--PAGE_BREAK--
Социология. Контрольное задание.
Тема 1, Вопрос №1:
В обыденном сознании понятие “социальное” очень часто отождествляется с понятием “общественное”. “Общественное” же является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название “общественные науки”.
Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения — сквозь призму социальных явлений, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности — социума как объекта социологии.
Выделение социологии в самостоятельную науку было не случайным не случайным. Оно было подготовлено всем предшествующим социально-политическим, экономическим и духовным развитием человечества. Первая половина XIX века, когда и возникла социология как наука — это время бурного промышленного развития передовых стран. Время фундаментальных открытий, сложных масштабных социально-политических конфликтов и перемен. Это явилось благоприятной почвой для появления различных классических теорий, что в свою очередь послужило рождением социологии О. Конта. В истории общественной мысли французский учёный Конт известен как родоначальник позитивистской социологии. Его предшественники основатели политологический учений Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и А. Токвиль. Продолжатели контовской позитивистской линии был английский исследователь Г. Спенсер.
Тема №1, Вопрос №2:
Появление или изменение любого общественного явления как правило связано с кризисной ситуацией. Современный кризис российского общества является одним из самых глубоких и продолжительных в нашей истории. Он обозначился ещё в конце 60-х годов, когда происходило общемировое переосмысление ценностей цивилизации. Демократические преобразования в восьмидесятых годах, переход к рыночным отношениям привели к возможности нового осмысления социальных вопросов. Эволюция “перестройки” сделала возможным ведение разговора о новом общественном устройстве. Эти процессы а также прогрессирующая социальная неоднородность общества привели к социальному конфликту в нашем обществе. Природа этого социального конфликта тесно связана с переходным состоянием в обществе. Глубокие корни конфликтной ситуации прослеживаются прежде всего через отношения растущего неравенства крупных социальных групп. Поэтому, как следствие общественных экономических и политических изменений, есть изменение их связующего — социального, то есть “второе рождение” социологии.
Тема №1, Вопрос №3:
Вопрос социальных отношений возникает только при наличиии какого-либо общества, то есть социума, вне зависимости от размеров этого социума. В то же время рассматривать вопросы отношений в обществе не возможно отдельно от человека как составляющей общества. В свете вышесказанного социальные отношения есть отношения человека с обществом, общества с человеком, людей друг с другом и отношения обществ.Поэтому при рассмотрении общественных отношений необходимо рассматривать общество в целом, в то же время сознавая, что за обществом стоит отдельный индивид. Кроме того отношения человека с человеком и отношение социумов раззматриваются по разному, с применением разных закономерностей, поэтому в рассмотрении социальных вопросов необходимо учитывать и субъективизм каждой конкретной ситуации.
Тема№1, Вопрос №4:
— социология;
— философия;
— история;
— правоведение;
— политология;
— психология;
— культурология;
— педагогика.
Тема №1, Вопрос №5:
П.А. Сорокин — российско-американский социолог XX столетия, определивший основные направления развития современной социологии.
Он уделил пристальное внимание выяснению исходных, методологических проблем этой науки — её сущности и специфики.
Сорокин признал в начале своего творческого пути, что нет общепризнанного понимания социологии, ибо “сколько социологов, столько и социологии”. Для понимания социологии как науки об обществе особенно важно выяснить то, что вкладывается в содержание таких понятий, как “общество”, “социальное”. По Сорокину, одним из важных вопросов этой науки, общество — это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Элементами взаимодействия являются: индивиды, акты (действия), язык, письменность, орудия труда, исскуство и др. Социология как наука, отмечал П.А. Сорокин, изучает специфические социальные явления, которые обладают “внешним бытием” и непосредственно наблюдаемы. Важным является его тезис :”Социология — фундамент для специальных общественных наук”.
Стоя на принцыпиальных позициях признания преимуществ эволюционного реформирования обществ Сорокин выдвигал следующие каноны такого реформирования:
а) реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктом;
б) практической реализации реформ должно предшествовать научное изучение конкретных социальных условий;
в) реформы должны проводиться в жизнь правовыми средствами.
Тема №1, Вопрос №6:
Особенности микро и макро социологии:
Микросоциология — изучает общение людей в повседневной жизни. Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействийй друг с другом.
Д. Хоманс (1973 г.) считает, что взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения и наказания.
Г. Гарфинкель (1967 г.) разработал теорию, обращающую главное внимание на изучение принятых на веру правил и понятий.
Макросоциология — основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Этими моделями являются такие общественные институты, как семья, образование, религия и др.
Макросоциологические теории:
Функционализм (Г. Спенсер) — сравнение общества с живыми организмами. Всё выполняет определенные функции в процессе жизни. Все связано между собой.
Теория конфликта(К. Маркс) — в самой основе общества — классовый конфликт. Классовая борьба является источником большинства политических конфликтов, движущей силы истории.
Тема 1, Вопрос №7:
Общественные науки: философия психология, история, социология и др. прежде всего служит ступеньками становления любого образованного человека.
Юрист-профессионал — это прежде всего человек, способный объективно оценивать прцессы, происходящие в обществе, результатом этой оценки является грамотное решение.
Профессиональная подготовка — способность синтезировать необходимую информацию, затем оптимизировать ее с точностью до правильного решения. Общественные науки есть материал, содержащий в себе информацию о пути, пройденном обществе. Поэтому это есть основа профессиональной подготовки.
Тема №2, Вопрос №1:
Различие понимания у обоих авторов существует по причине наличия нескольких методов в социологии, то есть нескольких правил и приемов (выборочные исследования, историческое исследования, эксперимент и др.), так как метод употребляется в обобщенном смысле.
Первый тезис отвечает субъективно-деятельной позиции, что на мой взгляд, наиболее приближено к реальности.
Второй тезис содержит мнение о возможности субъективного подхода, что характерно для автора, являющегося сторонником теории аномии.
Тема №2, Вопрос №2:
Социологическая информация о политической жизни страны.
Социологический опрос на тему влиятельности политиков.
Респондентам были предложены следующие кандидатуры, набравшие процент голосов:
Ельцин Б.Н. — 25%
Черномырдин В.С. — 23%
Лебедь А.Н. — 15%
Чубайс А.Б. — 37%
Опрос проводился среди работников сферы обслуживания.
Тема №2, Вопрос №3:
Тема социологического наблюдения “Политический лидер сегодняшнего дня”. Мною первичная информация была почерпнута из журнала “Коммерсант”. Респондентами являлись политическая и экономическая элита страны. По результатам опроса был выявлен лидер в лице А. Б. Чубайса.
На мой взгляд опрос проводился среди компетентных кругов, связанных с государственной деятельностью. В силу непосредственных интересов опрашиваемых можно предположить, что ответы были объективные. Учитывая ситуацию, в данный момент характеризующуюся нестабильностью политической власти, в связи с известными событиями, сделаем вывод о переходе реальной власти к околопрезидентским кругам.
Тема №3, Вопрос №1:
Общественная мысль Древнего Востока.
Представители — Конфуций, Лаоцзы.
Основные идеи учений — божественная власть во всем;
- государство — большая семья;
- закон есть добродетель.
Общественная мысль Древней Греции.
Представители — Пифагор, Платон, Аристотель.
Основные идеи учений — идеология общества — свободомыслие;
- государство — господство законов, интересы общей пользы;
Христианская политическая жизнь.
Представители — Августин Блаженный, Фома Аквинский.
Основные идеи учений — человек грешен, поэтому обязан жить “по богу”
- государство — как естественное желание людей объединиться;
- предназначение закона (позитивного) — силой и страхом принуждать людей.
Общественная мысль эпохи Возрождения и реформаций.
Представители — Макиавелли, Боден, Мор.
Основные идеи учений — человек в обществе — сообразие поступков;
- государство — изобретение мудрых для подчинения народу;
Тема №3, Вопрос №2:
Направление
Представители
Базисные понятия
Эмпирическая социология
Л. Ф. Уорд, У. Томас
социальная жизнь отличается от биологических процессов своим целенаправленым и творческим характером; зависимость мотивации деятельности от его принадлежности определенной социальной религиозной и культурной общности и организации
Структурный функционализм
Т. Парсонс, Р. К. Мертон
Усилить внимание пренебрегаемом ранее к “социальным элементам” как доминирующим факторам на основе концептуальной схемы анализа социальных систем; не рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов, а рассматривать реальные последствия функции
Конфликтоло- гия
Г. Зиммель, Р. Дарриндорф
Выделение объективных (“латентных”) и субъективных (“явных”) интересов, которые выступают как противоположности в конфликте
Тема 4, Вопрос №1:
1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).
2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
5. У него есть собственной название и собственная история.
6. Оно обладает собственной системой управления.
7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Тема №4, Вопрос №2:
1. Сознание рядового обывателя не успевало за радикальными изменениями, происходящими в обществе. Поэтому основной трудностью, с которой столкнулись реформы было национальное самосознание и инертность социально-коммунистического сознания, отягощавшее мысли большинства, хотя и поддержавшее их в самом начале, пока не поняло что они не приводят к желаемой стабильности.
2. Общественное сознание для кардинальных экономических изменений в России на рубеже 90-х годов не было готово, так как реформы этих годов являются модернизацией неорганического типа. Реформы представляли собой способ “догоняющего” развития. Неорганическая модернизация в нашей стране осуществлялась путём закупки зарубежного оборудования и товаров народного потребления, отказ от национальной технологии, науки и культуры, приглашением зарубежных специалистов, использование иностранных инвестиций. Эти изменения не были связаны с изменением общественного сознания. “Модернизация” не охватила подавлдяющего большинства населения и не получила прочной социальной поддержки.
3. Реформы 90-х годов были реформами сверху. Инициатива шла от властных структур, которые её и поддержали. Эти изменения были угодны также “прогрессивной” интеллигенции. Реформы не поддержали те слои общества, которые не могли или не хотели “перестраиваться” на новые формы общественных отношений, кому эти отношения претили.
4. Различные сферы общества и его институты изменялись с разной скоростью, поскольку они и принимали эти изменения по-разному, по-разному воплощали их в жизнь.
Тема №5, Вопрос №1:
Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Поэтому институт семьи является социальным. Семья является элементарной базовой структурой общества, его элементарной ячейкой. Именно поэтому институт семьи и сама семья в частности являются базовыми структурами общества.
Тема №5, Вопрос №2:
а) репродуктивное — биологическое воспоизводство населения в общественном плане и удовлетворения потребности в детях — в личностном плане;
б) воспитательное — социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
в) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
г) экономическое — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономической поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
д) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;
е) духовного общения — развитие личностей членов семьи духовное взаимообогащение;
ж) социально-статусное — представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводства социальной структуры;
з) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
и) эмоциональное — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Тема №5, Вопрос№3:
Основные формы организации семьи:
— моногамная;
— полигамная.
Тема №5, Вопрос №4:
Автор этого тезиса пытается акцентировать внимание на вопросе связи человеческой сексуальности и внесексуальных человеческих отношений. Человеческая сексуальность формируется на раннем этапе развития личности, когда еще не развиты собственно сексуальные отношения. Во время этого формирования и происходит основное влияние внесексуальных отношений на личность. В дальнейшем это влияние заметно снижается, но остается в силе. Поэтому человеческая сексуальность все-таки является носителем внесексуальных отношений, происходивших в основной своей массе на раннем этапе, но и продолжающих происходить, хотя и в меньшей степени. Автор пытается сказать, что в этой сексуальности будет тем больше человечности, чем больше человеческих внесексуальных отношений повлияло на личность. Главным в этом отрывке является слово “носитель”. Если сексуальность является носителем внесексуальных личностных отношений — это, с моей точки зрения, не верно. Я считаю, что сексуальность является только частью человеческих внесексуальных личностных отношений.
Тема №5, Вопрос №5:
Если рассматривать мужчин и женщин в целом, в совокупности, то эта фраза верна, но в каждом конкретном случае случаются свои иррациональные исключения.
Тема №6, Вопрос №1:
К материальной культуре относяться следующие явления: телеграф, колесо, сумка, медаль, галстук, револьвер, университет, Барби, джинсы, карнавал, стол.
К духовной культуре относяться следующие явления: огонь, песня, дуэль, танец, магия, амулет, диспут, святки, свадьба, пасха, теория.
Тема №6, Вопрос №2:
К элитарной культуре относяться следующие произведения: стихотворение М. Лермонтова, опера Чайковского.
К народной культуре относятся следующие произведения: частушки.
К массовой культуре относятся следующие произведения: телесериалы, песни Окуджавы и Розенбаума, порнографическая литература, рок-оперы.
Тема №6, Вопрос №3:
Я полагаю, что любые события несут с собой положительный и отрицательный опыт и вне зависимости от свойства этого опыта он будет полезен, а поэтому в СССР за 75 лет произошла именно культурная аккумуляция, поскольку мы попробовали что-то другое и именно поэтому мы теперь такие, какие мы есть, хотя безусловно мы кое-что потеряли, но то что мы приобрели не пропало даром.
Тема №7, Вопрос №1
“Социальное давление” может по разному влиять на развитие индивида. Все зависит от степени этого давления, от его направленности, наконец от способностей самого индивида. Оно может как положительно, так и отрицательно влиять на выражение индивида. В некоторых случаях происходит “взлет” индивида на “воздухе” этого давления, но в других случаях воздействия социума столь высоко, что для развития индивида не остается никаких возможностей. В таком случае индивид может погибнуть или замкнуться на самом себе и отделиться от общества.
Тема №7, Вопрос №2:
Этот вопрос тесно связан с первым. Данный тезис вкладывает в слово “сходство” большую долю критики. На мой взгляд без контекста трудно прокоментировать это выражение, так как существует сходство между людьми нашего времени и первобытными.
Можно предположить, что Дюркгейм под приметивностью не имел в виду “эволюционную лестницу”. Это понятие рассматривается как некий абсолют для определенного промежутка времени. Примитивность есть остановка процессов, происходящих в обществе. Результатом этого является внутреннее выраждение его индивидов. Выраждение ведет к упрощению. В этом случае можно вести речь о сходстве.
Тема №7, Вопрос№3:
Каждый человек на сферу социального имеет свой взгляд. Как правило занимаются две позиции. одна представляет собой личные интересы индивида, другая — его общественный интерес косвенно подразумевающий личный.Четко разграничить сферы интересов трудно. Они всегда пересекаются друг с другом либо дополняя, либо являясь следствием интереса.
Сфера частных интересов
Сфера общественных интересов
семья
национальные интересы государства
личные интересы
поддержание правопорядка
элементарные физиологические потребности человека
Тема №7, Вопрос №4:
Под обществом в этом вопросе понимается вся иерархия общественных институтов. Попробуем представить, что человек может быть совершенно свободным от общества, а значит и оторван от общества, не имеет никих контактов с общественными формациями. Но человек таким какой он есть возник именно из-за существования этих формаций. Оторви его от общества и он пререстанет воспринимать себя как часть чего-то большого, перестанет осознавать себя как личность в обществе, то есть его личные, частные интересы станут преобладать над ним. По сути общественные интересы вообще пропадут, и получим мы уже не человека, а индивида, всеми путями пытающегося удовлетворить свои потребности, то есть нечеловека. Поэтому общественное всегда должно присутствовать в любой человеческой деятельности как составляющая часть человеческой личности. Другое дело каким образом и в какой мере это общественное может проявляться и влиять на саму личность. В наше время, когда за общественным стоят такие мощные институты, как религия, государство, партия и собственно общество, человек не в силах игнорировать их. В своей повседневной жизни он редко сталкивается с крайними проявлениями этих формаций, однако в критические этапы своей жизни эти формации могут раздавить отдельную личность, хотя и состоят из этих личностей.
В этом смысле крайней формой господства государства, общества над человеком есть рабовладельческий строй, который позволяет существовать такой форме правления, как деспотия. Крайней же мой господства общества над человеком, как это ни странно, может явиться и демократия, власть большинства, мнение которого не всегда и не обязательно должно совпадать с мнением отдельного человека.
Тема №7, Вопрос№5:
Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущих размышлений. Человек может сам себя обеспечивать, распоряжаться деньгами независимо от других, и проживать независимо от родителей, но полностью быть самостоятельным в выборе образа жизни не может. Наша действительность устанавливает определенные рамки для этого и выйти из этих рамок означает поити против общества, поэтому наша жизнь не возможна без какой-то меры приспособленчества. И вообще все эти критерии весьма относительны и в каждой конкретной ситуации могут пониматься по-разному.
Тема №7, Ворпос №6:
Инстинкт затрудняет социализацию, потому что он несет в себе долю первобытного, когда человек еще не был полностью социализированным. Поэтому инстинкт пытается заставить человека мыслить эгоистически, что конечно не помогает его социализации.
Тема №7, Вопрос №7:
Социализация личности в группе — то есть в обществе. Ч. Кули выдвигает ролевую теорию личности. Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, имея тем самым определенный социальный статус. Социальный статус в свою очередь подразделяется на предписанный, то есть полученный независимо от субъекта, и достигнутый, то есть приобретенный собственными усилиями индивида. Социальная роль человека это его ожидаемое поведение, связанное с его социальным статусом. На основании этого процесс социализации заключается в индивидуальном продвижении личности, становлении ее социального статуса, под воздействием общества. продолжение
--PAGE_BREAK--
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Культура — смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они могли бы понимать и совершать в нем поступки.
3 подхода к культуре: в обыденности ассоциируется с воспитанностью, отождествляют культуру с художественной культурой, включает в себя политическую, духовную культуру.
Культура не существует вне человека. Человек творитель культуры. Артефакт — то, что искусственно создано человеком. Культура — совокупность артефактов. Культура начинается там, где человек существует не только как биологическое существо.
2 типа культурных отношений (по генезису): природный (сон) — окультуривание, этот процесс связан с необходимостью человека; явления, которые по происхождению и способу реализации являются культурными (нет природного начала). Культура противопоставляется природе, она передается традициями, языком, практическим изучением и подражанием, а не наследуется биологически. Человек живет в смысловом пространстве. Смысл — доминанта в понимании культуры. Незнание культуры исключает общение. Культура — закон передачи смысла. Культура предполагает отношения: человек — человек, человек — общество.
Человек тоже артефакт, т.к. он становится человек путем социализации. Культура усваивается личностью в процессе социализации и представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также индивидуально значимые действия.
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей.
Культура есть не само бытие, а слова, образы бытия, которые помогают нам жить и общаться. Ментальность — совокупность всех актов мышления, сознательные и несознательные. Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения. Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии — либо социальный либо гуманитарный. Функции культуры: коммуникативная функция культуры. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека. Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Познавательная функция культуры. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. В светском понимании духовная культура — картины, музыка. В религиозном понимании — высшее.
Мир культуры человека – это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи – все то, что можно назвать бытием культуры.
Восприятие ребенка предельно реалистично: для него дотронуться до слова «солнце» – то же, что коснуться самого солнца. То есть образ предмета и сам предмет составляют единое целое: обозначающее смешивается с обозначаемым. При этом дети не приписывают случайность событиям сверхъестественного значения. Мистический опыт не следует считать патологическим. Его надо рассматривать как сверхнормальный, поскольку он ведет к самоактуализации и происходит у нормальных во всем остальном индивидов. И если до недавнего времени духовность и религию в западной психиатрии трактовали как нечто, генерируемое человеческой психикой в ответ на внешние события, – ошеломляющее воздействие окружающего мира, угрозу смерти, страх перед неизвестностью и т.п., то теперь, в частности, в работах С. Грофа, духовность определяется как неотъемлемое свойство психики, проявляющееся спонтанно при достаточно углубленном самоисследовании.
Материальная культура — совокупность нематериальных элементов, культура труда и материального производства, культура быта, топоса, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу и физическая культуры. Духовная культура — многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например — книга.
Элитная культура ориентирована на избранную публику. А массовая культура ориентирует свои духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей. Массовая культура убирает все непохожее, личностное, устанавливает единые для всех ценности. Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. В массовой культуре доминирует чувственная экспрессия, получение удовольствия. Еще в средние века, когда общество было разделено на 2 слоя — знатных и плебеев — существовало благородное искусство. Которое было условным, идеалистическим, то есть художественным, и народное — реалистическое и сатирическое. Всякий кич разрушает искусство. Но массовая культура доставляет чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.
Высокая культура — изящное искусство, классическая музыка и литература — создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.
Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Типология культур по признакам: исторический, религиозный (основа — религия: исламская, христианская культуры), географический, формационный (рабовладельческая, феодальная), экономический (развитая или развивающаяся культура). Может существовать комбинация признаков.
Язык культуры выполняет смыслопередающую функцию. Язык — понятый сторонами способ передачи смыслов. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык — явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов — кивков, манеры улыбаться и хмуриться, — язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее. Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются оторванными от общества.
В отличии от речи язык культуры не ограничивается словами. Основными компонентами языка культуры ( пример: язык одежды, тату) являются ценности и нормы. Существует некоторая классификация языков: естественные (русский), искусственные (языки науки, где значение фиксировано, и существуют строгие рамки использования), вторичные (коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естесвенно-языковым уровнем, пример: миф, религия, искусство).
Ценность — то, что разум и чувство людей диктуют признать стоящими над всем и чему следует подражать. Ценности в разных культурах и у разных людей отличны. Природа отличается от культуры тем, что в ней нет понятия ценности. Человечество вырабатывает ценности общемеждународного права. Ценности — основа культуры.
Норма — предписание, образец поведения или слова, мера оценки поступка, действия. Нормы отвечают на вопросы что существует и что должно существовать, поэтому они шире законов. Нормы: экономические, нравственные, юридические. Моральные нормы и правовые в США неразрывны, не расчленены (также было в Европе до Нового времени). Норма может быть обусловлена контекстом: историческим, профессиональным, этническим, возрастным, бытовым. Норма формируется в соответствии с ценностями. Нормальный — соответствует норме. Нормативный — создает норму.
Способ существования смысла — миф. Миф — особая форма языка культуры. Миф — способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на породнении человека с миром. Человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает явления природы как одушевленные вещества. 3 способа понимания мифа: миф — древнее предание, обычно вымышленное (не история); миф — происхождение космоса (космогенез), вселенной (ближе к культурологическому пониманию); миф — особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное. Характеристики мифа: заинтересован в вечном, не заинтересован в истории. Мифология пронизывает жизнь и культуру. Критерии, по которым определяется мифологичность: если есть глубокое восприятие человека, социальная значимость. Миф является исторически первой формой культуры, он вечен (мифологическое измерение присутствует в каждой культуре). Тотемизм — племя отождествляет своих священных предков с некоторыми животными. Характерное для мифа верование в племени — фетишизм (обожествление предмета и наделение его демоническими силами).
Взаимодействие культур возможно тогда, когда возможен диалог (две говорящих стороны, их понимание друг друга, понимание смыслов).
Искусство, религия и наука в целостной системе культуры.
Религия — то, что в наибольшей степени выделяет человека из животного мира. У животных существуют понятия, преднаука и предискусство на примитивном уровне, нонет ничего святого. Любой человек религиозен, не обязательно веровать (вера в себя, в материальные вещи). Человек может обходиться без веры (имеется в виду религии). Все попытки создать единую религию ни к чему не привели (разная сущность религий). Но есть что-то, объединяющее все религии (как позвоночник у животных). Хотя нет общего в сути. Общее религий: религия всегда лежит в основании культуры, вопросы, которыми задается религия. Религия — способ самореализации человека в вечности (Лосев). Проблемы религиозного познания: проблема смерти (основная движущая сила смысла жизни); проблема смысла жизни (религия объясняет смысл жизни); проблема страдания (все люди страдают); проблема соотношения религии и морали (религия не есть мораль). Религия объясняет мораль, служит ее основанием. Религия не исчерпывается моралью. Целью религиозных учений является спасенный человек (без бога можно быть хорошим человеком, но без бога нельзя спастись). Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека (дух с его свободой и творчеством). И проблема истины (в философии существует 2 трактовки истины: антология — учение о бытии, истинным или ложным может быть само бытие (религиозная); гносеонология (современная) — учение о познании, соответствие чьих-то представлений о реальности и реальностью).
3 характеристики религиозной системы:
— наличие религиозного учения, которое выражает совокупность взглядов на мир
— наличие культа религиозной практики, которая задает поведение
— наличие религиозной организации (церкви)
Языком религиозной культуры является символ. Символ означает то, чем является на самом деле. Символ раскрывается через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Культ — внешнее выражение внутреннего содержания религии.
Религия есть органическая часть культуры. Культура сама происходит из религии. Религия уходит за пределы культуры. Человечество не знает до религиозных стадий развития общества. Любая религия есть мировоззренческая система, основанная на таинстве жизни после смерти. Религия характеризуется верой в сверхъестественное, во что-то нереальное. Весь религиозный опыт человечество получает через обрядные переживания. Главное в религии — связь с вечностью, с Богом. Основное для религии — внутренний образ. Природа религии — тайна (традиция в религии имеет совершенную власть именно потому, что ее происхождение окружено тайной и мраком). Язык религиозной культуры — символ (христианский крест). Религия решает проблему страданий: она объясняет страдания и помогает от них избавиться. В основе религиозной веры лежат эмоции и предчувствия. Религия обращена к субъективной части человеческого существования, познает мир через культы. Но религия не стремится изучить мир в научном понимании, она объясняет и осваивает его с помощью верований. Объяснение мира также исходит из различных религиозных трактатов, написанных значительными церковными лицами. Человек верующий не должен их осуждать или сомневаться в них. Мировоззрения верующего человека сопровождены мистическими чувствами и заставляют человека искать Бога в самом себе. Религия возвышает веру над разумом.
Религия нетождественна морали. Мораль составляет часть религии. Также религия нетождественна вере.
Наука - способ познания мира, основанный на получении знаний экспериментальным путем. Основные характеристики:
— объективна
— науки вообще не существует (на все время), есть наука сегодняшняя и завтрашняя; отдельные элементы могут существовать из прошлого (сегодня теория, завтра ложное)
— универсальна (используется всеми)
— незавершенна (в любой области остались неразрешимые вопросы)
— преемственна (накопление знаний)
— критична, рациональна, чувственна
— основана на сомнении
— достоверна (не строится на вымысле)
— внеморальна (открытия)
— фрагментарна (занимается лишь частью чего-либо)
— внеличностна, вненациональна (искусство может быть личностно) — могут быть похожие теории, фигура творца менее важна
— экспериментальна (метод познания — эксперимент, он повторяем)
Язык научной культуры — знак. Знак — условное обозначение, однозначен. Наука основана на логики, на рассуждениях, на доказательствах, на выяснении причин тех или иных явлений природы. Наука изучает действительность и человека со стороны, оставляя без внимания субъективные и мистические факторы, влияющие на познание мира. Но, несмотря на объективность, наука все-таки зависит от культурной среды, атмосферы, в которой она существует, и от нравственного состояния. Научный опыт извлекается из ситуаций, в которых не допустимо случайное влияние чувств человека на процесс исследования. Наука занимается препарированием. Наука нетождественна знанию. Методы научного познания: эмпирический (наблюдение экспериментов) и теоретический (гипотеза — концепция — теория; Гипотеза — некоторое предположение, которое не доказано. Концепция — некоторое промежуточное звено между гипотезой и теорией (по масштабу и по уровню доказательств)).
Наука и религия.
Лжепредставления (сложились на бытовом уровне):
— отождествление веры и религии, разность веры и знания. Но некоторые элементы науки берутся на веру. Наука всегда существует в общем контексте культуры.
— научное мировоззрение противостоит религиозному; мировоззрение – то, что определяет поведение человека в жизни; наука отвечает на вопрос “как” и не отвечает на вопрос “почему”; на вопросы “почему” и “зачем” отвечает религия; мировоззрение не может быть научным, может быть (без)религиозным, но может быть научное представление
— наука борется с религией; но этого не происходит (бывают столкновения старой науки и науки новой)
(19 в) Суентизм (от scince) – вера во всесилие науки. Наука может все, антиклирикальная направленность (клирик – священник). Наука и религия пересекается только в самом человеке.
Искусство
3 способа познания: религия, наука, искусство. Наука жизнь останавливает, ставит опыты препарирует жизнь. Религия интересуется не столько этой жизнью, сколько тем, что будет после, проблемой вечности. Религиозная теореология находится вне реальности.
Искусство — специфический вид духовного отражения и освоения действительности; один из элементов культуры; форма чувственного познания мира; проявляются творческие способности человека; процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие.
