Реферат по предмету "Культура и искусство"


Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма (XIX в.)

Министерствообразования Республики Беларусь
Белорусскийнациональный технический университет
Кафедраистории, мировой и отечественной культуры
Реферат
натему:
«Белорусскаяживопись эпохи классицизма, романтизма и реализма (XIXв.)»
 
 
 
 
Выполнил:студент группы 112179
строительногофакультета БНТУ
ЯроцкийСергей Викторович
Руководитель:канд. нст. наук,
доц.Беляев А. В.
Минск,2009

Введение
 
Живопись– вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощьюкрасок, которые наносятся на какую-либо поверхность. Занимает главное место втриаде изобразительных искусств (вместе с графикой и скульптурой).Подразделяется на станковую (основой служит полотно, доска, картон и т. д.) имонументальную живопись (произведения размещаются на архитектурной основе ).Среди жанров живописи портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, мифологический,батальный и др. Особыми видами живописи являются миниатюра, панорама,декоративная живопись (театральные и кинодекорации). Важнейшие средствавыразительности – композиция, рисунок и цвет (колорит).
Историяживописи берет начало еще от наскальных росписей времен палеолита. Уже в тедалекие времена человеку было не чуждо чувство прекрасного, он стремился такимобразом выразить себя, отразить в своем творчестве проблемы, волнующие его. Стех пор прошло много времени. И на протяжении всех этих столетий живопись былаи остается неотъемлемой частью культуры и искусства в частности для каждогообщества, для каждой эпохи. Так чем же живопись так привлекает людей? Почемувсе новые и новые поколения художников продолжают создавать нетленные шедевры,которыми потомки могут восхищаться еще на протяжении многих веков?
Припомощи технических средств живописи мы можем видеть на полотнах окружающий насмир. Выполняя свои произведения на плоскости, художники передают объемную формупредмета, воздушную и линейную перспективу, идею произведения. Пониманиезаконов живописи дает людям возможность наиболее глубоко представитьособенности строения предметов, а также соотношения содержания и формы,развивает способность анализировать вещи. На основе наглядных представленийзритель фиксирует соотношения пространства, сравнивает цветовые соотношения вприроде. Изобразительная живописная образованность служит своего рода средствомобщественного воспитания.
Вреферате рассматриваются проблемы развития и становления белорусской живописи вXIX – XXвеках. Излагаются основные черты трех господствующих направлений (классицизма,романтизма, реализма), рассматриваются особенности их развития в Беларуси.Также рассматривается творчество, наиболее характерные работы художников длякаждого из периодов.

Классицизм
 
Классицизм(от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль европейского искусстваXVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античномуискусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения.Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но вомногом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности иобщества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложностиискусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгаяорганизованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Классицизмв живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с современнымхудожнику миром. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силеприроды, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, вклассической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идеяпервичности нужд большинства. Как и в литературе, в живописи идет делениежанров на низкие (или малые) и высокие. Классицизм, как наследник античности,естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и историческиесюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага.К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. Вживописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, яснаяуравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотениподчиненная роль цвета, использование локальных цветов.
Говоряо красках, необходимо отметить, что если в начале периода классицизмапредпочтение отдавалось нежным, но в тоже время четким, тонам и бликам, то в болеепозднее время наступило царство монохромности. Холст служил, как бы, сценой дляхудожника-режиссера, который благодаря достаточно четко отличающимся друг отдруга цветам заставлял замирать своих героев в самых выразительных позах,раскрывая их внутренний мир.
Проникновениев белорусскую живопись идей классицизма связано с именами тех художников,которые получили образование в Париже, Риме, Варшаве и других городах ЗападнойЕвропы. Эти же традиции поддерживались в Петербургской Академии художеств, введении которой находилось все художественное образование страны.Распространению традиций классицизма способствовала и та атмосфера, котораясложилась в наиболее просвещенных кругах белорусского общества к концу XVIII– началу XIXв.
