--PAGE_BREAK--
Контркультураобозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
Пример контркультуры, по мнению известного американского социолога Н.Смелзера, служит культура богемы и хиппи. 1)
Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенная. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.
Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой или затруднительно, или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия. Примером служит так называемая .
«Уличная культура», по мнению американского социолога и антрополога Джона Хортона, существует в каждой точке социального пространства, если оно открыто общению людей. Малообеспеченные группы населения, бездомные, пенсионеры, безработные, хиппи, национальные меньшинства, трудные подростки составляют социальную базу и движущую силу такой субкультуры. Каждая из этих групп имеет собственную субкультуру и в то же время все вместе они образуют новую субкультуру аутсайдеров — «уличную культуру», которая надстраивается над ними, объединяет их, но выступает как часть более общей, американской культуры. Все они разделяют общие для своей группы представления о мире, взгляды на жизнь, массовые стереотипы. Они враждебны к тем, кого считают богатыми или более удачливыми, защищают «свояков» и агрессивны по отношению к чужим. Групповой эгоизм и кастовая солидарность еще более усиливаются в результате совместных и организованных действий.
Представители «уличной субкультуры» называют себя «людьми улицы», «хладнокровными» или просто «системой» («regularas»). Но какие бы клички они ни присваивали, прохожие относятся к ним как к хулиганам, т.е. людям, живущим на и при помощи улицы. Они отличаются прической, этикетом, одеждой, манерой говорить. Они добиваются признания только среди своих, но не всегда на пользу окружающим. Задираясь и оскорбляя прохожих, не подчиняясь властям, отказываясь работать, представители «уличной субкультуры» демонстрируют свой способ поведения.
Субкультурное поведение различается в зависимости от того, к какому социальному классу, национальности и расе принадлежат его субъекты. Еще один водораздел — различия по возрастам. Есть поведение отроческое, юношеское, подростковое. В Америке дети родителей, входящих в так называемый средний класс, сильно отличаются своим поведением от детей низшего класса и элиты. Они читают разные книжки, ходят в разные школы и ориентируются на разные идеалы. То есть ведут себя так же, как и взрослые, во всем соблюдающие социальную дистанцию.
У каждой социальной группы свой мир и своя система поведения. Когда они пересекаются, то не всегда исход завершается мирным путем. Активисты движения «зеленых» и подростковые банды, профессиональные спортсмены и торговцы наркотиками, научная элита и проститутки существуют в одном обществе, в одной стране, имеют одно правительство и один закон. Но их интересы и жизненные миры различны, как различны манера поведения, форма одежды, язык и этикет. Они могут быть разделены пространством, а иногда и временем, но их соединяет общая основа — молодежная субкультура.
Преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бугор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отрицал) — сподручные и советники босса. Они — исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишенными привилегий» (опущенные, обиженные). Для поддержания внутригрупповой стратификации (структуры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение статуса носит, как правило, остро-конфликтный характер и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагическими последствиями, которые нередко принимают форму самоубийства или членовредительства.
3.3. Сельская культура
Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Известный специалист по социологии культуры Л.Н.Коган предлагает различать понятия — сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе горожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не являющиеся крестьянами и т.д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяйственным трудом и проживает на селе) 1). Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах и только. Они — носители этой культуры. Л.Н.Коган выделяет следующие особенности сельской культуры.
1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года — сверхнапряжение в летнее и весенне-осеннее время, минимальное напряжение зимой. «Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки, не знающего выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в основном на зиму и период межсезонья. Поэтому такую большую роль в старой деревне всегда играла праздничная культура» 2).
2. Персонификация межличностных отношений, т.е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность, все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, сосед и т.д.).
3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина — его труд, досуг, семейная жизнь, воспитание детей, сватовство и знакомства, дружеские связи, культурные предпочтения — проходят на глазах всей деревни. Постепенно формируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех. Высокий уровень взаимоконтроля соседствует со столь же высокой степенью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, действиями). Неработающие соседи обеспечивают присмотр за детьми, когда родители находятся в поле. На сенокосе или ферме. Принципы воспитания детей, выбор брачного партнера и иные ключевые вопросы подвергаются коллективному обсуждению. По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит основой принятия индивидуального решения.
4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом. Обращение на «Вы» считается городской чертой, признается «тыканье» и обращение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька, Васька) или только по отчеству, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич).
5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.
6. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, далеко покидал границы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизнью.
7. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности. Как показало исследование «Телевизионная аудитория», проведенное уральскими социологами под руководством Л.Н.Когана, даже просмотр телепередач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией.
8. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.
9. Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т.п.), ограничивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молодежи, развитый культурный вкус, разносторонние потребности, умение выбирать среди нескольких фильмов или передач. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сельский репертуар включают то, что не идет в городе, или что там давно уже не в моде.
Культурный лаг— разрыв в культурном уровне между городом и селом в итоге достигает катастрофических размеров. Правда, с массовым распространением телевидения былое культурное отставание быстрое сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показывают социологические исследования, уже не служит основной причиной миграции в город 1). Когда закрытая деревенская культура, после многих лет отставания, вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого высокого качества. В 90-е годы в деревню широким потоком хлынула низкопробная «массовая культура» — порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры. Однако в советские годы поток низкопробной продукции сдерживали идеологические ограничения и партийный контроль. В годы экономических реформ никаких препятствий на этом пути нет.
10. Раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение к физкультуре. На селе мало кто занимается дополнительными узкофункциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья. В результате в значительной мере теряется организованная ритмика рабочего дня, способность рационально подходить к затратам времени, к своему здоровью.
3.4. Городская культура
Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.
Единого для всех городских поселений типа культуры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело многомиллионные гиганты типа Санкт-Петербурга или Самары, другое — 200-300-тысячные города с полупровинциальным укладом жизни) и размерами, но также специализацией: есть текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтерские города (Кемерово), автомобильной промышленности (Тольятти), города науки, или «наукограды» (Дубна)города-курорты (Сочи), «военные городки»-базы морского флота и сухопутных гарнизонов, религиозные центры (Загорск) и т.п. Естественно, что в каждом типе города свой уклад и тип культуры.
Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзала, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.
Культурное пространствогорода организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистски и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т.п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.
Отличительной особенностью городской черты выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры — транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).
Городская среда насыщена гораздо большим числом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Хлорированная, а не родниковая вода, загазованный из-за многочисленного количества машин и заводов городской воздух, повышенный шум и запыленность атмосферы. Такая среда более искусственная и непривычная для человеческого организма, чем традиционная деревенская. Дело в том, что возникла она лишь в последнее столетие и биологически человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень медицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. Отсюда массовое увлечение садово-огородническим движением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня — непременные атрибуты городской культуры.
Если для сельской культуры характерно триединство: единство места работы, места жительства и места отдыха, — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спальных районах на окраине. Поэтому ездить в общественном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.
3.5. Обыденная и специализированная культура
По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализированную 1). Из названия нам должно быть понятно, что обыденная культура представляет собой сниженный, профанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специализированной, профессиональной. Профессиональный актер или художник всю жизнь специализируется на одном виде творчества и благодаря тому добивается высоких результатов. А простые обыватели, занятые на производстве или в учреждении, в свободное время могут немного почитать (а часто и пописать) стихи, порисовать, попеть с друзьями или в одиночку под караоки и т.д., т.е. заняться любительской деятельностью (самодеятельностью).
Обыденная культура — это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности1) .
Проблему обыденной культуры и повседневной реальности ставили философы прагматисты (У.Джемс), философы-неопозитивисты (Л.Витгенштейн), социологи М.Вебер и Дж.Мид, А.Щюц и Г.Гарфинкель. В отечественной культурологии эта проблема получила развитие в трудах М.М.Бахтина, Б.Ф.Поршнева, А.Я.Гуревича, Ю.М.Лотмана. Обыденная культура — это культура, не получившая институционального закрепления. Специализированная культура — это, напротив, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура — часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации.
В первом случае человек поступает как дилетант, во втором — как эксперт. Его действия подчинены стандартным технологиям, методически обоснованы, экспериментально проверяемы 1)
Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания «большой» культуры, скажем, музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраивается новый жизненный опыт.
Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры одного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка. Сегодня папы и мамы, особенно в городах, стремятся запихнуть своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции.
Обыденная культура — сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученные благодаря трем источникам:
n общению в малой группе (семья, ровесники, родня)
n обучению в школе и получению общего образования
n средствам массовой информации
Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются — в разной мере — через все три источника (семья, школа, СМИ). И родители, и учителя, и журналисты учат детей (да и взрослых) основам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой — со старшим и т.п. На телевидении помимо коммерческой рекламы существует так называемая социальная реклама, например, «Позвоните родителям», «Берегите любимых» и т.п. Еще одним каналом усвоения повседневной культуры служит церковь. Такую же роль играет армия.
Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыденной культуры — обыденный язык, у специализированной культуры — профессиональные языки. Обыденная культура — сфера эмоциональной привязанности, чувства взаимной симпатии, чувства долга по отношению к детям, пожилым, слабым. Специализированная культура — сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают: художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т.п.
Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся:
·приватное пространство (квартира),
·публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т.п.),
В обыденной культуре также есть институциональные формы взаимодействия, например, кружки художественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т.п. Но здесь люди занимаются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не профессиональном уровне.
Научный съезд, симпозиум, куда съезжаются знакомые и незнакомые, — вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура — среди знакомых, 2) специализированная культуры среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т.п.
Улицы и городской транспорт — места постоянного скопления случайно сталкивающихся людей. Культурное взаимодействие здесь протекает по особым правилам, которые облегчают контакты незнакомым или малознакомым людям. Такие правила достаточно просты, однозначны и обязательны 1). Улица, транспорт, кафе, ресторан, кинотеатр, театр, музей, выставка, вокзал, симпозиум, парк — места кратковременного пребывания случайных и незнакомых людей. На этот короткий срок поддерживаются простые структуры отношений, при которых люди стараются не мешать друг другу. Подобные структуры включают простые обмены типа «Не одолжите ли мне Вашу солонку?», разговоры на общие темы «Не правда ли, сегодня прекрасная погода?». Сдержанное поведение призвано продемонстрировать причастность к общепринятым нормам вежливости и ничего более.
Взаимодействие в домашней среде обычно протекает менее вежливо, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще проявляют такие манеры, которые они постеснялись бы показать «на людях». Приватное пространство воспринимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства.
Место работызанимает промежуточное место между домашней средой (приватным пространством), где человек максимально освобождается от культурных условностей, и театром (рестораном, парком, музеем), т.е. публичным пространством, где человек в максимальной степени следует культурным условностям и стремится выглядеть лучше, чем он есть. Не только рабочее место, но и некоторые другие места попадают в промежуточную зону. Попробуем изобразить ситуацию схематически.
Промежуточное пространствосоединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном, на рабочем месте существуют неформальные — дружеские, доверительно-личные — отношения. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные — служебные, безличные — отношений. Место работы — это одновременно область долго- и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, незнакомых и знакомых людей.
Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многими годами упорного обучения, также относятся к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют особые люди — служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры — различного рода верования (знания, принятые без доказательства), осведомленность о распространенных праздниках и святых, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные.
Итак, обыденная культура — это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т.е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.
продолжение
--PAGE_BREAK--
4. Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы
элитарную
народную
массовую
4.1. Высокая культура
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей SYMBOL 190 \f «Symbol» высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры SYMBOL 190 \f «Symbol» «искусство для искусства».
Подробнее о высокой культуре мы поговорим в параграфах посвященных художественной культуре и искусству, а также в специальном разделе, посвященном истории мировой художественной культуры.
4.2. Народная культура
Народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Когда кампания подвыпивших друзей распевает песни А.Пугачевой или , то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал колядных праздниках или русских причитаниях, то обязательно говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических предания постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.
Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.
В отличие от элитарной культуры, которая создается профессионалами, высокая народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений (сказов, причитаний, быличек) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной, или высокой культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. 1)
По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор SYMBOL 190 \f «Symbol» название не всего народного творчества, как это часто думают, а только его части, связанной прежде всего с устным народным творчеством. Фольклорная, как и популярная, формы (или виды) создавались раньше и создаются сегодня различными слоями населения. Фольклор всегда локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной — город, поскольку там проживает сегодня большинство населения. Некоторые продукты творчества относят к народной культуре в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную. К примеру, народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, народная этика и педагогика.
Аудитория народной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.
4.3. Массовая культура
Массовая культуране выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления SYMBOL 190 \f «Symbol» середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка SYMBOL 190 \f «Symbol» яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.
Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.
Таблица
Основные формы культуры
Формы культуры
Опознавательные признаки
Изучающие их науки
Элитарная (высокая) культура
Живопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, собор
Искусствоведение, литературоведение
Народная культура
Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай
Этнография, антропология, фольклористика
Массовая культура
Эстрада, шлягер, китч, сленг, цирк, радио, телевидение
Социология, философия
Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованными. Малая по своим размерам и исторически более древняя этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру. 1)
Высокая и национальная культура создается не этносом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный характер. В нем пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки — 50 лет. С таким запозданием образцы высшей художественности опережают свое время.
Когда большевики пришли в 1917 г. к власти, первым делом они постарались сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг , приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но как потом оказалось, Р.Люксембург на самом деле говорила другое: . Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опустить до уровня самого примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.
Определенный срок высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. За 50 лет любое авангардное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.
О массовой и популярной культуре речь пойдет в разделе У1 , а о высокой культуре — в раздел 111 .
5. Комплексные виды культуры
5.1. Художественная культура
Ее сущность заключается в том, что человек, называемый художником (а им может быть не только профессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме, будь то стихотворение, романс или танец.
Художественная культура представляет собой огромный айсберг, охватывающий практически все население. Кто из нас в молодости не писал стихов или стремился выразить свои чувства в иной образной форме. Конечно, попытки дилетантов всегда несовершенны. Надо специально учиться, чтобы достичь вершин мастерства при изображении своих чувств. Только единицы идут по этому пути, большинство же остается любителями.
Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами и достойно сохраниться в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство. Искусство — часть художественной культуры. Оно — вершина айсберга.
Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства: устное слово — ораторское мастерство, письменное — литературу. И так далее.
Какую бы область художественной культуры мы ни взяли — теоретическую или практическую, фундаментальную или прикладную, — но всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство. Дизайн, фигурное катание или художественная гимнастика — виды практической деятельности. Благодаря мастерству исполнителей мы по праву называем их видами прикладного искусства.
Разговор о художественной культуре и искусстве мы продолжим в следующих главах.
5.2. Физическая культура
В широком смысле она обозначает возделывание тела, или окультуривание человеческого тела. Отсюда второе название — телесная культура. Она включает поддержание своего здоровья, жизненного тонуса, физической формы.
Широко понимаемая физическая культура включает в себя: 1) собственно физкультуру, т.е. любительское занятие физическими упражнениями, 2) спорт, как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших достижений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар, 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные занятия физкультурой, 4) специализированные виды украшения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная роспись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религиозный аскетизм)и лечебное голодание, 5) спортивные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т.п.; 6) современная и традиционнаямедицина, направленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий,
По мнению некоторых культурологов, профессиональная культура телесности имеет две основные формы: медицина и спорт 1). Медицина — это институт массового поддержания здоровья людей. Он включает традиционную и нетрадиционную медицину. Первая основана на твердой и экспериментально проверенной системе научных знаний. Вторая имеет две разновидности: народная медицина — проверенные долгой практикой методы лечения, применяемые людьми, не имеющими формального сертификата медицинского вуза, но доказавшими свою эффективность; псевдонародная медицина — ложные формы народной медицины, обман и шарлатанство, доказавшие свою неэффективность. Знахарство — разновидность первой формы народной медицины. Традиционную и нетрадиционную медицину неправильно уподоблять профессиональному и любительскому спорту, так как среди народных целителей много профессионалов, а среди врачей — много неумелых специалистов.
Такова в общих чертах типология видов и форм физической культуры. Как и в художественной культуре здесь можно выделить основную и вершинную части айсберга. Будем относить к спорту любые высшие достижения или проявления наивысшего мастерства в каждом виде физической культуры. Они составляют искусство, т.е. результаты профессионального занятия физкультурой. К примеру, спортивные танцы — это спорт, а хоровод или диско-танцы — это любительские занятия. Татуирование тела в одном случае является любительством, а в другом превращается в самостоятельное искусство.
Итак, в физической культуре одни виды деятельности являются полностью профессиональными, а в других, остающихся по преимуществу любительскими, некоторые достижения или разновидности выступают профессиональными. В целом их соотношение равно приблизительно 50:50. Взаимосвязь любительских и профессиональных видов деятельности можно изобразить схематически.
Подведем итоги. Мы рассмотрели основные отрасли, формы, типы, виды культуры и установили, что в каждом существует высокий и низкий уровень достижений. Их можно назвать аспектами культуры. Высокий уровень характеризует в одних случаях позитивные ценности (собственно культуру), а в других — искусство (профессиональное занятие данным видом деятельности). Напротив, низкий уровень характеризует в одних случаях негативные ценности (например, экономическая преступность), в других — любительские занятия, невысокую степень компетентности.
6. Типы культуры
При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины простое и дописьменное, а также сложное и письменное общество. Дописьменное означает отсутствие писаного языка и соответственно описывает большинство доземледельчиских обществ. Земледельческое общество относится к историческим, так как письменность уже существовала. Современное общество начинается с наступлением индустриальной эры.
На протяжении всей эволюции в прошлом люди жили небольшими группами от 20 до 60 человек, поддерживавших существование собирательством: мужчина и женщина в равной мере заботились о потомстве, делились результатами своего труда, объединялись кровными узами и браком и принимали решение как единое целое. С наступлением охоты — это случилось примерно 0,5 млн. лет назад — появилось разделение труда: молодые мужчины охотились, а женщины продолжали собирать, отделяемые от основного лагеря на период деторождения и вскармливания. Охота прибавила знаний, инструментов и навыков групповой культуры, а именно приготовление и выпечка мяса, использование шкур для одежды, оружия, инструментов.
По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры:
·культура охотников и собирателей
·культура огородников и фермеров
·культура скотоводов
·культура земледельцев
·промышленная (индустриальная) культура
В основании такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основании которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.
Хозяйственно-культурный тип — исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития 1)
Один хозяйственно-культурный тип, например первобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников приледниковой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыжные земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, полуоседлые морские зверобои и рыболовы и сезонно кочующие охотники на дикого оленя (а позднее оленеводы), поливные земледельцы тропических долин и суходольные подсечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т.д.2)
Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и соответственно ему развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер.
Самый древний тип хозяйственной культуры -охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет.
Ранний период называютпериодом человеческого стада. Ему на смену пришлискотоводство (пастушество) иогородничество (простейшее фермерство). Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.
С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.
В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (термин антропологов, обозначающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собирателей.
В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины.
Второй этап — община — в свою очередь подразделяется на два периода: а) родовая община, б) соседская община.
Локальные группы(за рубежом они называются , или отрядами) представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.
Охота и собирательство относятся к так называемому хищническому, или потребляющему хозяйствованию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье за счет искусственного разведения.
Бродячие группыохотников и собирателей не имели постоянного жилья. Их заменяли временные пристанища. Уходя на долгую охоту, мужчины возводили временные лагеря, где оставляли женщин, детей и стариков. Небольшие мобильные группы сильных людей перемещались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для одной такой группы требовалась площадь в несколько сот квадратных километров.
Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа откочевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных. За год группа 4 — 5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой.
На смену бродячим охотникам и собирателям постепенно пришли оседлые огородники иземледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные ( а благодаря каким процедурам это происходило — подумайте сами). Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а собирательство — фуражированием.
продолжение
--PAGE_BREAK--