Реферат по предмету "Культура и искусство"


Таро как элемент человеческой культуры

Введение.
В свом рефератея решила рассказатьоб особом родекарт, используемыхдля гадания,- Таро. Потомучто Таро до сихпор будоражитсознание многихлюдей. В большейстепени оттого, что раскладна таких картаможет наиболееподробно рассказатьо будущем человека.Таро актуальнои по сей день.Многие люди, столкнувшисьв жизни с какой-тосложной проблемой, либо просторади развлечения, обращаютсяко всевозможнымгадалкам лишьдля того, чтобыона сделаларасклад Судьбына этих самых«дьявольских»картах.
Сначала, выбравтакую тему, ядаже засомневаласьв правильностисвоего выбора.Ведь даже несмотряна большуюпопулярностьТаро, мало ктоотносит егок культуреобыкновенногочеловека. Меняначал интересоватьэтот факт с техпор, как у меняпоявиласьсобственнаяколода Таро.У многих измоих друзейи знакомыхреакция нановость, чтоу меня естьТаро и я могуделать на нм, пусть и единственный, но расклад набудущее, былане очень положительной.Кто-то мне настойчивосоветовалбросить «всюэту чертовщину»и не брать грехна душу, а кто-то,«просверливменя насквозь»взглядом всезнающеговысшего создания, начинал доказывать, что «Таро –сплошноешарлатанство»и лучше б я оставилавсе эти глупости.Но я, естественно, их хоть и выслушала, но поступилапо- своему. Малотого, что я незабросилаколоду картподальше, ярешила узнать, как можно большео истории Таро.Собственно, причина моеготогдашнегорешения тождественнас целью, которуюя хотела быраскрыть всвом реферате.Итак, моя задача– выяснить, является лиТаро частьючеловеческойкультуры.
Древнейшиеархетипы.
История Таро- это преждевсего историяархетипов, тоесть образов, составляющиходну из основчеловеческогомышления ихранящихсяглубоко вподсознании, в нашей генетическойи родовой памяти.Мать и дитя, царь, жрец, война, рост и увядание, смерть и возрождениебыли и остаютсяважнейшимиэлементамибытия во всевремена и увсех народов.Древнейшиеих изображениянаходят наклинописныхтабличкахшумеров, нарисунках втайниках египетскихпирамид, насвященныхкамнях в Китае, Мексике, Скандинавии.Не удивительно, что Таро и сегоднявызывает невольныйотклик в душекаждого, комудовелосьсоприкоснутьсяс этими картами, будь то длянаучного ихизучения, длягадания илипросто излюбопытства.
Но история Таро- это еще и историякарт, этой уникальной«книги безобложки», страницыкоторой незакрепленыв определенномпорядке. Еслиобычная книга, хоть печатная, хоть рукописная, ведет читателяшаг за шагомот начала кконцу своихрассуждений, то Таро всякийраз предлагаетему иной вариантпрочтения.
Как всякаясакральнаясистема, Таротоже довольнобыстро приобрелооборотнуюсторону, превратившисьв игру. Каккости-астрагалы, служившиедревним грекамдля выбора«кандидатовв депутаты»или нахождениявора, сталишестигранными«кубиками»наших настольныхигр, или какглиняные черепкиримлян, выкрашенныес одной стороныв красный, а сдругой в белыйцвет, первоначальноиспользовавшиесядля выясненияволи богов, стали игрой, в которую солдатыЦезаря разыгралинешвейный хитонИисуса, так икарты Таро, перестав бытьоракулом судьбы, превратилисьв средствообмануть судьбус помощью азартныхигр, которыхуже век спустяпосле появлениякарт в Европепоявилосьмножество.
Впрочем, и это- всего лишьодна из версий.
Исследованиемистории картвообще и Таров особенностизанималисьмногие. Из авторовпоследнеговремени этонемецкий тарологХайо Банцхаф,- главная темаего исследований: развитие итрансформацияархетипов, тоесть тех элементовсознания иподсознания, которые нашлисвое выражениев Арканах Таро,- далее русскийисторик ДмитрийЛесной, блестящеи глубоко описавшийисторию, теориюи практикукарточных игр,- и, наконец, ужецитированныебратья-голландцыДоктерс-ван-Леувен, опыт двадцатилетнейработы которыхдает нам возможностьпознакомитьсясо множествомисторическихдокументови старинныхкарт.
С учетом всехэтих и иныхматериаловистория картв целом и картТаро в частностивыглядит следующимобразом.
Откуда взялиськарты.
1240г.: на церковномсоборе в Вустере(Англия) епископыосуждают игрув «короля икоролеву». Чтоэто была заигра, сказатьтрудно, но возможно, что речь шлао картах.
1299г.: во Флоренцииотдают под судчленов семьиПипоццо диСандро, уличенныхв шулерствепри игре в Наибби.
Наибби — первоеназвание карти игры в карты, опять-таки мыне знаем, какойименно, однако, по словам Банцхафа,«это названиепришло, какговорят, изКастилии, авосходит онок санскритскому»Набаб" — набоб, как называлицарских советников, управителейпровинций идругих знатныхлюдей".
Отсюда — перваяверсия
Карты пришлив Европу изИндии. «В старинныхиндийскихкартах быловосемь мастейили армий, которыеотличалисьодна от другойразличнымиэмблемами ицветом. В каждоймасти — 12 карт.Вся колода — 96карт. Из фигуризвестны корольи визирь. Играсостояла взащите короляостальнымикартами… инапоминалашахматы», пишетД. Лесной. А братьяван-Леувенпредполагаютдаже, что шахматыот карт и произошли, посколькуколичествои расстановкафигур на доске(без пешек)аналогичныфигурным картам.
Вторая версия- египетская.
Она детальноописываетсяу Элифаса Леви, потом у Папюсаи, наконец, сбольшой долейскептицизма, у Банцхафа: желая сохранитьсвои знания, древнегипетскиежрецы запечатлелиих в виде символическихрисунков, которыепотом то лиспрятали намногие векав подвале одногоиз своих храмов, то ли, наоборот, размножилии роздали плебеямкак игру, вверивмудрость насохранениеничем не одолимомугреху.
Первые документальныесвидетельствао появлениив Европе картотносятся кXIV веку. Американскийтаролог АльфредДуглас, а вследза ним его ученицаАнжелес Арьенцитируют старинныеисточники, вкоторых указывается, что гадательныекарты в видедвадцати двухтабличек изслоновой костивпервые былиобнаруженыу цыган. Цыгане, таким образом, помогают оправдатькак первую, таки вторую версиюпроисхожденияТаро — в старинуих считаливыходцами изЕгипта, а позжесочли однимиз индийскихплемен, пришедшимв Европу.
Третья версия
Также кочующаяиз книги в книгу, сопоставляет22 карты СтаршихАрканов с двадцатьюдвумя буквамиеврейскогоалфавита, асамо названиеТаро — со словом«Тора», обозначающимдревний Закон, священноеписание иудееви христиан.Недаром многиеисследователидопускают, чтокарты моглибыть привезеныв Европу рыцарямив эпоху крестовыхпоходов с Востока, где, как известно, древнее знаниене объявлялось«языческим»и не искоренялосьхристианскимисвященниками.Братья Доктерс-ван-Леувенсчитают даже, что привезенныес Востока картыТаро сталикраеугольнымкамнем теориимирозданиятамплиерови были сохраненыими в годы гоненийдля потомков.
«Книга дьявольскихкартинок».
Орден тамплиеров, как известно, был обвиненв поклоненииСатане и разогнан(1312). Не менее строгоцерковь в тевремена преследовалаи карты как«книгу дьявольскихкартинок» безначала и конца, придуманнуюязычниками, а то и самимСатаной, радисовращениядобрых христиан.Первое документальноеупоминаниеоб этом относитсяк 1300 году, когдапапа БонифацийVIII проклял указанную«книгу». Далеезапреты и разгромныеуказы следовалиодин за другим.Для нас онислужат свидетельствомбыстрогораспространениякарт: Хайо Банцхафприводит списокполусотнигородов воФранции, Италии, Швейцарии, Германии, Фландрии.
При этом у картне было ещеназвания «Таро», да и сама колодапока не сложилась, не устоялась.«Во Флоренциииграли с 41 „козырем“и 56 простымикартами, в Болоньекарт всего былошестьдесятдве, а прекраснаяколода АндреаМантеньи изМантуи включала50 карт. Были большиеколоды, состоявшиеиз 12 мастей по12 карт в каждой, и колоды поменьше, где мастей быловсего восемь», сообщает Банцхаф.
Есть и четвертаяверсия происхождениякарт, китайская.
Недаром вомногих книгах, а иногда и прямона рисункахАрканы Таросопоставляютсяс гексаграммамиКниги Перемен.«В словареЧинг-цзе-Тунга, сделавшемсяизвестнымЕвропе в 1678 г., говорится, чтокарты изобретеныв 1120 г. (по христианскомулетосчислению), а в 1132 г. были вКитае уже вповсеместномупотреблении».
Однако китайскаяверсия, привсей ее привлекательности, мало правдоподобна: и количествосимволов иное(64 гексаграммыи 78 карт Таро- да хоть 52 игральных), и привязка ихдруг к другуусловна, поэтомув сегодняшнейпрактике онадает либо очередныеживописныевариации натему книгиИцзин, либо жесовременныепарафразы наэту тему, подстроенныепод схему обычногоТаро (Кроули, Банцхаф, Хейндль).
По Р. Кавендишу, карты как игравпервые упоминаютсяоколо 1377 годабратом Иоанном, монахом изшвейцарскогогорода Брефельда:
«В году от РождестваХристова 1377 унас появиласьнекая игра, именуемаякартами. В этойигре на рисункахвыведены всенравы нынешнегосвета. Кто, гдеи когда придумалее, мне, однако, неведомо...»
И далее он описываетколоду из 52 карт, разделенныхна четыре масти.В 1392 году казначейфранцузскогокороля КарлаVI отмечает всвоих книгахуплату 56 сухудожникуЖакмьену Грингоньеиз Парижа, изготовившемудля короля триколоды раскрашенныхкарт. Из этой«колоды Грингонье»до нас дошлосемнадцатькарт. Они ненумерованы, но их рисункипо смыслутождественнысовременным.
Карты как средстводля гадания(и запрет наних) упоминаютсячуть раньше, в 1367 году, в хроникахшвейцарскогогорода Берна.
Так или иначе, к концу XIV векакарты уже вошлив моду повсеместно.И это при том, что их рисовалиот руки — печатныйстанок былизобретенИоганном Гутенбергомникак не ранее1440 года. Состоятельныесемьи заказывалиих известнымхудожникам.В музеях хранятся, а в наши дни иперепечатываютсяколоды Висконти-Сфорца, Сола-Буска, д'Эбрео и др.Потом, с распространениемкнигопечатания, в XV веке открылисьпервые карточныефабрики — вофранцузскомЛионе, в немецкомАугсбурге, вбельгийскомЛьеже.
Видимо, тогдаи произошлоразделениекарт на игральныеи гадательные.Самые смелыеисследователидатируют эторазделениеуже XIV веком («непозже 1370 года...»- братья ван-Леувен), самые осторожные- XVI («около 1600 года...»- Банцхаф).
Тогда же (XVI в.)закрепляется, наконец, и термин«Таро» (Tarot), восходящийк итальянскомуслову tarocchi, «козыри», давшему потомназвание карточнойигре «тарок», и начинаетсяистория картТаро.
Традиционносчитается, чтосначала существовалиодни СтаршиеАрканы (22 гадательныхтаблички уцыган?), потомк ним былиприсоединеныМладшие (56 числовыхи фигурныхкарт, разделенныхна четыре масти- четыре индийскихкасты?), и в нихначали играть.И лишь потомиз полной колодыв 78 карт выделилисьсобственноигральныекарты, в которыхиз СтаршихАрканов сохранилсялишь джокер- Шут.
22 Старших Аркана.
Ища материалдля данногореферата, мнепришлось использоватьтруды и историческиестатьи в электроннойбиблиотеке«всемирнойпаутины» окультуре разныхстран. И я нашлаочень интереснуюстатью, котораянатолкнуламеня на мысльо пятой версии.История человечествазнает не толькослучаи превращениясакральныхобъектов вигру, но и примерыобратного.Недаром знаменитыйкитаевед Ю.К.Щуцкий, чейперевод и комментариик Книге Переменстали такимиже классическими, как и сама этакнига, считал, что возниклаона три тысячилет назад какскромный трактатпо гаданию, илишь потом былапереосмысленакак философскийинструментпознания человекомсебя и мира.
Что, если и картывозникли вначалелишь как очереднаязабава? Не зряже «22 января1397 года парижскомупрефекту пришлосьиздать декрет, согласно которому»работающимлюдям" запрещалосьиграть в карты, теннис и прочиеигры с мячом, а также в кегли, кроме как в днивыходных ипраздников"(а знатным господам, значит, быломожно). И придуманыбыли сначалаименно МладшиеАрканы — «играв короля и королеву», в воинов и крестьян, в деньги и наденьги? И игралив эту игру неодин десятоклет, пока кто-тоиз христианскихкаббалистов(Луллий, Пико,
Рейхлин, да ктохотите, а то ииз более поздних- Кунрат, Фладд, Андреэ) не догадалсянарезать избумаги двадесятка карточеки нанести наних названиянебесных сфери их символы?
Недаром XVII векназывают «вторымРенессансом».
Схема небесныхсфер приводится, в частности, в труде англичанинаРоберта Фладда«История Макро-и Микрокосма»(1617): 1. Deus Бог a 2 Seraphin Серафимы b 3 Cherubin Херувимы g 4 Dominationes Господства d 5 Throni Престолы h 6 Potestates Власти v 7 Principatus Начала z 8 Virtutes Силы c 9 Archangeli Архангелы e 10 Angeli Ангелы y 11 Caelum Stellarum Звездное небо k 12 Saturnus Сатурн l 13 Jupiter Юпитер m 14 Mars Марс n 15 Sol Солнце s 16 Venus Венера i 17 Mercuri Меркурий p 18 Luna Луна x 19 Ignis Огонь q 20 Aer Воздух r 21 Aqua Вода w 22 Terra Земля t
Может быть, таки возниклиСтаршие Арканы? Гадать ведьможно на чемугодно, хотьна спичках, даи играть тоже– можно вспомнитьрассказ Чехова«Винт», гдечиновникииграют на картахв своих начальников, их жен и в самихсебя. Ясно, чтопотерпеть «игрув Бога и архангелов»церковь немогла, и каббалистампришлось несладко — тут неспасет никакаязнатность. Иони вынужденыбыли скрыватьсвои карты.Знание наконецстало тайным.Но эта схемане могла непривлечь пытливыеумы своей красотойи ясностью.Конечно, онапотом модифицироваласьнеоднократно, поэтому простовзять и сопоставитьее с современнойпоследовательностьюСтарших Аркановнельзя. Но сходствозаметно.
Возможно, чтоизменениявносились понастояниюцеркви, и именноона велелазаменить Богана Дьявола, аязыческогоЮпитера — навполне христианскогоПапу. А колодыс Юпитеромбыли, были! Уженеоднократноцитированныебратья ван-Леувенв своей книгеприводят картыМарсельскогоТаро XVI века сЮпитером иЮноной — и аналогичнуюколоду XVII века, где их местауже занимаютПапа и Папесса, они же ВерховныйЖрец и ВерховнаяЖрица. И порядокСтарших Аркановменялся, да исейчас ещеменяется, ибратья-голландцысчитают даже, что старшихкарт должнобыть двадцатьчетыре, добавляяв свою колодукарты Истины(Юпитер) и Интуиции(Юнона).
МарсельскоеТаро.
Во всяком случае, все исследователисходятся натом, что в XVII векеТаро как системагадальных картуже сложилась.Игральные картыи карточныеигры тоже обрелисвой теперешнийвид.
Сложился ипервый единыйтип колоды, ставший образцовым- Венецианское, оно же МарсельскоеТаро. К серединеXVIII века (1760) он избавилсяот барочныхзавитушек ипрочих излишестви, постепенноупрощаясь исовершенствуясь, дошел до нашихдней (1930, выработкаединого стандартапечати).
Сегодня МарсельскоеТаро представляетсобой особуюколоду карти систему трактовки, несколькоотличающиесяот современной.Есть тарологи, специальнозанимающиесяею — не тольков историческом, но и в практическомплане.
Начала складыватьсяи система трактовокАрканов, в первуюочередь Старших, конечно, а такжефигурных карт(картинок), потомучто на них тожебыли рисунки.На числовыхМладших картахрисунков небудет еще долго.Церковь, каккатолическая, так и реформированная, все меньшежелала терпетькаббалистови алхимиков, и конец XVII векастал в Европеначалом эпохитайных обществ- розенкрейцеров, иллюминатов, масонов, позжеушедших в подполье, чтобы искатьв древних трактатахответы на своизлободневныевопросы. Они-тои заложилиосновы тоймистическойтрактовки Таро, которая с годамивсе большеувлекалаоккультистов, а потом сталанеотъемлемымэлементомсовременного«нью-эйджевского»подхода к Таро.
К масонам принадлежали один из крупнейшихоккультистовXVIII века, французАнтуан Кур-де-Жеблен(1725-84), автор знаменитоготруда по историиоккультизма:«Первоначальныймир, анализированныйи сравненныйс миром современным».В нем он, в частности, анализируетсимволикуАрканов Тарос помощью Каббалы, считая их изложениемфилософско-религиознойдоктрины древних.
По Жеблену, египетскоеТаро основывалосьна классическойКниге Тота.Само слово«Таро», по егомнению, происходитот египетского«тар», означающего«путь», с добавлением«ро» или «рош», что означает«Путь царей».Таким образом, Таро — это «царскийпуть» (к знаниюи пониманию).
Другие тарологиидут еще дальшеи считают слово«Таро» расширениемпонятия Дао(«Путь», источник, первопричинавсего, физическаяВселенная, включающаявсе «десятьтысяч вещей»), использовавшеесякитайскимфилософомЛаоцзы дляобозначения«истинногопути», «правильногодействия».Тарологи-каббалистысвязываютеврейскую буквуТав с XXI Арканом(Вселенная), считая ее выражениемсовершенстваи гармонии всехее элементов.
Тем не менееКур-де-Жеблен, мастер масонскойложи «Девятисестер», сталпервым реаниматоромвсе того жемифа о египетскомпроисхожденииТаро, в которомпотом не позволялисебе усомнитьсяего ученикии последователи, начиная отЭтейллы и кончаяЭлифасом Левии Папюсом.
Реформы Этейллы.
Кто же такойЭтейлла? Вотчто пишет о немДмитрий Леснойв своей энциклопедии:
«Парижскийгравер, легендарныйтолковательсистемы гаданияТаро. Авторкниги:»Etteilla. Cours theoretique et pratique du livre de Thoth".Этейлла ненастоящее имяавтора, а псевдоним, представляющийсобой анаграммуего имени — Альетте(Alliette)". — Больше онем документальноничего не известно, предполагаемыедаты жизни — около 1730-95, остальное- легенды.
На самом делеон сделал вжизни две илитри вещи, оченьважные дляразвития гадательныхкарт.
Во-первых, повсем данным, он был первым, кто открыл вПариже и вообщев Европе гадательныйсалон, то естьсознательнопренебрегнеодобрительнымотношениемцеркви к гаданию.Впрочем, церковьк тому времениуже убедилась, что запретитьтакой грех, какгадание накартах, у неепросто не хватитсил, значит, лучше взятьего под свойконтроль. Амасоны, какизвестно, никогдане забывалирасписыватьсяв своей верностихристианству.