Вистории изобразительного искусства Беларуси первая половина XIXв. занимает особое место – это время значительных качественных и количественныхсдвигов в развитии всех его жанров и форм. Важнейшую роль в этом процессеотыграла Виленская школа живописи – отделение изящных искусств факультеталитературы и искусства Виленского университета. Она была основана в конце XVIIIв. Первым профессором живописи Беларуси и Литвы Ф. Смуглевичем и его учениками.Здесь преподавали Я. Рустэм, выдающийся художник, педагог; бывший королевскийскульптор А. Ле Брун (Лебрэн), его ученик – уроженец Гродненщины К. Ельский,выдающийся график и искусствовед англичанин Дж. Саундрэс. За 35 лет своейработы школа подготовила более 250 художников, граверов, скульпторов.
Воспитанникамиотделения изящных искусств были выдающийся портретист, мастер историческихкомпозиций Я. Дамель, художник-портретист европейского уровня В. Ванькович,график и художник В. Дмоховский и др. Галерею образов белорусских памятниковистории и архитектуры оставили ученики Я. Рустэма – выдающиеся художники М.Кулеша и Наполеон Орда. Мастер батального жанра Я. Суходольский оставил сериюработ, посвященных войне 1812 г, восстаниям. Начинателем белорусского искусстванатюрморта был выдающийся художник, воспитанник Петербургской Академии искусствИ. Хруцкий.
ЗакрытиеВиленского университета значительно обеднило художественную жизнь региона.Начинается отток талантливых художников в Петербургскую Академию искусств, вМосковское Строгоновское училище и за границу. Многие из них уже навозвращаются в Беларусь. Те же художники, которые возвращались, чтобы жить иработать на Родине, (Дмоховский, который вернулся из Америки, Хруцкий инекоторые другие) вынуждены были искать для себя дополнительный, кроме живописи,источник доходов.
Первымпрофессором живописи в Виленской школе был назначенный на эту должность в 1798г. Франтишек Смуглевич (1745-1807). Родился в Варшаве в семье художникаЛуи Смуглевича. Первым учителем будущего художника был отец. В 1763 г. Отецпосылает его в Рим, в Академию святого Луки. Здесь на протяжении шести летСмуглевич был учеником Рафаэля Менгса. Уже на втором году обучения он получилпервую академическую премию, победив в конкурсе по рисунку учившегося вместе сним впоследствии известного французского художника Жака Луи Давида. Послеокончания академии остается в Риме, украшает фресками знаменитые термы Тита,делает много гравюр и больших исторических композиции на темы из древнеримскоймифологии и истории. Эти работы принесли Смуглевичу широкую известность. В 1784возвращается в Варшаву, расписывает костел базилианов. Верный традициямклассицизма, Смуглевич большинство своих произведений мифологическим сюжетам.Однако в его творчестве можно встретить и мотивы народной жизни («Крестьяне застолом», «Сцена из крестьянской жизни» и др.), а также сюжеты, связанные сборьбой польского народа за свое национальное и социальное освобождение(«Присяга Костюшко на Краковском рынке», «Апофеоз восстания Костюшко» др.).
Я.Рустэм (1762 – 1835 гг.) родился в Константинополе, ахудожественное образование получил в Варшаве у Я. Норблина и М. Бачерели. Затемнекоторое время работал в германии, а с 1798 по 1832 г. – в Виленском университете.Его работы – это в основном портреты, которые он выполнял в большом количествепреимущественно по заказам местного дворянства. Писал художник и портреты своихродственников, знакомых, друзей, автопортреты. Практически на всем протяжениитворчества художник придерживался классицизма, который часто выступал в егоработах в романтических окрасках.
Большинствопроизведений Рустэма – погрудные или по пояс изображения, для которыххарактерна камерность решений (портреты Зана, Солтана, Вейсенгофа, Саундерса,«Портрет жены» и др.)
Значительныйслед в истории белорусского и польского искусства оставил Юзеф Пешка(1767 – 1831 гг.). Это был не только портретист, но и автор исторических иаллегорических композиций, пейзажей, зарисовок видов городов и местечек.Родился в Кракове, там получил образование у местного живописца Д. Эстрейхера.Учился у Смуглевича в Варшаве. Вместе с ним принял участие в оформленииМихайловского дворца российского императора Павла I.Некоторое время преподавал в Виленском и Кравковском университетах.
