Реферат по предмету "Культура и искусство"


Базилика Сен-Дени

Хрипкова Е. А.
/> Легенда о св. Дионисии
Как известно, в лице св. Дионисия, почитавшегося в Сен-Дени, были соединены три личности — ученик апостола Павла, живший в первом столетии, автор «Corpus areopagiticum», живший, скорей всего, в шестом веке и св. Дионисий, христианский епископ, посланный из Рима, чтобы крестить Галлию (III век)1.
Впервые св. Дионисий упомянут в тексте, посвященном жизнеописанию св. Женевьевы -Vie de sainte Geneviève (520г), где сообщается о том, что он был первым епископом Парижа и был послан в Галлию папой Климентом (90-100). Умер он в селении Катуллиакум (Catulliacum), и св. Женевьева настояла на строительстве базилики в его честь.
Другой текст, относящийся к перу Григория Турского (ум.594), сообщает, что св. Дионисий был одним из семи епископов, пришедших обращать Галлию в христианство. Посланный в Париж, он умер от преследований императора Деце (249-251гг.). В VII веке св.Дионисий стал особым патроном франков и у него появились двое сопровождающих — священник Элеутерий и диакон Рустик. Первый текст, посвященный описанию жития и мученической кончины святого был назван Gloriosae2, по первому слову текста. О нем известно из рукописи IX века, которая сохранила элементы, восходящие к шестому веку. В этом рассказе св. Дионисий, посланный в Париж, обращает толпы народа, терпит мучения во имя Троицы вместе со своими двумя спутниками. Их тела хоронит набожная женщина за пределами Парижа, и над погребением устанавливается мавзолей.
В IX веке (в период аббатства Хильдуина (Hilduinus- лат.) (814-840)), был составлен второй текст Страстей св. Дионисия (Post beatam et gloriosam)3, где ученик апостола Павла, уверовавший в Христа во время его проповеди в Афинах (Деяния Апостолов 17, 16-34), был объединен со св.Дионисием, посланным папой Климентом обращать Галлию. У него было двое сопровождающих Рустик и Элеутерий, но вместе с ним с апостольским поручением были посланы также Марсель (в Испанию), Сатурнен (в Тулузу) и Люсьен (в Бове). Св. Дионисий и два его спутника приняли мученическую смерть на Монмартре, провозглашая веру в св. Троицу. Это случилось в период правления императора Домициана (81-96 гг.). Именно в этой истории сообщается о том, что св. Дионисий нес свою голову до места погребения. Этот текст уже существовал, когда император Людовик Благочестивый, сын Карла Великого, получил рукопись «Сorpus areopagiticum» от византийского императора Михаила Заики. Он передает манускрипт аббатству, и в 835 году просит аббата Хильдуина составить новое жизнеописание св. Дионисия. Эта работа была закончена до смерти императора и известна под именем Post beata ac salututiferam или Areopagitica. В этом тексте св. Дионисий — автор греческой рукописи и афинский архиепископ. Он отправляется в Рим, где его встречает папа Климент и посылает в Париж. В Париже св. Дионисий покупает землю для одного из своих обращенных (Lisbius), чтобы построить там базилику и баптистерий. С помощью Рустика и Элеутерия он проповедует Евангелие. Император Домициан поручает префекту Сизинниусу (Sisinnius или Siscinnius) разобраться с Дионисием и его компаньонами. Жена Лисбиуса Ларсиа обвиняет св. Дионисия в том, что он околдовал ее мужа. Св. Дионисия подвергают мучениям на глазах у его компаньонов. Всех их бросают в тюрьму, св. Дионисия подвергают многочисленным истязаниям, но каждый раз его спасает Господь. В тюрьме перед казнью все три мученика получают причастие из рук Христа, потом их обезглавливают на Горе Мучеников. Св. Дионисий несет свою голову, сопровождаемый ангелом, и поет псалмы, в то время как небесное воинство также провозглашает славу Господу. Ларсия обращается в христианство и тоже идет на экзекуцию. Сын Ларсии и Лисбиуса, некий Висбиус (Visbius), который был в это время в Риме, возвращается в Париж и принимает христианство. Этот Висбиус и становится для Хильдуина главным источником сведений, он ссылается на некий трактат («traité de Visbius), обнаруженный случайно в Париже. Тела мучеников также хоронит Катулла. И в базилике над их гробницей Иисус являет чудеса.4 Ученик и протеже Хильдуина – монах Хинкмар (806-882), развил легенды и рассказы о чудесах, связанных с созданием первой большой церкви св. Дионисия королем Дагобертом I (629-639). „Miracula sancti Dionisii“, составленные к 834 году позволяют подтвердить достоверность реликвий аббатства. Gesta Dagoberti regis рассказывает о чудесном открытии захоронения трех мучеников Дагобертом».5 Хинкмар описывает строительство церкви, похороны Дагоберта и заступничество святого Дионисия, Мартина и Маврикия за его душу. Легенда продолжала расцветать в аббатстве и была подвергнута критике только в XII веке Абеляром, на основании свидетельств Беды Достопочтенного, что вызвало крайнее возмущение монастырской братии. В XIII веке папа Иннокентий III обращает внимание на проблему идентификации святого Дионисия, так как существовала версия, что св. Дионисий, обращенный в христианство апостолом Павлом, умер и похоронен в Греции. Допуская возможность того, что ученик апостола Павла и епископ, христианизировавший Галлию – разные лица, Иннокентий III посылает в аббатство Сен-Дени реликвии св. Дионисия из Греции, чтобы вопрос отпал сам собой, поскольку после этого монастырь стал законным хранителем реликвий как греческого, так и парижского св. Дионисия. Св.Дионисий почитается как равноапостольный святой Франции и легенды о его жизни и чудесах хранятся и распространяются аббатством. В XIV веке монах Ив составляет для короля большой сборник, где соединены воедино история Франции, жизнь и чудеса св. Дионисия. История строительства и рестравраций
Изучением истории построек и археологическими раскопками в Сен-Дени на протяжениии многих лет занимались Ж. Формиже6 и С.М. Кросби7. Наиболее полное издание, посвященное вопросам строительства и реставраций Сен-Дени представляет собой работа С.М. Кросби, опубликованная в 1987 году8.
Раскопки рассказывают о трех, а возможно и четырех структурах, которые существовали над могилой Святого Дионисия.
Остатки галло-римской кладки говорят о том, что около могилы святого, существовала структура второго или третьего столетия9. Возможно, что эти каменные блоки относятся к мавзолею, первоначально установленному над захоронением. Однако, Vie de sainte Geneviève (520г), не упоминает мавзолей, но сообщает, что могила была в «ужасном и страшном» месте.10
Жюль Формиже11 обнаружил первую часовню, относящуюся приблизительно к IV-му веку, которая была возведена в константиновское время и разрушена после смерти этого императора12. В центре нее обнаружена большая яма, рассчитанная на несколько захоронений.
Первая церковь, обнаруженная раскопками Кросби, датировалась приблизительно 450-475 годом, и видимо представляла из себя ту базилику, которая была построена по настоянию св. Женевьевы на месте захоронения Св. Дионисия. По размерам она была не больше часовни,13 и фактически представляла из себя простое прямоугольное здание с каменными стенами нерегулярной раннесредневековой кладки и деревянной крышей14. Постройка была увеличена к западу в конце пятого – начале шестого века. Элементы мавзолея возможно использовались в строительстве этой часовни. Место быстро становится известным, как об этом свидетельствует погребение меровингской королевы Арегонды – супруги короля Хлотаря I. Рядом на севере возникают еще две постройки – церковь св. Бартоломея (Saint-Barthélémy) и св. Петра15. Пространство между этими тремя церквями становится кладбищем. Там в 1793 будут вырыты две ямы, куда будут сброшены останки королей и монахов, похороненных в монастырской церкви.
Григорий Турский упоминает о разрушении церкви солдатами Сигиберта в 570-е годы.16 В работе Жюля Формиже высказывается точка зрения, что церковь пятого века, ограбленная солдатами Сигеберта, была реконструирована в 630 году королем Дагобертом и закончена до его неожиданой смерти, последовавшей в 638 году.17
Дальнейшие археологические исследования Кросби показали, что базилика была расширена при патронаже Дагоберта на запад и восток18. Однако, Элизабет Браун, ссылаясь на описание церкви, составленное в Сен-Дени и датированное 799 годом, утверждает, что Дагоберт построил монастырь, а не церковь. Кроме того, она обращает внимание на то, что в Хронике Фредегара деятельность Дагоберта ограничивается только богатым декорированием церкви19. О существовании точки зрения, ставящей под сомнение строительство церкви Дагобертом упоминает еще Формиже20. Однако, он указывает на то, что масштабы королевских даров и украшений плохо согласуются с представлением о незначительной постройке, и придерживается точки зрения, что Дагоберт не только украшал, но и перестраивал церковь построенного им монастыря. В любом случае, король Дагоберт был щедрым дарителем. К двенадцатому столетию, из-за его патронажа, его строительной кампании, его дорогостоящих даров, и королевских привилегий, которые он предоставил аббатству, аббат Сугерий и его современники неправильно приписывали Дагоберту существующую церковь как основателю. Во времена Сугерия считалось, что церковь, приписываемая Дагоберту, была лично освящена Христом. На самом деле, церковь, которую принимали за церковь Дагоберта была каролингской базиликой, начатой под патронажем короля франков Пипина Короткого (751-768) около 755 года. Возведенные вновь стены покоились на прежних основаниях. Она была закончена его сыном Карлом Великим (768-814) и освящена в 775 году в присутствии короля и его приближенных. Руководил строительством каролингского здания аббат Фульрад (750-784), который, подобно Сугерию, играл важную роль в политической жизни и пользовался благосклонностью короля. Возможно, идеи о перестройке базилики были связаны с визитом папы Стефана II (752-757), а также со сменой и утверждением новой королевской династии.21
Пипин Короткий умер в Сен-Дени 24 сентября 768 года и был похоронен там же. Из результатов раскопок стало ясно, «что из фасадной стены каролингского храма выступала полигональная апсида. Сам Сугерий называет это выступающее строение „augmentum“, добавление, не говоря ничего конкретного о его форме. Он только считает нужным заметить, что в нем покоился прах Пипина Короткого, который приказал, чтобы его похоронили, за грехи его отца Карла Мартелла, снаружи церкви, лицом вниз.22 В 832 году аббат Хильдуин увеличивает крипту на восток. Он выстраивает трехнефную часовню, посвященную Святой Деве, святому Иоанну и всем святым23. В период между аббатством Хильдуина и Сугерия, стараниями Вильгельма Завоевателя (умер 1087 г.) произошло присоединение башни с северной стороны24.
В XII веке каролингской церкви потребовалась реконструкция. С одной стороны в некоторых частях здание находилось в критическом состоянии, с другой стороны, оно было уже недостаточно вместительно и не вполне удовлетворяло новым потребностям аббатства. Строительство четвертой базилики, построенной под патронажем аббата Сугерия, началось около 1130 года и продолжалось до самой его смерти в 1151 году.
Сугерий хотел сохранить сначала каролингский неф, который, как он считал, был освящен самим Христом, и решил строиться на западе, на востоке, на севере и на юге. Он начал с нартекса на западе, и объединил его с нефом, предварительно разрушив каролингский фасад, нартекс и l’augmentum.25 „Затем, он строит новый трансепт и просторный хор на востоке, перемещая, таким образом, алтарь на восток и преобразуя крипту в целом. Когда этот хор был объединен, в свою очередь, с каролингским нефом, он начал расширение этого нефа… во внешнюю сторону, идя с востока к западу26“, но смерть не позволила ему закончить этот проект.
Нартекс содержал три часовни на первом этаже. Уровень двух боковых часовень был поднят на 0,90 м, добирались к ним с помощью двух лестниц, расположенных в северной и южной башнях. По мнению Ж.Формиже, южная башня и трансепт были закончены в 1148, до смерти Suger, последовавшей в 1151 году. С.М. Кросби считает, что работы над трансептом были начаты, но не закончены при жизни Сугерия. Несмотря на замечания Формиже о существовании оснований колонн в восточной части трансепта, Кросби не обнаружил никаких остатков восточных сторон трансепта – ни восьмого века, ни двенадцатого27. Сугерий сам писал неоднократно о своем желании объединить восточную и западную части церкви яркой новой серединой, однако, он также выражал опасение, что эта работа никогда не будет завершена.28 Археологические изыскания Кросби обнаружили только три фрагмента двенадцатого столетия в области трансепта, „они включают юго-западный проем (в стене) и трюмо южной двери трансепта, которая должна была открываться в монастырь; западную внутреннюю часть северной двери трансепта и западную часть опоры двенадцатого столетия с северной стороны полукруга хора, найденной между поднятым уровнем пола хора и более низким уровнем пола Каролингского нефа восьмого столетия“.29
Северная башня была закончена после смерти Сугерия. В 1219 года в нее попала молния и в XIII веке она была восстановлена. Западный фасад и нартекс были освящены 9 июня 1140. Пятью неделями позже, 14 июля, был заложен первый камень нового хора, который был освящен 11 июня 1144 во время великолепной церемонии, описанной самим Сугерием. В этот же день были освящены алтари перестроенной крипты.
Жюль Формиже предложил интересную реконструкцию задуманного Сугерием плана базилики. Он предполагает, что многое определялось тем, что церковь, как и все аббатство, была укреплена ввиду возможного нападения врага. В связи с этим башни нартекса и ярус фасада над окном-розой заканчивались зубцами, придавая фасаду вид грозной крепости. Перед порталом на расстоянии двенадцати метров был ров, наполненный водой. Подъемный мост вел к укрепленным двумя башнями воротам наружной стены аббатства30. От ворот до портала расстояние равнялось двадцати четырем метрам. После строительства хора и трансепта, было задумано расширить во внешнюю сторону боковые нефы и воздвигнуть посредине их ряды круглых колонн. Образовавшиеся два нефа должны были быть покрыты эмпорами.31 Трансепт должен был находиться на одной линии с хором и нефом и не должен был выдаваться за пределы нефа. Однако при Сугерии старое трехнефное тело базилики было лишь реставрировано и над ним оставалось старое перекрытие. Вышеупомянутая колоннада не была воздвигнута. После Сугерия, в течение всего XIII века и до начала XIV века, велись строительные работы. Трансепт и неф были перестроены между 1231 и 1281 годами в духе высокой готики, также перестроен хор Сугерия. От него сохранилась лишь обходная галерея с венцом капелл, несущих остатки витражей XII века, а о конструкции хора теперь мы можем судить только гипотетически32. Важную роль в строительных кампаниях тринадцатого века сыграли аббаты Од Клеман (Eudes Clément) (1229-1245), Гийом де Массури (Guillaume de Massouris) (1245-1254) и Мэтью де Вандом (Mathieu de Vendôme) (1258-1286). Акт закупки земли и карьера в Конфлане (Conflans) от октября 1247 года называет архитектора Пьера де Монтрейля, но из этого документа невозможно точно установить, что именно Пьер де Монтрейль сделал для Сен-Дени. В середине тринадцатого века в церкви устраиваются гробницы с указанием королей и королев, похороненных в Сен-Дени, в их число попадает и Карл Мартелл, родоначальник каролингской династии, из уважения названный rex.33 В период с 1299 года по 1303, устраивается капелла на юге восточного конца в память о святом Людовике, умершем в 1270 и канонизированном в 1297, останки которого похоронены на стыке трансепта и нефа. С северо-западной стороны нефа между 1320 и 1324 годами появляются шесть капелл34.
В шестнадцатом веке в монастырской церкви проводятся работы по строительству ротонды Валуа – мавзолея, начатого между 1559-1587 годами и предназначенного для погребения Генриха II, Екатерины Медичи и их детей. Однако религиозные войны, грабеж аббатства гугенотами в 1567 году прервали созидательный процесс. А в 1719 году незаконченный памятник был уничтожен. Его „место отмечено большой круглой плитой из бетона, воспроизводящей план ротонды, которая была устроена недавно в саду Пьера де Монтрейля, на севере базилики“35 Столетняя война и Гугенотские войны внесли большой вклад в картину разрушения аббатской церкви. Известно, что в 1435 и 1567 аббатство было в центре конфликта, но точного описания потерь не обнаружено.36 Как место погребения королей Франции оно сильно пострадало в 1793 году37, считается, что головы скульптур были изувечены именно в тот период. Проект радикальной реконструкции внутренней части церкви, предложенный в 1781, связанный „с созданием в крипте капеллы Бурбонов, не был осуществлен по политическим и финансовым причинам. Несколькими годами позже, могилы, витражи и сокровища аббатства были расхищены во время Революции. Здание чудесным образом ускользнуло не только от разрушения по распоряжению Национального собрания, и от ярости революционеров, но также от проекта Наполеона, связанного с превращением монастырской церкви в императорский мавзолей“38, и пережило пагубные реставрации первой половины ХIХ-го века. В 1837 году молния поразила шпиль северной башни. Для ее восстановления архитектор аббатства Франсуа Дебре использовал камень, вес которого значительно превышал вес известняка, использованного при строительстве. Это привело к возникновению серии трещин по всей структуре фасада, которые распространились и на тимпаны всех трех порталов. В результате северная башня была демонтирована вовсе, а западный фасад и скульптура подверглись масштабной реставрации, которая кардинально изменила облик фасада. Разрушительная деятельность Дебре в конце концов привела к его отстранению. После этого, Эжен Виолле-ле-Дюк и барон Гилерми (Guilhermy) решили „вернуть базилике ее прежний блеск. В течение этого периода, королевские могилы, которые прославили аббатство, неоднократно перемещали между Сен-Дени и Парижем, затем, после их возвращения в монастырскую церковь, между криптой и нефом. Они сохранены, к счастью, благодаря усилиям Александра Ленуара. Учредитель музея французских Памятников намеревался спасти также от разрушения надгробные памятники других церквей, которые находятся сегодня в Сен-Дени… Изменения продолжались. Можно увидеть ныне в крипте строгого Хильдуина шесть плит черного мрамора, под которыми были помещены останки королей и королев, которые избежали, по различным причинам, разрушений королевских погребений, совершенных Революцией. Наиболее старые останки, по иронии судьбы, это останки Людовика VII (1137-1180), покровителя Сугерия, который бросил вызов аббату Сен-Дени, повелев похоронить себя в цистерцианском аббатстве де Барбо (Barbeaux) (около Фонтенбло); остатки скелета короля хранились во время Революции доверенным лицом аббатства, а затем были перенесены в Сен-Дени 1-ого июля 1815. Рядом с останками Людовика VII лежат тела, (предположительно), Марии-Антуанетты (1755-1793) и Людовика XVI (1754-1793), короля Франции с 1774 по 1793, возвращенные в 1817 с кладбища Мадлен де Пари, где они были похоронены после казни… Зал на юге старой крипты был восстановлен и превращен в часовню, названную капеллой Принцев или Бурбонов, которая укрывает кенотафы различных королевских персон…различные элементы остались в течение лет разбросанными в крипте, затем снаружи церкви, на месте существующего сада Пьера де Монтрейля…“39. Реставрация портала северного рукава трансепта, названного Дверью Валуа, возродила утраченное великолепие. Редкие сугериевские панели витражей, которые пережили все революционные события, были снова подняты в церковь в XIX веке. Но демонтированные и сохраненные в укрытии по причинам безопасности, они были заменены не современными копиями, приближающимися к оригиналу, а пластифицированными диапозитивами в масштабе (»diapositives à l'échelle, plastifiées"), и «цвета их сильно отличаются от витражных панно XIX века, которые их окружают»40.--PAGE_BREAK--
Витражи были особой гордостью Сугерия. Дошедшие до нас немногочисленные панно включают тему Иессеева Древа и Детства Христа в осевой капелле (капелла Девы). С левой стороны от осевой находилась капелла со сложными аллегорическими композициями, включающая темы Mедного змия, Квадриги Аминодава, Христа, коронующего Церковь и снимающего покрывало с лица Синагоги, Апостола Павла, перемалывающего зерна Ветхого Завета в муку Нового. Кроме того, по предположению Л. Гродецкого, капеллу, расположенную справа от осевой, украшали сюжеты, посвященные Страстям Христа, и ветхозаветные сцены. Сохранился медальон со сценой из Пророчества Иезекииля – начертание знака Тау на челах верных. Таким образом, три центральные капеллы посвящены христологической теме, и взаимосвязи Ветхого и Нового заветов. В оставшихся боковых капеллах были, по всей видимости, исторические и агиографические циклы41. Об этом приходится судить по сохранившимся фрагментам, рисункам и гравюрам. Были представлены, по крайней мере, два житийных цикла – сохранились медальон со сценой смерти св. Бенедикта, и сцена мученичества св. Винсента. Исходное местоположение мученичества св. Винсента дискутируется, а панели со сценами, посвященными житию Св. Бенедикта, могли иметь отношение, по крайней мере, к двум окнам крипты.42
Из исторических сюжетов один цикл был посвящен событиям Первого крестового похода43, а второй иллюстрировал «Путешествие Карла Великого в Святую землю, написанное в Сен-Дени. По мнению Л. Гродецкого44 эти циклы связаны с подготовкой второго крестового похода и визитом папы в Сен-Дени, состоявшимся в 1147 году.
После всех революционных и реставрационных изменений от базилики двенадцатого века до нас дошли лишь часть нартекса (две травеи под башнями – оставшаяся часть была перестроена в XIII веке), деамбулаторий с венцом капелл, хранивших витражи двенадцатого века, и западный фасад в сильно измененном состоянии.
Бронзовые позолоченные двери, описанные Сугерием в De Administratione45, были повреждены в 1771, а затем расплавлены в 1794 году. Лишился фасад и северной двери, бережно оставленной Сугерием от старого здания церкви, и южной, заказанной им для нового фасада.46 Современные двери центрального портала представляют собой сомнительную реконструкцию, сделанную в 1842-1843 годах47.
Что касается скульптуры западного фасада, то в процессе реставраций 1770-71 годов были демонтированы легендарные статуи – колонны, которые впервые появились в Сен-Дени и стали одним из важнейших признаков раннеготических трехпортальных фасадов. Был расширен дверной проем центрального портала за счет удаления статуи-трюмо, изображающей св. Дионисия, чтобы обеспечить пространство для прохода торжественных процессий.48
Реставрационная компания 1806 года, начатая Наполеоном, практически не затронула скульптуру,49 но повысила уровень тротуара непосредственно перед западным фасадом, оказав влияние на его пропорции. А вот после реставрационных работ, проведенных под руководством Франсуа Дебре50, облик фасада изменился до неузнаваемости. Восстановление портальной скульптуры было поручено им Джозефу Сильвестру Брюну (1839-1840), который максимально старался сохранить все, что было в его силах51 и именно благодаря этому мы можем сегодня обсуждать иконографическую программу скульптуры порталов западного фасада. Однако согласно проекту Дебре были внесены следующие изменения: обрамления и арки окон над порталами были вырезаны заново или заменены, был добавлен геометрический рисунок с надписями, которые были вырезаны в первоначально неукрашенных поверхностях этих декоративных аркад, большие горизонтальные полосы с абстрактным декором введены в каменную кладку под верхними окнами в северной и южной частях фасада. Четыре маленьких статуи на консолях были размещены над первым ярусом окон с северной и южной стороны. Слепая ланцетовидная арка была добавлена на верхнем уровне контрфорсов. На этом же уровне в изначально пустой каменной кладке были вырезаны восемь фигур королей около 1м высотой. Четыре медальона с символами евангелистов появились у окна-розы, а ее резное обрамление было переделано. Деление центральных контрфорсов под окном-розой было продолжено по горизонтальной линии (поперек боковых окон). После всех этих преобразований изначальный проект фасада Сугерия стал объектом научных изысканий.
Кроме того, расположение королевского аббатства в парижском пригороде, который должен был стать важным промышленным центром, ухудшило ситуацию. С 1860 года сорок пять заводов стали насыщать воздух своими химическими испарениями, в результате чего все внешние поверхности церкви оказались разъедены и запачканы.52
В связи со всем вышеизложенным, иконографическое изучение порталов западного фасада Сен-Дени, осложнялось неопределенностью, связанной с решением вопроса о том, что же все-таки осталось от XII столетия, а что относится к последующим векам. Вопросы сохранности скульптуры западного фасада
В начале века Э. Маль, скульптуру западного фасада оценивал так: „Уродство голов, реставрированных с наиболее претенциозной неуклюжестью и дерзость грубой подделки, изображающей из себя оригинал, обескураживает. В Сен – Дени, скульптура, кажется, вернулась к своему детству. Эти порталы опасны, в особо чувствительном человеке они могут породить длительное отвращение к средневековому искусству. Однако, если мы преодолеем законное отвращение, то обнаружим, что центральный портал сохранил свою первоначальную композицию. Головы и руки восстановлены, драпировки, без сомнения, ретушировались, но основные линии сцены остаются неповрежденными…“53 Сцену, представленную в тимпане центрального портала, Э. Маль рассматривал как изображение Страшного суда.
В 1952 году В. Стоддарт (W. Stoddart) писал, что для того чтобы обнаружить скульптуру двенадцатого века „мы обязаны устранить почти всю скульптуру западного фасада Сен-Дени, за исключением некоторых плит под ногами старых фигур опор арки, фрагментов, сохраненных в музеях Франции и США и некоторых частей тимпана и архивольтов центрального портала“.54
В 1960 году Жюль Формиже в монографии, посвященной Сен-Дени, подробно изложил свои представления о том, что сохранилось от скульптуры двенадцатого века,55 опираясь на записи барона Гилерми (Guilhermy)56, очевидца реставрации 1839-40 годов, рисунки Персье (Percier)57 и на свои собственные исследования. Его утверждения сводятся к тому, что в левом портале сохранились только знаки Зодиака и капители больших колонн, в центральном портале — тимпан, четыре дуги архивольтов, капители больших колонн и фигуры мудрых и неразумных дев, за исключением двух из них, сделанных заново. В правом портале –только „Труды двенадцати месяцев“ и капители таких же колонн. О скульптуре центрального портала он отзывается уже весьма восторженно: „Центральный портал, к счастью, сохранил, большей частью, свою скульптуру и главные линии своей композиции, которая великолепна“. Здесь же Формиже ссылается на иконографическое исследование С.Goldscheider (Сесиль Гольдшайдер)58, представленное ею в докладе в L’Ecole du Louvre 21 ноября 1945г. Гольдшайдер также видит в центральном тимпане сцену Страшного суда, однако считает, что только тимпан центрального портала и архивольты были выполнены во времена Сугерия, а рельефы опор арки и статуи-колонны появились уже после его смерти.59
Все точки зрения на состояние западного фасада базировались на личном визуальном восприятии и материалах, которые, за исключением текстов самого Сугерия, в основном, представляли собой зарисовки и письменные свидетельства современников исторических событий и очевидцев реставрационных работ, достаточно далеко по времени отстоящих от двенадцатого века. В 1973 году к этому арсеналу добавились материалы археологического исследования C. M. Кросби и П. Блам, позволившие подробнейшим образом оценить состояние и провести аргументированную датировку каждого фрагмента центрального портала западного фасада.60 Данные аналогичного исследования по состоянию боковых порталов были опубликованы позже в материалах симпозиума музея Метрополитен.61 Кратко результаты этих исследований, посвященных состоянию скульптуры центрального и боковых порталов западного фасада сводятся к следующему.
В центральном портале, традиционно рассматриваемом как представление Страшного суда, достаточно много принципиально важного сохранено. Однако к XIX веку относятся надписи на свитках,62 ничего не сохранилось, что могло бы пролить свет на орудия страстей, которые должны были бы держать ангелы в верхней части тимпана.63 В изображении Троицы – ноги Бога-отца64 и голубь – вставки 19 века, хотя в текстовых источниках есть указание на присутствие (до этой реставрации) – лапок голубя65. Крест за спиной Агнца сильно изменен реставрацией.66 Иконография центральной фигуры Христа, распятого на кресте, в полумандорле сохранена, за исключением замазанной реставраторами раны от копья,67 и присоединенных в 1840 году к верхней части креста букв I. N.R. I.68
В правом (южном) портале западного фасада обнаружено, что сцена в тимпане, представляющая празднование Евхаристии накануне мученической смерти св. Дионисия и его сподвижников, и в которой ранее усматривали работу XIX века, сохранила иконографию и композицию двенадцатого века, но сильно обновлена (снят верхний слой). Многие головы, лица, руки и атрибуты также относятся к 19 веку. Такое же повсеместное обрезание фигур характеризует реставрации внутреннего архивольта, описывающего мучения св. Дионисия. Головы, руки, атрибуты снова либо обрезаны, либо заменены. Фигуры ангелов внешнего архивольта являются дополнением С. Брюна, также как и скульптуры внутреннего архивольта левого портала. Медальоны, представляющие труды месяцев подвергались многочисленным восстановлениям, но многие образцы скульптуры XII века сохранились. В сцене Февраля, например, фигура справа ниже плеч сохранилась неретушированной. Такая же ситуация характерна для откосов левого портала, несущих знаки Зодиака. Тимпан левой двери содержал утраченную мозаику двенадцатого века, сюжет которой остается гипотетическим. Ныне в нем скульптура девятнадцатого столетия (1839), которая заменила скульптуру 1771 года. Она также посвящена мучениям св. Дионисия и ничего не проясняет для нас о сюжете мозаики Сугерия. Однако, экспертиза состояния внешнего архивольта показала принадлежность иконографии его скульптуры к двенадцатому веку, что позволило П. Блам выдвинуть интересную гипотезу о программе мозаики тимпана.
В откосах всех трех порталов размещались демонтированные в восемнадцатом веке статуи-колонны, о которых мы в настоящее время имеем представление по рисункам Бернара де Монфокона 69(1729 год), а также по тем образам, которые предлагает нам последовавший вскоре за Сен-Дени западный портал Шартра.
Кроме того, некоторые головы сохранены в художественной галерее Вальтера в Балтиморе и в отдельных коллекциях (The Fogg Museum of Art, Harvard University, Cambridge, Mass; the collection Jean Osouf, Paris, France).
Таким образом, с этого момента, исследования, посвященные иконографии западного фасада, обрели под собой, наконец, твердую почву. Однако, вопрос о принадлежности скульптуры Сен-Дени раннеготическому стилю оставался дискуссионным. Ряд исследователей рассматривали ее в контексте романского искусства.70 Однако, П. Блам, в своем подробном анализе состояния и стиля центрального портала постаралась убедительно показать, что скульптурная программа Сен-Дени кардинально отличается от скульптурных программ высокой романики. Скульптурная программа порталов западного фасада первого готического храма вводит новые понятия и эстетические отношения, отличные от романских, и несмотря на наличие некоторых стилизаций, заимствованных из словаря романского искусства, безусловно заслуживает определения „готической“. Сравнивая Страшный Суд в Сен-Дени с монументальными представлениями этой темы в известных романских порталах (Отен (1130), Муассак (1115)), она отмечает, что „новое спокойствие и дидактическая ясность“71 сменили эмоциональную бурю романских композиций Страшного Суда, которые „заслуживают эпитета “эпопеи хаоса»72. Но, обращаясь вместо этого к интеллекту, скульптурная программа трех западных порталов в Сен-Дени представила комплекс иконографических формулировок, отражающих теологические идеи, находящиеся тогда в обращении в Иль-де-Франс.«73 В хорошо организованной иконографической схеме этого скульптурного ансамбля она видит „единство, которое появляется как одна из главных особенностей готического стиля в архитектуре ли, в скульптуре или в иконографии.“74 Этой же точки зрения придерживается П.Джерсон, чьи иконографические исследования западного фасада еще в 70-е годы показали, что все три портала соединены взаимосвязанной программой75. Список литературы
1. Объединил этих трех персонажей в девятом веке аббат Хильдуин. Hilduinus abbas s. Dionysii, Areopagitica sive Sancti Dionysii vita, P.L.106, cols.13-24; По поводу развития легенды о св. Дионисии см Crosby S. McK. The Royal Abbey of St-Denis: From Its Beginnings to the Death of Suger, 475-1151.(ed. and completed by Blum Pamela Z), New Haven, 1987. (Crosby S. McK. …1987), pp.4-5,453-456 nn.5-17, 18-25., а также Loenertz R.J. „La légend parisienne de S.Denys l’Areopagite, sa genèse et son divmier témoin“, Analecta Bollandiana 1951, 69, pp.217-237.
2. [Fortunatus], Passio sanctorum martyrum Dionysii, Rustici et Eleutherii (известный также как Gloriosae), в Monumenta Germaniae historica, ed. Bruno Krusch,Auct.antiq.4, pt.2, Berlin, 1885, pp.101-105.
3. Второй текст Страстей св. Дионисия (Post beatam et gloriosam) был составлен между 826-833 годами. См об этом Brown E.A.R. Le basilique Saint-Denis, Zodiaque, 2001 (Brown E. … 2001), рр.42-51.
4. Brown E.…, 2001, рp.42-51.
5. Там же.
6. Formige J., L’Abbaye royale de Saint-Denis. Reacherches nouvelles par Jules Formige, Paris, 1960. ( Далее Formige J....1960).
7. Crosby S.Mck.., The Abbey of St-Denis: 475-1122. New Haven, 1942.; Crosby S.Mck… L’abbaye royale de Saint-Denis. Paris, 1953.; Crosby S.Mck… „A Carolingian Pavement at Saint-Denis. Preliminary Report.,“ Gesta, 1970, 9, №1, pp.42-45.; Crosby S.Mck… „The West Portals of Saint-Denis and the Saint-Denis Style“, Gesta, 1970, 9, №2, pp.1-11.; Crosby S.Mck.., and Blum P. Z., „Le Portail central de la faсade occidentale de Saint-Denis,“ Bulletin Monumental 131, (1973), рp. 209-66. (Далее Crosby S.Mck… and Blum P. Z., „Le Portail central …); Crosby S.Mck… …1987. и др.
8. Crosby S.Mck… …1987.
9. Кросби (Crosby S.Mck… …1987, pp.15-17) считает, что огромные блоки галло-римской кладки, украшенные щитами амазонок, многократно были использованы в фундаменте церкви, построенной на этом месте около 475 года. На основе датировки саркофагов и более ранних археологических данных Кросби сделал вывод, что св. Дионисий был похоронен на существовавшем до этого кладбище.
10. Vita Genovefae virginis Parisiensis, в Monumenta Germaniae historica, ed.Bruno Krusch and Ernst Dümmler, Script. Rer. Mer.3 Hanover, 1896, pp.204-238.
11. Formige J....1960, р.5.
12. М.Фелибьен (Felibien M., Histoire de I'abbaye royale de Saint-Denys en France (Paris, 1706); reprint Paris, 1973. (Felibien M…).рр.3,52) сообщает о разрушении церквей после смерти Констанстина.
13. Crosby S.Mck… …1987, рр.13-26.
14. Crosby S.Mck… …1987, р.27
15. Cхему первых построек в Сен-Дени и планы сооружений (M.Wyss) см. Brown E. … 2001, сс.50-51.
16. Gregoire de Tours, Liber in Gloria Martyrium, 714;(цит. По Formige J.… 1960, p.41)
17. Formige J.… 1960, р.IX, pp.39-58.
18. Crosby S.Mck… …1987, pp.29-50.
19. Brown E. … 2001, рp.52-53.
20. Formige J.… 1960, p.49
21. Коронование короля Пипина Короткого, его жены Берты и двух сыновей Карла (768-814) и Карломана (768-771) в 754 году происходило в базилике Сен-Дени (см. об этом Brown E. …2001, рр.54-57.)
22. Suger. De Administratione, XXV, ed. Panofsky E. Abbot Suger on the abbey church of St.-Denis and its art treasures, Princeton, New Jersey, 1979, (Далее Panofsky E. Abbot Suger…), p.45.
23.Brown E… … 2001, р.56.
24. Колокольня по приказу Вильгельма Завоевателя была построена аббатом Ивом к 1075 году и вскоре обрушилась. Основания башни, со стороны входа в базилику с северной стороны обнаружены раскопками 1947 года (См. Crosby S.Mck….1987, рp.96-100, особенно pp.97,98.)
25. Formige J. ..., 1960, р.65.
26. Formige J. ..., 1960, р.65.; План реконструкции церкви (версия Ж.Формиже), задуманный Сугерием, приведен в: Formige J. ..., 1960, р.67. План трех строительных кампаний Сугерия см.: Grant L. Abbot Suger of St-Denis. Church and State in Early Twelfth-Century France, London and New York, 1998, p.323.
27. см. об этом Crosby S.Mck… …1987, рр.267,271.
28. Suger. De Administratione, XXVIII-XXIX, ed. E. Panofsky, Abbot Suger… p.48-53.
29. Crosby S.Mck… …1987, p.268.
30. “Ворота Сугерия» с юго-западной стороны аббатства по гравюре Мартине (Martinet) см.: Brown E. … 2001, р.82.)
31. Formige J. …1960, p.97.
32. Crosby S.Mck… …1987, p.264; E. Panofsky, «Note on a controversial passage in Suger’s de consecratione ecclesiae Sancti Dionysii», Gazette des Beaux-Arts, 6-th ser., 24 (1944), p. 95-114; Clark W.W. " Suger’s Church at Saint-Denis: The State of Research"// Abbot Suger and Saint-Denis. A Simposium/Ed. P.L.Gerson, The Metropoliten Museum of Art New York, 1986, Second printing, 1987 (A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987)), pp.105-130.
33. Brown E… … 2001, p.58
34. Там же.
35. Brown E..… 2001, p.58-59.
36. На тему грабежа 1435 г. см. Félibien М, p.347-348, а для ситуации 1567 г. – см. там же, p.398; и Dom F.Jacques Doublet, Histoire de l’abbaye de S. Denys en France, Paris, 1625, pp.1313-1314, 1347-1349. (цит. по Blum P.Z. «The Lateral Portals of the west Fasade of the Abbey Church of Saint-Denis. Archeological and iconographical considerations»// (A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987), pp.199 –227. (Blum P.Z. " The Lateral Portals…)
37. Reau L. Les monuments destruit de l’art francais, histoire du vandalisme, vol.1 Du Haut Moyen Age au XIX siecle, Paris, 1959, pp. 224-227, 306-307. (цит. по Blum P.Z. " The Lateral Portals…)
38. Brown E. … 2001, р.60.
39. Brown E… … 2001, pp.60-61.
40. Там же.
41. Подробнее о витражах см. Grodecki, Louis. Les Vitraux de Saint-Denis, etude sur le vitrail au XII siecle (Corpus Vitrearum Medii Aevi), France «Etudes» Paris, 1976; Caviness, Madeline Harrison «Suger’s Glass at Saint-Denis: The State of Research» // A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987), pp.257-272
42. Gaviness M.H. «Suger's Glass at Saint-Denis:The state of Research»// A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987), pр.257-272
43. Зарисован Б. де Монфоконом хранится в Париже, Национальная библиотека, ms. fr. 15634/1, fol. 162r
44. Grodecki L. «The Style of the Stained-Glass Windows of Saint-Denis»// A Simposium/Ed. P.L.Gerson…, (1987), pp.273-282.
45. Suger, De Administratione, ed. E. Panofsky, Abbot Suger…, рp.46-47.
46. См. об этом Brown E. …, 2001, p.85; Crosby S.Mck… …, 1987, p.187, n.44,50,51 p.488.
47. См об этом Crosby S.Mck… …,1987, p.187, n.44,50,51 p.488; Кросби упоминает о свидетельстве Doublet (Histoire de l’abbaye de S. Denys en France, Paris, 1625, p.285), из которого нам известно, что двери представляли сцены «Страсти Христа и его Воскресения или скорее Вознесения» (текст Сугерия De Administratione, ed.Panofsky Е. Abbat Suger…, рp.46-47) и фигуру Сугерия, «распростертого на земле»; из акта инвентаризации семнадцатого века мы знаем, что фигура монаха с тонзурой, распростершегося у ног Христа была включена в сцену ужина в Эммаусе. Из изображений до нас дошел только рисунок Винченцо Скамоцци (1552-1616), который не проясняет деталей, но ясно свидетельствует о том, что каждая из дверей имела по четыре медальона.
48. О реставрации 1771 года делал записи Альфред Готье — органист аббатства, он же сделал запись об удалении статуи – трюмо. См. об этом: Alfred Gautier, Journal qui fait suite à Félibien, Paris, Bibliotèque Nationale, ms. fr. 11681, fol.20r.;(цит.по Blum P.Z., «The Lateral Portals…, рp. 199-228.)
49. Blum P.Z., „The Lateral Portals …, pp. 199-228; Crosby S.Mck… and Blum P. Z., “Le Portail central…, pp. 209-266, особенно р.210. — В процессе этой реставрации был изменен уровень плиточного пола нефа и западных пролетов, что сократило пропорции входов – преобразование, которое сохранилось до наших дней.
50. Франсуа Дебре использовал слишком тяжелый камень, и вес его надстройки оказался непомерным для основания башни выполненного из более легкого камня. – Blum P.Z., „The Lateral Portals…, рp. 199-228
51. Памела Блам (Blum P. Z. “The Lateral Portals…, рр.198-202) отмечает, что „Брюн старался устранить повреждения без помощи любых посторонних вставок“ в то время как, „работа реставраторов 18 века показывает целеустремленное изменение стиля двенадцатого столетия“, и считает что „варварское обновление каждой фигуры“ тимпана правого портала может быть скорее приписано реставраторам 1771 года.
52. Crosby S.Mck… and Blum P. Z., „Le Portail central …рр. 209-66, особенно р.210.
53. Mâle É L’art religieux du XII, siecle en France, Paris, A. Colin, 1922 pp.176-182, 221-222, (Англ. перевод E. Male Religious Art in France:The Twelfth Century, A Study of the Origins of Medieval Iconography, ed.Harry Bober Princeton, N.J.,1978 ( pp.177-178), (pp.177-183, 221-23)
54. “Par des divuves aussi bien visuelles que documentées, nous sommes obligés d'éliminer — pour retrouver l'œuvre du XII e siècle — divsque toute la sculpture de la façade ouest de Saint-Denis, sauf certaines plinthes sous les pieds des anciennes figures des piédroits, des fragments conservés dans des musées de France et des États-Unis, et certaines parties du tympan et des archivoltes du portail central.» См. W.Stoddard. The West Portais of Saint-Denis and Chartres, Sculpture in the Ile-de-France from 1140 to 1190, Cambridge, Mass., 1952, p. 3.
55. Formige J....1960, pp.84-87;
56. Baron Francoir de Guilhermy, Monographie de l’eglise de Saint-Denis, Paris, 1848; Baron Francoir de Guilhermy, Paris, Bibliotheque Nationale, ms.n.a. fr.6121, fol 56r.
57. Персье, Шарль (1764-1838) – ведущий французский архитектор, законодатель вкусов в период империи Наполеона I. Для датировки рисунков Персье – George Huard, «Percier et l’abbaye de Saint-Denis», Les monuments historiques de la France 1(1936), рp.134-135.
58. Cecile Goldscheider for l’Ecole du Louvre и резюме «Les Origines du portail a statue-colonnes,» Bulletin des Musees de France II( August-September 1946):22-25.
59. Госпожа Goldscheider высказывает точку зрения, что статуи колонны Сен-Дени появились уже после смерти Сугерия, между 1151 и1165 гг., на основании того, что Сугерий ничего не пишет о них в своих текстах и предполагает, в связи с этим, что статуи Шартра были установлены раньше…
60. В работе Crosby S.Mck… and Blum P. Z.., «Le Portail central…, приведены диаграммы состояния каждого фрагмента центрального портала.
61. Blum P.Z., „The Lateral Portals …, pp. 199-228..
62. С.Кросби и П.Блам (Crosby S.Mck… and Blum P. Z.“ Le Portail central …» p. 219) констатируют, что свитки в руках Христа относятся к XII веку и являются частью верхнего камня тимпана. Надписи на них вырезаны в 1840 году (свидетельство Гилерми), справа: Матфей 25.34; слеваМатфей 25.41. Однако авторы статьи отмечают, что из текста Гилерми (Guilhermy) нельзя сделать вывод о существовании какого-либо фрагмента надписей, который мог бы руководить реставраторами, хотя именно эти тексты часто встречаются в романском изображении Страшного Суда.
63. «Les mêmes anges du centre, nos III et IV, portent des objets associés à la Passion du Christ; ce sont des insertions du xixe siècle et aucun fragment des objets originaux n'a survécu, qui auraient pu authentifier les restaurations» — Crosby S.Mck… and Blum P. Z., «Le Portail central…, p.229 и рис. IIIb р.218
64. Crosby S.Mck… and Blum P. Z., „Le Portail central…, p.235.
65. См. там же p.236 Голубь — включение 19 века, но не изобретение. Хотя не существует никакого следа первоначального голубя, Гилерми (Guilhermy) пишет: “Использовали, как мне подтвердили, некоторые мелкие признаки, такие как лапки голубя» (" On a profité, m'a-t-on assuré, des moindres indications telles que les pattes de la colombe…" Guilhermy, Bibliothèque nationale, nouv. acq. fr. 6121, p. 66.
66. Crosby S.Mck… and Blum P. Z.., «Le Portail central …, р.235.
67. Там же p.218.
68. Там же р.219.
69. Montfaucon, Bernar de, Les Monuments de la monarchie françoise, Paris,1729,v.1,pls.XVI-XVIII.
70. Hearn M.F. Romanesque sculpture: The Revival of Monumental Stone Sculpture in the Eleventh and Twelfth Centuries, Ithaca,N.Y.,1981, pp.191-215; Prache Anne,Ile-de-France romane, La nuit des temps, 1983,(60), pp.71-82.
71. Blum P.Z. Early Gothic Saint-Denis. Restoration and survivals, University of California Press, Berkeley,Los Angeles, London, 1992, p.2 (Далее Blum P.Z. Early Gothic Saint-Denis…); Эту уравновешенность и упорядоченность скульптурной композиции Сен-Дени в сравнении с темой Страшного суда, представленной в романском портале в Болье, еще ранее (1956) отметил Отто фон Симсон, видя иконографическое сходство в этих двух композициях. Он также считает, что если тимпан в Болье является кульминацией клюнийского искусства, которое так возмущало св. Бернара, то в Сен-Дени оно находит свой конец. См. Simson O.von, …,1989, pp.110-115.
72. Focillon H. Art of the West, 1, Romanesque Art, ed. Jean Bony, Greenwich,Conn.,1965, pp.105.
73. Blum P. Early Gothic Saint-Denis…, p.2
74. Там же…
75. В данном случае речь идет о неопубликованной диссертационной работе П. Джерсон, посвященной западному фасаду Сен-Дени.(Paula Lieber Gerson, „The West Facade of St-Denis: An Iconographic Study,“ Ph.D. diss. (Columbia University, 1970). В 1973 г. С. М.Кросби и П.Блам в своей статье » Le Portail central…" упоминают ее неопубликованное исследование, посвященное этому вопросу, и кратко излагают ее концепцию. В 1986г., наконец была опубликована ее статья в сборнике музея Митрополитен, посвященному Сугерию и аббатству Сен-Дени, где ее концепция была изложена более подробно: Gerson P.L. «Suger as Iconographer…, pp.183-198.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :