Реферат по предмету "Культура и искусство"


Троепольская, Татьяна Михайловна

Татьяна Михайловна Троепольская (1744—1774) — трагическая актриса, одна из первых российских профессиональных актрис.

Сценическую деятельность начала в 1757 в Университетском театре в Москве. Расширявшийся театр уже не мог обходиться силами одних студентов и в 1757 году в «Московских ведомостях» (№ 52) появляется объявление, в котором предлагалось: «Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярии Московского Университета». Очевидно, именно по этому объявлению в театр пришла Татьяна Михайловна Троепольская[1].

В 1762 году была принята на петербургскую придворную сцену.

Вместе с ней часто выступал в спектаклях ее муж, Василий Алексеевич Троепольский (1737 — ум. ок. 1800), судейский чиновник, который был известным актёром-любителем, играл на сцене Университетского театра, затем некоторое время в Петербурге.

Свои наиболее значительные роли исполнила в трагедиях А. П. Сумарокова: Ильмена («Синав и Трувор»), Семира (одноименное произведение), Зенида («Вышеслав»), Ксения («Димитрий Самозванец»), Ольга («Мстислав»). Играла также в трагедиях друних русских драматургов: Флавия («Борислав» Хераскова), Агриопа (одноименное произведение Майкова). Выступала и в комедиях русских и европейских драматургов (Клеопатра и Маремьяна — «Мот, любовью исправленный» и «Пустомеля» Лукина, Изабелла — «Менехмы» Реньяра), мещанских драмах (г-жа Беверлей — «Беверлей» Сорена).

В последний раз выступила на сцене в 1774.

Но ее образ еще долго не забывался в театральном мире. Русские театральные журналы 19 столетия о ней писали самые возвышенные слова: «соединяла красоту и благородство с приятнейшим голосом и редкой чувствительностью» («Драматический вестник», 1808, ч. 1, с. 53), «почиталась всеми знатоками, в том числе самим Дмитревским, не уступавшею в искусстве первейшим артистам того века: Лекуврёр, Клерон, Дюмениль» («Отечественные записки», 1822, ј 32, ч. 12, с. 388)[2][3].


В 1820—1821 г. появилась пьеса — одноактная опера-водевиль Хмельницкого и В. Н. Всеволжского «Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской» (некоторые источники называют автором Н. Куликова[4]). В основу положена реальная история в начале ее сценической деятельности, и все действующие лица знаменитые русские актеры: Шумский, Попов и другие — пьеса была сыграна 3-го января 1821 г. в бенефис М. А. Колосовой[5]. Позже в этом водевиле роль Троепольской исполняли известные актрисы, в том числе Е. Я. Сосницкая, А. Е. Асенкова.

Однако правдивость истории ставится под сомнение. См. Лонгинов М. Несколько заметок для истории русского театра и для биографии некоторых старинных русских актеров // Русский архив, 1870. — [Изд. 2-е. — М., 1871. — Стб. 1348—1366.]:

Всякому, несколько знакомому с настоящим предметом, известно напр. имя знаменитой трагической актрисы Троепольской; но нет возможности представить себе всех несообразностей, которыя о ней говорились. Несомненно, что она была женою сенатскаго регистратора; дебютировала она в Москве и должно быть около 1759 г. Но как и когда попала она в Петербург? Кажется, что она переведена туда в 1761 году, по закрытии вольнаго Локателлиевскаго театра (у Краснаго пруда), где она играла до того времени. Это произошло вскоре после поездки в Москву Волкова и Шумскаго, которые имели поручение устроить там правильный театр и рекомендовали ее к принятию на Петербургскую сцену. Между тем Арапов, не отвергая этого (Лет. Русск. театра, стр. 84) и упоминая, что игра ея понравилась императрице Елизавете Петровне, означает днемъ ея дебюта в Петербурге 13 Февраля 1757 г., то-есть ранее, и тут же утверждает, что ее «отыскал в Москве Василий Ильич Бибиков». Но Бибиков стал заведывать Русскою труппою (под общей дирекцией над театрами И. П. Елагина) только при Екатерине II, и именно не раньше 1767 г. Еще в 1762 г. при восшествии ея на престол, которому он много содействовал, Бибиков был осьмнадцатилетним офицериком и никак не старше, потому что младшая из единокровных сестер его от перваго брака его отца (след. старшая его по летам) Е. И. Голенищева-Кутузова родилась в 1743 г. (Род. книга кн. Долг., ч. 3, стр. 292); а в 1757 (к которому Арапов относит переезд Троепольской в Петербург) Бибиков был по летам еще школьником. Итак, вероятнее всего, что переезду этому точно содействовал Волков, и ее перевели туда именно в 1761 г., еще при Елизавете[6].