Искусство создает новую, вторичную, параллельную реальность (основанную на чувственном восприятии мира). В центре искусства – фигура личности, мастера. Язык художественной культуры: уникально восприятие автора и зрителей, нет точного значения, понимание в культуре уникально, в искусстве существует разность восприятия, моральность и нравственность необязательны. Аллегория (метафора) – язык искусства (иносказание, перенос качественного значения). Вымысел – непросто придуманный мир, а соотношение внешнего мира с внутренним. Красота функциональна, но есть и такая, которая не функциональна. Красота – явление относительное, не существует эталона красоты. Существует некий замысел красоты (говоря не об искусстве, о а природе). В окружающем мире существует некий теореологизм, т.е. красота заложена.
О явном прогрессе в искусстве нельзя говорить, как о прогрессе в науке. Прогресс искусства – эволюция творчества. В искусстве существуют традиции (школы, направления).
Религиозное искусство организует человека (каноны). Человек, занимающийся религиозным поиском уходит из искусства. Картину человек смотри вливаясь в нее, входя в ее мир (точки находятся за плоскостью). А икона не втягивает человека. Там нет точности факта, зато есть духовная реальность. Икона – мировоззрение в цвете. Она выталкивает изображение. Читая библию, мир читающего не исчезает, а библия выходит на читателя.
Все три способа познания не противостоят, а сочетаются, и точка их пересечения находится в человеке. Но религиозный – доминант в человеческой личности.
Античность
Периодизация VI-V вв. до нашей эры — IV — V в. нашей эры
IV в. н.э. — христианство.
Античность и христианство столпы современного генезиса. Эпоха Возрождения центрируется вокруг возвращения к античности. Европейская цивилизация уходит своими корнями в эпоху античности.
Характеристики античной культуры:
Ø Полис — центральная форма, образующая культуру античности, человек существует только в рамках полиса
Ø Состязательность (особенно художественные состязания) и диалогичность (умение вести беседу)
Ø Космологичность (космос для античного человека противостоит хаосу), есть макро и микро космос
Ø Антропоцентризм — сводится к гармонии духа и тела
Ø Красота — явление духовного порядка, следствие организации космоса, тождественна добру
Ø Понятие меры (она едина и неделима, характеристика совершенства)
Ø Соотношение и разрыв идеала и его реального воплощения
Греческая культура
Гомеровский период (XI — VIII), орхаическая Греция (VII — VI), классическая (V — IV).
Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный (от слова интеракция — взаимодействие) характер. Весь этот процесс взаимодействия арийской и дорийской культур является историческим основанием для воссоздания картины (борющихся между собой интерактивных элементов двух культур: искусства, морали и религии). Интерактивная культура греков породила интерактивную технику, первым выражением которой стало военное искусство и применяемая в нем тактика. В полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась античная рабовладельческая демократия. Демократия, которая ставила закон выше власти и не допускала действий в политике, управлении, в судебной практике вне законов, помимо законов, без соблюдения строго установленных обычаем и законом процедур — другая черта классической древнегреческой культуры. Свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека. Существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. VIII в. до н.э. — Олимпийские игры. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Назначение культуры у древних греков — содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) — человека, политическому и нравственно-духовному — гражданина. Наказания для рабов и свободных людей были неодинаковы. Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. Мифы постоянно сопутствовали развитию греческой литературы, доставляя ей на протяжении многих веков ее существования важнейшие мотивы. Гомер и Гесиод способствовали определению личности, черт, атрибутов и сфер деятельности отдельных богов и героев, Фидий и его последователи дали пластическое видение их фигур и придали им определенные физические черты, одежду и даже черты лица. Мир греческих богов и богинь есть тот же человеческий мир, только идеализированный — люди суть смертные боги, а боги — бессмертные люди (Гераклит). Мир греческих богов и богинь есть тот же человеческий мир, только идеализированный — люди суть смертные боги, а боги — бессмертные люди (Гераклит). В основе уникальности греческого культурного “чуда” лежат следующие факторы: частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновничье-бюрокра-тической элиты и жреческой касты, десакрализация политической и культурной жизни (специфически античное явление), возникновение греческого буквенного письма, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством, созданием высокоразвитой греческой культуры. Именно эти факторы объясняют появление греческого типа культуры, переход от мифологического мышления к теоретической рефлексии, расцвет искусства. Понятие чести включает в себя знатность и роль человека в победе. продолжение
--PAGE_BREAK--