Сегоднявитражи переживают свое очередное рождение. Все чаще их используют в элементахмебели, в оформлении декоративных перегородок и беседок, вставляют в оконныепроемы и т. д. Витраж, подобно волшебному кружеву, вплетается в нашуповседневную жизнь, принося в нее небольшой кусочек сказочной атмосферы. Навитражной картине словно оживают и переливаются разными красками в лучах светасоставляющие ее образы.
Первыеупоминания о витражах пришли к нам из древнего Египта и Византии. В те временавитраж считался роскошью. Им украшали только дома знати и вставляли в оконныепроемы храмов. Но второй родиной витражного искусства можно смело назватьАмерику девятнадцатого века. До этого времени витраж относился коформительскому ремеслу, и не считался особенным видом искусства. Однакопрофессиональные художники Джон Ла Фарж и Луис Комфор Тиффани подняли уровеньвитражного искусства до высот живописи и архитектуры. В те времена живописьпользовалась огромной популярностью. А эти два художника, работая со стеклом,пытались добиться в своих картинах объема, передачи глубокого пространства иигры света и тени. Ла Фарж и Тиффани работали в витражном стиле примерно в одновремя, но отдельно друг от друга. Однако дело у них было общее: они изобреталиновые технологии изготовления стекла разной фактуры и неповторимых оттенков. Врезультате их кропотливого труда на свет появились витражные произведениянеповторимой цветовой гаммы и выразительности.
Считается,что изобретение молочного стекла с включением опаловых разводов,использующегося в витражном искусстве и по сей день, принадлежит Ла Фаржу.Продолжение работы художников в данном аспекте позволило получить невероятноеколичество разных вариантов оттенков стекол. Плодами этого невероятного трудапользуются в витражных мастерских и до сих пор.
ЛуисКомфор Тиффани усовершенствовал технику пайки стекла. В своих работах онприменял многослойное стекло и соединял элементы медной фольгой или свинцовымипротяжками. Для того чтобы усилить зрительный эффект, придать витражу объем ипространственный эффект, мастер намеренно менял толщину соединительных швов.Однако Тиффани, как любая творческая личность, был натурой увлекающейся. Частовследствие желания автора добиться естественности и высокого художественногоуровня, его витражи становились практически неподъемными, а иногда и терялипрозрачность из-за наложения большого количества слоев стекла. Луис КомфорТиффани был сторонником декоративных витражей, которые замечательно смотрелисьв разных масштабах и местах. Но и старинной техники изготовления витража этотхудожник-новатор не чурался. Тиффани пользовался ей в изготовлении витражей дляхрамов и в изображении ликов святых.
Новсе-таки Тиффани был человеком практичным, поэтому авторская техникаизготовления витражей Тиффани упрощена до минимума. Она известна в историистеклоделия как «Техника Тиффани». Техника Тиффани появилась примерно в 1899году и сразу же стала популярной в обычном быту. Благодаря технике Тиффани(используя его витражную технику), изготавливали абажуры для электрическихламп. Конечно, масштабы работы в этой сфере применения витражей не сравнятся смасштабами создания классических витражей. Однако и витражные абажуры для ламптребовали особого мастерства и сноровки, так как имели полукруглую форму. Чтобысоздать витраж такой формы, требовалось много маленьких фрагментов для созданияединого изображения.
Недоброжелателиутверждали, что Тиффани изготавливал свои абажуры из мелкого стекла, таксказать, отхода производства больших витражей. Но это, конечно, не правда.Основной секрет витражной техники Тиффани заключается в том, что дляприготовления маленького фрагмента нужного оттенка используется большой кусокматериала.
Вспомнимеще и условия, благоприятствующие расцвету моды на абажуры от Тиффани. В концедевятнадцатого века стиль «модерн» получил статус самостоятельного направленияв искусстве. А абажуры Тиффани, выполненные в витражной технике, как нельзялучше вписывались в интерьер, выполненный в стиле модерн. В то времяизготовлением витражей и абажуров занимались не только в мастерской Тиффани.Многие художники практиковали витражное искусство. А основной темой витражныхабажуров были геометрические узоры, насекомые и цветы.
Средибольшого разнообразия витражных изделий на рынке изделия Тиффани пользовалисьособым спросом. Их отличала не только уникальность рисунка, но и отменноекачество. Но Тиффани никогда не останавливался на достигнутом. Он смелоэкспериментировал со стеклом: прокаливал его и растягивал, соединял прозрачноестекло с матовым, отливал отдельные фрагменты изображения и т. д. Итог этогокропотливого труда был достойно оценен: быть обладателем изделия витражногоискусства от Тиффани престижно во все времена.
Воттак, благодаря американским художникам Джону Ла Фаржу и Луису Комфору Тиффани,один из самых древних видов искусства – витраж – сохранился до наших дней и досих пор пользуется широкой популярностью.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kulturoznanie.ru/