Ирина ИЛЛАРИОНОВА
Мы продолжаемрассказ о жизненноми творческомпути Д. Кашина, нашего выдающегосяземляка изГребнева первогоотечественногопианиста, талантливогокомпозитораи собирателярусских песен(первая публикациябыла в выпускеот 22 июля)
Шло время. Засравнительнокороткий срокгребневскиймузыкант добиваетсябольших успеховна музыкальномпоприще. Снарастающимуспехом проходятего публичныевыступления.
Ярчайшей страницейв истории нашегогосударстваи русской культурыстали торжествапо случаю коронацииимператораПавла I в 1797 году.Крепостноймузыкант Кашин«имел щастиеподнести большойвокальный иинструментальныйконцерт»,«посвященныйего императорскомувеличеству, с оркестром, составленнымиз лучших российскихмузыкантов, числом болеедвухсот человек».Программаконцерта, каксказано в объявлении, включала дваего произведения: хор и фортепианныйконцерт в авторскомисполнении.В газетах в тедни рассказывалио «триумфе»,«о беспрерывныховациях», сопутствовавшихего выходамна сцену. Императорвысоко ценилискусство, любил музыку, в детстве училсяиграть наклавикордах.Пользуясьбольшой популярностьюв народе, Павелоткрыто пренебрегалсословнымиразличиями.Никогда ещерусским крепостныморкестрам ихорам не представлялосьвозможнымпоказыватьсвое искусствов таких широкихмасштабах! Концерт в Москвепрошел с грандиознымуспехом, а вследующем,1799, году дваждыбыл повторенпри горячейподдержкемосковскойпублики. ЛитераторМ.Н. Макаров, побывавшийна втором изэтих концертов, отметил: «Оркестрбыл огромени украшал себябеспрестаннымихорами певчихи необыкновенноюмелодиею славнойроговой музыки.Все русское, и все шло чрезвычайнохорошо!»
На протяжениивсей своейжизни талантливыймузыкант ощущалвысочайшеепокровительствои действеннуюпомощь императорскогодома. Послесмерти супруга, вдовствующаяимператрицаберет под своюопеку все начинаниямолодого музыканта.Марии ФедоровнеКашин посвящаетпесню «Ах, небудите меня, молоду» — жемчужинувокальнойлирики композитора.
Без ДаниилаКашина не обходилосьни одно болееили менеезначительноесобытие в музыкальнойМоскве. Знаяо необычайнойпреданностиКашина искусству, помещик Бибиковрешается датьему вольную.«Кроме всехнеотъемлемыххудожественныхдарований италанта, присущихмолодому музыканту, у него естьредкие, — считалГ.И. Бибиков, — в наши временакачества — воляи твердостьпринципов».
Благодарязаступничествудрузей композитора- С. Глинки, С.Сандунова иФ. Карина, которые«напали насердце егогосподина, направив емутрогательноеи умоляющеепослание», в1799 году наступаетдолгожданноеосвобождение.«Кашин поспешилк своему господину.Часа через дваон прибежалк нам, запыхавшисьи в восторгедушевном, и, бросаясь обниматьнас, повторял:«Я свободен, я свободен! Ишампанскоезакипело вбокалах. И скаким выражениемиграл Кашинна фортепьянахрусские песни! То был первыйдень его свободы».
С 1806 года Кашинначинает интенсивнособирать иобрабатыватьнародные песни.Часть из нихему удаетсяиздать в сборникахпод названием«Журнал отечественноймузыки». Продолжаятрадиции Ломоносова, Тредиаковского, Львова, Кашиннаходился врусле борьбыза отечественнуюкультуру противбездумногоподражаниязападным образцам.Судя по сохранившимсясвидетельствам- воспоминаниям, старым газетнымвырезкам, концертнаяжизнь Россиисосредотачиваласьпреимущественнов руках иностранныхсолистов, приезжавшихна гастролив крупные города.Часто можнобыло услышатьпримелькавшиесяпублике бессодержательныепьесы, отсутствиеу заезжих артистовиндивидуальности, унылый педантизмили легковесностьисполнения.
Совершенство, безукоризненнаязаконченностьтого, что делалосьД. Кашиным заклавиатуройрояля, выделялиего среди известныхпианистов тоговремени — Д. Фильда, Л. Гурилева, Дица. Разве чтоединицы моглисравнитьсяс ним в ажурнойчеканке пассажнойорнаментики, легкости иэлегантностиисполнения, красивойзакругленностифразировки.Его называли«поэтом фортепиано».
В период 1806-1812 годовимя Кашинастановитсяособенно популярнымв связи с сочинениемдвух историко-патриотическихопер «Наталья, боярская дочь»,«Ольга Прекрасная»и пролога «Боян, древний песнопевецславян» натексты С.Н. Глинки.Музыка оперносит мужественныйхарактер, ввокальныхпартиях появляютсявеличавые, проникнутыедостоинствоминтонации.«Какие трогательныеарии, какиепрекрасныедуэты, какиеторжественныехоры — и все непереняты, всознаменованочем-то отечественным, чем-то русским:-писал один изкритиков. — Кашин-сочинительмузыки! Талантего давно известенлюбителямотечественныхталантов».
Кашин — едва лине самая яркаяфигура в русскоймузыкально-общественнойжизни эпохиОтечественнойвойны 1812 года.Его патриотическиепесни звучалив русской армиив годы наполеоновскогонашествия; егонационально-историческиеоперы вызываливосторг публикинакануне военныхсобытий, аорганизованныеим в Москве приучастии крепостныхмузыкантовсимфоническиеи хоровые концертыявились фактомбольшой историческойважности каксвидетельствопробуждениянациональногосамосознаниярусского народа.
Не только вРоссии быличрезвычайнопопулярны егопесни, но и заее пределами.ИтальянскийкомпозиторДжоаккиноРоссини использовалмотив гимна«Ликуй, Москва»на слова П.А.Корсакова всвоей последнейопере «Путешествиев Реймс» (1825). Одиниз персонажейоперы, русскийгенерал Либенсков, поет в нейпатриотическийгимн. «Что зарусский гимн?»Граф поясняет, что эту песнюон услышал, когда АлександрI вернулся изПарижа в Санкт-Петербургв 1814 году.
В послевоенныйпериод императорАлександр Iсовместно сминистромдуховных дели просвещенияА.Н. Голицинымпроводят рядреформ в областимузыкальногопросвещения.ПреподаваниемКашин началзаниматьсядавно. Еще в1791 году ДаниилНикитич беретсяза дело организациимузыкальногообразования.Совместно синостраннымимузыкантамиГерингом ибратьями Барталотион организовываетмузыкальнуюшколу для крепостныхмальчиков.Школа работалав московскомдоме Бибикована Пречистенке.По уровню икачеству обучениякашинская школазанимала высокоеположение средиучрежденийМосквы концаXVIII века. С 1800 годапараллельносо школой Кашинприступаетк работе вИмператорскомМосковскомуниверситете.35 лет неустанноготворческоготруда былоотдано этомуучебному заведению! Кашин сочинялхоровую иинструментальнуюмузыку почтидля каждогоуниверситетскоготоржественногособрания илиакта, деятельнохлопотал насчетустройстваконцертов, дирижировалученическиморкестром ихором, преподавал.
С середины 20-хгодов Кашинна нескольколет отходитот публичныхвыступлений, от всего, чтомогло бы помешатьему сосредоточитьсяна подготовкеиздания трехсборниковрусских народныхпесен для одногоголоса с фортепиано(1833-1834 гг.). «Вам, почтеннейшиесоотечественники,- писал Кашинпри выходе всвет первойтетради песен,- посвящаю песнопениенашей родины.Кому из русскихне по сердцуоно? Долговременнопочерпал я изобильногоисточника нашилучшие народныепесни, богатыесобственноюнеподражаемоюмузыкою; внимательновслушивалсяв их гармониюи передал бумагево всей простотенапева народного, без украшений, без вымыслов, всегда разрушающихистинное достоинствотакового родамузыки».
Д.Н. Кашин скончался8 декабря 1841 г. ибыл похороненна кладбищеДонского монастыря.
Список литературы
Время Ж 67 (13958) 16 сентября2009