Содержание
Введение
1.Из историивозникновенияНоводевичьегомонастыря
2.Новодевичиймонастырьглазами современника
2.1АнсамбльНоводевичьегомонастыря
2.2Новодевичиймонастырь — ценный объектисторико-архивногонаследия российскойкультуры
Заключение
Списокиспользованнойлитературы
Введение
Однаиз особенностейРоссийскогогосударства, и Москвы в частности,- наличие огромногоколичествахрамов, соборов, крупных монастырейи церквей, которыеначали появлятьсяпосле принятияв 988 году христианства.
Какправило, московскиекнязья, затемцари, а позжеимператорысчитали необходимымвозвести либохрам, либо собор, либо церковьво имя победыв каких — либовоенных действиях.Также они возводилисьв честь различныхчудодейственныхикон.
Темиже причинамиобуславливалосьи появлениемонастырей, которые впоследствиичаще всегопредставлялисобой форпостына подступахк столице — своеобразныесредневековыекрепости. Такпоявился иНоводевичиймонастырь, построенныйво время царствованияВасилия III — впамять обосвобожденииСмоленска отлитовскихинтервентови возвращенииэтого городав состав русскихземель.
Позже, став богатейшимженским монастырем, он стал жилищемдля некоторыхпредставительниццарской семьи.Все церкви, храмы, соборыи монастырине только Москвы, но и всей России, всегда отличалисьбогатствомвнешнего ивнутреннегоубранства, таккак игралинемаловажнуюроль в жизнигосударства.Например, Архангельскийсобор использовалсяв качествецарской усыпальницы, в Благовещенскомсоборе Кремляроссийскиегосудари принималикрещение, исповедовались, в Успенском- венчались нацарство и оглашаливажнейшие указыи решения.
В нашидни соборы, храмы во многомпотеряли своебылое значение, но, все же, по-прежнему, являются хранилищемуникальныхпроизведенийиконописи, стенописи иархитектуры.Москва, первоеупоминаниекоторой относитсяк XII веку, имеетна своей территориимножестводостопримечательностей, сохранившихв себе облики атмосферустаринногогорода. Неудивительно, что до сих порэти местапредставляютинтерес нетолько длялюдей, увлекающихсяисторией, нои для простыхобывателей, ценящих красотуи изяществодревних памятниковархитектуры.Особо хочетсявыделить Новодевичиймонастырь, сравнительноредкая длярусского зодчествасохранностьи целостностькоторого делаетего одним изнаиболее интересныхи значительныхпамятниковдревней Москвы.Новодевичиймонастырьявляется филиаломГосударственногоИсторическогоМузея — крупнейшегонациональногомузея России.Его огромноесобрание, единственноев стране почисленностии полноте, представляетисторию и культурумногонациональнойРоссии, государствас древнейшихвремен до нашихдней.
УказомпрезидентаРФ от 18 декабря1991 года ГосударственныйИсторическийМузей отнесенк особо ценнымобъектам культурногонаследия России.Положением, утвержденнымправительствомРФ 11 июля 1994 года, музей определенкак научно — исследовательскоеи культурно- просветительскоеучреждение; за ним закрепленароль головногонаучно — методическогоцентра дляисторическихи краеведческихмузеев России.
Задачамиданной работыявляются ознакомлениес историейвозникновенияНоводевичьегомонастыря, изучение егоархитектурныхособенностейи определениеисторико-культурногозначения монастырядля многонациональнойРоссии.
