Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур 2

--PAGE_BREAK--Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу Цереру, Либеру-Прозерпину — богиню растительности и преисподней и Либера — бога вина и веселья.
Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии.
Римляне, как земледельцы и воины, были народом практическим и реалистическим. Римлянин обычно обращался к божеству с какой-нибудь определенной просьбой: увеличить приплод, дать дождь, приостановить мор, даровать победу. В зависимости от важности такой просьбы божеству приносили большую или меньшую жертву.
При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили затем чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной. При большом числе римских богов было нелегко определить, какому именно богу нужно принести необходимую жертву; считалось, что если обратиться не к нужному божеству, то жертва окажется напрасной.
Наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, особые коллегии сведущих людей — жрецы. Главной жреческой коллегией была коллегия из шести понтификов. Они, осуществляли надзор за всем религиозным бытом, общественным и частным богослужением и приобрели очень большое значение в Риме. Глава коллегии понтификов назывался великим понтификом и избирался на народном собрании пожизненно, считался своего рода главой римского жречества.
По преданию, еще в царский период в Риме появились так называемые сивиллины — книги, составленные прорицательницей Сивиллой из Кум, содержащие греческие оракулы и прорицания. К сивиллиным книгам обращались в исключительных случаях и по решению сената.
Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь римского государства и его устойчивость. Широкое проникновение греческого влияния во II в, до н. э. привело не только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы — Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страждущим, накажет гонителей.

Литература, поэзия, театр
Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэрды. В их творчестве уже в XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию.
В XIV-XIII вв. до н.э. эпическая литература сложилась в особый вид искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным запасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» — выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.
Следует отметить, что обе поэмы показывают удивительное созвучие эпоса пластическому творчеству Греции XVIII-XII вв. до н.э. Их объединяет сила и жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие. Высокое литературное искусство ахеян, выдвинув шее на первый план человека и его роль в своей судьбе, не смотря на предопределение богов, является драгоценным вкладом ранней Греции в мировую культуру.
Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и мифологических преданий.
Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VI вв.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его  варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами «Цикла», и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: «Труды и дни» и «Теогония».
Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах.
Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта. Эта тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме «Труды и дни».
В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях—Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя.
С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры — драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.
Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э. Важную роль в развитии театра сыграл культ Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса – Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. В них рассказывалось, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противником. Жрец и хор сатиров в хвалебных песнях (дифирамбах) рассказывали о странствиях и страданиях бога. Из этой серьезной стороны дионисийских обрядов родилась греческая трагедия. Комедия родилась из веселой карнавальной стороны этих праздников. Из праздников в честь Диониса родилась и сатировская драма – веселая пьеса с благополучным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сатиры. Весной 534 г. до н.э. в Афинах на празднике великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Автором был первый трагический поэт Феспид.
V век до н. э.— время расцвета драматического искусства, ознаменовано творчеством трех великих трагических поэтов: Эсхила (525 – 456), Софокла (ок. 496 – 406), Еврипида (ок. 480 – 406). Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Каждая трагедия—это борьба, и люди, которые ведут ее, мужественны. Утверждая безграничные способности человека противостоять несчастьям во имя других людей, и, прежде всего, своего народа, Трагический герой борется с разными препятствиями, мешающими свободному развитию личности, он восстает против несправедливости, выступает за торжество добра, за то, чтобы мир стал лучше, чтобы пробудить в людях мужество, помочь им жить. Борьба героя тяжела и трагична, препятствия, которые предстоит ему преодолеть, воздвигнуты на его пути роком — силой, против которой он беспомощен. Но он вступает в эту борьбу и ведет ее. Трагический герой чаще всего обречен на гибель, но его гибель вызывает не отчаяние, не ужас, а восхищение и веру в силы человека, в величие его духа.
Вначале театры были переносными. Только при Перикле появился первый каменный театр, послуживший прототипом дальнейших построек такого рода. На помощь строителям пришла сама природа. Для амфитеатра выбирали обычно террасовидную площадь. Подровняв и вырубив уступы для сиденья, внизу, в центре круга, устраивали места для хора, а позади него ставили сцену. Сиденья обычно облицовывали мрамором, а верхний ярус увенчивала колоннада. Места были нумерованными, чтобы избежать тесноты и беспорядка. Хор вмещал алтарь Диониса.
Греки изобрели «периакты» — трехгранные вращающиеся призмы, каждая сторона которых являлась определенной декорацией. Зрители видели только одну грань стоящих по бокам призм. В антракте легкий поворот на оси превращал лагерь в лес или город.
Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлин­ную драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность  действия.  Появление третьего актера—нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчинами. Герои трагедий выступали в пышных одеждах, лица покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажа. Комические актеры облачались в нарочито уродливые шутовские наряды.
Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии — Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет—мир.
У римлян, как и у греков собственно литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением ничтожных отрывков.
Однако и те ничтожные отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтической форме. Молитвы и обращения к богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запоминание. В этих гимнах содержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду, обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов.
На пирах распевались пиршественные песни, в которых восхвалялись подвиги героев, особенно легендарных предков. В застольные песни включались легенды, иногда перемешанные с реальными событиями о героическом прошлом Рима. Народные поэтические произведения были написаны особым стихотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к былинным стихам других народов.
Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности. В IV в. до н. э. некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их для чтения публики
На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.
Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею».
Больших успехов достигла римская поэзия в I в. до н.э. и была представлена такими поэтами как Лукреций (ок. 96-55 до н.э.) и Катулл (87/84 – ок. 54 г. до н.э.). Самым знаменитым из римских поэтов был автор «Энеиды» Вергилий. Другом Вергилия был поэт Гораций (65 – 8 до н.э.), опубликовавший «Оды» — 3 книги лирических стихотворений.
Римская комедия и трагедия развивались так же в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Сатурой стали называть смесь разных стихов — длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером.
Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254—184 гг), по сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влиянием  новоаттической комедии, которая в отличие  от политической комедии классической эпохи была комедией бытовой.
Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история.

Архитектура, скульптура, живопись
Архаическая эпоха—время становления греческой архитектуры, время зарождения античного реализма. Однако, художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма классики. Культуре архаики свойственна и могучая цельность, в какой-то мере утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам.
В этот период появляются каменные статуи. Спортивные состязания были праздниками. В честь победителей ставились статуи. Так возник самый распространенный тип статуи – стоящий юноша-атлет (курос). Первые статуи конца VII – начала VI в. до н.э., отличались неподвижностью, они как бы застыли в напряженных позах. Уже в этих ранних скульптурах греки стремились передать красоту обнаженного тела, сильного, пропорционально сложенного. Образ прекрасного и доблестного человека лежит в основе искусства. Были распространены статуи девушек – кор – в нарядных одеждах.
В связи с возникновением новых форм общественной жизни складываются различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам.
Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным. Греки выработали особую систему – ордер – установленное, математически точное соотношение несущих и несомых частей здания. Различаются три ордера – дорический, ионический и коринфский. Первые храмы были построены в дорическом ордере. Эти храмы построены в виде периптера – здания, окруженного колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах – плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма.
Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н. э. Храм нового типа родился в Спарте—древнейшем полисе Эллады. Первоначально храмы строились на акрополях— укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества происходят изменения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем городе, чаще всего на агоре—главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса. Важную роль играли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обзор творчества М А Осоргина
Реферат Образ Павлуши в рассказе Тургенева Бежин луг
Реферат Диалектика воспитательного процесса
Реферат Hacker Essay Research Paper Hackers Computer hackers
Реферат Достижения генной инженерии и биотехнологии
Реферат Волоконно-оптичні системи
Реферат Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого. По роману Тургенева Дворянское гнездо
Реферат Феодальная война в Русском государстве
Реферат Диалектика и метафизика как философские концепции развития
Реферат 1492 Conquest Of Paradise Movie Review History
Реферат Образ борца за счастье в лирике Некрасова
Реферат Методы применения подводных лодок США в действиях по нарушению коммуникаций Японии на Тихом океане во Второй мировой войне
Реферат «Тридцатьчетверка»
Реферат Hamlet And Gertrude Love Or Hate Essay 2
Реферат Актуальные вопросы развития российской социологии на современном этапе