Готическийстиль
Трудно найти подходящиеслова, чтобы передать впечатление от готических соборов. Они высоки и тянутся кнебу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренныхарок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство аспектов,открывающихся, когда обходишь собор кругом.
Готические соборы нетолько высоки, но и очень протяженны: Шартрский, например, имеет в длину 130 метров, а длина его трансепта — 64 метра, чтобы обойти вокруг него, требуется пройти, по крайнеймере, полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие отроманской церкви, с ее четкими, легко обозримыми формами, готический соборнеобозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из егофасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки,галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше идальше — бесконечно сложная, изящная игра ажурных форм. И все это пространствообитаемо: собор и внутри, и снаружи населен массой скульптур (в Шартрскомсоборе около десяти тысяч одних только статуй). Они занимают не только порталыи галереи, их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, навинтовых лестницах, они возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом,готический собор — это целый мир. Он вобрал в себя мир средневекового города.
Если даже сейчас, всовременном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ниммеркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как ещеболее внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек ималеньких двориков по берегам Сены.
Тогда собор был чем-тобольшим, чем просто место церковной службы. Вместе с ратушей он был центромвсей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловойдеятельности, то в соборе, кроме богослужения, происходили театральныепредставления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент, дажезаключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики,что все население города не могло их заполнить. Возле собора, как правило,располагались торговые ряды.
Потребности городскойжизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типароманский собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надобыло изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменениеархитектурного стиля.
Поворот к готике началсяс архитектуры и только потом стал распространяться на скульптуру и живопись.Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Еслисравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, кажется, что онипротивоположны. Одни — представители массивности, другие — легкости. Но есливзять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало изроманских корней.
Началось все это спростейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом. Травеи были квадратными, а этоставило определенный предел расширению главного нефа. Храм при такой системеперекрытий не мог быть достаточно просторным, внутри он оставался узким итемным. Мысль зодчих обратилась к тому, чтобы расширить и облегчить системусводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями — системой несущихарок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональнуюоснову: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие сгениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Стена в собореничего не несет, и, следовательно, ее незачем делать сплошной и глухой. Такпоявляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются дляустановки статуй, а окна — для монументальной живописи из цветных стекол.Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Этосказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Готическиесоборы ни снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают каквоплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны намноголюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почтисливается с продольным пространством, благодаря этому устраняется резкаяграница между клиром и посетителями. «Святилище» перестает бытьчем-то недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не втемной подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, ноне мрачен и не уныл.
Что же представляли собойсредневековые города? Основная масса городского населения — самые мятежные,самые свободные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, ониобъединялись в самостоятельные союзы, цеха.
Во многих городахвозникли университеты.
Соборы и ратушивозводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались они долго —десятилетиями, а то и веками. Все изобразительное убранство готических соборов,включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, мыслилось как своеобразнаяэнциклопедия средневековых знаний, конечно, подчиненных богословию. Причем вкаждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский — посвящалсяБогоматери и всему, что с ней связано; Амьенский — выражал идею мессианизма: наего фасаде фигуры пророков.
Но замыслы этихизобразительных богословских энциклопедий были столь расплывчаты и аллегоричны,столь условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжетыи мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания.
Под руками средневековыхкамнетесов мертвый камень оживал и расцветал тысячами соцветий. Трудно найти вистории более органичные формы синтеза искусства, возникающие на этой основе.
В большинстве готическихсоборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считатьвитражи. Это опять-таки определялось характером архитектуры, так как ажурныестены не подходили для фресок. Готическая живопись развивалась не в форместенной росписи, а в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей.Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектурасохраняла относительную массивность и гладь стен. Замечательной алтарнойживописью обладала, к примеру, средневековая Чехия.
В большинстве европейскихстран, лежащих к северу от Италии, готический стиль господствовал долго. XV векв северных странах можно считать или позднеготическим или проторенессансным.Большой разницы нет, так как Возрождение, при всем своем безусловномноваторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую таперерастала органически.