Реферат по предмету "Культура и искусство"


Керамические сосуды античности

--PAGE_BREAK--

Именно в это время возникают росписи мастера Тлесона, изготавливавшего килики на высокой ножке. На их внешней поверхности он обычно или одну фигурку — птиц, какого-либо животного, или человека, красиво располагаются в его композициях и буквы автографы: «Тлесон, сын Неарха сделал». В Ольвии были найдены подобные килики. На сосуде изображены пасущиеся животные, и надпись, расположенная по краю, гласит: «Тихон, Апполону Дельфия посвятил» (рис.9).

Ещё во второй половине 6 в. до н. э. в греческой вазописи заявили о себе новые художественные тенденции. Они были вызваны постепенным переходом мастеров от чёрнофигурной техники к краснофигурной. Хотя силуэтность в чёрнофигурных вазах соответствовала общему характеру архаического искусства, а плоскостность техники фигур полагала сгущение плотности стенок сосудов, чёрнофигурная техника сковывала вазописца-художника. Сопротивление глины при процарапывании деталей по чёрному лаку мешало мастеру создавать гибкую, плавную линию, усложняло процесс работы.

Тяготение к краснофигурной вазописи выступает особенно ярко в творчестве мастера Андокида, в росписи одного сосуда использовавшего порой старую и новую техники (глаза-обереги — антропеи) (рис.10). В его композициях пирующий на Олимпе Геракл, выступает большая объёмность, живее воспринимались движения, более реальными казались действия».

Сейчас художник больше заинтересован не в изображении абстрактных геометрических фигур, а в прорисовке конкретных лиц, людей, животных.

Ремесло ранней и высокой классики (5 в. до н.э.)

Основной областью производства стало Средиземноморье. Центрами производства керамики в 1-ой половине 5 века были Хиос, Лесбос, Самос, Клазомены, Милет. Во 2-ой половине 5 в. до н.э. — Самос, Хиос, Фасос, Менды.

«В Херсонесском некрополе было найдено более полусотни амфор и примерно столько же образцов чернолаковой расписной керамики. К сожалению, сохранилась только часть этой выборки, и к настоящему времени имеется информация о 58 образцах посуды. Амфорная коллекция распределяется следующим образом: 1 «протофасосская», 5 самосских (круга Самоса), 10 хиосских, 3 гераклейских, 7 херсонесских, 2 мендейских, 1 синопская, 1 паросская и 9 амфор, неустановленных центров производства».

Также при раскопках некрополя Херсонеса на северном берегу были найдены захоронения младенцев в амфорах. При совершении погребения с этой целью в амфоре пробивали отверстие, через которое клали тело ребёнка. На стенках амфор обычно видны бороздки — следы острого инструмента, при помощи которого делалась пробоина. Амфоры этого типа в большом количестве найдены на острове Хиосе, откуда они и ведут своё происхождение. Этот тип амфор датируется IVв. до н. э. [7, с.17].

Эпоха классики – время господства краснофигурной вазописи. Но в период наблюдались две тенденции. Одна проявляется в возвышенно-монументальных решениях, для другой характерно решение художественных задач в лирико-элегическом плане, которая порождала техники, так называемой белофигурной вазописи.

Белофигурной вазописью в основном занимались Полигнот и Микон. Их стройные и высокие, красивые по форме сосуды-лекифы или килики имеют обычно довольно широкую ножку, но узкое дно. В самой их форме выражена торжественность и величавость. На белых, имевших погребальное значение лекифах, обычно изображали умерших и прощающихся с ними родственников. Эти сосуды для душистых масел ставили на могилы как памятное приношение живых усопших, на некоторых ликифах нарисовали надгробные стены со стоящими рядом подобными кувшинчиками (рис.11).

В 530-470 гг. до н.э. развивается строгий стиль в храмах фигурной вазописи. Уменьшение числа персонажей, отказ от обильных орнаментов, стремление к простоте выражения и лаконизму в то время стало преобладать над многоцветностью и декоративностью. Мастера стали тяготеть к детальному изображению действительности.

В первую очередь черты строгого стиля проявились в творчестве Эпиктета. Сейчас известны примерно расписанные им сосуды. Сюжеты росписей Эпиктета разные, здесь можно увидеть пастухов со скотом, пирующих гетер. Сатиров и силенов, состязающихся в метании копья, и юношей-атлетов, а также судей, музыкантов-флейтистов и др.

«Близки к стилю Эпиктета росписи ряда сосудов, исполненных в мастерских Памфая. Такова в частности композиция килика с перенесением тела Мемнона – греческого героя, погибающего под Троей. Пластика тел, ритмическая выразительность движения рук строго соотносится с чувством персонажей – в этом главное завоевание мастеров строго стиля.

Евфроний – разносторонний художник. В одной из своих чернофигурных композициях показал торговца оливковым маслом, на других вазах – пирующие гетеры, афинский щеголь Леагр. Берется с успехом Евфраний и за сюжеты высокого стиля (борьба Геракла и великана Антея).

В росписях некоторых мастеров 1-ой половины 5 в. до н.э. можно заметить попытку передать выражение чувств персонажей. Клеофрад — блестящий пластик, умеющий передать сложный в пространственном отношении сцены «Падении Трои» на гидрии (рис. 12). Скупыми средствами передан ракурс и выразительный контраст движений Кассандры, эффективно подчеркнут пластический контраст одетых дев и нагой фигуры».

Во второй четверти 5 в. до н.э. в вазописи господствовал предшествующий свободному стилю переходной прекрасный. Этот стиль в основном захватил сферу белофигурной вазописи. В Греции работал вазописец Полигнот (460-440). Он использовал красную, белую, черную, желтую краски. Он любил изображать горы волнообразными линиями, за которыми частично скрывались фигуры. Перспектив еще не было, но стремление к объемности трактовалось через изображения лиц и фигур. У него были нередко трехчетвертичные и фронтальные изображения.

Этот же выдающийся художник является представителем свободного стиля. Выделяется его амфора с изображением Ахилла и Эос (богиня зари). На одной стороне амфоры, расписанной в этом стиле Полигнотом, изображена богиня зари Эос, выезжающая из колесницы, на другой – грустящий по Брисенде Ахилл. Мастер амфоры с богиней Эос демонстрирует большую свободу рисунков на поверхности сосуда, смело размещают фигуры на различных по своим формам вазах, поэтому стиль росписи с Эос иногда называют свободным. В росписях свободного стиля художник заметно тяготеет к печальным, задумчивым образам».

Свободный стиль сменился в конце 5 в. до н.э. роскошным. Уходит в прошлое пока и элементы классических образов, все чаще в росписях заявляют о себе динамически-красивые сложные рисунки. В жестах, движениях, позах появляется характерная для искусств того времени изысканность, не доходящая, однако, до манерности.

Мастера «роскошного» стиля не только предпочитали многофигурность и многоплановость, они заметно усложняют цветовую гамму. Только теперь, в отличие от сочных резких тонов чёрного лака, оранжевой глины, пурпура и белой краски, преобладают нежные пастельные оттенки голубого, розового, зелёного.

Композиции отличают перегруженность фигурами, театрализованность действия, заметное предпочтение красивым, подвижным, гибким линиям. В трактовке фигур проявляется тенденция сведения образа вновь, как в 7 в. до н. э., к узору, орнаменту. Но это делается уже сознательно, и не случайно, поэтому в дальнейшем вазописцы переходят от «роскошного стиля» к беглому, когда им будет важна уже не сюжетная выразительность фигуры, но её роль как пятна на поверхности сосуда. Так завершается развитие вазописи, исчерпавшей свои возможности после безуспешного соперничества с монументальной живописью.

В композициях конца 5 в. до н. э. это привело к попыткам заменить живописно-графическое изображение того или иного персонажа рельефным. Возникали сосуды, где одну сторону покрывала краснофигурная роспись, а другую — рельефные сцены. По существу, такие керамические изделия представляли как бы промежуточное звено между обычными и фигурными вазами.

Знаменитый образец такой керамики найден на таманском полуострове, в окрестностях древней Фанагории. Не исключено, что фигурный сосуд в виде сфинкса (рис.13), хранящийся в собрании Эрмитажа, был сделан какой-нибудь афинской мастерской и затем привезен на берега Северного Причерноморья.

Флакон для ароматических масел сделан в виде полой внутри фигурки сфинкса, над туловищем которого возвышается горлышко с небольшой ручкой. Сфинкс показан сидящим на подставке на задних лапах и с поднятыми передними. Как и другие фанагорийские сосуды, ваза со сфинксом односторонка. Фигура объёмная, но левая её сторона представляет собой стенку обычного лекифа с краснофигурным орнаментом.

Керамические сосуды в позднюю классику (4 в. до н.э).

В целом рассвет монументальной живописи привёл в самом конце 5 – начала 4 века до н. э. к некоторому упадку вазописи. Порочное, за непригодность средств, стремление приблизить вазопись к живописи, смещение жанров нанесло ущерб графической чёткости, отличавшее шедевры греческой керамики. Роспись начинают заменять намёками, ярко раскрашенными и рельефными фигурами. Некоторые вазы с налепами очень эффектны, но, по существу, это уже не расписная керамика. Налепы могли быть красного, голубого, белого и даже желтого цветов. Применение различных красочных тонов вызывается полным упадком краснофигурной техники вазописи.

Большие любители греческой расписной керамики, этрусские считались лучшими клиентами аттических и коринфских гончарных мастерских. Греческая вазопись в чём-то может определила общее развитие этрусской монументальной живописи.

«В некрополе Панское 1 обнаружено погребение молодой женщины. В правой руке она держала сетчатый лекиф, датировка которого 4 в. до н. э., его первой половиной, не вызывает сомнения. Около кисти левой руки лежал краснофигурный глубокий килик (рис.14). Он имеет примечательное изображение. На стороне А: юноша в лавровом венке сидит на грифоне, скачущем вправо. На стороне Б сюжет более обычен: стоящая женщина с тирсом в левой руке — менада. Форма сосуда, его размеры, характер венчика, профилировка ножки свидетельствуют о том, что килик относится к группе толстостенных киликов конца 5 — начала 4 в. до н. э. Хотя, он ближе всего к чашам, которые датируются четырёхсотым годом или началом 4 в. до н. э. Это видно при изучении содержания сюжета, а также качества рисунка и о возможности отождествить его с работами рисовальщиков этого времени».

В некоторых областях, точнее Фасос, Гераклея, Синопа, Аканфа, было найдено большое количество амфор. В том числе, аттическая краснофигурная гидрия (4 в. до н. э.), с рельефными фигурами Афины и Посейдона, найденного в Керчи. Представляет интерес для истории искусства на этой вазе лишь то, что мы видим воспроизведения более не существующих скульптурных групп западного фронтона Парфенона.

В 4 веке до н. э. боспорские правители и богачи, в том числе, местная и варварская знать, стали главными покупателями расписной аттической керамики. Больше всего греческих ваз этой эпохи найдено в Керчи и многие хранятся в музеях нашей страны. «Так что в специальной литературе пышный стиль этих ваз часто именуется керчинским» [8, с.201].

Заканчивая обзор греческого классического искусства, хочется упомянуть ещё об одном замечательном памятнике, хранящемся в нашем Эрмитаже. Это знаменитая на весь мир Италийская ваза 4 в. до н. э., найденная вблизи древнего города Кумы (в Кампании). Она названа за совершенство композиции и богатство украшения «Царицей ваз» (рис.15), и, хотя, вероятно, не созданная в самой Греции, отражающая высшее достижение греческой пластики. Главное, в чернолаковой вазе из Кум – это её действительно безупречные пропорции, стройный контур. Поражают общая гармония форм и поразительные по красоте многофигурные рельефы (сохранившиеся рельефы яркой раскраски), посвящённые культу богини плодородия Деметры. Здесь же изображены знаменитые Элевсинские мистерии, где самые мрачные сцены сменялись радужными видениями, символизирую смерть и жизнь, вечное увядание и пробуждение природы, печали.

Керамика эпохи эллинизма 3 – 1 века до н. э.

«Художественная керамика Александрии получила широкое распространение за её пределами. Расписные александрийские вазы находят в различных эллинистических городках, в том числе в античных поселениях Ольвии, Боспора, Херсонеса. Создано много различных изделий, украшенных рисунками, выполненные эмалевой краской, поражающие яркостью тонов, орнаментальностью узоров, сложностью красочных сочетаний. Памятники александрийского искусства наряду с пергамскими, родосскими, афинскими дают представление по характеру сложного и противоречивого художественного процесса в период эллинизма основано на тесном слиянии греческих и местных форм, на новых отличавшихся от классических эстетических принципов» [13,c.256].

«В Северном Причерноморье последней четверти 4 – первая треть 3 века местами нахождения амфор являлись: Херсонес, Фасос, Гераклея, Синопа. А во второй трети — конце 3 в. до н. э. к ним добавляются местности: Коса, Радоса, Книда. Прекращают изготовление керамической продукции Гераклея, ближе к первой половине 2 в. до н. э. – Фасос. Активность проявляют Родос, Книд и Кос (вторая половина 2 в. до н. э.)» [9,c.11].

В македонскую эпоху у греков изготовление сосудов перестало быть искусством и превратилось в ремесленное производство поделок, главное достоинство которых заключалось в дорогом материале и богатой декоративной отделке.

Для изготовления чашек с украшенной рельефом поверхностью делали на гончарном кругу глиняную форму, на внутренней её поверхности по сырой глине проводили несколько концентрических бороздок. Между бороздками мастер, пользуясь набором готовых штампов, наносил пояски орнамента. Затем форму обсушивали и обжигали в печи. В таких формах оттискивались рельефные чаши; внутренняя поверхность их обрабатывалась на гончарном круге. Готовое изделие просушивали, покрывали лаком и обжигали. Такая керамика могла изготовляться в эргастериях, выпускавших массовую продукцию.

В качестве примера такой посуды можно привести Мегарскую чашу 2 в. до н. э (рис.16). Тонкими лентами обвивают сосуд орнаменты. Они кажутся суховатыми и схематичными, не сравнится с великолепием расписной керамики прежних лет. Как будто мастера вернулись к своим истокам, геометрическому стилю. Лишь единственное отличие – поверхность сосудов заполняется изображениями не полностью, остаётся пустое место возле кромки сосуда.

Подводя итоги всему выше сказанному, можно сказать, что расписная греческая керамика, как и любое явление, прошла свой путь, который носит циклический характер, имея свое логическое начало и завершение. Начиная с росписей геометрического стиля, продолжая великолепными композициями чернофигурной и краснофигурной техники, она закончила свое существование схематизмом и геометризмом. Однако, последнее явление в эпоху эллинизма существенно отличается от архаического. Если раньше это были плоскостные изображения, то потом, благодаря развитию форм сосудов, лепнины, монументальной скульптуры, они превратились в объемные, и представляли собой лепные полоски, ромбы, круги и прочее.

Уже в этой эпохе, где ваза – это, прежде всего, произведение искусства, а не предмет быта, четко продемонстрирована борьба ремесла гончарного как такового и керамического искусства, выраженного в расписной керамике, в изящных формах и пропорциях сосудов. Мы видим, например, что утилитарное значение, то есть применение их как только посуды, а не предмета любования, становится основным. Потеря своего характера греческой культурой говорит нам о замене ее другой. Совершенно иной путь призвана пройти древнеримская культура.
2.                 Керамические сосуды Древнего Рима
История Древнего Рима и его цивилизация по сравнению с Грецией были значительно более сложными явлениями. В отличии от Греции, население древней Италии состояло из нескольких разноязычных народов, причём на языке римлян – латинском – говорила лишь небольшая часть Средней Италии (Лациум). Ещё более значительной стала этническая пестрота в римском государстве после обширных завоеваний.

Согласно античной традиции, город Рим был основан в 753 г. до н. э. на левом берегу Тибра, на Палатинском холме. Археологические раскопки, производившиеся в нынешнем столетии на названном холме, обнаружили там остатки бедного поселения 7 в. до н. э., подтвердив справедливость основного зерна древнего предания.

Этрусская керамика раннего периода (12 — 1-ая половина 6 вв. до н.э.).

«Раскопки акрополя Лавиния дали керамику 12 – 11 вв. до н. э. и доказывают, что место это было известно задолго до возникновения здесь крупного городского центра. Известна урнами, характерными для данной культуры, Виллианская область. Урны-канопы – это сосуды в форме крутобокой амфоры с крышкой для хранения пепла усопших. Подобные вазы уподоблялись культовым сооружениям, имеют вид обычных жилых построек и украшены в верхней части лепными фигурками (шлемами, головами животных, птиц и людей). Поверхность урны расширялась в центре, и расписывалась меандрами, треугольниками, квадратами и полосами. Один из таких примеров – это виллиановская урна (рис.17). Позже орнамент на канопах был вытеснен и представлен горизонтальными полосами или рядами фигур людей и животных.

Установлено множество других центров археологии. Многие из них, даже относясь уже к известным центрам (Тарквинии, Черветери, Орвьето, Марцаботто), столь значительны, что подчас меняют сложившиеся представления. Особенно велико значение раскопок совершенно новых центров, раньше не имевших никакой прочной документации (Рузеллы, Пирги, Акваросса, Грависка)» [3, с.176-178].

Письменные источники датируются лишь 7 в до н.э. Первая надпись обнаружена на Бычьем рынке на вазе. Именно 7 в до н.э. – век становления и укрепления этрусков, расширения их торговых связей, развития морского флота, создания союзов городов, каждый их которых представлял независимое от соседей государство. Хотя римские историки редко упоминают о взаимоотношениях греческих центров с этрусскими, невидимая грань существует. Это и наблюдается в найденных глиняных сосудах. Так, раннее было указано, что роспись на урнах представляла собой совокупность геометрических фигур, что роднит ее с геометрическим стилем эллинов.

Но керамика этрусского производства существенно отличается от греческой. Этрусские сосуды не уступали греческим с точки зрения техники, но они стоят гораздо ниже в художественном плане. Местная керамика делится на 2 группы, к одной из которых принадлежат амфоры и чаши, копирующие греческие вазы. Вторую меньшую группу составляют нерасписные сосуды среднеазиатского и египетского типа с грубо выполненными пластическими украшениями.

«Сосуды второй группы разделяют по цвету глины на черные (буккеро) и красные (импасто). Первые более неуклюжие, большей частью необожженные и поэтому, несомненно, древнее последних, закаленных на огне. Древность черных сосудов подтверждается еще и тем, что они были найдены большей частью в древних гробницах Южной Этрурии» [4, с.102]. По другой версии, наоборот, керамика импасто считается более древней. А для сосудов буккеро, в переводе с итальянского «черная земля», использовался более совершенный обжиг, так, что глина приобретала черный цвет.

«Сосуды импасто красноватого или темного цвета создавались из плохо отмученной глины не всегда ручной лепкой, но на гончарном круге. В собрании Эрмитажа имеется граненный котел импасто (рис.18) с торчащими в стороны протомами — львиными мордами с разинутыми пастями и вытянутыми шеями. Кажется, они служили не только оберегами содержимого сосуда, но и своеобразными ручками для переноса большого, почти шаровидного котла.

Довольно много в этрусских городах чаш типа буккеро из черной глины – усовершенствованного импасто. Некоторые из них (тяжелое буккеро) имеют толстые, массивные стенки с выступающими на поверхности рельефными украшениями черного цвета. Другие, легкое буккеро, исполнены из того же материала, но с тонкими стенками и чаще не с рельефными, но процарапанными узорами. Сосуды, получившие широкое распространение в 7 в до н.э., не очень изменялись в формах и принципах обработки.

Сосуды буккеро той поры не только сложны, но нередко и изысканны по формам. Таков кувшин с высоким горлом, оканчивающимся головой коня, с ручкой в виде наездника, держащегося обеими руками за тело лошади (рис. 19). Гончар сумел придать творчески воображенным фигуркам величие и монументальность. Талантливый мастер искусно декорировал кувшин, украсил голову коня роскошным цветком лилии.

Глиняные погребальные урны для пепла после кремации иногда изготавливались особенно тщательно. В Кьюзи каждая урна – это решение мастерами какой-либо новой пластической задачи. Известная канопа из Сартеано (рис.20) представляет собой сосуд типа с грубо выполненными пластическими украшениями. на ножке и с двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами. Они как будто приглашают зрителя на разговор. Это странное, отчасти пугающее ощущение усиливает голова, служащая крышкой. Общая несоразмерность фигуры с крупной головой, короткими ручками и игрушечным телом выражает какое-то иное видение мира, отличающее этрусков от других народов Средиземноморья.

Наряду со своеобразными сосудами, восходящими по стилю к италийским «лицевым» урнам и канопам, в Кьюзи широко распространены вазы различных форм, украшенные скульптурными головами, подобно аналогичной группе ваз района Вульчи. Порой на одной и той же вазе из Кьюзи головы, исполненные в «варварском» стиле, сочетаются с более гармоничными изображениями, исполненными под влиянием греческой скульптуры зрелой архаики. К последнему типу можно также отнести головки-украшения сосудов из района Вульчи, находящихся под сильным воздействием греческих ваз с рельефными украшениями. В то же время формы многих ваз отличаются своеобразием и характерны только для этрусской керамики» [11, с.44-47].

Действительно, невозможно найти в других культурах, таких же форм, которые создали этруски. Причудливые, витьеватые формы сосудов не оставят никого равнодушным. Среди них и форма канопы и котла, киафа – желобная форма чаши, отличающаяся высоким венчиком, и керхноса, объединяющего вместе 4 отсека, возможно, ритуальные чаши, предназначаемые для приношения божеству различных яств.

Керамика этрусков в поздний период (2-ая половина 6 – 4 вв. до н.э.).

«В поздний период производства этрусской керамики буккеро (вторая половина 6 в.– начало 5 в. до н. э.) получают распространение сосуды тяжёлых, вычурных форм, в изобилии украшенных изображениями. Большая часть этих ваз «тяжёлого буккера» по своему художественному значению уступает стройным, тонко орнаментированным вазам 7 – начала 6 в., поражающим ювелирным мастерством исполнения гравированных фризов. В тех же городах (Орвьето, Кьюзи, Вульчи и т.д.) исполнялись амфоры, эйнохои, киафы, чаши, курильницы, обычно украшенные фигурками на крышках или краях венчика. На вазах часто встречались пальметки и бутоны, как это видно на эйнохои из Вульчи (рис.21)"[6, с.28].

Среди центров керамического производства Этрурии Вульчи занимает ведущее место. Археологические материалы позволяют утверждать, что в 6 в до н.э. город устанавливает тесные связи как с городами Этрурии, так и с Грецией, Южной Италией и Сицилией, Сардинией, Карфагеном. Именно в Вульчи найдено наибольшее по сравнению с другими этрусскими центрами количество расписных аттических ваз, считавшихся долгое время этрусскими.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Http://chitaemknigi narod ru/iydei
Реферат I. організаційні заходи
Реферат Методика и практика работы пресс-службы в некоммерчесих организациях
Реферат Гегель о происхождении государства и стадиях развития права
Реферат Исторический очерк возникновения РПЦ за рубежом
Реферат Радиостанция ротной сети. Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи сигналов и команд
Реферат Жуков – полководец Великой Отечественной войны
Реферат Розкладання в ряд Фур'є несинусоїдальної періодичної функції напруги та дослідження її впливу на лінійне коло
Реферат Правовое регулирование внешнеторговых перевозок
Реферат Государственные преобразования по планам М.М. Сперанского
Реферат Полезные ископаемые Северной Америки
Реферат Правовое регулирование договоров в сфере создания и передачи исключительных авторских прав
Реферат Дыхательная система. Кожа и ее производные
Реферат Изучение алгоритма функционирования и программы цифрового фильтра
Реферат Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков