Реферат по предмету "Педагогика"


История преподавания риторики в России

Омский Государственный ПедагогическийУниверситет
Реферат
История преподавания риторики вРоссии
Выполнила:
Студентка 51гр., фил.ф-та,
Проверила:
Литвиненко Ю.Ю.
Омск 2011

Содержание
Введение
1. История русской риторики
2. Периодизация русской риторики
3. Современная риторика в России
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Повышение речевойэрудиции один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможностать, не овладев основами риторики, науки об убедительной и оптимальной речи.Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать науспех, тем более в таком сложном деле как риторическое искусство. До недавнеговремени нам были более или менее известны труды античных риторов основоположниковтеории красноречия Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.
Как справедливо отмечаютисследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики,ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знаний не разпретерпевало кардинальные изменения. Рассмотрим это на примере отечественнойистории с ее богатейшими риторическими традициями. Риторика проникла в Россиючерез Польшу и Украину в XVI- начале XVIII в. Временем расцвета русскойриторики считают первую половину XIX в., а ко второй половине XIX в. риторикакак самостоятельная дисциплина оказалась утраченной. Научный и общественныйинтерес к риторике в нашей стране вновь возродился в 70-х гг. С одной стороны,он был вызван развитием семиотических наук, связанных с усилением информационныхпроцессов и распространением информационных систем, с появлением новыхязыковедческих дисциплин, например, лингвистики текста, прагматики и других. Сдругой стороны, возрождение риторики было связано с социальным заказом –необходимостью повышения эффективности устной агитации и пропаганды, особеннолекционной. Усилился интерес к изучению пропагандистского воздействия устногослова. Стали разворачиваться исследовательская работа в области ораторскогоискусства. Развитие риторической теории в современных условиях происходит настыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теорииречевой деятельности, социологии и так далее. Поэтому проблемами ораторскогоискусства занимаются специалисты разных областей.
Важность изучения риторикистановиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается,растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскомумастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть немогло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования втеории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требуетобобщения, научных размышлений и ждет рекомендации от ученых.

1. История русскойриторики
До начала XVII в.искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но ононосит характерный для средних веков неконфронтационный характер, воплощаетсяпреимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриватьсякак главный объект изучения для общей риторики, если понимать эту науку вточном смысле как учение о языковых средствах переубеждения. Сам термин«риторика» впервые появляется в уже упомянутом переводе греческойрукописи «Об образах» в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говоритьведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия,практические же наставления разбросаны по различным памятникам(«Пчела», «Домострой», «Жития»). Первыйпереводной учебник: — упомянутая книга Меланхтона (1620).
По-видимому, первойоригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием(1617 или 1619). Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов)- «Об изобретении дел» и «О украшении». Тем самым как быподчеркивается особая роль слова, которая «делам придает и прибавляетсилы». В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым. К началу XVIII в. искусство красноречия,сохраняющего в основном свой неконфронтационный характер, начинает все большепереориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего,поэтику. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736)«De arte poetica» («О поэтическом искусстве»), а в 1706 г. — также написанный на латинском языке «De arte rhetorica» («О риторическомискусстве»).
Первой научной русскойриторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было «Краткоеруководство к красноречию» (1747), написанное М. В. Ломоносовым(1711-1765). За «Кратким руководством» последовал и более пространныйвариант [8., с.92-378] (1748). Не претендуя на сколько-нибудь полную оценку всейзначимости этого исторического труда, мы считаем все же полезным обратитьособое внимание на следующие моменты. Во-первых, на определение риторики какискусства убеждать и даже переубеждать. «Красноречие есть искусство овсякой данной материи красно говорить и тем преклонить других к своему об оноймнению [8., с.92]». При этом следует отметить, что Ломоносов понимал эффекткрасноречия как более действенный, чем тот, который «от насильства единогопроисходит». Во-вторых, на пристальное внимание не только к логическойаргументации (силлогизмам), но и к психологии доводов, выявлению причин,"… от каких представлений каждая страсть возбуждается[8., с.167]...". В-третьих, на ориентацию не только на произнесенное (апотом записанное), но и на письменные образцы публичной речи. В-четвертых, наориентацию формирования национального языка во всем его стилистическоммногообразии, прежде всего через художественную речь. И наконец, в-пятых, нацелый ряд хотя и отдельных, но очень важных наблюдений, касающихся связи междусодержанием убеждающей речи (например, силлогизмами) и наиболее эффективнойформой ее языковой реализации (например, выбором союза). Конец XVIII — началоXIX в. характеризуются симптомами приближающегося кризиса общественнойфеодально-крепостнической системы, первыми попытками социальных реформ.Инициатива их проведения обычно связывается с именем Михаила МихайловичаСперанского (1772-1839). Характерная черта этого времени — нарастающий интереск конфронтационному красноречию в сферах академической, педагогической, деловойречи. Жизнь властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики своипрактические требования. Ответом на них служат «Правила высшегокрасноречия» Сперанского, известные в рукописи, созданной на основелекционного курса, который он читал в 1792 г. в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Рукописи, ходившей в списках, ноопубликованной только в 1844-м, а затем и 1847 г. Не остались в стороне и университеты. Иван Степанович Рижский (1759-1811), первый ректорХарьковского университета, впоследствии академик, пишет еще в периодпреподавательской деятельности в Санкт-Петербургском горном училище свой«Опыт риторики» (1796), впоследствии многократно переиздаваемый. ВМосковском университете Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) написал«Краткую риторику, или Правила, относящиеся ко всем родам сочиненийпрозаических». Книга эта выдержала несколько изданий, в том числе 3-едополненное (1821) и 4-е стереотипное (1828). Не отстают и лицеи. ПрофессорЦарскосельского лицея Николай Федорович Кошанский (1781-1831) написал учебникиобщей и частной риторики, выдержавшие большое число изданий. В Одессе в 1846 г. Профессор лицея Ришельевского Константин Петрович Зеленецкий пишет «Исследование ориторике в ее наукообразном содержании и в отношении, какое имеет она к общейтеории слова и логики». Определенная прагматическая направленность всехэтих работ несомненна. Так, Мерзляков говорит, что "… соответствоватьсвоей цели — сие первое существенное правило всех риторик". Аналогичнопредъявляются и требования к основному средству достижения этих целей — слогу,а, следовательно, к фигурам, употребление которых должно быть весьма осторожнои «сообразно с целью автора». Этот же прагматический аспект отражен ив самом факте появления частных риторик и их содержании. Так, Кошанский уделяетмного места анализу языка науки, ученых сочинений: книг, рассуждений,диссертаций, периодических изданий и т. п. Зеленецкий проявляет даже интерес кделовым, государственным бумагам.
Взлет интереса к риторикев России конца XVIII — первой половины XIX в. имеет, однако, те же закономерныепоследствия, что и на Западе. С 60-х гг. в названиях учебных пособий риторикувытесняет словесность. При этом вслед за революционно-демократической критикойкрупнейшие филологи — А.А. Потебня и А. Н. Веселовский — провозглашают основнымвидом словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падает. Иэто понятно. В ее научном аппарате нет «чертежей важнейшего передаточногозвена» — механизма создания и усиления изобразительности, направленного нараскрытие психологических компонентов убеждающей речи.
2. Периодизациярусской риторики
риторикапедагогическая красноречие
Изучение времени созданияучебников риторики, их содержания и стиля позволило открыть прямую связь сизменениями в истории русского общества, его идеологическими и экономическимипреобразованиями. Поскольку риторика отражает стиль жизни общества, предлагаетобраз мысли и слова, она прямо связана с политикой, идеологией, экономикой иобщественными преобразованиями. Создание новых учебников риторики, словесности,стилистики и культуры речи, как и появление новых наук, описывающихобщественную речь, всегда приходится на время активных преобразований в жизнироссийского государства.
Эти периодыпреобразований случаются с определенной последовательностью или цикличностью.Каждый период — продолжительностью около 60-ти лет, когда совершается этоткруг: 1) революционная перестройка стиля жизни и речи; 2) время созиданий ипреобразования; 3) время стабильности; 4) время критики и сомнений, готовящееочередную революционную перестройку. Каждая часть такого периода имеетпродолжительность около 15-ти (до 20-ти) лет.
Периодизация историирусской риторики в связи с историей русского общества такова:
1620-1690/95 годы –допетровский период, когда наиболее популярной была первая русская «Риторика»1620 года, изучавшаяся вместе с другими свободными мудростями: грамматикой идиалектикой;
1690-1745/50 годы –петровский период, когда утвердились руководства, написанные в раннеепетровское время (С.Лихуд, М.Усачев, и др.);
1745/50 – 1790/1800 гг.ломоносовский период с господством руководств великого ученого, стиля русскогоклассицизма;
1800 – 1850/60 годы –расцвет русской ученой риторики, когда главными считались руководстваА.Ф.Мерзлякова, Н.Ф.Кошанского и риторика понималась как учение о мысли ислове, построении прозаической речи;
1850/60-1917/20 гг. –период художественной словесности с критикой риторики и выведением ее изсостава преподавания. Именно в середине 19 столетия была провозглашена идея отом, что риторика не нужна, а главным творцом языка является поэт-художникслова. Развивалась великая русская художественная литература, которая имелаогромное влияние на общественное мнение. Но для других видов слова это имелоотрицательное значение. В гимназиях преподаются теперь русский язык исловесность, понимаемая как художественная литература.
1917/20-1985/90 гг. – советскийпериод с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды.Коммунизм победил в России благодаря яркой риторике партии большевиков, апроиграл через 70 лет вследствие отсутствия риторики в советское время, потомучто не умел защитить и объяснить себя речью. В 20-е годы у России существовалогромный интерес к теории и практике ораторского искусства, но он закончился в30-е годы со временем сталинских репрессий. Наша перестройка возродилариторическую борьбу и дала яркие фигуры новых ораторов. К сожалению, у неё небыло ясной философско-этической основы. Каждый современный оратор-политик идетк вершинам своей политической карьеры через убеждающее и влиятельное слово.
С 1990 г. – начало нового стиля жизни, который связан с новым информационным обществом (радио,телевидение, компьютер, интернет). С 2000 года начинается утверждение этогостиля мысли, речи и жизни, которое сопровождается реформами в образовании,появлением целого ряда новых речевых наук (связи с общественностью,информатика, имиджелогия, коммуникативистика и мн. др.). Развивается ириторика, приобретая очертания всеобъемлющей фундаментальной науки о мысли иречи, всей совокупности видов слова в развитом постинформационном обществе.
Развитие современнойриторики будет связано с тем, каким философским, нравственным, эстетическимсодержанием наполнится данная наука. Благополучие общества и личности будетзависеть от того, как современный русский человек научится пользоваться всемивидами общественно-речевой коммуникации.
У нас здесь очень многопроблем: они могут быть решены только на оптимальной риторической основе.
3. Современная русскаяриторика
Риторическое образование- одно из наиболее перспективных и значимых среди современных лингводидактическихнаправлений, имеющих целью формирование и воспитание хорошей и грамотной,убедительной и эффективной речи. В 1997 году была создана Российская ассоциацияисследователей, преподавателей и учителей риторики. В настоящее время онаобъединяет 17 региональных отделений и насчитывает более 450 членов. Ассоциацияпроводит ежегодно в конце января Международные конференции, как правило, вМоскве, но предыдущая была в Астрахани, следующая — в Московском педагогическомгос. университете, а через год – в Санкт-Петербургском горном институте.Ежегодно выпускаются сборники трудов.
Попробую кратко описатьосновные российские научно-педагогические «риторические школы». Каждая из нихимеет свои идеи и методологические подходы – мне кажется, вам будет любопытнопознакомиться с «географией» российской риторики.
Итак:
1. московскаяфилологическая школа (МГУ им. М.В.Ломоносова). Основатель школы –Ю.В.Рождественский (1926-1999), преподававший риторику в вузе, школе и наразличных курсах с начала 70-х годов. В рамках данной школы написаны околополусотни диссертаций, в том числе, по истории русской, американской,французской, немецкой риторик, а также проанализирован опыт преподаванияриторики.
КонцепцияЮ.В.Рождественского полнее всего отражена в последних монографиях «Теория риторики»и «Принципы современной риторики». Ю.В.Рождественский исходил из следующихидей: Речь есть инструмент управления обществом. Стиль речи формирует стильжизни общества. Для того чтобы построить благополучное общество, необходимовоспитать активного речедеятеля-гражданина, умеющего владеть разными видамислова в новом информационном обществе.
Риторическая педагогикаоценивалась Ю.В.Рождественским как сложнейшая проблема, связанная с общимпониманием предмета риторики и методикой его преподавания. «Сложность обученияпрозаической речи, — писал Ю.В.Рождественский, — состоит в том, что безодновременного изучения жизни это может превратиться в краснобайство… Ораторамии писателями становятся в социальной жизни, в обучении прозаической речи мыобучаем владению оружием, а оружием владеет и рыцарь и разбойник. …Поэтомуобучение риторике одновременно есть обучение этике».
2. московскаяпедагогическая школа. Так называемое школьно-педагогическое направлениепредставлено трудами группы учёных, работающих на кафедре риторики и культурыречи учителя Московского государственного педагогического университета подруководством проф. Т.А.Ладыженской. Ученые этого направления разработалишкольную риторику, создали комплекс учебников по риторике для 1-11 классов.
3. У нас имеетсямножество оригинальных учебников риторики, созданных начиная с 90-х годов.Наиболее удачным должен быть признан учебник А.К.Михальской «Основы риторики.Мысль и слово», которым с успехом пользуются не только в школе, но и в вузе.Успех учебнику принесла оригинальная концепция, базирующаяся на классическихзнаниях и развитая в связи с современными потребностями обучающейся молодёжи.Нельзя не упомянуть учебники С.Ф.Ивановой («Введение во храм Слова», «Говори!..Уроки развивающей риторики») характеризуют размышления над духовно-нравственнойсущностью Слова и исключительное внимание и вкус к отбору текстов, обобщениеогромного опыта по преподаванию риторики.
4. Пермская школариторики диалога. Основатель – руководитель Западно-Уральского Учебно-научногоцентра доц., к.ф.н. Минеева С.А… Этот центр рождался как учебно-научноеучреждение, объединяющее педагогов-новаторов с целью распространения ипропаганды риторики в нашей стране в ранние годы перестройки. Для ЗУУНЦхарактерна особая концепция «риторики диалога». Ежегодно проходят Летние школыпо подготовке учителей риторики – на них подготовлены боле тысячипедагогов-риторов.
5. Красноярская школакультуры речи имеет давние сложившиеся традиции в преподавании речеведческихдисциплин в вузе и школе. Её основателем является проф., зав. кафедрой общегоязыкознания и риторики А.П.Сковородников. Данное научно-педагогическоенаправление разрабатывает риторику как нормативную стилеречевую дисциплину, егопредставители выпустили словари «Культура русской речи», «Экспрессивно-стилистическиесредства речи».
6. Воронежская школаречевого воздействия. «Наука о речевом воздействии, — пишет основатель школыпроф. И.А. Стернин – интегральная наука, объединяющая целый комплекс знанийсмежных наук: традиционной лингвистики, психолингвистики, коммуникативнойлингвистики, риторики, психологии, теории массовой коммуникации, связей собщественностью, конфликтологии и т.д.».
Далее только перечисляю:
7. Саратовская школастилистики речи.
8. Петербургскаятеатрально-риторическая школа.
9. Екатеринбургская школаречеведения.
10. Астраханская школаполитической риторики (там написан ряд диссертаций по политической риторике,хотя данной темой занимаются активно и в МГУ имени М.В.Ломоносова на факультетегос. управления, и в нашем Институте русского языка имени АС. Пушкина).
Выше перечисленнымиработами далеко не исчерпывается российский опыт разработки риторическойпроблематики, поэтому стоит говорить о многообразии риторических концепций вРоссии.
Совершенно особая тема –практическое преподавание риторики в России. У нас есть сегодня множествориторических школ, фирм, компаний, которые занимаются обучением публичной речи.Они проводят тренинги (не всегда высокого (хорошего) качества, но за высокие(хорошие) деньги. Преподаватели университетов также ведут такую обучающуюдеятельность, например, у нас создан Риторический центр «Златоуст», ведутсяЛетние и Зимние школы по преподаванию риторики и русского языка на риторическойоснове.
Наконец, главное, о чёммне хотелось бы рассказать нашей компетентной аудитории (вы сами решите,хвалить меня или критиковать) – наши исследования иностранного (зарубежного)опыта.
Прежде всего, хочусказать о русском менталитете (национальном характере), который в некоторомсмысле парадоксален (антиномичен, противоречив). Мы ощущаем себя великой нацией(Великой Россией), в то же время мы охотно всё копируем, заимствуем, «любим»всё иностранное, мы – переимчивая нация… Когда мы берём всё лучшее, как былов 18-19 веках и активно творим своё собственное, тогда получается благойрезультат – так было, кстати, с учебниками риторики, которые переводились слатинского, немецкого, французского. Когда происходит слепое копирование всегоподряд (как было в перестройку и часто случается сегодня в наших СМИ),результат – печальный.
Итак, изучениеиностранного опыта чрезвычайно много дало русской культуре и науке, причем нетолько опыта европейского, но и восточного (китайского и индийского).
Буду говорить конкретно.
Я вспоминаю 1976 год,когда в Московском университете защищалась диссертация Ольги Брынской «Основныехарактеристики новейшей американской риторики». С большим интересом мыузнавали, что жизнь американского общества организована по риторической модели,что американская нация потому так процветает и предлагает миру свой стиль мыслии поведения, что она риторически активна.
Мой друг Вадим Радченконаписал в те годы «Историю ораторского искусства в США». Мой американскийученик и друг Боб Майерсон, когда я его побудил заниматься риторикой, выписал сРодины учебник «Communication and Leadership program» и организовал в Москветри общества «Toastmaster International». Мои студенты факультета иностранныхязыков Московского университета перевели его на русский язык, и мы успешноосваиваем американский опыт.
Особенно популярен вРоссии учебник Дейла Карнеги, что имеет свои как положительные, так иотрицательные стороны.Огромный интерес вызывает в России японская теорияязыкового существования, представляющая собой опыт рационального построенияжизни общества через оптимально организованные коммуникативные связи всехчленов общества. Сущность данной теории заключается в рассмотрении действийкаждого члена обществ с точки зрения эффективности речи и трудовой нагрузки.Японская культура создала особый тип языковой личности, эффективно и грамотновыстраивающей свое общение в разных видах речевых контактов.
Мы с большим вниманиемосваиваем французскую риторику, которая имеет колоссальные историческиетрадиции. В 1985 году одновременно со мной защищала кандидатскую диссертациюНаталия Безменова по истории французской риторики. В ее работе последовательноописаны риторические труды французских авторов (а часть памятников переведена),начиная с французского Средневековья. Два года назад была переведена «Риторика»Пьера Лами. Примером нашего интереса к французскому опыту ХХ века может бытьнедавно защищенная в Московском университете диссертация по риторике публичныхвыступлений Ле Пэна и де Голля.
Конечно, существуютогромные культурно-научные связи между Германией и Россией. Нас чрезвычайноинтересует развитие современного немецкого языка и культуры (полагаю, чтонаилучшим специалистом является Лидия Лобанова, зав. кафедрой иностранныхязыков исторического факультета МУ, автор нескольких критических книг по теориитолерантности и политкорректности). В России переведены несколько практическихриторик, в частности, «Риторика» Леермана.
Имеется ряд классическихтем, требующих продолжения исследования: так, меня чрезвычайно интересуют«Риторика» Ломоносова, который перевел ряд глав у Вольфа и французских иезуитовКосена и Помея — до сих пор особенности этого перевода и ломоносовскихдополнений не выявлены. Могу сказать, что в рамках школы Ю.В.Рождественскогобыло написано исследование по риторике Готшеда.

Заключение
Надо честно признать, чтоистория отечественной риторики только начинает нам открываться. Попробуем жехотя бы перечислить возможные направления исследований, рукописные и печатныеучебники, которые, хотелось бы, чтобы опубликовали.
1. Конечно, 17 век неисчерпывается описанной в этой работе первой русской «Риторикой». Мыпочти не затронули преподавание риторики в Киевской духовной академии, вукраинских и белорусских братских школах. Между тем известно огромноеколичество латинских учебников риторики, по которым учились здесь в 17-18веках.
2. К сожалению, до насдошло мало работ петровского времени. Но некоторые из них дошли:старообрядческая «Риторика», «Риторика» Михаила Усачева,«О силе риторичестей» Софрония Лихуда, «Книга всекрасногозлатословия» Козьмы Афоноиверского, «Наука проповедей» и«Книга сия философская» Андрея Белобоцкого и другие. Огромный интереспредставляет анализ «методики» риторического обучения в духовныхакадемиях и старообрядческих общинах в наших отделах рукописей хранится множествосборников с риторическими статьями и школьными, приветственными речами.
3. Ломоносовский период вистории риторики по-настоящему не оценен. Между тем многие идеи М. В.Ломоносова свежи и дают много пищи для размышлений любому человеку, желающемуучиться риторике. Несколько замечательных работ конца 18 века (в частности,«Правила высшего красноречия М. М. Сперанского) также ждут своегоисследования.
4. Первая половина 19века дала невиданный взлет риторической мысли. В выдающихся трудах И. И.Рижского, Я. В. Толмачева, А. Ф. Мерзлякова, Н. Ф. Кошанского, К. П.Зеленетского разрабатываются философские и логические основания риторики,вместе с тем дан анализ конкретной общественной языковой практики своеговремени.
5. Возвращаясь кленинским нормам жизни, нам важно соотнести опыт нормирования общественной речии риторической учебы 20-х годов с современными проблемами обучения лекторскомумастерству. Думается, работы А. В. Миртова, В. Гофмана и других теоретиковораторского искусства, риторико-педагогический опыт Института живого словадавно ждут своего глубокого осмысления, выдержав проверку временем.
Исторический фактор оченьсилен в культуре речи. Формировались ее функции, накапливался опыт, возникалиспоры и дискуссии, языковой аспект культуры речи определялся стабилизациейлитературного языка. Наряду с другими науками риторика должна быть одним изосновных предметов. Так как каждый образованный, современный человек долженуметь правильно и лаконично выражать свои мысли тем самым заинтересовыватьслушателя.

Список использованнойлитературы
1.Аннушкин В.И. Первая русская“риторика”. – М.: Знание, 1989.
2.Аннушкин В.И. История русскойриторики и решение проблем общественной практики.// Риторика и синтаксическиеструктуры. — Красноярск, 1988, с. 5-9.
3.Андреев В.И. Деловая риторика. – М.:Народное образование, 1995.
4.Виноградов В.В. Поэтика ириторика.// О языке и художественной прозе. – М.: 1980.
5.Вомперский В.П. Риторика в России17-18 вв.-М.: 1988.
6.Введенская Л.А., Павлов Л.А.Деловая риторика. -М.: 2004.
7.Граудина Л.К., Миськевич Г.И.Теорияи практика русского красноречия.- М.: 1989.
8.Ломоносов М.В. Краткое руководствок красноречию. // Полное собрание сочинений в 11 томах. – М.: 1952, т.7. Трудыпо филологии. С.92-378.
9.Львов М.Р. Риторика. Культураречи.- М.: 2003.
10.Федоров А.К. Трудные вопросырусского языка. — М.: 1972


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.