Реферат поистории ИЗО и декоративно прикладного искусства
«Искусствои Боги Древнего Египта»
Студентки первого курса
Шлейфман Евгении
«Люди имеющие разум,должны просить у богов, более же всего мы желаем и молим получить от них знаниео них самих, насколько это доступно людям; ибо человек не может принять ничегоболее великого, и бог даровать ничего более священного, чем истина». (Плутарх)
«Религия есть толькоформула нравственности». Достоевский Ф. М.Истоки искусства. Связь с религией
Заводя разговор о богахи обрядах, необходимо изучить основные положения самой священной книги народа.Для древних египтян такой книгой являлась «Книга Мёртвых», котораябыла для них как Библия для христиан. Но перевод названия является не точным,если переводить буквально, выходит «Изречения выхода в день». Этотдревнейший текст, считался таковым уже во время правления Семти,фараона I династии. Он, посвящён загробной жизни и тому, как кней подготовиться. Лишь очень не большие фрагменты книги повествуют омагических ритуалах. Большая ее часть является описанием состояний отлетевшейот тела души, поджидающих её испытаний и её существованию в более тонкихизмерениях. И всё же «Книга мертвых» может сообщить нам важныекультурно-исторические сведения.
«Книгамёртвых» может дать ключ к пониманию того, как египтяне получили своёпервоначальное «мистическое» знание. Согласно исследованиям Уоллис-Баджа книгане египетского происхождения, и, хотя местное население того времени имелоопределённое представление о потусторонней жизни и богах, но они все ещеоставались аборигенами и не знали процедуры погребения, описанной в книге. Этоподтверждают и научные находки: не найдено ни одной мумии того времени. То есть«Книга мертвых» является отправной религиозной и отчасти культурной точкой дляДревнего Египта.
Стоит задать вопрос,почему появилось искусство в Древнем Египте, какой цели оно служило? И почемуоно так величественно?
Ответом на этот вопрося вижу две причины.
Первая. Скульптура,архитектура, живопись создавались лишь с целью обозначить власть богов и впервую очередь силу и могущество «бога на земле» — фараона.
Можно привести впример, что в искусстве Древнего Египта, в рельефах и росписях, фараонтрадиционно изображался намного выше всех остальных, а статуи фараоновприобретали грандиозные размеры, угрожающе смотря на человека-зрителя сверхувниз, почти с небес: статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле, колоссы Аменхотепа III вФивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 метров из храма в Дейр-эль-Бахри,статуя фараона Хефрена в Гизе и др. А так же сфинкс Хефрена, стоящий перед храмомэтого фараона.
Вторая. Посколькукультурной базой становится «Книга мертвых», то очень важен культ погребения.Наивысшим воплощением его стали пирамиды – гробницы фараонов.
Периоды развития
Раннее царство.
Этопериод объединения Нижнего и Верхнего Египта под властью единого правителя.Первого фараона называют Мемфис, именно он основал столицу нового государствана границе прошлых двух и назвал в свою честь. Фараонов первых двух династий,которые и относят к этому периоду, хоронили в масштабах – сооружениепрямоугольной формы с наклоненными к центру стенами и подземной погребальнойкамерой, состоящей из нескольких помещений. Фараоны первой династии своигробницы снаружи облицовывали кирпичом, а второй династии — камнем и яркораскрашивали.
Древнее царство.
Во время Древнегоцарства была сильная централизованная власть фараонов, что и стало причинойпостроения пирамид именно в эту эпоху. Ученые того времени стандартизовалиписьменность, календарь, изучали астрономию, математику медицину. В этот периодособенно почитали бога солнца Ра. Именно в его честь, вместе с возведениемпирамиды фараона Хуфу в Гизе, был обработан огромный осколок скалистых пород,ставший сфинксом – защитником пирамид. Так же активно строились храмы этогобога. В период Древнего царства Египет был разделен на 42 нома во главе которыхстояли номархи, они наблюдали за сбором налогов, после чего возвращались встолицу (Мемфис). Однако в период пятой династии их влияние сильно возросло:они стали подолгу оставаться в своих номах, сохраняли титул пожизненно и дажестали передавать его по наследству. Такое дробление сильно ослабило центральнуювласть. Появление местной власти стало причиной возникновения статуй и гробницномархов.
Гробницами всехфараонов третей династии должны были стать только изобретенные Имхотепомступенчатые пирамиды, но закончены были только две. По версии изобретателя,первого советника фараона, такая форма должна была стать лучшим проводником натот свет, чем в масштабах. Пирамида была окружена огромными каменными стенами,длинною в 547 метра и шириною в 278 метра, но погребальная камера находиласьтак же под землей.
