народов
Летопись жизни Ивана Ивановича Шишкина
Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу 'ученым образом' (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли лесной богатырь-художник, царь леса, старик-лесовик, его могли сравнивать со старой крепкой сосной, мохом поросшей, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. Шишкин родился в Елабуге в семье небогатого купца 13 января 1831 г. Отец художника, Иван Васильевич Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором Истории города Елабуги. Он был единственным из близких, кто поддержал (после долгих колебаний) желание сына стать художником. Стремясь привить сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву. В 1844 году отец отдал мальчика в Казанскую гимназию, там будущий художник нашел себе несколько товарищей, с которыми мог рисовать и рассуждать об искусстве. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям, и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, чтобы не стать чиновником. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от гимназии с ее узкой формалистикой. В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). В 1856 Ч 1860 годах он продолжает обучение в Петербургской Академии художеств у пейзажиста С. М. Воробьева. Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого, в связи с поступлением Шишкина в Академию: Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии. Развитие его идет стремительно. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Твердость его руки вызывает изумление: многим его тщательно сделанные, сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Экспериментирует в литографии, изучает различные способы печати, присматривается к офорту, не очень в те времена распространенному в России. Стремится к уверности, сходству, портретности изображаемой природы уже в ранних работах. В 1858 Ч 1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья. В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, которой только может быть существенная польза для пейзажиста. За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине. Оживился Шишкин лишь в Праге, где встретился со многими чехами; народ все прекрасный и охотно говорят по-русски. Он восхищается рисунками славянских типов крупного чешского реалиста 60-х годов прошлого века — Йозефа Манеса. В 1863 году в Цюрихе Шишкин посещает мастерскую живописца и гравера Р. Коллера, где знакомится с техникой офорта. Горные пейзажи Швейцарии оставили художника равнодушным; вскоре вместе с воспитанниками Академии Л. Л. Каменевым и Е. Э. Дюккерком Шишкин начинает работать в Тевтобургском лесу близ Дюссельдорфа. Исполненные пером рисунки привлекли внимание многочисленных ценителей искусства. Сам художник вспоминал об этом: Где и куда ни пойдешь, везде показывают Ч пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину Вид в окрестностях ДюссельдорфаФ (1865) получает звание академика. Шишкин быстро входит в круг интересов отечественной художественной жизни, бывает на четвергах Артели художников. 'Громче всех, — вспоминает Репин, — раздавался голос богатыря И. И. Шишкина. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней'. Теперь он с наслаждением пишет 'русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью', которые снились ему в Европе. Один из первых его шедевров можно назвать песней радости Ч Полдень. В окрестностях Москвы (1869). Он и дальше предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни Ч Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии (1872), Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Лесные дали (1884) и другие, где раскрываются особенности русского национального пейзажа. Эти работы намечали направление, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной Мачтовый лес в Вятской губернии (1872, эта картина сейчас называется Сосновый бор), писал о достоинствах Шишкина: Шишкин нас просто изумляет своими познаниями… И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему… тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом… Шишкин Ч: это человек-школа. На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину УВ лесной глуши, за которую в 1873 году получает звание профессора. При помощи затененного переднего плана и пространственного построения композиции (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) художник дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание: вдруг неожиданно замечаешь лисицу и улетающую от нее утку. И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина Рожь (1878). Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство… Ф За иллюзорную выписанность деталей Шишкина часто упрекали. Многие художники находили его живопись неживописной, называли его картины раскрашенным рисунком. Тем не менее его картины, при всей их детализации, всегда дают целостный образ. И это образ мира, который Шишкин не может смазать произвольными движениями собственной души. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х гг. в русской живописи пейзажа настроения. Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, потому его индивидуальный облик не менее важен, чем изображение целого леса или поля (Травки, 1892; Сныть-трава. Парголово, 1884 или 1885). Вот почему малое никогда не теряется в его программных картинах. Оно выходит на первый план, как будто нам под ноги, каждой травинкой, цветком, бабочкой. Потом мы переводим взгляд дальше, и он теряется среди безбрежных просторов, вобравших в себя все. Поэтическим чувством проникнуто полотно Среди долины ровныя (1883), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова, известные как народная песня. Но картина не является иллюстрацией стихов. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных к тому времени произведений Репина и Сурикова. Потому в картинах Шишкина Туманное утро (1885) и Сосны, освещенные солнцем (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным. Это же свойственно пейзажам Дубы (1887), Золотая осень (1888), Мордвиновские дубы (1891), Осень (1892), Дождь в дубовом лесу (1891). В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. В 1894 году вышел альбом И. И. Шишкина. 8 марта 1898 года художника не стало.
