Реферат по предмету "Культура и искусство"


История театра древней Греции Рима и средневековья

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙТЕАТР
Происхождениедревнегреческойдрамы и театра. Появлениюдрамы в Греции предшествовал длительный период, на протяжениикоторогоглавенствующееместо занималисначала эпос, а затем лирика.Всемы знаем богатыйгероическийэпос-поэмы «Иллиада» и «Одиссея», дидактический(поучительный) эпос-поэмы Гесиода (VII в. до н.э.); этопроизведениялирическихпоэтов VI в. дон.э. Рождение греческойдрамы и театрасвязано с обрядовыми играми, которыепосвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису.Такиеобряды иногдапревращалисьв культовую драму.Например, вгороде Элевсинево время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которыхизображалосьбракосочетаниеЗевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитанияДеметры в поискахдочери и возвращение Коры наземлю. Дионис (илиВакх) считалсябогом творческих сил природы; позднее он сталбогом виноделия, апотом богомпоэзии и театра.Символами Дионисаслужили растения, особенновинограднаялоза.Его часто изображалив виде быка иликозла. На праздниках, посвященныхДионису, распевалине только торжественные, но ивеселые карнавальныепесни.Шумноевеселье устраивали ряженые, составлявшиесвиту Диониса.Участникипраздничногошествия мазалилицо виннойгущей, надевалимаски и козлиныешкуры. Из обрядовыхигр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная такпо хору, состоявшемуиз сатиров).Трагедия отражала серьезнуюсторону дионисийскогокульта, комедия-карнавально-сатирическую.Сатировскаядрама представляласьсредним жанром.Веселый игровой характери счастливыйконец определилиее место на праздниках в честьДиониса: сатировскуюдраму ставиликак заключениек представлениютрагедий. Трагедия, посвидетельсьвуАристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия-отзапевал фаллическихпесен, т.е. песен, вкоторых прославлялисьплодоносящиесилы природы.Кдиалогу, которыйвели эти запевалыс хором, примешивалисьэлементы актерской игры, и миф как бы оживалперед участникамипраздника. Многое о происхождениигреческой драмымогут сказатьсами слова трагедияи комедия.Словотрагедия происходитот двух греческих слов: трагос-«козел»и одэ-«песнь», т.е. «песнь козлов».Это название вновьведет нас ксатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшимподвиги и страдания бога.Словокомедия происходитот слов комоси одэ.«Комос»-это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздникахв честь Диониса.Следовательно, словокомедия обозначает«песнь комоса». Греческаятрагедия, какправило, браласюжеты из мифологии, которая хорошо былаизвестна каждомугреку.Интересзрителей сосредоточивался нена фабуле, а натрактовке мифаавтором, на той общественной и нравственойпроблематике, которая разворачивалась вокруг всем известныхэпизодовмифа.Используямифологическуюоболочку, драматурготражал в трагедиисовременнуюему общественно-политическуюжизнь, высказывалсвои этические, философские, религиозные воззрения.Поэтомуроль трагических представлений в общественно-политическоми этическомвоспитанииграждан былаогромна. Уже во второйполовине VI в.дон.э. трагедия достигла значительногоразвития.Античнаяистория передает, что первым афинским трагическимпоэтом былФеспид (VI в.до н.э.).Первая постановка его трагедии(название еенеизвестно)состояласьвесной 534 г. до н.э. на праздникеВеликих Дионисий.Этотгод принято считать годом рождениямирового театра. Феспиду приписываютусовершенствованиемасок и театральныхкостюмов.Но главнымнововведениемФеспида быловыделение изхора одного исполнителя, актера.Этотактер, или, какего называлив Греции, гипокрит(«ответчик»), могобращатьсяк хору с вопросами, отвечать на вопросыхора, изображатьпо ходу действия различных персонажей, покидатьсценическуюплощадку ивозвращатьсяна нее. Таким образом, ранняягреческаятрагедия быласвоеобразным диалогом междуактеров и хороми по форме напоминаласкорее кантану. При этом, хотяколичественнопартия актерав первоначальной драме была невеликаи главную рольиграл хор, именно актер с самого своего появлениястал носителемдейственного, энергичногоначала. В комедии гораздошире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивалисьжитейские, которыепостепенностали преобладающими или дажеединственными, хотяв целом комедияпо-прежнемусчиталась посвященнойДионису.Так, во время комоса стали разыгрываться небольшиесценки бытовогои пародийно-сатирическогосодержания.Этиимпровизированныесценки представлялисобой элементарную форму народногобалаганноготеатра и называлисьмимами (в переводе значит «подражание»,«воспроизведение»; исполнители этих сценок такженазывалисьмимами).Героямимимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащийвсех, и т.д. Песникомоса и мимы-это главные истокидревней аттическойкомедии. Возникшая изаттическогокомоса комедияV в. до н.э. былаполитической посвоему содержанию.Онапостоянно затрагивала вопросы политическогостроя, внешнейполитики Афинскогогосударства, вопросы воспитаниямолодежи, литературнойборьбы и др. Злободневностьдревней аттическойкомедии усуглубляласьтем, что в ней допускаласьполная свободав карикатурном изображении отдельных граждан, выводимыхк тому же подсвоими подлинными именами (поэтыЭсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философСократ и другие-уАристофана).Приэтом древняя аттическая комедиясоздает обычнообраз не индивидуальный, а обобщенный, близкийк маске народногокомедийноготеатра.Например, Сократ в «Облаках»Аристофананаделен нечертами реального лица, но всеми свойствамиученого-шарлатана, однойиз любимыхмасок народных карнавалов.Такаякомедия могласуществовать только в условиях афинскойрабовладельческойдемократии.

Театр демократическихАфин.V век донашей эры. Своего наивысшегорасцветадревнегреческое театральное искусство достиглов творчестветрех великихтрагиков V в.до н.э.-Эсхила, Софокла, Еврипида-и комедиографа Аристофана, деятельностькоторого захватываети начало IV в. до н.э.Одновременно с ними писалии другие драматурги.Однакодо нас дошли только небольшиеотрывки ихпроизведений, аиногда-лишьимена и скудные сведения.

Эсхил (525-456 дон.э.).Его творчествосвязано с эпохойстановления Афинскогодемократическогогосударства.Этогосударствоформировалосьв период греко-персидскихвойн, которые велись с небольшими перерывамис 500 до 449 г. до н.э.и носили для греческих государств-полисовосвободительный характер. Эсхил происходилиз знатногорода.Он родился в Элевсине, близ Афин.Известно, чтоЭсхил принималучастие в сраженияхпри Марафоне и Саламине.Битвупри Саламинеон описал какочевидец в трагедии «Персы».Незадолгодо своей смертиЭсхил отправился на Сицилию, где и умер(в городе Геле).Внадписи на его надгробии, сочиненной, по преданию, имсамим, ничегоне говоритсяо нем как о драматурге, носказано, чтоон проявил себямужественнымвоином в сражениях с персами. Эсхил написалоколо 80 трагедийи сатировскихдрам.До нас дошли полностьютолько семьтрагедий; издругих произведенийсохранились небольшиеотрывки. Трагедии Эсхилаотражают основныетенденции еговремени, те огромные сдвигив социально-экономическойи культурной жизни, которые были вызваныкрушениемродового строя и становлением афинской рабовладельческойдемократии. МировоззрениеЭсхила в основесвоей было религиозно-мифологическим. Он верил, чтосуществуетизвечныймиропорядок, которыйподчиняется действию закона мировой справедливости.Человек, вольно или невольнонарушившийсправедливыйпорядок, будетнаказан богами, и тем самымравновесиевосстановится.Идеянеотвратимости возмездия и торжествасправедливости проходит через все трагедии Эсхила. Эсхил веритв судьбу-Мойру, верит, что ей повинуются даже боги.Однако кэтому традиционному мировосприятию примешиваются и новые взгляды, порожденные развивающейся афинской демократией.Так, героиЭсхила-не безвольныесущества, безоговорочновыполняющих волю божества: человек у него наделен свободным разумом, мыслит идействуетвполне самостоятельно.Почти перед каждым героем Эсхиластоит проблемавыбора линииповедения.Моральнаяответственностьчеловека засвои поступки-однаиз основныхтем трагедий драматурга. Эсхил ввел всвои трагедиивторого актераи тем открыл возможность более глубокой разработки трагического конфликта, усилил действеннуюсторону театральногопредставления.Этобыл настоящий переворот втеатре: вместостарой трагедии, гдепартии единственного актера ихора заполняливсю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажисталкиваютсяна сцене другс другом и сами непосредственномотивировалисвои действия. Внешняя структуратрагедии Эсхиласохраняет следы близости к дифирамбу, гдепартии запевалыперемежалисьс партиямихора. Почти все дошедшиедо нас трагедииначинаютсяс пролога, вкотором содержитсязавязка действия.Затем следует парод-песня, которую исполняетхор, вступаяна орхестру.Далее идетчередованиеписодиев (диалогических частей, исполняемых актерами, иногда при участии хора)и стасимов(песен хора).Заключительнаячасть трагедии называетсяэксодом; эксод-этопесня, исполняякоторую хорпокидает сцену.Втрагедиях встречаются также гипорхема (радостная песня хора, звучащая, как правило, в кульминационный момент, перед катастрофой), коммосы(совместныепесни-плачигероев и хора), монологи героев. Обычно трагедиясостояла из3-4 эписодиев и3-4 стасимов.Стасимы разделяются на отдельные части-строфы и антистрофы, строго соответсвующиепо структуреодна другой.При исполнении строф и антистроф хордвигался поорхестре тов одну, то в другуюсторону. Строфа и соответствующаяей антистрофанаписаны всегдав одном и том же размере, ановые строфаи антистрофа-вдругом.Таких пар в стасиме бываетнесколько; ихзамыкает общийэпод (заключение). Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты.Кроме того, онинередко сопровождалисьтанцами.Трагический танец называлсяэммелейя. Из дошедшихдо нашего временитрагедий великогодраматургаособо выделяютсяследующие:«Персы»(472г. до н.э.), где прославляется победа грековнад персамив морском сражениипри островеСаламине (480 г. дон.э.);«Прометей Прикованный»-возможно, самая известная трагедия Эсхила, повествующая о подвиге титана Прометея, подарившегоогонь людями жестоко за это наказанного; трилогия «Орестея»(458 г. до н.э.), известнаятем, что единственныйдошедший до насполностью образец трилогии, в которой мастерство Эсхила достиглосвоего расцвета. Эсхил известенкак лучшийвыразитель общественных устремлений своего времени.Всвоих трагедияхон показываетпобеду прогрессивных начал вразвитии общества, вгосударственномустройстве, в морали. ТворчествоЭсхила оказалозаметное влияниена развитие мировой поэзиии драматургии.

Софокл (496-406 дон.э.).Софоклпроисходилиз зажиточной семьи владельцаоружейноймастерскойи получил хорошее образование.Его художественнаяодаренностьпроявиласьуже в раннем возрасте: шестнадцати летон руководилхором юношей, прославлявшем саламинскую победу, а позже сам выступал как актер в собственных трагедиях, пользуясьбольшим успехом.В486 г. Софокл одержална конкурсе драматурговсвою первуюпобеду над самим Эсхилом.Вообще вся драматургическаядеятельностьСофокла сопровождалась неизменными успехами: онни разу не получалтретьей награды-занималчаще всего первые иредко вторыеместа. Софокл принималучастие и вгосударственной жизни, занимая ответственныедолжности.Так, онбыл избран стратегом (военачальником) и вместес Перикломучаствовалв экспедиции против острова Самоса, решившегоотделится отАфин.Послесмерти Софокла сограждане почиталиего не толькокак великого поэта, но и одного из славных афинскихгероев. До нас дошлотолько семьтрагедийСофокла, написалже он их свыше 120.ТрагедииСофокла несутв себе новые черты.Если у Эсхила главными героямибыли боги, тоу Софокла действуют люди, хотя и несколькооторванныеот действительности.Поэтомуо Софокле говорят, что он заставилтрагедию спуститьсяс неба на землю.Основное внимание Софоклуделяет человеку, егодушевнымпереживаниям.Конечно, в судьбахего героевощущаетсявлияние богов, дажеесли они и не появляютсяпо ходу действия, и эти боги также могущественны, как и у Эсхила,-онимогут сокрушитьчеловека.НоСофокл рисует прежде всегоборьбу человека за осуществление своих целей, его чувства имысли, показываетстрадания, выпавшиена его долю. У героев Софоклаобычно такиеже цельныехарактеры, каки у героев Эсхила.Сражаясьза свой идеал, онине знают душевных колебаний.Борьбаввергает героевв величайшие страдания, и иногда они гибнут.Но отказатьсяот борьбы героиСофокла немогут, потому что их ведет гражданскийи нравственныйдолг. Благородныегерои трагедийСофокла теснымиузами связаныс коллективом граждан:-это воплощение идеала гармонической личности, который былсоздан в годырасцвета Афин.ПоэтомуСофокла называют певцомафинской демократии. Однако творчествоСофокла сложнои противоречиво.Его трагедии отразили нетолько расцвет, нои назревающийкризис полисной системы, закончившейсягибелью афинскойдемократии. Греческаятрагедия втворчествеСофокла достигаетсвоего совершенства.Софоклввел третьегоактера, увеличилдиалогические части комедии (эписодии)и уменьшилпартии хора.Действие стало более живым и достоверным, таккак на сцене могли одновременно выступать и даватьмотивировкусвоим поступкам три персонажа.Однако хор у Софоклапродолжаетиграть важнуюроль в трагедии и число хоревтов былодаже увеличенодо 15 человек. Интерес кпереживаниямотдельнойличности побудилСофокла отказаться оттрилогий, гдепрослеживаласьобычно судьба целого рода.По традициион представлялна состязаниятри трагедии, но каждая из них быласамостоятельнымпроизведением. С именем Софоклатакже связановведениедекорационнойживописи. Наиболее известнытрагедии Софокла из фиванского цикла мифов.Это «Антигона»(около442 до н.э.),«ЦарьЭдип» (около429 до н.э.) и «Эдип вКолоне» (поставленв 441 г. до н.э., уже после смерти Софокла). В основе этихтрагедий, написанныхи поставленныхв разное время, лежит мифо фиванскомцаре Эдипе ио несчастьях, обрушившихся на его род.Самтого не зная, Эдипубивает своегоотца и женитсяна своей матери.Черезмного лет, узнавужасную правду, он выкалывает себе глаза идобровольноотправляетсяв изгнание.Эта часть мифа легла в основутрагедии «ЦарьЭдип». После долгихстранствий, очищенныйстраданиямии прощенныйбогами, Эдип божественным образом умирает: его поглощает земля.Это происходитв пригородеАфин, Колоне, имогила страдальца становится святынейафинской земли.Об этом рассказывается в трагедии «Эдип в Колоне». Трагедии Софоклаявились художественным воплощением гражданских и нравственныхидеалов античной рабовладельческой демократии периодаее расцвета(Софокл не дожилдо страшного поражения афинян в Пелопоннесскойвойне 431-404 гг. дон.э.).Этими идеалами были политическоеравенство исвобода всехполноправных граждан, беззаветное служение родине, уважение к богам, благородство стремленийи чувств сильныхдухом людей.

