Реферат по предмету "Культура и искусство"


Образное содержание парковых композиций

--PAGE_BREAK--Садово-парковое искусство, возникнув в эпоху рабовладельческого строя, непрерывно развивалось во времени, впитывая из каждого периода свои особенности: так утилитарность готического искусства полностью отразилась в ее парках, как и барочная пышность, и социальная направленность СССР. Можно сказать, что парк, как и любой другой вид искусства, точно характеризует направления времени, оставаясь неотъемлемой частью общественной жизни.
1.2 Классификация парков
Ботанические парки и сады представляют собой научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, в которых изучают отечественную и мировую флору для обогащения сельского и лесного хозяйства, садоводства, зеленого строительства новыми культурами и сортами, а парфюмерной, лекарственной и химической промышленности — сырьем. Видное место в исследовательской работе ботанических садов занимает изучение вопросов озеленения городов и других населенных пунктов. В первую очередь уделяется внимание проблеме расширения ассортимента растений, используемых в зеленом строительстве, за счет внедрения видов и форм, особенно ценных в декоративном отношении и устойчивых в условиях города.
Наряду с научными исследованиями в ботанических садах ведется большая работа по распространению научных знаний среди широких масс населения. Ботанические сады оказывают большую помощь средним и высшим учебным заведениям, а также экспериментаторам, работающим в разных районах нашей страны. Кроме того, они являются местами отдыха городского населения.
При планировке ботанических садов решают комплексные задачи организации территорий с соблюдением ряда специальных требований. Размещение многочисленных элементов парка, состоящих прежде всего из растений в виде массивов, групп и отдельных экземпляров, зависит от принятой научной схемы организации данного парка. Растительные компоненты парка часто являются своего рода специальными самостоятельными садами (например, дендрарий, розарий, сирингарий). При этом тщательно изучают и всемерно используют природные особенности территории (рельеф, систему обводнения и так далее) чтобы каждой группе растений отвести участок, наиболее подходящий по естественным условиям. Кроме растений и сооружений научного и научно-вспомогательного характера (оранжерей, теплиц, парников, лабораторий и другие) на территории парка строят объекты для культурно-просветительной работы и бытового обслуживания посетителей. Решая все эти задачи, надо иметь в виду, что кроме всего прочего ботанический сад должен служить образцом садово-паркового искусства.
Наиболее распространенной категорией городских зеленых насаждений являются скверы, расположенные на площадях и улицах. [3, c. 123]
Сквер – это небольшая озелененная территория, являющаяся элементом оформления площади, общественного центра, магистрали, используемая для кратковременного отдыха и транзита (рис 1).
Сквер на площади может занимать всю ее территорию или только часть, может быть устроен в одном месте площади или разделен на несколько участков. Его размещают между домами или перед отдельным зданием. Это зависит от планировки соответствующего района города, размеров участков, свободных от застройки, графика движения транспорта и пешеходов, расположения и архитектурного решения общественных и жилых зданий.
Назначение скверов может быть различным. Скверы, создаваемые на площадках общегородского или районного значения, на привокзальных площадях, а также перед отдельными крупными общественными зданиями (театрами, музеями и так далее), предназначены главным образом для кратковременного отдыха граждан. Скверы, расположенные на площадках второстепенного значения и на улицах, используются для более продолжительного отдыха и, кроме того, служат местом для прогулок и игр детей. Целевое назначение скверов перед отдельными зданиями определяется, прежде всего, функциями этих зданий. Например, скверы у кинотеатров используются летом как своеобразные фойе, в которых посетители ожидают начала сеанса. Когда скверы на площадях и улицах создаются только с архитектурно-декоративными целями, они обычно занимают незначительные по размерам участки, и здесь часто устанавливают памятники или скульптуры, размещают фонтаны.
Целевое назначение скверов находится в известной зависимости и от размеров территории. Иногда сквер на улице из-за недостаточных размеров участка не может быть использован для отдыха взрослых и игр детей, и поэтому служит лишь декоративным целям. В большинстве случаев площадь сквера не превышает 2 га, но встречаются скверы и довольно значительных размеров.
План сквера создают в результате решения суммы транспортных, функциональных и архитектурно-композиционных вопросов. В практике наиболее часто встречаются скверы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы. Кроме перечисленных правильных геометрических форм, скверы часто имеют неправильную, а иногда и сложную конфигурацию.
Детские парки представляют собой озелененные территории с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенные для игр, развлечений, занятий физкультурой и культурно-просветительной работы с детьми школьного возраста в свободное от школьных занятий время. Здесь под присмотром педагогов проводят также время в играх и занимательных занятиях дети дошкольного возраста.
Детские парки можно создавать и на обособленных территориях, в парках для взрослых или на специально отведенных участках. Основным ядром парка должна быть зона развлечений и аттракционов. Как и в других парках, в планировке детских парков большое значение имеет правильный баланс территорий и число деревьев и кустарников на единицу площади. По нормам под насаждения рекомендуется отводить 60–70 % территории, а под площадки и дорожки 27—30 %.
Номенклатура и количество зданий, площадок и прочих сооружений, необходимых для проведения многообразной культурно-просветительной и физкультурной работы, определяются, прежде всего, размерами участка, отведенного для данного парка.
К числу наиболее посещаемых для кратковременного и длительного отдыха пригородных и загородных природных массивов относятся зоны отдыха, создаваемые в крупнейших городах. Особенно возросла посещаемость зон массового отдыха в связи с ростом числа личных автомобилей и развитием сети массового пассажирского транспорта. Так, по данным Института генерального плана г. Москвы, в выходные дни в зоны массового отдыха выезжает '/з населения города. [2, c. 241]
Зоны массового отдыха размещаются в радиусе 25—150 км от границ города в наиболее благоприятных по своим природным качествам местах пригородных территорий, в большинстве случаев в лесных массивах и на берегах больших водоемов. Для сохранения природы надо, чтобы количество посетителей зеленых массивов в зонах массового отдыха не превышало 10 чел/га, в местах массового скопления (на пляжах и т. д.)— 30 чел/га.
В зонах массового отдыха могут размещаться: пляж, база отдыха, авто-, мото- и велостанции, лесные сторожки, пункты рыбной ловли, дом однодневного отдыха, база однодневного отдыха, лагерь отдыха, отель-пансионат, спортивная база (спортивный клуб) санатории, дома отдыха, пионерские лагеря. При большом количестве возможных планировочных решений зон массового отдыха можно выделить основные положения, которые необходимо учитывать при проектировании этих объектов озеленения. По наиболее живописным местам прокладывают автомобильные и пешеходные дороги, составляющие маршруты определенной протяженности. Различные объекты размещают на территории так, чтобы с ними была наиболее удобная связь.
При планировке объектов озеленения большое значение имеет установление количества людей, посещающих различные объекты зон массового отдыха. Эти показатели являются ориентировочными и могут изменяться в зависимости от природных условий данной зоны, ее размеров, удаленности от города. [1, c. 23]
Лесопарк (рис. 2) – это лесной массив, предназначенный для отдыха в условиях свободного режима пользования, территория которого приведена в определенную ландшафтно-планировочную систему и благоустроена с сохранением природных ландшафтов и лесной среды.
В архитектурно-планировочном отношении города (городской системы, агломерации) лесопарк – это один из основных элементов зеленых и пригородных зон. Лесопарк отличается от леса по использованию, структурному построению и хозяйственной деятельности. Все мероприятия в лесопарке направлены на повышение санитарно-гигиенических, эстетических достоинств территории; получение древесины имеет второстепенное значение. В то же время в лесопарке проводятся лесоводственные мероприятия (рубки ухода и формирования, санитарные рубки, лесопарковые посадки различных типов и так далее).
Размещение озелененных территорий и лесопарковых массивов в системе озеленения города может быть равномерным или неравномерным, кольцевым, клиньями, полосами и так далее. Для лучшей организации отдыха населения в пригородных условиях их леса соединяются с городскими парками. Примером подобного решения служат леса природного Государственного национального парка Лосиный Остров, примыкающие к Сокольническому парку культуры и отдыха столицы (рис. 3)
В связи с интенсивным освоением новых территорий под застройку некоторые лесопарки оказались в окружении жилой застройки, что обусловило высокую нагрузку посетителей на лесопарки. Из-за этого такие лесопарки постепенно превращаются по характеру использования в парки районного либо городского значения. [4, c. 58]
По своему историческому и социальному значению особое место занимают Мемориальные парки. Во многих из них размещают мемориальные сооружения – исторические памятники культуры и архитектуры, скульптурные комплексы и так далее.
Среди мемориальных парков особого внимания заслуживает большой мемориальный комплекс «Сибирская ссылка В. И. Ленина», созданный в с. Шушенском. Лесной массив «Шушенский бор» подразделяется на три зоны: заповедная – площадью 1847, лесопарковая – 1609 и лесная – 810 га.
Особенно много мемориальных парков было создано после второй мировой войны, среди них и парки победы. В 1945 г. в честь победы, одержанной в Великой Отечественной войне, в Ленинграде был заложен московский парк Победы (рис. 4). В планировке парка сочетаются регулярные и пейзажные приемы. От главного входа с Московского проспекта в глубь парка ведет центральная аллея партерного типа, которая подразделяется на различно оформленные участки, образующие анфиладу парадных площадей. Вдоль аллеи установлены скульптурные портреты дважды Героев Советского Союза — уроженцев Ленинграда. На центральной площади этой аллеи намечено воздвигнуть монумент Победы. В остальной части парка применяют пейзажные приемы. В парке размещены спортивные площадки и различные культурно-просветительные сооружения.
Большое место в системе мемориальных парков занимают парки Дружбы. Мемориальный парк Дружбы в Москве, расположенный в северной части города, недалеко от Химкинского водохранилища, заложен 1 августа 1957 г. в дни Международного фестиваля молодежи. Для каждой страны-участницы фестиваля был выделен специальный участок, на котором представители этих стран посадили деревья. Таких участков было 72 (на площади 17 га при общей площади парка 89 га). Оставшиеся на территории карьеры бывшего кирпичного завода превращены в водоемы. В центре парка заложен монумент «Дружба народов». Живописная планировка территории и набор необходимых парковых сооружений обеспечивают возможность использования парка для отдыха населения прилегающих жилых районов. В то же время парк имеет и общегородское значение.
Отдельную группу мемориальных парков составляют парки в местах, связанных с именами великих писателей, музыкантов, поэтов. Среди них особое место занимает мемориал А. С. Пушкина — Пушкинский государственный заповедник в Псковской обл. На территории заповедника площадью 700 га находятся села Михайловское, Тригорское, Петровское, Савкина горка и музей «Святогорский монастырь». Центр заповедника — с. Михайловское со старинной усадьбой, расположенной на холме над р. Соротью с примыкающим к ней парком, переходящим в сосновый бор. Парк был заложен в конце XVIII в. Аллея из 200-летних елей 30-метровой высоты подводит к дому, а к пруду ведет «Аллея Керн», обсаженная липами. Особую выразительность пейзажу с. Михайловского придает оз. Маленец. Парк с. Тригорского с прудами больше Михайловского парка. Это типичный усадебный парк второй половины XVIII в. Его планировка решена с учетом холмистого рельефа. На краю крутого обрыва р. Сороти в тени вековых дубов и лип стоит «Скамья Онегина». (рис. 5)
В центре парка «зеленый танцевальный зал» — площадка, окруженная вековыми липами. От нее горбатый мостик ведет к «солнечным часам» — 12 посаженным по кругу дубам с высоким остроконечным столбом в центре. На этом же участке парка на насыпном холме стоит 400-летний дуб. В 4 км от с. Михайловского находится с. Петровское, где разбит парк регулярной планировки. В 5 км к югу от с. Михайловского — Пушкинские Горы и на высоком холме — Святогорский монастырь. [2, c. 540]
Крупные комплексы спортивных сооружений обычно формируют в виде парков. Иногда спортивные сооружения размещают в парках культуры и отдыха. Так, стадион на 100 тысяч мест построен в парке С. М. Кирова в Санкт — Петербурге.

Глава II. Образное наполнение парковых композиций
2.1 Структура парковых композиций
Постоянное обновление понятия «парк» стало очевидной реальностью для многих стран Европы. Привлекая немалый творческий потенциал архитекторов и дизайнеров, парковое строительство стремительно эволюционирует и приносит всё более интересные концепции организации среды для отдыха в природном окружении. Возможно, именно благодаря реализации многочисленных масштабных проектов новых парков, в Европе ландшафтный дизайн получил достаточно мощный импульс для своего развития и радикального пересмотра самого «языка» формообразования. Произошли значительные изменения в традиционных подходах к созданию композиций парковых пространств. Но при этом неизменным остаётся стремление постоянно расширять набор средств, помогающих добиться образной выразительности. Идет поиск оригинальных идей, которые обеспечивают максимальный эстетический эффект и одновременно сохраняют функциональный смысл паркового пространства. [5, c. 125]
Во Франции нетрадиционный подход к использованию природных материалов в построении парковых композиций имеет глубокие исторические корни. Во многих французских садово-парковых композициях привычные природные элементы издавна использовались весьма оригинально и выступали в новом, повышающем эмоциональное воздействие качестве. Яркий пример — один из наиболее известных парков при замках в долине Луары — парк в Вилландри (XVI век) (рис. 6). Сад овощных культур и аптекарский сад в парке Вилландри (рис. 7) позволили совершенно по новому взглянуть на эстетические возможности тех материалов, которые долго оставались «в тени» при создании ландшафтных композиций из растительных форм. И сегодня наиболее динамично подходы к ландшафтной организации современных парков обновляются в Париже, справедливо называемом «лабораторией парков XXI века». В этом городе были проведены крупные международные конкурсы, посвященные проектированию парковых объектов. Такая практика позволила получить на рубеже нового тысячелетия концентрированное выражение наиболее авангардных идей в области ландшафтного дизайна.
На этом фоне, наверное, одним из наиболее заметных упущений в практике современного паркостроения в Санкт-Петербурге остаётся отсутствие каких-либо попыток нетрадиционно интерпретировать пластические возможности природных материалов. Парки последних десятилетий в городе на Неве, такие как Южно-Приморский, парк Городов-героев, Парк 300-летия Санкт-Петербурга по своему замыслу свидетельствуют о «кризисе жанра». А точнее — об отсутствии зримых намерений отойти в сторону от ранее известных подходов к организации паркового ландшафта и найти обновлённую трактовку компонентов природы. Здесь господствует стереотипное представление о парке как сочетании открытых и закрытых пространств. В большинстве из перечисленных парков воспроизводится стандартный набор из аллей, площадей, бассейнов, редко способствующих созданию запоминаемого образа среды. При всей необходимости формирования удобных, функционально и технически грамотно обустроенных фрагментов парковой среды, именно отсутствие эмоциональной составляющей в композиции парков заставляет задуматься о путях выхода из этой рационально-бездушной «зелёной архитектуры». [12, c. 126]
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика функций свойств и требований к одежде различного вида и назначения
Реферат Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Постановления по делам об административных правонарушениях
Реферат Теоретические основы формирования торговых марок в условиях переходной экономики
Реферат Структура маркетинг плана брэнда
Реферат Характеристика регулирующих счетов
Реферат 1. Поняття хімічної зброї та історія її застосування
Реферат Внешнеэкономические (инвестиционные) и некоторые другие внешние связи Санкт-Петербурга
Реферат Spellbound Essay Research Paper SpellboundIn the film
Реферат Приморские курорты России перспективы развития, использование естественных факторов в современн
Реферат Прояви етносоціальних трансформацій на великому кордоні в контексті міжспільнотних взаємин України та Кримського ханства XV–XVII ст.
Реферат Содействие физических упражнений укреплению здоровья и физическому воспитанию
Реферат I. Элементы архитектуры вычислительных систем
Реферат Методи кількісної оцінки якісних показників
Реферат 3. Учение о человеке: a антропология
Реферат Rosalind Elsie Franklin Essay Research Paper Who