Реферат по предмету "Культура и искусство"


Забытый художник. Руфин Гаврилович Судковский

Реферат
по теме:
«Забытыйхудожник.
РуфинГаврилович Судковский»

С Николаевщиной связаноимя известного в своё время, а также и теперь на западе Европы, пейзажиста,мариниста, соперника Айвазовского, академика Руфина Гавриловича Судковского,жившего и творившего в городе Очакове на берегу Днепровско-Бугского лимана иЧёрного моря.
Руфин ГавриловичСудковский родился 7 апреля ст. ст. 1850г в г. Очакове в семье священника,представителя уже трёх поколений священников в Очакове со времени его переходак России от Турции. Семья его кровно была связана с Очаковом, с лиманом, морем,с интересами этого городка, небольшой крепости на устье Днепровско-Бугскоголимана. Здесь в Очакове и прошло детство будущего мариниста. В 1862 г Р.Г. Судковскийпоступил в Одесское Духовное училище, а в 1865 г перешёл по традициям своей семьи в Херсонскую Духовную семинарию, находившуюся в Одессе. Тогдаже начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества Изящных Искусств вОдессе, где и познакомился с известным маринистом Айвазовским. Затем, 17 лет,не чувствуя никакого призвания к духовной службе, к исполнению обязанностейсвященника, прервал своё обучение в семинарии и по окончании 4-хобщеобразовательных классов семинарии в 1868 году Р.Г. поступил студентом вПетербургскую Академию Художеств, где учился около 4-х лет. Отец священник былпротив увлечения сына живописью. Но затем много лет спустя признал егоувлечение, талант, случайно однажды услышавши в вагоне поезда высокую оценкуспособностей его сына художника от пассажиров. Несмотря на успехи в живописи,Р.Г. установленного научного экзамена, однако не сдал, хотя и получил в 1870 г за свои картины на выставке 2 серебряные медали, а в 1871г даже первую большую серебрянуюмедаль. В 1872 году после тяжёлого приступа кровотечения из горла бросил учениев Академии Художеств и был отправлен братом в свой родной Очаков на поправку.
В 1873 году наАкадемической выставке Р.Г. Судковский выставил свою большую картину «Буря близОчакова». Академия Художеств за неё выдала ему диплом на звание классногохудожника 2-й степени без установленного научного экзамена, «в знак особогоисключения и в пример другим». 20 апреля 1879 года Академия Художеств присудилаему за новые работы звание классного художника 1-й степени. Судковскийпродолжал далее упорно работать, используя богатейшие сюжеты для живописи егородины, где справа – море, а слева – Днепровско-Бугский лиман. Популярностьего, как художника, стала быстро расти. Для пополнения своего образования Р.Г.Судковский дважды предпринимает заграничные поездки. В 1874 году в течение 2-хлет он побывал в Германии, Франции, а в 1880 году в Австрии, Швейцарии, Италии.Свои произведения Р.Г. Судковский демонстрировал на выставках в Петербургесовместно с художником Ю.Ю. Клевером в 1882, 1883, 1884 г.г. В Одессе в 1880г, 1881 г и в 1885 г в малой зале Биржи – где выставил до 90 больших картини до 50 этюдов, рисунков, эскизов; на Московской Всероссийской выставке 1882года, где были картины: «Буря» 1881г, «Пустынь», «Сумерки», «Перед бурей»,«Полдень»; в г.Николаеве 24 февраля 1885 года, где было выставлено 7 большихкартин, 14 малых, 80 этюдов; в Петербурге в 1884 году на выставке Обществапоощрения Художеств и, наконец, в последний раз в 1885 году в Киеве. АкадемияХудожеств 4-го ноября 1882 года после выставок картин в Одессе и Петербурге –присудила Р.Г. Судковскому звание академика. Таким образом, Р.Г. Судковский привсеобщей зависти даже со стороны своего соперника Айвазовского, получил ещё прижизни этот почётный титул и признание со стороны специалистов своего дела.Николаевщина может гордиться, что дала такого сильного представителя вживописи. Картины Судковского с различных выставок были приобретены АкадемиейХудожеств, Третьяковым, Сан-Донато, Дондуковым-Корсаковым, А.Нецветаевым,Бюхтером, С.Терещенко и другими лицами.
К 1883 году относитсяженитьба Р.Г. Судковского на Елене Петровне Бенард, вышедшей впоследствии замужвторым браком за академика батальной живописи Н.С. Самокиша и получившейизвестность как художница Самокиш-Судковская.
Незадолго до смерти Р.Г.Судковский был избран почётным членом рисовальной школы Одесского ОбществаИзящных Искусств.
Устраивая свою выставкукартин в Киеве, Руфин Гаврилович заболел, заразившись сыпным тифом, принуждёнбыл переехать в родной Очаков, где, проболевши 13 дней, умер 4-го февраляст.ст. в 1885 г в своём фамильном доме против базарной площади на 35-ом годусвоей жизни, оставивши пять неоконченных картин. Похоронен он был 6-го февраляв ограде Военного собора в городе Очакове, где над могилой до сих пор красуетсяпостамент из чёрного мрамора с бюстом Р.Г. из бронзы, отлитым в Петербурге помодели из глины его супруги Самокиш-Судковской. На постаменте перед бюстом –палитра и кисти. На палитре – надпись «Судковский». Голова бюста без головногоубора, с вьющимися волосами. Памятник обсажен акациями, тополями и сиренью.Могила обнесена железной решёткой. На памятнике с лицевой стороны надпись«Руфин Гаврилович Судковский» «1850 – 1885», а внизу стихотворение,составленное другом, приятелем, поклонником таланта Судковского – Чистяковым –следующего содержания:
«Близ могилы твоей сшумом в брызги волна
О холодный песокразбивается.
Брызги – слёзы её, этоплачет она,
О тебе, дорогом,сокрушается.
Ты так море любил, тыего прославлял
Своим гением, кистьюмогучею.
Вечно будет катитьморе вал свой на брег
Поминать тебя шумноютризною.
Так и ты, дорогой,будешь памятен век
Прославляем твоеюотчизною.

Р.Г. Судковский умерочень рано, всего лишь на 35-ом году своей жизни, в пору расцвета своеготаланта. По внешности это был красивый мужчина, атлетического сложения.
Таким образом,художественная продукция Судковского за сравнительно короткий период его жизниопределяется более чем сотнею картин (84+23 =107), кроме эскизов и этюдов.
Лучшими произведениямиР.Г. Судковского признаются: «Очаковский дубок», «Перед бурею близ Одессы»,«Буря», «Полдень», «Очаковский берег», «Мёртвый штиль», «Перед грозой»,«Очаковская пристань после бури», «Лунная ночь на море», «Рассвет», «Буря близОчакова», «Тишь перед бурей», «Прозрачная вода», «Ночью будет буря», «Утро вДнепровских гирлах» и др.
Из краткого перечислениякартин Р.Г. Судковского видно, что основными стихиями в его творчестве следуетпринять море, лиман. Сюда относятся картины: «Ночь на Днепровском лимане близОчакова», «Морской вид», «После бури», «Перед бурей», «Рыбаки, застигнутыебурей», «Два морских вида», «На берегу Днепровского лимана», «Буря», «Бурноеморе осенью», этюды Чёрного моря близ Одессы, почти все картины, связанные сОдессой, Очаковом, Кинбурном, Днепром, Днестром, «На Трапезундском рейдеосенью», «Мёртвый штиль», «Перед бурей», «Ночью будет шторм», «Бриг на мели»,«Раннее осеннее утро на Чёрном море», «Полдень на Чёрном море», «Бурное мореосенью», «Тишь на море», «Полдень на взморье», «Прибой», «В открытом море» — 2картины, «Морской пейзаж», «Лунная ночь на море», «Ночь на морском берегу»,«Буря на Чёрном море», «Девятый вал» и др.
Много сюжетов, мотивов,тем для творчества Судковскому дал также городок Очаков с лиманом,окрестностями. Очаков получил своё многоликое отображение в таких его картинахкак: «Очаковская набережная», «Буря около берегов Очакова», «Вид Очакова», «Рыбаки,застигнутые бурей»(1873), 3 этюда берега «Чёрного моря близ Очакова», «Полдень– Очаковский берег», «Ловля сельдей около Очакова», «Буря около Очакова»,«После бури», «Очаковская пристань», «Очаковская пристань» (1884), «В Очакове»(акв.1880), «Очаковская отмель», «Ночь на Днепровском лимане близ Очакова»(1867 – 68), «Ночь в Очакове», «Очаковский дубок», «Казённый сад у Очакова»,«Очаковский пляж», «Урожай у Бейкуша», «Первая Очаковская Карантинная пристань»и много других этюдов, рисунков, картин.
Многие из своих картин,этюдов писал Руфин Гаврилович, сидя на камне во дворе школы, на обрыве усигнальной станции. Это можно заметить в его картинах. Кинбурн запечатлелся вкартинах: «Кинбурнская коса после дождя», «Ловля сельдей у Кинбурна», островБерезань – в картине «Остров Адо близ Очакова», а Одесса с окрестностями втаких как «Одесский рейд», «Перед бурею близ Одессы», «Яхта Одесскогояхт-клуба», 2 этюда «Чёрного моря близ Одессы», «Одесский маяк», «Одесскийберег», «Мёртвый штиль» (берег около Одессы), «Рассвет» (берег около Одессы),«Одесский берег» — 2 этюда, «Буря около Одессы», «Одесский мол во время бури»,«У фонтана под Одессой» и др.
Преобладающим же мотивомтворчества Судковского, как и Айвазовского, было море, лиман, вода. Он былмаринистом. В море Руфин Гаврилович любил как состояние полного его хаоса: бурю,шторм, «Девятый вал», так и момент штиля, затишья. Его интересовало состояниеморя до бури, после неё, море осенью, море ночью и днём, в полдень, утром, нарассвете, лунная ночь на море. Сильнее же всего Р.Г. увлекался бурным морем.Морем, не радостно несущим свои волны на берег, а морем бушующим, с девятымвалом, предвещающим горе, гибель, что-то неизведанное, стихийное, частострашное для рыбаков и для одиноко плывущего в открытом море парохода. Он сталпевцом этого мрачного, тёмного, страшного, бушующего, неистового, гневного чащеморя, у берегов Николаевщины, возле Очакова, где сходится Днепровско-Бугскийлиман с Чёрным морем, где вдали виднеется Кинбурнская коса, пристанище рыбаковв шторм и остров Березань (Ада), одинокий, скалистый, червоно-красный или серыйна взморье.
О творчестве Судковскогоможно сказать, что это был даровитый художник-маринист, академик, видныйпредставитель искусства, живописец, сын нашего юга, нашей Николаевщины.
Художественнаядеятельность, так безвременного погибшего художника, продолжалась всегокаких-либо 15 лет. Судковский не был ни рисовальщиком, ни акварелистом, хотя иписал их. Он был создан для палитры, холста и масляных красок, для пейзажей,для истолкования в живописи эффектов южного, нашего Чёрного моря и воздуха. Онвсегда в одно и то же время писал 4 или 5 картин сразу, а оканчивал их уже по настроению.Продуктивность его была велика. Он давал по 10 – 20 больших полотен, эскизов,этюдов в год, что обнаруживает его большое трудолюбие. Он работал лихорадочно,как бы предчувствуя преждевременную смерть, почти не зная, что такое отдых. С1882 года он уже мог устраивать выставки своих картин сам. Он был в полномзначении этого слова добрый, честный человек, на всё отзывчивый, вечносомневающийся в своём таланте и в то же время, вечно порывающийся вперёд, чтобысделать что-нибудь достойное своей мастерской кисти.
Р.Г. Судковский непринадлежал к семье, где процветало искусство. Он сам, собственными силамипроложил себе дорогу к живописи, отказавшись от традиционной в его родедолжности священника, даже тогда, когда отец открыто был против его увлечения –занятия живописью. Только своим талантом достиг он славы, несмотря наконкуренцию, соперничество всесильного тогда И.К. Айвазовского (1817 – 1900),несмотря на то, что в то же время работали и творили свои произведения такиеизвестные русские маринисты как Алексей Петрович Боголюбов, создавшийсобственную школу маринистов (1824 – 1896), Лагорио Лев Феликсович (1826 –1905), Фёдор Александрович Васильев, так рано умерший (1850 – 1873), ровесникР.Г. Судковского — Владимир Донатович Орловский (1842 – 1914), а из немецкихАндрей Ахенбах (1815 – 1910) и другие.
Талант Судковскогорасцвёл в 70 – 80 г.г. 19-го века. Судковский, как и все художники своеговремени прошёл через итальянскую школу живописи, через классику.
Вскоре он отошёл отвлияния своих учителей, итальянской школы в живописи и за основу своеготворчества взял такие черты, как реализм и народность. Он взялся за изучениебыта, главным образом, очаковских рыбаков, близких ему за изучение моря попреимуществу, за изучение не прикрашенной жизни. Судковского привлекала снеобычайной силой правда жизни, сюжет, взятый из самой простой ежедневности,глубокая естественность, природность, отсутствие всего фальшивого,ненатурального, высокопарного как у классиков.
В живописи Р.Г.Судковский неизменно требовал только художественного реализма.
Редко он бывал доволенсобой и в то же время встречал недоброжелателей или подозревал зависть (как,например, со стороны Айвазовского), приходил в отчаяние от того, что частовначале русская публика Петербурга, Одессы и других городов относилась к нему сравнодушием. Критика же часто, особенно в начале его художественнойдеятельности или не замечала его, или отзывалась пристрастно в дурную сторону онём. Судковского одно время обвиняли в том, что его картина «Мёртвый штиль» неоригинальна, не самобытна, и даже прямо заимствована с картины Куинджи«Ладожское озеро».
Заявление об этом былоподписано В.Максимовым, Н. Крамским, Е. Волковым, И. Репиным, художниками –передвижниками.
Обвинение в плагиате вглазах лиц беспристрастных и понимающих в процессе художественного творчествабыло до крайности странным. Имел ли право Судковский исполнить картину на тему,виденную им за двенадцать лет перед тем на чужом этюде, или имеет ли вообщеправо живописец брать для себя темы, когда-либо занимавшие других? Вот основнойвопрос полемики того времени. Известный писатель Н.П. Вангер утверждал, что вназванной картине индивидуальность художника достигла высших пределов. ЗдесьСудковский ни на йоту не согрешил против Куинджи. В этой прискорбной полемикеСудковский не принимал никакого участия.
Судковский изобрёл, ввёлв живопись немало собственных тем для своих картин, и они остались в дальнейшемдля каждого мариниста. Судковский, как и Айвазовский, Лагорио – заставилхудожников, преимущественно маринистов России, говорить о красотах Чёрногоморя. После Судковского, Днепровско – Бугский лиман, окрестности Очакова,Одессы в живописи, пейзаже заняли соответствующее место.
Судковский, как иАйвазовский, Боголюбов, Лагорио, Васильев, Орловский и ещё некоторые другие –вообще редкие явления в истории живописи в России и на Украине, ибо маринистову «сухопутных» по преимуществу народов, какими являются русские, украинцы,евреи и т.д., почти не бывает и не может быть, за малым исключением тех, ктородился, вырос в прибрежных, приморских поселениях таких, как Феодосия, Очаков,Петербург.
Судковский принадлежал кчислу тех передовых в 70 – 80 г.г. художников, кто развивал и придерживалсянациональной школы в живописи. Историческая живопись, за исключением несколькихкартин, была ему чужда по свойству его таланта.
Портретов он не писал, заисключением только портрета своей матери для своей семьи, а не для выставок,для публики.
По технике своей поздниекартины Судковского могли уже соперничать с картинами иностранцев на всемирных выставках.Однако, Судковский не писал картин на иностранные темы.
Судковскому не удалось создатьшколы последователей, не удалось при жизни иметь своих учеников.
Из картин его наибольшейизвестностью пользуются: «Ночью будет буря», «Девятый вал», «Дарьяльскоеущелье», «Одесский мол», «Пристань в Очакове».
Профессор Н.П. Кондаков 6февраля 1885 года в день похорон Р.Г. Судковского в Очакове сказал следующуюречь в Одесской рисовальной школе Общества Изящных Искусств: «Покойный и родоми своей художественной деятельностью был сын нашего юга. Южное море было егоисключительной художественной стихией. На его картинах мы видали у него играндиозные дали, лишь слегка на самом горизонте закутанные лазурной дымкой, тоживучую могучую стихию, катящую правильно вал за валом, то блестящую переливамиморя у берегов. Его живопись сливала в общегармоническое впечатление всюпричудливую мозаику рефлексов. Наш художник, хотя и после долгих работ, но всёже при первом выступлении, почти сразу был признан сильным, самостоятельныммаринистом. Сразу понял и определил Судковский свою задачу: писать своё мореисключительно с натуры, не творить ничего по воображению и удержаннымвпечатлениям, делать для моря полные этюды, как делает маринист. В этом былаего сила…»
Кто же такой для насРуфин Гаврилович Судковский?
По мнению отдельныхкритиков того времени – он: академик пейзажной живописи, маринист, академикживописи морских видов, живописец Чёрного моря, Очакова, Днепровско-Бугскоголимана, природы у Очакова, виднейший маринист после Айвазовского по мыслиодних, а, по мнению других – далеко опередивший Айвазовского своими картинами.
«После Айвазовскогомолодой художник самый даровитый и тонкий наблюдатель моря и его поэтическихкрасот. Он умел передавать в своих картинах прозрачность волны и световые рефлексы,и грозный вид разъярённой стихии».
Основное значение Судковскогов том, что он как живописец-маринист занимался изучением родной природы, природынашей Николаевщины, Днепровско – Бугского лимана, Чёрного моря. Он показал намто, мимо чего мы часто проходим, может быть предметом высокого искусства, чтомы живём среди таких красот, каких мы не замечаем среди повседневных забот.
Одна из самых выдающихсясторон замечательного таланта Судковского – кроме моря, передача воздуха совсеми его особенностями. Перед ним была блестящая будущность. Он обещал быть нетолько первым в числе наших украинских маринистов, но и таким мастером по частиморских видов, который мог бы составить гордость для любой европейскойхудожественной школы. Недаром теперь иностранцы, в 20-ом веке, после смертиР.Г. Судковского так старательно собирают его произведения, полотна, эскизы. Недаромего картины теперь так высоко ценятся на международном художественном рынке.
Судковский совершенносамобытен, оригинален, как в приёмах живописи, так и во взгляде на природу.
Судковский сразу занялвидное место в среде лучших наших пейзажистов и едва ли не первое после И. К.Айвазовского.
Картины Судковского очаровывалии очаровывают всякого зрителя. Особенно следует подчеркнуть то, что только лишьодин из южных художников, а именно Судковский отразил в своём творчестве тяжёлуюжизнь очаковских рыбаков, ранее не бывшую в таком почёте у маринистов.
Р.Г. Судковский являетсяодним из художников, связавших своё творчество с природой юга Украины. Потемам, мотивам, сюжетам своих произведений Судковский принадлежит в первуюочередь Украине.
Наравне с именами другиххудожников, как например, Куинджи; Орловский (1842 – 1914), имя Р. Г.Судковского без сомнения войдёт не только в историю украинской живописи, но и висторию русской живописи.
Из краткого очерка омаринисте Р.Г. Судковском мы видим, что он, без всякого сомнения, заслуживает нашеговнимания и соответствующей оценки. За последнее время вопрос о творчествеакадемика Судковского приобрёл не только академический узкий характер, но истал предметом обсуждения в Очакове и Николаеве в некоторых культурныхорганизациях.
Судковский был признаннымвеликим художником ещё при жизни. Об этом свидетельствуют статьи в газетах тоговремени. Картины его высоко ценятся на международных художественных рынках.Наряду с именами великих художников – живописцев, его имя внесено всокровищницу мировой культуры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика журналистского творчества
Реферат "Португалия страна чудес и сказок"
Реферат Философия атомизма Демокрита
Реферат Об американской прессе
Реферат Желудок - лучший друг человека относитесь к нему с уважением
Реферат Критерії професіоналізму ведучих теленовин (на прикладі телеканалу 1+1)
Реферат Образ города в фильмах Дзиги Вертова
Реферат Администрация города Иркутска Комитет по экономике и финансам
Реферат 0 Пытаясь разобраться в проблемах славянской мифологии, в зиму 2006-2007 и начало весны я выполнил антологическую подборку текстов по предмету
Реферат Музыкальные жанры в современном радиовещании
Реферат Особенности современной аудитории телевидения
Реферат Звіт про проходження практики у комунальному підприємстві "Сокальжитлокомунсервіс"
Реферат Печатные формы, изготовленные травлением
Реферат Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Послушайте!"
Реферат Артикул воинский 1715 года