Салон открылсягоду в 1760-м и былоформлен влучших масонскихтрадициях.Черная драпировка, шахматный пол, череп-кости.Сам Этейллавыходил в траурномодеянии, увешанныйтаинственнымиамулетами.
Не удивительно, что этот антуражпугал клиенток(к гадателямходили и ходятглавным образомдамы). Масонско-розенкрейцерскаятрактовкасимволов Таротоже скореезапутывала, чем проясняладело: «С утрабыли тучи, ноони рассеютсяк вечеру. Нетсчастья в горах, но есть счастьев долине».
А дамам хотелосьузнать, ктостанет новойфавориткойкороля, посадятли мужа за долгии повысятсяли к зиме ценына шелк.
И Этейлла совершилсвой второйподвиг: он попыталсяприблизитьТаро к запросамсовременников.Он сменил антуражсалона нанейтральный, убрал, как мог, всю мистикуиз толкованийи стал составлятьсвое Таро. Этаработа занялау него по однимисточникамдвадцать, подругим тридцатьлет. В 1783 годувышли его книгаи карты: «Большаяколода египетскогоЦыганскогоТаро Этейллы».
Названия СтаршихАрканов у Этейллытоже значительноотличаютсяот традиционных, поэтому многиетарологи егоне приняли, сочтя всю системуЭтейллы «профанациейТаро и искажениемего смысла».
И, наконец, именноЭтейлле первомупришло в голову, что карта впрямом положенииможет предвещатьблаго, а в перевернутом- неприятности.Тем самым онзаложил основусегодняшнегопрофессиональноготолкованияАрканов Таров раскладе.
Кроме того, Этейлла разработали свою системураскладов, сейчас выглядящуюнесколькоустаревшейи слишком сложной, но тем не менеевполне отвечавшуюпотребностямтогдашних дам.
Недаром егоученицей былазнаменитаявпоследствиигадалка Мария-Анна-АделаидаЛенорман, создавшаясвою системугадания, свободнуюот масонскойсимволики (онапросто вернуласьк обычным игральнымкартам XVII века), однако ставшуюодной из основэзотеризмановейшеговремени.
Так или иначе, в период Французскойреволюции1789-1793 годов страхперед будущимвозбудил улюдей интереск предсказаниям, и салоны Этейллыи Ленорманпроцветали.Потом наступиловремя террора, и Этейлла толи бежал заграницу, то липогиб, а девицаЛенорман дождалась, пока Наполеонвыслал ее изФранции завольнодумство(1808) и, забыв обэзотерике, начала за границейсочинять пасквилина его правящийрежим.
Колода Этейллыстала хронологическивторым образцовымтипом гадательнойколоды, которуюстали тиражироватьи тиражируютдо сих пор вдвух вариантах,«большом» и«малом». Однаков силу своейспецифичности(эпоха, масонскаясимволика) исложности(многоступенчатыерасклады) сегодняона популярностьюне пользуется.
Таро: гаданиеили философия?
Видимо, именнов это время(90-е годы XIX века)оформилосьи разделениеТаро на двеветви, мистическуюи практическую.Мистики искалив Таро сокровенныйсмысл (и находили, а точнее, вкладывалиего туда сами), а практикипользовалисьТаро и совершенствовалиего как достаточнопростую и надежнуюсистему гадания, позволявшуюнаходить ответына любые житейскиевопросы.
Ясно, что дляэтого нужнабыла и достаточнопростая колода.И вот в 1910 годудоктор Артур-ЭдвардУэйт (1857-1942) с помощьюхудожницыПамелы КолменСмит (1878-1951) издаетв лондонскомиздательствеУильяма Райдерановую колоду, в которой наконецпоявилисьрисунки нетолько на СтаршихАрканах и картинках, но и на каждойиз числовыхкарт МладшихАрканов.
Уэйт освободилСтаршие АрканыТаро от опятьуспевших накопитьсяизлишеств, тоесть завитушеквикторианскойэпохи и символики«вторичныхорденов». Вотчто пишут обэтой колодебратья Доктерс-ван-Леувен:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.