Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Российской империи XVIII в нач XX В

Культура Российской империи (XVIII в. – нач. XX В.)
СОДЕРЖАНИЕ
1 Культура России XVIII века
2 Культура России XIX – начала ХХ веков («золотой» и «серебряный» век в русской культуре)
3 Достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века
Список использованных источников
1 Культура России XVIII века
В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I (1672 — 1725). Этот царь перенес столицу России из Москвы в Петербург и объявил себя императором. Восхищаясь западным образом жизни, он энергично внедрял его в своей стране, прежде всего среди дворянства. С его подачи русские – народ с достаточно древней и сложной культурой – были поставлены в положение чуть ли не дикарей, которым надо приобщиться подлинной цивилизации. Это стало серьезным испытанием для национального самолюбия, и не все его выдержали – среди части «образованного общества» распространилось настоящее «чужебесие», т.е. преклонение перед всем иностранным. Правилом хорошего тона у «господ» стало общение на французском, немецком, английском языках с целью подчеркнуть свой европейский лоск и свое благородство.
Надо признать, что по некоторым направлениям культурного развития Россия к XVIII в. действительно уступала Западной Европе. Это касалось, прежде всего, сферы науки и научного образования. Академия наук в России была основана в 1725 г., и ее поначалу заполнили одни иностранцы. Первым собственно русским академиком стал великий М. Ломоносов (1711 — 1765), ученый необычайной широты интересов. Его стараниями в 1755 г. (наконец!) в Москве появился университет. В 1758 г. в нем училось около 100 человек – и это на 20 млн. населения страны. А в Германии в то время при таком же примерно количестве населения существовало более 20 университетов!
Если наука в XVIII в. делала в России первые шаги, то русское искусство эпохи культурного ученичества уже поднималось на уровень высокого мастерства. Тяжелее всего приходилось литературе, ибо ее буквально захлестнул поток иностранных слов и целых выражений. Большинство произведений русской поэзии, прозы, драматургии XVIII в. читать сейчас затруднительно вследствие их косноязычия и откровенно подражательного характера. Среди удачных исключений – творчество поэта Г. Державина (1743 — 1816), комедиографа Д. Фонвизина (1744 — 1792), а в самом конце столетия – Н. Карамзина (1726 — 1826), беллетриста и, по выражению А. Пушкина, «Колумба русской истории».
Изобразительное искусство и архитектура России притом, что оказались под несомненным западным влиянием (например, скульптура была прямо позаимствована с Запада), раньше, чем литература проявили свою национальную оригинальность и способность создавать шедевры. В числе их самых талантливых представителей – живописцы Ф. Рокотов (1735 – 1808), Д. Левицкий (1735 — 1822), В. Боровиковский (1757 — 1825); скульпторы Ф. Шубин (1740 – 1805) и М. Козловский (1753 — 1802); зодчие В. Баженов (1737 — 1799) и М. Казаков (1738 — 1812). И уже к концу XVIII в. было понятно, что Петербург – молодая столица империи – становится одним из красивейших в художественном отношении городов Европы («Северной Венецией»).
Яркая особенность высокой русской культуры XVIII в. – ее тесная связь с императорским двором и властью, которые ее буквально насаждали. Парадоксальная ситуация: именно двор выступал в качестве главного носителя и распространителя в стране идей Просвещения. Императрица Екатерина II (1729 – 1796, правила с 1762), при которой феодально-крепостнический строй в России достиг своего апогея, находилась в переписке с Вольтером, Дидро и другими европейскими просветителями. А ведь Просвещение было движением принципиально антифеодальным, антиабсолютистским!
В Российской империи XVIII в. едва-едва начали появляться люди, носители специфического «духа капитализма». Даже к концу XIX – началу ХХ в. слой таких людей был незначителен. Книги просветителей в XVIII в. читали в России, главным образом, дворяне. У большинства из них не появилось желания поскорее уравняться в правах с мужиками и отменить самодержавие. Первое, что им легче всего было взять у просветителей, – это критическое отношение к религии. Этому часто сопутствовало вступление в какую-нибудь масонскую ложу. Так назывались завезенные из Европы тайные организации, стоявшие на позициях космополитизма и антиклерикализма.
Авторитет Православной Церкви в обществе, ее влияние на культурную жизнь резко снизились. В огромной мере этому посодействовала сама власть. Еще Петр I отменил в Церкви патриаршество и фактически превратил духовенство в своеобразных «чиновников духовного ведомства». Зависимость Церкви от государства лишало ее нравственной силы, но и русскую монархию в итоге эта политика подвела к кризису народного доверия.
2 Культура России XIX – начала ХХ веков («золотой» и «серебряный» век в русской культуре)
XIX в. – «золотой век» русской культуры. Творчески усвоив западные влияния, она сохранила свое национальное лицо и, что называется, сказала миру новое слово. Многие ее достижения и представители получили известность и признание далеко за пределами Российской империи. Мы можем теперь долго перечислять имена россиян, ставших гражданами всемирно-исторической «республики гениев». Среди них: математики Н. Лобачевский (1793 — 1856) и П. Чебышев (1831 — 1894), физики А. Столетов (1839 — 1896) и Н. Жуковский (1848 — 1921), химики Н. Зинин (1812 — 1888) и Д. Менделеев (1834 — 1907), изобретатель радио А. Попов (1859 – 1905) и «отец космонавтики» К. Циолковский (1857 – 1935); композиторы М. Глинка (1804 — 1857), М. Мусоргский (1839 — 1881), П. Чайковский (1840 — 1893), Н. Римский-Корсаков (1844 — 1908); художники И. Репин (1844 — 1930), В. Суриков(1848 – 1916), И. Левитан (1860 — 1900); и, конечно же, литераторы А. Пушкин (1799 — 1837), М. Лермонтов (1814 — 1841), Н. Гоголь (1809 — 1852), Ф. Достоевский (1821 — 1881), Л. Толстой (1828 — 1910), А, Чехов (1860 — 1904)…
Что касается литературы, то она была в XIX в. наиболее успешно развивающимся и «экспортируемым» видом русского искусства. Здесь заметен контраст между культурой императорской (петербургской) России и культурой киевского, а также московского периодов, когда преимущественное развитие получили зодчество и изобразительное искусство (из-за этого культуру допетровской Руси порой не вполне правомерно называют «культурой великого молчания»). XIX в. также показал, что «поэт в России больше, чем поэт». Художественное слово приобрело необычайный общественный вес. Литературные журналы (типа «Отечественных записок») частично взяли на себя роль отсутствующих политических партий.
В России XIX в. расширился не только круг творцов (и, кстати, вырос их социальный статус), расширилась и их аудитория, которая раньше концентрировалась вокруг императорского двора. Наряду с дворянством в состав «образованного общества» вошла интеллигенция, формировавшаяся за счет включения в себя выходцев из разных сословий. При этом даже в конце столетия (по данным переписи 1897 г.) грамотные составляли только 21% населения империи!
«Золотой век» русской культуры имеет ту особенность, что ей недостает гармоничности, внутренней уверенности в себе, а ведь все это предполагается названием — «золотой век». Пожалуй, самым «золотым» в этом смысле было время царствования Александра I (первая четверть XIX в.), при котором проводились определенные либеральные реформы», русская армия разбила наполеоновских захватчиков и победоносно вступила в Париж. После же «дней Александровых прекрасного начала» и особенно после подавления восстания декабристов (1825 г.) в русском искусстве и общественной мысли начинает отчетливо звучать тревога за судьбу страны.
Лучших представителей высокой русской культуры явно тяготил разрыв между просвещенными на европейский лад «верхами» Российской империи и ее малограмотным, более традиционалистски настроенным простонародьем. Заметной тенденцией «золотого века» стало растущее отчуждение между властью и «образованным обществом», особенно интеллигенцией. За время, прошедшее с Петровских реформ, выросли поколения людей, для которых привычными являлись западные представления о чести и достоинстве, о правах гражданина, о необходимости ограничения верховной власти – а вот русская монархия представлялась уже архаизмом, постыдной «азиатчиной». Эти люди считали, что в царской России их таланты и образование остаются не востребованными. Многие хотели окончательного сближения с Западом и, торопя время, были готовы поддержать самые крутые реформы и даже революцию.
Впрочем, звучали голоса и тех, кто осуждал некритическое подражание Западу и предупреждал о том, что революция в России, если она произойдет, обернется кровавой катастрофой. Вернуться к православному идеалу «Святой Руси» призывали авторы-славянофилы. О культурной ценности самодержавия и всего русского «византизма» писал философ К. Леонтьев (1831 — 1891). В своем романе «Бесы» Ф. Достоевский вывел жесткие образы «западников»: люди, лишенные правильной христианской веры, не укорененные в народной культуре, они губят себя и свою Родину…
Конец XIX – начало ХХ в., приблизительно время царствования последнего русского императора Николая II (1894 — 1917), принято называть «серебряным веком» русской культуры. Она продолжала блистать шедеврами и талантами, как раз тогда «загорелись звезды» писателей М. Горького и И. Бунина, художников М. Врубеля и М. Нестерова, композиторов С. Рахманинова и И. Стравинского… В России, как и на Западе, зарождается модернистское искусство, появляются такие его течения, как символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт…), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова…), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский…), абстракционизм (В. Кандинский, К, Малевич…) и т.д. Возникает феномен «русского религиозно-философского Ренессанса», связанного с именами В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова и т. д. Одним из его самых оригинальных проявлений стала философия космизма, утверждавшая всеединство мира, целостность познания и космическое предназначение человечества.
Но весь этот культурный блеск наблюдался в стране, которая погружалась в глубокий кризис, шла навстречу революции. Среди части интеллигенции стал популярен марксизм, другую часть разъедали декадентские настроения. В область высокой культуры прорвались порнография, оккультизм, «романтика дна». Писатели и художники жаловались, что теперь их творчество стесняет не правительственная, а «прогрессистская» и «еврейская» цензура. На «национальных окраинах» Российской империи, в т. ч. в Беларуси, усиливались протесты против русификаторской политики властей.
3 Достижения и проблемы в развитии белорусской
культуры XVIII века – нач. XX века
В XIX в. название «Беларусь, Белоруссия», наконец, закрепилось за всей территорией нашей ныне суверенной страны (еще в XVIII в. оно относилось преимущественно к ее восточным областям). В течение нескольких десятилетий после присоединения белорусских земель к Российской империи в их культурной жизни продолжал господствовать польский язык. Самой массовой конфессией оставалось униатство. В значительной мере сохраняла свои позиции Римско-Католическая Церковь.
Переломным моментом стало восстание 1830 – 1831 гг., имевшее целью восстановить независимость Речи Посполитой. После его подавления имперские власти решили устранить по возможности все источники и проявления польского и литвинского (белорусского) сепаратизма. Был закрыт Виленский университет (до 1802 г. – Главная школа ВКЛ), осуществлялась тотальная руссификация системы образования. Власти также поддержали движение среди униатов за переход в православие. На Полоцком соборе 1839 г. униатское руководство объявило о воссоединении своей Церкви с Русской Православной Церковью. Правда, не все верующие захотели добровольно возвращаться к «вере предков» — многих пришлось принуждать полицейскими методами. При этом массово уничтожались предметы униатского культа, в т. ч. имеющие значительную историческую и художественную ценность.--PAGE_BREAK--
События конца XVIII – начала XIX вв. остро поставили вопрос о национально-культурной идентичности белорусов, об их месте в истории. Статус официальной идеологии получила концепция западноруссизма (такое название ей дали позднейшие критики), которую в Беларуси разрабатывали историки М. Коялович (1828 — 1891), И Григорович (1792 — 1852), А. Сапунов (1851 — 1924). Согласно этой концепции белорусы наряду с великороссами и малороссами (украинцами) являются ветвью единого русского народа. Белорусская культура рассматривалась, соответственно, как вариант русской культуры, более или менее интересный. Западноруссизм утверждал естественно-исторический характер пребывания белорусов в составе Российской империи и в лоне Православной Церкви.
Альтернативная точка зрения утверждала существование самостоятельного белорусского этноса, имеющего оригинальные традиции языка и культурной жизни. К такому взгляду на белорусов склонялись многие ученые (историки, этнографы, языковеды), например, И. Носович (1788 — 1877), А. Киркор (1818 — 1886), Е. Карский (1860 — 1931). Его отстаивали участники революционно-демократического движения, такие как К. Калиновский (1838 — 1864), один из вождей восстания 1863 – 1864 гг., и члены Белорусской Социалистической Грамады (под таким названием она существовала с 1903 г.).
Исключительно важной формой выработки национального самосознания белорусов стала литература. А. Мицкевич (1798 — 1855), автор поэм «Деды», «Пан Тадеуш» и др., Я Борщевский (? — 1851), автор прозаического цикла «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», В. Дунин-Марцинкевич (1808 — 1884), автор пьес «Крестьянка», «Пинская шляхта» и др., хоть и писали все больше по-польски, но постоянно обращались в своем творчестве к темам и образам белорусского фольклора, к особенностям народной речи. Я. Чечот (1796 – 1847) издал шесть сборников «Крестьянских песен» (на языке оригиналов и в переводе на польский) и сам стал писать стихи на белорусском языке, вернув его тем самым в сферу высокой культуры. Вершиной белорусской литературы XIX в. часто называют творчество Ф. Богушевича, поэта и писателя остро социальной направленности. Не имея возможности публиковаться на территории Российской империи, он вынужден был издать свои стихотворные сборники «Дудка белорусская» и «Смычок белорусский» за границей.
В начале XX в. появилась целая плеяда талантливых литераторов, выступавших за белорусское национально-культурное Возрождение: М. Богданович, М. Горецкий, Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич (Тетка) и т. д. Открылись издательства, специализирующиеся на белорусскоязычных книгах («Заглянет солнце и в наше оконце» и др.), и белорусскоязычные газеты («Наша нива» и др.). Громко зазвучали требования допустить белорусскую речь в школу. Но час «Белорусского Возрождения» был недолгим. Распространению его идей мешал недостаток собственно белорусской интеллигенции и буржуазии (в городах Беларуси белорусы находились в меньшинстве, уступая, прежде всего, евреям!). «Возрожденческий» порыв не встретил активной поддержки в Православной и Католической Церквах, а также в основных политических партиях (в Бунде, у большевиков, меньшевиков, эсеров…), тем более, к нему враждебно отнеслось государство.
И все же в целом период XIX – нач. XX в. оказался небезуспешным для развития культуры в Беларуси. Повысился общий уровень образованности населения, разнообразились его культурные запросы. Помимо уже названных писателей, поэтов, ученых, которые достойно представляли тогда отечественную культуру, можно упомянуть и много других имен: художников К. Альхимовича, Н. Селивановича, А. Гаравского; создателя национального профессионального театра – «Первой белорусской труппы» — И. Буйницкого; историка М. Довнар-Запольского; физика Наркевича-Едки и т. д.
И не стоит упрощать и окарикатуривать тогдашнее белорусско-русское взаимодействие на культурном поприще. Неправильно сводить его к формуле: «Хцiвыя суседзi парасцягвалi нашы скарбы, прысвоiлi нашы святынi, зрабiлi yсе, каб адбiць нам памяць i г. д.». Например, русские аристократы, графы Румянцевы и князья Паскевичи, имея владения в Гомеле, активно занимались здесь благоустройством города и меценатством. Важнейшими достопримечательностями Гомеля до сих пор являются выстроенные ими дворцово-парковый комплекс и Петро-Павловский собор.
Революция 1917 г., сокрушившая Российскую империю, изменила и судьбу Беларуси. В истории восточнославянской культуры начался новый этап.
Список использованных источников
1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др. – М.: ЮНИТИ, 1995.
2. Культурология: Учеб.пособие / Под научн. ред. Г.В.Драча. – Р-на-Д.: Феникс, 1995.
3. Скворцова, Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов/Е.М.Скворцова.- М.: ЮНИТИ,1999.-406с.
4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры / Милюков П.Н. – М., 1993.
5. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие для вузов Под ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Соціологічний аналіз міжнаціональних відносин
Реферат Учет и аудит расчетов по оплате труда в бюджетных организациях
Реферат Poe
Реферат Антимонопольное законодательство и регулирование в Украине
Реферат Utopia Essay Research Paper UtopiaSecluded in the
Реферат Обучение рисованию детей дошкольного возраста
Реферат Березин, Ефим Иосифович
Реферат Организация движения технические средства светофорное урегулирование
Реферат 1.      Параректальные свищи. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение
Реферат Акционерные общества их задачи и организационно-правовые формы
Реферат Разработка приложений в визуальной среде Delphi на языке программирования Object Pascal
Реферат Развитие ипотечного кредитования в РФ
Реферат The Silk Road Essay Research Paper The
Реферат Антитеррор психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора
Реферат Организационные основы аудиторской деятельности, виды аудиторских услуг