Реферат по предмету "Разное"


«Формирование духовно-нравственной личности школьника на основе русских православных традиций» Полупанова Лидия Ивановна директор муниципального общеобразовательного учреждения

Полупанова Лидия Ивановна Управление образования администрации Старооскольского городского округаМуниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»«Формирование духовно-нравственной личности школьника на основе русских православных традиций»Полупанова Лидия Ивановнадиректор муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2»Старый Оскол2010Содержание:Информация об опыте…………………………………….3Технология опыта…………………………………………..8Результативность опыта………………………………….15Библиографический список………………………………17Приложение к опыту………………………………………18^ Информация об опытеУсловия возникновения, становления опыта «Педагогический стаж» основной общеобразовательной школы №2 более 70 лет. За это время учителями школы накоплен богатый опыт работы, сложились определённые традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание в образовательном процессе уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. В начале III тысячелетия Россия в своём развитии опирается на духовно-нравственные устои, которыми всегда славился наш народ. Будущее Отечества зависит от того, будет ли наша молодёжь воспитана на принципах доброты, честности, справедливости и готовности служить свой Родине. Школа расположена в микрорайоне, находящемся на значительном расстоянии от центра города, культурных, общественных и образовательных учреждений. Особенности социального окружения учебного заведения: отдалённость от культурного и интеллектуального центров, контингент родителей: рабочие - 49%, служащие-33%, частные предприниматели-9%, безработные-9%. В благоустроенных квартирах живут 50%, полных семей -70%. Уровень воспитанности и интеллекта детей, разумеется, находится в зависимости от их социального окружения. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Автора опыта заинтересовала проблема воспитания в образовательном процессе, его позитивные духовно- интеллектуальные - нравственные изменения. Важнейшей нравственной ценностью является формирование в молодом человеке граждански активных, социально-значимых качеств, воплощение в жизнь высших духовно-нравственных идеалов России:Реальное взаимодействие и сотрудничество всех участников общеобразовательного процессаОбогащение духовно-нравственной среды школы как единства родной, российской и мировой культуры;Усиление опыта формирования нравственного поведения В школе были разработаны и реализованы: Авторские программы:-«Мир вокруг меня» (по духовно-нравственному воспитанию); -«Мир вокруг нас (взаимодействие семьи и школы);-Клуба «Общение» (внеклассные занятия, направленные на воспитание духовно-нравственной культуры школьников). Открыты: Музеи: « Русского Быта», «Истории развития школы», «Боевой Славы»кабинет православной культурыСобран банк материалов всероссийских, городских семинаров-практикумов, конференций (по проблеме духовно-нравственного воспитания), Рождественских чтений, Праздников Славянской письменности и православной молодёжи на базе школы, докладов, выступлений, конспектов уроков педагогов, а также творческие работы учащихся по духовно-нравственному воспитанию, занявшие призовые места в городских конкурсах.Победа в областном конкурсе гранта по теме «Интегративная модель взаимодействия участников образовательного процесса на основе русских православных традиций» Таким образом, в школе созданы все условия для формирования духовно-нравственных качеств личности. Для изучения исходного состояния сформированности личности школьника была использована методика С.М. Петровой, кандидата психологических наук. Методика была использована в 7-11-х классах. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизировались в отдельных пословицах и результаты диагностики дали следующее распределение: Духовное отношение к жизни 43,5% Незначимость материального благополучия в жизни 46,5% Счастливая, хорошая жизнь 68% Оптимистическое отношение к жизни 73,8% Решительное отношение к жизни 21% Самоопределение в жизни 46% Стремление к достижениям в жизни 59% Хорошее отношение к людям 52% Коллективистическое отношение к людям 34% Эгоцентрическое отношение к людям 12% Альтруистическое отношение к людям 60% Значимость дружбы 39% Значимость учения 68% Значимость труда 65% Значимость соблюдения законов 15% В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности ценностных отношений у учащихся определилась необходимость активизации их духовно-нравственного воспитания.^ АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМЫ В последнее время возрастает интерес российского народа к религии вообще и к православию в частности. В современной истории России начался этап действительного принятия веры и желания постичь божественные истины. Также стремление узнать об истории православия, о русских святых и мучениках, о таинствах церкви, православных праздниках, чудотворных и праздничных иконах, главных храмов и монастырей России. Узнать обо всем только на уроках основ православной культуры невозможно. Для этого необходимо использовать целый арсенал форм и методов работы с вовлечением всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и их родителей. Школьный возраст, как известно, является тем периодом жизни, когда происходит духовное и моральное становление личности: ребенок учится различать доброе и дурное. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В этих условиях наша школа является основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс для достижения основной цели современного образования – развития физически, нравственно-здоровой личности, её гражданского потенциала. Деятельность педагогического коллектива по формированию духовно-нравственной личности выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина- патриота, образованного культурного человека, Безнравственности, бездуховности, насилию, унижению человеческого достоинства можно противодействовать только через формирование у детей прямо противоположных ценностей. Тогда они, видя отношения доброжелательности, сострадания, гуманизма, милосердия, терпимости, толерантности, смогут оценить наши усилия и сделать собственный выбор и сформировать собственный вкус. Этой цели служит приобщение детей и подростков к богатству русской православной культуры. Воспитывая сильную духовно-нравственную личность, школа создаёт и то нравственное поле, которое организует нравственную среду, творит нравственное социальное воспитание, формирующее Человека и Гражданина. Наряду с этим, в практике являются очевиднымиследующие противоречия: 1. Между разрозненной деятельностью родителей, учащихся и педагогов в осуществлении воспитания и необходимостью сохранения преемственности в работе. 2.Между сложившимся традиционным подходом к воспитанию обучающихся и острой необходимостью инновационного изменения содержания воспитания духовно-нравственной культуры детей и подростков. 3. Между уровнем подготовленности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания и необходимостью сохранения преемственности в работе. 4.Между особенностями социокультурного развития семей школьников и стратегией воспитательного воздействия на обучающихся педагогов.^ Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей, способствующих формированию духовно-нравственной личности школьника на основе православных традиций.^ Длительность работы над опытомРабота над опытом охватывает период с сентября 2005 года по ноябрь 2009 года.1 этап – начальный (констатирующий, диагностический) – сентябрь 2005- сентябрь 2007 года2 этап - проектно-организационный – октябрь 2007-сентябрь 2008 года^ 3 этап - обобщающий - октябрь 2008 года - декабрь 2009 года Начальный, диагностический период предполагал выявление и апробирование основных направлений воспитательной работы школы с учётом развития ОУ, формирование банка данных инструментария для диагностики участников образовательного процесса по вопросам готовности к участию в инновационной деятельности школы, проведение системы тренингов по обучению педколлектива методам самооценки работы школы, изучение личностного отношения педагогов и учащихся к изучаемой проблеме. На проектно-организационном этапе было проведено внедрение Программ по духовно-нравственному воспитанию «Мир вокруг меня», «Мир вокруг нас» и выработка методических рекомендаций, изучение опыта работы школ города и области, работающих по духовно-нравственному воспитанию, проведение психолого-педагогических семинаров – практикумов, лекторий для родителей обучающихся. На обобщающем этапе была осуществлена рефлексия деятельности участников образовательного процесса, подготовлены и опубликованы программные и дидактические материалы, разработанные педагогами школы, проведены работы творческих групп по проблеме духовно-нравственного воспитания.^ Диапазон опытаПредставленный опыт работы является единой системой «урок православной культуры- уроки литературы, географии, истории, биологии – внеклассная работа».^ Теоретическая база опыта История отечественного образования свидетельствует, что проблема воспитания духовно-нравственной культуры подрастающего поколения волнует многих педагогов – учёных. Такие вопросы: -Как воспитывать детей и подростков, чтобы в них гармонично сочетались свободолюбие и смиренномудрие, стремление к независимости и любовь к ближнему, трудолюбие и порядочность, гражданственность и человечность? - Как ориентироваться в современном воспитании, когда бушуют войны, когда семью настигают нищета и обиды, когда рыночные отношения порождают ложь, безумие? волнуют всех, кто причастен к детям. Каждая эпоха даёт людям новые ориентиры воспитания, заставляет смотреть на педагогические явления по-новому, идеи выдающихся учёных педагогов заставляют нас коснуться содержания всех нравственных отношений, возникающих в обществе. Обоснованию сущности воспитания духовно-нравственной культуры подрастающего поколения как научной проблемы, выделению факторов, педагогических условий, предпосылок, критериев, позволяющих определить уровни воспитанности, закономерности и принципы, обеспечивающие эффективность воспитания способствовали идеи и традиции мировой гуманистической педагогики, которые мы выделили при анализе работ Ш.А.Амонашвили, К.Н.Вентцеля, О.С.Газмана, А.Менегетти, А.В.Мудрика, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Н.Л.Селивановой, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, и др. Изучение положительного опыта и формирование научного понимания духовно-нравственной культуры является актуальной проблемой. В связи с этим, значительный интерес для нашего исследования представляют работы: профессора Волгоградского ГПУ Н.Брытько «Целеполагание в воспитательной работе», В.Караковского «Школа будущего», И.И.Смирнова «Гуманизм: теория и реальность. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания», И.З.Гликмана «Теория и методика воспитания», К.Д.Ушинского «Собрание сочинений» (11 том), профессора А.Мурашова (Белоруссия) «Образование, воспитание и… жизнь», А.И.Половинкина «Православная духовная культура», кандидата педагогических наук Т.А.Берсеневой и кандидата педагогических наук, члена Союза писателей, священника Алексия Мороза «Уроки добротолюбия», Ю.Азарова «Педагогика Любви и Свободы». С позиций современных научных положений воспитание духовно-нравственной культуры подрастающего поколения как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности в общем процессе обучения и развития школьников.^ Новизна опытасостоит в обогащении педагогических знаний за счет: авторской разработки программы взаимодействия участников образовательного процесса на основе русских православных традиций, направленной на воспитание духовно-нравственной, всесторонне здоровой, социально-ориентированной личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни; принципиально новой структуры и содержания учебно-воспитательного процесса; внедрения портфолио документов взаимодействия участников образовательного процесса; реализации авторской программы по духовно-нравственному воспитанию. ^ Технология опыта духовно-нравственного воспитания Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2»Целью опыта является формирование личности школьника на основе русских православных традиций. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:создание условия для восприятия целостной картины мира и развития духовного кругозора учащихся; для воспитания у учащихся любви к родному краю как к малой Родине на основе изучения национальных культурных традиций;использование в учебно-воспитательном процессе способов и приемов, направленных на развитие духовного мира школьника на основе познания искусства, духовной и народной музыки;организация учебно-воспитательного процесса, которая позволяла бы формировать потребности в сохранении семейных отношений и круга семейных ценностей, ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.Для формирования системы воспитания личности школьника на основе русских православных традиций автор опыта определяет структуру, к основе которой создание и функционирование Центра духовно-нравственного просвещения; Центр духовно-нравственного просвещения взаимодействует с библиотеками (школьная библиотека, городская библиотеки №1, №2, №3), музеями (школьные -музей Русского быта, Истории развития школы, Боевой славы, дом ремесел, Художественный музей, Краеведческий музей), храмом Рождества Христова, учреждениями дополнительного образования (ЦРТДЮ№1, ЦРТДЮ№2, СЮН, ДЭБЦ, ДЮСШ, ЦДЮТиЭ), родительским комитетом, педагогическим советом, методическим советом (приложение №1).подготовка и переподготовка учителей школы; изучение потребностей родительской общественности в вопросах воспитания личности школьника;изучение потребностей обучающихся в духовном развитии.Автор опыта принимает решение о создании программ «Здоровье», «Интеллект», «Семейные ценности», «Мир вокруг нас», «Мир вокруг меня», которые помогли вовлечь всех в интересную и плодотворную деятельность; создание проекта «Взаимодействие». Проектирование модели взаимодействия участников образовательного процесса прошло через игровые занятия с детьми, дискуссии и моделирование с педагогами, собрания и конференции с родителями. ^ Организация воспитательного процессаОрганизация воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в воспитательную деятельность:в 1-2 классах классным руководителем дается установка учащимся на построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила «Уклонись от зла и сотвори благо»).в 3-4 классах учитель организует воспитательный процесс путем формирования представлений о самосознании и самовоспитании, культуросообразности (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами православия).в 5-6 классах классный руководитель делает вывод о необходимости введения в воспитательный процесс дифференциации (индивидуальный подход к личности ребенка).классный руководитель сотрудничает с семьей при осуществлении процесса духовно-нравственного развития обучающихся, создавая условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка; общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания, - планируются проведение вечеров встреч с настоятелем, лектории, литературно-музыкальные композиции.В 7-9 классах классный руководитель при организации воспитательного процесса использует ряд последовательных шагов:организация различных форм исследовательской деятельности, проектной деятельности;сообщение учащимся планируемого результата воспитания на основе углубленного усвоения базовых национальных ценностей на материале православной культуры русского народа;удовлетворение социокультурных потребностей обучающимися и их родителями через организацию проблемно-поисковой деятельности (музеи, музейные уроки; клубы и студии);применение различных форм мониторинга воспитательного процесса, форм корректировки воспитательной деятельности.В рамках программы духовно-нравственного воспитания личности школьника «Мир вокруг меня» используются методы педагогического стимулирования, методы организации коллектива, убеждения, педагогическое наблюдение, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, тренинги, методы организации деятельности и опыта поведения - пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Выбор средств учебно-воспитательной работы в соответствии с поставленной целью и задачами обусловлен следующим подходом: средства тесно связаны с приемами и методами и применяются в единстве с ними. К средствам относятся с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (наглядные пособия, историческая, художественная, православная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, мультимедийные установки, технические приспособления).^ Преобладающие виды деятельности в рамках программы духовно-нравственного воспитания «Мир вокруг меня»:игра, которая предусматривает включение в воспитательную деятельность обучающихся начальной школы как на уроке, так во внеурочное время;поисковая деятельность, которая предусматривает включение в учебно-воспитательную работу механизмов аналитико-синтетической деятельности учащихся (5-9 кл.);исследовательская деятельность, как способ организации творческой деятельности;проектная деятельность;организация самостоятельной творческой деятельности, которая протекает без непосредственного руководства учителя, совместно с родителями. ^ Содержание воспитательного процессаСодержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.Традиционными источниками нравственности мы считаем, являются: Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей "малой Родине", служение Отечеству. Социальная солидарность - доверие к людям, справедливость, милосердие, доброта, честь, честность, достоинство. Гражданственность - долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок.Семья — любовь и верность, здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших.Труд и творчество — творчество и созидание, трудолюбие, бережливость. Наука — познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание. Искусство и литература включает ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие. Природа — жизнь, родная земля.Человечество — мир во всем мире.Содержание воспитательного процесса в основной школе определяют программы «Мир вокруг меня» духовно-нравственного воспитания обучающихся (в основе, которой – опора на духовно-нравственные ценности), подвергаемая корректировке (1 раз в 5 лет) в соответствии с поставленными целями и задачами; программа «Мир вокруг нас» взаимодействия школы и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания; программы «Здоровье», «SOS», направленные на формирование и осознание роли физического совершенствования в развитии личности, сознательного отношения к укреплению своего здоровья; программа клуба «Общение», которые были созданы в 2005 году и действуют по настоящее время.^ Воспитательная работа осуществляется по пяти направлениям: урочная деятельность; внеурочная деятельность (культурные практики); внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); семейное воспитание; изучение культурологических основ православной религии. Урочная деятельностьПрограммы «Мир вокруг меня», «Мир вокруг нас» и содержащиеся в них воспитательные задачи интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Проводятся интегрированные уроки православной культуры и литературы, истории и православной культуры, художественного труда и православной культуры.^ Внеурочная деятельностьБазовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий - это беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, праздники («Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение», «Троица», «Иконы Казанской Божьей матери», «Память сердца не знает забвенья…»), рождественские чтения, экскурсии по храмам города, в музеи, театр, кинотеатр, к памятникам искусств, вечера встреч с интересными людьми, лектории, целевые прогулки, организация выставок декоративно – прикладного творчества, рисунков, проведение акций, постановка спектаклей духовно-нравственного содержания, музейные уроки, диспуты, конкурсы исследовательских работ, конкурсы чтецов, подготовка и проведение литературно-музыкальных композиций, также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.^ Внешкольная деятельностьВнешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, экологические, военно-патриотические мероприятия и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства (экскурсии в храмы города, области, России). Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора (организация и проведение акций «Забота» - помощь ветеранам, вдовам погибших, цикла бесед «Беседа с духовным наставником», операция «Светлому празднику – светлый город», операция «Милосердие» - помощь малообеспеченным и многодетным семьям) Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик принимают участие педагоги и школьники, ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. ^ Семейное воспитаниеИнтеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие рассматривается как социально-педагогическая технология нравственного оздоровления общества, реализуемая в рамках программ «Мир вокруг нас», «Здоровье», «Семейные ценности».^ Изучение культурологических основ православной культурыПриобщение к культурологическим и историческим основам православной религии рассматривается как важный компонент программ воспитания «Мир вокруг меня», «Мир вокруг нас», и социализации школьников. В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами включены сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, учитель раскрывает значение традиционных православных праздников, обычаев.На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания (учебный, внеучебный, внешкольный, семейный), согласно Стандарту, распространяются единые требования. Все компоненты воспитательного пространства образовательного учреждения обеспечивают достижение единой цели — духовно-нравственное развитие личности школьника. ^ Формы, методы и средства воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их примененияВ соответствии с поставленными целями и задачами воспитательной деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства воспитательной работы.Воспитательный процесс в рамках духовно-нравственного воспитания реализуется, прежде всего, в рамках урока «Православная культура» (2-9 кл.) как традиционной формы обучения, так и во внеурочное время (1-9 кл.).Также одной из основных форм воспитательной работы является работа с родителями, включающая лектории, вечера встреч, индивидуальные консультации, тематические родительские собранияПрослеживаются следующие направления работы:духовно-образовательное (уроки, кл.часы, беседы, диспуты, экскурсии, музейные уроки, рождественские чтения, конкурсы чтецов) (Приложение №2)воспитательно-оздоровительное (праздники, игры, походы) (Приложение №3)культурно-познавательное (встречи, концерты, праздники, экскурсии в театры, музеи, храмы города) (Приложение №4)работа с семьей (лектории для родителей, собрания, вечера, индивидуальные консультации) (Приложение №5)Классные руководители, учителя-предметники используют в учебно-воспитательном процессе исследовательскую деятельность, например,«Рождественские чтения», которые представляют собой одну из форм исследовательской деятельности. Обучающиеся 7-9 классов делятся на несколько групп (6-8 групп), выбирая проблему исследования по теме рождественских чтений (Приложение №6). Логика проведения исследования:Лидер группы формулирует проблему исследования, изучает факты и явленияЧлены группы совместно с лидером посредством метода «мозгового штурма» обсуждают пути решения проблемы, рассматриваемые вопросы, определяют ответственных за каждое направление работы (вводную, основную и заключительную часть).Определяется построение плана исследования.Осуществление плана исследования.Определяется ответственный за мультимедийное представление исследования, оформление материала в соответствии с требованиями.Лидер группы вступает с собранным материалом на рождественских чтениях.Отмечаются практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.Руководит работой группы учитель предметник или классный руководитель.«Православные праздники», один из видов деятельности «культурно-познавательного» направления, призванный решить задачи воспитания и развития духовного кругозора учащихся. К празднику «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение» или «Троица» учениками, руководителями школьных музеев (Боевой и Трудовой Славы, история развития школы, русского быта), заместителем директора по ВР, руководителями клубов и студий подбирается соответствующий материал для концерта. Ученики 1-8 классов со своими родителями готовят поделки к празднику на заданную тематику, обучающиеся 1-4 классов рисуют рисунки на выставку; ученики 9 классов оказывают музыкальную и мультимедийную поддержку праздника (приложение 7)Театральные постановки духовно-нравственного содержания. Руководитель клуба «Общение» готовит к празднику с членами клуба спектакль, на основе которого можно воспитывать чувство доброты, чувство прекрасного, чувство взаимопомощи, уважения к старшим, чувство любви т.д.Члены клубы готовят соответствующие декорации совместно с учителем изобразительного искусства.Руководителем клуба и руководителем хореографической студией подбираются костюмы для выступающих.Театральная постановка одна из главным форм работы, используемая на каждом, традиционном для школы празднике (приложение 8)Очные и заочные экскурсииМузейные уроки. Представляют собой проведение урока в не традиционной форме с использованием музейных экспонатов, имеющихся в школьных музеях: музее Истории развития школы, музее Русского быта, музее Боевой Славы, а также урока в музеях города. Вечера встреч с духовным наставником, позволяют осуществлять целенаправленную работу по развитию духовного мира школьника. Учителем заранее подбираются ситуации и темы для размышлений, рассуждений, видеосюжеты; ученики составляют перечень вопросов, их интересующих. Выставки рисунков и поделок, выполненные обучающимися и их родителями. Выставки рисунков и поделок к праздникам «Светлое Христово Воскресение», «Рождество Христово» проходят предварительно в каждом классном коллективе.Лучшие работы отбираются на школьную выставку, далее – муниципальную.Учителями русского языка и литературы с обучающимися 7-х классов систематически готовятся экскурсии по выставкам, с использованием стихов, фрагментов песен, прозы (приложение 8)Средства воспитанияПроизведения музыкального искусства: классическая музыка зарубежных и российских композиторов, народные песни, песни детского хора.Медиа - ресурсы и электронные пособия по православной культуре: фильмы «О прихожанах храма Рождества Христова», «Уроки нравственности с Альбертом Лихановым», цикл фильмов «Православие на Святой земле»;Стенды-справочники. Они представляют собой большие настенные книги на тему «Святой благоверный князь Александр Невский», «300 лет со дня рождения святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца», «Храмы города», «Библейские заповеди»;Выставочные стенды «Красота рукотворная», на которых выставляются работы детей и их родителей;Книги: «Основы православной культуры» А.В.Бородина, учебники по православной культуре под ред. Л.Л. Шевченко, журналы «Глинские чтения», «Русский дом», газета «Православное Осколье» и д.р.;Коллекции детских творческих работ;Коллекции исследовательских и проектных работ;Сборники стихов, методических разработок внеклассных и школьных мероприятий, программы чтений, альбомы.Технология применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами, представлена в разработках внеклассных мероприятий (см. Приложение 6, 7). Результативность Диагностика воспитанности – это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии. Под воспитанностью будем понимать уровень сформированности (развития) личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. В школе для диагностики результативности системы воспитания, автор опыта использует метод анкетирования – содержание даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень устных вопросов. Использует методику «Пословицы» (разработанную кандидатом психологических наук С.М.Петровой). В таблице представлены результаты анкетирования обучающихся 9-х классов за последние три года: Показатели 2007-2008 уч.г. (7а) 2009-2010 уч.г. (9а) Духовное отношение к жизни 43,5% 83% Незначимость материального благополучия в жизни 46,5% 62% Счастливая, хорошая жизнь 68% 74% Оптимистическое отношение к жизни 73,8% 91% Решительное отношение к жизни 21% 26% Самоопределение в жизни 46% 96% Стремление к достижениям в жизни 59% 78% Хорошее отношение к людям 52% 77% Коллективистическое отношение к людям 34% 13% Эгоцентрическое отношение к людям 12% 9% Альтруистическое отношение к людям 60% 65% Значимость дружбы 39% 69% Значимость учения 68% 74% Значимость труда 65% 69% Значимость соблюдения законов 15% 9% Показатели 2007-2008 уч.г. (7б) 2009-2010 уч.г. (9б) Духовное отношение к жизни 43% 52% Незначимость материального благополучия в жизни 47% 67,4% Счастливая, хорошая жизнь 60% 61% Оптимистическое отношение к жизни 80% 85% Решительное отношение к жизни 10% 11,5% Самоопределение в жизни 48% 73% Стремление к достижениям в жизни 42% 35% Хорошее отношение к людям 40% 79% Коллективистическое отношение к людям 76,5% 88% Эгоцентрическое отношение к людям 12% 8% Альтруистическое отношение к людям 56% 54% Значимость дружбы 60% 79% Значимость учения 57% 61% Значимость труда 45% 58% Значимость соблюдения законов 16% 4% Таким образом, данное исследование показывает динамику изменения в л


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.