Средиисторических и аллегорических композиций, созданных художником, выделяютсякартины «Болелслав Кривогубый нападает на помор», «Смерти Болеслава Кривогубого»,«Муза», «Победа Яна Собеского под Веной», «Христос перед Пилатом», «НазваниеКракова вольным городом». Работам художника свойственны классистическиерешения: грамотно построенные, уравновешенные композиции, сдержанный колорит,точность пластичных моделировок. Также известен как портретист. Среди работпортреты А. Любомирского, К. Сапеги, Г. Калатная, А. Чарторийского, И.Закржевского и др.
Неменее важно в истории белорусской живописи является фигура Яна Дамеля (1780– 1840). Родился в Митаве в семье военного. Учился живописи в Виленскомуниверситете, куда был записан в 1799. В 1809 г. Получил степень магистраизящных искусств, работал в Вильно. С 1816 основался в Минске. Работал почти вовсех жанрах. Писал пейзажи: «Водяная мельница», «Деревья над водой».
Значительнуючасть творчества Дамеля составляли религиозные композиции: «Святая Дева смладенцем Иисусом», «Снятие с креста», «Христос и саморитянин», «ЖертваАвраама» и др. Они отличались натуральностью, жизненной правдивостью, теплотойчеловеческих чувств. Большое место в творчестве Дамеля занимал историческийжанр. Им выполнено 57 исторических композиций. Его волновало прошлоебелорусской земли, о чем свидетельствуют картины «Гибель князя Понятовского»,«Гибель предводителя крестоносцев Ульриха в Грюнвальдской сече», «СмертьГлинского» и др. В отличие от многих деятелей культуры того времени он неидеализировал Наполеона, не видел в его образе спасителя, а реально трактовалэту историческую личность и события, связанные с ним, о чем можно судить поакварели «Отступление французов через Вильно» и эскизе к незаконченной картине«Переход наполеона через Березину».
Особенноинтересно раскрывается Дамель в портрете. В первой половине XIXв.портрет пользовался спросом и был почти единственным жанром, который приносилхудожнику доход. Он писал минскую и окрестную шляхту, государственныхчиновников, духовенство, военных, их жен и детей: минских губернаторов Гечевича,Сушкова, генерал-губернатора Строгонова, маршалка дворянства Минской губернии.
Крупнымпортретистом первой трети XIXв. является Иосиф Иванович Алешкевич (1777 – 1830 гг.), творчествокоторого связано как с Вильно, Санкт-Петербургом, так и с Беларусью. Родился вместечке Шилуво. Получение художественного образования начал в Виленскомуниверситете у Смуглевича и завершил в мастерских Ж. Энгра и Ж. Давида. Однимиз ранних известных произведений художника является портрет Адама казимираЧарторийского (1810 г.). В работе Алешкевича он предстает в окружении итрактовке, которые не оставляют сомнений в государственной значимостипоказанной личности. Как это и требовалось в классицистических портретах,предметное окружение в нем сведено к минимуму. Показан только стол с книгой ичернильницей, кресло, на котором лежит шпага и бикорн. Также среди лучшихпроизведений художника портреты Л. Сапеги, А. Мицкевича, Г. Ржевуского, М.Радивила и др.
Романтизм
Примернов 20-е годы XIX в. в белорусскойживописи на смену классицизму приходит романтизм – (Romanticism),идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американскойкультуре конца XVIII века — первойполовины XIX века, как реакция наэстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзиив Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и другихстранах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те егонаправления, которые выступали против него. Новыми критериями в искусстве сталисвобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимымчертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие насмену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализми практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный.
Новымикритериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание киндивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность ираскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIIIвека. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения какмеханистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угластавили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными отприходящей в упадок системы аристократического правления, они стремилисьвысказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место вобществе. Они нашли свою аудиторию среди растущего среднего класса, готового эмоциональноподдержать и даже преклоняться перед художником — гением и пророком.Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции,часто доходящие до крайностей.
Косновным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, котораярастворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всемусвоеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место вовсеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачиваласьсама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа какидеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление кпредельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образапонятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическомуобъединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлогои архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизациюбыта, морали, политики.
Визобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи играфике, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика).
Романтизмхудожников Беларуси нельзя отделять от российского и общеевропейского. Егоособенностью был интерес к местной истории, создание на полотне сильной,свободной личности. Этот интерес был связан с историей ВКЛ, и разработка этойпроблематики содействовал пробуждению интереса к истории Беларуси в целом.
ВалентийВанькович (1799-1842 гг.) вошел в истории белорусской живописикак представитель романтизма. Начальное образование получил у учителей на дому,затем учеба в гимназии при Полоцком иезуитском коллегиуме, в котором преподавалии художественные дисциплины. Это позволило молодому художнику поступить вВиленский университет в класс Рустэма. Мастерская Ваньковича в Минске былацентром, вокруг которого группировались лучшие художественные силы города. Еечасто посещали художники Дамель, Кулеша. Среди знакомых и друзей Ваньковичабыло много деятелей литературы и искусства Беларуси, Литвы, Польши, в том числеи Адам Мицкевич. Художник создал ряд их портретов в стиле романтизма. Полотно«Мицкевич на скале Аюдаг» является типичным примером романтического стиля. Внем в полной степени раскрылся талант молодого живописца, его преверженность кромантизму. Сваевоего героя Ванькович показывает в состоянии раздумий, глубокойсосредоточенности. Раскрытию образа содействует соответствующее композиционноепостроение – Мицкевич изображен в профиль, он оперся рукой на скалу и взадумчивости всматривается вдаль. Пасмурное небо, чуть видный простор моря веще большей степени усиливают романтическое настроение портрета.
ВМинске художник создает свои наиболее значимые произведения: исторические ирелигиозного содержания композиции и, конечно, портреты – Андрея Тавяньского иего жены Каролины, Хаминской, Липинского, Горновского, Горецкого и др.
Особоеместо в белорусской живописи первой половины – середины XIXв.занимает творчество Ивана Фомича Хруцкого (1810 – 1885 гг.). Родился вместечке Ула Лепельского повета в семье униатского священника. Первоначальноеобразование получил в гимназии при Полоцком иезуитском коллегиуме. Потом едет встолицу, где берет частные уроки у известного живописца Дж. Даву, учится каквольный слушатель в Петербургской академии искусств, занимется в мастерской А.Варнека.
Ужев этот петербургский период формируется твореческая манера художника,складывается жанровый диапозон работ, в котором доминирует портрет и натюрморт.Ранние композиции, такие, как «Девочка с фруктами», «Виноград ифрукты», «Фрукты» и др. свидетельствуют о творческих способностях мастера, постепенныхпробах в решениях сложных живописных задач. Хруцкий много работает и становитсядовольно популярным художником.
Петербургскийпериод творчества художника стал одним из плодотворных. Его работы пользуютсябольшой популярностью. Особенно востребованными были натюрморты, в которых онудачно повторяет одни и те же композиционные приемы, даже мало меняет предметы.Но живописец далек от тиражирования. Каждая его работа – искренний разговор созрителем формой, колоритом, приглашение вместе полюбоваться и оценить красотуокружающего мира.
Попредложению виленского архиепископа Семашки художник создает десятки полотен, восновном это портреты церковных деятелей, иконы для иконостасов несколькиххрамов. Среди них выделяется несколько работ, в частности портретов. Обычноживописец обращался к несложным композициям: поясные изображения с ограниченнымантуражем. Именно так показаны Малиновский, Ромер, Янковский. В этихпроизведениях основное внимание отводится психологическим характеристикаммоделей. Одной из последних работ И. Хруцкого стал «Автопортрет» (1884 г.).
Ещеодним важным представителем искусства Беларуси XIXв. был Януари Суходольский. Родился в Гродно в семье обедневшегодворянина. Во время отступления французских войск через Варшаву Суходольскомулично довелось увидеть Наполеона. Эти обстоятельства позволили будущемуживописцу создать в своих батальных композициях правдивый образ французскогоимператора. В семнадцать лет Суходольский был устроен на военную службу.Способности к рисованию пробудились у него еще в раннем детстве, но развиватьон их начал уже будучи офицером. Во время службы в варшавском гарнизоне оннаходит время, чтобы брать уроки живописи у Л. Бродовского.
