Реферат поистории Турции
ИскусствоОсманской империи
Османская художественнаякультура развивается прежде всего в мастерских имперского дворца в Стамбуле.Художники, ремесленники и даже техники дворца Топкапы, собранные за свое мастерствопо всей Империи, составляют группу, или цех, под общим названием эхль-u хирефхасса. Там же находятся архитекторы, мастера фаянса, художники-миниатюристы,музыканты, поэты, ювелиры, специалисты по ковроткачеству, булочники, хирурги,фармацевты, шорники, прачки и т.д. Эти мастера объединены в цеха и гильдии, иих главы избираются из числа самых авторитетных умельцев.
Эти художники иремесленники работают в первую очередь наудовлетворение потребностей султана и двора, но одновременно создают различныепроизведения, которые послужат образцами вне стен дворца. Получившие профессиюв Турции или привезенные из завоеванных мест, они проходят тщательную проверку,имеют строгую иерархию и получают жалованье по тарифной сетке дневногозаработка, о которой известно по дворцовым архивам.
Вступая в корпорациюэхль-и хиреф хас-са, все мастера и ремесленники становятся кул, рабами монарха,поскольку они находятся на службе у султана, который их содержит. Они такжеполучают дополнительное жалованье за создание выдающихся произведений; дляработы их снабжают исходными материалами, которые в большом количествесосредоточены в Казначействе.
Во всем этомремесленническом мире важнейшее место принадлежит изготовлению книг,паккашха-пе. Именно в этих мастерских, благодаря творческому духу ихудожественному воображению художников, рождаются замечательные орнаменты иукрашения, выходящие далеко за пределы искусства живописи, поскольку включают всебя элементы каллиграфии, переплета, ткани и керамики. Другие ремесленные корпорацииадаптируют эти произведения в соответствии с собственной техникой, создавая,таким образом, особый стиль для каждой эпохи.
ИССКУСТВО КНИГИ
В Османской империи, каки в любой стране ислама, «искусство книги» занимает особое место, посколькунеобходимо хранить и распространять священный текст Корана. Для мусульманкоранический текст свят: записывать или читать его — само по себе акт веры. Применяемая большими мастерами каллиграфия, с еемногочисленными стилями письма, поражала изящной и загадочной красотой. Этидекоративные тексты являются гимном, иконой религиозной преданности, ключом кпониманию благочестия и эстетики ислама. Они дают жизнь произведениямвысочайшего качества по технике и стилю.
Арабское письмо,используемое для записи священного писания, становится объектомсовершенствования и украшения его линий. К надписям добавляются миниатюры — напоясах, свитках и медальонах, — на которых пишут изречения и цитаты изсвященного писания. Труд каллиграфов и миниатюристов сопровождается работойпереплетчиков.
Самые красивые книгисоздаются художниками дворца Топкапы, наккашхане. Именно там изготовлены всесамые красивые рукописи, роскошные издания Корана, художественные произведения,украшенные чудесными эскизами и полными свежести миниатюрами.
♦ Каллиграфия
В исламском мирекаллиграф (хаттат) имеет превосходство над всеми другими художниками в силусвященного статуса арабского письма, проводника коранического откровения.Вначале оно служит размножению слова Господня, но со временем превращается вотдельное самостоятельное искусство. Это искусство контура, линии, тесносвязанное с искусством миниатюры.
Каллиграфия включает всебя шесть основных стилей письма (аклам-и ситте), классифицированных Якутом изАмасии в XIII в.: сулюс, пасх, мухаккак, рейхаии, рикаи тевки. Они былипересмотрены шейхом Хамдуллахом (1429—1520) по просьбе султана Баязида II (1481—1512). Среди этих шести видов переписчик ивыбирает стиль, подходящий для его работы; можно также обратиться к некоторымфантазиям, как «дрожащие буквы» или письмо, «тонкое, как пыльца» (губари).
Владению этими стилямиобучаются или по учебникам, в которых эти стили приводятся, или у учителя.Можно изменять высоту букв за счет толщины каляма, придумывать растяжки повертикали и по горизонтали, видоизменять цвет и блеск чернил: возможностинеограниченны. И конечно все эти стили используются для монументальных надписей(джели) в архитектуре (мечети, медресе, фонтаны), а также на различныхпредметах и тканях.
Что касается отдельныхкаллиграфических работ, таких как надписи на картинах (левха) или на альбомах(муракка), то они, как считают некоторые, являются высшим достижениемкаллиграфического искусства. Этими работами любуются как настоящими шедеврами.
♦ Раскрашиваниеиллюстраций
Во всем исламском мирешироко распространена раскраска рукописей, и в частности Корана, различнымицветами, в особенности золотом и ляписом-лазурью. Места для раскрашивания самыеразные: фронтиспис, поля, шапка над сурами Корана, в начале главы,подзаголовка, параграфа в книгах нерелигиозного содержания. Тексты нередкопышно украшены собранными в геометрические схемы растительными арабесками,называемыми руми (Рум, Романский, что означает Анатолийский), и болеереалистичным цветочным декором, называемым хатаи (из Хатай, Китая). Художники,занимающиеся этой работой, привлекаются, когда приходит время создаватьминиатюры для дворцов, украшать там стены, расписывать купола и потолки.
♦Переплетное дело
В Османской империи онопродолжает общую исламскую традицию, в которой основным было применениетреугольного защитного кожуха от намокания, сшивание листов в тетрадку илистопку, вшивание закладки. Декор турецких переплетов следует персидскимтрадициям XIV и XV вв. часто с центральным медальоном (шемсе), оттиснутым ипродленным кулонами, с отделанными углами и бордюрами. Специфической турецкойчертой является использование «мраморной бумаги» (эбру, называемой на Западе«турецкой бумагой»), которая изготовлялась вручную, а не механическим способоми служила для подкладки обложки.
При изготовлении переплетовобычно используется кожа, но для элитных изданий в работу над обложкой могутпойти дорогостоящие материалы, как лак, панцирь черепахи, ткань, вытканнаязолотом или серебром, драгоценные камни и жемчуг для инкрустации; в некоторыхпереплетах применяются ценные ткани, особенно сатин, часто с вышивкой шелком.За небольшим исключением, книги не большие и не тяжелые, их легко держать вруках.
♦Миниатюра
Если первые портретыосманских султанов появились в эпоху Мехмеда II, под влиянием итальянских художниковМаттео ди Пасти (1465 г.), Констанца де Ферраре (между 1478 и 1481 гг.) иЖен-тили Беллини, прожившего в Стамбуле более одного года с сентября 1479-го поконец 1480 г., то школа османских художников, таксчитает большинство, родилась лишь после того, как Селим I (1512— 1520) привезс собой художников из Дамаска и, в особенности, из Тавриза и Герата после 1514 г. Это как раз и объясняет важность персидского вклада в искусство миниатюры, орнамента ипереплетного дела. При Сулеймане Великолепном количество созданных миниатюр ещенезначительно.
Лишь Матракчи Насух (ок.1530—1564) оставил после себя достаточное наследие. Но во второй половине XVIв. благодаря деятельности рейса Хайдара по прозвищу Нигари (1494—1572) этот видискусства развивается и достигает расцвета, при этом вырисовываются егоособенности: реализм, поиск правдивого отображения.
Чувствоповествовательного, анекдотического в сочетании с поиском реалистичногохарактеризует иллюстрацию многочисленных исторических биографий, созданных вославу монархов. В крупных композициях запечатлены, подчас с изумительнойскрупулезностью и точностью, важные исторические моменты: восшествие на престолсултана, прием посла, осада города, баталии и т.д. Художник Нак-каш Османпрославился в этом жанре.
В XVIII в., в эпохуцарствования Ахмеда III (1703—1730), в османской живописи, приходившей в упадокна протяжении XVII в., происходит последний творческий подъем. Возникает новыйстиль, который представляют два талантливых миниатюриста: во-первых, Левни (ум.в 1732 г.), который писал женщин и праздники при дворе; что касается АбдуллыБухари, работавшего между 1735 и 1745 гг., то он приоткрывает частную жизнь изакрытый мир женщин, создает целый ряд утонченных портретов элегантных дам, новместе с тем рисует и непристойные сцены.
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
♦ Ковры
Ковер на Востоке — это нетолько произведение искусства, характерное для того или иного племени илиэтнической группы, но и предмет повседневной жизни. Мягкий и красочный, онвстречается повсеместно; в мечетях он — неотъемлемая часть совместныхритуальных молитв; в частном жилище на коврах, расстеленных на разного типаматрацах и подушках, спят, едят, принимают гостей, собираются на интимныевстречи и по случаю торжеств.
Оригинальность настоящегоковра в том, что его не ткут на станке, а вяжут в ручную: к натянутым нитямосновы руками привязывают короткие куски шерстяной или шелковой нити, и главноезаключается в том, каким типом узла воспользоваться. Турецкий узел, называемыйгерде, отличается от персидского (сеиех) тем, то в нем короткие шерстяные илишелковые нити переплетаются с двумя соседними нитями основы, тогда как вперсидском узле эти нити переплетаются лишь с одной из двух.
Сложно точно указатьместо, откуда пошли ковры.
Как правило, различаютдва типа анатолийских ковров:
ковры с геометрическимирисунками и эмблемами, идущие бесспорно от традиций тюркских кочевников; срединих есть ковры, которые различают по присвоенным им именам знаменитыхевропейских художников (Лотто, Гольбейн, Мемлинг, Кривелли), поскольку этиковры фигурируют на их полотнах;
ковры, рисунок на которыхзаимствован из других источников, например из архитектурной декорации и,позднее, из книжного оформления; среди них, конечно, Ушак и другиеориентированные на продажу ковры с узорами, звездами, рисунками «чии-тамапи» ифигурами, называемыми «птичьими».
Наконец, рядом снастоящими коврами есть и так называемые килим или сумак (тканые, а не вязаныековры).
•Текстиль
Начиная с XVI в.отмечается бурный рост текстильного производства. Его основные центры — Бурса иСтамбул, где кроме льняных производят и шелковые ткани. Шелк издавна привозитсяиз Персии, но в конце концов в районе Бурсы удалось акклиматизировать шелковогочервя. Указами султана строго регламентируется производство сырья и ткани (веспряжи, ткани и цены на них). Помимо обычных шелковых тканей выпускаются высшиесорта шелка — парча (серасер, серепки зербафт), лампас (кем-ха) и бархат(кадифе), вышитые золотой и серебряной нитью, с растительным декором, иногда накрасном фоне, величественный характер которых особенно смотрится в простом кроекафтанов, которые мужчины и женщины носят поверх другой одежды. В повседневнойжизни обычно носят шерстяные вещи.
Декоративное украшениетканей
Рисунок на текстильныхизделиях мало отличается от того, что можно увидеть на архитектурныхсооружениях и керамических изделиях:
цветы занимают основноеместо: розы, гвоздики, лютики, цветки граната, жимолости и, особенно, тюльпаны.Не редко встречаются разные цветущие деревья с длинными ветвями, чаще кипарисы;
в стиле композицийзаметно китайское влияние, а именно такие сюжеты, как чинтамани (трисоединенные в форме треугольника жемчужины) и «губы Будды» (две волнообразныелинии).
•Керамика
Керамическая облицовкачасто украшала дворцы сельджукидов и первые османские сооружения в Бурсе иЭдирне, но настоящий расцвет керамики начался в конце XV в. в мастерскихИзника. Помимо облицовки стен (михраб, купола, портики и минареты мечетей,надгробия, дворцы и медресе), керамика ипользуется при производстве разныхмануфактурных изделий: блюд, тарелок, мисок, чашек, раковин, кувшинов, сосудовдля воды, кубков, подсвечников, письменных приборов и чернильниц.
Цвета керамики
Крупнейшие мастерскиеОсманской империи — в Дамаске, на Родосе, в Стамбуле и Изнике — использовалиочень богатую кремнием землю, что способствовало развитию производстваглазурованных изделий и позволяло наносить на них приятный орнамент. Послеобжигания в печи заготовка приобретает вид керамики глубокого белого цвета,приятной на ощупь и очень яркой. Палитра цветов со временем постепеннообогащается:
1480—1520 гг., голубойкобальт на белом фоне, позднее с добавлением штрихов турецкой сини (тюркуаз);
около 1530 г., появление пастельных тонов очень нежного оттенка: зеленой липы, нежно-лилового, марганцевогофиолетового, обведенного черным, нежной зелени баклажана (так называемыедамасские изделия);
к 1555—1557 гг.,появление знаменитого «красного из Изника» — томатный красный цвет варьируетоттенками от кораллового до кирпичного. Производство керамики достигает своегоапогея (она широко используется при строительстве мечетей СулейманаВеликолепного, Рустема-паши и Соколлу Мехмед-паши в Стамбуле).
Если мастера из Изникапрославили керамику в XVI в., то мастерские Кютахьи и Текфур Сарая (основанныев 1718 г.) продолжат их традиции, хотя, пожалуй, и не достигнут того же уровня.Тем не менее этот вид искусства сумеет остаться востребованным. Именнокерамика, конечно, наряду с анатолийскими коврами — это то, что открылоиностранцам глаза на изысканность, художественное и техническое мастерство восманской цивилизации.
Что касается декора, топервые «бело-голубые» расцветки были навеяны китайским фарфором, позже возниклидругие мотивы: арабески и изображения облаков в форме бантиков, угловатыенадписи, тонкая вязь в форме спирали. В многоцветном рисунке господствуетрастительный декор, со знаменитым мотивом «четыре цветка» (тюльпан, гвоздика,гиацинт, шиповник; иногда роза), а также листьев саз, или зубчатой и курчавойпальмы. Во второй половине XVI в. начинают появляться изображения персонажей,животных (лошади, птицы...), а также морских кораблей, которые все чащевстречаются на более поздних изделиях.
♦ Металлургия иобработка дерева
Работа с металлом делитсяна два вида: утилитарный и декоративный.
Первый вызваннеобходимостью большого количества оружия и доспехов для османской армии(ятаганы, кривые сабли, кинжалы, щиты, шлемы, пистолеты, ружья, конская сбруя,уздечки), которые тщательно выделываются и украшаются; нужны также решетки длядверных и оконных проемов и ключи. Для нужд повседневной жизни развитопроизводство металлических сосудов и подносов самой разнообразной формы, аначиная с середины XVII в. предметыдомашнего обихода делают еще и из луженой меди (лампы, зеркала, чернильницы,ящики для Корана, кадила и т.д.); на многих предметах отчеканены именапроизводителей и собственников, а также дата изготовления.
Большим спросом приосманском дворе пользуются предметы интерьера и просто изящные вещицы.Выполненные из золота и серебра, они часто инкрустируются драгоценными камнями.
При обработке деревапредпочтение отдается инкрустации деревянной мозаикой, нежели резьбе. Тем неменее есть мастера резьбы по слоновой кости, их изделия отличаются тонкойизящной работой — статуэтки, зеркала, перьевые ручки, перочинные ножи,подставки для заточки перьев (макта), ложки...
♦ Стекло
Несмотря на то чтоОсманская империя включает в себя территории, известные в истории своимитрадициями в стекольном деле — особенно Сирия и Египет, — османы мало чтосделали в этой области. В XVI в. стекло в основном импортируется из Венеции, впервую очередь это цветное стекло, которое используется для витражей крупныхмечетей. Известно, что в 1569 г. венецианский посол при османском дворе МаркАнтонио Барбаро привез из Венеции в Стамбул 900 ламп для мечетей. На протяженииXVII и XVIII вв. привозимое из Европы стекло (особенно богемское) остается вбольшой моде. Вместе с тем, в самом Стамбуле есть стеклодувная мастерская,открытая, вероятно, в XVI в. (книга записей султанского дворца за 1534 г. свидетельствует о существовании стекольной мастерской во дворце Топкапы.)
Литература
1. Архипов ДмитрийБорисович. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ / РАН; Институтаналитического приборостроения. — С.Пб.: Наука, 1999. — 189с.
2. Дюпюи Эрнест Р,Дюпюи Тревор Н. Всемирная история войн / А.Д. Балабуха (ред.), С.И. Фомченко(пер.), С.И. Гузман (пер.). — СПб.: Полигон, 1997.
3. Коллас. ИсторияТурции. — К.; М.: ЕВРОЛИНЦ, 2003. — 331с.
4. Вамбери Герман.Очерки жизни и нравов Востока: Сочинение: Пер.с нем… — СПб.: Изд.В.Ковалевского, 1877. — 546с