Далее тоже рассказывается о разных сплетнях и несусветицах.

Троепольская несомненнейшим образом умерла в половине 1774 года, вскоре после перваго представления девятой и последней трагедии Сумарокова «Мстислав», игранной 15 Мая 1774 (Драм. Слов., 1787, стр. 83) … Но Шушерин сам разсказывал Аксакову, что вступил на Московскую сцену после чумы 1771 года. В это время Троепольская была уже во всей славе в Петербурге. Из того же разсказа (так как в нем Шушерин говорит, что вступил первоначально на театр Медокса), можно заключить, что он вышел на подмостки не ранее 1776 г. (только с этого времени сделался Медокс содержателем), то-есть не раньше двух лет после смерти Троепольской. Во всяком случае, Шушерин как актер много лет ограничивался тем, что бывал «на выходе» и исполнял самыя пустыя роли и притом на Московской сцене. Следовательно он не мог разсказывать о том, что «часто и много игрывал с Троепольской и удерживал ее в границах благопристойности» (стр. 424): ибо она была первой Петербургской актрисой только до 1774 года, когда Шушерин был неизвестным юношею в Москве. Вряд ли мог он ее даже когда-нибудь видеть на сцене, ибо она уехала из Москвы, как сказано выше, в 1761 году, когда Шушерину было двенадцать лет, и он не принадлежал к той общественной сфере, в которой водят детей в театр. Плавильщиков еще менее нежели Шушерин, если только это возможно, мог играть с Троепольскою и давать ей советы, как это разсказано у Аксакова (ibid., стр. 428). … Пишите после этого историю нашего стараго театра, когда даже известия, взятыя так сказать из первых рук, исполнены доселе таких несообразностей!

Эти очерки только лишний раз доказывают, как осторожно надо обращаться с фактами, поскольку порою некоторые из них на поверку оказываются хвастливыми ложными сплетнями.
ЛитератураСумароков П. И., О Российском театре, от начала оного до конца царствования Екатерины II, «Отечественные залиски», 1822, ј 32, 1823, .ј 35;Сиротинин А., Татьяна Михайловна Троспольская, «Русский архив», 1887, ј 11;Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский театр второй половины XVIII века, М., 1960, с. 102-05, 358-59.Список литературы:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Солнечное теплоснабжение состояние дел и перспективы развития
Реферат Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия
Реферат Христианская мысль перед тайной личности
Реферат Морис Блондель
Реферат Система и организация
Реферат Аудит расчетов по оплате труда 2 Информация для
Реферат Освобождение от административной ответственности
Реферат Cosmetic Surgery Essay Research Paper Nobody knows
Реферат История философии и науки
Реферат Бунин И.А. Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско»
Реферат Повышение эффективности работы предприятия путем его реорганизации (на примере ОАО "Горизонт")
Реферат Моллюски верховьев Волги и озера Селигер
Реферат Зміна трудового договору за КЗПП України, Проектом Трудового кодексу України та Трудового кодексу РФ
Реферат Исследование маркетинговой деятельности предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенство
Реферат Искусство как «провокатор» креативности