Реферат по предмету "Культура и искусство"


Лечебная физическая культура при заболевании органов зрения

План.

Введение.

Строение и принципы работы глаза.

Методы восстановления зрения.

Основные теоретические положения метода Бэйтса

Народные методы.

Упражнения для глаз, согласно учениям йоги.

Перфорированные очки тренажеры.

Методика доктора Корбетт.

Простейшие упражнения, разработанные советскими учеными.

Факторы влияющие на зрение.

Питание.

Соляризация.

Чтение.

Телевизоры и дисплеи.

Ночное зрение.

Заключение.

1. Введение.
В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Отнюдь не последним в череде необходимых «характеристик» является нормальное зрение. К сожалению, сидячий образ жизни, долговременная работа с вычислительной техникой, малоподвижность, постоянное пребывание в помещении, неправильное питание и нервные расстройства приводят к подчас очень серьезным нагрузкам на глаза, что впоследствии может привести к сильным осложнениям. Современное производство с его динамичностью, большими скоростями, обилием сложных и тонких деталей, непрерывным потоком зрительных и слуховых сигналов предъявляет высокие требования к организму человека, в особенности к его нервной системе и органам чувств.

Статистика.Каждый второй житель имеет нарушение органов зрения

13 ноября отмечается Всемирный день зрения. В России от различных заболеваний органов зрения страдают 76 млн. россиян. Эти данные привели «Интерфаксу» в четверг в информационном отделе НИИ глазных болезней им. Гельмгольца.
«Фактически каждый второй житель РФ имеет какое-либо нарушение органов зрения. Абсолютное число людей с глазными заболеваниями по России по данным медосмотров составляет 75 млн 400 тыс. человек», — сообщил представитель НИИ.
Число инвалидов по зрению в России составляет до 500 тыс. человек, 20% из них составляют инвалиды с детства. «При этом впервые регистрируются до 30 тыс. инвалидов по зрению ежегодно», — сказал представитель НИИ.
Основными причинами заболеваний органов зрения являются: воспалительные заболевания (число вызванных ими нарушений зрения в России составляет около 4 млн); травмы (около 2 млн заболеваний); близорукость (более 1,5 млн.); глаукома (более 770 тыс.).
Число окулистов в России составляет более 13 тыс. человек

Можно выделить профессии, в которых зрительная деятельность играет ведущую роль. И здесь очень важно приспособить условия труда к возможностям зрительной системы человека, максимально использовать эти возможности в конкретном трудовом процессе, чтобы, с одной стороны, повысить его эффективность, а с другой—исключить- отрицательное воздействие на орган зрения.

Тем, чья работа связана со зрительным напряжением, хорошо знакомы неприятные ощущения, которые могут возникать при выполнении трудовых операций: тяжесть в веках, чувство давления или легкой тупой боли в глазах, мелкие предметы теряют отчетливость, контуры их расплываются. Это признаки зрительного утомления. Они являются следствием и общей усталости человека и утомления глазных мышц.

Для поддержания достойного уровня зрения применяются методики расслабления и коррекции зрения, число которых достаточно велико. Рассмотрим некоторые из них. Для поддержания достойного уровня зрения применяются методики расслабления и коррекции зрения, число которых достаточно велико. Рассмотрим некоторые из них

.

2. Строение глаза.
Глаз—самый подвижный из всех органов человеческого тела. Он совершает постоянные движения даже в состоянии кажущегося покоя, когда мы пристально смотрим на какой-либо предмет. Мелкие движения глаз, или, как их еще называют, микродвижения, которые можно зарегистрировать только с помощью специальных приборов, играют значительную роль в зрительном восприятии. Стоит сделать глаз абсолютно неподвижным (это удается тоже с помощью остроумных устройств), как рассматриваемый объект становится неразличим.

Мы совершаем также хорошо заметные движения глаз—повороты, переводя взор с одного предмета на другой, следим за движущимися предметами, сводим глаза, когда предмет приближается.

Все эти удивительно точные совместные движения глаз осуществляют 12 небольших мышц—по 6 на каждом глазу. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Они начинаются в глубине глазницы и прикрепляются к наружной поверхности глазного яблока.

Глазное яблоко имеет шарообразную форму, его диаметр составляет около 24 мм. Внутренность глаза состоит из внутриглазной жидкости, хрусталика и стекловидного тела. Стекловидное тело ограничено тремя глазными оболочками. Внешняя оболочка, склера в виде плотной капсулы, образует форму глаза. На переднем, видимом участке она частично обтянута конъюнктивой и переходит в прозрачную роговицу. Роговица имеет куполообразную форму. За счет этого закругления она вместе с хрусталиком собирает падающий свет. Средний слой, сосудистая оболочка, содержит кровеносные сосуды, которые обеспечивают глаз кислородом и свежей кровью. К передней части сосудистой оболочки примыкает цилиарное (ресничное) тело с его ресничными поясками и радужной оболочкой (ирисом). Величина зрачка регулируется кольцевидной мышцей, которая крепится на краю ириса. Ирис придает глазу его цвет — от светло-голубого до черного. Он определяется количеством и составом содержащегося в этой оболочке пигмента. Между роговицей и радужной оболочкой находится пространство, которое заполнено совершенно прозрачной жидкостью. Роговица и прозрачная жидкость пропускают световые лучи, которые попадают внутрь глазного яблока через зрачок. Попадание внутрь глаза лучей яркого света вызывает рефлекторное сужение отверстия зрачка. При слабом освещении зрачок расширяется. Непосредственно за зрачком находится прозрачный хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы и окруженный кольцевой (милиарной) мышцей.

Пройдя сквозь хрусталик, а затем через прозрачное стекловидное тело, которое заполняет собой всю внутреннюю часть глазного яблока, лучи света попадают на внутреннюю, очень тонкую оболочку глаза — сетчатку. Сетчатка, несмотря на то, что она крайне тонка (ее толщина колеблется от 0,03 мм до 0,012 мм), имеет чрезвычайно сложное строение. Она состоит из восьми слоев, из которых только один связан с восприятием зрительных образов. Этот слой состоит из мельчайших палочкообразных и колбочко-образных клеток, отличающихся друг от друга формой и весьма неравномерно распределенных по сетчатке. Эти световоспринимающие клетки называются зрительными рецепторами. В них под действием лучей света возникает возбуждение, которое проводится по отросткам нейронов, собирающимся в зрительный нерв. По нему возбуждение попадает в головной мозг.

Зрительный центр головного мозга находится в затылочной части головы, в основании черепа. Основная часть нервных путей пересекается в передней части основания черепа. Мозг принимает информацию из правого и левого глаза. Затем она объединяется в единый образ. Как раз для пространственного зрения важно взаимодействие обоих глаз, чтобы глаза были направлены в одну точку. Так возникает изображение, в противном же случае увиденное раздваивается.

Взгляд находится в постоянном движении. Мелкие быстрые скачкообразные колебания называются саккадами. Зрение вообще возможно только благодаря им. Саккады настолько быстры (около 50-150 движений в секунду), что мы не можем заметить их невооруженным глазом. Саккады возбуждают нервные клетки сетчатки. Так глаза схватывают видимое и составляют единое изображение на сетчатке. Если саккады замедляются, зрение становится нечетким.

Органы, которые окружают глаз, предназначены природой для защиты его от вредных воздействий внешней среды. Волоски бровей отводят в стороны стекающую со лба жидкость (чаще всего это капли пота), ресницы препятствуют попаданию в глаза пылинок. Слезная железа, которая расположена у наружного угла глаза, также является его защитным органом. Она выделяет слезу, которая все время смачивает поверхность глазного яблока, не дает подсыхать живым клеткам внешнего слоя глаза, смывает попадающие на глаз посторонние частицы, а затем стекает из внутреннего угла глаза по слезному каналу в носовую полость.

3. Методы восстановления зрения.
3.1 Основные теоретические положения метода Бэйтса
Одной из величайших надежд той части человечества, что носит очки, было избавление от своих «оптических костылей». С давних пор медики искали способы легкого и быстрого излечения от таких нарушений зрения как близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие и т.п. По мере прогрессивного развития цивилизации все большая часть населения стала испытывать потребность в очках. В настоящее время только в СССР одной лишь близорукостью страдает около 50 миллионов человек. Несмотря на упорные поиски эффективных методов восстановления утраченного зрения, итоги их применения были неутешительными.
Ни один из методов не давал достаточно обнадеживающих результатов. По-прежнему основой «лечения» оставалась выписка рецепта на очки и не более того. Не случайно слово «лечение» здесь взято в кавычки. Не секрет, что никакие очки не дают человеку надежды на возврат к полноценному нормальному зрению. Очки лишь корректируют, но никак не излечивают недостатки зрения людей. В таких условиях подобным взрыву бомбы было появление в 1920 году книги американского врача Уильяма Бэйтса «Лечение плохого зрения без помощи очков» (см. [22]), явившейся итогом его более чем тридцатилетней исследовательской деятельности. Ранее Бэйтсом было опубликовано 16 статей, главным образом, в «Нью-Йорк медикл джонэл», некоторые из которых послужили основой для написания книги. Несмотря на то, что офтальмология прошла в своем развитии долгий путь, Бэйтсу удалось выявить множество новых фактов.
При этом он обнаружил, что теоретические предположения классической медицины приходят в противоречие с практическими результатами исследований и клинических наблюдений. Возникли вопросы, ответить на которые ортодоксальная медицина оказалась не в силах. Среди этих вопросов следующие: почему, если чрезмерное количество работы на близком расстоянии должно приводить к развитию близорукости, среди людей, профессия которых далека от большого объема зрительной работы вблизи (например, среди людей, занятых сельским трудом) близорукость встречается не столь уж редко; почему, если близорукость вызывается наследственными факторами, она весьма часто развивается у тех, чьи родители имеют прекрасное зрение.
Нередко можно встретить семьи, где у родителей дальнозоркость, а у их детей близорукость или же совершенно разные виды нарушений зрения у одного ребенка косоглазие, у другого астигматизм, у третьего близорукость и т.д. Почему?; чем объяснить, что глаза одного и того же человека могут иметь диаметрально противоположные виды нарушений зрения один глаз у него может быть близоруким, а другой альнозорким и т.д. Таких вопросов, оставляемых классической медициной без ответа, можно задать очень много.
Решив, что ортодоксальное учение офтальмологической науки развивается в неверном направлении и пытаясь пролить свет на подобное трудное для понимания «поведение» глаз, Бэйтс выдвинул совершенно новую теорию функционирования глаза.
Согласно его заявлению, за более чем тридцатилетний опыт работы в сфере офтальмологии ему не приходилось наблюдать ни одного случая, противоречащего предложенной им теории причин ухудшения зрения. Опираясь на эту теорию, им и его последователями была разработана новая метоика лечения и восстановления зрения. Некоторые теоретические выкладки Бэйтса будут изложены нами ниже. Основные теоретические положения метода Бэйтса можно свести к нескольким пунктам.
1. Глаз осуществляет процесс АККОМОДАЦИИ (см.словарик в конце книги) не столько путем изменения кривизны хрусталика, сколько путем воздействия на форму глазного яблока внешними мышцами, окружающими его. Чтобы понять, о чем идет речь, сделаем некоторые простейшие, носящие упрощенный характер, разъяснения. В офтальмологии традиционным уже стало сравнение строения глаза с устройством фотокамеры. Если провоить аналогию между строением глаза и устройством фотоаппарата, то в глазе роль объектива выполняет прозрачное эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы, ХРУСТАЛИК. Лучи света, отражаясь от объекта, попадают в глаз и, проходя через хрусталик, фокусируются на сетчатке глаза. СЕТЧАТКА аналог светочувствительной пленки в фотокамере то тонкая оболочка, выстилающая внутреннюю поверхность глаза.
Основной функцией сетчатки является преобразование светового раздражения в нервный импульс, который затем передается в мозг для последующей интерпретации. Традиционный подход к функционированию глаза связан с теорией немецкого ученого Германа Гельмгольца. Рассмотрим работу глаза в свете его учения. Согласно теории Гельмгольца, приспособление глаза к виению на различных расстояниях происходит путем изменения кривизны хрусталика. Кривизна хрусталика меняется путем возействия специальной мышцы, которая называется цилиарной.
Близорукий глаз, как правило, имеет более вытянутую форму, вызванную либо чрезмерным внутриглазным давлением при слабости тканей глаза, либо чрезмерным давлением внешних мышц глаза при тех же условиях, либо же, согласно самой распространенной теории, принимает такую форму якобы по «велению» природы, чтобы, когда человек делает много зрительной работы вблизи, не держать все время цилиарную мышцу в напряженном состоянии для сохранения в течение длительного времени выпуклой формы хрусталика. Обычно удлинению глазного яблока в последнем случае предшествует состояние так называемого спазма аккомодации (ложная близорукость), когда при нормальной форме глазного яблока цилиарная мышца все время остается напряженной, независимо от того, где находится рассматриваемый объект близи или вдали.
При этом глаз, привыкнув длительное время работать на близком расстоянии, «по привычке» продолжает сохранять хрусталик в выпуклой форме и при разглядывании удаленных объектов. Отметим, что имеются и другие теории происхождения близорукости, на которых мы не будем останавливаться, поскольку это не входит в цели настоящей работы. Лучи света от близлежащих объектов при близорукости точно сводятся в фокус на сетчатке. Лучи же света от удаленных объектов не достигают сетчатки глаза и фокусируются перед ней. При этом каждая точка объекта дает на сетчатке вместо такой же точки крошечное световое пятно. Именно по этой причине удаленные объекты для близорукого человека расплываются.
При дальнозоркости, обычно считаемой врожденным состоянием (в отличии от близорукости, которая чаще всего относится к приобретаемому виду нарушения зрения), глазное яблоко имеет слишком короткую форму в своей передне-задней оси. Лучи света от близких объектов «фокусируются» за сетчаткой, создавая, таким образом, на сетчатке вместо резкой точки расплывчатое пятно.
Лучи света от удаленных объектов почти что точно фокусируются на сетчатке. «Почти что» потому, что при дальнозоркости, в соответствии с законами оптики, лучи света ни от удаленных, ни от близлежащих объектов не сводятся точно в фокус на сетчатке. Просто для удаленных объектов этот фокус находится ближе к сетчатке. Таким образом, при дальнозоркости человек никогда не видит вдаль так же хорошо, как и человек с нормальным зрением. Поэтому название этого вида нарушения зрения «дальнозоркость» не совсем точно отражает его характер.
С наступлением возраста 40-50 лет у многих людей наступает так называемая старческая дальнозоркость. При этом глаз может иметь нормальную шаровидную форму, но хрусталик несколько уплощается. Вызывается это разными причинами уплотнением тканей хрусталика, ослаблением цилиарной мышцы и т.д. Из-за уплощения хрусталика пожилые люди, как и дальнозоркие, не могут четко видеть близлежащие объекты. Происхождение же астигматизма, согласно классическим представлениям о работе глаза, объясняется ассиметричной криизной хрусталика (из-за неравномерного напряжения цилиарной мышцы), либо нарушением сферичности роговицы.
Теория работы глаза, по Бэйтсу, иная ней главная роль в процессах аккомодации отводится внешним мышцам глаза.Бэйтс утерждает, что необходимая регулировка глаза для четкого видения на близком расстоянии осуществляется путем давления на глазное яблоко косых глазных мышц, в результате чего оно меняет свою форму, удлиняясь в передне-задней оси. Хрусталик при этом отдаляется от сетчатки глаза, сохраняя свою форму неизменной. При зрении вдаль косые мышцы глаза расслабляются, и глаз принимает свою обычную шарообразную форму, приспособленную в состоянии покоя глаза для зрения вдаль. В качестве доказательств правильности своей теории Бэйтс выдвинул следующие бывшие известными ранее, а также впервые обнаруженные им самим факты:
а) традиционный подход не мог объяснить, каким образом осуществлялась аккомодация в случаях, когда люди с удаленным из-за катаракты хрусталиком, могли довольно хорошо читать и видеть удаленные объекты. Такие случаи описывались и в медицинской литературе. Очевидно, что аккомодация в этом случае осуществлялась способами, совершенно не связанными с хрусталиком;
б) вкапывание атропина в глаза примерно в 10% случаев не давало ожидаемых результатов. Как известно, атропинизация производится с целью добиться паралича цилиарной мышцы, которая, как предполагается традиционной медициной, отвечает за изменение формы хрусталика. Это делается для того, чтобы она не могла изменять форму хрусталика, лишая, таким образом, глаз возможности аккомодировать.
Бэйтс утверждает, что практически в каждом десятом случае атропинизированный глаз по-прежнему сохранял способность аккомодировать. Очевидно было, что аккомодация в этих случаях осуществлялась не путем изменения кривизны хрусталика. В то же время экспериметы Бэйтса показали, что аккомодация полностью нарушалась при впрыскивании атропина глубоко в глазницу, так чтобы атропин мог достичь наружных косых мышц глаза. То есть, было ясно, что именно через воздействие этих мышц осуществлялся процесс аккомодации. Теоретически возможность работы глаза в описанной Бэйтсом форме была высказана еще до появления его работ: Штумом (1696), Листингом (1851) и рядом других авторов. Однако широкие экспериментальные работы в подтверждение этой теории и разработка методов лечения, основанных на ней, заслуга Бэйтса. Он поставил целый ряд экспериментов на глазах различных рыб, животных и, наконец, человека. Зрение и состояние глаз в целом оценивались в различных ситуациях: когда объекты исслеования бодрствовали, когда отходили ко сну, в состоянии покоя и в процессе движения и т.д. В ходе обследования глаз людей обнаружилось множество случаев, когда АНОМАЛИИ РЕФРАКЦИИ (см.словарик в конце книги) самопроизвольно исчезали, уменьшали свою степень, либо меняли свою форму. Так, миопия могла перейти в гиперметропию, а простой астигматизм мог перейти в сложный, и наоборот. Классическая теория функционирования глаза объяснить эти явления оказалась не в силах. Игнорировать же подобные случаи Бэйтсу не представлялось возможным. Он считал, что если какая-либо гипотеза претендует на звание истинной, она должна оставаться такой всегда. Бэйтс приходит к выводу о несостоятельности классической теории и выдвигает собственную. Проведенные Бэйтсом эксперименты позволили ему сделать два важных теоретических вывода, которые послужили основой для разработки новых методов лечения нарушений зрения.
1. Бэйтс пришел к выводу, что главной причиной ухудшения зрения является психическое напряжение. Каждому виду аномалии рефракции соответствует свой собственный вид напряжения, которым она (аномалия) и вызывается. Это относится не только к аномалиям рефракции, но и к другим видам нарушения зрения так называемому старческому зрению (пресбиопии), не относимой традиционной медициной к аномалиям рефракции, косоглазию и т.д. Бэйтсом было установлено, что причиной нарушения зрения является усилие увидеть, разглядеть что-либо вне зависимости от того, на каком расстоянии находится объект зрения. От последнего обстоятельства зависит лишь результирующий вид аномалии рефракции. Так, миопия (близорукость) не связана, согласно Бэйтсу, с работой на близком расстоянии, а вызывается попытками разглядеть удаленные объекты. Обратное верно для гиперметропии (дальнозоркости) она связывается с чрезмерным напряжением глаз при зрении вблизи. В то же время «глаз с нормальным зрением никогда не старается увидеть. Если по каким-либо причинам тусклости освещения, например, или удаленности объекта он не может разглядеть какую-нибудь отельную точку, глаз перемещается на другую. Он никогда не старается выявить точку пристальным вглядыванием в нее, как это постоянно делает глаз с плохим зрением. Всякий раз, когда глаз старается увидеть, он тотчас теряет нормальное зрение. Человек может смотреть на звезды, имея нормальное зрение, но если он постарается сосчитать их в каком-нибудь отдельном созвездии, он, по всей видимости, станет миопиком, поскольку такая попытка обычно приводит к усилию увидеть». Нормальный глаз функционирует без каких-либо усилий, пообно другим органам чувств. Вещи видятся также безусильно, как они осязаются, обоняются, слышатся или чувствуется их вкус. При зрении вдаль мышцы глаз расслаблены и лучи от удаленных объектов точно фокусируются на сетчатке. При зрении вблизи косые мышцы глаз сжимаются, глазное яблоко удлиняется и лучи света от ближних объектов четко фокусируются на сетчатке глаза. При этом усилия, которые косые мышцы глаз прикладывают в ходе аккомодационных процессов, не представляют ощутимой нагрузки на них. Бэйтс сравнивает это с тем, как птицы всю ночь могут просидеть на ветке, крепко сжимая ее пальцами ног и нисколько при этом не утомляясь. Таким образом, пока глаз находится в расслабленном состоянии, он обладает идеальным зрением. Лишь напряжением можно помешать глазам правильно осуществлять процессы фокусировки на объекты. Такое происходит, если глаз не предоставлен сам себе и с ним что-то пытаются сделать. Как правило, это «что-то» является усилием увидеть.
Таким образом, согласно Бэйтсу, причиной ухудшения зрения является психическое напряжение, которое является следстием чрезмерных усилий глаза разглядеть какой-либо объект. Такое напряженное состояние приводит к равномерному (в случае близорукости, дальнозоркости, старческого зрения [пресбиопии]) или неравномерному (в случае астигматизма или косоглазия) напряжению окологлазных (прямых и косых) мышц. Более подробно о том, чем вызывается то или иное нарушение зрения, согласно теории Бэйтса, рассказано в соответствующих разделах главы 4. Олдос Хаксли, известный английский романист, на собстеннфм опыте (подробнее об этом см. главу 7) убедившийся в результативности метода Бэйтса и посвятившей ему одну из своих книг «Искусство зрения», пишет в ней, что способствующими ухудшению зрения являются также отрицательные эмоции (гнев, страх, горе, волнение и др.), а также неправильная диета и поза человека [62]. Что касается замечания Хаксли относительно отрицательных эмоций, то здесь надо заметить, что они действительно приводят к напряженному состоянию психики и сказыаются неблагоприятно на всех функциях организма, в том числе и зрении. В этом отношении его точка зрения совпадает с мнением Бэйтса (поскольку отрицательные эмоции всегда связаны с психическим напряжением). Поэтому каких-либо принципиальных изменений в методике лечения в данном случае Хаксли не предлагает. Отметим только, что в своей работе [62] Хаксли, ссылаясь на Джозефа Бармата (Joseph E.Barmat), пишет, что скука способствует увеличению воздействия на человека таких ощущений, как голод, дискомфорт, боль и напряжение глаз. Бэйтс же прямо относил скуку к одному из видов напряжения.
2. Исходя из всего сказанного, очевидно, что целью лечения должно быть снятие напряжения, безусильное видение. «Тысячи раз, пишет Бэйтс, было наглядно показано, что любая аномальная работа внешних мышц глазного яблока сопровождается напряжением или усилием увидеть и что со снятием этого напряжения действие мышц нормализуется, а все аномалии рефракции исчезают. Глаз может быть слепым, он может страдать атрофией зрительного нерва, катарактой или заболеванием сетчатки, но до тех пор, пока он не старается увидеть, внешние мышцы работают нормально и никакой аномалии рефракции нет. Этот факт дает нам способ, посредством которого могут быть устранены все эти состояния, так долго считавшиеся неизлечимыми» [16, р.42]. Этим способом является расслабление. Если проводить аналогию между фотокамерой и глазом, то любой фотограф знает, что навести фотоаппарат на резкость можно любым из двух способов: либо изменением расстояния от фотопленки до линзы объектива, либо изменением силы самой линзы. Исходя из своей теории, Бэйтс считает, что восстановление зрения в случаях аномалий рефракции, старческой дальнозоркости и косоглазия может быть осуществлено через соответствующую координацию деятельности наружных мышц глаз. При их правильном взаимодействии происходит точная фокусировка лучей света на сетчатке глаза. Правильное же взаимодействие мышц возможно только в состоянии расслабления.
Таким образом, лечение, согласно Бэйтсу, заключается не в том, чтобы избегать работы вблизи или зрения вдаль, а в избавлении от психического напряжения, которое лежит в основе несовершенной работы глаза на обоих расстояниях [16, р.46]. Достижение расслабления, необходимого для улучшения зрения, потребовало разработки ряда упражнений, носящих как физический, так и психический характер с преобладанием последних. Последователями Бэйтса высказывалась также мысль о возможности применения гипноза к улучшению зрения. Такие предположения имеют под собой веские основания. Поскольку вся система Бэйтса направлена на достижение психического расслабления и снятие нервного напряжения, то очевидно, что гипнотические средства здесь действительно могут оказаться полезными. Некоторые авторы уже описали случаи успешных попыток применения гипноза для достижения психического расслабления и улучшения зрения. Однако ни в одной из проанализированных нами работ, касающихся метода Бэйтса, практических рекомендаций на этот счет не приводится. Поэтому останавливаться подробно на этом теоретически интересном направлении развития метода Бэйтса мы не будем.
Бэйтс считает, что глаз с плохим зрением утрачивает целый ряд свойств нормального глаза. Это усугубляет процесс ухудшения зрения. В то же время, выполняя специальные упражнения понемногу, но часто, и превращая, таким образом, эти упражнения в подсознательные привычки правильного зрения можно вернуть нормальное зрение. Глаз с плохим зрением, приобретая заново свойства нормального глаза, приобретает и его зрение.
В связи с этим необходимо сказать несколько слов о теории наследственной предрасположенности к тем или иным нарушениям зрения. Последователи Бэйтса согласны с ней в том смысле, что, когда мы имеем дело с плохим зрением детей, родители которых также не отличаются хорошим зрением, речь следует вести о наследовании дурных жизненных привычек, ведущих к ухудшению зрения, а не неправильной
формы глазного яблока, как это утверждают ортодоксальные медики. Среди этих привычек называются неправильные зрительные привычки, ошибки в питании, формирование неправильной осанки и др. Учитывая ту роль, какую играют родители в воспитании своих детей, формировании в них положительных привычек вообще, а также то, что родители нередко служат примером для своих детей, можно предположить, что эта теория довольно прочно обоснована. Например, заботы по формированию диеты детей до определенного возраста целиком лежат на родителях. Неправильный рацион, к которому с детства привыкает ребенок и от которого с трудом (если вообще) отвыкает, став взрослым, таким образом, целиком вина родителей. А между тем, согласно мнению натуропатов, неправильному рациону принадлежит одна из главных «заслуг» в ухудшении зрения. Необходимо отметить, что в настоящее время существуют некоторые «ответвления» от системы Бэйтса, использующие ряд его упражнений и рекомендаций, но существенно дополненные и выдвигающие свои собственные теории причин ухудшения зрения. Так, авторами книги «Сила глаз» А.Хоопс и Т.Хоопс аномалии рефракции рассматриваются не как неизменные генетические дефекты, а как результат непрерывных, множественных стрессовых воздействий на человека плюс воздейстие нарушения равновесия его психофизической системы. Основными причинами нарушения баланса этой системы считаются окружающая обстановка и образ жизни человека. Например, длительное, упорное, утомительное чтение, считают авторы, представляет собой своего рода «зрительный стресс в ближней точке виения», который, если его не лечить, приводит к снижению зрительных способностей и, как результат, к миопии.
Другое интересное направление в нетрадиционных видах лечения нарушений зрения, вобравшее в себя некоторые элементы системы Бэйтса (прежде всего, касающиеся связи психической деятельности со зрением) то кибернетика, или так называемая биологическая обратная связь. В основе этой системы
улучшения зрения лежит тренировка психики человека. Целью тренировки является стабилизация различных подсистем психофизической системы человека через механизмы обратной биологической связи. Зрительное восприятие пространства и времени рассматриваются в качестве основного элемента мышления, а улучшение ввода зрительной информации, в свою очередь, способствует улучшению мыслительной деятельности. Интересен подход кибернетики к пониманию причин нарушения зрения. Так, миопия, утерждает кибернетика, является результатом ухудшения обратной биологической связи между полунапряженными тканями глаза. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению зрения и сокращению объема зрительной информации, которая может быть синтезирована и переработана мозгом. Тренировочные упражнения в кибернетике имеют своей целью следующее:
1. Преодоление неправильных зрительных привычек и непраильных привычек, связанных с осанкой (позой) человека. Это может быть сделано путем демонстрации пациенту несоответствий между видимым миром и реальным миром.
2. Продвижение психофизической системы человека в желаемом направлении.
3. Развитие навыков правильной зрительной работы и формирование улучшенного зрительного контроля и контроля позы человека, необходимых для достижения этого.
Вторая и третьи задачи решаются путем улучшения чувстенности тела, его координации и равновесия. При этом также используются упражнения, направленные на расширение пространства, воспринимаемого глазами, упражнения на развитие подвижности глаз в ходе выполнения ими своих функций и т.д… Как мы увидим в последующем, многие из перечисленных элементов активно используются в системе Бэйтса (и изложены были впервые именно в ней). Последователями Бэйтса в его систему были введены рекомендации относительно диеты и упражнения общего физического характера. Аналогичные упражнения используются в холистических школах лечения, занимающихся в числе прочих болезней и нарушениями зрения. Таким образом, в офтальмологии сформировалось направление, представители которой называют себя «новой школой функционалистов» в отличие от ортодоксальной школы «структуалистов», которую, исходя из сказанного, следует считать «старой школой». Ведущим направлением среди «функционалистов» в офтальмологии является «бэйтсизм», в основе которого лежит теория происхождения и методика лечения нарушений зрения американского врача У.Г.Бэйтса.
Во всей методике Бэйтса упорно проводится мысль о тесной взаимосвязи между мозгом и глазом. Глаз без мозга будет лишь механически «фотографировать» объект зрения, но не сможет его интерпретировать. Мозг же без глаза сможет представлять изображения, с которыми он знаком по предыдущему опыту (которые человек видел раньше), но не сможет подсказать вам, что вы видите сейчас. Идеальное зрение возможно лишь при полной координации действий мозга и глаз. Если мозг подвергается напряжению, глаза начинают смотреть с напряжением, а интерпретация изображения на сетчатке нарушается. В результате зрение ухудшается. Чтобы вернуть зрение в норму необходимо снять напряжение с психики. В условиях современности мозг человека постоянно нахоится под воздействием тяжелых психических нагрузок. Сохранение хорошего зрения без специальных упражнений на расслабление в настоящее время вряд ли возможно. Поэтому упражнения из системы Бэйтса будут полезны практически любому человеку. Как мы уже говорили, последователями Бэйтса был разработан также ряд дополнительных рекомендаций к его системе, затрагивающих дыхание и диету, а также направленных на модификацию, усовершенствование и внесение разнообразия в предлагаемые им упражнения. Несмотря на это, в целом, их методы лечения сохранили достаточно много из оригинальной методики Бэйтса, чтобы носить его имя.

3.2 Народные методы

Народные средства для лечения глазных заболеваний:

1 –2 чайные ложки цветков василька без корзинок заваривают стаканом кипятка, настаивают 1 час, процеживают. Применяют как противовоспалительное и дезинфицирующее средство в виде примочек при воспалении слизистой оболочки глаз. Курс лечения – 4-5 дней.

1-2 столовые ложки измельченной коры дуба заливают 0,5 л воды и кипятят в течение 15-30 минут, процеживают и остужают. Отвар используют для промываний и компрессов при воспалении глаз. Курс лечения 4-5 дней.

1/2 стакана кожуры свежих огурцов залить 1/2 стакана кипят-каидобавить 1/2 чайной ложки питьевой соды. Применять как примочки.

Столовую ложку плодов тмина заливают стаканом воды, кипятят 3–5 минут. К отвару добавляют 1 чайную ложку нарезанных цветков василька и фильтруют через вату. Закапывают в глаза по 1-2 капли 1-2 раза в день при глаукоме.

В таджикской народной медицине для лечения бельма, а также для восстановления ослабленного зрения закапывают в глаз по 1–2 капли сока красного лука. Рекомендуется проводить 1-2 процедуры в месяц. Но чтобы уменьшить раздражающее действие лука, его смешивают с молоком в пропорции 1:1 и используют эту смесь 1 -3 раза в неделю.

При конъюнктивите заварите стаканом кипятка 2–3 столовые ложки ромашки и настаивайте 1 час в закрытой посуде. Процедите и аккуратно промойте глаза. Проводите процедуру несколько раз в деньдо полного излечения.

Отварите лук в воде, добавьте в отвар немного меда или борной кислоты. Промывайте этим раствором глаза 4-5 раз вдень.

В стеклянную посуду всыпьте 2 чайные ложки толченых семян подорожника, добавьте 2 чайные ложки холодной воды, взболтайте и влейте 6 столовых ложек кипятка. Затем взбалтывайте, пока жидкость не остынет. Процедите и делайте примочки при воспалении слизистой оболочки глаз. Или: 10 г толченых семян залейте 1 стаканом кипятка, настаивайте 30 минут.

При воспалении глаз залейте 1 столовую ложку цветков ромашки аптечной стаканом кипятка, настаивайте 10 минут, затем охладите. Приготовленный отвар храните в холодильнике. Вечером смочите ватные тампоны в ромашковом настое, положите их на глаза. Полежите 15 минут, расслабившись.

При воспалении глаз эффективны примочки из отвара чистотела с добавлением меда. Столовую ложку травы залейте стаканом кипятка и подержите на маленьком огне 5 минут, процедите, добавьте I чайную ложку меда и размешайте. Смочите в отваре тампон и приложите к глазам на 10 минут.

Воспаление глаз снимут примочки из сока свежего огурца, смешанного с кипятком и содой в равных пропорциях. Держите их 10 минут.

Смешайте в равных частях по весу листья березы – 3 части, лепестки шиповника и головки красного клевера – по 2 части, листья земляники – 1 часть, траву зверобоя – 1/2 части. Чайную ложку сухой измельченной смеси залейте 50 мл крутого кипятка, настаивайте 40 минут, укутав. Процедите. Из этого отвара делайте 2–3 раза в день компрессы на глаза. Держите их по 20 минут. Такие компрессы очень хороши для глаз и постепенно помогут восстановлению зрения.

Для энергетической подпитки глаз применяют самомассаж – легкое поколачивание окологлазничной области и области век ногтями (но не кончиками пальцев) расслабленной кисти руки. Для по-колачивания используют ногти второго, третьего и четвертого пальцев обеих рук. Это так называемый рефлекторный ногтевой массаж. Процедуру можно выполнять 1-3 раза в день по 2–5 минут.

При глаукоме 1/2 стакана листьев крапивы, 1 чайную ложку цветков ландыша смешать с 1 столовой ложкой воды. Настаивать 8–9 часов в темном месте, добавить 1/2 чайной ложки питьевой соды. Полученную массу прикладывать к глазам.

Бельмо можно удалить без операции, если на ночь ежедневно закапывать в глаз по 1 капле свежей живицы пихты. В глазу ощущается легкое жжение, но даже застарелое бельмо рассасывается.

При глаукоме 1 чайную ложку семян укропа растереть и залить стаканом кипятка, настаивать 1 час. Пить по 1 столовой ложке 4 раза вдень. Затем, после 10-дневного перерыва, курс лечения повторить. При этом принимать мочегонные средства.

При конъюнктивите промывают глаза солевым раствором из расчета: 1 столовая ложка соли на стакан кипяченой воды.

Если глаза воспалились и начали гноиться, их следует промыть раствором борной кислоты, после чего положить на веки свежий творог в марле.

Столовую ложку измельченной травы или семян укропа заварить 300 мл кипятка, настоять, процедить. Применять для примочек при заболеваниях глаз.

Льнянка обыкновенная (трава), бузина черная (цветки), василек синий (цветки) – поровну. 15 г смеси залить 2 стаканами кипятка, настаивать 8 часов, процедить. Применять для примочек, промывания, а также закапывания в глаза при конъюнктивите.

При воспалении век хорошо промывать глаза крепким настоем тимьяна ползучего (чабреца) из расчета 1–2 столовые ложки травы на стакан кипятка.

При воспалении глаз делают компрессы из свежезаваренного чая. Полезно в чайный настой добавить такое же количество молока, чтобы веки не испытывали излишней сухости, а глаза – напряжения.
3.3 Упражнения для глаз, согласно учениям йоги

Восстановление зрения с нарушением рефракции
Рефракция — преломление света. Проблемы с этой зрительной функцией вызваны неправильным преломлением света внутри глаза. Все проблемы, связанные с рефракцией, можно объяснить чрезмерным напряжением зрения.

Восстановление зрения с нарушением рефракции, согласно учениям йоги, заключается не в том, чтобы избегать работы вблизи или зрения вдаль, чтобы избегать яркого света или темноты, но всегда в том, чтобы избавиться от психического напряжения, которое лежит в основе несовершенной работы глаз на любых расстояниях и при любых условиях освещенности.

Когда глаза смотрят без усилия, они, расслабляясь, устраняют напряжение. Кровоток при этом вымывает и выносит из кровеносных сосудов глаз разные закупорки и шлаки. В результате к человеку возвращается зрение.

Глаз с несовершенным зрением пытается сделать невозможное, стараясь фиксированно, то есть пристально, смотреть на одну точку в течении ощутимого промежутка времени. Так, когда он смотрит на незнакомую букву и не видит ее, он продолжает смотреть на нее, уже прикладывая усилие, чтобы увидеть ее лучше. Подобное усилие всегда кончается ничем и служит важным фактором временного ухудшения зрения.

Когда глаз нормален, зрение представляет собой столь естественный бессознательный процесс, что остальные мышцы тела расслабляются. Это относится и к грудным мышцам, что обеспечивает глубокое естественное дыхание. Но когда глаза напрягаются, происходит, как правило, сбой хорошего дыхания, дыхание делается стесненным из-за чрезмерной сжатости грудных мышц и тем самым снижает поступление столь необходимых всему организму кислорода. Люди с нормальным зрением, более спокойны, спокойнее относятся к разного рода событиям и не волнуются из-за каждой помехи, действительной или мнимой. Расслабление может помочь даже при самых серьезных нарушениях зрения.

Не забывайте, секрет любого расслабления кроется в психике: приятные, радостные воспоминания приносят расслабление. Следовательно, используя воспоминание, можно улучшить зрение. Все, что вы найдете приятным для воспоминания, дает психике отдых. Воспоминание при этом тесно связано с мысленным представлением, поскольку хорошо вспомнить мы можем лишь то, что хорошо представляем. В лечении плохого зрения эти два элемента едва ли могут быть отделены один от другого. Проделайте такой опыт: сядьте удобно и закройте глаза. Прикройте их ладонями так, чтобы ладони не касались век. Без усилия и свободно вспомните свой самый приятный отпуск. Предположим, на побережье моря или в горах, в лесной чаще, на берегу озера или у реки. Не правда ли, открыв глаза, вы сознаете, что успокоились и что зрение у вас сейчас лучше обычного?

Феномен зрения зависит от интерпретации мозгом изображения на сетчатке — ведь то, что мы видим, — это не само изображение на сетчатке, а наша личная интерпретация его. У двух человек с нормальным зрением не сложится одинакового представления об одном и том же рассматриваемом объекте, ибо их интерпретации изображения на сетчатке будут различаться так же, как различаются их индивидуальности. Когда же зрение несовершенно, в интерпретации объектов происходят еще большие различия. В последнем случае это является свидетельством утраты психического контроля, который отвечает за аномалии рефракции. Можно сказать, что, когда расфокусирован глаз, расфокусирована и психика. Люди с нормальным зрением используют свою память или мысленное представление в помощь зрению, поскольку зрение в значительной степени определяется содержанием мысленного представления и воспоминания. Но когда зрение несовершенно, не только глаз сам по себе дефектен, но нарушены еще и память и мысленное представление. Таким образом, психика лишь добавляет свои несовершенства к несовершенному изображению на сетчатке.

Итак, научившись избавляться от психического напряжения, человек способен самостоятельно вернуть себе хорошее зрение. А избавление от психического напряжения — это прежде всего изменение и оздоровление своего мышления, образа жизни, правильные жизненные цели и ориентиры.
3.4 Перфорированные очки тренажеры
В последнее время все более популярными становятся очки для улучшения зрения — фирмы даже закупают такие очки оптом, чтобы увеличить производительность труда работников.

Перфорированные очки тренажеры, или же дырчатые очки, представляют собой очки с непрозрачными пластмассовыми вставками вместо линз, имеющих большое количество маленьких отверстий. Диаметр и расположение отверстий выбрано в результате длительных экспериментов и обеспечивают макси-мальный положительный эффект. Лечебный эффект при применении очков тренажеров супервижн заключается в том, что при их использовании глаза вынуждены рефлекторно перестраиваться при переходе фокуса от одной дырочки к другой, что незаметно для Вас тренирует глазные мышцы, которые и обеспечивают правильную работу глаз. При регулярном использовании перфорированных очков-тренажеров по 15 — 30 минут в день, а также выполнения некоторых простых упражнений для глаз, поможет укрепить Ваши глазные мышцы, улучшить Ваше зрение и сохранить его. очки тренажеры также незаменимое средство для расслабления и снятия усталости глаз и стресса в конце рабочего дня. Естественно, мы не утверждаем, что данные очки сувервижн тренажеры являются панацеей от всех Ваших бед, но тысячам людей они реально помогли. Попробуйте!
ПРОКОНТРОЛИРУЙТЕ СВОИ ГЛАЗА

Приколите контрольную карту для контроля зрения, помещенную на оборотную сторону данной инструкции, на стену на расстоянии 3,5 метра. Снимите свои очки и посмотрите на карту. Отметьте какую строку букв Вы видите четко. Запомните ее номер (номер стоит справа от строки).
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОЧКОВ ТРЕНАЖЕРОВ

Наденьте очки тренажеры. Дайте глазам привыкнуть к ним, посмотрите вокруг, расслабьтесь. Обычно необходимо время 2 — 5 минуты, чтобы Ваш мозг адаптировался к зрению через очки релакс тренажеры. Теперь посмотрите на контрольную карту и определите какую строку Вы видите четко. Если очки лазер вижн тренажеры действуют (а мы и не сомневаемся, что это так, т.к. это проверено уже на миллионах людей из всех стран мира), то Вы видите значительно более мелкие буквы и это без всяких линз. Этот простой опыт показывает, что в Ваших глазах имеется значительный неиспользуемый потенциал, который и надо выявить и развить.

Аналогичный контроль можно делать периодически (примерно один раз в неделю) с целью определения своих успехов при тренировке.

Многие авторитетные специалисты, проверяющие действие данных и аналогичных коррекционных очков-тренажеров на различных больных с различными дефектами зрения, уверены, что Вы можете восстановить свое зрение. Возможно даже до того состояния, когда Вы сможете нормально видеть без очков. Во всяком случае, Вы сможете замедлить или полностью исключить неуклонное ухудшение своего зрения, которое обычно наблюдается у людей, начавших пользоваться очками. А самое главное, ни один из специалистов не обнаружил отрицательного воздействия очков-тренажеров!
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЧКОВ ТРЕНАЖЕРОВ

В отличие от упражнений для тела, которые тяжело выполнять, упражнения для глаз легки и требуют максимального расслабления ума и тела, что всегда приятно.

Квазиоптические очки тренажеры стоит использовать для тренировки глаз проводить вечером, когда основные дела уже завершены, и Вы хотите сбросить напряжение дня и восстановить свои силы. Ежедневное применение очков-тренажеров в дырочку должно быть порядка 30 минут. В это время Вы можете смотреть телевизор или читать, или просто смотреть вокруг себя. Следует только обратить внимание на качество освещения: при чтении оно должно быть достаточно ярким. Возможно использование очков-тренажеров как обычных солнцезащитных очков. При тренировке глаз с использованием очков для тренировки мыщ глаза необходимо несколько раз за сеанс менять фокусировку глаз, переводя взгляд с близкого предмета на удаленный.

Дополнительно к тренировкам глаз с помощью очков-тренажеров необходимо стараться выполнять следующие требования, помогающие добиться высокой эффективности тренировки глаз: старайтесь избавиться от привычки длительно останавливать свой взгляд на одной точке, что наблюдается у многих при просмотре телевизора или управлении машиной; чаще переводите взгляд с дальних на близкие предметы и обратно. Старайтесь как можно больше обходиться без очков в сеточку. Чем больше Вы их носите, тем слабее Ваши глаза. В течение дня каждые 2 -4 часа давайте своим глазам отдых на 5 — 10 минут, для чего закройте глаза ладонями и расслабьтесь, желательно при этом ни о чем не думать. Постарайтесь также серьезно заняться своим здоровьем и избавиться от стрессов.
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Использовать перфорированные очки тренажеры при вождении машины или работе на техническом оборудовании не допускается, т.к. поле зрения в них в некоторой мере сужено. Не смотрите в очках-тренажерах на солнце — можно серьезно повредить своим глазам.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ:

Российская современная фундаментальная наука, а также офтальмология и психология научно обосновали древние знания о цветолечении. На этой основе были разработаны перфорационные очки тренажеры с использованием нейтрального «зеленого» диапазона. Они усиливают работу одних фоторецепторов глаза и ослабляют работу других, улучшают качество изображения на сетчатке. Тем самым позволяют воспринимать тот же объем информации, но с гораздо меньшим зрительным напряжением. В отличии от всем известных «обычных» перфорированных очков-тренажеров, наши очки комплектуются двумя видами легко сменных вставок черного и зеленого цвета. Это делает их универсальными и при использовании достигается максимальный результат. Вставки черного цвета предназначены для использования при ярком освещении (на улице, в солнечную погоду и т.д.), а зеленые применяются при умеренном искусственном освещении. При этом достигается двойной лечебный эффект, связанный с тренировкой мышц глаз, за счет диафрагмирования и интерференции светового потока и успокоения нервной системы за счет использования специально подобранного цвета. Частичное пропускание в зеленой части спектра необходимо, чтобы создать глазу естественную среду, формируемую макулярными пигментами, влияющую на цветоразличение. Кроме того, улучшается микроциркуляция глаза и восстанавливается биоритм зрительного анализатора. Брейте — автор знаменитого метода, писал: «Целью всех методов, используемых при лечении плохого зрения, является достижение состояния покоя и расслабления психики прежде всего, а затем уже и глаз». Эффект попадания изображения предмета в зону наибольшей остроты зрения в обычном состоянии снижен из-за рассеянного внимания. В зеленых перфорационных очках этот эффект возникает автоматически из-за зеленого цвета и снижения светорассеяния малыми отверстиями. Очки-тренажёры дают правильную нагрузку ослабевшим и разгрузку излишне напряжённым мышцам глаза. Выбранный нами цвет находится в самом центре видимого диапазона и вызывает успокаивающее, расслабляющее и гармонизирующее действие по причине его нейтральности. Следствием этих составляющих и достигается максимальный лечебный эффект. Принцип действия перфорационных очков основан на известных законах физики — рефракции, диафрагмирования и интерференции светового потока. Говоря проще, при рассматривании предмета через маленькое отверстие значительно повышается глубина резкости и увеличивается четкость. Этот эффект известен давно, и некоторыми народами в древности использовался при охоте. Перфорационные очки тренажеры рекомендованы к широкому клиническому применению у пациентов с ложной и истинной близорукостью, дальнозоркостью, при астенопии (усталости глаз), астигматизме различного происхождения, в послеоперационный период по поводу катаракты. Для быстрого и устойчивого эффекта достаточно носить перфорационные очки по полчаса каждый день. Возможно, в первый и даже во второй раз вам будут мешать дырочки, и вы не сразу сумеете привыкнуть к «точечному» восприятию действительности. Однако, немного упорства — очень скоро вы перестанете их замечать. Проверьте себя: почитайте в очках газету, посмотрите телевизор, и вы убедитесь: в перфорационных очках вы видите гораздо лучше, чем без них. Если вы читаете в них, позаботьтесь о хорошем источнике света. Отличным упражнением для глаз послужит вам просмотр телепередач в очках-тренажерах. При этом старайтесь рассмотреть предметы, людей, их одежду, заставляя глаза двигаться, фокусируясь на различных частях экрана. Неподвижный, застывший на одной точке взгляд — свидетельство усталости, перенапряжения глазных мышц. Следите за собой и избегайте пристального неподвижного взгляда. Заставляйте свои глаза работать, изменяя фокус зрения как можно чаще. Если Вы уже привыкли к очкам — тренажерам, можете увеличить время ношения. Время ношения очков не ограничено. Преимущество перфорационных очков в том, что они тренируют мышечный аппарат глаза, дают релаксацию напряженным мышцам в коррекционных очках, и в то же время заставляют работать ослабевшие, «заленившиеся» мышцы. Такой уникальный тренажер надо иметь в каждой семье, даже если в ней никто не носит обычных очков. Это необходимо как элемент гигиены, как своего рода «зубная щетка для глаз.» Тогда «очкариков» у нас станет меньше. При приеме таблеток и капель для глаз вы достигаете временный (не фиксированный) результат, улучшить ваше зрение и зафиксировать результат возможно только с помощью тренировок.
3.5 МЕТОДИКА ДОКТОРА
КОРБЕТТ
Очень интересна недостаточ­но известная у нас методика тре­нировки и восстановления зре­ния, разработанная английским специалистом доктором М. Кор-бетт. В ее основу положены принципы расслабления внутри­глазных и окологлазных мышц, резко напряженных в резуль­тате больших зрительных нагру­зок, характерных для наших дней. Полное описание комплек­са заняло бы довольно много места, и мы приводим здесь лишь отдельные рекомендации.

Вначале — главные принци­пы.

Зрение может быть, бес­спорно, улучшено.

Перенапряжение изнуря­ет глаза и нарушает зрение.

Глаза должны мигать час­то и быстро. Они становятся неподвижными, когда устают.

Расстояние между рого­вой оболочкой спереди и сетчаткой сзади до некоторой сте­пени изменяемо за счет сокра­щения наружных мышц глазного яблока.

5. Так же как костыли при­водят к атрофии мышц ног, так и привязанность к очкам способствует увеличению вя­лости, глазных мышц.

Автор считает, что мышцы, окружающие глазные яблоки, не только обеспечивают движе­ния самого глаза, но и могут влиять на размер продольной оси глаза. Поэтому путем спе­циальных тренировочных уп­ражнений в принципе можно добиться того же эффекта, ко­торый дают очки, приближая или отдаляя фокус к сетчатке при близорукости или дально­зоркости.

Положение далеко не обще­принятое, однако оно заслужи­вает анализа, а опыт — практи­ческого использования.

Ну а теперь — практические рекомендации автора. Ни в коем случае при чте­нии нельзя держать книгу на груди или на коленях. В этом положении шейные позвонки чрезмерно согнуты вперед, сон­ные артерии несколько сплюще­ны; это затрудняет кровоснаб­жение, гортань сжимается, и в результате уменьшается глубина дыхания. этом инстинктивно, подобно тому, как вы вытягиваете ноги, чтобы избежать онемения мышц. 3. Еще очень многие счи­тают, что чтение лежа в посте­ли до погружения в сон совер­шенно безвредно. Повторяется одна и та же знакомая карти­на: веки тяжелеют, глаза закры­ваются, запечатлев напоследок изображение нескольких уже не­понятных слов, книга падает, выскользнув из пальцев, и будит как раз тогда, когда нужно пога­сить нетвердой рукой свет и с глубоким вздохом уснуть. Тем, кто засыпает подобным образом, следует помнить, что, если глаза после внезапного прекращения чтения еще не успели сбросить вызванное напряжение, к хоро­шему это не приводит.

Простейшие упражнения, разработанные советскими учеными.

ВРАЩЕНИЕ ГЛАЗАМИ

Еще в древние гимнастиче­ские системы входили упражне­ния в виде разнообразных дви­жений глазами, активизирующие кровообращение в области глаз и мозга. После этих упражне­ний люди чувствуют себя значи­тельно бодрее, особенно хорошо они снимают умственное утом­ление. В основе такого положи­тельного эффекта — определен­ные функциональные связи меж­ду глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Эти упражнения помогают также укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение. Приведем несколько упражне­ний.

Плотно закрывать и широ­ко открывать глаза 5—6 раз подряд с интервалом 30 секунд.

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Вращать глазами по кру­гу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения выполняйте си­дя, повторяя каждое 3—4 раза с интервалом 1—2 минуты. Об­щая продолжительность заня­тий — 10—15 минут. Упраж­нения 2 и 3 рекомендуется де­лать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

ДЛЯ УТОМЛЕННЫХ ГЛАЗ

Выполняется сидя. Креп­ко зажмурить глаза на 3—5 се­кунд, а затем открыть их на 3—5 секунд. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

Выполняется сидя. Быст­рые моргания в течение 1—2 ми­нут. Способствует улучшению кровообращения.

Выполняется стоя. 1 — смотреть прямо перед собой 2— 3 секунды; 2 — поставить палец руки на расстоянии 25—30 см от глаз; 3 — перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3—5 секунд, 4 — опустить руку. Повторить 10—12 раз. Снижает утомление глаз, облег­чает зрительную работу на близком расстоянии. Те, кто пользуется очками, выполняют это упражнение, не снимая их.

4. Выполняется сидя. 1 — закрыть веки; 2 — массировать их круговыми движениями паль­ца в течение 1 минуты. Рас­слабляет мышцы и улучшает кровообращение.

5.* Выполняется сидя. 1 — тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; 2 — спустя 1—2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3— 4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ УПРАЖНЕНИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ *

Выполняется сидя. Креп­ко зажмурить глаза на 3—5 се­кунд. Затем открыть глаза на 3—5 секунд. Повторить 6—8 раз. Укрепляет мышцы век, способ­ствует улучшению кровообраще­ния и расслаблению мышц глаз.

Выполняется сидя. Быст­ро моргать в течение 1 —2 минут. Способствует улучшению кро­вообращения.

Выполняется стоя. 1 — смотреть вдаль прямо перед со­бой 2—3 секунды; 2 — поста­вить палец руки по средней ли­нии лица на расстоянии 25— 30 см от глаз; 3 — перевести взгляд на конец пальца и смот­реть на него 3—5 секунд;

* Предложен Институтом глазных болезней им. Г. Гельмгольца. — опустить руку. Повторить 10—12 раз. Снижает утомление аккомодационной мышцы и об­легчает зрительную работу на близком расстоянии.

Выполняется сидя. 1 — закрыть веки; 2 — массировать их с помощью круговых дви­жений пальца (верхнее веко — от носа к наружному краю глаза, нижнее веко — от на­ружного края к носу, затем на­оборот). Продолжительность — 1 минута. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

Выполняется стоя. 1 — поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоя­нии 25—30 см от глаз; 2 — смот­реть двумя глазами на конец пальца 3—5 секунд; 3 — при­крыть ладонью левой руки левый глаз на 3—5 секунд; 4 — убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 секунд; 5— поставить палец левой руки по средней линии лица на рас­стоянии 25—30см от глаз; 6 — смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 секунд; 7 — прикрыть ладонью правой руки глаз на 3—5 секунд; 8 — убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 секунд. Повторить 5—6 раз. Способст­вует объединенной работе обоих глаз.

6. Выполняется стоя. Голо­ва неподвижна. 1 — отвести полусогнутую правую руку в сто­рону; 2 — медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем; 3 — то же в обратную сторону. Повторить 10—12 раз. Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их коор­динацию в горизонатльной плос­кости.

Выполняется сидя. 1 — тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза; 2 — спустя 1—2 секунды снять паль­цы с век. Повторить 3—4 раза. Улучшает циркуляцию внутри­глазной жидкости.

Выполняется сидя. 1 — смотреть вдаль прямо перед со­бой 2—3 секунды; 2 — перевести взгляд на кончик носа на 3—5 секунд. Повторить 6—8 раз. Раз­вивает способность длительно удерживать взгляд на близких предметах.

Выполняется стоя. Голо­ва неподвижна. 1 — поднять полусогнутую правую руку вверх; 2 — медленно передви­гать палец сверху вниз и следить за ним глазами; 3 — то же при движении пальца снизу вверх. Повторить 10—12 раз. Укреп­ляет мышцы глаз и совершенст­вует их координацию в верти­кальной плоскости.

10. Выполняется сидя. Го­лова неподвижна. 1 — вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; 2 — производить рукой на расстоянии 40—50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за концом пальца; 3—4 — то же при дви­жении левой руки против часо­вой стрелки. Повторить 3—6 раз. Развивает координацию слож­ных движений глаз и способст­вует укреплению вестибулярного аппарата.

Выполняется стоя. Голо­ва неподвижна. 1 — поднять глаза вверх; 2 — опустить их книзу; 3 — повернуть глаза в правую сторону; 4 — повернуть глаза в левую сторону. Повто­рить 6—8 раз. Совершенствует сложные движения глаз.

Выполняется сидя. Голо­ва неподвижна. 1 — поднять глаза кверху; 2 — сделать ими круговые движения по часовой стрелке; 3 — сделать круговые движения против часовой стрел­ки. Повторить 3—5 раз. Спо­собствует развитию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярных ре­акций.

Выполняется сидя. Глаза закрыты. Голова неподвижна. 1 — поднять глаза; 2 — опус­тить глаза; 3 — повернуть глаза вправо; 4 — повернуть глаза влево. Повторить 6—8 раз. Раз­вивает способность глазных мышц к статическому напря­жению.

Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. 1 — опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; 2 — поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; 3 — опустить го­лову, посмотреть на носок правой ноги; 4 — поднять голо­ву, посмотреть в левый верхний угол комнаты. Повторить 3— 4 раза. Способствует улучшению координации движений глаз и головы.

Выполняется стоя. 1 — вытянуть руки вперед на ширину плеч и на уровне глаз; 2 — посмотреть в правый верхний угол комнаты; 3 — перевести взгляд на концы пальцев левой руки; 4 — посмотреть в левый верхний угол комнаты; 5 — перевести взгляд на концы паль­цев правой руки. Повторить 3—4 раза. Развивает сложные координационные движения глаз.

Выполняется стоя. 1 — смотреть вдаль (на стену); 2 — мысленно разделить рас­стояние до стены на две равные части, наметить соответствую­щую точку и перевести взгляд на эту точку; 3 — мысленно раз­делить расстояние до точки по­полам, наметить вторую точку и перевести на нее взгляд; 4 — мысленно разделить рас­стояние до второй точки попо­лам; наметить третью точку и перевести на нее взгляд. Повто­рить 8—10 раз. Развивает спо­собность к оценке расстояний и координирует работу внутрен­них и наружных мышц глаза.


Факторы влияюшиее на зрение

4.1 Питание.

Здоровье глаз напрямую зависит от качества питания. Неправильное питание, нехватка витаминов, цинка, биологически активных веществ лютеина и зеаксантина могут привести к различным заболеваниям глаз и нарушению зрения, в частности развитию возрастной дегенерации макулы. Это – самая распространенная причина нарушения зрения у людей старше 40 лет. Из 7.3 миллионов россиян, находящихся в группе риска, более чем 2.3 миллиона страдают возрастной дегенерацией макулы.
Витамины С, Е и селен защищают глаза от активно образующихся под воздействием ультрафиолетовых лучей свободных радикалов. Цинк помогает стабилизировать защитный пигмент клетчатки глаза. Лютеин и зеаксантин – два каротиноида, отвечающие за плотность пигмента в сетчатке, играют ключевую роль в защите глаз. Научные исследования доказали, что оба компонента выступают в роли «внутренних солнечных очков», так как они «фильтруют» голубой свет и защищают от свободных радикалов. Эти каротиноиды – самые главные составляющие защитной системы глаз.
Здоровый рацион питания, в котором присутствуют капуста, шпинат, брокколи, орехи, брюссельская капуста, кукуруза и т.д. способствует укреплению и улучшению работы различных структур глаза и может предотвратить нарушения зрения.

4.2 Соляризация

Роль солнца в жизни челове­ка очевидна. Но не однозначна. Воздействие солнечных лучей на организм может быть как полез­ным, так и вредным,— это тоже всем очевидно. Если ваши глаза утомлены и легко раздра­жаются ярким солнечным све­том, пишет М. Корбетт, если с марта по октябрь вы не снимаете очки, то лучше всего начать использовать методику соляри­зации глаз.

Для этого встаньте в коридо­ре или в тени, отбрасываемой стеной, у самой границы падения прямых солнечных лучей. При­держиваясь руками за какую-нибудь опору, закройте глаза и начинайте раскачиваться, что-бы ваше лицо попеременно ока­зывалось то на солнце, то в тени. Во время упражнения дышите глубоко. Ощущение световых вспышек сквозь закрытые веки не вызывает болезненных ощу­щений. Более того, через не­сколько сеансов вы почувст­вуете тонизирующий эффект, мышцы лица будут легко рас­слабляться.

Приложите к глазу ладонь так, чтобы не стеснять дви­жение век, закройте глаза и вый­дите из тени. Теперь быстро взгляните сначала на землю, а потом на солнце. Понятно, что вы будете видеть только одним, не закрытым глазом, ко­торый, к вашему удивлению, не почувствует какого-либо раздра­жения. Закройте веки на одну минуту, чтобы дать глазам воз­можность расслабиться, и повто­рите упражнение, но закрывая в этот раз другой глаз. Так делайте столько раз, сколько сами для себя установите; проти­вопоказание к продвижению — появление ощущения жжения или «видения» при закрытых ве­ках.

Не интенсивность света, а резкая смена контрастов утом­ляет зрение. Поэтому полезно подставлять солнцу закрытые глаза при выходе из темной ком­наты.

Старательно занимаясь эти­ми упражнениями, можно значи­тельно увеличить устойчивость органов зрения против вредного воздействия таких видов совре­менного искусственного освеще­ния, как мигающие рекламные огни, лучи фар встречных авто­мобилей, а также подрагиваю­щее свечение телевизионных экранов.

4.3 Чтение.

Во время чтения наши глаза выполняют огромную работу. Этот процесс хорошо описан Е. К. Глушковой в брошюре «Берегите зрение», где, в част­ности, говорится: «… многочис­ленными исследованиями фи­зиологов и психологов установ­лено: движение глаз по строке происходит не плавно и непре­рывно, а скачками, после кото­рых следует остановка. Скачки, т. е., собственно, движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не разли­чает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксации). Продолжитель­ность фиксации — от 0,2 до 0,6 секунды, скачков — 0,02 секун­ды. Во время чтения 97% вре­мени приходится на фиксации, 3% — на скачки (у взрослых)».

Интересно заметить, что при умственном утомлении физиоло­ги обнаружили изменения в дви­жениях глаз: появляются дли­тельные остановки, уменьшается число фиксаций и рефиксаций. Изменяется и поза читающего человека к книге, чаще начинает менять положение тела, прерывать чте­ние. Особенно вредно читать недостаточно освещенный текст или напечатанный нечет­ким шрифтом, что заставляет чрезмерно приближать глаза к книге. Все это ведет к утомле­нию глаз (веки краснеют, в гла­зах появляется ощущение рези, «песка»), усталости мышц шеи и спины.

Навык низко склоненной го­ловы чаще отмечается у детей с недостаточным уровнем дви­гательной и пространственно-зрительной активности. Врачи-офтальмологи рекомендуют при чтении каждые 45 минут для ребят 12—14 лет и каждый час для 15—17-летних обязательно делать перерыв на 10—15 минут. При этом следует сменить позу, проделать 4—5 простых упраж­нений, вовлекающих в работу большие группы мышц. Для тре­нировки аккомодации полезно перевести взгляд от книги на дальние предметы, расположен­ные за окном (деревья, небо, дом и т. д.). Перенос взгляда с близких объектов на удален­ные, а также период (пусть ко­роткий) двигательной актив­ности — упражнений для мышц глаз, шеи, спины, плечевого поя­са и др., находящихся при чте­нии и письме в статически напряженном состоянии, спо­собствуют снятию зрительного и общего утомления. При чтении лежа трудно обеспечить правильное освеще­ние книги, следовательно, рабо­та глаз еще боле затрудняется. Чтение в метро, автобусе также вредно, так как и освещение там недостаточное, и вибрация по­стоянно меняет расстояние от глаз до книги, что вызывает излишнее напряжение и утомле­ние зрения. Ни в коем случае нельзя читать и во время ходьбы.

Телевизоры и дисплеи.

Сегодня эти порождения технического прогресса и важ­ные. его орудия в дальнейшем поступательном движении полу­чают все большее применение в самых различных областях дея­тельности человека. В то же вре­мя, по данным специалистов, длительная работа перед экра­ном дисплея вызывает ряд нега­тивных реакций. Так, опросы, систематически проводимые в США, показывают, что больше половины служащих, подолгу работающих с дисплеями, жа­луются на резь в глазах, их быструю утомляемость, усилен­ную слезоточивость, снижение резкости зрения, а также на головные боли и другие симпто­мы перенапряжения. Главную причину подобных жалоб видят в недостатке строгого соблю­дения принципов эргономики. Однако многие рабочие места с видеодисплеями продолжают проектироваться в прежнем ви­де, который вызывает или спо­собствует появлению жалоб опе­раторов на здоровье, особенно на зрение. Вот почему исследовате­ли многих стран уделяют сейчас большое внимание эргономиче­ским факторам проектирования видеодисплеевю. Если с дисплеями пока со­прикасается небольшая часть человечества, то телевизор — вещь куда более распространен ная. Зрительное утомление при просмотре телевизионных пере­дач отмечено у абсолютного большинства обследуемых. Для его уменьшения применяются различные методы: включение света в комнате, цветовая пленка на экране и т. д. Однако все они не дают значительного эф­фекта, и до сих пор зрительное утомление продолжает оставать­ся серьезным фактором, огра­ничивающим время просмотра телевизионных передач (черно-белых) и визуальной деятель­ности операторов, работающих с телеэкранами.

Для уменьшения утомления предлагается довольно простое устройство — окантовывающая экран матовая цветосветовая рамка. Внутри нее на равных друг от друга расстояниях размещены цветные лампочки, создающие локальную окрашен­ность рамки в различные цвета (желтый, зеленый, красный, си­ний и т. д.). Это создает благо­приятное для наблюдателей ло­кальное цветовое впечатление. Цветосветовая рамка может найти широкое применение в бы­товых и производственных усло­виях.

Определенный эффект, повы­шающий различимость отметок на экране дисплея, может ока­зать специальная окраска стен помещения. Стену, к которой обращен экран, лучше окрасить в сине-голубой цвет. Это ослаб­ляет уровень подсветки экрана рассеянным светом. Остальные стены могут быть

.

НОЧНОЕ ЗРЕНИЕ

Человек, входящий в темное помещение с залитой светом улицы, оказывается на несколь­ко минут почти слепым. Затем он начинает постепенно привы­кать к темноте и может видеть объекты более чем в тысячу раз темнее тех, которые едва различал в первый момент.

Это явление направляло ис­следователей на поиски меха­низмов, которые объяснили бы столь значительное изменение чувствительности глаз. Так, ака­демик П. П. Лазарев уделял большое внимание явлению фо­тохимического обратимого выц­ветания зрительного пурпура (светочувствительного пигмента родопсина) в сетчатке. Он утверждал, что при низких освещенностях зрительный пур­пур не выцветает и, таким обра­зом, обладает максимальным поглощением. С увеличением освещенности он все более обес­цвечивается и соответственно поглощает все меньшее и мень­шее количество падающего све­та. Длительное же время темно-вой адаптации (привыкание гла­за к темноте) обусловлено про­должительностью процесса вос­становления зрительного пурпу­ра. Однако последующие работы показали, что адаптационные процессы протекают не только в сетчатке, но и в центральных отделах зрительного аппарата и нервных структурах всего зри­тельного тракта.

Представляют большой инте­рес практические рекомендации по повышению эффективности ночного зрения человека, кото­рые были еще в 30-е годы пред­ложены видным отечественным психофизиологом К. X. Кекчее-вым. Они сохраняют свое значе­ние и сегодня. Ученым было обнаружено, что белая и красная «засветки» дают весьма значи­тельное повышение чувствитель­ности адаптированного к темно­те глаза, причем красная дает значительно больший эффект, чем белая. «Засветка» обоих глаз действует сильнее, чем одного глаза. На этих законо­мерностях и основаны разрабо­танные К. X. Кекчеевым прак­тические рекомендации (они предназначались для военных моряков и летчиков, но могут быть полезными и при любых обстоятельствах, когда необхо­димо сохранить и улучшить ноч­ное зрение). Приведем некото­рые из них.

Чтобы повысить чувстви­тельность зрения, сделайте 10 глубоких дыханий в течение ми­нуты.

Тщательно избегайте по­падания, особенно прямого, в глаз белого света (от прожек­тора, автомобильных фар, кост­ра, фонаря). Красный же свет не снижает порога ночного зрения.

Запомните: после пребы­вания в умеренно освещенном помещении глаз намного скорее приспосабливается к темноте.

В случае чтения мелкого шрифта, географических карт, планов и чертежей, письма и т. п. свет должен падать только на ра­бочую поверхности

по повышению эффективности ночного зрения человека, кото­рые были еще в 30-е годы пред­ложены видным отечественным психофизиологом К. X. Кекчее-вым. Они сохраняют свое значе­ние и сегодня. Ученым было обнаружено, что белая и красная «засветки» дают весьма значи­тельное повышение чувствитель­ности адаптированного к темно­те глаза, причем красная дает значительно больший эффект, чем белая. «Засветка» обоих глаз действует сильнее, чем одного глаза. На этих законо­мерностях и основаны разрабо­танные К. X. Кекчеевым прак­тические рекомендации (они предназначались для военных моряков и летчиков, но могут быть полезными и при любых обстоятельствах, когда необхо­димо сохранить и улучшить ноч­ное зрение). Приведем некото­рые из них.

Чтобы повысить чувстви­тельность зрения, сделайте 10 глубоких дыханий в течение ми­нуты.

Тщательно избегайте по­падания, особенно прямого, в глаз белого света (от прожек­тора, автомобильных фар, кост­ра, фонаря). Красный же свет не снижает порога ночного зрения.

Запомните: после пребы­вания в умеренно освещенном помещении глаз намного скорее приспосабливается к темноте.

В случае чтения мелкого шрифта, географических карт, планов и чертежей, письма и т. п. свет должен падать только на ра­бочую поверхность


Заключение

Забота о своем зрении – дело каждого человека. Даже если вы обладаете «орлиным взором» и способны различить мельчайшие детали объектов на больших расстояниях, это не значит, что не следует прислушиваться к советам врачей-офтальмологов о сбережении зрения. Только постоянный контроль за зрительной нагрузкой, систематизация и ритмирование отдыхов для глаз, а также гигиена органа зрения могут защитить вас от преждевременного ухудшения визуализаторов – основных источников информации об окружающем мире.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бактерии
Реферат Анализ современных требований к организации работы над пониманием текста в классах VIII вида. Виды работы на уроке русского языка
Реферат «Формирование духовно-нравственной личности школьника на основе русских православных традиций» Полупанова Лидия Ивановна директор муниципального общеобразовательного учреждения
Реферат Цвет и цветовоспроизведение в полиграфии
Реферат Scarlet Letter By Nathaniel Hawthorne Essay Research
Реферат Организация судебной власти
Реферат Зачем молодежи интернет
Реферат Феминизм 3
Реферат Контроллинг в перерабатывающей промышленности на примере ОАО Птицефабрика Чамзинская
Реферат Элективный курс по теме: "Сюжетные задачи"
Реферат Инновационные тенденции в языке средств массовой коммуникации
Реферат Технологический процесс изготовления деталей в условиях серийного производства
Реферат Liverpool Est Dans Le Nord Essay Research
Реферат Основные понятия физической культуры 2
Реферат Референдум в системе демократии