Реферат по предмету "Литература"


Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Послушайте!"

Анализ стихотворения ВладимираМаяковского Послушайте! Стихотворение Послушайте! написано в 1914году. В стихах этого периода внимательный читательувидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и,присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа.Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшаяориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правотесвоих нравственных идеалов отделяли


В.М. от других поэтов, от привычноготечения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательскойсреды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта. Ононачинается просьбой, обращенной к людям Послушайте! Таким восклицаниемкаждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным ипонятым. Лирический герой стихотворения непросто произносит, а выдыхает это слово, отчаянно пытаясь


обратить вниманиеживущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на равнодушнуюприроду , это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит своображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем,мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством,горем. Весь строй речи в стихотворении Послушайте! именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия,


полемика, когдатебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы инадеешься поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самыеважные и точные выражения. И лирический герой их находит.Накал страстей, эмоций,переживаемых нашим героем, становится так силен , что иначе их не выразить кактолько этим многозначным емким словом- Да , обращенным к тому, кто поймет иподдержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание,


и надежда Если бы у лирического героясовсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, неволновался Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, стого же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому,более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнеепредложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно.


Ведь эториторический вопрос ответ не требуется. Располагая стихи лесенкой , он добился того,что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она какбы внутренняя , чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. Акак выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея,образ. Некоторые думают , что стихи В.М. надокричать, надрывая голосовые связки.


У него есть стихи для площадей . Но вранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется,что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самомделе он не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы,любви, понимания. В этом стихотворении нетнеологизмов, столь привычных для стиля В.М Послушайте! -взволнованный и напряженныймонолог лирического героя.


Поэтические приемы, используемые В.М. в этомстихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика врывается кбогу естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состояниемлирического героя. Ряд глаголов врывается , плачет , просит , клянется -передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ниодного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мнекажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает накрайнюю обостренность


чувств, испытываемых лирическим героем. Основнаяинтонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная,робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастуюсливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли ивыплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самогопоэта. В них легко уловить ноты тревоги ходит тревожный , смятения.Огромное значение в системеизобразительно-выразительных средств у


В.М. имеет деталь. Портретнаяхарактеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали-у него жилистая рука . Эпитет жилистая настолько живой, эмоциональный, зримый,чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующуюкровь. Длань образ, привычный для сознания русского человека, христианина органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто рукой . Мне кажется, в очень необычной антитезе, всловах антонимах антонимами они являются только у


В.М в нашем привычном,общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы противопоставлены оченьважные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды плевочки , а для другого- жемчужины .Лирический герой стихотворения Послушайте! и есть тот кто-то , для кого без звездного неба немыслима жизньна Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется сним. Отчаяние его так велико, что емупросто не перенести эту беззвездную муку .


Стихотворение Послушайте! -развернутаяметафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, намнужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужнызвезды - жемчужины , а не звезды- плевочки . В.М. волнуют вечные философские вопросы о смыслечеловеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле. Однако в звездной теме поэту чужд мистицизмсимволистов, он не думает ни о какой


протянутости слова к Вселенной, но В.М.ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободноперебрасывая мост от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно,такой свободный полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, чточеловеку подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральныеобразы, сатирические или трагические, его творчество


проникнуто верой вЧеловека, в его разум и великое предназначение. Пройдут годы, утихнут страсти, российскиекатаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. толькополитическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, этовеличайший из лириков, и стихотворение Послушайте! -истинный шедевр русской и мировой поэзии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика групповых процессов
Реферат Роль России в мировом топливно-энергетическом комплексе
Реферат Роль и значение физической культуры и спорта для экономики и общества
Реферат Токсоплазмоз у детей
Реферат Обобщенная структура системы управления
Реферат Антикризисное регулирование и управление. Этапы антикризисного управления
Реферат Основные направления международного сотрудничества в области безопасности жизнедеятельности
Реферат Оценка конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции и пути ее повышения (На примере ОАО Хитон)
Реферат 1. Сущ-ть налогов и сборов с физ лиц, их место и значимость в эк гос-ве
Реферат Разработка программ с использованием динамической памяти
Реферат Схема автобусного маршрута и контрольного текста светской экскурсии Екатеринбург Православный
Реферат Коноплі посівні конюшина гірська конюшина лучна 2
Реферат Исследование сетевого ретейла рынка косметики и парфюмерии на примере магазина "Douglas Rivoli"
Реферат Святые земли Тотемской (Вологодская область)
Реферат Технология производства сушеных овощей и особенности производства сушеных белых кореньев