Реферат по предмету "Культура и искусство"


В тени пирамид и храмов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняяобщеобразовательная школа №57 с углубленным изучением предметов художественно-эстетическогоцикла»
В тени пирамид и храмов
Исполнитель:
Семенов Михаил Дмитриевич
ученик 11 класса «А»
Руководитель:
Родюкова Ольга Викторовна
учитель МХК
Новоуральский городской округ 2011

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.ПИРАМИДЫ
1.1 Пирамидыв Египте
1.2 Пирамидыв Мезоамерике
1.3 Сходстваи различия в архитектуре пирамид
ГЛАВА II.ХРАМОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
2.1 Храмовые комплексыв Египте
2.2 Храмовые комплексыв Южной Америке
2.3 Сходства и различияв архитектуре храмов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
«Ещёзадолго до того, как появились античные шедевры … человечество восхищалосьпрекрасными образцами, созданными другими людьми и другими цивилизациями.Сооружения древнего Египта на много веков старше греческих…
Глядяна величественные руины этих совершенных творений искусства, соединявшихвеличие масс с изяществом и точностью деталей, можно представить себе, какоевосхищение они вызывали у греков…» (Любимов, с. 9)
Такв статье «Вариации прекрасного» писал великий французский живописец ЭженДелакруа. Но тогда еще не знали о существовании древних цивилизаций ЮжнойАмерики, культура которых не менее восхитительна, чем египетская.
Пирамиды- самые грандиозные сооружения, воздвигнутые человечеством за всю историюсуществования, затерявшуюся во мраке времён. По всей Земле, как будто поединому плану и точнейшим расчётам, практически одновременно, были сооруженыграндиозные строения пирамид и храмов, призванные обеспечить существованиебудущих цивилизаций.
Местанахождения пирамид и храмов издавна являлись местами рождения и существованиянаиболее великих Божественных культов Земли. Во все века люди преклонялисьперед пирамидами, особая энергетика мест их расположения привлекала людей,мистические культы, проводимые в пирамидах, делали эти места священными.
Пирамиды Древнего Египтаи Мезоамерики в своих идеальных формах и кристаллической ясности стояли на переходеиз одного мира в другой. Об ориентации пирамид на небесные светиласвидетельствует направление их по сторонам света, хотя компас ещё не былизвестен.
Местом поклонения великимБогам в Древних цивилизациях Египта и Месоамерики были храмы. Храмы различалисьпо устройству и оформлению, но назначение было одинаковым – поклонение богам.
Сегодня в различнойлитературе, с экранов телевизоров много рассказывают о загадках, которые таятпирамиды и храмы Египта и Месоамерики. Нам стало интересно, чем похожи и различныдве древние и таинственные культуры, существовавшие примерно в одно время.
Цельданной работы: сравнить архитектурные сооружения Месоамерики и Древнего Египта.
Задачи:
1. Описатьи проанализировать архитектуру пирамид Месоамерики и Древнего Египта.
2. Описатьи проанализировать архитектуру храмовых комплексов Мезоамерики и ДревнегоЕгипта.
3. Сравнитьпирамиды и храмовые комплексы.
Методы:
· Сбор,анализ и систематизация литературы по данной теме;
· Составление электронного представленияработы;
· СоставлениеWeb-сайта «В тени пирамид ихрамов …»
В основе данной работы лежитисследование Мануэля Галича «История доколумбовой Америки», в которойанализируется развитие архитектуры Древней Южной Америки, даётся описаниенаиболее известных пирамид и храмов древнейшей цивилизации.
В исследовании Л. Любимого «Искусстводревнего мира» в увлекательной форме рассказывается об истории искусствадревнего мира (Египет) во всём многообразии различных художественныхпамятников, созданных зодчими, скульпторами, живописцами, резчиками по камню,ювелирами. В анализе произведений искусств раскрывается непреходящаяхудожественная ценность наследия далёких эпох.

ГЛАВАI. ПИРАМИДЫ
1.1 Пирамидыв Египте
СевернаяАфрика почти непригодна для жизни, но именно здесь возникла одна из величайшихцивилизаций в истории человечества — египетская. Основой этой цивилизации былНил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки кСредиземному морю. Благодаря великой реке Египет ещё в III тысячелетии до н. э.превратился в процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставалсятаковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н. э.
Тёплыйклимат Египта и плодородная почва долины Нила предопределили бурное развитиеземледелия. Особенности культуры и мировоззрения египтян во многом обязаныНилу. Их картина мира, в отличие от большинства других народов, былаориентирована не на север, а на юг, к истокам реки.
Неменьшие различия и строгая иерархия сохранялись в Египте и после смертичеловека, ведь смерть представлялась египтянам продолжением земногосуществования. Умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания,что и живущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы тамвсего оказалось в достатке. Для будущего воскрешения человека было необходимосохранить его тело, т. е. мумифицировать.
Общениеживых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, нои в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами.Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным.Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье илинавлечь бедствия. Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного,даровать потомство. Последнее было особенно важно для поддержания заупокойногокульта. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать на земле инаходиться среди людей. Специальные тексты должны были способствовать ему вэтом и обеспечить «выход днем» из гробницы.
Оботношении египтян к смерти многое мог рассказать Праздник долины. В этот деньродственники приходили к гробнице и торжественно поминали покойного. Египтянене считали смерть событием «окончательным» и на празднествевеселились.
Изгробниц рядовых жителей, вельмож и сановников возникали целые «городамёртвых» — некрополи. Приблизительно в XXXвеке до н. э. фараоном Iдинастии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный иЮжный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованногогосударства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовалои основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствамипередающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились вгробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивнойнадземной постройки — мастабы, что на арабском означает «скамья»,«лавка». Прямоугольные в плане, мастабы напоминали жилой домусопшего. Они имели слегка наклонные стены, сплошной карниз на крыше.С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы.
Сначаламастабы делались монолитными, своеобразными надгробиями, затем появились «пустые»мастабы.В подобной гробнице помещения повторяли те, которые находились в домепокойного, т. е. комнаты членов его семьи. Как простые мастабы напоминали домарядовых граждан, так и гробницы фараонов были копиями их дворцов.
Вмастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном,изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черногоэбенового дерева, фигурки ушебти.
Однойиз основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвестивпечатление подавляющей мощи и величия. Но увеличение надземной части мастабыне давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличитьнадземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитыеегипетские пирамиды.
Пирамидыявляются «визитной карточкой» Египта. Их сохранилось около сотни большихи маленьких, ступенчатых и с гладкими боками, дошедших до нас почти внеизменном виде и больше похожих на бесформенную груду камней. Они расположенывдоль левого, западного берега Нила небольшими группами, неподалеку от тогоместа, где в эпоху Древнего царства находилась столица страны — Мемфис.
Первойпирамидой была Ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре, фараона IIIдинастии. Она состояла из семи ступеней, каждая последующая из которых быламеньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Подоснованием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на днекоторой помещалась погребальная камера с мумией фараона.
Египетскиенекрополи всегда располагались на западном берегу Нила, который египтяне отдали«вечности», на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни,награнице жизни и смерти.
ФараоныIV династии избрали для своихпогребений место недалеко от Саккары, на окраине Каира, на кромке пустынногоплато Гиза, нависшего над зеленой долиной Нила. Там были возведены три великиеклассические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина(Менкаура), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонныи держащиеся силой собственной тяжести.
Каждаяпирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькиепирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны.Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойнымхрамом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясьвходом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхграннымигранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.
Нередкорядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себесверхчеловеческую сущность фараона и охраняющего вход в царство мёртвых.
Также, близ верхних заупокойных храмов оставляли солнечную лодку, чтобы воскресшийфараон смог поплыть по небу в его восточную часть к богу Ра.
1.2Пирамиды в Мезоамерике
Вдругой стороне света, на другом континенте существовала цивилизация такая жеграндиозная и величественная как Египет, создавшая не менее грандиозные ивнушительные по своим размерам пирамиды, — это Латино- и Мезоамериканскиецивилизации.
Древнейшаяи самая развитая цивилизация американского континента возникла в Мезоамерике —на огромном перешейке, связывающем Америку Северную и Южную. В течение вековздесь, на территории нынешних Мексики, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора,сменяли друг друга народы и государства, наследуя, немалые достижения другдруга. Высокая культура индейцев Мезоамерики просуществовала более двух споловиной тысяч лет, породив выдающиеся памятники искусства и письменности,оставив богатую память о себе.
Вотличие от других земель Америки в Южной Мексике примерно в одно и то же времяпоявились все три основных признака цивилизации. Начали возводиться города,возникли письменность и первые памятники монументального искусства – пирамиды,храмы. Произошло это около 1200 г. до н. э. на южном побережье Мексиканскогозалива.
Ународов этого времени уже существовали сложные погребальные обряды, о чемсвидетельствуют дошедшие до наших дней захоронения. Случалось, что погребениесопровождалось и человеческими жертвоприношениями.
Известноиндейцам было и искусство мумификации. Во всяком случае, индейцы народностейЮжной Америки еще за две тысячи лет до появления первых мумий в Древнем Египтеовладели искусством мумификации, хотя и отличным от древнеегипетского.
Для древней архитектурыЦентральной Америки были характерны два типа сооружений: первый из них относитсяк пирамидам, а второй — к храмам. Первый представляет собой ступенчатуюпирамиду с усеченной вершиной, на которой находился небольшой храм с одним илидвумя внутренними помещениями. От подножия пирамиды к двери храма обычно шладлинная широкая лестница. У больших пирамид такие лестницы располагались повсем четырем сторонам. Лестницы эти тянулись непрерывно от основания к вершине,либо (если уступы пирамиды были немногочисленными и очень высокими) они велисьс уступа на уступ. По форме такой тип пирамидальных сооружений был наиболееблизок к вавилонскому зиккурату.
Характерным образцомстроения первого типа может служить Храм Солнца в городе майя Паленке, построенныйво второй половине VII в. н. э. Онвоздвигнут на невысокой пирамиде, сложенной из пяти уступов-этажей. Сам храм,расположенный на усеченной верхушке пирамиды, представляет собой продолговатоенебольших размеров здание со средней продольной стеной. К торцовым стенампримыкают два узких отрезка фасадной стены, а между ними находятся еще двапрямоугольных столба. Таким образом, из первого, выходящего на фасад помещения,образовано нечто вроде портика. Продольная стена прорезана тремя дверьми, вовтором помещении в центре находилось маленькое святилище, перекрытоебревенчатым накатом. На задней стене его помещен барельеф, изображающий маскубога солнца, подвешенную на двух скрещенных копьях, около которой в позепоклонения находятся две человеческие фигуры.
На плоской крыше храмавозвышался кровельный гребень, достигавший здесь, как и в других постройках,майя, значительной высоты. Он не имел никакого конструктивного значения ислужил лишь для увеличения общей высоты здания. Гребень этот, состоящий из двухсходящихся наверху под острым углом стен с многочисленными окноподобнымиотверстиями, был покрыт богатым геометрическим орнаментом, в центре которогонаходилось изображение мифологического фантастического существа.
Уравновешенность частей,простота и благородство очертаний, сдержанное употребление орнамента делаютХрам Солнца одним из наиболее выразительных и впечатляющих памятников архитектурымайя. Другие храмы Паленке близки по плану Храму Солнца и отличаются от неголишь незначительными деталями и более богатой орнаментацией фасадов.
ПирамидаЛуны- второе по размеру строение после пирамиды Солнца в городе Теотиуакан. Одно изсамых больших зданий в Месоамерике. Расположена в северной части городаТеотиуакан, своими контурами повторяет Серро-Гордо. С некоторых индейскихнаречий название переводилось как «защитный камень» или «мать».Под пирамидой Луны расположено ещё одно строение, которое старше ПирамидыСолнца (существовавшего уже до 200 года н. э.).
ПирамидаЛуны была построена между 200 и 450 годом н. э., завершив двустороннююсимметрию храмового комплекса. Лестница пирамиды ведёт к Дороге Мёртвых (CalzadadelosMuertos),на вершине располагается площадка, использовавшаяся для ритуальных церемоний вчесть Чальчиутликуэ, богини воды и Луны.
Наполуострове Юкатан находится ещё один из известнейших комплексов храмов ипирамид Чичен-Ица. Пирамида Кукулькана из этого комплекса – или пирамида «пернатогозмея», высотой 25 метров имеет 9 уровней, в основании пирамиды лежитквадрат со стороной 55,5 метров, по её сторонам поднимаются четыре широкихлестницы, каждая из которых имеет по 91 ступени.
Есличисло ступеней лестницы умножить на число лестниц и рассматривать платформу навершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, получаетсячисло дней в году (91 x4 + 1 = 365). Пирамида выстроена и ориентирована таким образом, что в дни весеннегои осеннего равноденствия игра тени и света создает иллюзию вползающей посеверной лестнице пирамиды гигантской змеи. Ученые сделали заключение, что воснову пирамиды был положен принцип календаря, и пирамида имела астрономическоезначение.
ПирамидаЧолула (построенная примерно VIв.н.э.) в Мексике — пирамида времён тольтеков. Длинаоснования – 440 метров, высота — 77 метров, объём — свыше 3 млн. кубических метров. Пирамида Хеопса по объёму меньше на 900 кубических метров. По предположениюученых мексиканской пирамиде около 6 веков.
1.3Сходстваи различия в архитектуре пирамид Древнего Египта и Мезоамерики
Назначениепирамид в Мезоамерике отличалось от назначения пирамид в Древнем Египте. ВАмерике пирамиды являлись главным центром в общественной жизни города и егожителей. Пирамида в Мезоамерике была культовым зданием, местом поклонения богу,жертвоприношений ему, в отдельных случаях местом массовых захоронений испециальным местом наблюдения за небом. В Египте же пирамиды были усыпальницамидля правителей фараонов, размещались далеко от города, на другом берегу рекиНил, и не являлись центром общественной жизни города и его жителей.
Пирамидыв Америке отличаются от пирамид в Древнем Египте и количеством ярусов. Так какв Египте в основном были распространены одноярусные пирамиды, а в Америкемногоярусные, содержащие от трех до пяти и более ярусов. Строительнымматериалом, как в Египте, так и Месоамерике служил камень.
ВЕгипте пирамиды практически не украшались снаружи, в отличие от пирамид Мезоамерики.Там украшением служили настенные узоры, окраска пирамид в красный и зелёныйцвета.
Пирамидыв Египте и в Мезоамерике были строго ориентированы по сторонам света.

ГЛАВАII. ХРАМОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
2.1Храмовые комплексы в Египте
Пирамидыимели огромное культовое значение, но не меньшим значением обладали и храмовыекомплексы.
Наземныехрамыпредставляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокоймассивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная пообеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона, свнутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружнойстороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед нимивоздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл воткрытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построеннымнемного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. Запортиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня,состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находиласьсвященная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-женыи статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которогодверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища длястатуй, комнаты для специальных ритуалов.
Кподобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский иЛуксорский.
Скальныехрамовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т».Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шливглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса IIв Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого.Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвиглив честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса IIНефертари.
Вэпоху Нового царства храмовая архитектура поражает своей пышностью играндиозностью. Отныне дом бога состоит из нескольких пилонов, открытых(перистильных) и крытых (гипостильных) колонных дворов и залов, построенных наодной прямой, завершающейся святилищем. Храм был частью священной территории, кней относились колодец, небольшое священное озеро, кельи жрецов, комнатыприслуги, конторы писцов и складские помещения. В поздний период сюда добавилсяи так называемый Дом рождений – «маммиси». Все эти постройки былиобнесены высокой кирпичной стеной с несколькими воротами. Если храм находился уреки, тогда к нему проводили от Нила канал и строили маленькую пристань. Отсюданачинался и здесь заканчивался путь священной ладьи со статуей бога. Во многихслучаях к храму вела дорога со сфинксами. Планировка и композиция храмовслужила интересам и потребностям литургии, последовательному совершениюрелигиозных обрядов. Можно смело сказать, что эти египетские храмы быливоплощением теологии в камне.
Древниеегиптяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвыбогам, здесь жрецы просили богов защитить страну и народ. Храм имел и чистосимволическое значение, являясь уменьшенной моделью Вселенной. Потолок храмасимволизировал небесный свод, он был украшен изображениями звёзд и созвездий,ладьи Солнца, вокруг которой были изображены уреи (солнечные змеи) или огромныенебесные грифы. В нижней части стены у пола храма были изображены растения, впервую очередь лотос, он возвышался над первобытным болотом и символизировалплодородие земли. Между «небом» и «землёй» египтянепокрывали стены барельефными картинами. На них изображались сцены ритуальныхцеремоний и обрядов. Мощные колонны, поддерживавшие свод храма, символизироваличетыре столпа, на которых покоится небо. Форма этих опор напоминала стеблирастений: папирус означал ежедневное обновление, лотос символизировал мир,рождённый из воды, само понятие «рождения». Эта космическая символикаполучила широкое распространение в позднюю эпоху.
Кконцу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм.Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора смолельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной меднойверхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священныйкамень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Каки пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.
Существеннымнововведением архитектуры нового царства явилось отделение гробницы отзаупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I,решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а ввысеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей».
Примеромполускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут вДейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II.Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Онпредставлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформлениефасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. Внижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены иразделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуальноявляющаяся продолжением пандуса. Храм великолепно сочетался с местностью,сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.
Послеприхода к власти Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону.Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территорияобнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако,поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имелихарактерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами,заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича,поэтому, до наших дней не сохранились.
2.2Храмовые комплексы в Южной Америке
ВЮжной Америке тоже существовали храмовые комплексы, а точнее даже целые городанаполнявшиеся жителями на время праздников и жертвоприношений. Эти города былиглавными центрами древних государств.
Древнейшие обитателидолины Мехико — тольтеки — создали во II — VIII вв. из своего центрального поселенияТеотихуакана грандиозный архитектурный ансамбль, распадающийся на ряд отдельныхгрупп. Все основные здания Теотихуакана были расположены вдоль прямоймагистрали, тянувшейся с севера на юг на 2 км. У северной части ее расположена Пирамида Луны, по обеим сторонам которой находились выступы в виде террас.Высота усеченной вершины пирамиды, на которой некогда находился храм, равна 42 м. С южной стороны пирамиды был расположен просторный прямоугольный двор; с него широкая лестницаподнималась на вершину пирамиды.
Как уже было сказано впервой главе (гл.I, п.1.2) длядревней архитектуры Центральной Америки были характерны два типа сооружений.
Второй тип сооруженийпредставлял собой узкое, вытянутое в длину здание, делившееся внутри нанесколько помещений. Постройки этого рода обычно также находились наискусственно поднятых площадках, но высота их была по сравнению с высотойпирамид ничтожной. Эти постройки (условно называемые «дворцами»)являлись, по всей видимости, жилищами знати и жрецов.
Образцом сооруженийвторого типа может служить «дворец» в том же Паленке. Он представляетсобой целую группу зданий, расположенную вокруг двух больших и двух малыхдворов. Каждое здание продолговатой формы, со средней сплошной продольнойстеной, делящей помещение на две параллельно расположенные узкие комнаты,перекрытые ложными сводами. Наружные стены, прорезанные рядом дверных проемов,образуют систему многоугольных столбов, покрытых, так же как и в храмах,рельефами из стука. Вся группа зданий расположена на громадной платформе. Покраю ее находилась стена, прерывавшаяся для двух широких входных лестниц, ведшихна большие дворы.
Еще одним не менееграндиозным архитектурным памятником был храм, выстроенный тольтеками в городеЧолула. Он по праву может считаться самым большим архитектурным сооружениемдревности на американских континентах.
Архитектура ольмеков (жившихна территории современных мексиканских штатов Вера Крус и Табаско)принципиально мало чем отличалась от архитектуры майя и тольтеков, но уступалаей по размерам и прочности своих сооружений. В этой стране, почти лишеннойстроительного камня, храмы, пирамиды, лестницы и платформы воздвигались изземли и щебня и покрывались толстым слоем стука. Естественно, что пирамидыдошли до нас в разрушенном состоянии.
Своеобразный поархитектурному оформлению храм был выстроен народностью тотонаков в Тахине.Составленный из семи крупных уступов храм имел на своей вершине небольшоеоднокомнатное святилище. На лицевой стороне находилась широкая монументальнаялестница. Все уступы храма были декорированы квадратными нишами, имитирующимидверные проемы. В этих нишах некогда находились маленькие статуи божеств.Благодаря небольшим размерам этих статуй, увеличивающим относительные масштабыуступа, у зрителя издали создавалось впечатление гигантского семиэтажногоздания, хотя в действительности размеры храма невелики.
Наверное,самой известной из культур Центральной и Южной Америки является цивилизациямайя. Огромное количество памятников, относящихся к этой, довольноизолированной и мирной цивилизации, разбросаны в бескрайних лесах полуостроваЮкатан. Лишь небольшая часть памятников этой загадочной культуры тщательнообследована учеными. Самым большим городом культуры майя был Тикаль. Там былообнаружено 8 огромных пирамид-храмов и около 80 менее значительных памятников:дворцов, общественных и жилых построек. Существует мнение, что «священныегорода» майя заселялись людьми только на время религиозных праздников, аостальное время они жили в глинобитных и деревянных домах за пределами города.Тикаль занимал площадь около 16 кв. км, там было около 3000 построек, анаселение составляло от 10 до 45 тысяч человек. В центре города, как обычно,располагался большой открытый двор, с каждой стороны которого стоялиступенчатые пирамиды с храмами на вершинах. Высота этих пирамид — около 47 метров. В храмах было 3 помещения, а над перекрытием возвышались так называемые каменные«гребешки» — характерное завершение пирамид майя, имеющее своимиистоками деревянную жилую архитектуру. Все постройки майя возводились навысоких глиняных платформах, даже жилые дома. Платформы пирамид делали ихзрительно еще выше. Самая большая из пирамид Тикаля достигает 70 метров в высоту и имеет очень крутые лестницы, по которым религиозные процессии поднимались вхрам.
Крупнейшийиз городов Доколумбовой Америки — Теотиуакан — располагался на центральномплато в 40 км от Мехико. Название города переводится как «родинабогов». Считалось, что именно здесь родились Солнце и Луна. Теотиуаканстал эталоном для других городов майя и ацтеков. До сих пор неизвестно, ктопостроил этот город, скорее всего, ацтеки. Так же неясно, кем и почему в VIIвеке нашей эры Теотиуакан был разрушен и сожжен. Расположенный на площади в 21кв. км, с населением около 100 000 жителей, город имел очень жесткую регулярнуюпланировку, ориентированную по сторонам света. Улицы в городе были прямые, какстрела, и пересекались под прямым углом, для чего пришлось даже изменить руслореки с помощью обводного канала. Центральной осью города была абсолютно прямаяулица шириной 40 метров и длиной более 2 км, которая называлась «Дорога мертвых». По ее сторонам располагались многочисленные храмы и дворцы. Самыеглавные пирамиды Теотиуакана — это Пирамида Солнца и Пирамида Луны. ПирамидаСолнца когда-то была самым главным храмом города. Ее высота изначальносоставляла 65 метров. Это — пятиступенчатая пирамида с основанием 667 х 685 метров, общий объем которой составляет около 1 млн. кубометров земли, камней и сырцового кирпича.В отличие от других пирамид Центральной Америки, она была построена оченьбыстро. На самой вершине пирамиды находился небольшой храм, который, как и угреков, считался жилищем божества. К нему вела крутая лестница, по которойподнимались ритуальные процессии для совершения обряда кровавого человеческогожертвоприношения. А снизу на процессию взирала огромная толпа. На северномконце «Дороги мертвых» находилась шестиступенчатая Пирамида Луны. Онабыла немного ниже Пирамиды Солнца. Ее высота составляла 46 метров, вершину тоже венчал храм, к которому вели широкие лестницы для процессий. Древние ацтекипридавали большой ритуальный смысл самому процессу восхождения на пирамиду.Ступени к храму считались ступенями к небу. В центре города располагался целыйкомплекс храмовых построек известной нам уже формы ступенчатой пирамиды сознаменитым храмом — Пирамидой Кецалькоатля. Украшенная многочисленнымирельефными изображениями бога — Пернатого Змея со сверкающими глазами изобсидиана, пирамида производит жутковатое впечатление даже на современногочеловека, несмотря на свою относительно небольшую высоту — всего около 21 метра. Раньше храм, как вероятно и остальные храмы, был оштукатурен и раскрашен яркими красками.
Столицейдругого индейского племени — тольтеков — был город Тула. Тольтеки владелиМексикой с X по XIIвека, после чего их цивилизация тоже погибла. Главным божеством в Туле былКецалькоатль. Изображение этого Пернатого Змея — символа Утренней Звезды,некогда покинувшего Мексику, встречается в постройках Тулы постоянно: онобвивает колонны, мрачно и строго смотрит на нас с рельефов. В Туле сохранилась40-метровая Стена Змей, на которой изображены страшные змеи, заглатывающиечеловеческие скелеты. Кецалькоатлю посвящен главный храм города, на верхнейступени которого стоят каменные исполины — воины со знаком Пернатого Змея нагруди, в головных уборах из перьев, некогда застывшие под тяжестью перекрытияхрама. Их высота 4,6 метра, и они являются символическим изображениемКецалькоатля в образе Утренней Звезды. Мрачное впечатление рождается и отдругих таких же отрешенных изображений на рельефах различных построек Тулы. Уподножия храма достойным внимания является также «колонный зал» — крытое помещение для общественных собраний. И, конечно, в Туле были площадкидля игры в каучуковый мяч, что составляло часть религиозного ритуала тольтеков.
Аналогичныепостройки можно обнаружить и в другом центре тольтеков — городе Чичен-Ица,который до X века был одним изважнейших центров культуры майя, а затем его захватили тольтеки. Самойзнаменитой постройкой Чичен-Ицы является пирамида, посвященная Кукулькану,известная также как Большой храм или «Кастильо». На гранях этойдевятиступенчатой пирамиды, символизирующей времена года, расположены огромныекрутые лестницы, насчитывающие по 91 ступени каждая. Ступени лестницсимволизируют календарь: времена года, месяцы и дни. Лестницы очень точносориентированы по сторонам света, что имело особое значение в дниастрономических праздников. В дни весеннего и осеннего равноденствия лучисолнца так освещают каменные рельефы храма, что кажется, будто Пернатый Змейоживает, начинает извиваться и выползать из своего укрытия. В Чичен-Ице тожебыла площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. Ее размеры 83 х 27 метров. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух — храмами. Возможно, что целью игрыбыло попасть мячом в каменное кольцо в верхней части стены. Игра в мяч была непросто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то,что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах,огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокругплощадки расположились 3 платформы: платформа «Венеры» (Кецалькоатля)с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а такжеплатформа Черепов. Огромные статуи Чак-Мооля изображают его полулежащим, сблюдом для жертвоприношений на животе.
2.3Сходства и различия в архитектуре храмов Древнего Египта и Месоамерики
Древниеегиптяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвыбогам, и здесь же жрецы просили богов защитить страну и народ. Храм имел ичисто символическое значение, являясь уменьшенной моделью Вселенной.
ВАмерике храмы тоже считались местом земного пребывания бога, но храмы были и общественными экономическим центром города в них проводились праздники и размещалисьторговые площадки.
ХрамыЕгипта представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокоймассивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная пообеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона, свнутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружнойстороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед нимивоздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски.
ХрамыАмерики представляли собой ступенчатую пирамиду, украшенную настенными узорамии рисунками жертвоприношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пирамиды всегда быливеличественным сооружением человечества и где бы они ни находились они, всегдавселяли трепет в сердца видевших их людей. Египетские пирамиды быливеличественными гробницами древних правителей и их семей. Назывались они поразному — Горизонт Ра, Удовлетворение Ра и т.п. На специально сооруженнойобширной террасе возвышался на огромном пьедестале высокий обелиск. Передобелиском стоял огромный жертвенник. Обелиск, жертвенник и часть окружающегопространства были обнесены стеной, покрытой внутри и снаружи разнообразнымиизображениями. За этой стеной располагались различные служебные помещения.Предметом культа был сам обелиск, олицетворявший солнце. В период Новогоцарства появляется новый вид храма. В плане он имел вытянутый прямоугольник.
Пирамидысуществовали по всему миру, но не менее монументальные, чем в Египте былитолько в Южной Америке и Мезоамерике.
Величественныеразмеры заставляют задуматься о народе построивших их. Пирамиды Америки былиустроены сложнее египетских, потому что это были целые города из пирамид,воздвигнутые в диких и труднопроходимых лесах реки Амазонки. Эти города имелиспециально построенные водные каналы, достигавшие размеров в несколько десятковкилометров, что характеризует их как одних из наиболее развитых строителейдревности.
Пирамидыи храмы Древнего Египта совершенно не похожи на храмы Древней Южной Америки,потому что в Америке храм был частью повседневной жизни людей, центром города,а в Древнем Египте храмы и пирамиды были расположены вне города и существовалитолько как культовое место (храм) или гробница (пирамиды).
архитектура пирамида храмовый мезоамерика

СПИСОКИСТОЧНИКОВ
1) ЯнсонХ.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб. «Икар», 1996 г.
2) Всеобщаяистория искусств. Т 1, 2. М. «Искусство», 1956 г.
3) Ацтеки:Империя крови и величия М. «Терра», 1997 г.
4) ЛюбимовЛ. Искусство древнего мира. М. «Просвещение», 1980 г.
5) ГаличМ… История доколумбовых цивилизаций. М. «Мысль», 1990 г.
6) СодиД. Великие культуры Месоамерики. М. «Знание», 1985 г.
7) ШпаковскийВ.О. Индейцы.www.Mesoamerica.narod.ru
8) www.Mezoamerika.ru
9) www.Drevnijmir.ru
10) www.The-indians.narod2.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Солнечная система. Общие характеристики планет солнечной системы
Реферат Новые технологии расширяют возможности образования и межкультурного взаимодействия
Реферат Психологічні особливості релігійних аддиктів
Реферат Преступления, посягающие на порядок обращения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств
Реферат Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
Реферат Lucent Technologies Business Profile Essay Research Paper
Реферат Зависимость точности визуального тест-определения нитрит-иона на основе пенополиуретана от способа
Реферат Проблемы теории культуры в отечественной философии (А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили)
Реферат Уголовная ответственность 2
Реферат Alcohol Essay Research Paper AlcoholAlcohol is one
Реферат Изучение психотропной активности селенита натрия и селенита цинка в условиях тотальной ишемии мозга
Реферат в целях определения момента возникновения налоговой базы при ввозе товаров из Республики Беларусь, какая дата считается датой принятия на учет товаров, предназначенных для использования в качестве основных средств предприятия?
Реферат Losing My Mind Essay Research Paper Losing
Реферат Формирование социальной идентичности в процессе подготовки студентов педагогического вуза
Реферат Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф. Виноградовой