2
Э.Т.А. Гофман и его сказочная новелла "Крошка Цахес по
прозванию Циннобер"
Оглавление
Введение
1. Романтизм как направление в западноевропейской литературе
2. Романтические школы в Германии
3. Э.Т.А. Гофман. Жизненный путь писателя
4. Сказочная новелла «Маленький Цахес по прозванию Циннобер»
4.1 Краткое содержание
4.2 Принципы романтического жанра в новелле
4.3 Нравственные и социальные идеи произведения
Заключение
Литература
Введение
Литературная жизнь Эрнста Теодора Амадея Гофмана была короткой: в 1814 году вышла в свет первая книга его рассказов - «Фантазии в манере Калло», восторженно встреченная немецкой читающей публикой, а в 1822 году писателя, давно страдавшего тяжелой болезнью, не стало. К этому времени Гофмана читали и почитали уже не только в Германии; в 20 - 30-х годах его новеллы, сказки, романы переводились во Франции, в Англии; в 1822 году журнал «Библиотека для чтения» опубликовал на русском языке новеллу Гофмана «Девица Скудери». Посмертная слава этого замечательного писателя надолго пережила его самого. И в наши дни волна интереса к Гофману поднялась снова, он снова стал одним из самых читаемых немецких авторов XIX века, его сочинения издаются и переиздаются. Такого поистине мирового признания не удостоился ни один из немецких писателей - романтиков, к числу которых принадлежал и Гофман.
Эпоха романтизма - один из интереснейших и самых насыщенных периодов истории человечества. Французская революция, грозные походы Наполеона, перекраивавшие карту Европы, ломка старого уклада жизни и вековых человеческих отношений - таково было то время, которое застали первые романтики. Однако очень скоро к романтикам пришло разочарование, как в идеях Просвещения, так и в результатах французской буржуазной революции. Несоответствие идеалов, которые выдвигала новая действительность, и реальности, в которой жили романтики, заставляло их уходить в мир субъективных переживаний, противопоставлять прекрасное и воображаемое прозе жизни. Отсюда - непреодолимый, влекущий интерес ко всему таинственному, необычному, загадочному и мистическому. Отсюда - обращение к личности человека, желание воздействовать, прежде всего, на его чувства, поразить воображение. Романтики прославляли естественные движения человеческого сердца.
1. Романтизм как направление в западноевропейской литературе XIX века
Слово “романтизм” имеет несколько значений:
1) особое мировоззрение понимание бытия и человека в нём;
2) особый художественный метод изображения человека и действительности в литературе и искусстве;
3) единое литературное направление в европейской культуре в конкретный исторический период между французской буржуазной революцией 18 века и буржуазно-демократической революцией 1848 г. в Европе.
Нас интересует третье определение романтизма как широкого литературного течения, исходя из которого видно, что романтическое направление в европейской литературе формировалось в тесной связи с актуальными проблемами свого времени. Романтизм развивался в эпоху обострённой антифеодальной борьбы, «в тени» многих значительных событий в жизни Европы конца 18 - середины 19 века Рушились и воздвигались троны, Грохот сражений наполеоновской армии звучал во всей Европе. Головокружительная смена событий воодушевляла, рождала надежды на перемены, будила мечты. Однако, по мнению Ботниковой А.Б., «провозглашенные революцией лозунги Свободы, Равенства и Братства открывали простор человеческому духу. Очень скоро стало ясно, что эти принципы неосуществимы. Породив небывалые надежды, революция не оправдала их. Обретённая в революции свобода выливалась в эгоистическую борьбу за место под солнцем». [6; 12]
Идеология романтиков возникла из того нового чувства мира, которое было свойственно послереволюционному поколению. Одиночество и беззащитность человека в прозаическом мире расчёта и пользы - исходная ситуация романтизма. Неприятие буржуазного общества с его культом вещей сближает всех писателей романтиков, антибуржуазная оппозиция - основная тенденция этого направления. Романтики всегда стоят на страже «духа» против угнетения его «материей». Все духовное рассматривается ими как сила динамичная и, напротив, материальное трактуется как что-то инертное, препятствующее развитию человека. Ненавидя утилитарность во всех ее проявлениях, романтики мечтают о таких общественных отношениях, где людей связывали бы не материальные, а духовные узы. Однако в отличие от просветителей, которые хотели активно преобразовывать общество, романтики ушли от практики в сферу духа, поэтому для мировоззрения представителей этого направления характерно двоемирие - то есть противопоставление мира повседневной действительности и мира романтической поэзии. В реальном мире человек несвободен, поэтому провозглашается отрыв романтического героя от общества, от его институтов. Человек - индивидуум и предоставлен самому себе, он изъят из исторического и социального окружения. В связи с этим огромное внимание уделялось человеческой душе, глубокий психологизм - неотъемлемая черта романтического искусства. Романтиков сильно тревожило осознание трагической дисгармонии между идеалом и миром. Они разочаровываются в жалкой действительности. Попытка вырваться за пределы обездушенного социума приводила романтиков к открытию новых областей в своем внутреннем мире, а именно:
область фантазии;
область природы;
экзотические дали;
прошлое;
национальная поэзия;
ирония;
Фантазия носила программный характер; «она была связана с романтическим культом «я», с культом абсолютной свободы индивидуума. Область фантазии для романтиков не только прибежище, но и оружие против условий окружающей действительности. С помощью фантазии вскрываются подлинные суть общества, которое построено на власти золота. Огромное значение имела природа. В произведениях она соотносилась с личностью художника и могла быть двух типов: «je nachdem, ob der romantische Dichter die Natur mit seiner reichen «inneren Welt» identifizierte oder ob er sie mit der ihm feindlichen «дuЯeren Welt» gleichsetzte -- als Gegenbild der ersteren»[10; 20]. Тоска по далям - ещё один неотъемлемый принцип романтической литературы. В ней отражалась оппозиция к буржуазной бесцветной действительности. Благодаря контрасту серость буржуазных будней, монотонность, мелочность становились ещё заметнее.
Прошлое - европейское и национальное Средневековье - сильно идеализировалось. Особенно для немецких романтиков было характерным восприятие этого периода как золотого века искусства, где деньги не имели власти.
Занимаясь вопросом национальной народной поэзии, романтики стремились раскрыть общечеловеческую ценность национальной литературы. Романтическая ирония является художественным принципом, из которого исходит писатель в отражении жизни. Цель романтической иронии - не смешить, не развлекать, а, напротив, подчеркивать всю серьезность, порой даже трагичность положений и ситуаций. Ирония даёт художнику духовную власть над действительностью, создает иллюзию преодоления конфликта между идеалом и действительностью. Однако, очевидно, что эта власть - мнимая, поэтому ирония распространяется на самого художника и, таким образом, становится универсальным средством восприятия действительности.
2. Романтическая школа в Германии
Условно период развития немецкого романтизма можно разделить на три этапа:
1) ранний (йенский) романтизм - охватывает примерно 1797 - 1804 гг., связан с деятельностью романтиков, входящих в так называемый Jenaer Kreis. Представители и теоретики - братья Шлегели, Новалис, Людвиг Тик, философы Ф.Шеллинг и И.Фихте. Нельзя сказать, что их отличало полное единство взглядов, но сближала их борьба за романтические принципы творчества, с помощью которых можно было, по их мнению, преобразить мир.
2) зрелый (гейдельбергский) - 1805 - 1815 гг., центром романтического движения в это время является Heidelberger Kreis. Период совпадает с национально-освободительной войной немецкого народа против Наполеона. Творчество немецких романтиков в это время имеет преимущественно национально-патриотическую окраску. Они обратились к проблемам действительности и пытались пробудить в немецком народе патриотизм. Представители - Arnim Brentano, Eichendorff и братья Grimm.
3) Поздний (берлинский) романтизм - не имеет определенных временных границ. Основная особенность этого периода - в творчестве романтиков появляются элементы реальной действительности. Представители - Hoffman, Kleist и Chamisso.