Первыйкрупный успех пришел в начале 1820-х гг. Во время посещения Николаем IВаршавы была организована выставка, на которой экспонировалась картинаСуходольского «Смерть Варненчика». Эта картина понравилась царю, и он пожелалее приобрести. Суходольский подарил ее императору, за что был вознагражден золотойтабакеркой.
В1830 – 1831 гг. Суходольский принял активное участие в восстании, послеподавления которого был вынужден эмигрировать за границу. Некоторое время жил вРиме, где посещал мастерскую баталиста Г. Верне. С этим живописцемСуходольского впоследствии связывала продолжительная дружба. В те годы пишетнесколько картин с наполеоновской эпопеи, которые имели успех и принеслиизвестность художнику, что помогло ему вернуться на родину. Он приглашен вПетербург, где получил заказ от царя на создание батальных композиций на темуОтечественной войны 1812г.
Засвою жизнь художник создал большое количество батальных картин. Большую частьжизни он прожил в Варшаве, где написал «Взятие крепости Карс», «Победа подЯлдавой», «Фельдмаршал Яскевич принимает делегацию жителей Эрзерума», «Штурмкрепости Абасад» и др.
Значительноеместа в творчестве художника занимает тема восстания 1830 -1831 гг., которой онпосвятил свои лучшие произведения. Особенный интерес вызывает «Сцена из 1831года». На картине сожженное село, на окраине которого лежит на пепелище раненыйбелорусский повстанец. Ему оказывает помощь девушка. Интересный композиционныйприем, которым пользуется Суходольский: группа из двух фигур размещена в центрекартины, фоном для нее служит одинокая труба сожженного дома.
Уникальнымявлением в искусстве было творчество художника-пейзажиста Наполеона Орды. Пианист,композитор, художник, Орда родился в д. Вороцевичи Пинского повета. Учился вВиленском университете, состоял в тайном студенческом товариществе «Заряне».Участник восстания 1830 – 1831 гг., потом эмигрировал во Францию. В середине40-х – директор Итальянской оперы в Париже. С 1856 живет в Вороцевичах. Многопутешествовал по Беларуси, Украине, Польше, Литве, делал зарисовки местностей,связанных с жизнью известных людей и археологическими памятниками. Со 140акварелей, сделанных Ордой на Гродненщине, 40 посвящены только родному городу –Гродно. Часто рисовал Минск, Могилев и его окрестности.
Акварелии рисунки Орды переводились в литографии и издавались отдельными альбомами,графическими сериями по 20 – 30 литографий. Было издано восемь серий – 280рисунков. Однако большая часть творении орды осталась неизданной и находится вмузеях в польше.
 
Реализм
 
Реализм(отпозднелат. realis — вещественный, действенный), в широком смысле –объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами,присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная чертареализма — убежденность в познаваемости существенных сторон реального мирасредствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественныхсредств которого дает возможность создавать картину реально зримых формпредметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можновыделить, начиная с эпохи первобытного искусства. В более узком,конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественнымявлениям, возникшим не ранее XVIIв.
Реализмявляется исторически конкретной формой художественного сознания нового времени,начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо отПросвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. XIXв. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображениесущественных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторскогоидеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полнотеих художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных,исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовныхособенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», нонаряду с использованием, особенно в XXв., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес кпроблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостояниюсоциальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового,мифологизированного сознания).
Вискусстве – правдивое, объективное отражение действительности специфическимисредствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В болееузком смысле термин «реализм» (впервые появившийся в эстетическоймысли Франции в середине XIXв.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям,возникшим в XVII-XVIIIвв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIXв. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусствак непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либорелигиозной или мифологической сюжетной мотивировки. Его развитие во многомсвязано с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма вфилософии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальныхдисциплин.
ВБеларуси развитие реализма имело свои характерные черты. В начале 60-х годовБеларусь являлась аграрной страной с отсталым сельским хозяйством. Крестьянскаяреформа 1861 г. Не принесла освобождения трудовому народу. Царскоеправительство обмануло крестьян. В связи с этим вспыхнуло в 1863 г. мощноенационально-освободительное восстание. Поражение восстания и репрессииболезненно отразились на развитии культуры Беларуси. Многие ее деятели, в томчисле художники, либо погибли в сражениях, либо были высланы царским правительствомв отдаленные места. Но в 80 – 90-х гг.наступает новое оживление. В литературе иискусстве все отчетливее проявляются черты критического реализма. Визобразительном искусстве появляются произведения, изобличающие порокисуществующего строя. Белорусские живописцы воспитываются на идеях русскихреволюционных демократов – В. Белинского, Н. Чернышевского, Н Добролюбова.Большое влияние на них оказывают идеологи русского передвижничества Перов иКрамской. На произведениях русских художников воспитываются такие видныебелорусские живописцы, как Н. Силиванович, А. Горавский, К. Альхимович и др.