1. Из историивозникновенияНоводевичьегомонастыря
Новодевичийженский монастырьбыл основанв XVI веке на Девичьемполе (иначеименовавшемсяСамсоновымлугом). В 1523 годубыло выданоиз великокняжескойказны 230 кг серебрана устройствонового монастыря, построитькоторый ещеза 9 лет до этогодал обет московскийкнязь ВасилийIII, если удастсявзять Смоленск, отвоеванныйу Московскогокняжествалитовцами.Смоленскдействительнобыл взят, а местодля монастырябыло выбраноне простое — сэтого поляикона БожиейМатери ОдигитрииСмоленскойбыла отправленаиз Москвы обратнов Смоленск.Смоленскаяикона БожиейМатери известнана Руси с серединыXI века. ГреческийимператорКонстантинПорфирородныйв 1046 году выдалсвою дочь Аннуза князя ЧерниговскогоВсеволодаЯрославичаи благословилее в путь святойиконой БожиейМатери. Образэтот получилназвание Одигитрия- Путеводительница.Сын Всеволода- Владимир Мономахпринес Одигитриюв начале XII векав Смоленск ипоставил еев построенномим соборномхраме в честьУспения БожиейМатери. С тоговремени иконаБогоматериОдигитрия сталаименоватьсяСмоленской.В 1404 году князьСмоленскийЮрий Святославич, спасаясь отнашествиялитовскихвойск, бежалв Москву, кудапринес с собойи святую икону.Она была установленав Благовещенскомсоборе МосковскогоКремля. В 1456 годукнязь МосковскийВасилий II Темный, вняв просьбесмолян, вернулим святыню, сделав с нееточную копию.Список с иконыбыл поставленна том же месте, где стоял чудотворныйобраз.
НазваниеДевичьего полеполучило оттого, что, по преданию, во временататаро-монгольскихнашествийбаскаки отбирализдесь русскихдевушек, которымпредстоялоотправитьсяв Орду. Существуети другое предание.Первая настоятельницамонастыря имелапрозваниеДевочкина, отсюда, полагают, и названиемонастыряДевичий. Склон, на котором былпоставленмонастырь, велвниз от городак Лужникам.Изначальностены и башнибыли деревянными, но высокимии очень красивыми.Ворота былитолько южные, северные воротабыли построеныпозже. В 1524 году, в память овозвращенииСмоленскаРоссийскойдержаве (1514 год), в Москве былоснован Новодевичиймонастырь воимя ПречистойОдигитрии, кудав 1525 году 28 июляиз Кремля былапринесенаСмоленскаяикона Одигитрия.В честь этогочтимого образав обители былпостроен большойсобор. С техпор ежегодноэтот день — 28июля/10 августаотмечаетсяв Новодевичьеммонастыре какбольшой церковныйпраздник.
Понекоторымданным, строительствоглавного соборамонастыряприписываютработе АлевизаНового, но другиеисследователиполагают, чтостроил егозодчий Нестор, погибший пристроительстве.История Новодевичьегомонастырясвязана с именамиБориса Годуноваи его сестрыИрины Федоровны, которые доизбрания Годунована царствованиеоставалисьздесь. ИринаГодунова постригласьв монахини подименем Александрыи жила в каменныхпалатах снадстроеннымнад ними деревяннымтеремом. В концеXVI века при БорисеГодунове быливыстроеныкаменные стеныи 12 башен. Онибыли сделаныпо образцукремлевских: угловые башни- круглые, в стенах- квадратные.Верха их былиукрашены зубцами.Говоря о Новодевичьеммонастыре, нельзя не упомянутьо том, что монастыривыполнялифункцию форпостовна подступахк Москве. Именнопоэтому Новодевичийстроился какнастоящаясредневековаякрепость: монолитныестены, башнис зубцами, стеныс бойницами- отверстиямидля стрельбы.
Увы, эти красивыебашни не смоглизащитить монастырьот разоренияв Смутное время- ставшая крепостьюобитель несколькораз переходилаиз рук в рукии наконец, быласожжена паномГонсевским.
Новыйрасцвет монастыряначался с воцарениемРомановых. Ужепосле вступленияна престолМихаила Федоровичамонастырь былвосстановлени вновь сталдействующим, а при АлексееМихайловичеи Федоре Алексеевичеон был превращенв царское богомолье.В дар Новодевичьемумонастырю былипереданымногочисленныевотчины идрагоценности.
Прицаревне СофьеАлексеевнездесь развернулосьновое грандиозноестроительство.Практическивесь ансамбльмонастыря, заисключениемстарого собора, стен и Ирининыхпалат, выполненв новом длятого временистиле московскогобарокко. Заочень короткоевремя появилисьвысокая колокольня(приписываемаязодчему ЯковуБухвостову), надвратныецеркви на северныхи южных воротах, трапезнаяпалата с Успенскимхрамом, а такжедва жилых корпусадля сестерСофьи — царевенМарии и Екатерины.Царевна Софьяпосле приходак власти ПетраI была в 1689 годузаключена вНоводевичьеммонастыре ипостриженав 1698 году подименем Сусанны.Она прожилаздесь до 1704 года.Софья — не единственнаязнатная узницаэтого монастыря.Сюда же из Суздаляпри Петре II перевелиЕвдокию Лопухину, первую женуПетра I. Вообщемонастырь был«знатным» — послушницыи монахини егобыли все издворянскихбогатых семей, и при поступлениисюда жертвовалисвои богатствав монастырь.При Петре Iуправлениемонастырскимиделами перешлов ведомостьПреображенскогоприказа, Новодевичийпостояннонаходился подохраной солдат.
В 1724 годупри монастыребыл открытприют длядевочек-подкидышейна 250 человек.Девочек обучалиплетению голландскихкружев мастерицы, выписанныеПетром I из Брабанта.Во время Отечественнойвойны 1812 годаНоводевичиймонастырь былзахвачен французамии использовалсяв качествехранилищаармейскогопровианта. Дляукрепленияобороны монастырябыл созданвнутреннийвал у севернойстены, а такжеуничтоженацерковь ИоаннаПредтечи.
Когдафранцузы подожглимонастырь иушли, монахиниво главе с казначеейСаррой успелизагасить неразгоревшийсяогонь. Именаэтих женщинпозже быливписаны в памятнуюкнигу героев-участниковВеликой отечественнойвойны. Частьсокровищ успеливывезти в Вологдуи спасти отрасхищения.
Восстановлениепострадавшихзданий началосьпосле изгнаниязахватчиков, в XIX веке.
ОченьпримечателеннекропольНоводевичьегомонастыря. Уапсид Смоленскогособора сохраниласьмогила первойздешней игуменьиЕлены (умерла18 ноября 1548 года), в самом соборепохороненыженщины царскойфамилии. В старойчасти некрополя, расположенноймежду храмами, лежат рядомученые, писатели, поэты, просточлены знатныхсемей. Средипохороненныхтакие громкиеимена, как А.П.Чехов, Д.В. Давыдов, А.С. Уваров(археолог), Одоевские, Волконскиеи другие. В 1898-1904годах былопринято решениерасширитькладбище, иновая часть, вынесеннаяза пределымонастыря, былаобнесена оградойпо проектуархитектораИ.П. Машкова.Сейчас тамнаходятсямогилы множествавидных советскихдеятелей. Староеже кладбищев советскоевремя сильнопострадало: были ликвидированымногие могилы, за исключениемписательскихи деятелейнауки и культуры.
СудьбаНоводевичьегомонастырясильно измениласьв начале ХХвека.
В 1922 годумонастырь былзакрыт, и новыехозяева началис того, что открылив нем «Музейраскрепощенияженщины». В 1926году его преобразовалив Историко-бытовойи художественныймузей (филиалГИМа). Частьзданий отдалипод немузейныенужды: в кельяхразместилиясли, общежитиеНаркомпроса, прачечные, втрапезнойустроилигимнастическийзал. С 1939 по 1984 годыв монастырежил и работалзнаменитыйисторик-реставраторП.Д. Барановский.В 1992 году здесьбыла установленамемориальнаядоска с егоименем. Тем неменее, с 1980 годав НоводевичьеммонастыреразмещаетсярезиденциямитрополитаКрутицкогои Коломенского.А в 1994 здесь сновабыл учрежденженский монастырь.Монастырскойобщине былипереданы невсе здания — часть их осталасьв ведении музея, в том числедревний Смоленскийсобор, ровесникмонастыря. С1995 года в Смоленскомсоборе проводятсяслужбы по престольнымпраздникам.
2. Новодевичиймонастырьглазами современника
2.1 АнсамбльНоводевичьегомонастыря
Одиниз самых удивительныхпо красоте игармонииархитектурныхансамблейМосквы — Новодевичиймонастырь.
С точкизрения архитектуры, Новодевичиймонастырь былпостроен встиле московскогоили нарышкинскогобарокко, которыйсформировалсяв Москве к концуXVII века. Для этогостиля характернояркое декоративноесочетаниерезных белокаменныхдеталей с краснойкирпичнойстеной. Пожалуй, Новодевичиймонастырьявляется самымярким примеромданного стиля.В XVII веке, подруководствомСофьи, монастырьбыл реконструирован.То, что мы можемувидеть сегодня, относится кXVII веку.
В монастыресохранилось6 храмов: Смоленскийсобор, Успенскаяцерковь притрапезной, Амвросьевскаяцерковь приИрининскихпалатах, 2 надвратныецеркви (ПреображенияГосподня, надсевернымиворотами, храмПокрова Богоматери, над южнымиворотами) ихрам во имяпреп. Варлаамаи Иосафа в нижнемярусе колокольни.Собор Смоленскойиконы БожиейМатери — старейшийхрам Новодевичьегомонастыря. Онбыл построенв 1524-1525 годах и поархитектуресхож с Успенскимсобором МосковскогоКремля, хотяи отличаетсяот него по рядуособенностей.Собор поставленна высокийбелокаменныйподклет и сложениз большемерногокирпича; фасадыего, разделенныелопатками на4 прясла по длинеи 3 — по ширине, практическилишены украшений.Только трехчастнаяапсида украшенатонким аркатурнымпояском. Сводыопираются накрестчатыестолпы (новшество, привнесенноев русское зодчествоитальянцами).Храм окруженгалереями сарочными проемами(часть которыхныне заложена)и маленькимиприделами сюжной и севернойсторон. Ступенивысоких крылецведут ко входув собор.
Росписи, сохранившиесяв соборе, относятсяк 1526 — 1530 годам. Вовремена БорисаГодунова фрескибыли поновлены, но не переписаны.Закрасили ихпозже, и толькопри реставрациив советскоевремя, когдасобор отдалимузею, стенамсобора былвозвращенпервоначальныйвид. Картинырасположеныв несколькоярусов на стенахи столпах ипосвящены, главным образом, теме святыхвоинов и русскихкнязей, чудесамСмоленскойиконы Богоматери; в росписяхпрослеживаетсяидея Москвыкак третьегоРима. Это вполнеобъясняетсявременем ихсоздания — периодомстановленияРоссийскогогосударства.Росписи сводов, судя по стилю, все же былисделаны приБорисе Годунове.Пятиярусныйглавный иконостассобора былсделан по заказуцаревны Софьив 1683 — 1686 годах мастерамиОружейнойпалаты. Иконостас, сделанныймастером изШилова КлимомМихайловым«со товарищи», резной и покрытыйпозолотой, неизменнопритягиваетвзгляды посетителеймузея.
Послезакрытия монастырясобор был занятмузеем, в ведениикоторого иостается досих пор.
Успенскийхрам Новодевичьегомонастыря.Святитель Петр, перенося в 1325году резиденциюрусских митрополитовиз Владимирав Москву, силуи благочестиеМосквы ставилв тесную связьс построениемв этом городехрама в честьПресвятой ДевыМарии; он рекомендовалвеликому князюИвану ДаниловичуКалите воздвигнутьздесь «храм, достойныйБогоматери».Согласно этойволе святителя, в 1326 году в Москвебыла заложенапервая каменнаяцерковь во имяУспения Богоматери, и впоследствиизначительнаячасть воздвигаемыхна Руси храмовназвана в честьэтого праздника, и в ряду их — старинныйчтимый верующимиМосквы храмв Новодевичьеммонастыре. Посвоему первоначальномуназначениюхрам Новодевичьегомонастыряпринадлежитк типу особых, строившихсятолько в монастыряххрамов, — храмов-трапезных.Это сооружениеполуцерковного, полугражданскогохарактера: собственнохрам занимаетздесь небольшуючасть; все остальноеприноровленодля нужд, неимеющих непосредственногоотношения кБогослужению.
Храмыподобного типавозникали исозидалисьв общежительскихмонастырях.По завещаниюПреподобногоСергия Радонежскогоу монашествующихничего не былособственного, одежда и обувьполучались«из казны», пищавкушалась заобщей трапезой.Большое числонасельников, питавшихсяпо уставу вместеи в одно и тоже время, вызвалонеобходимостьпостройки вмонастыряхпросторныхзалов — столовых.
Такие, предназначенныедля удовлетворенияпотребностейиноческойобщины, помещениясвязывалисьпо плану с церковью.Наряду с храмомздесь строилисьи службы дляобщинной столовой.Соединениеразнообразныхчастей в одноцелое и создалохарактерныйтип постройки, носящий названиехрам — трапезная.
ТрапезнаяНоводевичьегомонастыря сУспенскимхрамом при нейпредставляетодно из наиболеевеличественныхи интересныхсооруженийподобного рода.Монастырь(основан в 1524 году)длительноевремя являлсямонастыремпридворным, привилегированным, и его трапезнаяпалата строиласьс расчетом нетолько дляповседневногостолованияиночествующих, но и для приемачасто наезжавшихсюда царей идругих высокопоставленныхлиц, устройствамноголюдныхпраздникови поминальныхобедов. Онапредставляетсобой обширное(площадью свыше2000 кв. м) хорошоосвещенное, устроенноена высокомподклете зданиес целым рядомзалов, тремяпараднымикрыльцами ибогатой наружнойи внутреннейотделкой. Собственнотрапезная ихрам при нейобразуют единоесооружение, причем хрампо отношениюк трапезнойсильно возвышени равен двумкубам, поставленнымодин на другой.
Храмимеет 2 этажа: внизу помещается«теплая» церковьво имя УспенияБожией Матери, вверху — «холодная»(неотапливаемая)церковь в честьСошествияСвятого Духа.В нее ведетузкая лестница, устроеннаяв южной стене.
Обецеркви и трапезнаяпостроены в1685 — 1686 годах пораспоряжениюсестры ПетраI царевны Софьи.Сооружениездания былосвязано с общейперестройкоймонастыря.Почти весьмонастырскийпоселок созданбыл тогда заново, в едином стиле.
ХарактерархитектурыУспенскойцеркви с трапезнойочень типичендля московского(нарышкинского)барокко. Высокий, столпообразныйхрам имеетпримыкающиек нему болеенизкие алтарьс востока итрапезную сзапада; формыокон и дверейпрямоугольные, размеры ихвелики; на углахздания колонны, окна обрамленыналичниками; вся отделкаотличаетсянарядностью; колористическийэффект — красное(фон) с белым(декорации). В1976 году зданиесильно пострадалоот пожара, ибыло вскоречастично перестроено.Изменениясказались вследующем: разобранаширокая, открытаягалерея наарках, окружающаяпалату, уничтоженыкокошники, украшавшиеверх церкви, пятиглавиезаменено однойглавой, переделаныкрыльца. Но ипри этих переделкахвид зданиясохранилсядовольно близкимк прежнему; капитальныечасти его неизменились, и оно осталосьодним из лучшихпамятниковрусской архитектурыконца XVII века.
Главныйвход в храм — через северо-западноекрыльцо. Онопримыкает кобширнойприхожей-паперти, восточная стенакоторой украшенаиконами, передними висятнеугасимыелампады. Изприхожей впомещениетрапезной — дверь, обрамленнаяинтереснымрезным белокаменнымпорталом. Трапезнаяявляется сейчасосновным местомстояния молящихсяво время богослужений; посредствомтрех большихарок, имеющиххудожественновыполненноеиз резногобелого камняобрамление, она соединяетсяс собственнохрамом, которыйимеет небольшуюплощадь. Еговнутреннееоформлениеновое: существующийв настоящеевремя иконостасустановленв 1945 году; ранееон находилсяв московскойцеркви в честьСвятой Троицыв Хохлах. Иконостасдеревянный,XVII века, состоитиз четырехобычных ярусовикон; все иконы, за исключениемнесколькихместных, современныему. Оформлениеиконостасавыполнено ввиде занавеса; по замыслуавтора, онодолжно напоминатьалтарные преградыпервых вековхристианства, когда алтариотделялисьпростыми занавесами.
Трапезнаяпредставляетсобой обширный(площадью в 390кв. м) хорошоосвещенныйзал, крытыйединым, безпромежуточныхопор, сводом, в котором красивоврезываютсясводики надоконными проемами.
В правойчасти трапезной, у восточнойстены, примыкающейк Успенскомухраму, находитсяпридел во имяапостола иевангелистаИоанна Богослова.Придел имеетнебольшойодноярусныйдеревянныйиконостас, устроенныйв 1956 году; всеиконы его — позднегопроисхождения.Алтарь приделаочень невеликпо размерам; в нем совершаются, главным образом, ранние литургии.Церковь СвятогоАмвросия епископаМедиоланского(современныйМилан) возведенана территориимонастыря избелого камняпредположительнов конце 1600-х годов.Богослуженияв Амвросиевскомхраме совершаютсяв день памятисвятителяАмвросия (7/20декабря) и призанятостиУспенскогохрама. В остальныедни храм используетсядля выполнениямолитвенногомонашескогоправила сестери для прочтенияпсалтири (вдень вычитываетсявся псалтирь, несколько томовмонастырскогосинодика ипоминальныезаписки). Надвратныехрамы — ПокроваПресвятойБогородицы(построена в1683 — 1688 годах) — надюжным входом, трехглавый, с открытойтеррасой; вархитектурномстиле ощущаетсявлияние южнорусскогобарокко иПреображенияГосподня (СпасаПреображения,1687-1689гг.) — над севернымиворотами, пятиглавый, в стиле нарышкинскогобарокко; 3 ярусанарядных окон, внутри — восьмиярусныйрезной золоченыйиконостасработы мастеровОружейнойпалаты подруководствомК. Золотарева(1688г). К Преображенскомухраму примыкаетЛопухинскийкорпус (168301686гг.)- жилые палатыцаревны ЕкатериныАлексеевны, где в 1727-1731 годыжила царицаЕвдокия Лопухина.Еще дальше, тоже вдольстены — бывшаястрелецкаякараульня приНапруднойбашне, котораяв 1698 — 1704 годы служиламестом заточенияцаревны Софьи.Здесь расположенаэкспозиция, посвященнаяФиларету: множестводокументов, несколько икон, яркая изразцоваяпечь.
КолокольняНоводевичьегомонастыряотносится клучшим произведениямрусского зодчестваXVII века. Средиизвестныхколоколенподобного типаона поражаетособой соразмерностьюпропорций. На72-метровую высотулегко и свободноподнимаетсяажурный столп.Изысканнаястройностьи легкостьдостигнутыумелым распределениемчастей сооружения.Глухие ярусычередуютсяс ажурными, облегченнымиарками, и каждыйимеет своеобразноедекоративноерешение, неповторяющеесяпо рисунку.Необычно расположивколокольнюза алтарнымиапсидами собора, зодчий, такимобразом, завершили объединилвсе постройкиархитектурногоансамбля иодновременночетко определилцентральноеположениеСмоленскогособора — архитектурнойдоминантыНоводевичьегомонастыря.
2.2 Новодевичиймонастырь — ценный объектисторико-архивногонаследия российскойкультуры
ПослезакрытияНоводевичьегомонастыря в1922 году в егостенах былоткрыт музей, который с 1934 годастал филиаломГосударственногоИсторическогоМузея. Именнотогда, в 20 — 30-е годысформироваласьмузейная коллекция, в которую вошлабогатейшаяризница монастыряи уникальныйансамбль XVI — XVIIвеков. Некотороечисло памятниковпоступило вфонды музеяиз закрытыхцерквей и монастырейМосквы черезГосударственныймузейный фонд.
Напротяжении80 лет большуюи кропотливуюработу по изучению, описанию исистематизацииколлекции музеявели несколькопоколенийнаучных сотрудников.Особенно можноотметить первогодиректора музеяЕлизаветуСергеевнуКропоткину, которая сумелаостановитьизъятие «бывшегоцерковногоимущества»в Гохран в 1922 году.Более 30 летхранителемфондов былаЛидия СергеевнаРетковская.
В целом, собрание музеянасчитываетболее 12000 единицхранения. Основнымиявляются коллекциидревнерусскойживописи, тканейXVI — ХХ веков, изделийиз драгоценныхметаллов икамней и документальнаяколлекция, состоящая издокументовмонастырскогоархива, библиотекирукописныхи старопечатныхкниг. Ризницамонастыряпополняласьза счет многочисленныхвкладов частныхлиц, наследствазнатных монахинь.Учитывая, чтов XVI — XVII веках монастырьзанимал особоепривилегированноеположение, надвкладнымииконами, богослужебнымипредметамии облачениямитрудилисьлучшие художники, ювелиры, вышивальщицытого времени.
В коллекциюдревнерусскойживописи входятиконы из многочисленныхцерквей Новодевичьегомонастыря, изнадгробныхиконостасовцаревен — родственницПетра I, из келиймонахинь. Так, в 1600 году царьБорис Годуновподарил 70 икондля иконостасаСмоленскогособора. В 1680-е годыпо заказуправительницыСофьи Алексеевныобустраивалисьсемь церквейв монастыре, иконы для нихписали СимонУшаков, ФедорЗубов, ВасилийПахомов и другиеизвестныемастера Оружейнойпалаты. Особуюхудожественнуюценность имеетикона «ИоаннПредтеча» (XVвек) в «черном»окладе концаXVI столетия изкелийногособрания царицыИрины Годуновой.
Коллекциютканей составляют«построенные»из драгоценныхпривозныхтканей священническиеоблачения(фелони и стихари), шитые шелками, золотом покровцыи пелены. В самомНоводевичьеммонастыре сXVI века работалапрекраснаямастерская, в которой былавышита мастерицамиИрины Годуновойпелена «ПохвалаБогородице», шитая икона«БогоматерьСмоленская»(конца XVII века).Сохранилисьработы из мастерскихбоярынь Одоевской, Милославской.
Ценнейшуючасть музейногособрания составляютпредметы свкладныминадписями.Среди них именавкладчиков: Иван Грозный, его невесткаУльяна Удельная, царевна СофьяАлексеевна, Петр I, бояринБ.М. Хитрово, игуменья ПалладияДурова и многиедругие историческиеличности.
В музееНоводевичьегомонастыряразвернуты2 постоянныевыставки: экспозицияпроизведенийприкладногои изобразительногоискусства XVI — XVII веков, котораяразмещаетсяв Смоленскомсоборе, и выставкаизразцов XI — ХХвеков — в «Певческих»палатах.
Заключение
С монастырямиРоссии связаномного в жизнирусского человека.Ведь все основныесобытия христианинапротекали вцеркви — тамего крестили, затем венчалии, наконец, отпевали.Сейчас многоеделается длятого, чтобывозродитьлучшие православныетрадиции исвятыни, и, преждевсего, это касаетсявосстановлениямонастырейи церквей. Делов том, что ониявляются непросто учреждениямидля отправлениякультовыхнадобностейи потребностейверующих, но«духовно — историческимицентрами», онисоставляликак бы камнив основанииздания русскогогосударства.
Ознакомившисьс историейвозникновенияНоводевичьегомонастыря, изучив егоархитектурныеособенности, мы смело можемговорить о том, что Новодевичиймонастырь — этовыдающийсяпамятник архитектурыXVI — XVII веков, а историко- культурноезначение простоогромно, благодаряогромным коллекциямценнейшихраритетов.Новодевичиймонастырьвключен ЮНЕСКОв список всемирногокультурногонаследия, посколькусчитается однимиз старейшихи красивейшихмонастырейРоссии.10 августа2009 года Новодевичьемумонастырюисполнится485 лет. Статусобъекта ЮНЕСКОможет бытьприсвоен толькотогда, когдапостройкуудается сохранитьв первозданномвиде, а такихобъектов вРоссии не такмного — всего21 (МосковскийКремль, Краснаяплощадь, архитектурныйансамбль Троице- Сергиевойлавры, Китайгородскаястена и др.) И, конечно же, Новодевичиймонастырь поправу включенв этот список.
Список использованнойлитературы
1. Архитектурно- строительныетермины / сост.Ю.Н. Белов — СПт.: Каро, 2006.
2. БорисенкоИ.Г. Новодевичиймонастырь. — Изд.2-е — М., Северныйпаломник, 2005.
3. МироновО.В. Словарьрелигиозныхтерминов. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002.
4. МонастыриРусской ПравославнойЦеркви. Справочник-путеводитель.–М.: Изд-во Московскойпатриархии,2001.
5. ПаламарчукП.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированнаяистория всехмосковскиххрамов: в 4т. М.:«Изд-во АСТ»,2003-2005.
6. РусскаяПравославнаяЦерковь. Храмы.Москва. Энциклопедическийсправочник.(сост. и авторА.В. Никольский)М.: Изд-во МосковскойПатриархии: Издат. дом«Российскийписатель», 2003.
7.А.Ю. Петров.Старообрядческиехрамы Москвы.Краткий справочник- путеводитель.М., 1998.
8. Христианство: Энциклопедическийсловарь. В 3т.М.,1993-1995.