/>
Утро в сосновом лесу.
/>
Картины русских художников. Картина Лес вечером. Шишкин Иван Иванович. Живопись, графика, галереи картин
/>
Картины русских художников, картины Шишкина — Зима
Картины Мясоедова
(Нажать для увеличения)
/>
/>
Поздравление молодых в доме помещика
/>
/>
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
/>
/>
Дедушка русского флота
/>
/>
Земство обедает
/>
/>
Чтение положения 19 февраля 1861 года
/>
/>
Опахивание
/>
/>
Молебен на пашне о даровании дождя
/>
/>
Самосожигатели
/>
/>
Дорога во ржи
/>
/>
Страдная пора
/>
/>
Осенний вид в Крыму
Биография Григория Мясоедова
(1834-1911)
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.
Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.
В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.
В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», Мясоедов получил малую золотую медаль.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.
В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.
В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».
В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.
В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.
29 ноября 1871 года в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове.
Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.
Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.
В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.
В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.
В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.
В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.
В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.
В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.
В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».
В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.
Как и многие передвижники Мясоедов в 1890-е года пережил кризис. Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».
Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.
/>
Пристань в Ялте
/>
Лесной ручей
/>
Осенний пейзаж
/>
Портрет шахматиста А.Д. Петрова
/>
Портрет старухи
/>
Автопортрет
АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ
(1830-1897)
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) — замечательный русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, родился в Москве.
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии.
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния. В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминается об успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного класса А. К. Саврасова, которым руководит известный московский «видописец» К. И. Рабус.
На средства И. В. Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы этого года художника награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 года он кончает Училище и получает звание неклассного художника за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень у маленького ручья».
Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое направление, к нему был близок и учитель Саврасова. В юношеских произведениях Саврасова — «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848, ГТГ), «Вид Кремля в ненастную погоду» (1851, ГТГ) — сказалось внешнее влияние романтизма. Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.
Летом 1854года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика.
В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики.
В том же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного археолога и историка искусства. В их доме собираются художники, деятели искусства, меценаты (в том числе и П.М.Третьяков), читаются литературные новинки, ведутся оживленные беседы, споры по вопросам, волновавшим в то время русское общество.
Особенно дружен был А.К.Саврасов с В.Г.Перовым, инициатором создания Товарищества передвижных выставок. В. Г. Перов помогал художнику писать фигуры бурлаков в картине «Волга под Юрьевцем», Саврасовым же написан пейзаж в картинах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».
Для русского искусства 60-е годы прошлого столетия были временем утверждения национального характера русского пейзажа. Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли.
Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: «Вид в селе Кунцево» (1855, ГТГ), «Вечерний пейзаж» (1861, Гос. художественный музей Латвийской ССР), «Сельский вид» (1867, ГТГ).
Весной 1862года по предложению Общества любителей художеств А.К.Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника «стремлением к правде и самостоятельности».
Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина «Лосиный остров» (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника «поэтично пе-ренесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы». Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей.Ясный летний день.На лугах мирно пасется стадо. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Картина «Лосиный остров» относится ко времени расцвета творчества художника. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. В декабре 1870 года А.К.Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871, Горьковский гос. художественный музей) — одно из самых больших полотен художника и первый из известных его волжских пейзажей. Саврасов покорен величавой торжественностью, необъятными просторами волжской природы, ее органической связью с жизнью человека, с жизнью русского народа.
В широкую панораму пейзажа естественно вписаны дома слободки с садами, зеленеющие луга, синие лагуны, песчаные отмели, и над всем — возвышающийся белокаменный монастырь. Природа и человек в картине едины.
«Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», — пишет художник П.М.Третьякову. Одна за другой появляются картины «Волга под Юрьевцем» (1871, местонахождение неизвестно), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) и, наконец, «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.
«Пейзаж „Грачи прилетели“ есть лучший, и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и И.И.(Шишкин. — О. И.). Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах»", — писал И.Н.Крамской Ф.А.Васильеву. Появлению картины предшествовали этюды с натуры, написанные художником в Ярославле и в селе Молвитиново близ Костромы.
Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.
«Какая простота! — писал И.И.Левитан. — Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу». Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Картина «Грачи прилетели» способствовала успеху Первой передвижной выставки. С тех пор Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок.
Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств. В пейзаже «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, «разливы рек, подобные морям».
В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей — «Проселок» (1873, ГТГ), «Радуга» (1875, ГРМ), в других — взволнованной, поэтически приподнятой — «Вечер. Перелет птиц» (1874, Одесская картинная галерея).
В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: «Лунная ночь. Болото» (1870, ГТГ), «Закат над болотом» (1871, ГРМ).
Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871г.) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен «Могилы над Волгой» (1874, частное собрание).
В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, и среди них — «Рожь» (1881, ГТГ), «Зимний пейзаж» (частное собрание), «Северная деревня», «Весна. Огороды» (1883, Пермская гос. художественная галерея).
Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.
Его ученик И.И.Левитан писал: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
/>
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
(1844-1930)
Репин Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, — 29.9.1930, Куоккала, Финляндия, Репино Ленинградской области], русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского и в петербургской АХ [1864-71; в 1873-76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Действительный член петербургской АХ (1893). В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И.Н.Крамским и другими членами Артели художников, а также с В.В.Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин работает над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, — над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц («Воскрешение дочери Иаира», 1871, Русский музей, Санкт-Петербург). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты В.Е.Репина, 1867, Третьяковская галерея.; Р.Д.Хлобощина, 1868, и В.А.Шевцовой, 1869, — оба в Русском музее). В эти годы Репин создал большой групповой портрет «Славянские композиторы» (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.
С начала 70-х гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (1870-73, Русский музей). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Репин передал индивидуальные неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной красотой. Эта работа Репин стала новым явлением в русской живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу общества — народ; пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих лет «Парижское кафе» (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Во Франции Репин написал картину «Садко в подводном царстве» (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине.
Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Репин пленэрной живописью («Лошадь для сбора камней в Вёле», 1874, Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева; «Дорога на Монмартр в Париже», 1876, Третьяковская галерея). Вернувшись из-за границы, Репин едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации («Мужик с дурным глазом», Третьяковская галерея, «Мужичок из робких», Горьковский художественный музей, — оба 1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870 — начале 1880-х гг. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой («Проводы новобранца», 1879, Русский музей; «Вечорницi», 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни («В волостном правлении», 1877, Русский музей). Эти произведения подготовили Репин к созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину удалось показать в картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880-83, Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Репин дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Это произведение Репина стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других «хозяевах» деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и могучего. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось высокое мастерство Репина, передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены.
С 1882 Репин жил в Петербурге. Конец 1870-х — 1880-е гг. наиболее плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни России. В 1880-х гг. Репин много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения («Отказ от исповеди», 1879-85, «Арест пропагандиста», 1880-92, «Не ждали», 1884-88, — все в Третьяковской галерее). В центральном произведении цикла — «Не ждали» — изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Репин показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая живопись. В 1870-80-е гг. Репин создаёт и лучшие портреты. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной портретной галерее, созданной Репиным, как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты русской жизни — столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В.В.Стасова (1873), А.Ф.Писемского (1880), М.П.Мусоргского (1881), Н.И.Пирогова (1881), П.А.Стрепетовой (1882), А.И.Дельвига (1882), Л.Н.Толстого (1887) — все в Третьяковской галерее; В.В.Стасова (1883), Русский музей]. Высокого мастерства достигает Репин в 80-е гг. и в графике, в частности в портретном рисунке; графическая манера Репина к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок «Девочка Ада», 1882, Третьяковская галерея, и «Невский проспект», 1887, Русский музей, — оба карандаш). В 1880-1900-е гг. Репин много работает над иллюстрациями.
Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи («Царевна Софья», 1879, Третьяковская галерея). Картина «Иван Грозный и сын его Иван» (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма.
Последним значительным историческим произведением Репина была картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-91, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. В 1890-е гг. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Репина отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин вернулся на прежние позиции. В поздний период при отдельных удачах, Репин уже не создал картин равных произведениям 1870-80-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. — это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э.Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б.М.Кустодиевым и И.С.Куликовым, 1901-03, Русский музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина — одна из вершин русского демократического искусства. В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 — ректор), став учителем И.И.Бродского, И.Э.Грабаря, Д.Н.Кардовского, Б.М.Кустодиева и многих др. После 1917 Репин, живший в усадьбе «Пенаты» в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии.) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. В «Пенатах», где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М.Г.Манизер, архитектор И.Е.Рожин).
/>
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ
(1848-1918)
Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Петр и Илья Суриковы, как и Василий Торгошин, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695—1698 годов. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: «Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более, чем 200-летнее». Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска; мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с «древней русской красотой» девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории.
Чтобы поддержать семью после смерти отца, Суриков вынужден служить канцелярским писцом. Иногда приходилось, вспоминал он позднее, «яйца пасхальные рисовать по три рубля за сотню»; однажды он выполнил на заказ икону «Богородичные праздники».
Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П.Н.Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, но с оговоркой, что стипендия назначена не будет. Помог богатый золотопромышленник П.И.Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. В середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся два месяца. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М.В.Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» (1870, ГРМ).Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное.Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его «композитором».
Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, он не получил. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника I степени. Когда через полгода он «в виде исключения» получил возможность уехать за границу, то попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя. Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя и Москве необходимые детали.
С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков никогда на заказ не писал.
В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П.П.Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относитсль-ная материальная обеспеченность позволили художнику «начать свое» — обратиться к образам русской истории. «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь», — вспоминал он.
Казалось, заговорили сами стены древнего города, к которым вопрошал художник. В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел картины, которая представлялась ему «потрясающей». «Утро стрелецкой казни» (1878—1881, ГТГ) действительно потрясает. Но не ужасами смерти, а мощью характеров, трагедийностью одного из переломных этапов российской истории. «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь», — пишет Суриков об этом полотне.Стрельцы, идущие на смерть, полны достоинств
Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, который Сурикову «кровавым казался», не просто исторический фон, он композиционно увязан с движением массы. «Торжественность последних минут» художник передает не только в гордой красоте русских людей, но и в той живописной палитре, которая вобрала в себя тона рассветного неба, цвета одежд и куполов собора, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Уже в этой картине проявились замечательные достоинства Сурикова — колориста, живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, владевшими художником. «Когда я их задумал, — писал Суриков, — у меня все лица сразу так и возникли. И цветовая краска вместе с композицией, я ведь живу от самого холста, из него все возникает».
Картина прямо на выставке была куплена П.М.Третьяковым. Если в «Стрельцах» показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине «Меншиков в Березове»(1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову «узел» действия его будущей картины, созданный в ней образ приобретает историческую значимость...
Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. С Меншиковым трое его детей. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Должны были… Ситуация драматична. И талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств, передать их в облике героев картины и колористическом строе.
… Первый эскиз «Боярыни Морозовой» появился в 1881 году; непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав «Меншикова в Березове» и побывав за границей. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума — Ф.П.Морозовой. И вновь трагическая судьба сильной и страстной натуры для художника неотделима от судеб народа, который противился никоновским церковным реформам. «Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, — писал Суриков, — мне нужно вытащить их на улицу». При этом «толпа» у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей.
Суриков хотел показать, как Морозова пробуждает в людях различные чувства, одновременно являясь средоточием этих чувств.
Поражает сила эмоционального воздействия всех компонентов полотна: формы, цвета, линейной композиции. Картина национальна не только по сюжету, восходящему к событиям XVII века, но и по типажу, архитектуре, характерному зимнему пейзажу, по трактовке цвета, звучная ясная сила которого сродни светлому мировосприятию русского народа. Суриков сумел выразить в великолепной живописи «Боярыни Морозовой» (1887, ГТГ) душевную стойкость, самоотверженность, красоту русских людей.
Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. В картине «Взятие снежного городка» (1891, ГРМ), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Этим жизнелюбием В.И.Суриков наделял и героев своих произведений.
В 1891 году Суриков возвращается в Москву. «Необычайную силу духа я из Сибири привез», — отмечает он. Художник принимается за работу над новым полотном «Покорение Сибири Ермаком»(1895, ГРМ).
«Главное в картине—движение, — говорил художник,—храбрость беззаветная — покорные слову полководца идут». Пейзаж картины: уходящие ввысь вершины гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным голубоватым блеском — позволяет зрителю острее ощутить трудности перехода, почувствовать значительность подвига суворовских чудо-богатырей.
Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном «Степан Разин» (1907—1910, ГРМ). Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям.
Картина поражает ощущением приволья. Она красива перламутровыми переливами красок, воздухом, пронизанным солнечными лучами, общей поэтичностью. Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана, словно отделяющая его от хмельного веселья казаков.
Очевидно, целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного мятежного характера. Об этом свидетельствуют и его слова, сказанные художнику Я. Д. Минченкову: «Сегодня я лоб писал Степану, правда теперь гораздо больше думы в нем?»
Последний созданный Суриковым исторический образ — образ Пугачева; сохранился эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку…
В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» (ГТГ). Историко-бытовой характер этого полотна сближает его с подобными же работами А.Рябушкина и С.Иванова.
Значительно искусство Сурикова-портретиста. Прежде всего — это прекрасные этюды к историческим полотнам и «Снежному городку». Глубоко раскрыты характеры в «Портрете доктора А.Д.Езерского» (1911, частное собрание), «Портрете человека с больной рукой» (1913, ГРМ), «Автопортретах» (1913, ГТГ; 1915, ГРМ); удивительно красивы женские образы в сто портретных произведениях.
Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.
/>
Посещение царевнойженского монастыря. Картины художника Василия Сурикова
/>Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Сергей Васильевич Рахманинов
1873 — 1943
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю)
1873 года в имении своих родителей Онег, недалеко от Новгорода. Отец
композитора, Василий Аркадьевич, сын Варвары Васильевны и Аркадия
Александровича Рахманиновых, происходил из дворян Тамбовской губернии.
Мать, Любовь Петровна, была дочерью Софьи Александровны и Петра Ивановича
Бутаковых, постоянно живших в Новгороде.
Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Она ярко
проявилась у деда композитора Аркадия Александровича Рахманинова. Отличный
пианист, ученик Дж.Фильда, он выступал в благотворительных концертах и в
музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, был знаком с видными
музыкантами своего времени. Музыкальная одаренность С.В.Рахманинова
обнаружилась уже в раннем детстве. С 4-х лет, он начал обучаться игре на
фортепиано, сначала под руководством матери, затем А.Д.Орнатской, знакомой
родителей композитора. На начало 1880-х годов приходятся тяжелые невзгоды,
обрушившиеся на семью Рахманиновых: разрушение материального благополучия
семьи, продажа Онега, переселение в Петербург. Осенью 1882 года С.В.
Рахманинов поступает на младшее отделение Петербургской консерватории и
поселяется в семье Трубниковых.
Однако, нелады в семье, отсутствие правильного надзора за мальчиком и его
ранняя самостоятельность мало способствуют учению.
Самым близким человеком для Рахманинова в те годы была его бабушка
С.А.Бутакова. По окончанию каждого года занятий в Петербургской
консерватории она берет внука к себе в Новгород или близлежащее имение
Борисово. Там они посещают церкви, слушают духовную музыку. Большое
впечатление произвели на юного композитора звон колоколов и служба в
монастырях и соборах.
Так как занятия С.В.Рахманинова в Петербургской консерватории в
течение трех лет шли плохо, то мать его по совету А.И.Зилоти решает
перевести сына в Московскую консерваторию и отдать на воспитание профессору
Н.С.Звереву.
Николай Сергеевич Зверев был выдающимся музыкальным учителем и
воспитателем, о чем свидетельствует быстрый рост его нового ученика.
Огромное значение для юного музыканта имела художественная и
интеллектуальная атмосфера дома Зверева. Рахманинов посещает концерты
замечательных пианистов А.Н.Есипова, А.И.Зилоти, А.Г.Рубинштейна и др.,
знакомится с С.И.Танеевым, В.И.Сафоновым, П.И.Чайковским, дружбой и
поддержкой которого Рахманинов очень дорожил. Именно в годы пребывания у
Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло впоследствии
вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста
и дирижера.
Громадные успехи С.В. Рахманинова и по классу фортепиано, и по
специальной теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников
консерватории.
В конце 1889 года Рахманинов уходит от Н.С.Зверева и находит
пристанище в семье Сатиных — Александра Александровича и Варвары
Аркадьевны. Перейдя весной на следующий курс консерватории Сергей
Васильевич проводит лето с Сатиными в их имении Ивановка Тамбовской
губернии, которое стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой
лабораторией на всю жизнь.
Еще в годы учения в Московской консерватории выступления Рахманинова
проходили с большим успехом. З0 января 1892 года, он дает
свой первый самостоятельный концерт, в котором выступает не только как
пианист, но и как автор ряда произведений.
29 мая 1892 года С.В.Рахманинов заканчивает консерваторию, с большой
золотой медалью, его имя заносится золотыми буквами на мраморную доску в
Малом зале консерватории. Дипломной работой молодого композитора явилась
одноактовая опера «Алеко», которая была поставлена в Большом театре, а
позднее в Киеве, где композитор впервые встал за дирижерский пульт.
Сезон 1982-93 гг. стал началом артистического пути «свободного
художника» Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове
и других городах.
Смерть П.И.Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для
Рахманинова. Под влиянием тяжелой утраты он написал Элегическое трио,
посвятив его памяти Чайковского.
С весны 1894 года он начинает педагогическую работу в Мариинском
женском училище и Елизаветинском институте.
Крупнейшим созданием молодого композитора является Первая симфония,
написанная в 1895-97 гг. Однако необычность симфонии и ее
неудачное исполнение А.К.Глазуновым привели к провалу, который тяжело
переживался автором. Большое значение в это время имела для композитора
моральная поддержка и забота близких ему людей. Лето 1897 года он проводит
в семействе Скалон, в их нижегородском имении Игнатово.
С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту
второго капельмейстера оперного театра С.И.Мамонтова. В мамонтовском театре
произошла встреча Рахманинова с Ф.И.Шаляпиным, с которым композитор
поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с
артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с
А.П.Чеховым.
В начале 1899 года Рахманинов прошел курс лечения у врача-гипнотизера
Н.В.Даля, что значительно улучшило его физическое и моральное состояние.
Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В.Рахманинова
за границу в Англию.
На первые годы нового столетия приходится начало новой главы в
летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает мощный
прилив творческих сил, наступает расцвет его гениального таланта
композитора, пианиста, дирижера. Рахманинов создает новые произведения,
выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года
занимает пост капельмейстера Большого театра.
В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской
деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между
тремя специальностями красной нитью проходит через всю его музыкальную
жизнь.
В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А.Сатиной
и отправляется в свадебную поездку в Италию, Швейцарию,
Германию. По возвращению он на несколько месяцев останавливается в
Ивановке. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21
июня 1907 года Татьяна.
События 1905 года заставляют Рахманинова несколько раз выступать в
печати в поддержку демократических реформ.
Начиная с 1906 года Рахманинов, порвав с театром, проводит три зимы в
Дрездене (летом семья Рахманиновых возвращалась в Ивановку). Посвятив
большую часть времени композиторской деятельности, Сергей Васильевич все же
дает концерты и в Европе, и в России как дирижер и как пианист.
Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку, где выступает в
сольных и симфонических концертах. На пороге 1910-х годов в творчестве
С.В.Рахманинова находят отражение ощущения назревавших внутренних сдвигов в
русской жизни. В произведениях этих лет усложняется, становится более
напряженным их эмоционально-образный строй, усиливается интеллектуальное
начало.
Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых выступлений в
концертах, Рахманинов принимает деятельное участие в Российском музыкальном
издательстве.
Став в 1910 году совладельцем Ивановки Сергей Васильевич увлекается
«сельскохозяйственной деятельностью». Любимым отдыхом для него становится
езда на автомобиле, приобретенном в 1912 году.
Разразившуюся мировую войну 1914-1918 гг. Рахманинов воспринимает как
тяжелейшее испытание для России. С первого же «военного сезона» Сергей
Васильевич стал постоянно участвовать в благотворительных концертах. В то
же время он проводит серию концертов в память А.Н.Скрябина.
Февральская революция 1917 года была радостным событием для
Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая
все нарастала в связи с развертывающимися событиями. Октябрьская революция
была встречена композитором с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой
всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на
многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию,
вместе с семьей, С.В.Рахманинов уже больше не возвращался в Россию.
В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии,
обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в
Америку и поселились в Нью-Йорке.
Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и
на 8 лет прервало его композиторскую деятельность.
В Америке, в течение многих лет, Рахманинов пользовался услугами
концертного бюро Чарльза Эллиса.
Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного
артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при
отъезде из России душевного покоя. В течение многих лет он оказывал помощь
сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты.
Начиная с 1924 по 1939 годы Рахманиновы проводили лето в Европе,
возвращаясь осенью в Нью-Йорк.
В 1926 году С.В.Рахманинов вернулся к композиторской деятельности и в
течение года им были написаны четвертый концерт и «три русские песни» для
хора с оркестром.
Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея Васильевича начинала
отражаться на его здоровье, но несмотря на это он не прекращал своей
концертной деятельности.
В 1930 году С.В.Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии,
недалеко от Люцерна. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в
этом имении, которое было названо «Сенар» и напоминало композитору об
Ивановке. Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной
жизни.
В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В.Рахманинов проводит
концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу.
Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие,
Рахманинов начинает 12 октября 1942 года. 17 февраля 1943 года состоялся
его последний концерт, после которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден
был прервать турне.
28 марта 1943 года С.В.Рахманинова не стало. Он был похоронен на
русском кладбище в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.