Реферат по предмету "Философия"


История философии и науки

1.       Предмет и основные проблемы философии науки.
В совр цивилизации наука играетособую роль. Технологический прогресс 20в, приведший в развитых странах Западаи Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Н не только революционизирует сферупроизводства, но и оказывает влияние на многие др сферы чел-ой деятельности,начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Н оказывает огромное влияние наформирование личности. Через сис-у обр-ия, кот ориентированно, прежде всего, наусвоении н знаний, она создаетособый тип чел-го сознания.
наука  1 — как познание (чаще объективных законовдействительности), 2 — как особый вид деятельности человека, 3. как социальныйинститут.
Задачи н:     — изучение, сущности законов, а неявления    — изучение новых объектов, ихсвязей и свойств.
 В настоящее время принято различать два варианта в понимании философиинауки:
А) как направления в западной иотечественной философии XIX — XXвеков и
Б) как особой философскойдисциплины, которая возникает во второй половины ХХв.
Появление дисциплины ф.н обусловленонаучно-техническим прогрессом. Целый ряд  дисциплин изучает науку: 1- науковедение инаукометрия (проблемы организации научной деятельности, процессы формированиянаучного знания), 2 – социология науки (структурирует научные сообщества ианализирует науку как социальный институт), 3 – психология науки (проблемынаучного творчества), 4 – история науки (процессы научных открытий иизобретений).
Философия науки изучает проблемывозникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития.Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональныеметоды и способы достижения объективно истинного знания, но это возможно тогда,когда она опирается на достижения частных наук. С другой стороны философиянауки дает общий мировоззренческий и методологический ориентир для решенияконкретных проблем, которыми занимаются специальные дисциплины. Основнаяпроблема философии науки – проблема возникновения научного знания. → почтився деятельность научного сообщества направлена на получение нового знания
Т.О., предметом философии науки являются общие закономерности и тенденциинаучного познания как особой деятельности по производству научных знаний,взятых в их развитии рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурномконтексте (или это все философские проблемы, которые преломляются черезрассмотрение того, что есть в науке).
При этом фил н на протяжении своего развития становилась все более и болееисторичной, то есть рассматривала производимые научные знания (и деятельностьпо их производству) в историческом развитии, в исторически изменяющихсясоциокультурных условиях. Т.О., фил нрассматривает научное познание как исторически изменяющиеся способы получениянового знания, выявляя общие закономерности развития познания на материалахистории конкретных наук и науки в целом.
Фил н отвечает на вопросы: что такое наука, чем отличается научноезнание от ненаучных видов знания, в чем ценность науки, как устроено научноезнание, какими методами пользуются ученые в своей познавательной деятельности,каковы закономерности развития науки, какова роль научных революций в этомразвитии и тд. Центральная проблема философии науки — проблема ростанаучного  знания.
Примеры:
— Антология ( частьфилософии)(изучает виды реальностей, их взаимосвязи). Отсюда вопросы: 
 ?-  какую реальность изучает таили иная наука (математика)?
— Эпистемология (теория научногопознания)    ? — научное познание — этонизший, средний или высший уровень познания
? — проблема относительности научнойистины.    — Социальная философия
?- рассматривает науку не только какпознание, но и как социальный институт;   ? — роль науки в обществе, функции науки в обществе.
— Антропология (философия человека)    ? — личность ученого, мотивациядеятельности, гении в науки.
— Этика (философские морали)    ? — добро и зло в науке
— Эстетика    ? — проблема красоты в мировоззрении
— Логика    ? — логика научного познания, мышления
— Оксеология (ценностный аспект)    ? — гуманность наук.
Ф. морали, Ф. права, Ф. образования,Ф. хозяйства и Ф. науки связаны.
Наука важная часть жизни и требуетфилософского осмысления  →появилась философия науки. Философия науки выявляет сущность науки, т.е.существенные признаки и отличия.
2 Основные концепции современной философии науки.
Выделятьконцепции совр фил н можно двумя способами.