В конце третей династиикульт бога Ра изменил форму пирамид. Они стали строится с прямыми стенами, т.к.считалось что фараоны – дети Ра, а прямые стены, как лучи солнца, помогают имподняться обратно на небо. Шедевром этого времени стала пирамида Хеопса, позженазванная одним из чудес света. Т.к. ее высота 146 метров, а это больше чемвысота собора Св. Петра в Риме – крупнейшего христианского храма.
Среднее царство.
Начало эпохи среднегоцарства положили конец войнам и междоусобным распрям. Но центральная властьбыла все же менее слабой, об этом свидетельствует двукратный перенос столицысначала в Фивы, а потом в Ити-Тауи. За первый переходный период между Древнем иСредним царством народ Египта частично утратил веру во всемогущество фараоновиз-за множества войн, по этой причине зарождается культ Осириса – покровителязагробной жизни. В его честь строятся статуи и многие предметы в гробницахподписываются. Активно начинает развиваться портретная скульптура. К примеру,статуя Сенусерта 3.
Новое царство.
Период нового царствастал эрой выдающихся фараонов и цариц. Это стало причиной появления Долиныцарей и Долины цариц. В эту эпоху правителей погребали в гробницах высеченных вскалах. Усыпальницы находились на западном берегу Нила, напротив Фив и былипрактически не заметны снаружи, но внутри они поражают богатыми росписями.
Так же эпоха Новогоцарства характеризуется обилием скульптур воинов и людей среднего достатка,появляются гравюры, где женщины занимаются подбором благовоний и другими обыденнымиделами, статуэтки девушек-служанок. Таким примером становится изображениеакробатки.
Принципы египетскогоискусства
Архитектура.
Идеальным воплощением принциповегипетской архитектуры стали пирамиды, но к этой форме египтяне пришли только в2800-2250 годах до н. э. Она стала совершенным воплощением, т.к. в пирамидахполностью нашли себя принципы симметрии и статики, а так же строгойфронтальности.
Архитектуре Египтасвойственно стремление к идеальности параметров, к примеру, все храмы строилисьпо единому плану внутренних помещений, а перед ним строилась аллея сфинксов, увхода две парные статуи – все подчеркивает симметрию и статичность. Углыпирамиды направлены до градуса точно по сторонам света из-за желания сделатьстроения идеальными.
Рельеф.
Рельеф был двух видов:высокий (скульптура возвышается над фоном) и утопленный (изображение былоглубже фона). Первый делали обтачивая фон, а второе, вытесывая зонуизображения. Все силуэты на рельефах изображены в профиль и изображенияподписаны иероглифами.
Росписи.
Египтяне верили, чторосписи на стенах внутри и снаружи гробниц и храмов дают возможность умершимили же богам участвовать в изображаемом действе. К примеру, если на стенахгробницы нарисован пир, то после смерти человек не будет голодать. Прежде чемрисовать, на стенах делали разметку красной краской, создавая как бы тетрадныйлист в клетку. Контуры рабочие наносили красной краской, старший мастер исправлялих черной краской, потом расписывался основной фон и мелкие детали.
Краски делали из мела,охры и минералов (к примеру, меди и кобальта), они растирались в порошок исмешивались с водой.
В изображении человекабыли строгие каноны изображения: лицо изображено в профиль, глаза в фас, плечифронтально, грудь в фас, туловище три четверти, ноги в профиль.
Скульптура.
Основныепринципы: симметрия и фронтальность, четкость и спокойствие. Эти черты статуйпродиктованы расположением их у стены или в нише. По этой же причине преобладаютпозы: сидячая с руками на коленях и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой. Позжепоявляется «поза писца» – человека, сидящего на скрещенных ногах. Правилаобязательные для скульптуры: голова, расположенная фронтально, атрибуты властиили профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета,женские — желтого, волосы — черного). Глаза часто инкрустировали бронзой иликамнями.
Тела статуйделали преувеличенно мощными и развитыми. Лица, напротив, должны были передаватьиндивидуальные черты умершего. Этим объясняется раннее появление в Египтескульптурного портрета.
Считалось, что мастераискусств воплощали на земле то, что созидали боги на небе. Над всеми статуямипроводился обряд отверзания уст и очей, который уподоблял их живым людям; дажеу стел и саркофагов были глаза.
Так же оченьпопулярны скульптуры животных, которых уподобляли различным богам. При храмекаждого бога египтяне непременно держали скульптуру его священного животного,считая, что своим движением оно может дать ответы на вопросы людей. На рисункепоказана статуэтка кошки, олицетворяющая Баст – богиню радости и любви.
БогиДревнего Египта
Когда натерритории Египта существовало несколько небольших государств, в каждом из нихбыло свое божество. Оно изображалось в виде человека или животного, а иногда ичеловека с головой животного. С объединением Египта все эти боги вошли в единыйпантеон. Именно по этой причине невозможно выстроить стройную иерархию божеств.Одни из них так и остались местными, другие превратились в общегосударственных.На разных исторических этапах некоторые боги выдвигались на первый план, взависимости от наиболее почитаемого бога в городе-столице, другие уходили навторой план.
В наши дниученые пришли к выводу, что многочисленные божества египетских храмов следуетсчитать посредниками или воплощениями Высшего Существа, единого Бога, которомупоклонялись жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме. На вершинеегипетского пантеона восседает единый Бог, бессмертный, вечный, невидимый искрытый в непостижимой глубине своей сущности.
В Египтепоклонялись не множеству богов, а напротив, под именем какого-либо божества —Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа; доминирующей была идея единогоизначального Бога… Египетские жрецы говорили: «Из него проистекаетсущность всех других богов», «По его воле светит солнце, земляотделена от неба и гармония царит в его творении».
Один изнаиболее совершенных образов Бога был представлен в виде солнца с его главнымихарактеристиками: формой, светом, теплом. Душа солнца называлась Амон, илиАмон-Ра, что значит «скрытое солнце». Высшее Существо едино в своейсущности, но не едино в своем воплощении, он одновременно является Отцом,Матерью и Сыном Бога. Именно поэтому в Египте приняты триады божеств.
В каждойегипетской провинции была своя триада, связанных между собой божеств, и это вовсене нарушало божественного единства, как и разделение Египта на провинции ненарушало единства центральной власти фараона. Самая главная триада, или большаятриада Абидоса, состояла из Осириса, Исиды и Хора. Эта триада была наиболеепопулярной и почитаемой во всем Египте, так как Осирис был воплощением Добра.Птах, Сехмет и Нефертум составляли мемфисскую триаду; Амон, Мут и Хонсу —фиванскую.
Теперьрассмотрим этих богов отдельно с точки зрения изображения и поклонения им.
Осирис, вегипетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира,судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини небаНут, братом и мужем Исиды. Согласно мифу, Сет, его брат, злобный бог пустыни,решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроивпир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, комупридется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку,залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашлатело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала отмертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он сразился с Сетом,но проиграл и победитель отнял у него волшебное Око. Позже состоялась вторябитва, и Гор смог одолеть Сета. Свое волшебное Око Гор дал проглотить мертвомуотцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, сталцарствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человекомс зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающейего фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодноумирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в немсохраняется даже в мертвом.
Гор, Хор («высота»,«небо»), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола,человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды иОсириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск сраспростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный богохоты, когтями впивающийся в добычу.
Исида, Изида,в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности исупружеской верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супругаОсириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет, а когда Осирис отправилсястранствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной. Исида быланастолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Еепочитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме и даже повлиял нахристианское искусство.
Птах, в египетской мифологии бог-творец,покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первыхвосемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее(животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.)«языком и сердцем». Задумав творение в своем сердце, он выражал своимысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис.Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. Вгреческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в видемумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.
Сехмет («могучая»), в египетскоймифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать богарастительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображалив виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. В мифе о том, как Рапокарал человеческий род за грехи, она истребляла людей, пока бог хитростью неостановил ее. Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти НехбетСехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее виднаводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все. Вместе с темСехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам..
Нефертум — «прелестноедитя богов», центр его культа Мемфис. Он был мягким, исцеляющим божеством,Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которогоподнимаются два пера. Атрибут Нефертума – лотос, символ рождения, процветания.В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра».
Амон («сокрытый»,«потаенный»), в египетской мифологии бог солнца. Священное животноеАмона — баран и гусь (оба — символы мудрости). Бога изображали в виде человека(иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями исолнечным диском. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра,поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер.Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и вовремена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов.Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом.
Нут в египетской мифологии богиня неба,дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба.Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата. Ра так сильно разгневался, чтоприказал Шу разделить близнецов. Шy поднял Нут вверх — так образовалось небо, аГеба оставил внизу — так образовалась земля. Ярость Ра была велика, и онповелел, чтобы Нут не могла зачать дитя ни в один из месяцев года. Бог Тотпожалел ее. Он пригласил луну сыграть с ним в шашки, одержал победу и взял вкачестве приза лунный свет, чтобы создать пять новых дней. В каждый из этихдней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора. В одном из фрагментов«Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»;позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо иохраняя их в гробнице.
