Содержание
Введение
Вольные казаки
Скандинавы-русы. образ жизни и занятия
Особенности Говора Яицких Казаков
Новые свидетельства о приходе русов на яик
Последний поход к морю
Заключение
Литература
/>Введение
В смешении черт азиатских и европейских воинств в казачьемвойске, дислоцированном на берегах самой восточной реки Европы, кроется одна изособенностей яицкого казачества. Находясь «на краю Руси обширной» вокружении кочевников, яицкие казаки создали войсковую общину с единственно имприсущими чертами и особенностями.
Откуда пришли на Яик-Горынович эти бородатые феноменыистории? Почему Яик они выбрали своим рубежом? Кто были их предки? На этивопросы Вы найдете ответы в этом очерке, если на основе русских летописей изаписок древних арабских авторов, рассмотрим пути движения древнихскандинавов-русов по рекам Руси и познакомитесь с бытом, обрядами, обычаями итрадициями яицких казаков. Вы получите сведения о контактах народов древнейСкандинавии со славянами, о связях русов с мусульманскими народами,проживавшими на берегах Хвалынского (Каспийского) моря.
/>Вольные казаки
«Вольные» казаки направляли свои челны и струги наВолгу и Каспий, выискивая добычу — богатых купцов Персии и Бухары.
С появлением казачьих ватаг на Яике, здесь уже не былодружин норманнов. Частично они возвратились в Скандинавию послемонголо-татарского нашествия. Основная их часть, смешавшись со славянами, уграмии, частично, с тюрками (ногаями), образовала новое воинствующее сословие — казачество.Подобные образования возникали на Днепре, Дону, Тереке и Волге, но на другихэтнических основах. Отдельные члены этих сообществ, прибыв на Яик, входили в ихобщину и привносили некоторые свои обычаи в среду местных казаков. В основном,яицкое (уральское) казачество формировалось по своим, зависящим от местныхобстоятельств, причинам. Такими причинами были: этнические корни яицкихказаков, развитие в условиях окружения кочевыми народами, отдаленность отцентра Руси, близкое расположение к торговым путям и Волге — «главнойдороге серебра». На Яике сформировалась своеобразная военно-хозяйственнаяобщина свободных людей, способная самостоятельно существовать и вести оборонительнуюборьбу с агрессивными соседями-кочевниками. Когда волжские «гулебщики»и ушкуйники появились на Яике, здесь уже находились казачьи селения, возникшиена месте древних городищ, заложенных норманнами-русами и готтами. Позже с нимиассимилировались угры и славяне. После длительного и сложного процесса смешенияэтнических групп (племен и родов) на Яике развился уникальный этнос, поражавшийв последние столетия своим самобытным укладом самых великих писателей и ученыхРоссии.
К глубокому сожалению большая часть признаков, историческисложившегося на территории России уникального этноса, оказалась за ее пределами.Изгнанные из родных мест в гражданскую войну, репрессированные в периоды «расказачивания»и «коллективизации», находящиеся ныне в положении изгоев в «ближнемзарубежье», яицкие-уральские казаки многое растеряли из когда-тосамобытного уклада русской народной культуры. Истоки ее, начавшиеся где-то вСкандинавии, донесли до наших дней самоцветы легенд, преданий и песен. Многоеуже забыто. Оставшиеся шедевры: обычаи, обряды и казачьи традиции находятся награни исчезновения. Пророчески гласит горькое высказывание норвежского писателяИбсена: «Навсегда нам даются одни утраты».
Скандинавы-русы. образ жизни и занятия
Первым известием о походе русов на Царьград морем былапроповедь константинопольского патриарха Фотия, являвшегося очевидцем этогособытия. Флот русов в составе 200 судов вечером 18 июня 860г вошел наконстантинопольский рейд. С кораблей сошли воины с обнаженными мечами и втечении нескольких дней держали город в осаде. Получив требуемую дань, русывернулись на корабли и вышли в море. Вслед за этим удачным походом былипредприняты еще ряд походов на Византию. Они совершались не столько дляограбления богатой Византии, сколько для завоевания политического авторитетаКиевского княжества, возглавляемого скандинавами Аскольдом и Диром. Этопроизошло еще до прихода Рюрика с варяжской дружиной на новгородскую землю в862г.
Историк XIX в А.В. Висковатов пишет, что «сильная ратьрусов, неизвестно каким путем» пробравшаяся в северный Дагестан,вознамерилась проникнуть до Бердыы. — местечка на правом берегу Куры… Остановленныеу Дербента сильными укреплениями,. pycы сели у дагестанского берега на суда. Спустяськ югу, мимо Апшеронского полуострова, дошли до устья Куры, поднялись этой рекойвверх". (1) На Куру русы вынуждены были пойти под давлением войсказербайджанского правителя Ибн-Муссафаре. «Куда и как пошли русы от Куры…- пишет Висковатов, — где именно добыли в Каспийском море суда. Откуда, ониприходили оба раза. Все эти вопросы ждут разрешения» (1).
Ответы попытаемся найти в записях, оставленныхсредневековыми авторами. Арабский путешественник средневековья Ибн-Хурдабехсообщает, что путь в Джурджанское (Каспийское) море был «до Хамлиджастолицы хазар, затем до Балха и Маверанкахра,. до кочевий тогуз-огузов, затемдо Китая». Маршрут из Каспия через среднеазиатские пустыни мог проходитьпо какой-то реке, впадавшей в Каспийское море. Этой рекой была, видимо,Аму-Дарья. Пересохшее русло этой реки доходило в 1715г до Красноводского заливаКаспия. Оно было обнаружено экспедицией князя Бекович-Черкасского. Экспедициюсопровождал отряд яицких казаков численностью 500 конников. (4) С приходомварягов на Днепр, их соотечественники — русы были оттеснены на Дон, Волгу и Яик.О движении русов по Волге и Каспийскому морю хазарский коган Иосиф писал в Xв.:«Я охраняю устье реки Итиль (Волги) и не пускаю русов, приходящих накораблях, проходить морем, чтобы идти на исмальтян. Я веду с ними (русами) войну.Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю странуисмаильтян до Багдада». (8)
События, развернувшиеся на Каспийском море, показали, чтововсе не обязательно было охранять устье Волги, чтобы не пустить русов наКаспий. Существовал другой, скрытый от хазар путь, по которому с Волги можнобыло пройти в Каспийское море. Это путь — через Иргиз и Самару (притоки Волги) инебольшую переволоку на Чаган (приток Яика), через Яик он вел в Каспийское море.Эта речная дорога в море была известна местным жителям с древних времен. Позжеей пользовались казаки Ермака и Разина, спасаясь от московских карателей. Другойводный путь с Волги на Яик через Узени и Камыш-Самарские озера был доступенлишь в периоды больших весенних половодий. (4)
Возможно, одним из этих путей пользовались дружины русов,совершая набеги на мусульманские страны каспийского побережья. Суда, которымиони пользовались, позволяли делать на них переволоку и совершать плавание понеглубоким затоплениям Прикаспийской низменности. По сообщению историкарусского мореходства А.В. Висковатова, русы при передвижении по Яику, как и поДнепру пользовались челнами-однодеревками, которые имели наложенные дощатыеборта. Они делались иэ ствола липы и вмещали до 8-10 человек. Более крупныесуда, на которых русы совершали походы по Черному морю (860г) и Каспийскомуморю (913г) вмещали в себя по 100 человек и даже несколько лошадей. Дляплавания в море суда (струги) были килевые, а для плавания по рекам-плоскодонные.
Сведения о расселении скандинавских народов на славянскихземлях исходят от арабских источников и русских летописей. Арабские авторы X-XIвв. Ибн-Фадлан, Ибн-Русте, Истахри, Ибн-Хаукал и др. (в переводе различныхвостоковедов) четко разграничивают славян и русов. В русских летописяхотсутствует разделение скандинавских народов на варяг и русов, что позволилопротивникам «норманнской» теории отнести эти народы к разновидностямславян. Так, летописец Нестор в «Повести временных лет» пишет:"… Идоша за море к варягам, к руси и от этих варяг прозвалася русскаяземля". А вот что писал первый русский географ и историк В.Н. Татищев орасселении русов на славянских землях: «По древнему разделению сия естьпервая часть Великая Русь. Есче видно, что в веси, которое от славян Белоозероименовано, был город, где Рюрик меньшаго брата посадил. Варяги же русы откуду…в гистории Нестеровой три народа упоминаются: варяги,. пришельцы со князи,славяне, прежде их бывшие и Русь — древние жители». Ученый и политик XVIIIв с достаточной ясностью называет три народа Великой Руси: варяги, славяне ирусы. «Русь» в переводе с древнескандинавского языка означает «гребец»,что раскрывает занятие древних скандинавов.
Вместе с тем, французский историк конца XVIII в Ф. Архенгольцделает более точное разделение жителей древней Скандинавии на викингов, варягови русов, локализуя каждую ветвь этих древних скандинавов к определеннойтерритории Скандинавии. Так, викингов он считает выходцами с полуостроваЭтландия, варягов-с земель современной Швеции и юга Норвегии, русы с серединыXIII в. населяли север этой страны. Русы, как и викинги-норманны, покорившиеполовину западной Европы, были храбры и воинственны. Северные славянскиеплемена называли их тоже норманнами (мурманами), хотя на юге они с VIII в.стали называться русами. Воинственность русов закладывалась с детства. Об этомсообщает Ибн-Русте (перевод Д.А. Хвольсона): «Когда у кого из Руси родитсясын, отец (новорожденного) берет обнаженный меч, кладет его перед дитятею иговорит: „не оставлю в наследство тебе никакого имущества, будешь иметьто, что приобретешь этим мечом“.
Со славянами русы вели мирную торговлю. Как отмечаютзападные источники, на о. Готланд в XI в. имелась новгородская торговаяконцессия, которая владела домами, торговыми рядами и даже имела свои церковь. Междуславянами и русами случались раздоры. Об этом упоминается в арабских источниках.В сообщении историка Ибн-Ийаса говорится: „Русы производят набеги наславян, подъезжают к ним на кораблях, выходят на берег и полонят народ“ Арабскийисторик Йакут в противоположность первому пишет:
»Славяне нападают на русов и захватывают их достояние".Взаимные нападения русов и славян объясняются соседством в расположении этихнародов, а в большей степени бедностью, в которой находился скандинавскийнарод, лишенный плодородных земель. В регионе с избыточным населением нехватало продовольствия. Каменистые почвы, суровый климат не способствовалиобеспечению населения продуктами питания. Голод среди населения Скандинавии послужилпричиной появления закона в Швеции IX в., обязывающим молодых людей, в связи снедостатком продуктов питания, покидать страну. Этим обстоятельством Ф. Архенгольцобъясняет миграцию норманнов на запад (викингов в Исландию, Францию и Англию),варягов на юг, а русов — на восток Руси.
Подтверждением мнения западного историка служат сообщенияарабских источников. Ибн-Ийас пишет: «Пашен Русь не имеет и питается тем,что добывает в землях славян» Невзирая на плохой жизненный достаток, русыприспособились к скитальческому образу жизни и сохранили нравственныйчеловеческий облик. Воинственность и страсть к ведению торговли не испортили ихфизическую и духовную природу. Арабский путешественник Ибн-Фадлан, посетившийВолгу в начале Xв пишет: «Я видел русов, когда они прибыли по своимторговым делам. Я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Ониподобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом». Историк Ибн-Рустетакже был восхищен внешностью русов: «Любят опрятность в одежде, дажемужчины носят золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо».
«Жизненные установки» даваемые сыновьям «приобретатьимущество мечом», т.е. заниматься разбоем и грабежами, не до концаиспортили нравственные и этические устои у древних скандинавов. Ибн-Рустесообщает об этом: «Гостям оказывают почет и обращаются хорошо счужеземцами, которые ищут у них покровительства,. не позволяя никому обижатьили притеснять таких людей». Вместе с тем, в случае конфликта между русамиесли на кого-то из них нападал общий враг, они мирились между собой и заключалисоюз для отражения агрессии. Подчеркивая здравый подход русов в случаеприменения оружия, Ибн-Русте отмечает: «У русов мечи соломоновы; когдарусы начинают войну, то прекращается усобицы и все действуют согласованно, покане победят врага».
Важным средством жизнеобеспечения для русов являласьторговля. Это занятие в сочетании с разбойничьими действиями составлялисвоеобразный образ жизни речных скитальцев. Ибн-Русте свидетельствует: «Русьне имеет ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен, единственный промыселих торговля собольими, беличьими и другими мехами, которые продают онижелающим, плату же, получаемую деньгами, завязывают крепко в пояса свои».
О маршрутах движения и местах куда русы поставляли своитовары сообщает арабский географ Xв Ибн-Хордадбех в работе «Книга путей истран» (перевод Крачевского): «Они возят меха белок, черно-бурыхлисиц и мечи из крайних пределов славянства. по Танаису,. проходят доХамлиджана, хазарской столице. Иногда они перевозят свои товары на верблюдах вБагдад. Они (русы) заявляют себя христианами, и платят подушную подать». Приведенныеиз арабского источника сведения ценны тем, что прослеживают торговые пути русови позволяют установить время окончательного принятия христианства. По ранним арабскимисточникам датой принятия христианства считались 912-913гг., или, попредположению Заходера, 944-945гг. Однако по сведению арабского миссионераИбн-Фадлана русы в 921-922гг поклонялись идолам — языческим богам, отсюдаследует считать, что русы приняли христианство в 944-945гг.
Вхождение в христианство «притупило мечи» русов, т.е.снизило пиратскую активность на реках, так как заповеди христианской идеологии:«не убий», «не укради» категорически запрещали обогащениестоль жестокими и безнравственными способами. Тогда русы решили перейти вислам, который ради веры разрешал убивать неверных (инаковерующих) и отбиратьих имущество. Они посылают четырех мужей в Хорезм, чтобы при посредствехорезмшаха принять мусульманскую веру. При этом привлекает внимание тообстоятельство, что Хорезм находился ближе всего к Яику, на берегах которогожили кочевые племена печенегов и огузов, исповедующих ислам. Следует отметить,что Ибн-фадлан-проповедник магометанства в Булгарах, был «посланникомАллаха» в Багдаде. Русы, обратившиеся в Хорезм видимо нашли, чторасстояние до него ближе, чем до Багдада, считая Яик отправной точкой. Этоявляется косвенным доказательством присутствия русов на Яике в X в.
Русы на яике в период нашествия татаро-монгол
С возникновением империи Золотой Орды на юге Руси, движениерусов по Волге и Яику прекратилось. На степных равнинах близ Дона, Волги и Яикапоявились отряды вооруженных людей, несущих службу хану Золотой Орды. Ихназывали казаками. Происхождение казаков иностранными и отечественными авторамиобъясняется по разному. Французский историк Ив Брезре называет казаковбродягами, «пришедшими из ниоткуда». Предками казаков он считаеткочевников, массами наплывавших к берегам восточно-европейских рек. Главнымаргументом такого объяснения приводится перевод слова «казак». Потатарски оно означает «свободный человек» или «человек,стремящийся к воле». Столь легкому толкованию этого термина придавалсяоттенок французского романтизма, в духе которого движение к свободе считалосьсамым важным идеалом в жизни человека (1).
Происхождение термина «казак» более развернутодается в книге донского казака, эмигранта А.А. Гордеева «История казаков»,впервые вышедшая в Париже в 1968 г. Гордеев считает, что донские казаки, бывшиеизначально свободно гуляющими людьми, в дальнейшем послужилисоциально-этнической основой для возникновения других казачьих образований: терских,волжских, яицких и прочих. По утверждению автора, — донские казаки произошли отчеркесов, касогов и других народов Кавказа. Процесс «оказачивания» свободныхлюдей проходил на основе создания вооруженных группировок-дружин.
«В ходе исторического процесса, — пишет Гордеев, — дружинывольных людей превращались в племена, а потом — в народ, продолжавшиесуществовать отдельно или же сливались с другими народами,. сохраняя своеназвание — казаки».
Яицкое казачье формирование несло верную службу хану БелойОрды. Отношение с ордынскими властями строились на безоговорочном подчинениихану и его ставленникам: баскакам (чиновникам), темникам, тысячникам и другимвоенным руководителям, стоявших во главе казачьих отрядов в структуревооруженных сил Белой Орды. Подчинение казаков командирам-нойонам из числамонгол строилось на силе и жесткой дисциплине.
Поселения русов, славян и угров входили в системугосударственного устройства Монгольской Империи-Золотой Орды. «Оазисгородов» стал частью улуса Белой Орды. Административное и военноеуправление «оазиса» целиком принадлежало баскакам-ордынскимчиновникам. «Оазис городов» вошел в систему военных поселений,представляющих собой сторожевую линию, созданную с целью защиты улуса БелойОрды и его столицы Сарайчика от набегов кочевников «восточной стороны».Улус располагался на плодородных землях поймы Яика, по берегам которого казакинесли службу по охране владений хана Белой Орды.
К началу экспансии монгол русы, частично ассимилировавшисьсо славянами, имели общую с ними православную веру, постепенно усвоили их язык,оседлый образ жизни и занятия. Смешений с ногаями (печенегами) не было, так какте исповедывали ислам и были кочевниками, а по монгольским законам запрещалосьзаключать браки лицам, исповедующим разные религии.
Русы, по сравнению с монголами, имели более высокий уровенькультуры и бытовых традиций. Монголы были язычниками, они не имели своейписьменности, их разговорная речь, по сравнению с языком тюркских народностей,была слабо развита. Монголы не мылись в банях, не меняли одежду, не купались вречках. Русы, служа ханам, благодаря православной вере, сохранили свои духовныеи морально-нравственные традиции. Относясь к категории казаков, они несмотря небеспрекословное подчинение ханским порядкам в военном и административномотношениях, пользовались некоторой автономией. Особенную самостоятельностьказачья община соблюдала в вопросах религии. Христианская Епархия во главе сМитрополитом находилась в Сарае. Епископ Сарайчика и священники храмов,расположенных в городках «Оазиса» и других казачьих селенийподчинялись только Митрополиту в Сарае и Епископу Белой Орды в Сарайчике. Под ихпротекторатом открывались новые храмы в казачьих городках и даже был возведендеревянный собор. Казаки из русов и славян иногда брали в жены женщин изсоседних селений, которые приняли православие. Смешанные браки вели кассимиляции русов и славян с тюрскими народами, что «создавало особыйказачий тип, впоследствии отличавший их от других народов северо-западныхрусских княжеств».
Казаки добросовестно служили ханам, выполняя их требованияи, защищая интересы империи. За свою службу они получали «жалование» хлебоми оружием. Им выделяли земельные участки и речные угодья, освобождали отвыплаты дани и подушной подати. Казаки, служившие хану Белой Орды честновыполняли свои воинские обязанности, проявляя храбрость и отвагу. Среди военныхформирований кочевых народов, несших службу хану Белой Орды, яицкие казакиотличались выносливостью, решительностью и воинской смекалкой. В период службыв татаро-монгольских войсках казаки позаимствовали у татар некоторыетактические приемы ведения боевых действий: несение дозорной службы, глубокаяразведка, устройство засад, скрытый обходной маневр, атака развернутой коннойлавиной и т.д.
После смерти владыки Золотоордынской империи хана Джаныбекав 1357г, усилилась борьба за ханский трон между прямыми наследниками хана и продолжателямирода Чингисов в Сарае. После длительной и жестокой борьбы с соперниками, ханомЗолотой Орды стал Мамай. Ханы Белой Орды на Яике не захотели подчиняться новомухану, не принадлежавшего к роду Чингис-хана. Ханы Белой Орды пересталивыплачивать «жалованье» казакам за их службу. Часть яицких казаков,чтобы обеспечить себе существование перешли на службу к хану среднеазиатскогоулуса, — Тамерлану.
Мамай после поражения на Куликовом поле осел в Сарае, гдеготовился к новому походу на Москву. Тамерлан, как потомок Чингизхана, сампретендовал на кресло золотоордынского владыки. Мамай был его главнымсоперником. Для свержения Мамая Тамерлан посылает хана Белой Орды Тохтамыша,враждовавшего с ханом Золотой Орды. Тохтамыш разгромил отряды Мамая не Волге и захватилСарай. В войска Белой Орды, которыми руководил Тохтамыш, входили отряды яицкихказаков. Под ударами этих войск Мамай бежал в Крым, но был настигнут отрядамиТохтамыша и убит.
Яицкие казаки продолжали службу хану Белой Орды, но «жалование»от него стали получать нерегулярно. При материальных недостатках они испытывалипритеснения со стороны ногайских кочевников, которые угоняли скот, отбиралиимущество казаков, разрушали их жилища и забирали в плен родственников. Казакис семьями покидали Яик и уходили на службу к Мещерским и другим русским князьям.Основная часть казачьего войска, на Яике продолжали служить белоордынскомухану, обслуживая сторожевые линии по обоим берегам Яика.
Тохтамыш, заняв место Мамая в Сарае, перестал выплачиватьдовольствие казакам, обслуживающим ханскую ставку. Чтобы обеспечить себесуществование, казаки собираются в ватаги и начинают грабить хивинские иперсидские караваны на Волге и опустошать прибрежные татарские становища. Скрушением мамаевой орды многие казаки возвращаются в свои прежние жилища наДону, Тереке и Яике. В августе 1382г войска Тохтамыша подошли к Москве. Самонадеянныйхан захотел вновь подчинить себе московского князя и заставить его возобновитьвыплату дани Орде. После трехдневной осады татары обманным путем добились отзащитников города открытия ворот. Ворвавшись в город, татары убили воеводу Остяи всех, кто оборонял город, а затем с богатой добычей и толпами пленников, онидвинулись к своей ставке на Волге. Разгром Мамая и захват Москвы возвысилисамомнение Тохтамыша о своем величии, и он провозгласил себя правителем ЗолотойОрды. Опасаясь своего бывшего покровителя, а теперь уже конкурента, Тамерлана,Тохтамыш в 1391г нападает со стороны Яика на среднеазиатские владения Тамерланаи захватывает Ургенч. Тамерлан, находившийся в Персии, вынужден был покинутьсвой улус и выступить против ослушника. На Волге в районе Самарской луки войскаТохтамыша были разбиты полками непобедимого Тимура-Хромого. Столица ЗолотойОрды Сарай был разрушен до основания. Попутно войска этого могущественногоповелителя разрушили и города Белой Орды на Яике. В плен было взято многосторонников Тохтамыша. Большинство их было казнено, но яицкие казаки избежалирасправы, благодаря тому, что Тамерлан знал и ценил боевые качества этих воинов.Несмотря на жестокий нрав и суровый характер, покоритель Азии был мудр исправедлив. Он дарует жизнь яицким казакам, чтобы, включив в состав своеговойска, заставить лихих конников служить ему.
С Москвой у яицких казаков складываются прочные связи, благодаряпереезду православной Епархии из Сарая в Москву, Митрополит Московский и ВсеяРуси Крутицкий выделил для казаков построивших на Яике церкви духовные книги,церковный инвентарь, убранство алтарей и т.д. Из Москвы на Яик были посланылица духовного звания. Казаки, почувствовав поддержку Москвы, еще энергичнеестали отстаивать свои уделы от притязаний кочевников. «Казаки, — пишетГордеев, — хорошо знали психологию азиатских народов, уважающих только силу исправедливо считали лучшей тактикой в отношении их — нападение». Ониразгромили прилежащие к Ямку становища татар и ногаев, угнали их скот и отбили«полон»-русских пленных, захваченных татарами в центральныхкняжествах Московского государства. Казаками был взят и разгромленСарайчик-столица Ногайского ханства, ранее входившая в улус-Белая Орда.
Особенности Говора Яицких Казаков
Ни в одном казачьем войске России не наблюдалось такогорезкого отличия от русской разговорной речи, как в территориальном диалектеяицких казаков. Этому способствовали те же причины, которые ограждали их быт отвлияния внешних факторов. В первую очередь особенностями говора — разговорнойречи казаков Яика интересовались известные русские и советские писатели: В.А. Жуковский,А.С. Пушкин, В.И. Даль, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А. Толстой, К. Федин, В. Правдухин,С. Есенин и многие другие.
Художники слова рассматривали особенности языка уральцев внеотрывной связи с уникальностью быта казаков на Яике, привнесенного сюдадревним народом, скитающимся по рекам Руси. При внимательном изучениидревнерусских летописей, записей, оставленных арабскими авторами и письменныхпамятников западно-европейских историков, прослеживается сходство черт,обычаев, обрядов и сложившихся традиций яицких казаков с чертами нравственнойкультуры скандинавов-русов. Объяснением этого сходства служит общность религии(христианского православия), которую начали исповедывать, вслед за славянами,«речные скитальцы». Путем ассимиляции с племенами восточных славянскандинавы-русы (выходцы из Норвегии) создали ядро новой этнической группы,начиная с XII в., военно-хозяйственную общину, впоследствии оформившуюся вЯицкое казачье войско.
Если уралец и не имеет особого наречия, то по крайней мере,у него свой выговор, он произносит буквы Н, Д, Р, Т тверже и острее почти какангличанин, говорящий по русски". В очерке-рассказе «Уральский казак»Даль подчеркивает особенности говора яицких казаков: «Казак говорит резко,бойко, отрывисто; отмечает языком каждую согласную букву налегает на Р, С, наТ, гласные буквы, напротив скрадывает: вы не услышите у него ни чистого А, ни0, ни У. Родительницы, напротив, живучи особняком в тесном кругу своем,. всебез изъятия перенимают друг у друга шепелявить и произносить букву мягче обыкновенного.Они ходят гулять и веселиться на СИНЦИК в СЁЛКОВОЙ СУБЕНКЕ, а синчик называетсяу них первоосенний лед, до пороши по которому можно скользить в нарядныхбашмачках.»
Высказывания Даля о звуковых особенностях казачьего говорапоказывают их сходство с некоторыми проявлениями фонетики норманского (норвежского)языка. Скандинавские языки, которыми пользовались варяги и русы, претерпели современем значительную трансформацию под влиянием наречий соседних славянских иугорских племен. Современный историк Е. Мельникова в публикации «Тенизабытых предков» сообщает, что на Руси скандинавы уже к середине X в. былиассимилированы в славянской среде, что подтверждается археологическиминаходками и письменным источником-трактатом византийского императора КонстантинаБагрянородного «Об управлении Империей» (950г), в котором несодержится искажений слов, написанных на славянском и скандинавском языках. Одвуязычии свидетельствует также факт написания скандинавских имен Геребен иФарьман славянским письмом-кириллицей. В Звенигороде Галицком найдена пряслицас надписью женского имени Сигрид, сделанной руническим письмом, что означаетперенесение скандинавами своей культуры в данную местность. Надпись быласделана в XII в., когда письмена руна в Скандинавии уже вышли из употребления.
Исходя из вышеизложенных фактов автор приходит к выводам:
а) в среде знати переход с древнешведского на русский языкпроизошел в середине XI в.;
б) некая группа скандинавов, покинувшая родину и,поселившаяся на юге Руси, сохраняла свою письменность и язык в течение двухсотлет, находясь в окружении славян.
Наблюдалось и обратное воздействие византийских,древнерусских и кочевнических культур на скандинавов. Оно выражалось виспользовании вооружения, одежды и украшений (женских), сходстве погребальных ирелигиозных обрядов. Долго прожившие на Руси норманны (в составе княжескихдружин или групп речных скитальцев), усвоив материальные и духовные элементыдревнерусской культуры, везли их в Скандинавию. Одним из обычаев, привезеннымнорманнами-русами на территорию древней Норвегии является языческий праздник«Иванов день», «Иванов денек — веселью срок, плети, торописьсвой венок!» Кроме славянских обычаев, норманны-русы привезли тюрскиеимена, как недавно вышедшие из исламской веры, Арне, Аслаг, Карен, Аслауг,Хюсебю и др.
В Норвегию были завезены географические названия (топонимы) местпрежнего пребывания на Яике: Боддарен (Бударино), Хаммельвик (Камелик), Иёвик (Яик),Карасйок (безрыбный) и др. Из норманнских слов, оставленных на Яике, сохранились«анды», «будара», «ятовь», «таблак»,«яр», «ерик» и др. Первые три из них можно слышать только вразговорной речи уральских казаков. «Анды» с древненорманнскогопереводится как предлог «на». В разговорной речи казаковупотребляется в выражении «анды разик», что означает «на раз».«Будара» — лодка, слово, взятое из уральского казачьего диалекта. Образованосочетанием норманно-германских слов «буда»-купание и «риемен»- весла. На Урале и поныне существует поселок Бударино. По преданию близ негоизготовляли долбленые лодки (челны) — будары. «Ятовь» произошло отнорманно-германского глагола «ятен» — вытаскивать, выдергивать изглубоких мест (возможно рыбу), «таблак»-тюльпан, «Яр» и«Ерик» — слова, связанные с деятельностью человека (энтонимв). «Ярл»(шведск) — высокий, видный. «Ерик» (в Приуралье) — остаток реки,изменившей русло. В древней Швеции имя Эрик носили: вождь викингов — Эрик (Рыжий),король Швеции Эрик (XIв) и Эрик Шепелявый (XIIв). Возможно, шведские монархиполучали это имя из-за переменчивости их политики в управлении страной.
Факт диахронии свидетельствует в какой-то степени опроскандинавском происхождении слов-эндемиков в разговорной речи уральскихказаков. Аналогичное лингвистическое сходство было засвидетельствовано ужителей Исландии — потомков викингов-выходцев из Скандинавии в VIII веке. Онорманнском прошлом народа Исландии можно судить по сохранившимся в исландскойлитературе произведениям языческой эпохи. Исландия стала своеобразнымзаповедником древних скандинавских мифов (саг), ввиду ее изолированности отстран Европы. На Яике не было строгой изоляции казачьих пращуров-русов, которыеоказались в окружении других народов: славян, угро-финнов и тюрских племен. Подвоздействием языка славян и наречий кочевников норманнская речь в основном былазаменена на славянскую (русскую), за исключением отдельных слов исловосочетаний, оставшихся из проскандинавской лексики. Кроме слов эндемиков: ятовь,будара, ерик, анды, лукни и др., в казачьем диалекте среди значительного числарусских слов появилось много слов, образовавшихся от воздействиядревнескандинавской грамматики на славянский (русский) язык. Частичные примерытакого влияния были приведены выше. Более полное представление о говореуральских казаков можно получить после ознакомления со словарем местногодиалекта, составленным доцентом Уральского Педагогического института Н.М. Малеча.К сожалению, словарь этот пока еще существует в рукописи, копии которойнаходятся на кафедрах русского языка Уральского пединститута и СаратовскогоУниверситета. Фольклорные и языковые параллели подтверждают высказывание Е. Мельниковойо влиянии в этих областях духовной жизни скандинавской культуры на восточныхславян Приуралья.
В области литературы воздействие скандинавов на славян былонезначительным из-за недостаточного развития у русов этого жанра ко времени ихприхода на Яик. В Норвегии, до XIX в. находившейся под протекторатом Швеции,литература, как форма художественной мысли, стала развиваться только в концестолетия. Одним из первых классиков страны был писатель и поэт Б. Бьернсон,друживший с М. Горьким. Бьернсоном написаны рассказы: «Опасное сватовство»,«Охотники на медведей»; повести «Сюнневе Сульбакен», «Арне»и др. Из поэзии им создана поэма, рассказывающая об истории скандинавов (Норвегии)- «Мы любим этот край»./>Новые свидетельства оприходе русов на яик
Сами казаки, находясь в плену старообрядческихпредставлений, вряд ли сознавали, что их корни исходят из Скандинавии. Иначеони не стали бы искать Беловодию в «Опоньском» царстве, хотя по волесудьбы им приходилось быть союзниками Норвегии. Это произошло в 1809г, когдаРоссия воевала со Швецией. Тогда команда яицких казаков участвовала в переходена судах через Ботнический залив, а затем принимала участие в сражении привзятии Аландских островов. Норвегия в то время вела борьбу за свое освобождениеот Дании, колонией которой была, а с 1814г — получением конституции, становитсяколонией Швеции.
Автору этих заметок, родившемуся в Уральске и проведшемудетство и юность среди казаков приходилось много лет слышать их особенный,«скороговорящий» диалект. Вначале он не казался странным, потому чтовсе соседи в окружении говорили одинаково, произнося быстро и коротко «щен»(сено) или отвечали успокоительно: «стяс» (сейчас). Большинство словуральского казачьего диалекта не входят в лексикон местных диалектов другихлегионов (казачьих в т. ч). Знающий их говор, может отличить уральца средитысячи людей с разными наречиями. Это выяснилось позже, когда пришлось побыватьв разных республиках бывшего Союза ССР и областях России. Вызывает удивление,что из множества писателей, посетивших Яик (Урал) только В. Даль обратилвнимание на необычную речь казаков Урала. В говоре уральцев, кроме славянскихкорней, встречается много русских (славянских) слов с измененными согласными иопущенными гласными.
По всей вероятности, это послужило причиной принимать зарыбацкий жаргон или дефект речи казачий говор, отчего маститые литераторы непридавали ему значения. Впрочем, кроме Даля только поэт И. Сельвинский в поэме«Уляляевщина» довольно иронично высказался об уральских казаках,назвав их «шепелявыми бородачами». При этом не было обращено вниманиена слова, не встречающиеся в русском языке, такие как: будара, ятовь, анды,лукни и др, а также на казачий богатый диалект. Слов-эндемов доцентом Н.М. Малечабыло собрано более 25000. При внимательном их изучении, прошлое уральскихказаков предстало бы перед современниками шире в географическом плане идостаточно полно (в историческом плане). Собранные по крупицам всловарь-сборник измененные скандинавские наречия, записаны в их конечной формебез переходных стадий. Между тем, показательным примером изменения слов вкняжеском именослове служат изменения форм скандинавских имен: Рюрик (Hrprekr),Олг (Олег-Helgi), 0лга (Ольга-Helga) Особенно сильно изменили форму: Jngvarr-Игорьи Judleifr-Глеб. Промежуточные формы имен Игорь и Олег в X-XIIвв византийцыпередают как: Ингор и Хелгу. Характерно, что в первоначальных формах имен Олг,Олга между согласными — ЛГ — появляется гласный звук и имена приобретаютсовременный вид: Олег и Ольга.
Уральские археологи Г.В. Кушаев и Г.И. Багриков, исследуяархеологические памятники Уральской области, на основании обнаруженной массыпредметов в захоронениях, которые хронологически не соответствуют эпохе ЗолотойОрды, а также обнаруженные остатки оборонительных укреплений в виде вала,сделали вывод о существовании в средневековый период на территории современногоУральска средневекового городища. Находки, обнаруживаемые на уральском пляже,после весенних паводков, доказывают, что поселения были основаны не выходцами сДона и Нижнего Поволжья, а приходцами с северной части Руси, (5) При сравнениирезультатов раскопок Саратовских и Уральских археологов выявляется значительноесходство в ориентировке могильных ям, положениях скелетов захороненных. Становитсяочевидным, что обнаруженные в могильниках памятники представляют культуруоседлого рыбопромыслового земледельческого характера. В X-XII вв. на Яике,кроме русов в «Оазисе городов» жила некоторая часть готтских племен,а в заяицких степях располагались становища печенегов-кипчаков и огузов.
Установленная связь между географическими объектами,упомянутыми в предании приверженцев старой веры о «Беловодии» (Камбайскомцарстве) и топонимами северной Норвегии, позволяет проследить развитиеказачьего этноса на Яике. О связи обычаев в Норвегии и в Уральской области (доОктябрьской революции) свидетельствует факт существования обычая — массовый ловрыбы начинать с общего сигнала-выстрела пушки. В Яицком войске такой ловназывался «удар».
Следует отметить, что среди казачьих войсковых формированийРоссии в процессе исторического развития Яицкие казаки выделялись целым рядомпризнаков. Наиболее отличительными были:
1) Ревностное, вплоть до самопожертвования, отношение ксоблюдению старообрядческих форм богослужения;
2) Организация массового проведения всем войскомрыболовства, четко регламентированного по временам года;
3) Оригинальность говора, не имеющего аналогов в других казачьихобластях и регионах России;
Последний поход к морю
В декабре 1917г с фронтов 1-й Мировой войны в Уральскприбыли эшелоны 7-го казачьего кавалерийского полка. Демократично настроенныеказаки в марте 1918г создали войсковое«правительство». В то времяволна революции и демократии захватила все слои населения города и области. Квласти и к экспроприации имущества богатых рвались бедняки и самые нечестныелобители нажиться в период «передела» имущества. Казаки, неискушенныев политике и экономике, не претендовали на власть в городе и области, нестремились к захвату земли и чужого добра. Их требования ограничивалисьсохранением «автономии» в пределах Уральской казачьей области впределах России, с предоставлением прав и привилегий казакам в вопросаххозяйствования, сохранения самобытности в соблюдении обычаев, религиозныхобрядов, а также порядков во внутреннем устройстве Уральской казачьей обпины. Длязащиты казачьих прав и привилегий войсковое правительство формирует казачьиполки.
Стремление казаков к автономии правительство Ленина иТроцкого посчитало антисоветскими выступлениями и ультимативно предложило«распустить» войсковое правительство и расформировать казачьи полки. Казакине подчинились приказу Москвы и захватили власть в городе. Советскоеправительство расценило действие уральских казаков, как контрреволюционное. Дляподавления казачьего возмущения в Самарской и Саратовской губерниях формируются22, 25, 31 и 50 стрелковые дивизии, составившие позже 4-ю армию Юго-восточногофронта.
После нескольких неудачных походов частей 25 и 1-й бригады22-й дивизии Уральск был взят и казачьи полки отступили на юг, к низовымстаницам области. Летом 1919г казачья армия, сосредоточив свои полки в районеБударино-Лбищенск, продолжала отстаивать свое право называться Уральскимказачьим войском. Командующего армией генерала Савельева сменил энергичный33-летний генерал-лейтенант В.С. Толстов.
В конце лета 1919г казачья армия под нажимом соединений 4-йТуркестанской армии, имеющей в составе 25-ю дивизию и полки 50-й стрелковойдивизии, возглавляемой командармом Г.К. Воскановым, откатывается к пос. Калмыковои продолжает отступать к Гурьеву. Недолго задержавшись в крепости, армияТолстова 5 января 1920г оставляет г. Гурьев, совершив отход к поселку ЖилаяКоса. Оторвавшись от армий Колчака и, потеряв связь с армией Деникина, понесябольшие потери от эпидемии тифа, Уральская казачья армия оставила в Гурьевепочти все свое вооружение: 14 орудий, более 100 пулеметов, весь запасбоеприпасов и продовольствия, в плен красным попало 300 офицеров, т.е. большаячасть командного состава казачьей армии.
Путь от Уральска до Гурьева, совершаемый тысячи раз казакамипо суше и воде, оказался для уральцев роковым. Тягостное предчувствие непокидало казаков до самого Каспийского моря, не потому, что приходилось имуходить из дома под пулями русских братьев славян-единоверцев, не потому чтобыли брошены на произвол судьбы дома, скот и все имущество, тоскливоепредчувствие рождалось от мысли «уходцев», что это будет последний вистории Уральского казачьего войска уход казаков «в никуда». Невернуться им больше к берегам седого Яика-Горыновича, не тянуть сети на егозолотой песок, не заниматься багреньем осетров из глубоких ятовей.
С последними отступающими казаками уходила история казачьейобщины, начатая древними русами и продолженная Яицким (Уральским войском). Вместес ними завершалась самобытная культура, исчезали устные памятники казачьегофольклора, стихали песни когда-то неунывающих «бородачей», замолкалиих сказы, легенды и предания и самое ценное, и в тоже время самое уязвимое вжизни уральских казаков, их неповторимый говор, диалект народного языка,корнями уходящий в древнюю Скандинавию. Сейчас мы по крохам собираем остаткиэтих бесценных россыпей, но может случиться, что вскоре мы будем оплакивать ихполное исчезновение и сбудется горькое предостережение казаков:
Стой, казак, и дочь моя! Слушайся совета, Ведь казаки всеуйдут, — Вспомнишь поздно это!.. .
К сожалению, это предсказание сбывается. Власти Казахстана,в состав которого произволом руководителей Советской России, а затем СССР, былавключена Уральская область, проводят политику геноцида по отношению кУральскому казачеству: в республике официально запрещена работа казачьих общин,казакам не разрешается носить казачью форму и соблюдать традиционные ритуалы. Такоканчивается процесс «расказачивания» на Яике-Урале, начатый в 1918г.Автор очерка — не казак, но как рожденный среди них и знакомый с их жизнью,остался навсегда очарован их бытом и культурой.
Сделана нелегкая попытка — в кратком очерке осветить почти700-летнюю историю Яицкого (Уральского) казачьего войска. Сами казаки-хранителипамяти о древних событиях на Яике говорили о зарождении войска достаточнонеопределенно: "…первых яицких казаков на Яик-реку приход и население былов самые те времена, когда Тамерлан разные области разорял". Как былоосвещено в очерке, приход казачьих предков — «скитальцев по рекам» отмеченX-XI веками, т.е. за 300 лет до нашествия Тамерлана. История не располагаетсведениями о взаимоотношениях русов с кочевниками на Яике, кроме записокГарнати — арабского автора и русского источника — Лаврентьевской летописи. Ониизложены в качестве аргументов.
О масштабах посещений скандинавами Поволжья и Приуральяприводятся данные В. Морозовой, что числу находок захоронений в Скандинавии (г.Бирки на о-ве оз. Меларен) и под Ярославлем в инвентаре погребенийколичественно равны. (52) В захоронениях, обнаруженных Г.А. Кушаевым вПриуралье, встречались продметы-псалии, характерные для древнескандинавскойкультуры в виде изображений головы хищных животных. Характер жилищ, по мнениюархеологов Кунаева и В.А. Лопатина, для Приуралья X-XIII вв. представляет собойсрубовую культуру северной части Европы, тогда как жилища кочевниковвозводились иэ земляных кирпичей (самана) и обмазывались глиной.
В послесловии также следует обратить внимание на лицемерноеобращение ВЦИК к Оренбургским и Уральским казакам: «На ваши исконныеземли, завоеванные кровью ваших дедов и прадедов, никто не покушается, вашегоУрала никто отнимать не собирается… Предатели трудового народа лгут.»
И, хотя казачий отдел ВЦИК принял в апреле 1919гпостановление против «расказачивания», ломающего хозяйственный ибытовой уклад жизни казаков, казаки были отнесены к контрреволюционнымэлементам. Чтобы не слыть врагами Советов, Оренбургские казаки немедленносформировали 2 полка кавалерии и бросили их в составе 4-й армии противОтдельной Уральской армии генерала Толстова.
/>Заключение
Разгромом Отдельной Уральской армии закончилосьсуществование Уральского казачьего войска. Следуя директивам Оргбюро ЦК ВКП (б)1919г за участие в белом (антисоветском) движении, даже в случаях добровольногоперехода иэ армии Колчака на сторону Советов к казакам были примененырепрессивные мера вплоть до расстрела. В станицах Приуралья резко сократилосьчисло мужчин. Так, в 1916г почти равные по числу казаков Сибирское войско (172тыс)и Уральское войско (174тыс) в 1920г на 1-й Всероссийский съезд трудовых казаковпредставили делегатов соответственно: от Сибирской обл. — 51, от Уральской обл.- 22 делегата. От Уральской области число делегатов значительно сократилось всвязи с уменьшением мужского казачьего населения почти в 2, 5 раза. Принехватке рабочих рук в казачьих семьях в 1917 по 1920гг посевные площади вУральской обл. сократились в 2, 5 раза, а поголовье скота — в 3, 5 раза (26).
Часть казаков была из советского плена возвращена в места ихпостоянного проживания на Урале, однако их мирная жизнь дома была недолговечной.В 30гг за отказ вступить в колхозы бывшие участники белого движения, какпредставители контрреволюционного класса были поголовно уничтожены. В 1933-38ггорганы ОГПУ — НКВД Западно-казахстанской области, куда административно входилУральск, закончили зачистку населения Приуралья от антисоветских элементов. Вказачьих семьях остались лишь женщины, дети да глубокие старики, которые в часыподпития в базу (коровнике) или в палатке (летней кухне) странным пением сподголосками вспоминали былые вольности казачьей старины.
В 1941г, когда повзрослевших подростков мобилизовали вдействующую армию, в домах понизовых станиц стало совсем тихо. Только повечерам и в предрассветной тишине под уральным яром было слышно как плещетсякрупная рыба. Жить ей стало вольготнее, никто против рыб не устраивал большекрупных войсковых операций как «плавня» или «удар». Уральскоеречное войско разбито, а его рыцари повержены, кажется — навсегда.
/>Литература
1. Архенгальц Ф., История морских разбойников Средиземного моря и океана, М.,«Новелла», 2002 г,.
2. Аникин И.П. Стенька Разин посетил яицкие жилища (Сборник, Уральску375лет). Уральск, 2008г,.
3. Аникин И.П., Путь Разина с Волги на Яик, Ж. «Волга», N10, 2000г
4. Атлас мира, Карта Скандинавского пол-ва, Москва, 2004г,.
5. Артамонов А.И. История хазар, Москва-Ленинград, 1962г,.
6. 8. Бартольд В.В., Место прикаспийских областей в истории мусульманскогомира (лекц. 9,10) соч т.11, ч.1, 1963г.
7. Белый А.И. На краю Руси, (сборн. «На Яике-городок, на Урале-город»Уральск, 2008г,
8. Ив Бреэре, Казаки, (перевод), Москва, Военизд. 2002г,.
9. Висковатов А.В., Краткий исторический обзор походов русских имореходства их вообще, С. Петербург, 1994г. Из.1864.
10. Джованни дель Плано Карпини, История Монрелев, Гильом де РубрукПутешествие в восточные страны, Госизд географ. л-ры, М. 1957г