1. Исходить изустановки, согласно кот фил нсовпадет с общефилософскиминаправлениями в исследовании н. Тогдаосновными концепциями фил нбудут выступать позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
2.       Анализировать,как решаются три тесно связанные проблемы — научности, рациональности,истинности, концентрирующиеся вокруг главного вопроса «что значит знать?»
Расс 1:Поз-м– наиболее широко распространенноетечение зап фил 2 пол 19-20 в, утверждающее, что источником подлинного,положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные(эмпирические) н и их синтетическиеобъединения, а фи, как особая н неможет претендовать на сам-ое исследование реальности. Позитивизм изучаетспособы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотренияабстрактных, умозрительных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.
Недостатки: эта концепция не можетответить на вопрос, как возникает сознание. Позитивизм отрицает почти всепредшествующее развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки,а это не продуктивно, поскольку философия является самостоятельной областьюзнания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на науку.
Философия Огюста Конта (1798-1857)(основатель позитивизма, ввел это понятие в 30 гг. XIXвека), Милля, Спенсера – 1 историческаяформа позитивизма. Согласно Конту: в науке на первом месте должно быть описаниеявлений. Методы естественных наук применимы к анализу общества, социология –опорная наука, в которой позитивизм может проявить все свои возможности,способствуя совершенствованию языка науки и прогрессу общества, взгляд на общееумственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм,свидетельствует о том, что существует основной закон. По этому закону выделяюттри стадии развития человечества:
1. теологическая (состояние вымысла)– необходимая точка отправления человеческого ума.
2. метафизическая (абстрактное). Попыткапостроения общей картины бытия, переход от первого к третьему.
3. позитивная (научная,положительная). – твердое и окончательное состояние.
Недостатки: характерен некритический подход к науке, ее восхваление, поспешность выводов.
Вторая форма позитивизма объединяет махизм(Мах) и эмпириокритицизм (Авенариус) под общим названием «новейшая философияестествознания XXвека». Основное внимание махистами уделялось объяснению«физических» и «психических» элементов мира в опыте людей, а также«совершенствованию «позитивного» языка науки. Авенариус пытался построить новуюфилософию как строгую и точную науку, подобную физике, химии и другим конкретнымнаукам, обосновывая философию как метод экономии мышления, наименьшей тратысил. Мах больше внимания уделял освобождению естественных наук от метафизической,умозрительно-логической философии.
Неопозитконцепции ф н. Учения о ф нвыдающихся мыслителей XXвекаЛ.Витгенштейна и К.Поппера относятся к 3 этапу фил позитивизма, кот называют«лингвистическим позитивизмом», или «неопозитивизмом».Главные идеи мыслителя вобласти ф нтаковы: н нуждается в очищении своего языка.Л.Витгенштейн выдвинул принцип «верификации», согласно которому любоевысказывание в нверифицируемо, т.е. подлежит опытной проверке наистинность.
К.Поппервходе исследования сущности н, еезаконов и методов пришел к идеям, несовместимым с принципом верификации. Всвоих трудах «Логика н открытия»(1959), «Предположения и опровержения» (1937) и др. он выдвигает идею оневозможности сведения содержания н,ее законов только к утверждениям, основанным на опыте, т.е. к наблюдению,эксперименту и т.д. Н не можетсводиться к верифицируемымвысказываниям.Н знание, считал мыслитель,выступает в виде набора догадок озаконах мира, его строении и прочее. При этом истинность догадок установить очень трудно, а ложные догадкидоказываются легко. ПР, то, что Земля плоская и Солнце ходит над Землей, понять легко, а то, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, устанавливалосьтяжело, в борьбе с церковью и с рядомученых.
Постпозитивистскаяф н XXвека представлена работами Т.Куна,И.Лакатоса, П. Фейерабенда, М.Полани, в кот прослеживается общая установка наанализ роли социокультурныхфакторов в динамике н. Т. Куну удалось преодолеть некоторые недостатки,присущие позитивистским взглядам на н. В н нет непрерывного прогресса и кумуляции знания. Каждая парадигмаформирует уникальное понимание мира и не имеет особых преимуществ перед другой парадигмой. Н прогресс лучше понимать как нэволюцию — прирост знания внутри парадигмы. Н всегда социокультурно обусловлена. Чтобы понять н, необходим новый историко-эволюционный подход. Истины ндостаточно релятивны, действуют в рамках парадигмы. Эти идеи оказаливлияние на современную философию науки.
Современная ф н выступает от имениестественнонаучного и гуманитарного знания, пытается понять место нв совр циви-и в ее многообразныхотношениях к этике, политике, религии. Тем самым ф н выполняет иобщекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующимиузкопрофессиональный подход к явлениям и процессам. Она призывает обращатьвнимание на фил план любой проблемы, на отношение н мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности,предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста н знания.
3. Наука (с лат — знание) как часть культуры. Отношения науки сискусством, религией и философией. Наука в совр.мире может рассматриваться в различныхаспектах: как знание и деятельность по производству знаний, как системаподготовки кадров, как непосредственная производительная сила, КАК ЧАСТЬДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
А. Энштейн: «То, что мы называемнаукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить, что есть» Наука –знание об окружающем мире (или часть его). Ее задача – дать истинное отражениеисследуемых процессов, объективную картину того, что есть. Культурно-мировоззренческаяфункция древняя социальная функция науки. Элементы научного мировоззрениявпервые формируются в античном обществе в связи с критикой отживших,мифологических взглядов и становлением рациональных взглядов на мир. Споявлением опытного естествознания наука становится важнейшим компонентоммировоззрения и оказывает на него влияние, прежде всего через научную картинумира.
Средние века:теология — верховная инстанция, наука решает частные проблемы земного порядка.
Возрождение:борьба между наукой и богословием (теологией). И только в середине XVIв. переворот в миропониманиипозволил науке оспорить у теологии право монопольно определять формированиемировоззрения (Николай Коперник способствовал). Пришлось согласиться спредставлениями, которые противоречили обыденному миропониманию. Т.О. только впериод Возрождения наука начала принимать участие в становлении мировоззрения.Это давалось с трудом из-за сопротивления церковной власти. Гонения на науку.  Псле Ньютона, с развитием опытного естест-иянаука стала задавать тон в формировании миров-х установок. Постепеннопредлагаемые наукой ответы на важнейшие мир-е вопросы стали обязательнымиэлементами обр-.
В результате осуществлениякультурно-мировоззренческой функции научного представления превратились в часть культуры общества. Именно этипредставления (вместе с философией) составляют рационально-теоретическую основусовременного мировоззрения.
Наука и искусство (искусство – на чувствах, а наука – объектирована). Искусство – это мышление в образах. Художественное познаниетребует специальных видов искусства – музыки поэзии…Необходимы особые мастерасвоего дела – художники, искусствоведы… Необходимы средства реализации – содной стороны: актеры, музыканты, с другой стороны: краски, холсты, кисти…Итд.    Науку и искусство объединяет то,что они, являясь частью духовной культуры, формируют мировоззрение, при этомязык искусства в ряде случаев оказывается более выразительным.
Гумм. Науки: ПР: ни односоциологическое исследование не дает такого почти физически ощутимогопредставления о быте Замоскворечья, как пьесы А. Н. Островского. Естест. Наука:ПР: пифагорейцы считали музыку и математику средствами очищения души от греховнойсвязи. В основе музыкальной гармонии лежат открытие пифагорейцами правильныечисловые отношения, определяющие музыкальные интервалы. Л. Давинчи возводилискусство в ранг особой науки.
Последний штурм – попытка измерить«алгеброй гармонию»  после введенияшенноном количественной меры информации. Сказали, что гениальные произведенияобладают огромным информационным содержанием.
Великие произведения науки иискусства освещены вдохновение (что это не знает никто) автора. Хотя и те идругие должны выполнять и рутинную работу. И научные произведения ипроизведения искусства несут на себе отпечаток авторского стиля. Отличие: всепередовое в науке через 20-30 лет станет устарелым, как исторический факт.Совершенное произведение искусства всегда остается вершиной, неповторимымсобытием (нельзя сказать какое из гениальных произведений гениальнее).
Наука и религия. Религия – сложное социальное явление. Не составляет труда описатьконкретную религию, сложнее понять религию (почему человек признаетсуществование мира «иного»). Чем вера отличается от знания?
Знание — это то, что твердаустановлено, обосновано экспериментально. Точное знание человек научилсяполучать совсем недавно. Большая часть наших представлений вероятны, то есть,основаны на той или иной степени уверенности. Сама наша жизнь вероятный процесс(прошлое, будущее).
Если рассматривать знание и веру вконтексте человеческой деятельности, то можно сказать, что существуют видыдеятельности, которые основываются на точном знании о том, чего мы хотим достичьи как это сделать (сфера производства: самолет). Но есть действия и виды деятельности, в которых точный расчетневозможен, поскольку не точного знания об «объекте» (общество и сам человек). Важнейшаяхарактеристика человека — свобода, выбираем цели, и тд. Но будущее всегданеопределенно, часто не совпадает желание с реальностью. Вера – особоевнутреннее состояние и действие человека в условиях неопределенности,предполагающее наличие цели, которую человек активно желает и делает всенеобходимое для ее реализации. Множество действий человек совершает на основеверы и надежды. Религиозная вера, как правило, иррациональна (от абсурднойдо  примирительной). Религия авторитарна,требует подчинения. Отношения науки и религии, конечно, не сводятся  взаимному конфликту. Многие ученые быливерующими, что не мешало им делать выдающиеся открытия. Все чаще ученые говорято существование другого, информационного гораздо более емкого мира – Миравысшей реальности, тенью которого (в платоновском смысле) и является наша Вселенная.Человек существо творческое, а значит – свободное. В его жизни всегда будутвера, надежда и любовь, а значит и религия, философия и искусство.
Наука и философия. Философия – форма духовной культуры, направленная на постановку, анализи решение конкретных вопросов мировоззрения. Возникла в VII– VIв до н э. в Китае, Индии, Греции.Термин «философия» впервые у Пифагора. Отличие: факты, законы не являются самипо себе предметом исследования. Направлено на создание общего представления омире и человеке, кот. оформлялось в философские системы, выполнявшихмировоззренческую функцию. Позднее происходит специализация знаний,формирование новых конкретных наук, их отделение от философии.  Шло развитие философии как особой областизнания (интенсивно в XVII– XVIIIв). Но даже и в этот период наука и философия неразделялись. Философия рассматривалась как знание, полученное с помощью разума.Она противопоставлялась знанию, доставшемуся в наследство от средних веков. Р.Декарт: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика,ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки,сводящиеся к трем главным: медицине, механики и этики».
В XIXв происходит окончательноеформирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. В это времятеоретические задачи наука берет на себя. Т к попытки философов решить ихпрежними способами оказываются безуспешными. Встает вопрос о научности самойфилософии. Предметом философии являетсяотношение «человек – мир». В этом отличие философии от других наук.  Она рождается и живет как самосознаниечеловека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя,своего места в мире, поиск смысла, истинных целей человеческого существования.
Любая философская система выражает определенноеотношение человека к миру, его самочувствие в мире. Здесь всегда присутствуетоценка, ценностный подход. В этом сходство философии с искусством (переживание,настроение…)
Наука не в состоянии уберечьчеловечество от войны, экологической катастрофы, от духовной и физическойдеградации.
Философия дает науке проектытеоретических проблем, идеи, методы, правила и операции мышления. Правильностьрешения философских проблем невозможно подвергнуть прямому испытанию практикой(отличие от науки). Философия играет определенную роль в формировании научнойпарадигмы (с греч. пример, образец), включающей в себя сложившиеся научныетеории, правила, философские идеи. Наука в каждый исторический период развиваетсяв рамках сложившейся парадигмы.
История науки показывает, чторазвитие научных идей происходит в рамках фундаментальных принципов,принадлежащих философии. В этом смысле наука и философия неотделимы друг отдруга. 
4. Критерии научного познания. Отличие науки от вненаучных форм знаний.
Нотпочковалась от обыденного знания  вдревности. В течение вр происходил процесс накопления единичных эмпирическихфактов. И уже в древнем Египте, Индии, стали появляться 1 признаки становления н-го знания — возникли медицина,астрология (обл до сих пор не признанная официальной наукой, но накопившаямного эмпирических данных), мат-а.  В дрГреции и Риме наукой занималось больше людей, возникали теории, пытавшиесяобъяснить накопленные к тому времени факты. Однако древ Н не опиралась на опыт и не имела достаточной методологии, чтопривело к некоторому разбросу мнений по тем или иным проблемам. Наука – это форма духовнойдеятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе исамом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытиеобъективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.
Познание — обусловленный общественно-историческойпрактикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление,расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействиеобъекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Как своеобразная форма познания,специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникла вновое время в XVIIвеке. Особенности н познанияявляются:
1-основная задачан познания – обнаружение объективных законов действительности изаконов самого познания и мышления; 2-цель и высшая ценность н познания – объективная истина; 3-ориентацияна практику; 4-н познание– есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся системупонятий, теорий и законов; 5-использование научного оборудования; 6-строгаядоказательность н знания;
Наукапроходит в своём развитииряд этапов:
доклассическийэтап или этап преднауки, характеризуется зарождениемэлементов науки в рамках  философии,наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отделения отфилософии и проходит в своём развитии 3 этапа: 1-классический (XVII-XIXвв.);   2-неклассический (пер.пол. ХХ в.); 3-постклассический(вт. пол. ХХ в.);
(1), исследуя объекты, стремиласьпри их описании и теоретическом исследовании исключить (элиминировать) всё, чтоотносится к субъекту средством, приёмом и операциями его деятельности;
(2) связана с разработкойрелятивистской (ТВ) и квантовой теории и отвергает объективизм (1); онаосмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операцийдеятельности субъекта;
(3) её существенный признак – учётсубъективного фактора в познании; она учитывает связь получаемых знаний нетолько с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с еёценностно-целевыми структурами; характерная черта этого этапа –глобальный или универсальный эволюционизм, распространяющий развитие на всесферы бытия и устанавливающий универсальную связь между неживой, живой исоциальной материей; на утверждение этого принципа повлияли три теории:
  — теория нестационарной вселенной,   теорияэкологической эволюции,   — теориябиосферы и ноосферы.
Структура научного познаниявключает в себя:
1-факты, 2-понятия и абстракции, какрезультаты теоретического обобщения фактов, 3-проблемы и гипотезы,       4-законы, принципы и теории, 5-философскиеустановки, 6-социокультурные основания, 7- методы, идеалы и нормы научногознания, как совокупность определённых ценностных или методологическихустановок, свойственных науке, 8-стиль мышления.
Научное: предполагаетобъяснения фактов, осмысления их во всей системе понятий данной науки.Житейское констатирует поверхностно то или иное событие. Научное отвечает нетолько КАК, но и почему оно протекает т. образом. Научное знание не терпитнедоказательности-то или иное утверждения становится научным лишь тогда, когдаоно обосновано. Сущность научного знания заключается в пониманиидействительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщениифактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, заединичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесснаучного познания носит по своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальностьоблекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов,которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. (Одной из форм вненаучного знанияявляется обыденное знание).   
В процессе повседневной практическойдеятельности у людей формировались какие-то знания о свойствах вещей и явленийокружающего мира. Это были обыденно-практические знания. Но при этом существуетопределенная общность между научными и обыденными знаниями: и те, и другиеориентируют человека в мире, являются основной практической деятельности.
  Большую часть в обыденном сознании играет так называемый «здравыйсмысл». Особ-ти:
1.           Обыденноезнание носит фрагментальный,  несистематизированный характер.
