Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство эстампа

1. Понятие эстампа
С незапамятных временчеловек старается привнести в свой быт гармонию и красоту. Еще древние грекиукрашали однотонные стены яркими ковриками и рисунками.
В XVII веке в домашнийобиход, по свидетельству историка Н.И. Костомарова, мало-помалу стали входитькартины и эстампы, сначала в царских хоромах, потом у знатных лиц. Интерес кним начал возникать и в других сословиях. Впрочем, на эстампах, которые тогдадозволяли себе вешать в золоченых рамах богатые люди, изображалисьпреимущественно священные предметы. При этом их строго отличали от образов, иони не имели вовсе священного значения.
Линогравюра, ксилография,офорт, литография – все эти формы современной графики, объеденные общимпонятием «эстамп». Массовость тиражей, невеликий формат делают эстамп современным,легко входным во все области жизни. Интерьеры квартир, гостиниц, кафе,библиотек, выставки неимоверные теперь без эстампов. Хорошие картины, эстампы,офорты, гравюры, репродукции и фотографии могут преобразить любое жилище,сделать дом неповторимым и своеобразным.
Первоначально эстампвосстал как способ репродуцирования, но в следующем благодаря богатейшимвозможностям своей техники развился в большое самостоятельное искусства сбогатыми традициями.
/>Эстамп (фр.estampe) – оттиск с гравировальной доски (гравюра, литография, шелкография,монотипия), являющийся станковым произведением художественной графики. Эстамппечатается с доски, которую гравировал сам художник, часто он же делаетоттиски. Такие работы обычно являются подписными, авторскими экземплярами,считаются подлинниками. Эстампы бывают черно-белыми и цветными. Этот оттискможет быть сделан из дерева, камня, металла, линолеума, другого материала, накотором изображение предварительно было вырезано или вытравлено. Печатнуюформу, с которой делают оттиск, принято называть доской, а полученный с нееотпечаток – эстампом.
Ксилография – гравюра на дереве, вырезаетсяспециальным резцом. Краска накатывается на плоскость исходной доски. При печатина бумаге белыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляютсобой контурный рисунок толстыми черными линиями. Ксилография появилась всредние века в связи с необходимостью книгопечатания. (Германские художникиАльбрехт Дюрер: «Четыре всадника» 1498г. и Ганс Гольбейн Младший серия гравюр «Образысмерти» 1524–1525гг.).
Линогравюра– гравюра налинолеуме. По технике очень близка к ксилографии. Линолеум – недорогой,доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению сксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала(однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон).
Офорт – от французского eau-forte – азотнаякислота. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотно-упорноголака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаютсякислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской иоттискивается на бумагу.
Акватинта – от итальянского aquatinta – методгравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлическойпластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображениемнанесенным с помощью кисти кислотоотталкивающим лаком. Имеет огромноеколичество оттенков от черного до белого.
Рисунок выполняетсяхудожником на бумаге или другом материале в одном экземпляре и являетсяуникальным. Все авторские повторения и тем более копии, как правило, хужеоригинала. Но графическое изображение может быть выполнено художником и натаком материале, с которого путем обработки можно получить большое количество оттисков,каждый из которых считается оригиналом. Это эстампы и гравюры.
Эстамп представляет собойодну из отраслей графики. Тираж полученных оттисков может колебаться отнескольких штук до нескольких тысяч экземпляров, причем все оттиски считаютсяподлинниками. Таким образом, эстампом называют совокупность применяемых средствграфической техники, предназначенной для этой цели, так и сам лист с нанесеннымна него изображением.
В таком случае эстамп –это самостоятельное произведение, предназначенное для украшения интерьеров илиальбомов. Выполняется он обычно в одном из трех основных видов: в гравюре, влитографии или офорте.
Некоторые искусствоведы,особенно старшего поколения, склонны считать гравюрой все то, что полученопутем отпечатка с какой–либо формы, независимо от техники исполнения. Инымисловами, гравюрой в этом случае называют и литографию, и офорт, и дажецинкографию, где в полиграфическом производстве используются фотомеханическиеспособы перевода рисунка в печать, откуда и произошел устаревший теперь термин «гелиогравюра».
В современном пониманиипод термином «эстамп» подразумевается имеющий самостоятельное значениеграфический лист. Гравюры являются ещё разновидностью, наряду с литографией иофортом.
Следовательно, термины «гравюра»и «эстамп» не идентичны: эстамп может быть выполнен, как в гравюре, так и вдругой технике, а гравюра, в свою очередь, может и не быть эстампом. Таковыгравюры, сделанные для книг, – это уже не эстампы, так как они не имеютсамостоятельного значения.
Для печатания эстампов вполиграфической промышленности применяют специальные типографские краски.

2. ЭСТАМПЫВ БИБЛИОТЕКЕ В XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
 
Эстамп – это произведениехудожественной графики, отпечаток на бумаге изображения, сделанного на печатнойформе. Такие оттиски издавна присутствуют в библиотеках мира: и какгравированные иллюстрации в книгах, и как отдельные листы. В «Описи книг,привезенных из Варшавы», которая датирована 10 февраля 1797 г., значатся 8малых ящиков с «эстампами и атласами». К концу 1810 г., то есть ко времениподписания императором Александром I рескрипта об открытии Библиотеки «напользу общую», в ней хранились эстампы, картины, портреты и ландкарты: «12папок, 43 связки и 42 свертка».
К началу XIX в. интерес кизобразительному искусству в российском обществе резко вырос. То, что печатнаяграфика заняла достойное место в фондах Библиотеки, во многом является заслугойАлексея Николаевича Оленина – директора Библиотеки и президента Академиихудожеств. Существующее собрание гравюр следовало организовать так, чтобы сталовозможным использовать его. Поэтому в 1812 г. по просьбе Оленина в званиипочетных библиотекарей утвердили двух художников, «способных к смотрению заэстампами и знающих рисовальное и гравировальное искусство». В 1815 г. поручение«привести в систематический порядок … собрание эстампов и сделать онымнадлежащую опись» было дано помощнику библиотекаря Ивану Андреевичу Крылову.
Тем не менее до 1840-хгг., когда директором Библиотеки стал Дмитрий Петрович Бутурлин, ситуация схранением эстампов почти не изменилась. Хотя их поступления былинезначительными, фонд все же увеличивался, а попытки упорядочить его не былидоведены до конца. Положение изменилось благодаря энергичной деятельностибиблиотекаря Василия Ивановича Собольщикова. Именно он, один из первых знатоковизобразительного искусства в Библиотеке, заложил основы нынешнего Отделаэстампов. О проделанной им работе подробно говорится в архивном документе:
«…Собрание эстампов,состоящее из 50 000 листов, приведено в следующий порядок:
1. Эстампы с именамиграверов или с монограммами разделены на школы: немецкую …, итальянскую …,голландскую …, французскую …, английскую … и русскую. … Сверх школ образовалсяеще отдел граверов малоизвестных …
2. Эстампы, на которых неозначено имени гравера, разделены по содержанию…
3. Чтобы предохранитьэстампы от повреждения и растраты и дать портфелям правильную форму, всесобрание наклеено на … бумагу одинакового формата…»
Для хранения этогособрания были сделаны низкие шкафы с выдвижными полками, на которые леглиосновательно сделанные папки, закрытые каждая специальной шторкой. Эта работапришлась на период, когда в мире только начинали разрабатываться основныеметоды гравюроведения. В 1821 г. вышло классическое руководство библиотекаря Венскойкоролевской библиотеки, художника и гравера Адама Барча, которое, без сомнения,тщательно изучал Собольщиков. В 1859 г. при осмотре крупнейших библиотек Европыон мог убедиться, что организация фонда эстампов в С.-Петербурге вполнесоответствует современному уровню. Преемником Собольщикова стал ВладимирВасильевич Стасов – с 1855 г. его добровольный помощник, а впоследствии, с 1872г., заведующий Отделением изящных искусств и технологии, в котором во второйполовине XIX в. хранилась печатная графика.
К середине XIX в.собрание эстампов, состоявшее первоначально из иностранных гравюр, сталопополняться и русскими произведениями. Они поступали в соответствии с закономоб «обязательном экземпляре», покупались, нередко их приносили в дар – целымиколлекциями или отдельными листами – частные лица и учреждения.
Каждый год приносилБиблиотеке множество графических материалов, о самых значительных из которыхможно узнать из ежегодных «Отчетов»: в 1851 г. поступили оттиски сгравированных досок времени Петра I; в 1852 г. в составе «Древлехранилища»М.П.Погодина были получены гравюры, а В.И. Даль подарил собрание лубочныхлистов; в 1857 г. была куплена коллекция портретов Г. Ладдея. С 1850-х гг.наряду с эстампами Библиотека комплектуется и материалами, которые выполненыуже в новой технике печати – фотографии.
Экспонирование эстамповбыло всегда характерно для Библиотеки. В 1850-е гг. в Отделении было устроено 4постоянных выставки, по две в каждой из частей зала. Первая из них появилась в1851 г., когда был сделан низкий длинный шкаф для хранения коллекции эстампов.Над ним, в спроектированных Собольщиковым особых витринах – подвижных рамках – былипомещены выдающиеся гравюры итальянской, немецкой, нидерландской (голландской ибельгийской) и французской школ. Затем в 1856 г. в той же половине зала былаорганизована вторая экспозиция, о которой «Отчет» гордостью сообщал, чтоподобной ей «до сих пор не существует еще ни в одном музее, ни в однойбиблиотеке европейской: это – собрание образцов всех граверных способов, иливсех родов гравюры». Она была расположена за стеклами, на поворачивающихсярамах, прикрепленных к двум большим шкафам по всей их длине и высоте.
В 1857 г. выставкиукрасили и другую половину зала. Одна из них представляла «Галерею ПетраВеликого» – собрание, которое В.В.Стасов до конца своей жизни с огромнойэнергией комплектовал и описывал. Как сообщал «Отчет» того года, «онорасположено, в систематическом порядке, по типам, на вертикальной поверхностикнижных шкафов …, за стеклами, и представляет более 200 разных портретов,начиная от произведений высокого художественного достоинства и нисходя до самыхгрубых литографий и даже лубочных картин». Другая выставка показывалапосетителям Библиотеки основные этапы развития русской гравюры, коллекция которойв Библиотеке к этому времени значительно увеличилась. Для этого был устроенспециальный шкаф, подобный тому, в котором хранились и демонстрировалисьпроизведения иностранных мастеров. В витринах нового шкафа отечественныепроизведения были расположены в хронологическом порядке.
Экспозиции образцовгравировальных техник, русской гравюры и петровских портретов, пополняясь,оставались постоянными до 1920-х гг.
Эстампы были доступныобозрению посетителей Библиотеки не только в самом Отделении, но и в примыкающемк нему зале № XIV (ныне – Зал социально-экономической литературы), и впредназначенном для художественных занятий зале № XII (ныне – Зал литературы иискусства). В 1852 г. в каждом из них было устроено по четыре витриныпирамидальной формы, украшенных сверху слепками с античных статуй. Внеподвижной нижней части застекленных витрин помещались библиографическиередкости, а во вращающейся верхней – «примечательные эстампы».
С 1850-х гг. фондэстампов используется все более интенсивно. В единственный тогда читальный зал,который находился на первом этаже Библиотеки, в корпусе Соколова (ныне – одноиз помещений Отдела рукописей), богато иллюстрированные издания и собственноэстампы не выдавались. С ними можно было ознакомиться на втором этаже в зале №XII (так называемая «Ларинская зала», ныне – Зал литературы и искусства),который с 1857 г. был отведен для художников. В зале был установлен большойстол с пюпитрами для рисования. Особый билет для пропуска на занятия выдавалзаведующий Отделением; в 1858 г. число посетителей зала достигло 1 413 человек.
В 1862 г. в Библиотекеоткрылся новый читальный зал, спроектированный Собольщиковым (ныне – Ленинскийзал): в нем был запланирован и «кабинет для художественных работ», в которомвыдавались бы «роскошные издания с эстампами и иллюстрациями … и … эстампы наотдельных листах». Однако художники были вытеснены из этого зала, и ихобслуживание постепенно перешло собственно в Отделение изящных искусств итехнологии, где они не только получали материалы, но могли рассчитывать и наконсультацию такого специалиста, как В.В.Стасов. Среди посетителей Библиотекибыли тогда известные художники (И.Е. Репин, М.А. Антокольский и др.), крупныеученые, а также коллекционеры. В числе последних был и Д.А. Ровинский, позавещанию которого в 1897 г. Библиотеке были переданы гравированные иностранныепортреты из его коллекции.
После смерти В.В. Стасовав 1906 г. место заведующего Отделением изящных искусств и технологии занялНиколай Дмитриевич Чечулин. При нем была сделана попытка систематизировать иупорядочить многочисленные поступления прежних лет. Среди новых материалов,пополнивших фонды Библиотеки в первые десятилетия XX в., особо выделяетсясобрание А.В.Олсуфьева.
В 1918–1930 гг.Отделением, в которое входил и так называемый «Кабинет Эстампов», заведовалМихаил Леонидович Лозинский. На рубеже 1910-х–1920-х гг. собрание Библиотекизначительно пополнилось за счет эстампов, которые поступали преимущественно изГосударственного книжного фонда, концентрировавшего передачу материалов избывших частных собраний и ликвидированных учреждений. Так, в 1919 г. Библиотекаполучила собрание видовых гравюр Н.К. Синягина и собрание русских портретовВ.Я. Адарюкова, а также 7 томов английских гравюр XVIII в. С каждым годом всебольше прибывали произведения советской графики, особенно – плакаты, как впорядке «обязательного экземпляра», так и от собирателей. В 1930 г. былообразовано самостоятельное Отделение эстампов. Положение ценнейшего фонда былотяжелым: в 1932 г. в нем работал 1 человек, который выполнял «все функции посвоему отделению как технического, так и консультационного порядка». Материалынаходились в двух залах среди книжных шкафов «без какой-либо хронологическойили логической последовательности». Не удивительно, что в 1932 г. возниклопредложение о передаче собрания гравюр четырем музеям: ленинградским Эрмитажу иРусскому музею, московским Музею изобразительных искусств и Третьяковскойгалерее. К счастью, фонд удалось отстоять, а с 1936 г. в работе Отделенияпроизошли положительные изменения: началась систематизация и инвентаризацияматериалов, стали осуществляться каталогизационные, научные и методическиеработы.
В годы ВеликойОтечественной войны самая ценная часть фондов была эвакуирована в городМелекес, где эстампы демонстрировались на выставках и помогалипроиллюстрировать доклады сотрудников Отделения. Параллельно выставочная работаи обслуживание читателей – художников, агитаторов, лекторов – продолжалось и вблокадном Ленинграде.
Осенью 1945 г. фондывернулись в Библиотеку, и Отделение эстампов возобновило работы посистематизации, шифровке, инвентаризации и каталогизации тысяч единиц хранения.
В 1951 г. этоподразделение Библиотеки, с 1934 г. относившееся к Отделу Фонда и Обслуживания,перешло в непосредственное подчинение дирекции и стало именоваться ОтделомИзобразительных Искусств. Отдел получил самостоятельные права, новыеоборудование и помещение (во второй половине XIX в. это было Отделение изящнойсловесности – зал № VI на первом этаже корпуса Росси). Фонд был первично разобран,и уточнена очередность его обработки.
К концу 1950-х гг.сложилась система каталогов и картотек Отдела, и определились основные принципыего функционирования как комплексного отдела – осуществляющего хранение иобработку материалов, а также обслуживание читателей – которые актуальны и вего сегодняшней деятельности.
История Отдела эстамповпоказывает, что хранящиеся в нем разнообразные материалы и коллекции сталиосновой для многих научных исследований. С ними работали и читатели, исотрудники Библиотеки – крупные ученые, которые заложили принципыотечественного гравюроведения, обосновали правила хранения и научного описанияэстампов. Благодаря усилиям и таланту выдающихся деятелей отечественнойкультуры сформировался нынешний Отдел эстампов – особое подразделениеБиблиотеки, выполняющее одновременно и библиотечные, и музейные функции.
3. Няньхуа – Китайская техника цветной ксилографии
В канун Нового года вкитайских домах издавна развешивают отпечатанные на бумаге ярко расцвеченныеэстампы, которые в XIX веке получили название няньхуа – новогодниекартины. Появление няньхуа как вида изобразительного искусства было обусловлено,прежде всего, развитием техники ксилографии, ее разнообразнымприменением и широким распространением. Истоки искусства няньхуа восходят кпечатным иконам и даосским амулетам, изготовлявшимся с V века в буддийских идаосских монастырях. Непосредственными прототипами няньхуа стали «бумажныекартинки чжихуа, распространенные в эпоху Сун (960–1268).
К группе памятников,представляющих предысторию няньхуа, необходимо также отнести печатные картиныэпохи Мин (1368–1644) с изображениями мифологических персонажей. В начале XVIIвека возникают центры производства няньхуа, и в их числе в Янлюцине близ городаТяньцзиня (провинция Хэбэй), деятельность которого ведется от знаменитоймастерской Дай Ляньцзена. С конца XVI – начала XVII века в няньхуа применяетсятехника цветной ксилографии, используемая как для печати целых композиций, таки для отдельных их частей (детали костюма, архитектуры и т.д.).
Эпоха правления династииЦин (1644–1911) – время расцвета и широкого распространения няньхуа. Самымиранними из сохранившихся от этого периода памятников, по-видимому, можносчитать изображения мэньшеней (духов – хранителей входа) из храма Конфуция вуезде Цюйфу провинции Шаньдун, относящиеся к концу XVII века. В няньхуа XVIIIвека ощущается влияние классической китайской живописи, проявляющееся и втрактовке отдельных фигур, и в композиционных решениях. Эти картины быливысокого качества, дороги и относительно мало распространены. Конец XIX – началоXX века – период наибольшей популярности няньхуа в народных массах. К этомувремени окончательно формируется стилевое своеобразие и определяется сюжетноебогатство китайской народной картины, складываются изобразительные схемы.Действие в картинах развертывается или на фоне пейзажа, или дается вконкретной, привычной для китайца обстановке: герои носят соответствующиевремени костюмы, появляется множество мелких достоверных деталей.Исключительная декоративность отвечала главному назначению няньхуа, служившейдля украшения жилищ в канун Нового года – самого большого праздника старогоКитая.
В няньхуа в своеобразномпреломлении, присущем этому виду искусства, отразился весь комплекс духовнойкультуры Китая. Первыми должны быть названы религиозные няньхуа,запечатлевшие пантеон синкретической китайской религии. В ее основу леглидревние верования – поклонение силам природы, культ предков, религиозныйдаосизм, пришедший из Индии на рубеже новой эры буддизм, а также учениеКонфуция. К религиозным няньхуа относятся, главным образом, иконы и изображениязаклинателей злых духов.
Главным символическимобразом в няньхуа было связанное с культом предков изображение мальчика. Нет всемье сына – толпы голодных душ предков принесут несчастье не только семье, нои всей округе. Этим объясняются многочисленные изображения мальчика – желанногосына; с ним связана и благопожелательная символика долголетия, богатства,хорошего урожая, счастья, спокойствия, знатности.
Грандиозное литературноенаследие Китая нашло широкое отражение в няньхуа. Мифы, предания, повести ирассказы охотно использовались художниками в качестве сюжетов для картинчетвертой группы. Няньхуа с литературными сюжетами являлисьсвоеобразными книгами для крестьян и мелких горожан, бывших в подавляющембольшинстве неграмотными. В няньхуа мы встречаемся со сценами из мифа «Пастух иТкачиха», из «Предания о Белой змее», о также из романа Сюй Чжи-линя (1567–1619)«Возведение в ранг божеств», романа У Чэн-эня (1505–1580) «Путешествие на Запад»,романа Ло Гуань-чжуна (около 1330 – около 1400) «троецарствие»; кроме этихзнаменитых романов-эпопей в няньхуа использовались эпизоды из жизни великихпоэтов и художников, новеллы Ляо Чжая (Пу Сун-лин, 1640–1715) и многое другое.
С литературными няньхуатесно связаны и театральные, в которых позы, костюмы и грим актеров отражаютхарактерные для Пекинской музыкальной драмы формы постановки и манеру игры.Театр был очень любим в народных массах, и неудивительно, что театральныесюжеты широко использовались в няньхуа.
К третьей группе можноотнести няньхуа с бытовыми сюжетами. Важно отметить, что быт в няньхуаизображался далеко не повседневный – скучный и однообразный; при относительнойсвободе и достоверности в показе архитектуры, домашней обстановки, косюмовхудожники проводили все через призму пожелания «богатой» жизни. В няньхуа мывидим яркие и торжественные сцены празднования Нового года, Праздника фонарей,где изображаются люди в богатых одеждах, красивые нарядные женщины – жены идочери владельцев роскошных домов, румяные здоровые дети. Немалую роль в этихняньхуа играют моральные устои, нравы и обычаи, в которых находит отражениеофициальная идеология неоконфуцианства, насаждавшаяся через школу и системугосударственных экзаменов.
Исключительнаяпопулярность няньхуа в народе связана с тем, что Новый год был важным событием.Им отмечались конец зимы и начало весны, начало пахоты, от успеха которой изависел сбор хорошего урожая. Празднование начиналось 23-го числа 12-й луны – втот день, когда бог очага Цзао-ван отправлялся на небо с докладом о делахсемьи. Поэтому вечером после земных поклонов перед богом его изображениевыносили во двор и сжигали при треске хлопушек вместе с жертвенной бумагой(обозначавшей деньги). После сожжения бога многие, чтобы еще более задобритьего, бросали в горящие печи конфеты. В ночь на Новый год встречали вернувшегосяс неба бога очага и вешали в киот новое его изображение.
Празднование Нового годасопровождалось различными увеселениями. Так, в богатых домах старого Китая былобычай приглашать в дом уличных актеров. Особое место занимал приём гостей,причем важную роль играл разработанный до мелочей этикет. В обрядах, которымисопровождалось празднование Нового года, долго сохранялись нравы и обычаистарого Китая, из которых наиболее характерными были поклонение перед алтарёмпредков и обряд «поздравление младшими старших».
После встречи Нового годаотмечался Праздник фонарей, установленный, по преданию, в первые годысуществования Поднебесной империи одним высокопоставленным чиновником, которыйпотерял свою единственную дочь на берегу реки, и ее всю ночь искали сзажженными фонарями все жители округа. Праздник начинался вечером 1-го числа1-го месяца, и весь Китай погружался в море огней – города, деревни, обочиныдорог озарены были светом цветных фонариков, и красные, желтые, зеленые бликиотражались в воде рек, прудов и озер. Праздником фонарей заканчивалась встречаНового года.
Исключительное по своемузначению явление культуры – няньхуа – долгое время было практически внеинтересов знатоков и любителей искусства, хотя в России няньхуа начали собиратьеще в первой половине XIX века. В конце XIX века известный русский ботаник В.Л.Комаров привез из Китая около 6000 листов и устроил в петербургскомГеографическом обществе выставку, которая произвела большое впечатление, причемникто не мог расшифровать содержание экспонировавшихся произведений. В.М.Алексеев первым из синологов обратил серьезное внимание на эту, казавшуюся всемремесленной, продукцию и увидел в ней сложившуюся, полную своеобразия областьнародного искусства с многовековыми традициями, корни которой нужно искать втолще китайской культуры. Путешествуя по Китаю в 1906–1909, 1912 и 1926 годах,ученый собрал большую – около 3000 – коллекцию няньхуа и на ее материалахпроводил исследования китайского фольклора. Ценнейшим результатом работыВ.М.Алексеева в Китае стали «Объяснения к грубым картинам» (рукопись накитайском языке, хранится в Эрмитаже), содержащие расшифровку содержания около 500картин.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.