Хонсу(«проходящий»), в египетской мифологии бог луны, бог времени и егоизмерения. Хонсу также почитался как бог путешествий. На дошедших до насизображениях Хонсу чаще всего мы видим юношу с серпом и диском луны на голове,иногда он предстает в облике бога-ребенка с пальцем у рта и «локономмолодости», который мальчики носили сбоку головы вплоть досовершеннолетия. Центр культа Хонсу — Фивы, в Карнаке находился его главныйхрам.
Что оставилинам Боги Древнего Египта
искусствоегипет архитектура религия
Пока сбираешьи позже перечитываешь рассказы о мифах, кажется, что эта древнейшая цивилизацияуже понята и разгадана современным человеком. Но в действительности, чем большемы узнаем о ней, тем яснее понимаем, как много еще предстоит постичь. Всесведения о Древнем Египте собранные человечеством, всего лишь видимая вершина, огромногоайсберга, скрытого от неискушённого зрителя. Конечно, в пример можно привестиразнообразные гипотезы о технологии построения пирамид и сфинксов, а так же иероглифическоеписьмо, расшифрованное Шампольоном только в 19-ом веке! Ранее и греки, и мыслителипериода Возрождения, и многие ученые современники Шампольона пытались разгадатьэту загадку на протяжении почти 18-ти веков, а сейчас к расшифровке египетскойписьменности относятся как к должному. Но люди, уверенные в своем могуществе, забываютпро множество неразгаданных тайн. Чтобы развеять обманчивое впечатлениевсезнания, хотелось бы привести несколько из них.
1. Если плытьпо Нилу от древних Фив к его устью, в пути вас заставит остановиться долина. Вполукольце гор простирается великий город-призрак Ахетатон. Он просуществовалвсего 17 лет, пока Древним Египтом правил его основатель — фараон Эхнатон.
В двадцатьодин год Аменхотеп IV, будущий фараон Эхнатон стал правителем Египта. Первыедва года, прошедшие с момента своего восхождения, Аменхотеп продолжал ту жеполитику, что и его отец. Но постепенно попадал под власть своей женыНефертити. Ученые допускают, что вовсе не личные убеждения, а влияние первойкрасавицы заставило Эхнатона пойти против фиванского жреческого клана иобъявить войну неслыханно влиятельному культу Амона-Ра.
Неожиданно,на шестом году своего правления Эхнатон решил порвать со старой религией ивозвел на духовный престол единого бога — Атона. Жрецы Амона-Ра, как иследовало ожидать, мгновенно объявили молодого фараона еретиком; общество всчитанные годы разделилось на два лагеря: приверженцев старого бога Амона-Ра инемногочисленных сторонников нового единого бога — Атона.
Атон(«диск солнца»), в египетской мифологии бог — олицетворениесолнечного диска. Египтяне считали, что бог-солнце присутствует в каждомпредмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучикоторого заканчиваются раскрытыми ладонями.
Своимподданным Эхнатон объявил, что по воле Атона, было выбрано место для новойстолицы Египта. Это место действительно было очень удачным. Возведенный занесколько лет, город был удобен, красив и лаконичен. Сады и бассейны, птицы иживность наполнили его поистине райским очарованием.
ИсторияАхетатона собиралась по крупицам. Долгое время ученые знали о его существовании,но полных и завершенных текстов о нем не было, значит, не было иархеологических подтверждений.
В однойдеревне, где несколько веков живут «новые египтяне», местнаякрестьянка, копаясь в земле, нашла старинные глиняные таблички. И это оказалсяархив министерства внутренних дел Эхнатона.
Почва длямонотеизма в Египте подготавливалась давно. Формально Эхнатон был не первым. Ноименно он первым пошел на открытый конфликт с Амоном-Ра: он построил дворецАтона просторнее и выше дворца Амона.
В Ахетатонбыла завезена земля, высажены взрослые растения, выкопаны и заполнены каналы,бассейны, дно и стены которых были расписаны под натуральные водоросли и цветы-лилии и лотосы, в заросли запустили водоплавающих рыб и птиц. В ветвях деревьевзапели птицы. Были построены прекрасные здания — дом Атона, Дворец Атона, храм«Проводов Атона на покой», храм «Тень Ра».
Как это ибывало раньше в Египте, камень, оставшийся после разрушения Ахетатона, вывезлидля нового строительства. Остаток руин исчез навсегда. А нам остается толькопредставлять себе сказочный город и доверяться немногим письменным источникам.
2. Аменхотеп IIIотказался от завоевательных войн отца и мирно правил Египтом более тридцатилет. Его жена — царица Тейе первая из египетских жен фараона удостоиласьучастия в правлении. Его сын Аменхотеп IV знаменитый фараон — еретик Эхнатон.Жена Эхнатона — красавица Нефертити.
ТеодоромДевисом, американским археологом, был найден золотой гроб. Ему очень повезлопотому, что в почти полностью раскопанной Долине царей он нашел нетронутуюмогилу.
Но вопрос,кто погребен в этой могиле мучает археологов более 90 лет!
Все в этоймогиле несет неопределенность, то есть нельзя понять, кто был похоронен:мужчина или женщина. Над гробом в стене была выдолблена ниша, в которойпомещались четыре алебастровых сосуда с внутренностями покойника. Они быливыполнены в виде человечьих голов, но определить пол по этим останкам былоневозможно. Накладные волосы, изображенные в алебастре, окаймляли четыремолодых безбородых лица.
Изучив мумию,хирурги сделали заключение: ширина таза не оставляла сомнений, что скелетженский. Дэвис обрадовался: это царица Тейе. Но когда останки былиперевезены в Каирский музей и тщательно изучены, археологи получили странное инеожиданное заключение: скелет принадлежал молодому мужчине двадцати пяти-двадцати шести лет.
Ученые всебольше задумывались над находкой. Некоторые ученые заявляли, что погребениепринадлежало Эхнатону. Ведь по погребальной камере были расставлены золотыекирпичи с надписями, по содержанию совпадающими с письменами на гробе. А надвух из них четко прочитывается имя Аменхотепа IV (Эхнатона)! В этом, многих убеждало то, что телосложениемЭхнатон как раз подходил под описываемый скелет. Узкая с выступающим затылкомголова, тонкая шея, тонкие руки, голени. Все совпадало и все объяснялось. Кромеодного: мужчина в гробу был очень молодым.
Все вгробнице говорило о том, что она принадлежала Эхнатону. Но кроме возраста,ученых вводили в сомнения четыре алебастровых сосуда. Они были выполнены оченьтонко, но на их крышках был изображен не Эхнатон. В 1919 году былопредположение, что гробница принадлежит царице Нефертити! Но эта версия быстроисчерпала себя. Тип лица не походил на внешность Нефертити.
Наконец,мертвец, возраст которого насчитывал не более 28 лет, возбудил сомнения ученыхименно своей молодостью: неужели реформу такого масштаба, какую осуществилЭхнатон всего за 17 лет царствования, провел… мальчик 11 лет? Ну пусть 12… Вэтом было что-то не так. Тогда сразу стали искать доказательство, что в силусвоей болезни, Эхнатон выглядел на десять лет моложе.
Но в 1931 году останкибыли еще раз изучены и сделан вывод, что скелет принадлежит молодому человеку23-24 лет. Тождество с Эхнатоном было исключено: шести или семи летний ребенок,чисто теоретически мог «проводить» реформы, но уж детей иметь не могникак! Надо было искать другого претендента на золотой гроб.
Ученыевыдвигали предположения, что гроб принадлежит: дочери Эхнатона- Микетатон,умершей очень рано, старшей дочь Эхнатона- Меритатон, неведомой жене Эхнатона-Кийа или зятю Эхнатона – Сменхкаре.
В 1966 годувозраст мертвеца снизился до 20 лет и признаков болезни на костях не оказалось.
До сих пор ниодна из версий не имеет достаточно доказательств. В числе наиболее вероятных«кандидатов» на обладание золотым гробом называются четыре лица-Эхнатон( Аменхотеп VI), Кийа, Сменхкара, Нефертити...
Заключение
Как сказализвестный французский писатель 19 века Анатоль Франс: «Боги обычно подобны тем,кто им поклоняется». Так и древнейший народ Египта, насчитывающий около 7-митысячелетий существования и процветания, похож на своих божеств. Живя поддевизом: «Один есть всё — и всё едино», египтяне создали самую яркую изагадочную цивилизацию. Объединение множества народов и верований дало такойбогатый культурный фонд, осознание единения, помогли просуществовать такой длительныйпромежуток времени одним государственным строем, подчиняясь единойцентрализованной власти. Это же понимание единства, помогло создать такие неповторимыетворения как пирамида Хеопса, сфинкс Хефрена, Колоссы Аменхотепа III, колоссыМемнона, Долина царей и цариц, а так же множество потрясающих городов и храмов.Сильные духом египтяне, создававшие удивительную культуру и поэтичноеискусство, могущественную цивилизацию своими руками. Это ли не чудо?