Реферат по предмету "Культура и искусство"


Иван Шишкин

Иван Шишкинродился 13 (25) января 1832 в городе Елабуга Вятской губернии. Происходилиз древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца. В двенадцать лет былопределён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса,оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургскойАкадемии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М.Воробьева. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал иписал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме,благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами иумение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания егов академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисуноки за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 он получил большую серебрянуюмедаль за вид на Валааме, в 1859 — малую золотую медаль за пейзаж изокрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль задва вида местности Кукко, на Валааме.
Приобретя,вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качествепенсионера академии, он отправился в 1861 в Мюнхен, посещал там мастерскиеизвестных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов,пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863,перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегосятогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних снатуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Отсюда онсделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, апотом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид вокрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург,доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он многозанимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивлениеиностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом срисунками первоклассных европейских мастеров.
Затосковав поотечеству, в 1866 вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своегопенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественнойцелью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии.После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставкахпроизводил рисунки пером. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербургкружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», котороеуже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени,сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутациюодного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде,аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский районЛенинградской области). В 1873 академия возвела его в звание профессора заприобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действиенового устава академии, в 1892 был приглашён руководить её учебной пейзажноймастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго.Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом,работая над новой картиной.
/>Среди русских пейзажистов Шишкинубесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своихпроизведениях он является удивительным знатоком растительных форм,воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайшихотличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он заизображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же,как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всякихприкрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполнеобъясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял ихрасти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивыеформы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самаместность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшиепапоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник ипрочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершеннойдействительности.
Но этареалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняласобой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с цельювозбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходныхэтюдов. Нужно также заметить, что с Ш. повторилось то, что бывает почти совсяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб дляколорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоитна одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Ш. иногда гораздо ярчевыказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которыхон пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, чтоуказание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно многоразошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 ретроспективнойвыставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после егосмерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть ошишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче имимосковская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полденьв окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри»,«Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцатьмастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща»,«Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумярисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К.Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Всехисполненных Ш. офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни; он указывает, сверхтого, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этогомастера. А. Беггров, в 1884—85 гг., издал в двух сериях сборник 24-хфототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Ш. В 1886 самхудожник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти.Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные инесколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, ввиде нового альбома Марксом.
В 80-е годыШишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращаетсяпреимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем,затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты егоискусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно натворческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как«Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Сосновый бор» 1881, «Сосновыйлес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работампредшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописнойсвободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие длярусского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своемустрою картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее егостремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, ониспользует принципы тональной живописи.
Среди всехпроизведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро всосновом лесу». Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключенавозможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года«Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом»,после поездки в вологодские леса. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехомэкспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании вЧехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходныйпо мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимисямедведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и являетсятуман в сосновом лесу.
Занимательныйжанровый мотив, введённый в картину, во многом способствовал её популярности,но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояниеприроды. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его ещё нерассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен,холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствиемедвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает узрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Картина«Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как быпоследний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскуюрусскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как этопроизведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился вполном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20)марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на которомстояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Перов ВасилийГригорьевич (21 или 23.12.1833-29.05.1882), живописец, один из организаторовтворческого объединения Товарищества передвижников. Учился в Арзамасскойшколе живописи (1846-49), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества(1853-61), пансионер (стипендиат) Петербургской Академии художеств (1862-69),в 1864-69 находился в творческой командировке от Академии художеств в Париже.
В н. 1860-хПеров создал ряд обличительных (гл. обр. нравов русского духовенства) картин:“Проповедь на селе”, “Сельский крестный ход на Пасху” (1861),
Во 2-й пол.1860-х обратился к сюжетам из народного быта; от обличительного тона перешел кэмоциональной лирике: его картины “Проводы покойника” (1865), “Тройка” (1866),“Последний кабак у заставы” (1868) выражают сострадание к простым людям.
Перов ВасилийГригорьевич (1833 — 1882) — русский живописец и график, академик живописи, одиниз учредителей товарищества передвижников.  Будучи глубоким реалистом вкартинах о современности, автором произведений, проникнутых страстной жизненнойправдой, Перов отдал должное также исторической теме, в частности, событиямКрестьянской войны под предводительством Ем.Пугачева. Под впечатлениемпушкинской «Истории Пугачева» он задумал триптих «Пугачевскийбунт» и в 1873 г. направился в Оренбургскую губернию, в места самыхзначительных событий времен восстания. В поездке им была сделана сериявыразительных этюдов различных типов повстанцев пугачевского войска.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.