--PAGE_BREAK--синтаксическими нормами понимают правильность выбора управления и согласования. Нарушение синтаксической нормы ведет к речевым (грамматическим) ошибкам:
— нарушение порядка слов в предложении;
— нарушение норм согласования;
— ошибки в управлении;
— местоименное дублирование подлежащего;
— ошибочное оформление сказуемого;
— недочеты в употреблении однородных членов предложения. Объединение в качестве однородных разных частей речи;
— неправильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами;
— ошибки в построении сложного предложения. Смешение сочинительной и подчинительной связей;
— неправильное построение предложений с косвенной речью (смешение прямой и косвенной)
Логичной считается речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте.
Нередко требования логичности речи нарушаются в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. (В комнате стояли столы, стулья, мебель красного дерева.)
Писатели нередко пародируют нелогичную речь, и тогда подобные нарушения логики высказывания являются стилистическим приемом создания комического эффекта.
На этом же приеме строится каламбур (пить чай с лимоном и с удовольствием). Иногда в каламбурах используются многозначные слова (шел дождь и два студента, один в университет, другой в калошах).
2. Мы живем в мире противоречий: любви и ненависти, верности и предательства; то есть добра и зла.
Добро – это все хорошее, положительное и полезное. Добро – это основа человечества, без которой оно бы разрушилось. На основе добра должны строиться все взаимоотношения. Однако сама собой доброта не возникнет, она воспитывается с детства. Сначала мы учимся заботиться о своей семье, доме. Затем учимся любить свою школу, родину, страну. Ведь только делая добро, можно получить добро взамен. Верно сказал Ч.Т.Айтматов: «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится».
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. У меня доброта ассоциируется со всем чистым и светлым. То может быть и солнечный свет, и хрусталь, и даже утренний воздух.
Например, в произведении Сервантеса «Дон Кихот» главный герой пытается творить добро. С одной стороны он похож на сумасшедшего старика, с другой – на рыцаря, ведь он пытается сделать мир благороднее, нравственнее и мягче, объединяя, ранне разъединяя людей.
Истинное бедствие света в том, что все хорошее не ценится, уходит в тень и, кажется, исчезает, а зло в это время выставляет себя напоказ. А ведь А.А.Блок мудро заметил, что: «Кто верит в свет, тот имеет силы пребывать и томиться во мраке».
БИЛЕТ №11
1. Стили литературного языка.
2. Понятие слова «Память»
1. Стиль речи – разговорный и книжный. Книжный – художественный, научный, публицистический, официально-деловой.
Разговорный стиль используется в непринужденных беседахобычно со знакомыми людьми. Его задача – общение. В нем обычно все высказывания бывают непринужденными, свободными в выборе слов и предложений (бытовая лексика, слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом, глаголы совершенного вида с приставкой за со значением начала действия, предложения различные по целям высказывания, восклицательные предложения, обращения, прямая речь и диалог, просторечные слова). Разговорный стиль характеризуется особой сферой применения, своим кругом тем. Прежде всего это бытовые обиходные темы: погода, здоровье, цены и др. новости.
В Художественном стиле эмоционально-экспрессивная и оценочная лексика. Это такие слова, которые не только называют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего. Экспрессивность значит выразительность. Экспрессивность выделяет слова торжественные (лик), шутливые (новоиспеченный), неодобрительные (самолюбивый), пренебрежительные (малевать), презрительные (наушничать). Экспрессивная лексика выражает положительную и отрицательную окраску.
Официально деловой стиль используется в деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах. Его цель сообщить точные сведении, имеющее практическое значение, дать точные рекомендации, указания. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные и прилагательные с суффиксами –ени, –ани, – ств, - ость.
В научном стилеиспользуется лексика, термины, книжные слова и обороты, нейтральная лексика сложные предложения или простые, но осложненные.
В публицистическом стиле используется эмоционально-оценочная лексика, возвышенная лексика, слова, выражающие обращение, побудительные и восклицательные предложения.
2. «Память».
Всякое случается жизни: несчастья и радости, встречи и расставания – все это хранится в нашей памяти.
Память – это способность человека сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, события и опыт.
Память вечна, она хранит в себе всю нашу жизнь в мельчайших подробностях. Благодаря ей мы не теряем приобретенные опыт и впечатления. Память – словно сундук для драгоценностей, ведь каждый прожитый миг, воспоминание – бриллиант.
