость, добродетель и неэмоциональность. Его часто используют длявыражения стерильности и безопасности. Но в Индии, Китае и Японии он символизируетсмерть, поскольку отождествляется с ангелами и небесами. Черный цвет ассоциируетсяс тьмой и владычицей-ночью. Это символ смерти, тайны, а также власти и скрытойугрозы. Поэтому его предпочитают охранники, телохранители и спецагенты, а такжевысокопоставленные персоны.
Следует, однако, помнить, что цветовая символика может различатьсяу разных народов, поэтому «Даже когда очевидно, что цвет имеетсимволическое значение, мы никогда не можем быть уверены, каково оно. Каждыйслучай должен быть исследован в его специфическом контексте» [3; 72].
Символика в одежде прослеживается только во взаимосвязискладывающих её символов. По отдельности ни один предмет одежды ничего незначит, но соединённые в определенный костюм или униформу и имеющиесоответствующий цвет, элементы одежды указывают на принадлежность копределенной профессии или исполнение определённой социальной роли. К примеру,мундир военного, костюм судьи, платье невесты или вдовы, одежда байкера,облачение священнослужителя и т.д. В комплекте одежда становится символомопределённой профессии, социального статуса, принадлежности к какой-либо группе.
Украшения и татуировки также многое говорят о социальномстатусе, групповой принадлежности и иерархии их обладателя. Основные функцииэтих символов невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы идифференциацией их социального статуса (Изящные дорогие украшения выдаютпринадлежность к элите, обилие металлических клёпок и цепей выделяет рокеров,многочисленные амулеты и талисманы выдают приверженцев оккультизма). Естьукрашения, которые и в обыденной жизни называются символами: знаки различия вармии, политические знаки или значки (красная гвоздика, синяя гвоздика, яблоко),медали. Всё это — своеобразные знаки культурного кода, как явные (корона укороля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того илииного рода украшений). Роль украшений зачастую выполняют татуировки. Однако вотличие от украшений, которые можно заменить, сигнализируя тем самым изменениясвоей личности, татуировка навсегда остаются на коже, окончательно ибесповоротно связывая человека с определёнными событиями и социальной ролью. Так,татуировки в уголовной среде являются своеобразным жизнеописанием ихарактеристикой их обладателя, его криминальной «автобиографией»; ониопределяют также его рейтинг и место в данной среде.
Помимо татуировок встречаются и другие телесные повреждения,показывающие социальный статус человека: бритьё волос (тонзура монаха),обрезание крайней плоти (принадлежность ко взрослым иудеям), прокалывание ушей(только справа — принадлежность к социальным меньшинствам), нанесение шрамов вопределённых местах (у примитивных народов — символы взрослости и власти).
Пища также несёт информацию о событии, к которому онаготовится. К примеру, в России и Белоруссии салат «оливье» и шампанское- символ праздника; грецкие орехи, шоколадные конфеты и мандарины — символНового года; ярко раскрашенные яйца и куличи — символ Пасхи; именинный торт сосвечами — символ дня рождения, а вегетарианская пища — символ поста.
Звуки и тишина также выступают в качестве символов торжественного,священного, либо наоборот, обыденного, повседневного, разнясь по значению вразличных микрокультурах.
Таким образом, символы присутствуют почти в каждом полечеловеческой деятельности. Благодаря их портативности появляется возможностьпередавать от поколения к поколению огромное количество знаний и информации.
Однако символы сами по себе, без знаковой и культурнойсреды, без сообщества, использующего их по условленным негласным законам,ничего не значат: "…символы существуют в конфигурациях, и значениеотдельных символов следует искать в их противопоставлении другим символам, а нев самом символе как таковом" [3; 72]. Отсюда можно вывести определениесимвола как предметного или словесного знака, условно выражающего сущностьявления с определенной точки зрения, имеющего в своей основе переносноезначение и скрытое сравнение, связь с явлениями быта, историческим опытом,сказаниями, верованиями и т.п.
3. Эволюция символов и логика их взаимосвязи
Символы могут менять свои значения от поколения к поколению,от региона к региону. В разных культурах одни и те же символы могут приниматьразличные виды и значение. К примеру, рассмотрим эволюцию и значение в разныхкультурах одного из древнейших символов, креста.
Изначально крест />, называемый теперь Греческим,символизировал древние представления человека об окружающем его пространстве,мире: 4 стороны света, 4 элементов стихий, 4 времени года, точки солнцестояний(вертикаль) и равноденствий (горизонталь) и т.д. Форма Тау-креста /> появилась в древней Халдее и соседнем Египте как символбога Таммуза, плодородия и жизни. В Египте он эволюционировал в Анкх />,символ бессмертия, соединяющий крест (жизнь) и круг (вечность). Крест,названный Латинским />, обозначалв Греции посох Аполлона, но в первые века нашей эры стал символом христианства.Он олицетворяет искупление грехов человечества распятием Христа и веру в егоучение, воскрешение, возрождение, спасение после смерти. Свастика />, «вращающийся» крест — древний символкруговорота жизни и солнца, движения, света, благополучия. Но после второймировой войны он устойчиво ассоциировался с НСДАП и фашизмом, а потому приобрёлстрого негативное значение, без внимания к направлению его вращения. Красныйкрест, международный символ, логически расшифровывается как кровь, жизнь (красныйцвет) и защита, спасение (крест).
