Реферат по предмету "Культура и искусство"


История искусства

Содержание
1. Искусство как одна из формкультуры
2. Миф и формы мифологическогоосвоения мира. Происхождение искусства
3. Искусство Древнего Востока
4. Художественная культура ДревнейГреции
5. Римская цивилизация как эпохарасцвета античности
6. Генезис христианской культуры и ееэволюция
7. Искусство Византии
8. Европейское искусствоСредневековья
9. Возрождение — явление культурногоразвития Западной и Центральной Европы
Библиографический список

1. Искусство как одна изформ культуры
Предложить исчерпывающееопределение того, что такое «искусство», столь же трудно, как и датьисчерпывающую формулу культуры. Искусство — это специализированноехудожественное творчество. Оно выступает главным элементом художественнойкультуры. Искусство является одной из форм духовного освоения мира человеком.Возникая в процессе трудовой деятельности, искусство удовлетворяет эстетическиепотребности людей, воздействуя на духовный мир человека.
Искусство предполагает неволевое преобразование окружающей среды и не ее научное изучение, апреимущественно чувственное восприятие и субъективное воспроизведениедействительности, которую человек как бы пропускает через себя. В.Г. Белинскийговорил, что «искусство — это мышление в образах».
Л.С. Выготский определялискусство как «общественную технику чувства», как «совокупность эстетическихзнаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции». Очень остроумноопределил искусство режиссер В.Э. Мейерхольд: «Связь между искусством иреальностью та же, что между вином и виноградом».
Искусство — вид духовногоосвоения действительности человеком, цель которого — формирование и развитиеего способности преобразовывать творчески окружающий мир и самого себя по законамкрасоты (по мере своего стремления к красоте).
Теория искусства —эстетика. Термин «эстетика» ввел в науку А.Г. Баумгартен (1714 – 1762).Эстетика призвана выявлять общие законы искусства, по-разному проявляющиеся вего различных разновидностях.
Основные эстетическиекатегории:
–прекрасное;
–возвышенное;
–трагическое;
–комическое.
Искусства различаютсямежду собой: средствами выразительности, особенностями существования во времении пространстве, характером творческого процесса, даже «возрастом» в контексте историичеловечества.
Можно выделить 6 основныхтипов художественного творчества, каждый из которых порождает ряд видов ижанров искусства:
–изобразительное;
–музыкальное;
–литературное;
–театральное илисинтетическое;
–декоративно-прикладное;
–техногенное.
В искусствоведении нетединства взглядов на субординационные отношения между направлением, течением,стилем. Все эти понятия можно определить как исторически сложившуюся общностьхудожественных признаков в том или ином виде искусства, характерную для разныхэпох и народов и обусловленную единством идейно-эстетических устремлений.
Выделяют следующиетечения, направления, стили: романский, готический, барокко, рококо,классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, модернизм.
2. Миф и формымифологического освоения мира. Происхождение искусства
Мифология (каксовокупность мифов) — это первоначальная форма собственно духовной культурычеловечества. За время своего существования человечество создало универсальныекультурные феномены, позволяющие лучше понимать друг друга, ощущать связьвремен, смысл жизни. К таким феноменам относятся ритуалы и обряды, театральноеи прикладное искусства, живопись, танцы, сказки, мифы. В этом перечне мифызанимают особое место.
С греческого «миф»переводится как «слово», «предание». В мифе мы находим основы мировоззрениячеловека, т.е. то, что составляет веру человека в тот или иной порядок вещей.Мифу верят, в нем ищут подтверждение правоты жизненных устоев.
Миф — это освоение иобобщение культурного пространства фантазийно-образными средствами.
Миф — это способпороднения человека с миром.
В исследовании помифологии можно выделить несколько подходов:
а) мифы как продуктхудожественной фантазии;
б) мифы как способобъяснения мира, рационализация действительности (Э. Тейлор);
в) символическая теориямифов (Э. Кассирер);
г) изучение мифов вкачестве особенностей первобытного мифологического мышления (К. Леви-Строс).
Символика мифа, так же,как и символика искусства, заключается в том, что идеи и чувства выражаютсяусловными знаками или предметами. Наряду с языком и искусством мифология каксимволическая система по-своему моделирует окружающую действительность. Так,языческий пантеон древних греков, славян, индейцев, других народов представляетсобой олицетворение природы и социальных сил. За каждым из божеств закрепленыопределенные функции, и это делает жизнь людей предсказуемой и понятной.
Относительно природымифов ученые выделяют следующие аспекты:
а) мифы тесно связаны смагией и обрядом и вносят порядок в жизнь сообщества;
б) природные силывыступают в мифах в антропоморфном виде, иными слова, природа очеловечивается;
в) мифотворчество — одиниз универсальных способов объяснения жизни. Миф восполняет пробелы знаний.
Миф как явление культурыимеет ряд особенностей: синкретизм, символизм, метафоризм, генетизм.
Правремя — времязакладывания основ человеческого существования. Это линейное время. В немпервопредки и культурные герои создают мир и образцы социального поведения. Внем появляются первопредметы: огонь, копье, хлеб… Характерный признакмифологии — обращенность в прошлое.
Миф излагает сакральнуюисторию, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «началавсех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность достигла своего воплощенияи осуществления. Нам сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мыстоим у истоков существования этого «что-то».
К числу наиболее раннихформ верований относятся:
анимизм — вера в душу идухов, одушевленность различных природных объектов;
тотемизм — вера вкровнородственную связь человека с животными;
фетишизм — почитаниенеодушевленных предметов;
шаманизм — применениеметодов экстатического общения со сверхъестественным миром, выделение особыхлиц, которым приписывается способность общения с «тем» миром;
магия — система идей иверований, практических приемов воздействия на мир.
Возраст человечестваравняется приблизительно миллиону лет. Однако история культуры не совпадает сэтим гигантским сроком; прошло 9/10 этого времени, т.е. свыше 900000 лет,прежде чем человек вырос до состояния первоначальной культуры, а из этих оставшихсяста тысяч лет только самые последние 6 тысяч приходятся уже на писаную историюцивилизации как таковой.
Изготовление примитивныхкаменных орудий восходит к древним временам нижнего и среднего палеолита.Благодаря этой «школе», длившейся тысячелетия, вырабатывалась мыслительнаяспособность к обобщению опыта. И только в пору позднего палеолита, вориньякский период, появляются первые следы первобытного искусства. Этоозначает, что, овладев созданием утилитарных форм, человек поднялся до созданияформы художественной. Оно носило синкретический характер, т.е. представлялособой сплав искусства, мифологии, религии. Одной из причин этого была теснаясвязь культуры с трудовой деятельностью.
Дошедшие до нас памятникипервобытной культуры представлены главным образом произведениямиизобразительного искусства. Всемирную известность получили росписи,обнаруженные в пещерах Ласко, Альтамира, Фон де Гом, Нио. Правомерно говорят о«реализме» искусства первобытного человека, которое проявилось в точности илаконичности рисунков, в умении передать характерные черты внешнего облика иповедения животных. Первобытная скульптура представлена большей частьюфигурками женщин (5 – 15 см) из камня и кости с гипертрофированными (огромныйвыпуклый живот, в котором зреет новая жизнь, непомерно большие груди) формамитела, схематизированными головами и руками — так называемые «ПалеолитическиеВенеры». По-видимому, связанные с культом матери-прародительницы исимволизирующие плодородие.
Первые архитектурныесооружения — мегалиты (дольмены, менгиры, кромлехи) использовались длякультовых церемоний, погребений и выполняли роль астрономической обсерватории.
В недрах первобытнойкультуры оформились начала танца, музыки, театра, литературы. Человек,отправляясь на охоту, в танце воспроизводил его характер, подражал издаваемымим звукам, голосам природы. Тетива лука могла служить первым щипковым инструментом,кусок полого дерева — первым ударным. Найденные во время раскопок трубчатыекости с боковыми отверстиями истолковывают как флейты или свистульки. Раннейформой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно былоизобразить земледельческий процесс (от сева до сбора урожая), разнообразныеобряды и церемонии, охотничьи и тотемические пляски.
культура искусство миф средневековье возрождение
3. Искусство ДревнегоВостока
История древнего мираразвивалась медленно. Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделаливеликие цивилизации Древнего Востока — Египет и Месопотамия. Здесь на рубеже IV – III тыс. до н.э. утвердился новый социальный порядок,возникла государственность. В области религии осуществился переход к развитомупантеону богов, к обожествлению царской власти. Фундаментальные измененияпроизошли в художественной культуре. Изобразительное искусство, литература,ремёсла приобретают самостоятельное значение. В восточных деспотиях идейнымсодержанием искусства становится возвеличивание власти богов и царей, прославлениемощи государства. Эти тенденции закрепляются в строгих законах и традициях,появляется канон (система ненарушимых правил и норм), сохраняющийся напротяжении тысячелетий. Канон предписывал художнику правила пользованияпропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных. Художник выступал вроли хранителя священных законов, наиважнейшим из которых являлосьразграничение посредством искусства жизни земной и вечной. Каноническаякультура Древнего Востока выработала язык, отвечающий идее постоянства —экономный графический знак, четкий контур, строгую и ясную линию.
Одна из типичнейших чертдревневосточного искусства — склонность к символизации художественных форм,вызванная желанием приостановить и обобщить в символической фигуре длительныйчеловеческий опыт в постижении внутренней сути вещей. Важнейший символдревневосточной художественной культуры — Солнце. Обычно оно является знакомкрасоты. Семантика этого образа соединила в себе элементы различных культурныхформ (философского, морально-этического, религиозного, художественного и др.). Солярноебожество становится верховным государственным божеством.
Художественной культуреДревнего Востока присуща элитарность. Искусство живописцев практически неотделялось от искусства писцов, т.е. мудрецов и словесников.
Древневосточнаяхудожественная культура сохраняла магическое предназначение, столь характерноедля первобытного общества. Так же, как и их древние предки, народы ДревнегоВостока считали, что определенные действия, совершаемые над изображением,способствуют их осуществлению и относительно оригинала.
Художники не стремились впредмете искусства выразить субъективную авторскую позицию. Личностное началоотсутствовало. Общественное, коллективное получало высокое сакральное значение.Обязанностью художника была реализация всеобщих смыслов.
Древневосточные культуры,покинув первобытность, не преодолели мифологического способа отношения человекак миру. Однако теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаясянад человеком мощь деспотического государства. Древневосточные государства жилиза счет орошаемого земледелия и общественных запасов зерна. Все это требоваложесткого административного управления. Поэтому в основе этих государств лежитотрицание проявлений индивидуальности — восточная деспотия, характерная длявсех стран Древнего Востока — Египта, Индии, Китая, Месопотамии.
Шумерский владыка, египетскийфараон, китайский император — это не просто предводители войска, захватившиебразды правления, это правители-боги. Они выступают как посредники между богоми людьми, как воплощение божественного могущества. Деспотический характервласти позволил осуществлять правителям грандиозные общественные работы посозданию ирригационных систем, строительству дворцовых и храмовых сооружений,так, как, например, египетские пирамиды, Вавилонская башня, ворота Иштар,Луксорский и Карнакский храмы, Великая Китайская стена.
Термин «Древний Восток»является приблизительным и условным, традиция называть страны, расположенные навостоке и юго-востоке от греко-римского мира, сложилась в античности.
При всем многообразиикультуры древневосточных цивилизаций можно проследить общие черты. К нимотносятся:
–ирригационноеземледелие, все они расположены в долинах крупных рек: Нил, Тигр, Евфрат, Инд,Ганг, Хуанхэ;
–раннее появлениегосударственности в форме деспотии;
–тесная связь религии сзаупокойным культом и художественной культурой;
–искусство монументально,символично, пронизано религиозным духом, канонично;
–культ грандиозного,величественного.
4. Художественнаякультура Древней Греции
Античной цивилизацией икультурой принято обозначать древнюю историю Греции и Рима, а также стран,испытавших их культурное влияние, в период с нач. I тысячелетия до н.э. по V век н.э. Это была цивилизация, основанная на рабстве и вэкономическом отношении представлявшая значительный шаг вперед по сравнению сдревневосточными обществами. Достижения античной культуры поразительны, на нихосновывается вся европейская цивилизация. История мирового искусствапереполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов,мифов. К античности восходят современные литературные жанры и философскиесистемы, принципы архитектуры и скульптуры. Античная культура пленяет своимпластичным, «телесным» характером. Мир/космос — понимался древними греками какодушевленное, прекрасное, сферическое тело, населенное людьми и богами. В античнойэстетике главенствовали такие категории как мера и размеренность, симметрия,ритм и гармония, они на века определили европейские каноны красоты. «Ничегосверх меры!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.
Пластичность — основагреческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение именнопластическим видам искусства. Одно из центральных понятий античной эстетики —калокагатия (от греч. calos— прекрасный и agathos —нравственно совершенный) — обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, котораяявляется условием красоты. Античная культура отличалась глубоко светскимхарактером при всем значении почитания богов.
Свободный, гармоническиразвитый, прекрасный духом и телом гражданин — таков идеал античности.
Уже в III тыс. до н.э. на Балканскомполуострове и островах Эгейского моря зарождаются первые очагигосударственности, самой высокой из которых была критская. Наиболеевпечатляющими остатками этой цивилизации являются дворцы, поэтому она называется«дворцовой». В результате извержения вулкана (ок. XV в. до н.э.) большинство поселений погибло. Крит заселяютплемена ахейцев (XV – XIII вв. до н.э.), эту культуру называютэгейской, её важнейшими центрами были Микены, Тиринф, Афины, Фивы. Этот периодувековечен Гомером в «Илиаде». Ахейскую цивилизацию теснят племена дорийцев (XIII – XI вв. до н.э.). В этот период происходит становлениеэтнического самосознания греков на основе единства языка, религии, нравов.Основная форма государственности — полис. Древняя Греция никогда не была единымгосударством — это множество отдельных государств — полисов.
Время расцветадревнегреческой культуры и искусства — классический период (VI – V вв. до н.э.). Именно в это время в Греции появляютсяфилософия, живопись, возникают театры, стадионы, возводятся великолепные храмыи скульптуры.
«Эпоха эллинизма» (IV в. до н.э. – I в. н.э.) начинается с завоеванийАлександра Македонского. Империя Александра просуществовала недолго, распаласьсразу после его смерти, но сам факт ее существования оказал сильнейшеевоздействие на все последующее развитие культуры. Греческое влияниераспространялось на культуру других народов.
В истории греческойкультуры принято выделять следующие периоды:
– Крито-микенскаякультура (конец III тыс. – II тыс. до н.э.);
– Гомеровский (XII – IX до н.э.);
– Архаический (VIII – VI до н.э.);
– Классический (V – IV до н.э.);
– Эллинистический (к. IV – I до н.э.).
Выдающиеся достижениядревнегреческой культуры.