2.           Обыденноесуждение и умозаключение представляет собой изолированные обобщения результатовкаких-то случайных наблюдений. Поэтому обыденные знания в силу их разрозненногохарактера не могут быть объеденены в какую-то целостную теоретическую систему.
3.           Посколькуполучение таких знаний ограничено рамками обыденно-практического опыта, то онив принцепе не могут использовать ни научно-экспериментальных, ни теоретическихметодов исследования.
Для обыкновенного знания нетнадежных способов их проверки и обоснования
Обыденно-практическое знание, Личностноезнание,Религиозное знание, Паранаучное, Народная наука.
№ 5 Роль науки в жизни общества иформировании личности. Сциентизм и антисциентизм.
С древнейших времен осн цельнауки была связна с производством и систематизацией объективно истинных знаний( осн ф-я н). Она сводится к нескольким составляющим, каковыми являют с описание,объяснение и прогнозирование изучаемых процессов и явлений. Н-е знания необходимы в 1 очередь длятого, чтобы описать и о6ъяснuтъ факты, кот людям приходится встречатьсяв разных сферах своей. Но нельзя ограничиваться лишь описанием и объяснениемсуществующих фактов. Значительно больший практический интерес представляют предвидение,прогнозирование новых явлений и событий, что обеспечивает возможность сознанием дела поступать как в настоящем, так, и особенно в будущем.Предсказательный аспект н осуществляетсяс помощью тех же самых ее законов и теорий, которые используются дляобъяснения. Например, зак всем тяг. был применен не только для объяснениядвижения уже известных в свое время планет: в Солнечной системе, но и открытияв дальнейшем таких планет, как Нептун и Плутон. Помимо указанной основнойфункции науки — производства истинного знания — существуют и другие еесоциальные функции, кот появлялись не одновременно, а в ходе ист-го развитияобщества. 1-культурно-мировоззренческую; 2-функцию науки как непосредственнойпроизводительной силы; 3-функцию науки как социальной силы.
К- м фун Это достаточно древняя соц функциянауки. Элементы н-го мировоззрениявпервые формируются в Античном обществе в связи с критикой отживших,мифологических взглядов и становлением рац-х взглядов на мир. В дальнейшем свозникновением опытного естествознания нстановится важнейшим компонентом мировоззрения и оказывает на него влияние, прежде все через научнуюкартину мира. В эпоху Воз-ия и большую часть периода Нов вр влияние н в обществе обнаруживается почти исключительнов сфере мир-ния. Именно в этой сфере шла острая борьба между теологией(богословием) и н.
В эпоху средн в теология занимала положениеверховной  инстанции, призванной решатькоренные мир-ие проблемы. К ним относились вопросы о строении Вселенной, оместе в ней человека, о смысле и высших ценностях жизни. Н же в этот период решала частные проблемы земного порядка. Итолько переворот в миропонимании, совершенный Николаем Коперником (середина XVIвека), позволил н впервые оспорить утеологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Ведь длятого, чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо былоотказаться от некоторых догматов, утверждающихся теологией. Одновременно надобыло согласиться и с представлениями, которые резко противоречили обыденномумиропониманию. Лишь после Ньютона, с развитием опытного естествознания н стала задавать тон в формированиимировоззренческих установок. С возрастанием количества крупных научных открытийослаблялись связи научного сообщества с религией, наука отвоевывала у нее всеновые и новые рубежи.
Прошло немало времени, прежде чем н, уже в XIX веке, стала решающей инстанцией в вопросахпервостепенной мировоззренческой значимости, то есть в вопросах, касающихсястроения Вселенной, структуры материи, возникновения и сущности жизни,происхождения человека и т.д. Еще большее время потребовалось, чтобыпредлагаемые наукой ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы сталиобязательными элементами образования. Поэтому образоваmельная функция н, близкая к мировоззренческой,проявилась главным образом уже в ХХ столетии. Наука оказывает свое влияние намировоззрение в первую очередь через научную картину мира, в которой вконцентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Знакомство сними составляет одну из важнейших задач современного образования, котороеформирует научное мировоззрение личности. В результате осуществления к-м фун научные представленияпревратились в составную часть культуры общества. Именно эти представления(вместе с философией) составляют рационально-теоретическую основу современногомировоззрения.
Функция науки как непосредственной производительной силы  Укреплению к-м фун нспособствовало появление и другой ее функции — непосредственнойпроизводительной силы. Как писал Ф. Энгельс «буржуазии для развития ее промышленности нужна была н, которая исследовала бы свойствафизических тел и формы проявления сил природы. До этого же времени н была смиренной служанкой церкви и ейне позволено было выходить за рамки, установленные верой».
Впервые процесс превращения н в непосредственную производительную силу был зафиксирован ипроанализирован Марксом в середине XIX века. В то время синтез н, техники и производства толькостановился реальностью и был скорее перспективой. Тем не менее, Маркс сумелувидеть новый мощный импульс, который наука XIXвека начала получать для своегоразвития. По его словам, «применение науки к непосредственному производствусамо становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов».
Уже в 19 в некоторые проблемы,возникающие в ходе развития техники, становились предметом н-го исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам(так было, например, с термодинамикой). Однако в целом наука XIX века еще мало,что давало практике  (промышленности,сельскому хозяйству, медицине). И дело было не только в недостаточном уровнеразвития н. До 19 в и даже в егоначале производственная  практика неиспытывала потребности опираться на завоевание н. Поэтому случаи, когда н-едостижения находили практическое применение, до середины 19 в былиэпизодическими. Но уже во второй половине XIX века представители промышленностии ученые начали видеть в н мощныйкатализатор процесса совершенствования технических средств производственнойдеятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилосьсущественной предпосылкой для ее поворота в сторону технической практики, всейсферы материального производства. При этом нне долго ограничивалась подчиненной ролью и быстро проявила свой потенциал,революционизирующую силу, которая коренным образом изменила облик и характервсей технической, производственной сферы. Условиями, способствовавшимипревращению н в непосредственнуюпроизводительную силу, стало следующее:
1- создание постоянных каналов дляпрактического использования нзнаний; 2-появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования иразработки; 3-создание центров и сетей научно-технической информации.
В 20столетии все более широкоеприменение научных знаний стало обязательным условием развития современногопроизводства. Особенно наглядно функция нкак непосредственной производительной силы проявилась в периоднаучно-технической революции второй половины ХХ века. В этот период новейшиедостижения н сыграли огромную роль вавтоматизации трудоемких производств, в создании принципиально новыхтехнологий, в применении комп. Продвижению новейших достижений н в производство во многомспособствовало создание специальных объединений по научным исследования иконструкторским разработкам   (НИОКР)перед которыми была поставлена задача по доведению научных проектов до ихнепосредственного использования в производстве. Установление такогопромежуточного звена между теоретическими и прикладными науками и ихвоплощением в конкретных конструкторских разработках содействовало сближениюнаучных  исследований с производством ипревращению науки реальную производительную силу. В настоящее времяэкономическое благосостояние стран непосредственно зависит от состояния ихсферы н. Только те страны, которыеуделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают наукоемкие технологии, мобилизируют дляэтого достаточно мощные финансовые информационные, производственные,интеллектуальные, лидируют в современной политико-экономической гонке.
Сциентизм(отлат. scientia — знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе кот лежитпредставление о научном знаниикак о наивысшей культурной ценностии достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизмавыступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методыестественнонаучного познания.Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знанияаккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что ондостаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработкиэффективных программ деятельности.В качестве осознаннойориентации сциентизм утверждается в бурж. культуре в кон. 19 в., причёмодновременно возникает и противоположная мировоззренческая позиция — антисциентизм.Последний подчёркивает ограниченность возможностей н, а в своих крайних формах толкует её как силу, чуждую ивраждебную подлинной сущностичеловека. Противоборство сциентизма и антисциентизма принимает особенно острыйхарактер в условиях совр. научно-технической революции и в целом отражаетсложный характер воздействия науки на общественную жизнь. С одной стороны,науч. прогресс открывает всё более широкие возмо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.