Многие современные награды имеют форму креста не случайно. Можнопостроить ассоциативную цепочку: Крест (спасение через страдания) — Храм,увенчанный крестом (вера, молитва, очищение души) — Рыцарь (долг, верность,честь, защита) — Меч с рукоятью в форме креста (оружие, сражение, подвиг) — Орден в форме креста (награда за доблесть и заслуги).
Особое значение приобрела взаимосвязь символов в гербах, гдекаждая деталь наполнена аллегорией и несёт определённую смысловую иинформационную нагрузку (фигура входящая или выходящая, того или иного цвета иразмера, наклон линий вправо или влево, стоящее или сидящее животное и т.д.)
Упрощённый герб — логотип фирмы — изощрённее кодируетинформацию, во многом влияя на подсознание, но так же, как и герб, используетнесколько логически связанных символов для маркировки производимого товара.
Символы складываются и разрушаются с течением времени,приобретают противоположное значение, эволюционируют с развитием общества,объединяются в группы для создания определённого культа (поклонения чему-либоили почитания чего-либо). Так, например, в советские времена создался культвласти. Он непременно сопровождался комплексом определённых атрибутов, которыестали одновременно его символами. Это служебная машина преимущественно чёрногоцвета, с личным шофёром, мигалкой и спецномерами; отдельный кабинет,оборудованный средствами спецсвязи, телохранители, особые пропуска дляпосещения закрытых для обычных граждан мест и территорий, наличиегосударственной символики на предметах обихода и т.д.
Религиозный культ предполагает наличие особого,символическим образом оформленного архитектурного сооружения, специфическогомузыкального или вокального сопровождения, строго определённую одеждупроводящих его священнослужителей, комплект ритуальных предметов-символов,осуществление специфических действий, составляющих определённый ритуал и т.д. Всёвышеперечисленное и является символами данного культа. Их взаимосвязь ипорождает конкретный религиозный акт, основу вышеуказанного культа.
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что нет символабез культа, и нет культа без символа. Даже отрицательный символ непременнопородит культ, ибо он будет положительным для другой культуры или субкультуры (змея- символ хитрости и коварства на Западе, и мудрости и терпеливости — на Востоке).Поэтому логика дешифровки и взаимосвязи символов также предполагает непременныйучёт времени и места их появления: например, свастика, изображённая на мавзолееЭль-Регистан в Самарканде, отнюдь не свидетельствует о профашистскихнастроениях и культе Гитлера в среде его создателей.
Заключение
Человеческая культура является по своей сути посредникоммежду природой, обществом и индивидом, система, регулирующая жизнь, выживание,поведение и совместную деятельность. Это происходит в процессе коммуникации,цели которой обслуживают те или иные потребности человека: выживание, получениеи сообщение информации, поддержание соответствующих отношений с остальнымичленами социума, убеждение других людей действовать или думать каким-либообразом, т.е. осуществление власти над ними (сюда относится и пропаганда),объединение обществ и организаций в одно целое, осознание мира и нашего опыта внем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми и т.д.)
Необходимость в согласованном поведении людей, закреплении исохранении полученных знаний, их передаче от поколения к поколению привела квозникновению различного рода символов: «Мы общаемся друг с другом припомощи кодированных условных форм невербального поведения и невербальных знакови символов» [3; 17]. Процесс общения в этом отношении можно рассматриватькак обмен символами, с помощью которых происходит передача нужной информации.
Символ же всегда выступал и выступает необходимым условиемформирования и воспроизводства человеческой культуры. Он является средствомразвития мировоззренческих форм сознания, открывающих человеку масштаб егосоизмеримости с окружающим миром и космосом. И только во взаимосвязи символов,зачастую принадлежащих к разным группам, рождается узнаваемое членамиопределённых групп и культур понятие, информация, передаваемая и читаемая имиот поколения к поколению. Так символ служит основой культурного наследияпрошлого будущему.
Список использованной литературы
1. Грушевицкая Т.Г. Основымежкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков,А.П. Садохин; под ред. А.П. Садохина. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 352с. [Электронныйресурс]. — Режим доступа: www.countries.ru/library/intercult/mkom. htm. — Дата доступа: 12.10 2009
2. Кашкин В.Б. Введение в теориюкоммуникации: Учебное пособие/ В.Б. Кашкин. — Воронеж: ВГТУ, 2000. — 175 с. [Электронныйресурс]. — Режим доступа: www.countries.ru/library/intercult/ kashkin. htm.- Дата доступа: 12.10 2009
3. Лич Э. Культура и коммуникация: Логикавзаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальнойантропологии [пер. с англ.] / Э. Лич. — М.: «Восточнаялитература» РАН, 2001. — 142 с.
4. Нимбрук Л. Магические знаки исимволы [пер. с англ.] / Л. Нимбрук. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2006. — 60 с.
5. Социально-культурная антропология:хрестоматия: в 2ч. / Автор-составитель Ю.Ю. Гафарова. — Мн.: Филиал РГСУ в г. Минске,2006. — Ч.1. — 52 с.
6. Щепанская Т.Б. Символическаярепрезентация власти: атрибутика / Т.Б. Щепанская // Антропология власти. Хрестоматияпо политической антропологии. Т.1. Власть в антропологическом дискурсе. — СПб: Изд-воСПбГУ, 2006. — С.313-326. [Электронный ресурс: «Поехали»]. — Режимдоступа: www.poehaly. narod.ru/ap-symnbol. rtf — Дата доступа: 17.10.2009.