3. Э.Т.А. Гофман. Жизненный путь писателя
Гофман родился в 1776 году в городе Кенигсберге, в семье прусского королевского адвоката, однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди Отто, старого холостяка и скучного педанта. Мальчик рос одиноко. Он был резв, своеволен, обладал богатым воображением и музыкальным дарованием. Музыка всегда составляла его отраду. Он часами мог в одиночестве импровизировать на фортепьяно, уносясь мечтами в чудесный мир. В школьные годы увлекался творчеством Шекспира, Руссо и Шиллера. После окончания школы по семейной традиции и по настоянию родственников Гофман избирает юридическую карьеру, хотя охотнее всего посвятил бы себя музыке. На юридическом факультете университета в Кенигсберге он учится старательно и в 1800 году с успехом оканчивает курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связывает свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покидает Кёнигсберг и до 1807 года работает в разных чинах. Служит он аккуратно, но неуемный характер и острое чувство окружающих уродств и несправедливостей приводят его к нескончаемым конфликтам. (Служба в Познани заканчивается высылкой в Плоцк за карикатуры на видных познанских чиновников. Служба в Варшаве - безработицей, потому что Гофман отказывается принести присягу Наполеону, войска которого заняли польскую столицу.) Работа чиновника оставляла мало свободного времени, и все-таки в эти годы Гофман ухитряется брать уроки рисования, сочинять музыку, дирижировать оркестром и даже расписывает фресками потолок музыкальной залы в одном из варшавских дворцов. После отказа присягнуть Наполеону Гофман остается без работы и без средств к существованию. Он покидает Варшаву, отправляется в Берлин, решившись навсегда покончить с чиновничьей службой и отныне вести жизнь свободного художника. Из этого ничего не выходит: его рисунков никто не покупает, гонорары за музыкальные произведения настолько ничтожны, что ему приходится не только браться за любую работу, но и по-настоящему голодать и мерзнуть. Наконец ему удается получить место капельмейстера в Бамберге. Должность плохо оплачивается, зато дает возможность полностью посвятить себя театру. Здесь он является не только дирижером оркестра, как вначале предполагалось, но и композитором, режиссером, художником, расписывающим декорации, и даже машинистом сцены. С целью дополнительного заработка Гофман вынужден еще давать уроки музыки и пенья отпрыскам состоятельных бюргеров города Бамберга. С 1808 по 1812 год Гофман жил в Бамберге. Это время прошло под знаком глубокого сердечного увлечения - самого сильного в его жизни. Он полюбил свою ученицу - Юлию Марк. Немолодой человек, с непривлекательной внешностью, к тому же еще женатый, он, конечно, не мог рассчитывать и не рассчитывал на взаимность. Просто радовался встречам со своей ученицей, восхищался ее обаянием и чистым, проникновенным голосом. Катастрофа наступила тогда, когда расчетливая мать Юлии решила выдать свою дочь замуж за богатого и порочного негодяя. Это стало для Гофмана трагедией. Жизнь и мечта необратимо разминулись. С этих пор противоречие между мечтой и действительностью определило идейную доминанту творчества художника. В Бамберге Гофман начал писать.
Видя свое главное призвание в музыке, сначала стал сочинять музыкальные рецензии. 1809 год - годом рождения Гофмана-писателя. Во «Всеобщей музыкальной газете» был напечатан его первый рассказ - «Кавалер Глюк». А в1814 году появился в свет уже целый сборник рассказов под названием «Фантазии в манере Калло».
В 1816 году Гофман в поисках более обеспеченного существования переезжает в Берлин и поступает на государственную службу советником Прусского камерального суда. В Берлин он привозит цикл рассказов «Ночные этюды» (1816 - 1817) и роман «Эликсиры дьявола». Последние восемь лет своей жизни Гофман проводит в Берлине, деля свое время между государственной службой и творческой работой. Растет его писательская известность. На сцене с успехом идет его опера «Ундина». Издатели охотно печатают его произведения, и они выходят одно за другим. Самые известные среди них - цикл рассказов «Серапионовы братья» (1819 -1820), роман «Житейские воззрения Кота Мурра» (1819 - 1821) и сказки: «Крошка Цахес» (1819), «Принцесса Брамбилла» (1820), «Повелитель блох» (1821). Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг. Жизни Гофмана и его произведениям посвящена опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и поэма М. Бажана «Ночь Гофмана».
4. Сказочная новелла «Маленький Цахес по прозванию Циннобер»
4.1 Краткое содержание
В одном маленьком государстве правил князь Деметрий. В этом государстве каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинаниях. Феи и маги выше всего ставят свободу, поэтому при Деметрий множество фей из волшебной страны Джиннистан переселилось в маленькое княжество. Но после смерти Деметрия его наследник Пафнутий задумал ввести в своем отечестве просвещение, которое представлялось ему в том, что надо любую магию упразднить. Преследую свою цель, он выслал всех фей в Джиннистан, и остаться в княжестве удалось только фее Розабельверде, которая уговорила-таки Пафнутия дать ей место канониссы в приюте для благородных девиц. Итогом высылки фей стали засыхающие сады этого благодатного края.
И вот однажды фея Розабельверда, повелительница цветов, увидела на обочине дороги уснувшую крестьянку Лизу. Лиза возвращалась из лесу с корзиной хвороста, неся в той же корзине своего уродца сына по прозвищу крошка Цахес. У этого карлика была отвратительная старческая мордочка, ножки-прутики и паучьи ручки. Пожалев злобного уродца, фея долго расчесывала его спутанные волосы и, загадочно улыбаясь, исчезла. Стоило Лизе проснуться и снова тронуться в путь, ей встретился местный пастор. Ему отчего-то очень понравился маленький уродец, и, повторяя, что мальчик чудо как хорош собою, решил взять его на воспитание. Лиза рада была избавиться от обузы, хотя не понимала, чем ее уродец мог понравиться людям. В это же время в Керпесском университете учится молодой поэт Бальтазар, влюбленный в дочь своего профессора Моша Терпина Кандиду. Мош Терпин был одержим древнегерманским духом, как он его понимает: тяжеловесность в сочетании с пошлостью, еще более невыносимой, чем мистический романтизм Бальтазара.
Между тем в трогательный университетский заповедник вторгается новое лицо: крошка Цахес, наделенный волшебным даром привлекать к себе людей. Как-то раз, попав в дом Моша Терпина, он совершенно очаровывает и его и Кандиду. Теперь его зовут Циннобер. Стоит кому-то в его присутствии прочесть стихи или остроумно выразиться, как все тут же думают, что это заслуга Циннобера. Стоит же ему мерзко замяукать или споткнуться, как виновным оказывался кто-нибудь из других гостей. Все восхищены изяществом и ловкостью Циннобера, и лишь два студента - Бальтазар и его друг Фабиан - видят все уродство и злобу карлика. Меж тем ему удается занять место экспедитора в министерстве иностранных дел, а там и тайного советника по особым делам, и все это обманом, ибо Циннобер умудрялся присваивать себе заслуги достойнейших.
Однажды город посетил доктор Проспер Альпанус, маг, странствующий инкогнито. Бальтазар сразу признал в нем мага, Фибиан же, испорченный просвещением, поначалу сомневался. Однако Альпанус доказал свое могущество, показав друзьям Циннобера в магическом зеркале. Выяснилось, что карлик не волшебник и не гном, а обычный уродец, которому помогает некая тайная сила. Эту тайную силу Альпанус обнаружил без труда, и фея Розабельверде поспешила нанести ему визит. Маг сообщил фее, что составил гороскоп на карлика, и что Цахес-Циннобер может в ближайшее время погубить не только Бальтазара и Кандиду, но и все княжество, где он сделался своим человеком при дворе. Фея принуждена согласиться и отказать Цахесу в своем покровительстве, тем более, что волшебный гребень, которым она расчесывала его кудри, Альпанус не без умысла сломал.
Однако после этих расчесываний в голове у карлика появлялись три огненных волоска. Они наделяли его колдовской силой: все чужие заслуги приписывались ему, все его пороки другим, и лишь немногие видели правду. Волоски надо было вырвать и сразу сжечь, и Бальтазар с друзьями успел сделать это, когда Мош Терпин уже устраивал помолвку Циннобера с Кандидой. Гром грянул, и все увидели карлика таким, каким он был на самом деле. Им играли, как мячом, его пинали ногами, его вышвырнули из дома. В дикой злобе и ужасе бежал он в свой дворец, который подарил ему князь, но смятение в народе росло. Все прослышали о превращении министра. Несчастный карлик умер, застряв в кувшине, где пытался спрятаться, и в виде последнего благодеяния фея вернула ему после смерти облик красавчика. Не забыла она и мать несчастного, старую крестьянку Лизу. На огороде у Лизы вырос такой чудный и сладкий лук, что ее сделали личной поставщицей просвещенного двора.
4.2 Принципы романтического жанра в новелле
Э.Т.А. Гофман в историю мировой литературы вошел как представитель позднего немецкого романтизма. Основные принципы этого направления были уже сформулированы и развиты йенскими и гейдельбергскими романтиками. Характер конфликтов, лежащих в основе произведений Гофмана, их проблематика и система образов, само художественное видение мира остаются у него в рамках романтизма. Прежде всего, стоит отметить, что в произведении «крошка Цахес» Гофман изображает два мира - реальный и фантастический, как пишет Гуляев: «сталкивает реальную действительность и, лишенную красоты, с миром своей романтической мечты»[8; 235]. Герои новеллы с одной стороны обычные люди - студенты, чиновники, профессора, придворные вельможи. И если с ними порой случается нечто странное, они готовы найти этому правдоподобное объяснение. Сказочная же сторона произведения связана с образами феи Разабельверде и мага Проспера Альпануса. Однако волшебным героям приходится приспосабливаться к реальным условиям и скрываться под масками канониссы приюта для благородных девиц и доктора. Мы видим, что образ мира приобретает черты раздвоенности.
Для романтического мироощущения характерен поворот к субъективному восприятию окружающей жизни, т. е. к ее «романтизации». Романтический герой живет в возвышенном, далеком от реальной действительности мире, а если реальность и проникает на страницы произведения писателя-романтика, то пропасть между нею и героем перерастает в трагедию. Студент Бальтазар - «энтузиаст», романтический герой-мечтатель, недовольный окружающим его обществом филистеров, схоластикой университетских лекций, и находит забвение и отдых лишь в уединении на лоне природы. он по натуре своей поэт, сочиняет стихи о соловье вкладывая в устойчивые поэтические образы страсть к писаной красавице Кандиде. Как пишет Пронин: «не столь уж важно, талантливы творения Бальтазара или нет, а важно, что ему присуще поэтическое мироощущение»[12; 194]. Бальтазар - поэт и видит окружающих людей такими, каковы они на самом деле, колдовство не может заставить его в Цахесе особу, достойную пиетета. Потому он и есть истинный романтический герой, что вступает в поединок с негодяем, который похищает все, что попадает в его поле зрения.
В новелле Гофман пользуется характерной для романтиков иронией. «Когда в «крошке Цахесе» влюблённый Бальтазар читает чародею Альпанусу свои стихи, - как пишет Дмитриев, - тот с уморительной авторитетностью квалифицирует этот поэтический опус как «опыт в историческом роде», как некое документальное свидетельство, написанное к тому же «с прагматической широтой и обстоятельностью»[9]. Ирония здесь тонка, как лезвие, а предмет её - романтическая поэзия и поза». Иронический отсвет падает, по мнению Ботниковой, и на фигуру Бальтазара: «предмет поэтических восторгов Бальтазара - Кандида с её разборчивым почерком и парой прочитанных книг - не свидетельствует об изысканности вкуса романтического энтузиаста»[6; 153]. Ирония преследует героев Гофмана до самого конца, даже до счастливой развязки. Альпанус, устроив благополучное воссоединение Бальтазара с его возлюбленной, делает им свадебный подарок - «сельский дом», на приусадебном участке которого произрастает отменная капуста, в волшебной кухне никогда не перекипают горшки, в столовой не бьётся фарфор, в гостиной не пачкаются ковры. «Идеал, который, воплотившись в жизнь, по лукавой воле Гофмана оборачивается вполне филистрическим уютом, тем самым которого чурался и бежал герой; это после-то соловьёв после алой розы - идеальная кухня и отменная капуста!!!»[9]. А тут, пожалуйста, в повести кухонная атрибутика.
Как далее пишет Ботникова: «оставаясь верным принципам романтического жанра, писатель, может быть незаметно для себя, вносит в него существенные коррективы»[6;154]. И действительно мы можем видеть, что в повествование входят элементы реальной жизни - автор помещает действие сказки в узнаваемые житейские обстоятельства ( немецкие имена большинства героев; съестные припасы типичны для Германии: пумперникель, рейнвейн, лейпцигские жаворонки). Изображая карликовое государство Барсануфа Гофман воспроизводит порядки многих немецких государств. Так, например, перечисляя важнейшие просветительские акции, включает в этот перечень то, что действительно делалось в Пруссии по приказанию короля Фридриха II.
4.3 Нравственные и социальные идеи произведения
Цахес - сын бедной крестьянки Лизы, пугающий окружающих своей внешностью, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить и хорошо ходить. Пожалев бедную крестьянку, Розабельверде наделяет ее маленького сына-уродца чудесным даром, благодаря которому, все значительное и талантливое приписывается Цахесу. Он делает блестящую карьеру. Однако попытка помочь ему приводит к тому, что Цахес приносит несчастье всем, кто с ним соприкасается. Цахес - олицетворение тёмных инстинктов человека, его корысти. Вина его, по словам феи, в том, что в душе его не пробудился внутренний голос, который бы сказал: «Ты не тот, за кого тебя принимают, но стремись сравняться с теми, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый, взлетаешь ввысь». Цахес легко предался уверенности в своем совершенстве, с лёгкостью присваивая себе чужие труды. Таки образом Гофман говорит о проблеме несправедливого и неравнопомерного распределения материальных и духовных благ собственническом обществе. Но страшен, однако, не сам Цахеса, а общество, которое его окружает, то общество, которое склонно принимать урода - за красавца, бездарность - за талант, тупость - за мудрость, недочеловека - за «украшение отечества». Как пишет Ботникова : «Речь идёт о массовой психологии, которая в иррациональном ослеплении кажимостью способна возвеличить ничтожество, слушаться его, поклоняться ему»[6;157]. Действительно, карьера Цахеса возможна только благодаря его окружению: уродство абсолютизма, тупое верноподданство обывателей, торжествующее беззаконие и сервильная роль официальной науки. Цахес делает карьеру в княжестве, которое само по себе превратилось в фикцию. Крохотное княжество не может проводить какую-либо самостоятельную политику. «Гофман пользуется любым случаем, чтобы высмеять мизерный характер деятельности в карликовых немецких государствах, - считает Гуляев - так, семь дней напролёт заседал Государственный совет при Барсануфе, чтобы приладить орденскую ленту к уродливой фигуре Цахеса. Членам капитула орденов, чтобы не перегружать их мозги, за неделю до исторического заседания запретили думать, а в ходе его во дворце «все ходили в толстых войлочных туфлях и объяснялись знаками»[8;241].
«Крошка Цахес» - также злая сатира немецкое бюргерство, на филистеров от науки. Их в повести представляет профессор Мош Термин. У него смутные представления о природе, однако, он в совершенстве освоил науку делать карьеру. Он пользуется милостями властей, так как всеми правдами и неправдами обосновывает и защищает их интересы. Корысть, жажда славы и наживы, преклонение перед властью денег проявляются в поведении людей. Мош Терпин мечтает женить уродца на своей дочери, чтобы подняться по общественной лестнице; министр фон Мондшейн надеется заслужить похвалу князя, дав прочитать некий мемориал его любимчику и т.п. Через сатирический образ Цахеса Гофман обнажает искажение понятия о ценности личности. Критерии ценности фантастически смещаются: в обществе главенствует корыстно-материальные интересы, репутация определяется табелем о рангах. Вещи в обществе заслоняют суть, за вещами уже не видят ни человека, ни природы, что явственно демонстрирует Проспер Альпанус в игре с рукавами и фалдами Фабиана. Тем самым, обличая раздутую условность, преувеличенное значение пустяков, длине фрака, например. Если кто-то ходит в слишком длинном или слишком коротком фраке - значит, еретик, смутьян - «рукавианец» или заговорщик - «фалдист». Так рассуждают здравомыслящие люди, ослеплённые культом вещей.
Таким образом, идея, легшая в основу сказки о Цахесе, скорее страшна: ничтожество захватывает власть путем присвоения (отчуждения) заслуг, ему не принадлежащих, а ослепленное, оглупленное общество, утратившее все ценностные критерии, принимая ничтожество за важного человека, творит из него кумира.
Заключение
Сказочная новелла «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» была написана Гофманом в 1819 году, однако интерес к ней не угасает и по сей день - исследователи трактуют эту повесть самым причудливым образом, видя в Цахесе то Сталина, то Гитлера, известные режиссёры ставят спектали и фильмы по мотивам этого произведения, модные литераторы пишут свои версии истории о маленьком уродце.
Это объясняется тем, что проблемы, поднятые в произведении, не потеряли своей актуальности в условиях сегодняшней действительности - люди по-прежнему одержимы жаждой накопительства и расточительства, жаждой славы и наживы, а преклонение перед властью денег достигло небывалых масштабов. Всё это заставляет нас задумать о человеческих ценностях, о том, в каком мире мы живём, а так же о том, что изменить его в наших силах.
Литература
1. Баландин, Р. 100 великих гениев. / Электронный ресурс - онлайн библиотека http://www.erlib.com/Рудольф_Баландин/100_великих_гениев/0/>
2. Балашова, Н.И. История немецкой литературы: в 5 т. Т. 3 / Н.И. Балашова [и др.] - М.: Изд-во «Наука», 1966. - c. 209-229.
3. Белобратов, А.В. История западноевропейской литературы XIX века. Германия. Австрия. Швейцария: учебник для вузов / А.В. Белобратов, Ф.Г. Березина, Ф.Н. Полубояринова. - Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 2003. -c. 50 - 64.
4. Бент, М.И. Немецкая романтическая новелла: Генезис, Эволюция, Типология. / М.И. Бент - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. - c. 50 - 64
5. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский - СПб.: Азбука - классика, 2001. - c. 419- 488.
6. Ботникова, А.Б. Немецкий романтизм: Диалог художественных форм / А.Б. Ботникова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. - 322 с.
7. Гиривенко, А.Н. немецкая литература от древности до наших дней. Deutsche Literatur von Anfдngen bis zur Gegenwart: Словарь - справочник / А. Н. Гиривенко. - М.: Флинта: Наука, 2003.- c. 32-33.
8. Гуляев, Н.А. История немецкой литературы: учебное пособие для студентов фак. и институтов иностранных языков / Н.А. Гуляев [и др.] - М.: Высшая школа, 1975. - 526 с.
9. Дмитриев, А. С. Немецкая литература: романтизм/ электронный ресурс
< http://www.ae-lib.org.ua/texts/dmitriev_german_romantism_ru.htm>
10. Карельский, А. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений : в 6 т. - Т. 1. - М., 1991. - с. 5-26.
11. Краморенко, Г.И. История литературы Германии первой половины XIX века: учебное пособие на немецком языке для студентов факультета ин-х яз-ов пединститутов / Г.И. Краморенко - Смоленск: СГПИ, 1975. - s. 5 - 32, 71-78.
12. Михальская, Н.П. История зарубежной литературы XIX века: учебник для педагогических институтов / Н.П. Михальская [и др.] - М., 1991 - c. 104-121.
13. Пронин, В.А. История немецкой литературы: учеб. пособие / В.А. Пронин - М.: Университетская книга; Логос, 2007. - с. 189 - 203
14. Скобелев, А.В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана («Крошка Цахес») // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана : [сб. ст.]. - М., 1982. - с. 247- 263.
15. Чавчанидзе, Д. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана // Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. - М., 1981. - с.3 - 14.
16. Albrecht, Gьnster. Lexikon deutschsprachiger Schriftsteller von den Anfдngen bis zur Gegenwart (A - K): in zwei Bдnden / Gьnster Albrecht - Leipzig: VeBBibliografisches Institut Leipzig, 1967. - s. 602 - 606.
17. Brockhaus Enzyklopдdie in vierundzwanzig Bдnden Neunzehente, vцllig neu bearbeitete Auflage, zehnter, achtzehnter Band, BRO - COS. - Mannheim: FA Brockhaus GmoH, 1987. - s. 152 - 153, s. 518 - 521.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |