Реферат по предмету "Культура и искусство"


Теоретические методы товароведения

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт коммерции, менеджмента и инНОВационных технологий
Кафедра «Коммерции» — 351300

Зачтена «___» __________ 20__ г.

С оценкой __________________

Преподаватель: Жлутко Л. М.


К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
По дисциплине “ Теоретические основы товароведения”

Тема: Теоретические методы товароведения

Специальность: 351300 «Коммерция»

Выполнила: студентка 4 курса ИКМИТ

Марьина Юлия Александровна

Шифр 04257
г. Балашиха, 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические методы изучения товароведения………………5

Объективные методы, применяющиеся в товароведении…………..5

Измерительный метод………………………………………………5

1.1.2 Математическая обработка данных и анализ результатов измерений (испытаний)……………………………………………………6

1.1.3 Регистрационный метод……………………………………………..7

1.1.4 Расчетный метод……………………………………………………..8

1.1.5 Метод опытной эксплуатации………………………………………8

1.2 Эвристические методы………………………………………………...9

1.2.1 Органолептический метод…………………………………………..9 1.2.2 Экспертный метод…………………………………………………..10

1.2.3 Социологический метод……………………………………………11

1.2.4 Статистические методы контроля и управления качеством…….12

Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Супермаркет»……………………………………………………………14

2.1 Организационная характеристика ООО «Супермаркет»………..14

2.2 Анализ внешней среды ООО «Супермаркет»…………………….20

Заключение………………………………………………………………..24

Библиографический список………………………………………………25

Приложения……………………………………………………………….26
Введение

В товароведении применяют различные методы, которые основываются на правилах применения определенных принципов и средств испытаний. К средствам испытаний могут относиться техническое устройство, вещество или материал для проведения испытаний.

В зависимости от источника и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные).

Объективные методы делят на измерительный, регистрационный, расчетный и опытной эксплуатации. Эвристические методы включают в себя органолептический, экспертный и социологические методы.

Методы определения значений показателей качества в зависимости от характера влияния на объект контроля бывают разрушающими и неразрушающими. Метод разрушающего контроля подразумевает разрушение образцов, при этом может быть нарушена пригодность образцов к дальнейшему применению. Метод неразрушающего контроля не нарушает пригодность образцов к применению, т.е. не разрушает образец.

По способу нахождения числового значения методы определения показателей качества делятся на прямые и косвенные. При прямых измерениях искомое значение физической величины (масса, длина, температура, время) определяют непосредственно с помощью того или иного прибора, а результат измерения получается сразу после отсчета по шкале прибора, например определение массы товара с помощью гирь.

Косвенные методы определения какой-либо характеристики А подразумевают проведение прямых измерений характеристики В, с которой характеристика А функционально связана. Косвенные методы менее точны, но позволяют быстро определить нужные характеристики, и в большинстве случаев являются неразрушающими, например нахождение коэффициента поверхностного натяжения жидкости, оценка предела прочности при растяжении металлов. Деление методов на прямые и косвенные надо учитывать при математической обработке результатов, так как способ подсчета погрешностей зависит от метода измерений. Выбор метода определяется с учетом целей, задач и условий оценки значений показателей качества. Результаты должны быть обоснованными и воспроизводимыми данным или другим приемлемым методом. Выбранный метод должен обеспечить оценку показателей качества с необходимой точностью и полнотой на всех этапах жизненного цикла товара.

В связи с этим, целью данной работы явилось изучение методов товароведения на примере работы магазина «Супермаркет».

Задачи работы:

Провести анализ литературы по теоретическим основам методов товароведения.

Оценить потенциал предприятия.

Выполнить анализ и предложить экономическую стратегию ООО «Супермаркет».

Сформулировать меры по развитию способностей руководства ООО «Супермаркет» для внедрения предложенной стратегии.

В качестве объекта исследования был выбран магазин «Супермаркет», который является наглядным примером розничной торговой сети.
Глава 1. Теоретические методы изучения товароведения

1.1 Объективные методы, применяющиеся в товароведении

Среди методов изучения товароведения важную роль представляют методы оценки качества товаров.

Качество — совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.

Основные элементы пригодности товаров, определяемые технической характеристикой изделия, называют качеством конструкции. При усовершенствовании качества конструкции возрастает стоимость изделия.
Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества.

К объективным методам оценки качества относятся:

— измерительный метод;

— математический метод;

— регистрационный метод;

— расчетный метод;

— метод опытной регистрации.
1.1.1 Измерительный метод

Измерительный (лабораторный, инструментальный) метод определения численных значений показателей качества основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений (измерительных приборов, реактивов и др.).

Использование технических средств осуществляется в соответствии с методикой проведения измерений и предполагает использование приборов и реактивов. Методика проведения измерений включает методы измерений; средства и условия измерений, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества; формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.

Измерительным методом определяется большинство показателей качества, например, масса изделия, форма и размеры, механические и электрические напряжения, число оборотов двигателя. Основными достоинствами измерительного метода являются его объективность и точность. Этот метод позволяет получать легко воспроизводимые числовые значения показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах.

К недостаткам этого метода следует отнести сложность и длительность некоторых измерений, необходимость специальной подготовки персонала, приобретение сложного, часто дорогостоящего оборудования, а в ряде случаев и необходимость разрушения образцов. Измерительный метод во многих случаях требует изготовления стандартных образцов для испытаний, строгого соблюдения общих и специальных условий испытаний, систематической проверки измерительных средств.
1.1.2 Математическая обработка данных и анализ
результатов измерений (испытаний)

При проведении инструментальной оценки и использовании полученных результатов следует учитывать, что результаты измерений дают приближенное значение измеряемой величины, т.е. могут содержать погрешности.

Погрешности можно разделить на следующие группы:
Грубые (промахи) связаны с неверными расчетами или недостаточной тщательностью в работе. Такие погрешности не являются систематическими, однако они не случайны, так как не вызваны влиянием разных многочисленных факторов.

Систематические погрешности вызваны одной или несколькими причинами, действующими по определенным законам. Возникают вследствие применения неисправных приборов, неточных гирь, нарушения методики измерения.

Допустимые приборные погрешности (инструментальные, аппаратурные), обусловленные несовершенством конструкции и изготовления правильно работающего прибора и не противоречащие существующим нормам, присущи почти всем приборам, имеющим подвижные части. Износ и старение материалов, из которых изготовлены детали приборов, — постоянные причины приборных погрешностей. Допустимые приборные погрешности указываются в паспорте каждого прибора.

Случайные погрешности вызываются факторами, которые носят случайный характер и не поддаются учету, поэтому вероятность ошибки в ту или иную сторону одинакова.

Ошибки выборки получаются из-за того, что для определения показателей качества берется часть материала, обычно незначительная по сравнению со всей оцениваемой его массой. Для того чтобы по данным выборки можно было достоверно судить о показателях качества всей генеральной совокупности, необходимо, чтобы выборка была репрезентативной (представительной).
1.1.3 Регистрационный метод

Регистрационный метод основан на наблюдении и подсчете числа определенных событий, случаев, предметов или затрат. Этим методом определяют, например, количество отказов за определенный период эксплуатации изделия, затраты на создание и (или) использование изделий, число различных частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами), количество дефектных изделий в партии.

Недостатком этого метода является его трудоемкость и в ряде случаев длительность проведения наблюдений. В товароведении этот метод широко применяется при определении показателей долговечности, безотказности, сохраняемости, стандартизации и унификации, а также патентно-правовых показателей.
1.1.4 Расчетный метод

Расчетный метод основан на получении информации расчетом. Показатели качества рассчитываются по математическим формулам, по параметрам, найденным другими методами, например измерительным.
Расчетный метод используют при проектировании и конструировании изделия, когда оно еще не может быть объектом инструментальных исследований. Часто расчетный метод используют для прогнозирования или определения оптимальных (нормативных) значений, например, показателей безотказности. Расчетный метод очень часто используют при проведении косвенных измерений. Например, по величине показателя преломления стекла устанавливают коэффициент зеркального отражения, а по твердости стали – ее прочность. Расчетным методом определяют содержание бисульфитных производных глюкозы и фруктозы в меде по результатам хроматографического анализа.
1.1.5 Метод опытной эксплуатации

Метод опытной эксплуатации является разновидностью регистрационного метода. Его используют, как правило, для определения показателей надежности, экологичности, безопасности. В процессе реализации этого метода изучается взаимодействие человека с изделием в конкретных условиях его эксплуатации или потребления, что имеет большое значение, так как измерительные методы не всегда позволяют полностью воспроизвести реальные условия функционирования изделия. Данный метод используется для оценки влияния косметических средств на кожу человека, при этом оценивается сенсибилизирующее воздействие средств на организм человека.

Для оценки показателей долговечности одежды привлекаются испытуемые, которые будут эксплуатировать эту одежду в обычных условиях до полного износа. Изменение свойств материалов и одежды в целом может достигаться применением лабораторного оборудования.
Метод опытной эксплуатации используют при оценке долговечности работы электрооборудования. Достоинством этого метода является высокая точность и достоверность значений показателей качества, а недостатками – продолжительность и большие затраты, а в некоторых случаях сложность моделирования условий эксплуатации.
1.2 Эвристические методы

1.2.1 Органолептический метод

Органолептический метод основывается на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий с помощью органов чувств человека – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. При этом методе не исключается использование некоторых технических средств (кроме измерительных и регистрационных), повышающих разрешающие способности органов чувств человека, например, лупы, микрофона с усилителем громкости и т.д.
Органолептический метод прост, всегда используется первым, часто исключает необходимость использования измерительного метода, как более дорогого, требует малых затрат времени. Кроме доступности и простоты этот метод незаменим при оценке таких показателей качества, как запах, вкус.
Разновидностью органолептического метода являются сенсорный, дегустационный и др. методы. Сенсорный анализ применяется для оценки качества продуктов питания. В результате сенсорного анализа определяют цвет, вкус, запах, консистенцию пищевых продуктов.
Дегустационный метод предполагает апробирование пищевых продуктов. Результаты дегустации зависят от квалификации эксперта, соблюдения условий дегустации: нельзя курить, использовать пахучие вещества, в том числе парфюмерию.

Несмотря на существенные преимущества органолептического метода, он имеет недостаток, выражающийся в его субъективности. Очевидно, что точность и достоверность значений показателей качества, определяемых данным методом, зависит от способностей, квалификации, навыков и индивидуальных особенностей людей, определяющих соответствующие параметры свойств продукции.
1.2.2 Экспертный метод

Экспертный метод определения показателей качества основан на учете мнений специалистов-экспертов. Эксперт – это специалист, компетентный в решении конкретной задачи. Этот метод применяют в тех случаях, когда показатели качества не могут быть определены другими методами из-за недостаточного количества информации, необходимости разработки специальных технических средств и т.п.

Экспертный метод является совокупностью нескольких различных методов, которые представляют собой его модификации. Известные разновидности экспертного метода применяются там, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Квалификация эксперта определяется не только знанием предмета обсуждения. Учитываются специфические возможности эксперта. Например, в пищевой промышленности при оценке качества продуктов питания учитывают возможности эксперта воспринимать вкус, запах, а также его состояние здоровья. Эксперты, оценивающие эстетические и эргономические показатели качества, должны быть хорошо осведомлены в области художественного конструирования.

При использовании экспертного метода для оценки качества формируют рабочую и экспертную группы. Рабочая группа организует процедуру опроса экспертов, собирает анкеты, обрабатывает и анализирует экспертные оценки.

Экспертная группа формируется из высококвалифицированных специалистов в области создания и использования оцениваемой продукции: товароведы, маркетологи, дизайнеры, конструкторы, технологи и др. Желательно, чтобы экспертная группа формировалась не для одной экспертизы, а как постоянно функционирующий орган с достаточно стабильным составом экспертов.
1.2.3 Социологический метод

Социологический метод определения показателей качества основан на сборе и анализе мнений потребителей. Сбор мнений потребителей осуществляется различными способами: устный опрос; распространение анкет-вопросников, организация выставок-продаж, конференций, аукционов. Для получения достоверных результатов требуются научно обоснованная система опроса, а также методы математической статистики для сбора и обработки информации.

Социологический метод широко используют на стадии выполнения маркетинговых исследований, при изучении спроса, для определения показателей качества, оценки качества. Например, для выяснения требований, которым должен удовлетворять электрический утюг, разрабатывается опросный лист с указанием параметров утюга. Листы пересылаются по почте, при общении с покупателями в торговых точках.
Для обработки полученной информации нужно учитывать средний балл и количество будущих покупателей, которые за данный образец высказались. Затем определяют суммы баллов каждого из параметров и общую сумму баллов. Далее оценивают коэффициенты весомости каждого параметра и проверяют результаты суммированием.
1.2.4 Статистические методы контроля и управления качеством

Статистические методы основаны на определении значений показателей качества продукции с использовании методов теории вероятности и математической статистики. Область применения статистических методов чрезвычайно широка и охватывает весь жизненный цикл товара (проектирование, производство, использование и т.д.). Статистические методы применяются в системах качества, при сертификации продукции систем качества. Методы математической статистики позволяют с заданной вероятностью проводить оценку качества изделий. Статистические методы способствуют сокращению затрат времени на контрольные операции и повышению эффективности контроля.

С помощью статистических методов можно определить: среднее значение показателей качества и их доверительные границы и интервалы распределения; законы распределения показателей качества; коэффициенты корреляции; параметры зависимости исследуемого показателя качество от других показателей или числовых характеристик факторов, влияющих на исследуемый показатель качества, а также сравнивать среднее значение или дисперсии исследуемого показателя для двух или нескольких единиц в целях установления случайности или закономерности различий между ними. При проведении статистического контроля принимается решение о приемке или забраковании всей партии продукции по результатам контроля выборки.
Статистические методы можно использовать по всему жизненному циклу продукции, от определения требований в самом начале до их выполнения в конце. Данные методы позволяют значительно сократить трудозатраты и объемы работы по контролю партий.

Таким образом, основными методами товароведения являются методы оценки качества товаров, среди которых наибольшее значение придается объективным, эвристическим и статистическим методам.


Глава 2. Организационно-экономическая характеристика

ООО «Супермаркет»
2.1 Организационная характеристика ООО «Супермаркет»

Гастроном «Супермаркет» (г. Киров, ул. К. Маркса, 80) создан в процессе приватизации арендного предприятия Гастроном № 16 в январе 2008 года в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Величина уставного капитала ООО «Супермаркет» составляет 1592680 руб.; учредителями являются члены трудового коллектива в количестве 51 человека.

Общая площадь магазина ООО «Супермаркет» составляет 1230 м2, площадь торгового зала – 720 м2. Среднесписочная численность работников – 90 чел. Режим работы предприятия – с 8.00 до 22.00 ежедневно, без обеда и выходных дней. Кроме того, предусмотрена работа вечернего отдела с 11.00 до 23.00.



Директор

Зам. директора

Гл. бухгалтер

Гл. инженер

Экономист
/>/>/>/>
Товароведы

Материально-ответственные лица

Бухгалтерия

Техническая служба
/>/>/>/>
Администраторы
/>


Схема 1. Организационная структура ООО «Супермаркет»
В настоящее время в ООО «Супермаркет» работает 106 человек, из них 21 имеют высшее образование и 85 средне — специальное.

На предприятии применяется повременно — премиальная система оплаты труда. Ввиду высокого уровня затрат на реконструкцию и переоборудование, средняя заработная плата работников предприятия сегодня ниже, чем в среднем по г. Кирову. Однако тот факт, что многие работники являются учредителями предприятия, позволяет заинтересовать их в достижении общей цели на первом этапе ее осуществления без больших размеров денежных выплат, учитывая долговременные ориентиры выбранной стратегии.

Основной специализацией деятельности ООО «Супермаркет» является продажа широкого ассортимента продовольственных товаров, которая производится методом самообслуживания. В кафетерии и винно-водочном отделе используется метод индивидуального обслуживания покупателей через прилавок. У предприятия есть отдел хозяйки, в котором реализуются непродовольственные товары повседневного спроса, и отдел кафетерия.

Среди дополнительных услуг, оказываемых предприятием, наибольший интерес вызывают у покупателя заказ товаров по телефону, доставка их на дом, оформление праздничных подарков, дополнительная обработка и доработка мясных изделий по заказу.

Среди факторов, оказывающих основное влияние на деятельность предприятия, следует отметить внешние, прежде всего экономические: уровень денежных доходов населения, действующие кредитно-финансовая политика и система ценообразования. Остальные факторы на объемы деятельности предприятия оказывают незначительное влияние.

Имущество ООО «Супермаркет» представлено основными фондами, оборотными фондами обращения. На 01.07.10 г. общая стоимость имущества предприятия составляла 804467 тыс. руб. Основные средства в общей стоимости имущества занимают 52,7% и представлены зданиями и сооружениями (53,5% в общей стоимости основных средств), машинами и оборудованием (41,7%), транспортными средствами (3,3%), производственными и хозяйственным инвентарем — 1,5 %. Соответственно, доля активной части фондов составляет 46,5 %. Средняя степень износа основных фондов – 68 %, в том числе степень износа их активной части – 82%. Таким образом, у предприятия налицо объективная необходимость обновления активной части основных фондов, прежде всего – полной замены оборудования торгового зала, а также реконструкции и модернизации последнего.

Нематериальные активы общества на 01.07.10 г. составили по остаточной стоимости 400 тыс. руб. и представлены лицензией на осуществление розничной торговли и программным обеспечением бухгалтерского учета [12, 14, 15, 18].

Степень удовлетворения потребностей покупателей наилучшим образом характеризуют объем и структура товарооборота. Объем розничного товарооборота ООО «Супермаркет» за первое полугодие 2010 года составил 547445 тыс. руб. Темп роста по отношению к первому полугодию 2009 года достиг 181,2 %. По отношению к первому полугодию 2008 года значение этого показателя еще больше – 193,9 %.

В настоящее время наращивание объема товарооборота играет определяющую роль в увеличении валовых доходов и прибыли, поскольку рост уровня торговых надбавок практически невозможен ввиду проводимой политики по ограничению и постоянному снижению их предельных уровней.

Наибольший вес в общем объеме розничного товарооборота занимают такие группы товаров, как вино-водочные изделия (16 %), колбасные (14%), кондитерские (8%), молоко и молочная продукция (8%), хлеб и хлебобулочные изделия (7,3%). В настоящее время реализация хлебобулочных изделия, молочных изделий, вареных колбас убыточна, поскольку предельная торговая надбавка (10%) не покрывает издержкоемкости реализации этих товаров (12-14 %). Тем не менее магазин постоянно наращивает ассортимент и по этим товарным группам, что обеспечивает привлечение дополнительного контингента покупателей. Снижение убытков от реализации данных товарных групп обеспечивается путем ускорения оборачиваемости по ним.

Намеченный комплекс мероприятий по ускорению оборачиваемости товаров позволил высвободить дополнительно в первом полугодии 2010 года по сравнению со вторым полугодием 2009 года до 500 тыс. руб. оборотных средств (соответственно по сравнению с первым полугодием 2008 года – 200 тыс. руб.). Кроме того, данное ускорение способствовало снижению величины издержек обращения предприятия на 12,5 тыс. руб. в сравнении со вторым полугодием 2009 года.

Сумма валовых доходов ООО «Супермаркет» в первом полугодии 2010 года составила 56957 тыс. руб. при среднем их уровне 14,66 % к обороту. Снижение среднего уровня валовых доходов по сравнению с первым полугодием 2009 года на 0,56 процентных пункта обусловлено лишь влиянием внешних факторов. Так, в течение второго квартала 2009 года несколько раз происходило снижение предельных уровней торговых надбавок на продовольственные товары. Рост суммы валовых доходов на 31741 тыс. руб. по сравнению со вторым полугодием 2009 года был связан с ростом товарооборота (на 31623 тыс. руб.) и увеличением среднего уровня валовых доходов (на 118 тыс. руб.). Рост среднего уровня валовых доходов произошел за счет ускорения оборачиваемости товаров, имеющих больший, чем средний, уровень торговой надбавки.

Издержки обращения ООО «Супермаркет» за первое полугодие 2010 года сложились в размере 46077 тыс. руб. при их среднем уровне 12,81 % к обороту. В то же время в первом квартале 2009 года по сравнению с первым было обусловлено началом проведения капитального ремонта магазина. Общая сумма затрат на ремонт во втором квартале 2010 года достигла 18971 тыс. руб., что составляет 48,3 % общей суммы издержек обращения. Если бы данных затрат не производилось, то условия деятельности предприятия были сопоставимы с предыдущими периодами, уровень рентабельности составил бы 4,4 % к обороту. Кроме того, средний уровень издержек обращения за первое полугодие 2009 года сложился бы в размере 8,65 % к обороту.

Снижение расходов по аренде в 2010 году по сравнению с 2009 годом обусловлено приватизацией помещения магазина по состоянию на 01.01.2009г. Приватизация предприятия и ежегодная переоценка основных фондов способствовали росту удельного веса амортизационных отчислений в общей сумме издержек обращения с 1,47 % в первом полугодии 2009 года до 5,55 % в первом полугодии 2010 года. Удельный вес расходов на оплату труда в издержках обращения предприятия (24,7 %) — один из самых низких по г. Кирову. Проведение капитального ремонта и переоборудования магазина при жесткой ценовой политике государства не создает возможностей для увеличения заработной платы работников. Однако фактор коллективной собственности стимулирует заинтересованность работников не только в моментальной отдаче, но и в долгосрочном вложении средств.

На величину полученной предприятием балансовой прибыли оказало влияние множество факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. Положительное влияние оказала увеличение объема розничного товарооборота, ускорение оборачиваемости товаров, снижение уровня налогов и отчислений, рост величины внереализационных доходов. Негативное влияние оказали главным образом внешние факторы: снижение среднего уровня торговой надбавки, рост тарифов на топливно — энергетические ресурсы и услуги по автомобильным перевозкам, введение в действие Налогового кодекса РФ. Однако даже при всех негативных воздействиях внешних факторов и проведении широко масштабных мероприятий по ремонту уровень рентабельности за первое полугодие 2010 года (1,48 % к обороту) превышает средние данные по продовольственной сети г. Кирова за этот же период на 0,06 % процентных пункта.

Степень деловой активности предприятия на рынке характеризуют показатели, отраженные в таблице 1 (приложение 1).

Изменения в финансовом состоянии предприятия отражают показатели ликвидности и платежеспособности (таблица 2, приложение 2).

Эти данные свидетельствуют, что на 01.07.10 все коэффициенты ликвидности предприятия значительно возросли по сравнению с предыдущими периодами. Тенденция роста характерна и для показателей промежуточной и абсолютной ликвидности. Значение коэффициента общей платежеспособности (2,66) свидетельствуют о достаточно устойчивом положении предприятия на рынке даже при значительных колебаниях рыночной конъюнктуры. В этой связи незначительное снижение коэффициента автономии (таблица 3, приложение 3) и рост коэффициентов финансовой напряженности и неустойчивости не могут характеризовать собой ухудшение финансового состояния предприятия и выглядят вполне допустимыми [12, 14].

Снижение показателей рентабельности ООО «Супермаркет» в первом полугодии 2010 года (таблица 4, приложение 4) также не может характеризовать собой падение эффективности деятельности предприятия, поскольку рост валовых доходов в этом периоде позволил провести капитальный ремонт здания магазина и приемного пункта стеклотары.

Если бы не было этих затрат, рентабельность оборота в первом полугодии 2010 года составила бы 3,88 %, а рентабельность вложенного капитала 18,71 %.

Динамика показателя срока окупаемости вложений в объект, в первом полугодии 2010 года также не может быть принята во внимание при анализе ввиду проводимой на предприятии в настоящее время инвестиционной политики.

Изменение показателей рентабельности обусловлено в большей степени динамикой внешних изменений, а не результатов деятельности и активности самого предприятия.

Магазин «Супермаркет» относится по своему назначению к коммерческим торговым организациям. Данный сектор экономики, по литературным данным [9, 20], динамично структурируется как на муниципальном, так и на региональном уровне.

В настоящее время в магазине «Супермаркет» наблюдается положительная динамика темпов роста выручки от реализации услуг. Доля рынка составляет 3%. В последнее время практически значительно расширился перечень оказываемых услуг.

Вывод: проведенный анализ характеризует финансовое состояние предприятия как весьма устойчивое при хорошем запасе финансовой прочности. Показатели эффективности деятельности и финансовой устойчивости, достигнутые к 2010 году, позволили руководству ООО «Супермаркет» к выработке новой стратегии, предполагающей:

1) капитальный ремонт здания магазина;

2) переоборудование магазина.
2.2 Анализ внешней среды ООО «Супермаркет»

Поставщиками основных групп продовольственных товаров в ООО «Супермаркет» являются более 50 предприятий пищевой промышленности региона и более 400 – коммерческих структур. Длительные и устойчивые связи сложились у предприятия с АО «Дороничи», Кировским хладокомбинатом, АО «Абсолютмяспром», АО «Красногорское», Кировским маргариновым заводом и др.

Специалисты предприятия постоянно работают над расширением связей и увеличением количества поставщиков товаров. Большое количество поставщиков дает возможность предприятию диверсифицировать / распределить на всех субъектов рынка / риск, связанный с недопоставкой товара или невыполнением заявки, увеличить ассортимент реализуемой продукции. В настоящее время значительную роль в потребительском выборе играет ценовая конкуренция. Поскольку себестоимость производства продуктов питания на всех предприятиях пищевой промышленности разная, то, имея в наличии товары одной товарной группы, но широкого диапазона цен, можно привлечь дополнительный контингент покупателей.

2) Магазин – выполняет главную функцию в технологической цепочке. Красивый интерьер, внешняя привлекательность, месторасположение, в основном влияют на привлечение большего числа покупателей. Высокотехнологичное торговое оборудование позволяет сохранять качество реализуемых товаров на высоком уровне. Современный дизайн торгового оборудования позволяет расширить ассортиментный ряд выставляемых продовольственных товаров. Выполнение всех этих условий на предприятии ООО «Супермаркет» обеспечило увеличение покупательских потолков за счет сегмента потребителей качественных товаров.

3) Покупатели: Учитывая складывающуюся на рынке ситуацию, основным фактором, позволяющим провести наиболее точную сегментацию потребителей, в настоящее время является уровень их доходов. Исходя из его величины можно выделить следующие группы населения:

С высоким уровнем доходов

Со средним уровнем доходов

С доходами ниже среднего уровня

С низким уровнем доходов

Данные опросов, проведенных среди покупателей магазина, выявили, что 85 % из них составляют две последние группы и лишь 15 % приходится на первую и вторую. Поэтому основной ассортимент реализуемых в магазине товаров необходимо формировать с учетом потребностей покупателей со средним и низким уровнем доходов / ниже качество, но дешевле /.

Однако высококачественные товары также должны присутствовать, хотя в ограниченном объеме и по позициям, пользующимся конкретным спросом. Основным мотивом похода в магазин для целевых сегментов должна стать возможность приобрести максимально все продукты без обращения в другие специализированные точки.

Для обеспечения эффективного использования всех имеющихся видов ресурсов руководство предприятия проанализировало действующую организационную структуру, структуру управления и оптимизировало их с тем, чтобы дать возможность «управляющему – управлять, специалистам – выполнять свои функции, администраторам – действительно администрировать». Выгоды такого подхода будут ощутимы практически сразу, поскольку они ориентированы на воздействие такого специфического фактора, как живой труд.

В этой связи проводимая руководством политика управления трудовыми ресурсами направлена, прежде всего, на повышение образовательного и профессионального уровня работников предприятия. Она включает в себя следующие составляющие:

— планирование ресурсов / разработка плана удовлетворения будущих потребностей предприятия в трудовых ресурсах /;

— набор персонала / создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям /;

— отбор / оценка кандидатов и отбор лучших их резерва /;

— определение структуры заработной платы и системы социальных льгот;

— профориентация и адаптация;

— обучение кадров;

— оценка трудовой деятельности персонально каждого работника;

— разработка методов перемещения работников / повышение, понижение, перевод, увольнение / на другие должности;

— подготовка руководящих кадров и управление продвижением по службе.

Основной задачей менеджмента предприятия в настоящее время является формирование ядра управления – команды, стремящейся к получению наибольшего эффекта в деятельности, и ориентация всего коллектива на достижение долгосрочных целей предприятия. Уровень образования, профессиональная грамотность специалистов и сплоченность трудового коллектива ООО «Супермаркет» дают основание утверждать о достаточно хороших перспективах предприятия.

В настоящее время отмечается рост эффективности деятельности предприятия. Стоимость имущества ООО «Супермаркет» к концу первого полугодия 2010 года выросла по сравнению с началом года главным образом за счет увеличения оборотных средств.

При использовании политики стимулирования сбыта среди применяемых средств предполагаются: товарный кредит; продажа с авансовым платежом; премии при покупке большого количества товара или скидка; проведение дегустаций, лотерей и т. д.

Основными направлениями проводимой политики по связям с общественностью будут пресс-конференции для покупателей, благотворительность и т. д. Ввиду ограниченности средств, все мероприятия будут проводиться силами специалистов предприятия.

Много внимания будет уделено расширению личной продажи и живой рекламы, которые при совершенствовании акта купли-продажи дают наибольший экономический эффект.
Заключение

В настоящее время рыночная ситуация в торговле требует от специалистов постоянно работать над расширением связей и увеличением количества поставщиков товаров. Большое количество поставщиков дает возможность предприятию диверсифицировать (распределить на всех субъектов рынка) риск, связанный с недопоставкой товара или невыполнением заявки, увеличить ассортимент реализуемой продукции.

На примере ООО «Супермаркет» нами проведен анализ работы торговой сети и выявлено, что предприятие на рынке занимает устойчивое положение, о чем свидетельствует проведенный организационный, финансово-экономический и хозяйственный анализ.

Увеличение удельного веса оборотных средств в общей сумме имущества предприятия свидетельствует о достаточно хороших перспективах наращивания товарооборота и прибыли, поскольку именно оборачиваемость оборотных средств является сегодня одним из основных факторов получения прибыли на торговых предприятиях.

В целях активизации и стимулирования продаж предприятие планирует использовать рекламу, связи с общественностью и другие методы.

Для проведения рекламных кампаний будут использоваться в основном недорогостоящие источник информации, щиты, устные консультации, реклама по радио и в прессе. Предельный размер расходов на рекламу будет ограничен 1 % от получаемых валовых доходов, но с обязательным соизмерением понесенных затрат с получаемым результатом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы продовольственных товаров: учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кє», 2007.

Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 2006.

Райкова Е.Ю. Теория товароведения. – М.: Знание, 2007.

Виноградов В.А. Разработка и контроль за исполнением стратегии управления ассортиментом компании // Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования». – 2005, №6. — С. 33-37.

Гуккаев В.Б. Розничная торговля. – М.: Мир, 2004.

Карнаухов С.Т. Маркетинг как система управления // Журнал «Ресурсы, Информатизация, Снабжение, Конкуренция». – 2005, №4. — С. 80 — 87.

Князев С.В. Прогнозирование продаж: теория и практика // Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования». – 2005, №4. — С. 36-46.

Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер Ком, 2001.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: 4-е изд., перераб. и доп. — Минск: ООО «Новое знание», 2002.

Селезнев А.И. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность продукции // Экономист. — 2006, № 2. — С. 9-24.

11.Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учеб.для вузов/М.А.Николаева.-М.: Норма, 2007.-437с.

12.Муравина И.В. Основы товароведения: учеб.пособие для нач. проф.образования/ И.В.Муравина.-М.: Академия, 2007.-223с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1 — Показатели деловой активности ООО «Супермаркет», тыс. руб.

Наименование показателей

2008 г.

2009 г.

2010 г. 1 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1. Товарооборот на 1 м2 торговой площади

33,99

44,87

36,37

50,26

65,90

2. Выработка на 1 работника

230,9

299,1

254,24

358,3

533,09

3 Фондоотдача

26,03

12,14

6,02

6,51

6,92

4. Фондоемкость

0,04

0,08

0,17

0,15

0,14

5. Коэффициент оборачиваемости текущих активов

9,54

9,75

6,50

7,33

7,12

6. Коэффициент оборачиваемости товарных запасов

14,24

15,39

9,57

9,87

9,97

7. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

82,59

62,73

50,52

76,90

89,84

8. Срок погашения дебиторской задолженности

2,18

2,87

3,56

2,34

2,00

9. Товарооборот на 1 рубль текущих затрат

8,54

8,01

7,41

10,72

7,81

10. Товарооборот на 1 рубль заработной платы

3,78

34,12

21,68

25,06

24,18

11. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности по товарным операциям

11,89

12,43

8,78

11,00

11,99

12. Ресурсоотдача

17,54

13,80

8,78

9,88

10,11

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица 2 — Показатели ликвидности и платежеспособности ООО «Супермаркет»

Наименование показателей

На 01.01.08

На 01.07.08

На 01.01.09

На 01.07.09

На 01.01.10

На 01.07.10

1. Коэффициент общей ликвидности

1,23

1,26

1,28

1,23

1,24

1,31

2. Коэффициент промежуточной ликвидности

0,27

0,23

0,33

0,17

0,15

0,26

3. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,24

0,23

0,18

0,16

0,14

0,26

4. Коэффициент общей платежеспособ-ности

1,53

1,70

2,64

2,59

2,63

2,66


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 3 — Показатели финансовой устойчивости ООО «Супермаркет»

Наименование показателей

На 01.01.08

На 01.07.08

На 01.01.09

На 01.07.09

На 01.01.10

На 01.07.10

1. Коэффициент автономии

0,42

0,45

0,65

0,64

0,66

0,64

2. Коэффициент финансовой напряженности

0,58

0,55

0,35

0,36

0,34

0,36

3. Коэффициент финансовой неустойчивости

1,36

1,20

0,53

0,56

0,52

0,57

4. Коэффициент маневренности

0,31

0,31

0,15

0,13

0,13

0,18

5. Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности

34,25

8,24

6,62

187,38

61,22

11,16

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица 4 — Показатели рентабельности ООО «Супермаркет»

Наименование показателей

2008 г.

2009 г.

2010г.

1 п/г

1 п/г

2 п/г

1п/г

2 п/г

1. Рентабельность оборота, %

1,91

0,72

-

3,06

0,37

2. Рентабельность вложенного капитала, %

21,47

8,35

4,15

14,64

5,56

3. Рентабельность собственного капитала, %

31,56

9,17

3,58

16,53

5,46

4. Рентабельность текущих затрат, 5

16,33

5,77

-

32,83

2,90

5. Прибыль на 1 работника, тыс. руб.

4,10

2,78

1,77

10,55

5,01

6. Прибыль на 1 рубль фонда заработной платы

0,84

0,48

0,27

1,0

0,43

7. Прибыль на 1 м2 торговой площади

0,65

0,32

-

1,54

0,24

8. Маржа прибыль

0,11

0,06

0,05

0,20

0,06

9. Срок окупаемости вложений

7,2

18,3

43,1

9,3

28,3


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.