У меня память ассоциируется с вечностью, ведь она всегда остается, даже после смерти человека, она не подлежит времени.
Например, Великая Отечественная Война унесла много жизней, пострадавшие за родину, до сих пор остаются в нашей памяти.
Однако не каждый достоин вечной памяти, ее достоин лишь тот, кто оставил в жизни яркий, добрый след.
Красиво сказал И.А.Бунин: «Венец каждой человеческой жизни есть память о ней, — высшее, что обещают человеку над его гробом, это память вечную. И нет той души, которая не томилась бы в тайне мечтой об этом венце».
БИЛЕТ №12
1. Краткость речи и многословие.
2. Речь – «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед» (Берк).
1. Важным условием ораторского искусства является сжатость речи. Одну и ту же мысль можно выразить и коротким, простым предложением, и развернутым, сложным. Предпочтение той или иной синтаксической конструкции зависит, прежде всего, от формы речи (устной или письменной), он конкретных стилистических задач говорящего или пишущего и от индивидуального слога. Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей; в разговорной речи мы используем в основном простые предложения, причем очень часто – неполные.
Можно смело утверждать, что многословие – недостаток речи независимо от стиля и жанра. Многословие, или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе. Многословие часто ведет к пустословию. Многословие принимает форму плеоназма (плеоназм – употребление близких по смыслу и потому лишних слов).
2. «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед».
Все мы в своей жизни делаем ошибки, однако, вскоре забываем о них, а зете снова наступаем на эти же грабли. Что же нужно сделать, чтобы этого не случилось?
Я думаю, что во-первых, нужно осознать свою ошибку, признать свою неправоту, а не винить окружающих тебя людей.
Во-вторых, вместо того, чтобы со стыдом забыть о промахе, лучше обдумать всю ситуацию, выяснить, в чем причина своей ошибки. Затем сделать для себя правильные выводы, запомнить их и идти дальше по дороге жизни.
Например, Печорин из произведения «Герой нашего времени» любил играть человеческими судьбами и знал, что так делать нельзя. Однако не обращал внимания на свои ошибки и промахи, продолжал свое развлечение, тем самым вообще не двигаясь по жизни. А ведь Берк сказал: «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед».
Если все время забывать о своих ошибках, то ты будешь делать их снова и снова. Тогда, вместо того чтобы идти по жизни вперед, ты будешь топтаться на одном месте.
БИЛЕТ № 13
1. Средства выразительности: аллегория и перифраз.
2. Понятие слова «Мир»
1. Перифраз – это описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова. Как и всякие тропы перифразы могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими. Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер. Многие из них постоянно используются в языке газет, где о врачах пишут – «люди в белых халатах». Индивидуально-авторские перифразы дают возможность писателю обратить внимание на те черты описываемых явлений и предметов, которые особенно важны; ценность таких перифраз зависит от их самобытности и свежести.
Аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, глупость и упрямство воплощаются в образе осла, трусость – в образе зайца, хитрость – в образе лисы. Есть много общеязыковых аллегорий, известных не только в русском, но и в других языках. Аллегорией может быть названо любое иносказательное выражение.
Однако есть и индивидуально-авторские аллегории.
2. «Мир».
Нас окружают люди и животные, растения и насекомые, которые и представляют собой мир.
Мир – это Земной шар, Земля со всем его населением. Однако существует и другое толкование этого слова.
Мир – это согласные отношения, спокойствие, отсутствие войны, борьбы ссоры. Миролюбивый человек- человек спокойный и уравновешенный.
Я думаю, что у каждого человека свой маленький мир, и о котором он заботится. Если же он не делает этого, то в его мире исчезают все цвета, жизнь становится скучной и бессмысленной. Об это также говорит и Антуан де Сент Экзюпери в произведении «Маленький принц», еще раз доказывая, что вся Вселенная состоит из маленьких миров. Если каждый престанет заботиться о своем мире, то погибнет вся Вселенная. Нужно жить с пользой не только для себя, но и для окружающих.
Я с этим полностью согласна.
БИЛЕТ № 14
1. Средства выразительности: каламбур и оксюморон.
2. Речь – «Гораздо важнее не то, что мы читаем, а как и с какой целью» (Берк).
1. В непринужденной беседе остроумные люди часто прибегают к словесной игре, которая очень оживляет речь.
Эффект достижения специально подобранным в юмористических целях словом, имеющим несколько значений. Такое обыгрывание значения слова называется каламбуром.
Каламбур – троп, состоящий в юмористическом использовании разных значений одного и того же слова или двух сходно звучащих слов.
Каламбур позволяет использовать слово сразу в прямом и в переносном значении. Мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее, афористичнее. Неумелое использование многозначных слов ведет к речевой ошибке. В основе каламбура могут быть омонимы, омоформы, омофоны.
Существуют индивидуально-авторские каламбуры, когда писатели по-новому толкуют известные в языке слова. К каламбурам близки неожиданные переосмысления известных поэтических строк и т.д.
В основе оксюморона лежит использование антонимов. Оксюморон – риторическая фигура, состоящая в соединении несоединимых по смыслу слов, образно раскрывающем противоречивую сущность изображаемого.В основе оксюморона – столкновение антонимов, но чаще употребляются слова контрастные по значению, объединенные как определяемое и определяющее. Оксюморон остается излюбленным приемом публицистов при озаглавливании статей, очерков, репортажей.
2. «Гораздо важнее не то, что мы читаем, а как и с какой целью».
С самого детства взрослые говорят нам о том, что книга лучший друг и товарищ. «Скажи мне, кто твой друг, и скажу, кто ты», также и с книгами. Книги, которые мы читаем, могут многое рассказать о нас.
Сейчас много хороших книг, и каждая отвечает определенному вкусу. Однако все чаще встречаются книги, пущенные на поток. Они не несут никакого смысла и губят человеческую душу, вместо того чтобы обогащать, питать ее.
Однако дело не только в книге, но и в самом читателе. Настоящий читатель – сотворец и соавтор, ведь именно он должен узнать мысль, которую хотел донести до читателя автор, понять ее и развить дальше.
Я думаю, что в чтении важнее цель. Сейчас появилось такое понятие, как «модное чтение», синонимом которого является «пустое чтение». Однако остались и те люди, которые читают, для того чтобы питать душу, закаливать характер, воспитывать в себе нравственность и совершенствоваться. Мудро сказал Берк: «Гораздо важнее не то, что мы читаем, а как и с какой целью».
Примером правильного читателя может служить Ломоносов. Он за свою жизнь прочел множество книг, набрался знаний и опыта прошлых поколений. В итоге стал гениальным писателем и ученым.
БИЛЕТ № 15
1. Средства выразительности: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота.
2. Понятие слова – «Сила».
1. Эпитет– троп, заключающийся в образном определении предмета или действия. Чаще всего эпитеты – красочные определения, выраженные прилагательными.
Сравнение– троп, представляющий собой сравнение одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнения обычно выступают в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто.
Олицетворение – троп, представляющий собой наделение неодушевленных предметов свойствами и признаками человека. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей.
Метафора – троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии.
Метонимия– троп, состоящий в переносе с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию – нет.
Синекдоха– троп, заключающийся в замене множественного числа единственным и, наоборот, в употреблении названия целого вместо части или части вместо целого.
Гипербола – троп, состоящий в преувеличении размеров, силы, красоты, значения и т.п.
Литота– троп, состоящий в преуменьшении силы, красоты, значений и т.д.
2. «Сила».
Каждый из нас видит перед собой какую-либо цель, достичь которую стоит порой стоит огромных сил и возможностей.
Сила – 1. Физическая способность действовать, защищать себя;
2.Моральное качество, демонстрирующее стойкость, могущество, влияние и власть.
Сила – это наш стержень и наше начало во всем. У меня она ассоциируется с железом, так как сильного человека очень сложно сломать и заставить свернуть с правильного пути. Человек, обладающий этой способностью, живет и видит перед собой цель, без устали стремится к ней и верит в свою победу. Люди должны быть хорошо развиты не только морально, но и физически. Как сказал Максим Горький: «Плохо, когда сила живет без ума, да нехорошо, когда ум без силы».
Я думаю, что на идеал силы похож герой произведения Лермонтова Мцыри. Он была не только огромная сила воли, но и физическая сила, ведь не каждый может победить в схватке барсом. Я восхищаюсь этим героем.