Ивсе же изобразительное искусство Беларуси 60 – 90-х годов не дало такого могучегоотряда художников-демократов, какими были русские передвижники. Это объясняетсяособенностями общественного развития Беларуси того времени, прежде всегорепрессиями царского правительства в связи с восстанием Калиновского. Многиебелорусские живописцы не ставили перед собой больших социальных задач,поскольку любое проявление демократизма в творчестве выходцев из западныхгуберний расценивалось русскими шовинистами как проявление «польского духа».
Поинициативе передовых русских художников в 1866 г. в Вильно открыласьрисовальная школа, которой руководил известный исторический живописец, академикИ. П. Трутнев. Эта школа сыграла видную роль в развитии изобразительногоискусства Беларуси и Литвы. За более чем 40-летний период своего существованияон подготовила несколько поколений белорусских и литовских художников.
Открытиешколы вызвано чисто практическими соображениями. В связи с интенсивнымразвитием фабричного производства требовались кадры, которые могли бы свободновладеть прикладным рисованием и особенно черчением. Однако деятельностьВиленской школы вышла далеко за пределы первоначального предназначения.
Наиболееяркое доказательство достижений Виленской рисовальной школы – выставка 1891 г.,устроенная в связи с 25-летием школы. По свидетельству современников все работыбыли выполнены безукоризненно.
Такжебольшую роль в развитии художественной культуры Беларуси сыграли художники,работавшие в белорусских гимназиях.
Однимиз самых известных художников XIXв.является Казимир Альхимович (1840 – 1916 гг.). Он, как и многиеучастники восстания Калиновского, выл выслан в Сибирь и вернулся родину толькочерез пять лет. Основы художественного образования получил в Вленской гимназии,где он учился у К. Русецкого, потом, уже после возвращения из ссылки, — уваршавского художника В. Герсона. Но наиболее основательные знания в искусствеАльхимович получил в Мюнхенской академии и в мастерских Парижа. Работал вПариже, где выставляет свои работы в Салонах, получая положительные оценки, и вВаршаве, где поселился в связи с запретом проживать на родной Гродненщине.
Кругинтересов живописца концентрируется на историческом и батальном жанрах. Крометого, работает над пейзажами, портретами, иллюстрирует поэму Мицкевича «ПанТадэуш». К самым значимым историческим работам относятся «Похороны Гедимина»,«Языческие жрецы», «Отдых Кейстута», «Последний жрец Литвы с дочерью Плёнтой».Многие из них были широко известны в Западной Европе, часто экспонировались навыставках.
Историческиепроизведения Альхимовича были последними среди значительных достижений этогожанра в XIX в.
ЛичностьФердинанда Эдуардовича Рушчица занимает исключительное место в историибелорусского изобразительного искусства XIX– начала XX в. Ученик Шишкина иКуинджи по Петербургской академии искусств, он стал продолжателем лучшихтрадиций реалистичной живописи, восприняв творческую манеру своих учителей иразвивая ее уже на национальной почве.
Ссамого начала своей деятельности выступает как принципиальный новатор, ищетновые пластичные и образные решения. Вместе с тем на протяжении своеготворческого пути он сохраняет верность своей собственной манере.
Родилсяхудожник в семье шляхтивча в имении Богданово Ошмянского уезда. После окончанияМинской гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета,но уже в 1891 г. начал заниматься в Петербургской академии искусств, которуюзакончил в 1897 г. Потом вернулся на родину, в родительский дом, где и жилпрактически все время.
ПроизведенияРушчица можно условно поделить на две группы. Для первой характерен социальноокрашенное обращении к чувствам человека, поданное через призму пейзажногомотива. В них природа будто бы живет теми же проблемами и настроениями,проблемами, что и личность: она может, грустить, страдать. Эти качествавыделяются в пейзажах «Земля», «В свет», «Эмигранты».
Рушчицвсегда оставался лириком, который любил свою родину и опевал ее, чувствуя ипередовая тонкие настроения, объединяя их с чувствами человека. Среди известныхпейзажей художника «Весна», «Мельница зимой», «Зимняя сказка», «Лесной ручей»,«Старые яблони», «Склеп», «Сушылка».
Пейзажистомнесколько иного склада был Витольд Коятанович Бялыницкий-Бируля(1872-1957 гг.). Художник не стремился к разнообразию изображаемых мотивов, аобычно повторял определенные моменты в состояниях природы, поэтизируя их,окрашивая в чувства собственных отношений. Его живописная манера основываласьна реалистических трактовках окружения, и хотя она определялась легкой,эмоциональной пластикой, художник не был преверженцем импрессионизма.
Первоначальноеобразование получил в Киевской рисовальной школе М. Мурашки (1885 – 1889),потом поступил в Московское училище живописи, скульптуры и дойлидства (1889 –1897), где учился у Поленова и Коровина. Вместе с тем надо признать, чтовлияние на становление его как художника-пейзажиста оказал И. Левитан. Этопозволило ему сформировать собственный неповторимый образно-пластичный язык.
Всвоих пейзажах Бялыницкий-Бируля любил обращаться к переходным моментам вприроде, которые были богатыми га смену оттенков и настроений. Отсюда в егопроизведениях предстает первое пробуждение когда еще белеет снег, розовеютветки пока безлиственных деревьев, разливаются реки и ручьи – «Начало весны»,«Весна идет», «Изумруд весны».
Пейзажихудожника всегда имеют определенность мотива, реалистичную правдивую пластику.Темы его работ менялись сравнительно мало: он бесконечно их варьировал,придавая все новые и новые оттенки. При этом каждый вариант дан с такойэмоциональной наполненностью, что для зрителя целиком понятно, что он возник некак повторение ранее найденного, а как результат новых наблюдений за переживаниямиприроды.
живопись классицизм романтизм реализм художник

Заключение
 
Впериод с конца XVII – начало XIXпо начало XX в. в белорусской живописигосподствуют три основных стиля: классицизм, романтизм и реализм, которые поочередносменяют друг друга. В 20-е годы на смену классицизму приходит романтизм, в 60-егоды он постепенно уступает место реализму.
Вэтот исторический период развитие белорусской культуры в целом и живописи вчастности происходило в трудных социально-политических условиях, которыепрепядствовали становлению национальной культуры, что привело ее к некоторомуупадку, в сравнении с культурой России и западных стран. Однако, несмотря на тяжелыеусловия белорусская живопись все же получила свое развитие.
Этомув значительной степени способствовало открытие при Виленском университетеВиленской школы живописи, основанной в конце XVIIIв. Школа просуществовала 35 лет и за это время дала белорусскому изобразительномуискусству более 250 мастеров, работавших в направлениях классицизма, романтизмаи оставивших нам свои шедевры признанные в Беларуси и за рубежом.
Классицизмприносит в живопись сочетание античного наследия с современным художнику миром.Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное –общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописиидет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нуждбольшинства. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил квысокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. Вних четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкомужанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. В живописиглавное значение приобрели логическое развертывание сюжета, яснаяуравновешенная композиция, четкая передача объема, использование локальныхцветов.
Внаправлении классицизма творят Ф. Смуглевич, Я. Рустэм, автор пейзажей иисторических композиций Юзеф Пешка, художник, работавший почти во всех жанрах,Ян Дамель, один из крупнейших портретистов Иосиф Иванович Алешкевич.
В20-е годы классицизм сменяется романтизмом. Новыми критериями в искусстве сталисвобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимымчертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие насмену подражанию классическим образцам XVIIIвека. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения какмеханистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угластавили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными отприходящей в упадок системы аристократического правления, они стремилисьвысказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место вобществе. Они нашли свою аудиторию среди растущего среднего класса, готовогоэмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником — гением ипророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильныеэмоции, часто доходящие до крайностей.
Косновным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, котораярастворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всемусвоеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место вовсеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачиваласьсама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа какидеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление кпредельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образапонятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическомуобъединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлогои архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест.
Вэтот период белорусская живопись также испытывала трудности. Много художников,которые могли бы внести свое веское слово в развитие национального искусства,были высланы за участи в восстании 1830 – 1831 гг., эмигрировали за границу илипогибли в сражениях.
 Однакои живопись романтизма получило свое развитие в Беларуси. В это внесли свойвклад такие художники как портретист Валентий Вонькович; портретист, автормногочисленных натюрмортов Иван Фомич Хруцкий; мастер батального жанра ЯнуариСуходольский; пианист, композитор, художник пейзажист Наполеон Орда.
С60-х годов романтизм уступает место реализму, который является историческиконкретной формой художественного сознания нового времени, начало которой ведутлибо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения(«просветительский реализм»), либо с 30-х гг. XIXв. («собственно реализм»). Он приносит в искусство правдивое, объективноеотражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иномувиду художественного творчества. В более узком смысле термин «реализм»(впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIXв.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям,возникшим в XVII-XVIIIвв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIXв. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращениеискусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённомукакой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. Его развитие вомногом связано с повышением уровня общественного сознания, утверждениемматериализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучныхи социальных дисциплин.
Развитиебелорусского реализма не было столь интенсивным, как в Росси, что связано споследствиями восстания Калиновского. Со стороны русских художников Беларусибыла оказана поддержка: по их инициативе в 1866 г. в Вильно открыласьрисовальная школа, которой руководил известный исторический живописец, академикИ. П. Трутнев. Эта школа сыграла видную роль в развитии изобразительногоискусства Беларуси и Литвы. За более чем 40-летний период своего существованияон подготовила несколько поколений белорусских и литовских художников.
Свойвклад в живопись реализма внесли Казимир Альхимович, мастер историческогожанра; выдающиеся пейзажисты Бялыницкий-Бируля и Рушчиц.
Такимобразом, несмотря на тяжелые условия, социально-политические трудности, вБеларуси все же выделилась часть интеллигенции, благодаря которой живописьБеларуси в XIX–XX вв. все же получила свое достойноеразвитие.

Списокиспользованных источников
 
Харэўскі,С.В. Гісторыя мастацтва і дойлідстваБеларусі / С.В. Харэўскі – Вільня: ЕГУ, 2007. – 240 с., іл. ISBN978-9955-773-02-3.
Лазука, Б.А. Гісторыябеларускага мастацтва. У 2 т. Т. ІІ. XVIII– пачатак XXIстагоддзя / Б.А. Лазука. – Мінск: Беларусь, 2007. 351с.: іл. ISBN978-985-01-0749-7.
Добров Л.Н. ЖивописьБелоруссии ХІХ – начала ХХ в.Под ред. А.И. Мальдиса. Мн., «Вышэйшая школа», 1974. 336 с. С илл.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Истоия экономических учений. С древних времен и до наших дней
Реферат Реформи Солона 3
Реферат Роль математики в современном мире. Основные этапы становления математики
Реферат Evolution Vs Creation Essay Research Paper Stephen
Реферат Організація середовища для моделювання змішаної системи освіти на прикладі Факультету мистецтв Криворізького державного педагогічного університету
Реферат Способы раскрытия психологии героев в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского
Реферат Алигер М.И.
Реферат Архитектурные памятники Петербурга (вторая половина XIX века)
Реферат Використання мовного впливу як засобу маніпуляції
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины иностранный язык направление подготовки
Реферат Про актуальність та напрями вдосконалення фізичної реабілітації ОСІБ з обмеженими фізичними можл
Реферат Комплексная механизация молочной фермы на четыреста голов с разработкой технологической линии приготовления кормов
Реферат My Hobbies
Реферат Анимационная программа для детей "Индейцы Карибского моря!" Банкет в ресторане "эгоист" : "Любовь и Кактусы!" ( оплачивается дополнительно)
Реферат 17. Личность как метафизическая категория. Соотнесения понятий "индивид", "личность", "субъект деятельности", "индивидуальность". Основные этапы развития представлений о личности в отечественной психологии