Реферат по предмету "Философия"


Интуиция и интеллект в изобразительном искусстве

Яков Гринберг
Введение
Выпришли на выставку или даже на развал, ну, там где продают картины. Какое морепереживаний, какая буря эмоций бушует в Вас! Вот здесь, зимний пейзаж, почтинет цвета, снег как бы скрадывает четкие контуры, мир на картине застыл вбезветрии..., морозно… все здесь — чистота и непорочность и неяркая красота.Или вот, городской пейзаж, акварель… Вертикальная композиция, в поле зрения — вихрь ассоциаций, где и дома и трамвай и фигуры и дождь… Созвучно мне, густаягрусть охватывает на несколько мгновений. Или вот эта похоже наимпрессионистов, а вот здесь натюрморт, ни на что не похоже, надо бы постоятьподумать, что именно здесь завораживает, разобраться в чувствах, но все равнохорошо, интересно…
Какже мы воспринимаем искусство? И как художник творит? Вряд ли мы когда-нибудь доконца узнаем это, да и нужно ли «до конца»? Искусство, как в аспекте его творения,так и восприятия — это обязательно элемент тайны, невозможность полногорационального объяснения, впрочем. это же самое относится ко всем проявлениямжизни. И хотя обывателю кажется. будто мир абсолютно понятен и объяснен вучебниках — а как же, посмотрите, какие стоят грандиозные дворцы, какие ездятавтомобили и летают самолеты, какие компьютеры и факсы, и все это было понято исделано людьми и еще много-много другого, о чем и помыслить страшно...- этосовершенно неправильно. Спросите любого ученого — физика, биолога, медика — ион ответит вам. что знаем мы еще очень-очень мало, а загадок природы, вопросов,на которые нет ответа, — очень-очень много, и вообще мир по большей своей частизагадочен и непонятен.
Интуиция как непосредственное восприятие
Дваспособа мышления участвуют в процессе познания, познания в широком смысле,включающем и восприятие, осознание и наслаждение искусством — интуиция иинтеллект. Оба понятия ни в коей мере нельзя считать новыми. Ими насквозьпронизана вся история философской психологии, и на всем ее протяжении интуицияи интеллект получают самые разнообразные определения и оценки. В УП веке РенеДекарт в «Правилах для руководства ума» писал, что мы приходим к познаниюсущности вещей посредством двух мыслительных операций, называемых интуицией идедукцией, или, выражаясь менеее техничным языком, «проницательностью иумозаключением».
Интуицияпохожа на дар из ниоткуда и потому нередко рассматривалась каксверхъестественная мистическая способность, наитие свыше, а еще сравнительнонедавно также и как врожденный инстинкт. Некоторые авторы трактуют интуицию иинтеллект как мешающих друг другу соперников. Отождествляя интеллект сфилософией и наукой, а интуицию с поэзией и искусством, они считают, что «метафизика и поэзия в норме противостоят друг другу.… Чем слабеерассуждение, тем мощнее поэзия».
ВХ1Х веке размежевание интуиции и интеллекта привело к конфликту между теми. ктопоклонялся интуиции и считал недостойным внимания интеллектуальные занятияученых и философов. и теми, кто отдавал предпочтение интеллекту инеодобрительно отзывался об иррациональном характере интуиции как о лишенномкакого бы то ни было здравого смысла. Это пагубное противостояние двух крайнихи односторонних взглядов на познавательную деятельность все еще продолжается донастоящего времени.
Междутем уже ХУ1 век намечает рациональные пути синтеза интуиции и интеллекта. РенеДекарт писал «Под интуицией я понимаю не веру в шаткое свидетельство органовчувств и не обманчивое суждение неупорядоченного воображения, а понятие, данноенам ясным и внимательным умом с такой готовностью и отчетливостью, что неостается никаких сомнений в том, что мы мыслим. Таким образом, Декарт подходитк интуиции не как к менее, а как к более надежному по сравнению с дедукцией,средству. В его интерпретации интуиция является элементарным мыслительнымактом, не делящимся на стадии и этапы. Интуитивное суждение дается «ясным иупорядоченным умом» и возникает в сознании сразу как целостный образ. Мы насвоем непосредственном опыте больше сталкиваемся с интеллектуальнойдеятельностью, так как интеллектуальные операции представляют собой цепочкилогических выводов, звенья которых поддаются наблюдению и контролю со сторонысознания, и эти звенья отчетливо отличимы одно от другого. Механизм действияинтуиции понятен нам значительно меньше, ведь об интуиции мы судим главнымобразом по ее достижениям, в то время как актуальный режим ее работы,обнаруживающий тенденцию к непосредственному постижению вещи, стремитсяотграничиться от рассудочной деятельности сознания.
Однаиз причин, по которой люди, считающие, что знание можно получить лишьинтеллектуальным путем, с подозрением относятся к интуиции, заключается в том,что ее результаты кажутся им ниспадающими с небес подобно дарам богов илинаитием. Сюда можно добавить, что когда ситуация осмысляется как целое, онавсегда предстает как неделимая целостная тотальность, «все или ничего», каквспышка света или озарение. в соответствие с этим интуитивное чувствонедоступно анализу, да и не требует такового.
Интеллект в искусстве
Впротивоположность этому интеллектуальная деятельность как бы разворачивается вовремени, и ее конечный результат совершенно не очевиден в начале пути. Конечно,математика представляет собой яркий пример интеллектуальной деятельности. Иесли античная математика, в частности, геометрия Евклида еще не очень далекоушла от непосредственных зрительных образов и не конфликтует с ними, то многиеразделы современной математики не имеют ничего общего с повседневным опытом и строятсяисключительно на цепочках логических умозаключений. И хотя первоначальныеаксиомы интуитивно понятны, во всяком случае. не противоречат интуиции, тем неменее построенные на них чисто интеллектуально, т.е. логически конструкции,здания и целые миры совершенно фантастичны. ни на что не похожи и уж точноннтуитивно, т.е. целостно сразу восприняты быть не могут. (Между тем,специалисты усматривают красоту в этих построениях. А ведь красота — этоэстетическая категория, и в значительной степени интуитивная, могущаяотноситься только к целостному образу. Такие ощущения в отношенииматематических и научных теорий могут возникнуть только после длительного ихизучения, когда в воображении создается целый мир, населенный как отдельнымицелостными объектами разными концепциями и теориями. В этом мире, созданноминтеллектуально, уже возможны сложные отношения объектов между собой и самимсоздавшим их субъектом, т.е. такие отношения как ассоциации, интуитивныеоткрытия и предположения, эстетические оценки. Пожалуй, на этом этапе можносказать, что осуществляется синтез интуиции и интеллекта — двух типовкогнитивной деятельности.)
Другойпример интеллектуальной деятельности дает речь, язык, литература. Произнесенноеили написанное слово — это акт сознания, логического осмысления мира. (Конечно,мы не берем в расчет междометия типа «Ай», «Ой», «Черт побери», когда выобожглись, или когда вам наступили на ногу. В этих случаях слова являютсяскорее всего результатом действия инстинкта.) Речь, язык — очень важный элементнашей жизни. Можно сказать — решающий элемент, отделивший нас от остальногоживотного мира. Философы отождествляют речь и Логос, т.е. способность кинтеллектуальной рассудочной деятельености. С помощью языка мы можем описыватьи анализировать наши эмоции, чувства, неясные ассоциации, но также и обратно — вызывать эмоции и чувства (вторая сигнальная система!), заставляя себя (можетбыть и внутренний диалог!) или другого человека жить не в реальном сиюминутноммире, реагируя на него посредством врожденных и приобретенных рефлексов, но ввиртуальном мире воспоминаний, грез, внушенных чувств и эмоций. Любая речьразвивается во времени. То же и с художественной речью — будь то короткийрассказ, поэма или роман типа «Война и мир». Судить о литератупном произведенииможно только прочитав его вее; и только после этого оно может стать целостнымобразом, включенным одновременно в интеллектуальную и интуитивную,подсознательную жизнь субъекта.
Искусство как синтез интуитивного и интеллектуального
Вэтом смысле интересно сравнить три вида искусства — музыку, изобразительноеискусство и литературу. Первый (музыка), так же как и последний (литература)развивается во времени, в то время как объект изобразительного искусства — картина, скульптура, офорт, гобелен или архитектурное творение воспринимаетсясразу, мгновенно создавая гамму настроений, ассоциаций и эмоций, которая лишьвпоследствии может быть развернута в словесную интерпретацию. Последнее роднитмузыку и творчество, воспринимаемое визуально, значительно больше, чем внешнийпризнак разворачивания во времени сближает музыку и литературу. Как музыка, таки изобразительное искусство апеллирует непосредственно к чувствам, эмоциямлюдей, их словесное, т.е. интеллектуальное описание является вторичным актом.Художественная литература, наоборот, является рационализацией, т.е. результатоманализа и словесного описания эмоций, и в то же время обладает чудеснойспособностью вызывать переживания и эмоции. Поэтический жанр в литературе стоитна самом краю рационального. Поэты непреходящи в своем стремлении сбросить ссебя сковывающие путы рациональных слов и смыслов и обратиться непосредственнок ассоциативному, образному сознанию читателей.
Оченьважным моментом при восприятии искусства является социокультурная среда, где этоэто искусство рождается и живет. Вот, например, музыка и пляски африканскихплемен, а также предметы изобразительного искусства, например, маски. Этипроявления искусства имеют для народов Африки ритуальный смысл, связаны с ихмировоззрением, представлениями о Космосе, и именно поэтому или, лучше сказать,только сочетая в себе эти элементы, они являют собой синтез интуитивного иинтеллектуального. Все это, перенесенное в другую культурную среду, например,европейскую, утрачивает свой первоначальный смысл. В новых условиях это можетбыть просто элементом моды, а может более глубоко войти в новую культуру, итогда осуществится новый синтез. В этом смысле европейская культура (включающаясевероамериканскую — англо-, франко-язычную и южноамерикан-скую — испано-язычнуюпредставляет собой единое целое. Мы также принадлежим к этой культуре, которуюназывают также христианской или иудо-христианской. Это следует из того, чтолюбые проявления этой культуры нам в целом понятны, легко включаются в нашуинтуитивную, образную и интеллектуальную сферу. Тем не менее, конечно,существуют национальные оттенки, нюансы, которые могут весьма существенноповлиять на восприятие искусства разных стран. Рассмотрим несколько примеров.
Примеры
И.Левитан.Владимирка. Унылый, безрадостный день и унылый, ровный вид; равнина, не на чемостановиться взгляду. Ровное, серое небо. Свинцовое, тяжелое. Тоска…Приглушенный неяркий колорит. Бесприютность, однообразие безысходность… Дождяеще нет, но если он будет, то укрыться негде. Почему Владимирка? Ах да, в этусторону идут по этапу политкаторжане. Они хотят изменить Россию, ее тяжелыймноговековой уклад, сделать ее более динамичной, счастливой. А пока… Пока онавсей своей тяжестью обрушилась на них. Разве можно противостоять Судьбе? Вперединикакого просвета… Выдержат?.. Сломаются?.. Выдержим?.. Сломаемся?..Последняя политическая часть могла иметь в замысле художника место. а могла ине иметь, но в том, что определенная часть российского общества воспринималаэту картину именно так, мало сомнений, так же как и в том, что и нам, живущимспустя столетие. такая интерпретация не чужда. Другие люди может быть, будутобъяснять свои ассоциации при взгляде на эту картину другими словами, но кактолько они это сделают, синтез интуитивного и интеллектуального состоится.
И.Левитан.Над вечным покоем. Захватывает дух и щемит сердце. Огромное небо, Великая,Божественная Природа. Все суетное уходит и Вы остаетесь наежине с Вечностью.Одинокий, заброшенный погост… Да, все мы смертны, но наш Дух способеноткликнуться на Вечное, и это оправдывает нашу жизнь. Красиво, спокойно ивеличественно… Очищение… И возвращение в Жизнь.
М.Чурленис.Истина. Яркое пятно света — свеча — освещает лицо человека, но черты его зыбки,схематичны. Все погружено во мглу, живописную, цветную мглу. Свет бликует, какбудто он за стеклом, а стекло грязное, и Истина искажена. Надо ее очистить,сорвать покровы, но нет сил, а может быть и не хочется. А может быть, это негрязное стекло, а мотыльки, летящие на свет, к свету… Свет Истины оказываетсядля них обжигающ и губителен. Вечный поиск истины, всегда страшной и жестокой,титаническими усилиями вырываемой из зыбкого вечно меняющегося мира, все равноникогда не остановить…
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта okno.km.ru/ofir


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.