БИЛЕТ №16
1. Средства выразительности: антитеза, инверсия, риторический вопрос, градация, повтор, параллелизм, анафора, эпифора.
2. Речь – «Друг – это человек, в присутствии которого можно думать вслух» (Эмерсон).
1. Антитеза – фигура речи, представляющая резкое противопоставление предметов, явлений и их свойств.
Инверсия – необычный порядок слов.
Риторический вопрос – фигура речи, представляющая вопросительное предложение по структуре, но не по цели высказывания.
Градация – риторическая фигура, представляющая расположение близких по смыслу слов в порядке возрастания или уменьшения.
Повтор – фигура речи, заключающаяся в повторение звуков, слов, выражений в определенной последовательности.
Параллелизм – риторическая фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей.
Анафора – риторическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи.
Эпифора – риторическая фигура, состоящая в повторении конечных частей двух или более самостоятельных отрезков речи.
2. «Друг – это человек, в присутствии которого можно думать вслух».
У каждого из нас друзья, которым мы привыкли доверять все свои мысли и чувства. Эмерсон сказал, что: «Друг – это человек, в присутствии которого можно думать вслух». Прав ли он?
Человеческая натура устроена очень сложно, и в ней нельзя разобраться до конца. Наши мысли словно воздух, они ускользают от нас также быстро, как и появляются, но даже если они и остаются у нас в голове, то чаще всего так и не доходят до наших собеседников. Самая большая проблема человека заключается в том, что он обычно говорит вовсе не то, что думает, боясь обидеть собеседника или остаться не понятым. Я думаю, что настоящий другу можно доверить все свои мысли, А чтобы они все-таки не уплыли, то можно и вслух подумать.
Например, у Татьяны Лариной из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин» была няня, которая, на мой взгляд, заменяла ей настоящую подругу. Таня говорила при ней вслух, доверяла ей все свои самые сокровенные тайны, а та в свою очередь старалась понять, поддержать и поделиться своим опытом.
БИЛЕТ № 17
1. Психологическая культура оратора.
2. Понятие слова «Свобода».
1. Психологическая культура оратора – это единство знаний, отражающие закономерности психической деятельности человека и умение применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми.
Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателей. Круг проблем, которые при этом возникают и которые помогает решить психология, таковы: как организовать и поддержать внимание слушателей; как установить контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; в чем состоят социальные и психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать.
2. «Свобода».
Каждый из нас живет, работает, учится, сам строит свою судьбу, время от времени принимая решения, в которых он абсолютно свободен.
Свобода – это то чувство, которое позволяет нам действовать самостоятельно, ни от кого не зависеть.
Свободный человек может делать все, что считает нужным. У меня свобода ассоциируется с ветром в поле, так как он также волен.
Свободу нужно заслужить, заработать доверием и умением действовать правильно. «Сделал дело — гуляй смело».
Но не всегда она так прекрасна. В избытке ее человек становится безудержным, престает слушать мнения окружающих его людей.
Например, в произведении Войнич «Овод» главный герой Артур не обращает внимание на то, что вокруг него одни католики, даже собственный отец и принимает другую веру, но то этой вольности они погибает. Он начинает забывать о мнении окружающих и доводит себя до безвыходной ситуации – смерти.
БИЛЕТ №18
1. Монолог особого типа. Эффект живой реакции.
2. Понятие слова «Совесть».
1. Ораторская речь – это монолог особого типа. Слово монолог значит речь одного. Монолог можно определить, как особую форму устной речи, представляющую собой развернутое высказывание одного лица. Оно завершено в смысловом отношении. Какова же специфика ораторского монолога?
Прежде всего, ораторская речь характеризуется однонаправленностью, т. е. есть оратор обращается к слушателям и говорит для них. Но он не просто говорит для них, он еще и беседует с ними. В свою очередь выступающий чувствует реакцию публики и соответствующим образом реагирует на нее. Происходит своеобразный диалог. Таки м образом с одной стороны, ораторская речь – монолог, обращенный к слушателям, а с другой – во время этого монолога происходит двустороннее общение. Создается некоторое сходство между монологом и диалогом. Поэтому называя речь монологом, мы добавляем, что это монолог особого типа, он адресован слушателю, т. е. диалогичен. продолжение
--PAGE_BREAK--