Литература:
– Эпическая поэзия: Гомер«Илиада», «Одиссея».
– Лирическая поэзия: Алкей,Сафо, Анакреон.
– Сатира: Эзоп.
Изобразительноеискусство:
– Архитектура: Кносскийдворец, Афинский Акрополь (Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, Пинакотека), храмАртемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Александрийский маяк.
– Скульптура: Фидий(статуя Зевса в Олимпии, статуя Афины в Парфеноне), Мирон (Дискобол),Пракситель (Гермес), Поликлет (Ника Самофракийская), Агесандр (Лаокоон), Скопас(Менада), Лисипп (бюст А. Македонского).
Театр:
– Эсхил. Включениевторого актера. Главная тема трагедий — проблема моральной ответственности запричиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, возмездия(трагедии «Персы», «Прометей прикованный», «Орестея»).
– Софокл. Включениетретьего актера. Созданные им художественные образы глубоко человечны. Конфликтего трагедий в противоборстве человека и судьбы (трагедии — «Эдип-царь», «Антигона»,«Электра»).
– Эврипид. Пристальныйинтерес к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам.Созданные им образы отличаются глубиной психологических характеристик (трагедии«Медея», «Ипполит», «Федра»).
– Аристофан.Блистательные примеры аттической комедии. Сюжеты взяты из современной авторуполитической жизни Афин (комедии «Всадники», «Осы», «Лягушки», «Лисистрата»).
Выдающиеся ученые ифилософы:
Фалес, Гераклит, Пифагор,Архимед, Гиппократ, Сократ, Платон, Аристотель, Геродот, Демокрит, Диоген,Эпикур.
Социально-этические иэстетические достижения древних греков:
– демократия и полиснаясистема;
– принцип калокагатии;
– Олимпийские игры ипринцип состязательности «агон»;
– мифология, космогония икосмография;
– наука отделилась отрелигии. Расцвет философской мысли.
5. Римская цивилизациякак эпоха расцвета античности
Дальнейшее развитиеантичной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории«вечного Рима», государства, которое прошло путь от маленькой крестьянскойобщины на реке Тибр до огромной мировой державы. Римская цивилизация былаэпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее последнейстраницей. Согласно преданию Рим был основан 21 апреля 753 г. до н.э. Ромулом и Ремом, их предком был Эней, покинувший Трою, после ее падения. Долгое времяэто считалось легендой, но археологические раскопки подтверждают связь ДревнегоРима с троянской культурой и тот факт, что первые поселения появились в VIII в. до н.э.
Римская культура былаявлением значительно более сложным, чем греческая, в ее формировании принялиучастие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти — греки, народы БлижнегоВостока, этруски. Греческие, этрусские и восточные влияния творческиперерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. Римская культурастала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она даламиру классические образцы военного искусства, государственного устройства,права, градостроительства, новые типы инженерных сооружений, реалистическиескульптурные портреты, фрески, мозаики, поэтические творения и ораторскиешедевры, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений.
В развитии художественнойкультуры Древнего Рима выделяют следующие периоды:
1) царский (VIII – VI вв. до н.э.);
2) республиканский (V – I в. до н.э.);
3) императорский (I – V в. н.э.).
Римскую идеологию исистему ценностей определял прежде всего патриотизм, выражавшийся не только вготовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви кгероическому прошлому. В Риме всегда господствовало представление об особойбогоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах.Делами единственно достойными римлянина признавались политика, война,законотворчество. Римская ментальность резко отличалась от греческой. Еслигреки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества,то римляне (как они сами признавали) имели наибольшие способности кпрактической деятельности.
Римская культура тесносвязана с религией. На первом этапе это примитивный политеизм, когда каждыйпредмет и каждое явление имели своего духа, свое божество. Каждый дом имел своюВесту — богиню домашнего очага. Почитались души предков — пенаты, лары, маны.Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм иутилитарный характер общения с божеством по принципу «do, ut des» — «я даю, чтобы ты дал мне». С V в. до н.э. начинается сильноевлияние греческой религии. Богатая мифология греков обогатила сухую почвуитало-римской религии: Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Афина – Минерва, Афродита — Венера, Арес – Марс, Посейдон – Нептун, Гермес – Меркурий, Геракл – Геркулес,Гестия – Веста. Происходит отождествление римского и греческого пантеонов.
Достижения римскойцивилизации в области строительства:
– использование бетона;
– строительство прочныхрационально проложенных дорог;
– использование арочных икупольных конструкций;
– высокаяградостроительная культура — регулярная планировка;
– создание системыкоммуникаций (водопровод, канализация);
– разнообразиеобщественных сооружений (спортивных, зрелищных, храмов, терм).
Знаменитые общественныедеятели:
Ганнибал, Юлий Цезарь,Октавиан Август, Спартак, Корнилий Тацит, Цицерон, Меценат, Нерон.
Литература Древнего Рима:
– Вергилий — поэма«Энеида». Сборники стихов «Буколики» и «Георгики».
– Гораций — оды. Трактат«Наука поэзии».
– Овидий — лирическаяпоэма «Наука любви». «Скорбные элегии». «Метаморфозы». «Послания с Понта».
– Ювенал — сатиры.
– Апулей —авантюрно-аллегорический роман «Золотой осел».
– Плавт — комедиограф.
– Петроний —обличительный роман «Сатирикон».
– Плутарх (грек попроисхождению) — жизнеописания великих деятелей.
– Сенека — многочисленныефилософские произведения и трагедии.
– Марк Аврелий —философская проза «Наедине с собой».
– Теренций — комедиограф.
6. Генезис христианскойкультуры и ее эволюция
Христианство прошлодолгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейскойкультуры. Оно зародилось в I в.до н.э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалосьв лоне идеализма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета посвоему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древнихевреев.
Согласно Библии, историясобственно еврейского народа начинается с патриарха Авраама, которому явилсяБог Яхве и заключил с ним союз (завет), по которому Авраам и все его потомкидолжны поклоняться Яхве (в знак чего над всеми мужчинами совершается обрядобрезания), а Яхве сделает его избранным народом и приведет в Землюобетованную. Подлинным основоположником иудаизма почитается Моисей, которыйвывел евреев из минетского плена, получил от Яхве скрижали с заповедями ипривел евреев в Землю обетованную.
Древние сакральные тексты(XII – V вв. до н.э.) в период Второго храма были сведены в единуюкнигу — Ветхий Завет (в христианской традиции являющуюся первой частью Библии).Сердцем Ветхого Завета является Тора (Закон) — в христианской традицииназываемая Пятикнижием Моисеевым, поскольку авторство приписывается Моисею.Позднее — в III – V вв. н.э. — сформировалась еще одна книга, признаннаясвященной, — Талмуд.
В соответствии с канономеврейская Библия делится на части: книги закона (Битие, Исход, Числа, Левит,Второзаконие), книги пророков (Иисуса Навина, Судей, Царств, Исайи, Иеремии,Иезекииля), писания (Псалтирь, книги Иова, Притчи, Плачи, Руфь, Песнь песней,Екклезиаст...).
Ветхий Завет являетсясвященной книгой как для иудеев, так и для христиан. Иудаизм самая древняямонотеистическая религия. Ветхозаветная вера рассматривается христианами какподготовка к Новому Завету, новому союзу человека с Богом. Если Бог ВетхогоЗавета обращен ко всему народу в целом, то Бог Нового Завета обращен к каждойличности. Ветхозаветный Бог большое внимание уделяет ритуалу, Бог Нового Заветаобращен прежде всего к внутренней жизни и вере каждого человека.
Человек создан Богом по«образу и подобию Божию», т.е. является личностью, обладающей свободой итворческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает всебе надмирный дух, происходящий от божественного духа. первородный грех Адамаи Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божийостался неповрежденным в человеке. Вся дальнейшая история рассматриваетсяхристианством как история воссоединения человека с Богом.
Сущность христианскойнравственности сформулирована в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Наиболееполно она изложена в Евангелии от Матфея. Христианство впервые в историирелигиозной мысли сформулировало нравственные заповеди не в запретительном(чего не стоит делать), а в положительном плане (как надо поступать).Нравственные заповеди христианства обращены прежде всего к совести человека.
Важной чертойхристианской нравственности является ее активный характер, направленный напреобразование не только отдельного человека, но и всего окружающего социума.Как наиболее эффективный путь осуществления евангельских норм жизни христианствопредложило монашество.
На протяжении двухтысячелетий в христианстве возникали различные направления. Из них наиболееизвестны три: католицизм, православие, протестантизм. Наряду с ними (а такжевнутри них) существует множество более мелких церквей, сект, культов.
Важной составной частьюхристианства является эсхатология — учение о конце света, втором пришествииХриста, телесном воскресении мертвых и Страшном Суде, после которого на новойземле под новым небом должно утвердиться царство праведников.
Вера в бессмертие души ив Страшный Суд играет огромную роль в христианской религиозности. Вера вбессмертие души и загробное воздаяние призвана дать человеку не только знание,но и непосредственное ощущение абсолютной силы нравственных норм христианства.
Первые Евангелия («Благаявесть») были записаны на греческом языке. В конце II в. начался процесс канонизации христианских писаний,завершился он приблизительно к IV в.
Книгами, которыесоставили Новый Завет, стали:
– 4 Евангелия (от Матфея,от Марка, от Луки, от Иоанна);
– Деяния святых апостолов(в которых рассказывается о деятельности Петра и Павла, приложивших немалоусилий для распространения христианства);
– 14 посланий апостолаПавла;
– 7 соборных посланий;
– Откровение ИоаннаБогослова или Апокалипсис.
Известны также книги,рассказывающие о жизни Христа, но не попавшие в канон, их называют апокрифами(Евангелие от Фомы, Евангелие от Марии Магдалины, Евангелие от Иакова...) В нихописываются события жизни Иисуса Христа, его смерть, жизнь Девы Марии,апостолов. Эти книги не были включены Вселенскими соборами в состав НовогоЗавета.
Если сравнить 4канонических Евангелия, то заметно, что первые три (от Матфея, Марка, Луки)имеют много общих черт. Поэтому их называют синоптическими. В их основе лежатсхожие сюжеты. Евангелие от Иоанна отличается от синоптических и трактовкойобраза Христа (он подчеркивал его божественную природу), и описанием полядеятельности Иисуса.
7. Искусство Византии
Временем возникновенияВизантии считают 395 год, когда умер Феодосий Великий, завещавший своим двумсыновьям в качестве самостоятельных владений Западную и Восточную Римскуюимперию. Название «Византия» происходит от «Визант» — древнего имени греческогогорода, который под названием «Константинополь» стал столицей империи. Самивизантийцы называли себя ромеями (римлянами), название «Византия» утвердилосьтолько в эпоху Возрождения (его использовали итальянские гуманисты).
Византия просуществовалаболее тысячи лет, почти столько же, сколько и Древний Рим. Время существованияВизантии довольно точно соответствует хронологическим рамкам Средневековья, чегонельзя сказать ни об одном другом государстве мира. Именно византийскаякультура может считаться непосредственной наследницей и преемницей античнойкультуры, и не случайно Константинополь называли «вторым Римом». Он былкрупнейшим городом, богатым и культурным. Именно византийская архитектура,живопись, философия, теология, наука и т.п. в течение длительного временивыступали в качестве недосягаемого образца для народов как мусульманского, таки христианского мира.
Византия создала особуюкультуру, представляющую из себя оригинальный сплав Греко-римской и восточнойкультуры. Для русских людей она имеет особое значение, т.к. оказаласерьезнейшее влияние на нашу культуру, недаром существовала концепция «Москва —третий Рим».
Византийское искусствопрошло в своем развитии:
– ранний период, «золотойвек» Юстиниана (527 – 565 гг.) IV – VII вв.
– иконоборческий период VIII – IX вв.
– период «МакедонскогоВозрождения» Х в.
– «ПалеологовскийРенессанс» XIII – XV вв.
Византийское искусстводало блестящие образцы архитектуры, в частности, крестово-купольный храм.Достаточно назвать собор Св. Софии в Константинополе. Впервые была реальновоплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальнымкуполом. План Св. Софии представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, вцентре которого мощными устоями выделен квадрат. Основу храма составляеттрехнефная базилика. Каждая деталь Св. Софии, каждый аспект его внешнего вида ивнутреннего пространства были призваны явить миру образ вселенной таким, какимего родило сознание того времени. Если внешний вид храма был строг и дажеаскетичен, то его внутреннее строение и убранство поражали великолепием.
В византийском храмовомстроительстве главенствует крестово-купольный тип. Купол на барабане устремленввысь, он опирается на четыре свободно стоящие опоры. От подкупольного пространствакрестообразно, ориентируясь по сторонам света, расходятся «рукава»равноконечного «греческого» креста — прямоугольные помещения, перекрытыесводами, как правило, цилиндрическими. Все пространство храма связано воедино иподчинено центральному куполу.
Византийцыусовершенствовали мозаику, исполняя ее из цветного стекла — смальты — вместоантичной из морской гальки или кусочком мрамора. Они клали кусочки смальты подопределенным углом, усиливая мерцание золотого фона, создающее таинственность имистичность настроения. Византийские мастера оставили образцы тонкой каменнойрезьбы капителей, замечательную рукописную миниатюру, жемчужное и золотоешитье.
Для искусства Византиихарактерны строгая каноничность и символизм. В византийской живописи нетдвижения, она статична, лишена прямой перспективы, светотеневой моделировки,намека на ракурс, она на тысячелетие застыла в своих догмах.
8. Европейское искусствоСредневековья
V век принято считать началом новойэпохи — феодальной формации, названной в истории Средними веками и охватывающейпо времени более тысячелетия, от падения Западной Римской империи до началареволюций в Англии и Нидерландах.
Принято выделять триосновных периода: V – XI вв. — раннее Средневековье, XII – XIII — зрелое Средневековье, XIV – XV —позднее Средневековье. В раннем Средневековье в качестве самостоятельногопериода выделяют еще «Темные века» или «период Великого переселения народов» (V – VIII вв.).
Термин «Средние века» былвведен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее ихот «золотого века» античности. Вся культурная жизнь европейского общества этогопериода определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. МеждуЗападной и Восточной церковью все углублялись противоречия. Окончательныйразрыв произошел в 1054 г., когда церкви провозгласили полную независимостьдруг от друга. Западная стала называться католической, а Восточная —православной.
Средневековое искусство —особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейшихособенностей — тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда егоспиритуализм, аскетичность. Религия и ее общественный институт — церковь —важнейший фактор формирования всей феодальной культуры.
Другая особенностьсредневекового искусства — это близость его к народному творчеству. Традицииязыческой культуры, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов — все этоналожило отпечаток на искусство Средневековья. Конечно, более всего сохранилисьпроизведения культового назначения, Церковь всегда понимала силу искусства, егоогромное воздействие на массы, считая, что его главная задача — наставлять ввере.
Земное существование,которое в соответствии с христианской религией ничтожно по сравнению сзагробной жизнью, не может стать предметом изображения, достойным внимания вискусстве. Тело — лишь уродливая тюрьма для души, оковы для ее бессмертия,ничтожный сосуд греха и соблазна. Так из доктрин христианства рождался идеал,противоположный античности. Искусство уже не стремится подражать природе,реальным формам, оно превращается в символы запредельного. Вырабатывается инаясистема пластического языка, выразительных приемов.
Образный строй и языксредневекового искусства сложнее и экспрессивнее античного. Средневековыймастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре,монументальной живописи, скульптуре, украшающей средневековые храмы. Но вхудожественной системе средневекового искусства была заложена определеннаязаданность, оказывающаяся в условности, в символике, аллегоризме образногоязыка, в жертву которому приносилась правдивая передача красоты физическогооблика человека. Искусство Средневековья подразделяется на три этапа:дороманский VI – Х вв., романский XI – XII вв., готический XII – XV вв.
Название «романский»происходит от слова «Roma»— Рим, и возникло в XIX в., когда былиобнаружены связи средневековой архитектуры с римской; название «готика» — отплемени готов и еще более условно (как символ варварского искусства).
Средневековая литература:
Героический эпос:
– «Песнь о Нибелунгах».Германия.
– «Песнь о Роланде».Франция.
– «Песнь о моем Сиде».Испания.
– «Старшая Эдда».Скандинавия.
– «Беовульф». Англия.
Куртуазный и рыцарскийроман:
– «Тристан и Изольда»Готфрида Страсбургского.
– цикл романов о королеАртуре и рыцарях круглого стола Кретьена де Труа.
Лирика:
– вагантов (бродячиестуденты, школяры).
– трубадуров(провансальские поэты).
– труверов (поэты изСеверной Франции).
– миннезингеров (немецкиепоэты-рыцари).
– менестрели(профессиональные певцы и музыканты).
Духовная и научнаялитературы:
– жития святых
– хроники
– проповеди
– трактаты
Живопись:
– иконы
– фрески
– шпалеры (тканыекартины)
– мозаики
– витражи
– книжная миниатюра
Театр:
– литургическая драма(инсценировка на латинском языке библейских сюжетов)
– моралите (назидательнаяаллегорическая драма в стихотворной форме, изображающая борьбу добра и зла задушу человека)
– мистерии (впредставлении чередуются религиозные и мирские темы)
– миракль(религиозно-назидательная стихотворная драма, сюжет основан на совершаемом святымчуде)
Музыка:
– мотет (трехголосноепеснопение, сочетающее разноплановые мелодии на народно-бытовые сюжеты)
– кондукт (песнопение налатинском языке в мерном маршевом ритме, сопровождавшее уличное шествие, каксерьезного, так и шуточного характера)
– григорианский хорал(одноголосное церковное пение, по имени Папы Римского Григория I, канонизировавшего церковныепеснопения в пределах церковного года)
– месса (полифоническоепроизведение воскресного богослужения)
Самый признанныймузыкальный инструмент — орган.
9. Возрождение — явлениекультурного развития Западной и Центральной Европы
Прочно сложившиесясредневековые представления впервые всерьез подверглись сомнению в Италии XIV в. В этой стране происходило болеебыстрое развитие городов и городской культуры, происходит переход от обществафеодального — к буржуазному. Наступает период первоначального накоплениякапитала. Термин «Возрождение» (renaissance — возрождение) по отношению к культуре Италии не случаен. Именно вИталии, на родине античности, возрождается идеал прекрасного, гармоничногочеловека. Человек вновь становится главной темой искусства. От античности идутосознание того, что самой совершенной формой в природе является человеческоетело. Гуманистическая культура Ренессанса пронизана мечтой о новом человеке иего духовном развитии.
Возрождение — термин,впервые введенный в XVI в. ДжорджиоВазари — архитектором, живописцем, историком искусства — употребляется дляобозначения целой исторической эпохи, которая была обусловлена началом переходаот Средневековья к Новому времени.
Хронологические рамкиРенессанса в разных странах охватывают эпоху со второй половины XIII в. до нач. XVII в. Внутри этого периода Возрождение подразделяетсяна:
1) Раннее Возрождение,включая Проторенессанс — XIII –XV вв.
2) Высокое Возрождение —конец XV в. – первая треть XVI в.
3) Позднее Возрождение — XVI в.
До конца XV в. Ренессанс был явлениемпреимущественно итальянским, позже он нашел отклик и достиг пика развития в северных(по отношению к Италии) странах, т.н. «Северный Ренессанс». В Нидерландах,Испании, Германии, Англии, Франции расцвели живопись, литература, философия,архитектура.
Ренессанс — это эпохавеликих открытий. Цивилизация Средневековья называлась морской (т.к. ееразвитие связано со Средиземным и Балтийским морями), Возрождение возвестилоначало океанической цивилизации. В 1492 году Колумб открыл для ЕвропыАмериканский континент, в 1513 г. Кабрал открыл Тихий Океан, с 1519 по 1521 гг.продолжалось первое кругосветное плавание Ф. Магеллана. Активно изучаетсяСолнечная система (И. Кеплер, Дж. Бруно, Г. Галилей). На смену веры в авторитетцеркви приходит вера в авторитет науки. Это эпоха первоначального накопления капитала,эпоха авантюрных способов обогащения (в том числе пиратского), из 3-го сословиявыделяется буржуазия.
Возрождение не былопростым повторением античности, оно явилось сплавом античных традиций страдициями Средневековья и христианства, выдвинуло новый круг идей и образов,эстетических идеалов.
Идеологическое движениеэпохи Возрождения имело два направления — религиозное и светское. Первое нашловыражение в Реформации — движении, принявшем форму борьбы против католическойцеркви. Второе проявилось в формировании нового мировоззрения — гуманизма (humanus — человек, лат.).
Возрождениепротивопоставляло себя Средневековью, его идеологи поставили в центр своеготворчества человека. Они отвергли жесткие ограничения средневековых канонов визобразительном искусстве и принятые в нем условности. Важная черта Возрождения— индивидуализм. Теперь не происхождение определяло место и значение человека вобществе, а его способности и его деятельность.
Характерной чертой новогомировоззрения было пробуждение национального самосознания, формируется понятиеотечества, его не могло быть в условиях феодальной раздробленности Средневековья.Изобретение И. Гуттенбергом в середине XV в. книгопечатания, появление газет оказали мощноепреобразующее воздействие на европейское общество.
Мастеров Возрождениячасто называют «титанами», имея в виду их универсальность: «Это была эпоха,которая нуждалась в титанах и породила таких титанов, по силе мысли, страсти ихарактеру, по многосторонности и учености», — писал Ф. Энгельс. Соединениеученого и художника в одном лице, в одной творческой личности распространенноеявление, например, Леонардо да Винчи был живописцем, скульптором, архитектором,писателем, музыкантом, военным инженером, химиком, математиком, ботаником...
Такая связь науки иискусства — характерная черта ренессансной культуры. Занимаясь художественнымтворчеством, художники выходили через перспективу — в область оптики и физики,через проблемы пропорций в анатомию и математику и т.д.

Основные представителиискусства Возрождения.Страна Живопись
Архитектура
и скульптура
Литература
и театр Италия
Джотто ди Бондоне,
Симоне Мартини,
Мазаччо,
Фра Беато Анджелико,
Филиппо Липпи,
Андреа дела Вероккьо,
Сандро Боттичелли,
Браманте,
Палладио,
Леонардо да Винчи,
Микеланджело,
Рафаэль Санти,
Джорджоне,
Тициан,
Веронезе Паоло,
Якопо Тинторетто
Леон Батиста Альберти — Палаццо Руччелан во Флоренции
Брунеллески — собор Санта Мария во Флоренции
Микеланджело — капелла Медичи во Флоренции, ансамбль Капитолия и собор Св. Петра в Риме; скульптуры — «Пьета», «Давид»
Донателло — конный памятник — Гаттамелате в Падуе, статуя Давида
Донато Браманте — проект собора Св. Петра
Палладио — палаццо в городе Виченце
Данте Алигьери — «Божественная комедия»
Франческо Петрарка — интимная лирика, сонеты
Джованни Боккаччо — «Декамерон»
Микеланджело — стихотворения
Николо Макиавелли — политический трактат «Государь», стихи, поэмы
Пьетро Аретино — комедии Нидерланды
Ян Ван Эйк,
Иероним Босх,
Питер Брейгель ст. К. Флорис — ратуша в Антверпене Эразм Роттердамский — «Похвала глупости» Германия
Альбрехт Дюрер,
Лукас Карнах ст.,
Ганс Гольбейн мл.,
Грюневальд
У. фон Гуттен — «Диалоги»
Т. Мюнцер — проповеди Франция
Братья Лимбург,
Жан Фуке Жан Гужон — рельефы церкви Сен-Жермен, круглая скульптура
Франсуа Рабле — «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Пьер Ронсар — стихи Англия
У. Шекспир — трагедии, комедии, сонеты
Э. Спенсер — поэзия
Джефри Чосер — «Кентерберийские рассказы» Испания
Эль Греко,
Веласкес,
Мурильо Хуан Эрреро — замки Мадрида
М. де Сервантес — «Дон Кихот»
Лопе де Вега — «Овечий источник»

Библиографический список
1. Вентури Л. Художники нашего времени. М.,2010.
2. Всеобщая история архитектуры. Т. 10. М.,2009.
3. Всеобщая история искусств. Т. 5,6. М.,2008.
4. Европейское искусство XIX века. М.,2010.
5. Живопись импрессионистов. М.,2010.
6. История искусства зарубежных стран. Т. 3. М.,2009.
7. Калитина Н.И. Французская пейзажная живопись. М. ,2008.
8. Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. Л., 2010.
9. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века М, 2009.
10. Чегодаев А.Д. Импрессионисты.М., 2008.
11. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX столетия. М., 2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.