Еврипид (около485-406 до н.э.).Социальныйкризис афинской рабовладельческойдемократиии обусловленнаяим ломка традиционных понятий и взглядовнаиболее полноотразилисьв творчествемладшего современникаСофокла-Еврипида. РодителиЕврипида, по-видимому, былизажиточнымилюдьми, и он получил хорошееобразование.ВпротивоположностьСофоклу Еврипид не принималнепосредственногоучастия в политической жизни государства, однакоон живо интересовалсяобщественными событиями.Его трагедии полныразнообразныхполитическихвысказыванийи намеков на современность. Большого успехау современниковЕврипид не имел: за всю свою жизнь он получил лишь 5 первых наград, причем последнюю-посмертно.Незадолгодо смерти онпокинул Афиныи переехал ко дворумакедонскогоцаря Архелая, гдепользовался почетом.В Македонии они умер (за несколькомесяцев до смерти Софокла в Афинах). От Еврипидадошло до насполностью 18драм (всего оннаписал от 75 до 92) и большоеколичествоотрывков. Драматургприблизил своихгероев кдействительности; он, по свидетельству Аристотеля, изображал людей такими,«каковы они есть».Персонажиего трагедий, оставаясь, каки у Эсхила иСофокла, героями мифов, наделялись мыслями, стремлениями, страстями современных поэту людей. В ряде трагедийЕврипида звучиткритика религиозныхверований и боги оказываютсяболее коварными, жестокимии мстительными, чемлюди. По своимобщественно-политическимвзглядам былсторонникомумеренной демократии, опорой которой он считал мелких землевладельцев.В некоторыхего пьесахвстречаютсярезкие выпады против политиков-демагогов: льстянароду, онидобиваютсявласти, чтобы использоватьее в своих корыстных целях.В ряде трагедий Еврипид страстно изобличаеттиранию: господствоодного человеканад другими людьми вопрекиих воле ему представляется нарушением естественного гражданскогопорядка.Благородство, поЕврипиду, заключается в личныхдостоинствахи добродетели, ане в знатномпроисхождении и богатстве.Положительные персонажи Еврипида неоднократно высказываютмысль, что безудержноестремление к богатству может толкнуть человекана преступление. Заслуживаетвнимание отношениеЕврипида крабам.Он считает, что рабство-этонесправедливостьи насилие, чтоприрода у людейодна и раб, если у негоблагороднаядуша, ничутьне хуже свободного. Еврипид частооткликаетсяв своих трагедияхна событияПелопоннесской войны.Хотяон гордитсявоенными успехами соотечествеников, но в целомотносится квойне отрицательно.Он показывает, какие страданиянесет война людям, прежде всего женщинам и детям.Война можетбыть оправданатолько в томслучае, еслилюди защищают независимостьсвоей родины. Эти идеи выдвигаютЕврипида вчисло самыхпрогрессивных мыслителей человечества. Еврипид сталпервым известнымнам драматургом, вчьих произведениях характерыгероев не толькораскрывались, нои получали свое развитие.Приэтом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбупротиворечивыхстремленийу одного и тогоже человека.Аристотельназвал еготрагичнейшимиз всех греческих драматургов. Слава пришлак Еврипидупосле смерти.Ужев IV в. до н.э. его называли величайшимтрагическимпоэтом, и такое суждение о нем сохранилосьна все последующиевека.

Театр эпохиэллинизма. В эпоху эллинизма(VI-I вв. до н.э.) греческийтеатр классической поры претерпелсущественныеизменения, касающиесяи драматургии, и актерского исполнения, и архитектуры театрального здания.Эти изменениясвязаны с новымиисторическимиусловиями. В театре эллинистическойэпохи по-прежнемуставятся комедии и трагедии.Ноот трагедийIV в. до н.э. сохранилисьлишь небольшие фрагменты, и, по-видимому, художественныедостоинстваэллинистической трагедиибыли невелики.Гораздобольше данныхимеется длясуждения о комедии, таккак до дошлицеликом однапьеса и несколько отрывков издругих пьескрупнейшегокомедиографатого времени-Менандра. Комедию эллинистическойэпохи называют новой аттической (или новоаттической)комедией.Времяее расцвета-конец IV-III в. до н.э.В новой аттической комедии по-своему отразились изменения, происшедшиев общественно-политическойжизни Грециик середине IV в. до н.э.Насмену представленийо божественном миропорядке и вере в конечноеторжествосправедливостиприходит убеждение во всемогуществеслучая.Жизньчеловека, еголичное счастье, общественное положение-всезависит от воли случая.Случай определяет возникновениеи решение конфликтови в самой комедии, котораяставит своей задачейвоспроизводитьсовременнуюей жизнь только в плане семейно-бытовыхотношений.Большуюроль в новойкомедии играет мотивлюбви. Авторы новойаттическойкомедии широкоиспользовали психологическую теориюученика АристотеляТеофраста, согласно которой все свойства характерапроявляютсяво внешностичеловека и вего поступках.Физиогномическиеописания Теофрастанесомненновлияли и на оформлениемасок, помогавшимзрителям распозновать тот или иной персонаж. В новой комедиизаметно влияние Еврипида.Близость многих его героев к жизни, раскрытиеих душевныхпереживаний-вот то, что новая комедиявзяла у Еврипида. Основнойособенностьюновой комедиибыло отсутствие хора, который был быорганическисвязан с развитиемдействия,-хор выступал только в антрактах.Впрологе новойкомедии давалоськраткое изложение событий, чтодолжно былопомочь зрителюразобратьсяв сложной интриге. Другой особенностьюновой комедиибала ее гуманно-филантропическая направленность.Влучших произведенияхпроводились передовые идеи эллинистическойфилософии.Несмотряна отсутствиеполитической тематики, вновой комедииполучали отражения такие важные проблемы, какметоды воспитания, отношениек женщине, кпредставителям различныхсословий, кчужестранцам.Причемпостояннопроповедовались болеемягкие, болеегуманные отношениямежду людьми. Новая аттическаякомедия пользоваласьогромным успехому публики.Зрителейпривлекалото, как разрабатываетсядаже банальный сюжет или привычнаямаска: пружинойдействия сталаловко устроенная интрига, развитиекоторой велосьтонко и искусно.

Архитектурадревнегреческоготеатра. Первоначальноместо дляпредставленийустраивалоськрайне просто: хор со своимипеснопениямии пляскамивыступал накруглой утрамбованнойплощадке-орхестре(от глаголаорхеомай-«танцую»), вокруг которойи собиралисьзрители.Но помере того, как возрастало значение театральногоискусства вобщественнойи культурной жизни Греции и помере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях.Холмистыйландшафт Грецииподсказал наиболее рациональноеустройствосценическойплощадки и зрительских мест: орхестрастала располагатьсяу подножияхолма, а зрители размещались по склону. Все древнегреческиетеатры былиоткрытыми и вмещали огромное количествозрителей.Афинскийтеатр Диониса, например, вмещалдо 17 тысяч человек, театрв Эпидавре-до10 тысяч. В V в. до н.э. в Грециисложился устойчивый тип театрального сооружения, характерныйдля всей эпохиантичности.Театр имел три главныечасти: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай -«смотрю»)и скену (скенэ-«палатка», позжедеревянное или каменное строение). Размер театраопределялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м).Скена располагаласьпо касательнойк окружности орхестры.Передняя стенаскены-проскений, имевшийобычно вид колоннады,-изображал фасадхрама или дворца.Кскене примыкалидва боковыхстроения, которыеназывалисьпараскениями.Параскениислужили местомдля хранения декорацийи другоготеатральногоимущества. Между скенойи местами длязрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы-пароды, через которые в театр до началаспектаклявходили зрители, азатем вступалина орхестру хор иактеры. Простотасценическогооборудованиябыла обусловлена не слабым уровнем развитияантичной техники.Втеатре классическойпоры внимание зрителейсосредотачивалосьна развитии действия, на судьбе героев, а не навнешних эффектах. Планировкагреческого театра обеспечивала хорошую слышимость.Кроме того, внекоторыхтеатрах дляусиления звука среди зрительских местразмещалисьрезонирующиесосуды.Занавесав древнегреческом театрене было, хотявозможно, чтов некоторыхпьесах какие-то частипроскениявременно закрывалисьот зрителей.

РИМСКИЙТЕАТР
--PAGE_BREAK--
Истокиримского театра. Истоки римскоготеатра и драмывосходят, каки в Греции, к обрядовым играм, богатымкарнавальнымиэлементами.Таков, например, праздник Сатурналий-вчесть италийского божества Сатурна.Особенностью этого праздникабыло «переворачивание» привычных общественных отношений: господана время становились«рабами», а рабы-«господами». Одним из истоковримского театраи драмы былисельские праздники сбора урожая.Ещев отдаленныевремена, когдаРим представлялсобой небольшуюобщину Лациума, подеревням справлялисьпраздники в связи с окончаниемжатвы.На этихпраздниках распевались веселые грубоватыепесни-фесценнины.Каки в Греции, обычнообычно выступали при этом дваполухория, которыеобменивалисьшутками подчасязвительногосодержания.Зародившисьеще при родовомстрое, фесценнины существалии в последующиевека, и в них, посвидетельствуГорация, находилаотражениесоциальнаяборьба междуплебеями ипатрициями. Существовалаи другая форма примитивных зрелищ-сатура.Основой для сатур послужилимимическиетанцы этрусскихплясунов.В 364 г. до н.э. Рим постигло моровое поветрие.Чтобы умилостивить богов, решилиустроить сценическиеигры.Из Этрурии были приглашены актеры-плясуны, которыетисполняли свои танцы под аккомпанемент флейты.Этрусскимактерам сталаподражать римская молодежь, которая прибавилак пляске шуточный диалог, написанный нескладными стихами, а такжежестикуляцию.Таквозникли сатуры(в переводезначит «смесь»).Сатурыбыли драматическимисценками бытовогои комическогохарактера, включавшимив себя диалог, пение, музыкуи танцы. Еще одним видомдраматическихпредставленийкомического характера являлисьателланы, которыебыли позаимствованыу других племен, населявшихАпеннинскийполуостров, скоторыми Римвел непрерывные войны.Молодежьувлеклась этимииграми и стала устраивать их в дни праздников. В ателланедействоваличетыре постоянныхкомических персонажа: Макк, Буккон, Паппи Доссен.Твердоготекста ателланыне имели, поэтому при ихисполненииоткрывалсяширокий простордля импровизации. К народнойдраме восходити мим.Как и вГреции, мим воспроизводил сценки изнародногобыта, а иногдапародировал мифы, выводя в шутовском видебогов и героев. Таким образом, вРиме существовалипримерно теже обрядовые игры, что и в ДревнейГреции.Но дальшеслабых зачатковдрамы развитие народноготеатра не пошло.Этообъясняетсяконсервативным укладом римскойжизни и сильнымсопротивлениемжрецов.Поэтомув Риме не сложилосьсамостоятельноймифологии, котораяв Греции послужила «почвойи арсеналом»искусства, втом числе драмы.

Римскийтеатр эпохиреспублики. Римляне взялилитературнуюдраму в готовомвиде у грекови перевели ее налатинскийязык, приспособивк своим понятиями вкусам. После победононогоокнчания первой Пунической войны, на праздничных играх240 г.до н.э., было решено устроить драматическое представление.Постановкупоручили грекуЛивию Андронику, находившемуся в рабствеу римскогосенатора, которыйи дал ему латинское имя Ливий.Послеотпущения наволю, он осталсяв Риме и стал обучать греческомуи латинскомуязыку сыновейримской знати.Этот учитель и поставилна играх трагедиюи, вероятно, такжекомедию, переработанныеим с греческогообразца или, бытьможет, просто переведенные сгреческогоязыка на латинский.Этапостановкадала первый толчокразвитию римскоготеатра. С 235 г. до н.э. начинаетставить насцене свои пьесы драматург Гней Невий(около 280-201 до н.э.).Онбыл уроженцем латинского городкав Кампании ипренадлежалк плебейскому роду.После окончания первой Пунической войны, в которой он принимал участие, Невийпоселился вРиме и начал заниматься литературной деятельностью. Гнея Невия сполным основаниемможно назватьпервым самобытным римским поэтом.Егостихи (сатуры), драмы, эпическаяпоэма «Пуническая война»отличалисьсамостоятельностью в художественном и в идейном отношении. Вначале своейдраматургическойдеятельностиНевий писал трагедии по греческомуобразцу на темутроянскогоцикла мифов.Новскоре он выступилс трагедиямина сюжеты из римской истории.Такая трагедия называлась у римлян претекста.Позднее претексты использовалив качествесюжетовнетолько исторические, но и современные события. Однако наибольшейславы Невийдостиг в областикомедии (в отличие от греческих драматургов он писал произведения в двух жанрах).Невийбыл создателемпаллиаты-литературной комедии, которая представляласобой переработку новоаттической, т.е. бытовой греческойкомедии.Паллиатаставилась вРиме в теченииIII-II вв. до н.э.Свое названиеона получилаот греческого широкого плащапаллия, так какдействие паллиатывсегда происходилогде-нибудь в Греции и героиее носили греческуюодежду. Хотя Невий ипридерживалсягреческихоригиналов, но обрабатывал он их горадосвободнее, чемЛивий Андроник.Невий первый применил так называемуюконтаминацию, т.е.соединениев римской комедиисюжетных линийдвух или трехгреческих.Возможно, чтоНевий стал основоположникоми римскойнациональнойкомедии-тогаты.

Плавт (около254-184 до н.э.).Продолжателемдела Невия как комедиографабыл его младшийсовременникТит МакцийПлавт.Его творчество относитсяк тому периоду, когдаРим из сельскохозяйственной общиныпревращаетсяв сильнейшеегосударство-сначалаАпеннинского полуострова, азатем и всегобассейна Средиземногоморя. По единодушнойоценке древних, Плавтбыл самым блестящим представителемпаллиаты.Излюбленныйперсонаж Плавта-хитрый, пронырливый раб, помогающиймолодому хозяинуулаживатьлюбовные дела.Секрет успехаПлавта состоитпрежде всегов том, что егокомедия являясь переделкойгреческих, самобытныпо духу, в нихярко запечатлены чертыримской жизни.Плавтсочувственноотносится к плебейским низамрабовладельческогообщества и осуждает людей, стремящихся к наживе. Плавт умелискусно соединитьновую аттическуюкомедию с элементами народной римской ателланы, с ее буффонадой, живостью действия, с ее поройнепристойными, ноостроумнымишутками. Большое местов комедияхПлавта отводитсяпению и музыке.В новой аттическойкомедии пениеи музыка использовалисьтолько в антрактах. У Плавтаже музыкальный элемент в некоторых комедиях преобладает.Этокантики (от лат.canto-«пою»).Одни из кантиков представлялисобой арии, другиеисполнялисьречитативомпод музыкальный аккомпанемент. Пьесы Плавтаотличаетдинамичность, онипроникнутыпафосом неистощимой энергиии здоровогооптимизма.Приэтом сами характерыего героев статичны, лишенысложности и психологической глубины.Поэт обращает основноевнимание насобытийную сторону, а все, что касается внутреннегоразвитияобраза, упрощается, отступает на второй план.Темне менее свойственныйПлавту прием гротеска делает его персонажейтеатральновыразительными. От Плавта дошлидо нас 20 комедийполностью и одна в отрывках.Почти всекомедии начинаютсяс пролога.Прологигораздо длиннее, чем в новойаттическойкомедии, нослужат той же цели.В них рассказываетсяо событиях, предшествовавших началу действия, и о том, как будетразвиватьсяинтрига.Сюжетмногих комедий был настолько запутанным, чтозрителям труднобыло следитьза ходом действия, не познакомившисьпредварительнос содержанием. Большинствокомедий Плавтапредставляютсобой веселыефарсы или разработкуоткровеннокомическойситуации сбесконечными обманами, тонко сплетеннойинтригой, хитроумными проделками, душой которых обычноявлялся слуга-раб. Комедии Плавтапрожили большуюисторическуюжизнь, хотя в средние века Плавтбыл основательнозабыт: богословысчитали, чтов его пьесах многобезнравственного.Затов эпоху ВозрожденияПлавт снова воскрес дляевропейского театра.Его пьесы переводят, создают различныепеределки иподражания.Мотивыкомедий Плавта обрабатывались многочисленными драматургами: Ариосто, Арентино, Шекспиром, Мольероми другими.

Теренций (около185-159 до н.э.).Публий Теренций Афр, работавший, как и Плавт, вжанре паллиаты, принадлежалуже к следующемупоколениюдраматургов.УроженецКарфагена, Теренцийеще мальчикомбыл привезен вРим, где сталрабом римскогосенатора.Заметиввыдающиеся способностиюноши, сенатордал ему хорошееобразование, а затем отпустил наволю.Теренцийнаходился вдружественныхотношенияхсо многими знаменитымилюдьми, входившимив кружок просвещенногопатриция СципионаМладшего-приверженцагреческойкультуры и греческого образования. Теренций написалшесть комедий, и все они сохранились.Сюжеты этих комедийон, как правило, заимствуету Менандра, причем сознательно подчеркиваетих греческийколорит.Конфликтыв комедиях Теренция носятсемейный характер, иосновной целью драматурга является гуманизациянравов. У Теренцияобычно неттакой динамикив развитии событий, как у Плавта; онотказываетсятакже от театральных средств и приемов ателланы, которымиохотно пользовалсяего предшественник,-от буффонады, грубыхи сочныхшуток, непосредственногообращения кзрителям в ходе действияи т.д.Зато Теренцийстремится датьболее углубленнуюпсихологическуюхарактеристикусвоих персонажей, создавая интересные, жизненныеобразы. Одна из наиболееизвестныхкомедий «Братья»(160 до н.э.)-ставит вопрос овоспитаниимолодежи.Вкомедии побеждаютновые взгляды, представителикоторых считают, чтонадо бытьснисходительным к проделкаммолодых людей, воспитыватьих не приказамии наказаниями, а добрымисоветами. Комедии Теренциязнакомилиримских зрителейс миром болеесложных, чем у героевПлавта, душевныхпереживаний(хотя и ограниченных семейнымирамками).В этомотношении егопроизведенияближе к их общемупервоисточнику-Менандру. Теренций можетбыть названпредшественником новой европейской драмы.Европейскийтеатр неоднократно обращался к его творчеству.Влияниеего комедий«Формион» и«Братья» чувствуетсяв творчестве Мольера. Новый интереск гуманистическимтенденциямдраматургавозник в XVIII в., в периодформированиябуржуазной«мещанской» драмы.Дидро считал Теренциясвоим предшественником, Лессингв «Гамбургской драматургии»дал подробныйанализ «Братьев», считая эту комедию образцовой.

Римскийтеатр императорскойэпохи. В I в.до н.э. республикав Риме пала.После убийства Цезаря и победы надАнтонием в 31г. до н.э. императором в Риме стал Октавиан, получившийвпоследствиипочетное прозвищеАвгуст («Священный»).Августхорошо понимал общественное значение театра и всячески содействовалего развитию.Преждевсего, Августхотел возродить на римскойсцене трагедиюгреческого типа, видя именно в ней средствоулучшения и воспитания нравов своих граждан.Эти стремленияАвгуста былиподдержаныодним из выдающихся римских поэтов, Горацием, инашли отражениев его «Наукепоэзии». Проводя политикуАвгуста, Горацийвыступает заидейное, содержательное искусство, основойкоторого являются мудрость.Поэт, с одной стороны, долженбыть человекомвысокообразованным, так как он выступает каквоспитательи наставник граждан.С другой-его искусство должнобыть эмоционально, изящно, поэтомуему нужно шлифовать своипроизведения, преждечем выставлятьих на суд публики. Однако всеусилия Августавозродить наримской сцене серьезный жанр не увенчалисьуспехом.Хотяпредставления устраивались часто, они носилиглавным образомразвлекательныйхарактер.Общественная роль театразаметно снизилась.Такаятенденцияособенно усилилась при преемникахАвгуста. Снижение идейнойроли театрасказалосьпрежде всегона его репертуаре.ПослеустановлениядиктатурыОктавианатрагедия пришлав упадок.Еслитрагедии иставились вовремена империи, то только в виде отдельныхэффектныхсцен, дававшимвозможностьактерам показать своемастерство.Этиактеры (их называлитрагедами) надевали костюмы и маски, какдля выступления в трагедии, однако их роль сводилась восновном кпению, так как актерские арии составляли главную частьпредставления.Исполнениеарий из трагедий как самостоятельноепредставлениесохранилосьв Римской империи вплоть до последнихдней ее существования.

Сенека (около4-65 н.э.).От трагедииимператорскойэпохи до нас не дошло ничего, крометрагедий философаСенеки. Луций АннейСенека былвоспитателемимператораНерона, одновремя занимал принем высшиедолжности в государстве, но затем был обвинен в заговорепротив императораи по приказанию Нерона покончил с собой, вскрывсебе вены. Трагедии Сенеканачал писатьв последниегоды жизни, когдаотношение к немуНерона изменилосьи он вынужденбыл более осторожно высказыватьсвои вэглядына существующиепорядки.Всего он написал 9 трагедий, заимствуя их сюжеты из греческой мифологии.По своему строениютрагедии Сенекитоже мало отличаются от греческих: партиихора чередуютсяу него с партиямигероев, на сцененаходятся неболее трехактеров одновременно.Но под влиянием социальных иполитическихусловий трагедии Сенеки получили новую направленность.Мрачнаяэпоха Нерона, сее жестокостямии угрозами кровавой расправы, какдамоклов мечвисевшей над каждым, определила разработкутем. Герои Сенеки-люди, наделенные сильными, испепеляющими страстями.Изображениеэтих страстей, невольноприводящих героя к гибели, изображение сильных аффектов, чудовищных пороков, состояний, близкихк патологии,-всеэто становитсяглавным дляпоэта. Среди героевСенеки-жестокосердныетираны, попирающиевсе законы человечности, способныена любые преступленияради удовлетворения своейстрасти.Героини, женщиныс мужской душой, тоже не останавливаютсяни перед чемради удовлетворениясвоих желаний. Персонажитрагедий Сенеки однолинейны: драматург выделяет какую-либо однучерту в характереи доводит еедо предела.В драмах Сенеки постоянновстречаютсясцены страшноймести, кровавых преступлений.Очевидно, этобыло отражениемтогдашней жизнис ее атмосферой жестокихрепрессий. До сих пор остаетсяспорным вопросо сценической жизни трагедий Сенеки.Скореевсего онипредназначеныдля чтения, но не для постановки: трагедиилишены динамики, некоторые сцены технически невозможноисполнить. ТворчествоСенеки оказалоогромное влияниена формированиетрагедии новоговремени.Именночерез негогуманисты эпохи Возрождения начали своезнакомствос античной трагедией.В XIV-XVII вв. драматургивсех западноевропейскихстран учились у Сенеки искусствутрагичного-мастерскомуизображению страсти, напряженности диалогов, отточенностистиля.Шекспири Бен Джонсон в Англии, Корнель, Расин идругие представителифранцузскогоклассицизмаизучали и использовалитрагедии Сенекив своей творческойпрактике.

Организациятеатральныхпредставлений. Представленияустраивалисьв Риме во время различных государственныхпраздников.Пьесышли на праздникепатрициев-Римских играх, проводившихсяв сентябре вчесть Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев-Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновыхиграх-в июле. Постоянноготеатральногоздания в Римене было вплотьдо середины I в. до н.э.; сооружению его противился консервативный сенат.Дляпредставленияобычно на форуме воздвигался деревянный помост высотойв половинучеловеческогороста.На сценическуюплощадку велаузкая лесенкав 4-5 ступенек, покоторой актеры поднимались на сцену.Втрагедии действиепроисходило перед дворцом.В комедиях декорациипочти всегдаизображалигородскую улицус выходящими нанее фасадамидвух-трех домов, и действие развертывалось переддомом.Зрители сидели на скамейках перед сценой.Но иногда сенатзапрещал устраиватьместа в этих временных театрах: сидеть напредставлениях, помнению сената, былопризнаком изнеженности.Всепостроенноедля театральныхигр сооружение ломалось сразу жепосле их окончания. Играли в постановкахуже не любители(как в ателланах), аартисты-профессионалы.Ихназывали актерамиили гистрионами.Римскиеактеры происходилииз среды вольноотпущенниковили рабов и посравнению с греческимизанимали гораздоболее низкоеобщественноеположение.Актерыобъединялисьв труппы воглаве с хозяином-антрепренером, которыйпо договоренностис властямиорганизовывал театральное представление, гдесам обычноиграл главныероли.Все женские роли исполнялисьмужчинами, женщинв труппы небрали. Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н.э., игралибез масок.Маскапоявилась вэтих жанрах довольно поздно-в130 г. до н.э.Поэтому, вотличие от греков, римляне моглиследить за мимикой актеров.Маски использовались и раньше, но лишьв особых случаях-когда надо было, например, обыграть мотивдвойника вкомедии.В маскахтакже играли актеры-любители, принадлежавшиек высшим слоямобщества. Важным событиемв театральнойжизни Рима былопоявление первого постоянноготеатра, построенногоиз камня.Этоттеатр был сооружен в 55 г до н.э.Гнеем ПомпеемВеликим и вмещалдо 40 тысяч человек.В концеI в. до н.э. в Римебыло построеноеще два каменных театра: театрБальба и театр Марцелла.От последнего до сих сохранилисьостатки наружнойстены, разделеннойна три этажа, что соответствуеттрем внутреннимярусам.

ТЕАТРСРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Литургическаяи полулитургическаядрама. Одной из формтеатральногоискусствараннего средневековьястала церковнаядрама.Борясьпротив остатков античного театра, против сельскихигрищ, церковьстремиласьиспользовать действенность театральнойпропагандыв своих целях.Ужев IX веке театрализуется месса, вырабатываетсяритуал чтенияв лицах эпизодовиз легенд о жизни Христа, оего погребениии воскресении.Из этих диалогов рождаетсяранняя литургическаядрама.Существовалодва цикла такой драмы-рождественский, рассказывающийо рожденииХриста, и пасхальный, передающийисторию еговоскресения. В рождественскойлитургическойдраме посредине храма ставили крест, потомего заворачивалив черную материю, чтоозначало погребение телагосподнего. В пасхальнойлитургическойдраме разыгрываласьсцена трех Марий и ангелау гроба Христа (их изображали четверо священников).Ангелспрашивал:«Коговы ищете в гробу, христианки?» Марии хором отвечали:«ИисусаНазарянина, распятого, онебожитель!»И ангел говорил им:«Его здесь нет, он восстал, как предсказал раньше.Идитевозвестите, чтоон восстал изгроба!» Послеэтого хор пел молитву, восхлавлявшуювоскресениеХриста. Со временемлитургическаядрама усложняется, разнообразятсякостюмы «актеров», создаются«режиссерскеиеинструкции»с точным указанием тестаи движений.Всемэтим занималисьсами священники. Устроителилитургическихпредставлений накопили постановочный опыт и сталиискусно показыватьнароду вознесениеХриста и другие евангельскиечудеса.Приближаяськ жизни и используя постанавочные эффекты, литургическаядрама уже непривлекала, а отвлекала прихожан отслужбы.Развитиежанра таилов себе его самоуничтожение. Не желая отказатьсяот услуг театраи не будучи всилах совладать с ним, церковныевласти выводят литургическую драму из-под сводов храмовна паперти.Нарождаетсяполулитургическаядрама (середина XII в.).И тутцерковныйтеатр, формальнонаходясь во власти духовенства, подпалпод влияниегородскойтолпы.Теперьона уже диктует емусвои вкусы, заставляетдавать представленияв дни ярмарок, а не церковныхпраздников, полностьюперейти на родной, понятный толпеязык. Заботясь обуспехе, церковникистали подбирать более житейские сюжеты, и материаломдля полулитургическойдрамы становятся библейские сюжеты, подверженныебытовомутолкованию.Библейскийлегенды подвергаютсяс течениемвремени поэтической обработке.Вводятся и техническиеновшества: окончательно устанавливается принцип симультаннойдекорации, когдаодновременнопоказывается несколько мест действия; увеличиваетсячисло трюков. Однако, несмотряна все это, церковная драма продолжала сохранять теснуюсвязь с церковью.Драмаставилась на паперти, на церковные средства, еерепертуарсоставлялсядуховными лицами (хотя участникамипредставлений, нарядусо священникамии миряне). Так, причудливообъединяя взаимоисключающие элементы, церковная драма существоваладолгое время.

Светскаядраматургия. Первые росткинового реалистическогонаправлениясвязываются с именем трувера(т.е.трубадура)Адама де Ла-Аль(около 1238-1287) из французскогогорода Арраса.ДеЛа-Аль был страстноувлечен поэзией, музыкойи театром.Онжил в Парижеи в Италии (придворе Карла Анжуйского)и получил довольно широкую известность как поэт, музыкант, драматург. В творчествеАдама де Ла-Альнародно-поэтическоеначало сочеталось с сатирическим.Вего произведениях были зачатки будущего театра Возрождения.Нона протяжениисредних вековэтот драматург не имелпродолжателей.Жизнерадостностьи вольная фантазия меркли под воздействиемцерковныхстрогостей и прозаической трезвости городов. Сатирическоеначало народныхзрелищ драматургииАдама де Ла-Аль нашло своепродолжениев фарсах, героямикоторых былито ярмарочный зазывала, товрач-шарлатан, тоциничный поводырь слепца.Однако жанр фарсадостиг своегорасцвета позже, вXV веке.В XIII же веке комедийнаяструя заглушаласьтеатром миракля, тоже имевшим своей темой жизненныесобытия, нообращеннымк религии.

Миракль. Само названиемиракль происходитот латинского слова «чудо».И действительно, всеконфликты, поройочень остроотражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмещательству божественныхсил-святогоНиколая, девыМарии и т.д.С течением времениэти пьесы, сохраняярелигиознуюморализацию, всеострее показывалипроизволфеодалов, силутемных страстей, владевших знатными ибогатыми людьми.В первом из известных нам мираклей-«Игра освятом Николае»(1200)-в центре внимания было чудо, совершенноесвятым для избавления христианина, попавшего в языческийплен, и историяв него лишь отзвуком крестовых походов.Более поздний«Миракль о Роберте-дьяволе» давал уже общую картину кровавоговека Столетней войны (1337-1453) и страшный портрет бессердечногофеодала. Само время-XIVвек, полныйвойн, народныхволнений и бесчеловечных расправ,-объясняетразвитие такогопротиворечивого жанра, как миракль.С однойстороны, крестьянскиемассы бралисьза топоры, восставали, сдругой-подчинялисьтяжелой жизни.Отсюдаи элементы критики, и религиозноечувство в мираклях. Большинствомираклей строилосьименно на бытовом материале-из жизни города, изжизни монастыряили средневековогозамка.Разоблачая притеснителейнарода, миракльо Берте рисует в положительном свете тех людейиз их среды, которые не подвержены порокам и страстям, присущимзнати, и могут, попавв среду простых тружеников, быть срединих своимилюдьми. Двойственностьмиракля быласвязана сидеологической незрелостью городскогобюргерстватого времени.Неслучайно миракль, начинавшийся обычно с обличительного изображения действительности, всегда заканчивался компромиссом, актом раскаяния и прощения, что практическиозначало примирениес только что показанными злодеяниями, ибопредполагалов каждом злодеевозможногоправедника.Это устраивалои бюргерскоесознание, ицерковь.

Мистерия. Время расцветамистериальноготеатра-XV-XVI века, время бурного расцвета городови обострениясоциальныхпротиворечий.Городуже в значительноймере преодолелфеодальнуюзависимость, ноеще не подпал под властьабсолютногомонарха.Мистерияи явилась выражением расцветасредневековогогорода, егокультуры.Она выросла из так называемых«мимическихмистерий»-городскихпроцессий вчесть религиозныхпраздников, в честь торжественных выездов королей.Из этих празднествпостепенно складывалась площадная мистерия, использующаяранний опытсредневековоготеатра. Представлениямистерийорганизовывалисьне церковью, агородскими цехами имуниципалитетами.Авторами выступали деятели нового типа-ученые-богословы, юристы, врачи.Несмотряна то, что руководила постановкамивысшая буржуазиягорода, мистериибыли массовым площадным самодеятельным искусством.В представлениях участвовали сотни человек. Мистериальнаядраматургияразделяетсяна три цикла:«ветхозаветный», имеющийсвоим содержаниемциклы библейских сюжетов;«новозаветный», рассказывающийисторию рождения и воскресения Христа, и «апостольский», вкотором сюжетыпьес былизаимствованыиз «Жития святых» и частичноиз мираклейо святых. Ярким примеромранней мистерииможет служитьогромная (50 тысяч стихов,242действующихлица) «МистерияВетхого завета», содержавшая 38 отдельныхэпизодов.Ееглавными героямибыли Бог, ангелы, Люцифер, Адами Ева.В мистериипоказывалось сотворение мира, восстание Люциферапротив Бога, библейскиечудеса. Мистерия раздвинулатематическийдиапозонсредневекового театра, накопилаогромный сценический опыт, который был использован последующимижанрами средневековья. Исполнителеммистерии былгородскойлюд.Отдельные эпизоды огромного театрального представления исполнялись представителями различныхгородскихцехов.При этом мистерия давала возможность каждой профессиипроявить себякак можно полней. Мистерии развилитеатральнуютехнику, утвердилив народе вкус к театру, подготовилинекоторыеособенностиренессанснойдрамы.Но к 1548 году мистериальнымобществам, особенно широко распространеным во Франции, запрещаютпоказ мистерий: слишком ощутимой стала критическаякомедийнаялиния мистериальноготеатра.Причина гибели еще и в том, чтоона не получила поддержки со стороны новых, прогрессивныхсил общества.Религиозноесодержание отталкивало людей гуманистическинастроенных, аплощадная формаи критичекие элементывызывали гоненияцеркви. Историческаяобреченностьмистерии была предрешенавнутренней противоречивостьюжанра.К томуже мистериальныйтеатр потерял и свою организационнуюпочву: королевскаявласть искореняетвсе городские вольностии запрещаетцеховые союзы.Мистерия подвергается резкой критикесо стороны каккатолическойцеркви, так иреформационногодвижения.

Моралите. Реформационноедвижение (Реформация)развернулась в Европе в XVI в.Оно носилоантифеодальныйхарактер иприняло формуборьбы с идеологическойопорой феодализма-католическойцерковью. Реформационноедвижение утверждаетпринцип «личного общения с Богом», принципличной добродетели.Вруках зажиточного бюргерства мораль становитсяоружием борьбы и против феодалов, и против неимущих городскихмасс.Стремлениепридать святость буржуазному мировоззрениюрождает театрморалите.Онвырастает из мистерий, в которых нравоучительнаядидактиказаключаласьв религиозные формы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических сцен.Моралитеосвободиломорализацию как от религиозных сюжетов, так и отбытовых отвлечений и, обособившись, обрело стилевое единство ибольшую дидактическуюнаправленность.Однако при этом были утеряныдейственностьпостановкии жизненныечерты персонажей. Основным признакомморалите являлся аллегоризм.В пьесах действуют аллегорическиеперсонажи, каждый из которых олицетворяет какой-то человеческийпорок илидобродетель.Этиперсонажи лишены индивидуальныххарактеров, идаже реальныевещи в их руках превращаются всимволы.Столкновениягероев строились соответственно борьбе двухначал: добраи зла, духа итела.Этот конфликтчаще всего изображалсяв виде противопоставлениядвух фигур, двухперсонажей, олицетворяющихсобой доброеи злое начала, воздействующие на человека. Разумные людиидут по стезедобродетели, неразумныеже становятся жертвамипорока-этуосновнуюдидактическуюмысль утверждалина разные ладывсе моралите. Авторами некоторыхморалите были ранние гуманисты, профессора средневековыхшкол.В Нидерландахсочинениеми постановкойморалите занимались патриоты, борящиеся против испанского засилья.Их пьесы былиполны современныхполитическихнамеков, за чтоавторы и актеры нередкопреследовались. В своем развитииморалите частичноосвобождалосьот строгой аскетическойморали: подвоздействиемновых общественныхсил в нем проявлялосьнекотороестремление к реализму.Противоречия жанра были признакомсближения сжизнью.В иныхморалите ужеможно было встретитьмотивы социальнойкритики. Историческоезначениеаллегорическогожанра было в том, что он внес в средневековуюдраматургиючеткость, поставилперед театром задачу построениятипическогообраза.Но, будучиво власти догматической морали, этотжанр не смогпородить ничегозначительного.

Фарс. Площаднойплебейскийфарс выделяется в самостоятельный театральный жанрсо второй половиныXV века.Однакоон до этого прошел долгий путьскрытогоразвития.Самоназвание происходитот латинского farta («начинка»).И действительно, устроители мистерий сплошь и рядомписали:«Здесьвставить фарс». Веселые масленичныепредставленияи народныеспектакли даютначало «дурацкимкорпорациям»-объединениеммелких судебныхчиновников, разнообразнойгородскойбогемы, школяров, семинаристов.ВXV в. шутовскиеобществараспространяютсяпо всей Европе.ВПариже были четыре большиеорганизациии регулярноустраивались смотры-парады их фарсовыхпредставлений.Вэтих парадахвысмеивались выступлениЯ епископов, словопрениясудей, въездыкоролей в город.В ответ на это светскиеи духовныевласти преследовали фарсеров, изгоняли их из горда, бросалив тюрьмы. Фарс повернутвсем своимсодержаниеми художественнымстроем к действительности.Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, чванливыхдворян, скаредныхкупцов.Остроподмеченные и обрисованныечерты характеровнесут сатирическизаостреный жизненныйматериал. Главными принципамиактерскогоискуства дляфарсеров были характерность, доведеннаядо пародийнойкарикатуры, и динамизм, выражающий активностьи жизнерадостностьсамих исполнителей. Сценическойзадачей фарсеровбыло воссозданиеопределенных типов: ловкогогородскогомолодчика, хвастливогосолдата, хитрогослуги и т.п.Но приопределенностисценическихтипов-масокбыла развита и импровизация-следствиеживого общения фарсеров с шумной ярмарочнойаудиторией. Судьба веселыхкомическихлюбительскихкорпораций фарсеров от год в год становилась все плачевнее.Монархическая и церковная власть всесильнее наступалана городскоевольномыслиеи на одну из форм его-фарсовыйтеатр.В концеXVI-начале XVII в.под ударами властей прекращаютсуществованиекрупнейшиекорпорациифарсеров. Фарс оказалбольшое влияниена дальнейшееразвитие театра Западной Европы.ВИталии из фарса родилась комедия дель арте; в Испании-творчество «отца испанского театра» Лопе де Руэда; а Англии по типуфарса писалсвои интерлюдииДжон Гейвуд, в Германии-Ганс Сакс; воФранции фарсовыетрадиции питали искусство гениальногоМольера.Именнофарс стал звеноммежду старым и новым театром.

Список использованнойлитературы:

1.Учебникпо историисреднихвеков.Из-во«Просвещение», Москва,1984г

2.БольшаяСоветскаяЭнциклопедия.2-ое издание, том 18, стр 507-510.

3.«Историязарубежноготеатра», под редакцией проф.Г.Н.Бояджиева и
проф.А.Г.Образцовой.Из-во «Просвещение», Москва,1981г

4.И.М.Тронский «История античной литературы».Из-во «Высшая
школа», Москва,1988г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.